Библия представляет собой произведение весьма богатое философскими идеями. Некоторые из них имели важное значение для последующей истории философской мысли, поэтому хотя бы вкратце необходимо на них остановиться.
Прежде всего, как и любое мировоззрение, христианская религия представляет мир как упорядоченный и разумный, как единое и гармоничное целое. Смысл рассказа о сотворении мира Богом за шесть дней, содержащегося в первой главе книги Бытия, заключается не в том, чтобы дать соответствующее (или несоответствующее) тем или иным научным представлениям изложение процесса возникновения Земли, а в том, чтобы показать, что Бог создавал мир с определенной целью, что, следовательно, мир целесообразен, упорядочен, разумен. Не случайно в рассказе как припев повторяется фраза: «И увидел Бог, что это хорошо». Это именно утверждение красоты, гармоничности, целесообразности мира. Однако если мир хорош, если он разумен, то поневоле встает вопрос: откуда же в нем дисгармония, неразумие, жестокость и зло? Ответ на этот вопрос дается в Библии неоднократно. Обратимся к книге Иова. В ней рассказывается, как некий праведный человек по имени Иов стал предметом спора между Богом и сатаной. Бог похвалил Иова за нравственный и благочестивый образ жизни, на что сатана заметил, что нетрудно быть праведным, когда живешь в довольстве и спокойствии. Тогда Бог разрешил сатане испытать веру Иова. И вот на того обрушиваются страшные несчастья: он теряет свое имущество, гибнут его дети, а сам он поражен мучительной болезнью. Иов в ответ на эти испытания долгое время отвечает смирением, но, в конце концов, он проклинает день, когда родился и задает вопрос: за что он страдает, если не видит за собой никакой вины? Таким образом, вопрос о неразумности мира приобретает предельно заостренную форму: почему страдают безвинные? Ведь их страдания свидетельствуют об иррациональности и даже абсурдности мира, который создал милосердный и всеблагий Бог. Как же разрешить это противоречие? Многочисленные увещевания со стороны разных людей не принимаются Иовом, который вновь и вновь ставит вопрос: почему страдает тот, кто невиновен? Наконец ответ дает сам Господь. Суть этого ответа сводится к вопросу: разве может человек со своим столь малым знанием того, что свершается в мире, судить о конечной справедливости, о конечном смысле этого мира? Иов перед этим аргументом склоняется и снимает свой вопрос. А это и значит, что, как утверждает Библия, вера первее разума, ибо мудрость Бога бесконечно превосходит мудрость человека, пути Господни неисповедимы.
Схожие идеи содержатся и в книге Экклезиаста, или Проповедника. В ней скептицизм используется для доказательства немощи человеческого рассудка, неполноты распространенных представлений о человеческом счастье и для укрепления религиозной веры. В ней отвергается одна из центральных идей античного рационализма: история — вечный круговорот, повторение похожих по смыслу событий. Если древние греки черпали в этом тезисе уверенность в устойчивости миропорядка, то в Библии он используется для того, чтобы показать, что круговорот событий это не гармония бытия, а тупик и безысходность. Ни труд, ни богатство, ни власть — ничто не спасает людей от смерти и полного с течением времени забвения. Участь богатых и бедных, умных и глупых одна — погружение во мрак безвестности. Только вера является надежным оплотом, ибо разум не может дать убедительных ответов на вопрос о том, в чем же состоит смысл человеческой жизни, если все то, что является самым животрепещущим в жизни — богатство, слава, власть оказывается суетой сует.
Большой философский смысл имеет и библейская мораль. Ветхий Завет известен своим десятословием, знаменитыми десятью нравственными заповедями. Они делятся на две части. В первой утверждается, что основа любви к людям — любовь к Богу. Четыре заповеди, содержащиеся в первой скрижали, проводят идею монополии: «Я Господь, Бог твой... Да не будет у тебя других богов перед лицом моим»,— говорится в первой заповеди. «Не сотвори себе кумира» — говорится во второй. «Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно» — гласит третья. «Помни день субботний», чтобы посвятить его Богу,— таков смысл четвертой. Большое теоретическое значение первой скрижали состоит также и в том, что в ней Бог выступает как личность, с которой возможен диалог человека. Вторая скрижаль содержит простые, общечеловеческие нормы нравственности: почитай отца твоего и мать твою, не убий, не прелюбодействуй, не кради, не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего, не возжелай ничего, что у ближнего твоего. В этих заповедях человек рассматривается как самостоятельная личность, которая может делать нравственный выбор и нести ответственность за последствия своего выбора. Думается, что общий пафос ветхозаветной морали может быть выражен принципом справедливости: око за око и зуб за зуб, распространяемым на всех ближних и дальних людей. В свете древних норм, основанных на принципе кровнородственных отношений (например, кровная месть) ветхозаветная мораль представляет собой шаг на пути нравственного совершенствования всего человечества. Еще больший вклад в этом направлении делает мораль Нового Завета. Если обратиться к Нагорной проповеди Иисуса Христа, то можно увидеть, что Он реформирует нормы Ветхого Завета: на первый план выходят такие добродетели, как смирение духа, чистота сердца, миролюбие, жажда правды, неуклонное следование нравственному идеалу. Тем самым еще рельефней выступает идея примата веры перед разумом. Иисус Христос делает моральные нормы более строгими, усиливает максимализм нравственности. Ветхий Завет запрещает убивать, угрожая судом, Новый Завет запрещает гневаться на брата своего напрасно. Ветхий завет запрещает прелюбодействовать, Новый Завет запрещает смотреть на женщину с вожделением. Ветхий Завет учит справедливости: око за око и зуб за зуб. Новый Завет велит подставить левую щеку, если человека ударили по правой, призывает человека любить врагов своих и благотворить ненавидящим его. Условием осуществления справедливости Иисус Христос делает любовь, милосердие, прощение.
Создание принципиально новой морали и было существенным вкладом Нового Завета в человеческую культуру. Пожалуй, впервые в истории человечества максимализм, внутренне присущий нравственности (в отличие, скажем, от права) был раскрыт в нормах морали, последовательно проведен до конца. Тем самым была выявлена сущность человека в ее, так сказать, чистом виде, сформулирована идея человечности. Не случайно за христианством закрепилось название «религии любви». Не только сочувствие, не только сострадание, не только жалость, но и любовь к другим людям — таков нетленный вклад христианства в развитие духовной культуры человечества.
Эти, а также многие другие философские идеи получили свое полное развитие и воплощение в ходе дальнейшей эволюции духов-нон культуры Европы, в том числе и в формировании новой формы философствования, которая господствовала в Европе в Средние века.
Другие работы по теме:
Эфтаназия
Список используемой литературы: Журнал “Философские науки” N6, 1990: Эвтаназия” Филиппа Фут. Филиппа Фут использовала вспомогательный материал у:
Артур Шопенгауэр
Под философией жизни подразумеваются те философские течения XIX - начала XX века, в которых выразился протест некоторых философов против засилья гносеологических и методологических проблем в философии Нового времени, прежде всего в немецкой классической философии. Представители философии жизни были против акцентирования внимания на проблемах познания, логики, методологии.
Лопухин Иван Владимирович
Отрицал возможность рационального знания о мире. Критиковал философские системы равенства, противопоставляя им философию мартинистов. В защиту русских масонов Лопухиным был написан "Нравоучительный катехизис истинных франкмасонов" (1790).
Татищев Василий Никитич
Татищев Василий Никитич - государственный деятель, учёный и философ. Философские воззрения Татищева изложены в трактате "Разговор двух приятелей о пользе наук и училищ", проникнутый утилитаристским духом.
Философия Кубы
В колониальный период развитие философии на Кубе было тесно связано с развитием философии в Испании. До 18 в. безраздельно господствовала схоластика, распространявшаяся различными религиозными орденами.
Философия Мексики
Философские идеи в Мексике колониального периода формировались под сильным влиянием идеологии европейского средневековья, прежде всего схоластики. Автором первых оригинальных философских работ был А. де ла Веракрус.
Разное - Ветхий завет памятник древнееврейской культуры
Библия это древний сборник различных по форме и содержанию религиозных и светских произведений которые были написаны с XII века до нашей эры по II век нашей эры то есть почти полторы тысячи лет назад. Библия это святая книга христиан.
Разное - Библия выдающийся памятник мировой литературы
Библия это религиозный и литературный памятник. Она известна всему человечеству переведена на языков мира. Библию называют по разному. Священным Писанием Словом Божьим Книгой книг. Книгой спасения но самое распространенное название.
Краткое содержание Пьер Менар автор Дон Кихота Хорхе Луис Борхес
Пьер Менар — это человек, решивший написать заново «Дон Кихота». Не переписать его, перевоплотившись путем глубокого проникновения в культуру XVII в. в Сервантеса, а написать его слово за словом заново с точки зрения француза XX в. Ко времени его смерти ему удается Завершить всего пару глав. Но уже сам факт существования подобной идеи необратимо трансформирует «Дон Кихота» в глазах посвященных, и рассказчик угадывает интонацию символиста М. в отдельных образах тех частей романа, которых тот не касался.
Признание Раскольникова в преступлении
Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» определяется по жанру как социально-психологический роман, так как автора волнуют и острые социальные противоречия общества, и нравственные искания героя, заблудившегося среди философских теорий своего времени. У преступления Родиона Раскольникова есть и материальные, и социальные, и философские истоки, но особую роль в дальнейших событиях играет борьба идей в душе Раскольникова.
Влияние псалмов на поэзию Державина
В поэтическом наследии Г.Р.Державина много переводов и подражаний из “Псалтыря”, отзвуки ее нередко встречаются в стихотворениях поэта. Многие из его переложений так или иначе связаны с конкретными биографическими и общественными событиями.
Слово о законе и благодати
Слово "О законе и благодати" - одно из самых ранних (написано между 1037-1050 г.г.) и выдающихся произведений древнерусской литературы. Автор Слова - Иларион, первый митрополит из русских, поставленный на киевскую митрополию из священников в 1051 г.
Разбор стихотворений Тютчева о природе
Автор: Тютчев Ф.И. В большинстве своих стихотворений Тютчев разговаривает о природе, видя в ней то, что невозможно увидеть в чём-нибудь другом, он понял, что какие-либо истины нужно искать в корне чего-либо – вот он и ищет философские истины в корне мироздания – природе. Одушевляя природу, Тютчев показывает, что она не менее важна, чем сам человек; она похожа на человека, точнее, человек похож на неё, потому что он её творение, её следствие, значит, у них есть одинаковые свойства.
Философские взгляды Сократа 3
Философские взгляды Сократа Используя метод диалектических споров Сократ пытался восстановить через свою философию авторитет знания, поколебленный софистами. Софисты пренебрегали истиной, а Сократ сделал её своей возлюбленной.
Шартрский собор
Нотр-Дам в Шартре по праву считается одним из красивейших соборов в Европе. Собор, в котором хранились драгоценные реликвии Богоматери, пользовался особым покровительством Людовика IX, который подарил собору большое окно-розу.
Анахронизм
Анахронизм - неотъемлемая черта средневековой историографии. Прошлое рисуется в тех же категориях, что и современность. Герои древности мыслят подобно современникам хрониста.
Киреевский, Иван Васильевич
Введение 1 Биография 2 Философские идеи 3 Электронные публикации Список литературы Введение Ива́н Васи́льевич Кире́евский (22 марта (3 апреля) 1806, Москва, Российская империя — 11 (23 июня) 1856, Санкт-Петербург, Российская империя) — русский религиозный философ, литературный критик и публицист, один из главных теоретиков славянофильства.
Абрамиты
Абрами́ты — религиозное течение. Абрамиты или чешские деисты, — религиозное течение, образовавшееся в Богемии по обнародовании Иосифом II эдикта о веротерпимости.
Иоахим Флорский
Иоа́хим Фло́рский , Джоаккино да Фьоре (итал. Gioacchino da Fiore) (Челико, ок. 1132— Сан-Джованни-ин-Флоре, Калабрия, 30 марта 1202) — итальянский цистерцианский монах, мистик-прорицатель, родоначальник средневекового хилиазма, яркий мыслитель философско-мистического склада.
Интеллектуальная история
Введение 1 Интеллектуальная история Европы Нового времени Введение Само выражение интеллектуальная история означает как историю интеллектуалов, то есть историю людей, которые создавали, обсуждали и пропагандировали различные идеи. В отличие от чистой истории философии (соответственно: науки, литературы и т. д.) и от истории идей, с которыми она тесно связана, интеллектуальная история изучает идеи через культуру, биографию и социокультурное окружение их носителей.
Прокопий Газский
(греч. Προκόπιος ο Γαζαίος; ок. 475 — ок. 528) — христианский ритор, богослов и экзегет, глава Газской школы риторики[1]. Сочинения Прокопия Газского включены в 87-й том Patrologia Graeca.
Вроньский, Юзеф
Введение 1 Биография 2 Философские воззрения 3 Научные достижения 4 Сочинения Введение Ю́зеф Вро́ньский (фр. Wroński, настоящая фамилия — Хёне, польск. Hoene; известен также как Гёне — Вронский) (24 августа 1776, Вольштын, Польша — 9 августа 1853, Париж, Франция), польский математик и философ-мистик.
Корона Карла Великого
Имперская корона. Вид сбоку. Имперская корона Корона Карла Великого (нем. Reichskrone) — корона королей и императоров Священной Римской империи, которой короновались почти все германские монархи раннего Средневековья начиная с Конрада II. Корона была изготовлена вероятнее всего в конце X века. Первое упоминание о ней появилось в XII веке.
Лебон, Гюстав
План Введение 1 Биография 2 Философские идеи Лебона 3 Основные работы 4 Цитаты Введение Гюста́в Лебо́н (Ле Бон, Гюстав), (фр. Le Bon Gustave; 1841—1931) — знаменитый французский психолог, социолог, антрополог и историк, бесспорный основатель социальной психологии.
Бруно Джордано
Бруно (Bruno) Джордано Филиппе (1548, Нола, - 17.2.1600, Рим), итальянский философ и поэт, представитель пантеизма.