Дмитрий Науменко
Поговорим о куда более загадочных вещах - об одушевленности материи.
Бесспорно, что часть материи одушевлена - это, по крайней мере, мы с вами - люди-человеки с высокоогранизованной психикой и сложной нервной системой (самой сложной из известных на сегодня, не считая нервных систем посланцев других миров, если таковые имеются).
Тут, я думаю, все понятно и просто. Ведь нам еще в школе активно рассказывали, что у человека, мол, психическая жизнь самая многогранная и высокоорганизованная - может оно и так, но сейчас речь не об этом.
Все это как-то уложилось в голове, люди свыклись с такой мыслью, а тут еще и приплели понятие "душа", которое обозначает неизвестно что. В самом деле, вы лично можете дать определение столь странному понятию? Обоснованное, недвусмысленное и так, чтобы и ребенку было понятно? Наверное, нет.
Вот и я тоже, будучи психологом по образованию, отучившись N лет, изучая, так сказать, душу ("psyche", душа), так и не могу сказать, что же это такое.
И изучать ее пробуют, и замерять. А получается ерунда какая-то: то она есть, то ее нет, а когда и вовсе замеряется и изучается все что угодно, но только не душа (а скажем, психические процессы и нервные импульсы их обеспечивающие).
А раз мы (люди) толком не знаем, что такое то, что названо "душой", то как мы может отказывать другим объектам в одушевленности?
Положим, некоторые из вас согласятся, что душа или ее упрощенное подобие могут быть (или есть) у животных, а то и вовсе у растений. Кто-то из вас, наоборот, ни в коем случае с этим не согласится - и все будут в итоге правы. Потому что никто не знает, что такое душа, и каждый может вкладывать в нее свое понимание.
В психологии, кстати, существует 4 принципиальных подхода к "присвоению" души:
Панпсихизм - идея всеобщей одушевленности (в том числе "неживых" объектов);
Биопсихизм - признает одушевленным все живое;
Нейропсихизм - лишь те живые существа, что обладают нервной системой;
Антропопсихизм - психика (и душа) есть только у людей.
Причем первые два подхода в рамках классической психологии даже не принимаются во внимание ввиду своей "мифологичности".
Ученые их как бы отбрасывают по умолчанию. И действительно, каким же образом душой может обладать то, что совершенно не похоже на человека??!! Ерудна какая, даже рассматривать не будем.
А между тем, все не так однозначно. Люди, по моему глубокому убеждению - далеко не единственные носители души и это понимание скорее присуще детям, в то время как взрослые с головой окунаются в неприкрытый материализм, практически не претерпевший изменений со времен Карла Маркса.
Так, обратимся к интересным аспектам исследований детей, проведенных в своем время величайшим французским психологом Жаном Пиаже.
Будучи сторонником концепции детского развития на основе развития мышления, он изучал проявления и особенности детского мышления от рождения до ранней юности и пришел ко многим поразительным заключениям, способным удивить неосведомленных людей даже в наше время (исследования проводились преимущественно в середине прошлого века). В частности, Пиаже предположил и доказал то, что мышление детей не имеет "количественных" отличий от мышления взрослого, что мышление детей нельзя назвать недоразвитым по отношению к взрослым.
Пиаже установил, что существует качественное своеобразие мышления у детей. К чему я все это веду?
Веду я к тому, что помимо прочих особенностей, Жан Пиаже выделил две интересные особенности детского мышления:
Анимизм. Он представляет собой тенденцию маленьких детей считать все объекты одушевленными, наделенными жизнью и сознанием, а особенно те, которые самостоятельно движутся (начиная от луны и речки, и заканчивая автомобилем).
Артификализм. Это понимание природных явлений по аналогии с деятельностью человека, все существующее рассматривается как созданное человеком или для человека. Так ребенок считает, что Солнце есть для того "чтобы нам светло было", а река - "чтобы лодки плыли".
Ну и что с того? - скажете вы. Подрастут дети и будут думать правильно. Да, взрослые их научат тому, что у камней, книг, машин и мобильных телефонов души нет. Да, детям расскажут, что Солнце существует вовсе не для того, чтобы "нам светло было", а существует объективно и независимо от нашей воли и вообще - зарождение жизни на земле случайно. И так далее и тому подобное.
Итог - вырастает еще один материалист, а ведь он, вероятно, в начале своей жизни постиг глубочайшие тайны: он увидел одушевленность во всем, что его окружает; маленький человечек усмотрел то, что мир существует для нас, для людей. Он почувствовал, что МЫ - люди главные в этом мире и все в нем сделано для нас и по нашей воле, причем не только на Земле, но и далеко за ее пределами (Луна, Солнце).
Так почему же мы навязываем маленькому первооткрывателю с еще чистым разумом, не испорченным обществом, его догмами и заржавевшими взглядами совершенно непроверенные взгляды, чуждые ребенку? Вы на самом деле ЗНАЕТЕ, что у монитора, на который вы сейчас смотрите, нет души? Вы уверены, что стул, на котором вы сидите - не более чем кусок дерева (пластика, металла) особой формы? Если Ваш ответ - Да, я предполагаю, что вы можете как-то его обосновать.
Не можете? Вот и нечего нести околесицу и забивать непроверенными предположениями голову другим людям, а самое главное - детям. Разрешите им думать так, как они считаю верным, ведь дети - самые неиспорченные существа. Маленькие дети могут открыть такое, что для ригидного (негибкого) ума взрослого будет просто непостижимо, либо покажется полной ерундой.
Однако задумайтесь: возможно, ерундой является то, как думаете вы, а не то, как думает ребенок!
Другие работы по теме:
Часть речи
Грамматическая категория частей речи находит свое выражение в противопоставлении грамматических классов слов, которые различаются своим общим категориальным грамматическим значением.
Проблема сознания в истории философии
В философии сравнительный анализ качественных характеристик психики человека и психики животных подтверждает тезис об общественно-исторической, социально-преобразующей природе сознания и языка, как в генетическом, так и в функциональном аспекте. Сознание человека не может ни возникнуть, ни функционировать вне общества.
Предмет, формы и функции философии
Предмет, формы и функции философии. Мировоззрение. Основные формы мировоззрения. План. Мировоззрение, его общественно-исторический характер. Предмет и природа философского знания.
Сознание и человеческая природа
Сознание и человеческая природа Сознание – высшая форма биологического отражения окружающего мира в духовных (мысленных, идеальных) образах и его осмысление, основанное на способности к абстрагированию.
Философия активной материи
Для того чтобы понять структуру материи, и ее эволюцию во Вселенной, необходимо выработать основные принципы формирования ее структуры и принципы, приводящие ее к самодостаточности в своем развитии или принципы активности материи.
Аксиомарные единые законы материи
Пути наук разошлись и парадокс непонимания Природы произошел именно потому, что пытаясь найти ответы на массу вопросов, которые задавала Природа, наука потеряла нить, которая связывала воедино всё научное знание.
Вульгарный материализм
Вульгарный материализм (лат. vulgaris – упрощенный) – понятие, введенное в обиход Энгельсом для характеристики взглядов философов материалистической ориентации начала – середины 19 в. К.Фохта.
Аристотель
Учение Аристотеля о материи как субстанции и первоначале.
Философское понимание материи
Понятие материи как фундаментального понятия философии и естествознания. История возникновения и развития данного понятия. Религиозно-идеалистическое понимание материи в древнегреческой философии. Ленинское понимание и определение сущности материи.
Понятие материи
Платон - родоначальник понятия о материи. Аристотель о материи.
Умозаключения и их виды
Разделительно-категорическое умозаключение. Условно-категорическое умозаключение. Условно-разделительное умозаключение.
Галич Александр Иванович
Галич стоял у истоков антропологического космизма. В его философии человек - "сборное место" мироздания, гармонизирующее "средоточие" мира. Он исследует человека "в разуме общей природы", возводя проблему материи и духа до вселенских масштабов.
Философия Бернардино Телезио и Томазо Кампанеллы
Более поздним представителем натурфилософии является Бернардино Телезио (1509-1588). С его именем связывают такие направления, как сенсуализм или гилозоизм (учение о "живой материи"), оказавшие большое влияние на Томазо Кампанеллу (1568-1639).
Особенности философии Возрождения
Два столетия Возрождения - от Фр. Петрарки до Г. Галилея - знаменуют собой разрыв со средневековой философской традицией и переход к философии Нового времени.
Трансактный анализ общения
Трансактный анализ был основан Эриком Берном в 1955 г. (США). В основе трансактного анализа лежит философское предположение о том, что каждый человек будет "в порядке" тогда, когда он будет сам держать свою жизнь в собственных руках.
Виртуальные реальности
Понятие виртуальные реальности имеет узкий и широкий смысл. В узком смысле виртуальные реальности - это те игровые или необходимые с технической точки зрения "искусственные реальности".
Мышление как иррациональный процесс
Сведение процесса к результату порождает еще одну иллюзию – целенаправленности мышления. Если мышление движется к определенной цели, это означает, что цель, как осознанный образ конечного результата, уже существует.
Творческое мышление 2
Творческое мышление приводит к новым открытиям, принципиально новым результатам. Творческое мышление связано с воображение и интуицией. Творческое мышление имеет свои отличительные черты:
Мышление понятие и виды
Мышле́ние — совокупность умственных процессов, лежащих в основе познания; к мышлению именно относят активную сторону познания: внимание, восприятие, процесс ассоциаций, образование понятий и суждений. В более тесном логическом смысле мышление заключает в себе лишь образование суждений и умозаключений путём анализа и синтеза понятий.
: Учение Аристотеля о четырёх причинах
Аристотеля есть синоним платоновой "идеи" (греч eidos). Но для объяснения коренных свойств мира движения и изменения понятий "материи" и "формы" недостаточно. Поэтому, анализируя философское наследие своих предшественников, Аристотель вводит две дополнительных категории
Конденсация диффузной материи
Рост небесных тел происходит, за счет вычерпывания диффузной материи небесными телами, за счет падений на небесные тела Солнечной системы других, меньших по массе и размерам небесных тел; и за счет конденсации диффузной материи.
Энергия гравитационного поля
Искривление пространства происходит не только в математическом, но и в физическом плане. Физическое искривление пространства представляет собой не что иное, как искривление материальной основы пространства (материи).
Образ Катерины 2
Драма Гроза Особое внимание стоит обратить на образ Катерины. Он стал для меня воплощением противоречивости. В первое и второе действие «Грозы» Островский включает диалог Катерины и Варвары. В основном, именно с их помощью у меня складывается представление о характере Катерины. В первом диалоге я отмечаю ее простое, почти детское отношение к жизни: «… Знаешь, мне иногда кажется, что я птица.
Все взрослые сначала были детьми
(мои размышления над сказкой А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц») «Все взрослые сначала были детьми, только мало кто из них об этом помнит», - говорит в посвящении к своей сказке «Маленький принц» Антуан де Сент-Экзюпери. Этим вступлением в детское произведение писатель будто подчеркивает, что он адресует его не только детям, но и взрослым.
Современные взгляды на время
Развитие материи, согласно представлениям современной философской мысли, приводит к возникновению новых видов этой самой материи, а также к появлению новых свойств, новых форм существования материи.
Коррекция словарной базы модуля морфологического анализа «РДМА_ИПИИ»
Статья посвящена выявлению и коррекции ошибок словарной базы модуля морфологического анализа РДМА_ИПИИ. В работе сгенерированы правила определения некорректных значений морфологической информации, выполнена классификация видов ошибок и разработаны рекомендации по коррекции словарной базы.
Язык и мышление
Взаимосвязь между языком и мышлением. Понятие и основа наглядно-чувственного мышления. Сущность языка как системы словесного выражения мыслей. Противоположные точки зрения разных исследователей-лингвистов на степень взаимоотношения языка и мышления.
Аль-Кинди
Аль-Кинди (800 - ок. 879) - первый крупный арабоязычный философ. которого называли "философом арабов". Он хорошо изучил достижения предшествующей науки и древнегреческой философии -труды Птолемея, Евклида, Аристотеля и др.