Еврейская философская школа Александрии оказалась недолговечной и со смертью Филона угасла, во всяком случае - для евреев. Только с Х века н.э., когда мусульманский мир познакомился с греческой цивилизацией, еврейская философия получила последовательное развитие и стала ведущим началом в формировании еврейской мысли. В этом движении участвовало множество философов-евреев, но первым еврейским философом Средневековья был Саадья Гаон, которого называют "отцом еврейской философии".
Саадья, как и школа "словесников", или, на международном языке того времени, "каламистов" (от арабского корня "калам" - слово), мусульманских теологов, исходил из того, что следует акцентировать внимание на роли разума в достижении правильных представлений о Боге. В то же время во многих философских вопросах Саадья проявил себя как самостоятельный мыслитель. В своем труде "Эмунот ве-деот" - что значит дословно "ВЕРА И ЗНАНИЯ" - Саадья стремится установить взаимосвязь между откровением (верой) и разумом (знанием).
Противоречие между разумом и откровением представляется ему невозможным, т.е. оба они восходят к единому Божественному источнику. Единственное различие между ними Саадья видит в методе: по сравнению с разумом откровение - более быстрый и прямой способ постижения Божественной истины. Более того, откровение и разум взаимодополняют друг друга в познании истины: откровение спасает разум от обуревающих его сомнений и неуверенности, в то время как разум способствует пояснению и распространению идей, полученных путем Откровения. То есть между нашим умом и сознанием Всевышнего не ставится знак равенства, но Саадья открытым текстом говорит (первым, кстати, из философов своей эпохи) - что пропасть между ними не так уж глубока, мы для того и созданы разумными, чтобы понимать нашего Творца, а не верить в него так же слепо, как верили бы существа лишенные сознания:
А тот факт, что Он нам открылся так, а не иначе, при экстремальных, неожиданных или парадоксальных обстоятельствах и в словах, которые не всем с первого раза понятны, нисколько не противоречит нашей способности это откровение вместить и понять: это и будет настоящая вера, а не слепая рабская преданность. Стал бы Всевышний открываться тем, на чье понимание он вообще не может рассчитывать - ведь ни коровам, ни деревьям он не ставит задач, которых их мозг не может выполнить, а людям ставит!
Установив основополагающее единство разума и откровения, Саадья рассматривает в свете разума явленные откровением истины еврейской традиции. Излагая свои собственные воззрения, он полемизирует с распространенными теориями и концепциями. Образцом может служить полемика, которую Саадья ведет с каламистами, не признающими законов природы и причинно-следственных связей. Для каламиста в мире не существует иного закона, кроме воли Бога: он, например, утверждает, что, если земля увлажняется во время дождя, это происходит не потому, что идет дождь, а потому, что такова воля Бога. В противоположность этим утверждениям, Саадья всячески подчеркивает действенность законов природы.
С другой стороны, Саадья видит в акте Творения самый убедительный довод в пользу существования Творца. Поэтому он начинает изложение своей философской системы с доказательства основополагающего принципа: мир был сотворен ex nihilo (из ничего) и во времени. Отсюда вытекает существование Создателя, который Вечен, Всемудр и Всемогущ. Саадья защищает единство Бога против триединства христианства и дуализма фарси. Бог не только Един в числовом смысле слова. Он абсолютно неразложим и чист как дух, свободный от каких-либо физических свойств и атрибутов.
Многие священные писания, противоречащие этой философской концепции Бога, следует поэтому понимать в сугубо фигуральном смысле. Человек - венец творения и, следовательно, предмет особой заботы и любви Бога. Это значит, что Бог стремится сделать человека счастливым. С этой целью даровал Он человеку Тору с ее заповедями, и одним фактом подчинения Торе человек может достигнуть своего наивысшего блага. Заповеди Торы распадаются на два класса: заповеди разума (этика) и заповеди откровения (обряды). Это не значит, что заповеди откровения лишены разума, это значит лишь то, что они не могут быть проверены человеческим разумом без помощи откровения. Тора вечна и неизменна благодаря своей внутренней ценности. Более того, вечность Торы связана с вечностью еврейского народа. "Израиль является народом лишь благодаря своей Торе", и так как Превечный провозгласил устами своих Пророков вечность Израиля, Тора неизбежно должна также быть вечной.
Тора не противостоит жизни. Он не согласен с теми, кто утверждает, что лучшее, что человек может сделать в мире - это посвятить всего себя служению Богу, проводя день в постели, а ночь в восхвалениях Превечного, и отказаться от любых мирских дел. Напротив, Учение не оторвано от человеческой и социальной деятельности. Тот, кто отворачивается от жизни ради Богослужения, ради служения идее Бога, очищенной от проявлений жизни, утверждает Саадья, лишается возможности выполнять многие предписания традиции: "Как может отшельник соблюдать законы о правильных весах и мерах?.. Какой гражданский закон исполнит он в духе истины и справедливости?.. Это же относится и к законам посева, отделения десятины, благотворительности и пр."
Для того чтобы человек мог выполнять предписания Торы, Бога наделил его душой, следовательно - свободой воли и способностью различать добро и зло, руководствуясь нормами, установленными Торой. Душа - тончайшая духовная субстанция, и потому она неразрушима и бессмертна. Однако душа явственно связана с телом и образует с ним природное единство. С элементами этого тела душа обязательно воссоединится в день воскресения мертвых. Хотя доктрину воскресения мертвых нельзя доказать философским путем, доводы философии не могут ее и опровергнуть. Собственно говоря, эта доктрина находит некоторое подтверждение в разуме и в значительной степени согласуется с законами природы. Это, однако, не относится к понятию метапсихоза, или переселения душ, так как объединение человеческой души с телом животного противоречило бы законам природы. С доктриной воскресения мертвых связана также идея о мессианском освобождении Израиля, которую также не в силах поколебать доводы разума.
Другие работы по теме:
Философия XVIII века
Введение 1 Предыстория 2 Список философов XVIII века Введение Философия XVIII века — это философия ума, разума, научной мысли. Человеческий разум пытается понять окружающий мир с помощью научных знаний, соображений, наблюдений и логических выводов в противовес средневековой схоластики и слепому следованию церковным догмам.
Каким должен быть философ
«Философ должен быть смелым, честным, искренним, мужественным», – с давних времён говорили о философах. Попробуем разобраться, почему именно эти качества являются определяющими?
Философский кроссворд
ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ ПО ФИЛОСОФИИ КРОССВОРД РАБОТУ ВЫПОЛНИЛА 1998 ПО ГОРИЗОНТАЛИ: 1 Понятие обозначающее одинаковое положение людей в обществе. 2 Австрийский философ и логик, виднейший представитель неопозитивизма.
Философский кроссворд
ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ ПО ФИЛОСОФИИ КРОССВОРД РАБОТУ ВЫПОЛНИЛА 1998 ПО ГОРИЗОНТАЛИ: 1 Понятие обозначающее одинаковое положение людей в обществе. 2 Австрийский философ и логик, виднейший представитель неопозитивизма.
Кроссворд по философии
Министерство образования Российской Федерации филиал ГОУ ВПО «МЭИ (ТУ)» в г. Волжском Кафедра СГН Семестровая работа: Кроссворд по философии Выполнила студентка
Йосеф Альбо (1380-1444)-ученикКрескаса
После Хисдая Крескаса еврейская философия (или более правильно - философские интерпретации традиции) пошла на спад. Последующие поколения занимались лишь переложением идей предшествующего периода.
Бехая бен Иосеф ибн Пакуда из Сарагоссы
Бехая предстает перед нами как первый еврейский философ, для которого мышление концепциями и философское созерцание не просто полезное полемическое орудие, но по существу внутренний религиозный долг и Божественное предписание.
Apaбcкaя и eвpeйcкaя филocoфия
Наука и философия как наиважнейшие духовные источники для арабов наряду с исламом; потребность обоснования исламской теологии с помощью научного аппарата. Философия Aвицeнны, Aвeppoэca и еврейская философия, разрешение центральных философских вопросов.
Философия. Кроссворд
8 9 10 11 12 13 14 15 17 18 19 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 Вопросы. По горизонтали : Учение о человеке, мире и познании ( Петрарка, Леонардо да Винчи ... )
Гиляров-Платонов Никита Петрович
Гиляров-Платонов Никита Петрович- философ, публицист. Профессор Московской Духовной Академии. Пытался проанализировать диалектику Гегеля с позиций формальной логики. Близок славянофилам.
Савалета, Рене
Рене Савалета Меркадо (исп. Renй Zavaleta Mercado, 1935—1984) — боливийский политик, философ и социолог. Его труды оказали значительное влияние на интеллектуальную жизнь страны.
Гинцбурги баронский род
, ведущий начало от коммерции советника Евзеля Гинцбурга, возведенного в баронское достоинство грамотою великого герцога Гессен-Дармштадтского в 1874 г. Его сыновьям, Горацию и Соломону-Давиду Гинцбургам, Высочайше разрешено было пользоваться этим титулом в России, в 1879 г. Из этого рода: Гораций Осипович Гинцбург (1833—1909), известный еврейский общественный деятель и филантроп; сын его, Давид Горациевич (1857—1910) — ориенталист, автор многих работ в специальных изданиях, соредактор «Еврейской Энциклопедии», еврейский общественный деятель; собрал ценную библиотеку редких книг и рукописей по еврейской и арабской письменности.
Фустат
Эль- (الفسطاط) — один из крупнейших по площади и населению городов раннего Средневековья, столица Египта при Омейядах и Аббасидах, исторический предшественник современного Каира.
Сальгадо, Плинио
Плиния Салгадо (порт. Plнnio Salgado, 22 января 1895, Сан-Бенту-ду-Сапукаи — 8 декабря 1975, Сан-Паулу) — бразильский журналист, философ, политик, основатель и бессменный лидер бразильского политического движения известного как интегрализм.
Клугер, Шимон
Введение 1 Детство 2 Во время Второй мировой войны 3 Освобождение и эмиграция 4 Возвращение в Освенцим 5 Дом Шимона Клугера Список литературы Введение Ши́мон Клу́гер (польск. Szymon Kluger) (19 января 1925 года, Освенцим, Польша — 26 мая, 2000 года, Освенцим) — последний еврейский житель города Освенцим.
Дгания
Вид на Дганию-Алеф (слева сзади) и Дганию-Бет (в центре) с параплана. Справа сзади посёлок Цамех (ивр.) Дгания (ивр. דגניה, букв. «василёк») — первый еврейский кибуц в Эрец-Исраэль. Расположен на южном берегу оз. Кинерет, в 10 км к югу от Тверии, в региональном совете Иорданская долина.
Авраам ибн Эзра
Авраам бен Меир ибн Эзра , (ивр. אברהם אבן עזרא, исп. Abraham ben Meir ibn Ezra) (1092 или 1093—1167) знаменитый средневековый еврейский философ, поэт, мыслитель, лингвист, астролог, астроном и математик.
Фан Ван Хум
(вьетн. Phan Văn Hщm; 1902—1945) — деятель вьетнамского национально-освободительного движения, философ, журналист, писатель. Во второй половине 1920-х гг. один из ближайших соратников Нгуен Ан Ниня. В 1929 г. отправился на учёбу во Францию, где встал на позиции троцкизма. В 1930—1933 гг. учился на факультете философии Парижского университета.
Антигон Сохейский
(ивр. אנטיגנוס איש סוכו) (? - 264 до н. э.) — еврейский законодатель начала периода Мишны. Ученик Симона Праведного и его преемник. Его выдающимися учениками были Иосе бен Иоэзер из Цереды и Иосе бен Иоханан из Иерусалима - первые законоучители периода пар.
Авраам бен-Хия
(ивр. אברהם בר חייא, лат. Abraham Judaeus; 1065—1136) — еврейский математик и астроном, живший в Барселоне. Латинизированное имя
Список организаторов Голодомора СБУ
Введение 1 Проблематика вопроса 2 Критика 3 Список 3.1 Сокращения Список литературы Введение Список партийных и советских руководителей, руководящих сотрудников ОГПУ и ГПУ УССР, а также документов, ставших организационно-правовым основанием для проведения на Украине политики Голодомора-Геноцида и репрессий — обнародованный СБУ список лиц и документов, составленный по её архивным материалам, перечисляет членов карательных органов — ОГПУ и Государственного политического управления УССР периода 1932—1933 лет, а также документы, которые были подписаны ими лично и стали, с точки зрения составителей списка, организационно-правовым основанием для совершения Голодомора 1932-33 годов на Украине и проведения массовых репрессий.
Рюдигер, Андреас
Связать Андреас Рюдигер (нем. Johann Andreas Rьdiger; 1673—1731) — немецкий философ, ученик Хр. Томазия; читал лекции по философии в Галльском и Лейпцигском университете.
I тысячелетие до н. э.
— временной промежуток с 1000 по 1 год до нашей эры. События Железный век в Западной Европе; Древний Египет угасает как главная держава; Написан Танах; Основан Рим (VIII век до н. э.);
Дженовези, Антонио
План Введение 1 Биография 2 Список произведений Введение Антонио Дженовези (итал. Antonio Genovesi; 1 ноября 1712, Кастильоне-дель-Дженовези, Италия — 12 сентября 1769, Неаполь, Италия) — итальянский писатель, философ и экономист.
Просниц, Иегуда Лейб
Иегуда Лейб Просниц , часто Лёбеле Просниц , (также Простиц, Иехуда Лейб бен Яков Голлешау, 1679—1730) — еврейский каббалист, лидер саббатианской общины в Моравии, объявивший себя мессией.
Виленский гаон
План Введение 1 Биография 2 Философская концепция 3 Общественное влияние 4 Ученики 5 Книги 6 Память Список литературы Введение Элияху бен Шломо Залман (1720, Селец, Брестское воеводство, Польша, ныне Брестская область, Белоруссия — 1797, Вильно, ныне Вильнюс, Литва; известен как Дер вилнер гоэн — Виленский Гаон, Ха-гаон хе-хасид — Благочестивый гаон, Элияху Гаон, Ха-Гра — акроним ха-Гаон рабби Элияху) — раввин, каббалист и общественный деятель, один из выдающихся духовных авторитетов ортодоксального еврейства.
Российский еврейский музей толерантности
План Введение 1 О проекте Список литературы Введение Российский Еврейский Музей Толерантности (РЕМТ) — масштабный музейный проект, открытие которого в Москве, согласно сообщениям в сентябре 2008 года, запланировано на 2011 год[1].
Гистадрут
(Федерация труда, или Хистадрут ха-клалит шель ха-‘овдим бе-Эрец-Исраэль ивр. ההסתדרות הכללית של העובדים בארץ ישראל, «Генеральная федерация рабочих земли Израиля») — израильский профсоюз.
Йоханан Гиркан
Йоханан Гиркан (ок. 175–104 до н.э.), еврейский первосвященник из дома Хасмонеев. С 134 до н.э. совмещал две должности – первосвященника и светского правителя (этнарха) Иудеи, отказавшись от титула царя.
Нарбони, Моше
Моше́ бен Иеошу́а Нарбо́ни , известный также как Видаль Биасом , (год рождения неизвестен, Перпиньян, Франция — 1362?) — средневековый еврейский философ, раввин, врач, комментатор Аристотеля, Александра Афродисийского, Аверроэса, Маймонида. Главным местом обитания была Нарбонна, отсюда прозвание Нарбони.
Дельмедиго, Йосеф
План Введение 1 Биография 2 Книги Список литературы Введение Йосе́ф Соломо́н Дельмеди́го (ивр. ר' יוסף שלמה ברבי אליהו דילמדיגו רופא) (1591, Кандия, Крит — 1655, Прага) — еврейский астроном, раввин и писатель.
Евгений Дюринг (During)
Евгений Дюринг (During) (1833–1921) – немецкий философ и экономист, профессор механики. Основные работы: «Курс философии» (1875), «Критическая история национальной экономии и социализма» (1875), «Логика и теория науки» (1878).
Аль-Кинди
Аль-Кинди (800 - ок. 879) - первый крупный арабоязычный философ. которого называли "философом арабов". Он хорошо изучил достижения предшествующей науки и древнегреческой философии -труды Птолемея, Евклида, Аристотеля и др.
Авраам Абулафия
Абулафия, Авраам (1240 – после 1291), каббалист, родился в Сарагосе (Испания).
Акоста, Уриель
Акоста, Уриель, Коста, Уриель да (Acosta, Uriel) (1590–1647), еврейский писатель, противник традиционного иудаизма.