Реферат: Назначение акцизов и их место в налоговой системе РФ - Refy.ru - Сайт рефератов, докладов, сочинений, дипломных и курсовых работ

Назначение акцизов и их место в налоговой системе РФ

Рефераты по финансам » Назначение акцизов и их место в налоговой системе РФ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФИЛИАЛ В ГОРОДЕ ……..


Курсовая работа


по дисциплине: «Налоги и налогообложение»

на тему: «Назначение акцизов и их место в налоговой системе РФ»


Выполнил: студентка ОДО 4 курса

Специальность «Финансы и кредит»

Cвиридова Ольга

Научный руководитель: Колосова И.Ю.


Сургут 2010г.

Содержание

Введение

Глава 1 Теоретические основы акцизов

Основные положения законодательства об акцизах

Экономическая сущность акцизного налогообложения

Поступления акцизов в бюджет системы РФ

Глава 2 Действующий механизм исчисления акцизов на алкогольную продукцию в РФ

Глава 3 Проблемы и совершенствование акцизного налогообложения в России

Заключение

Список использованной литературы

Приложение

Введение

Одной из наиболее важных статей в налоговых доходах Российской Федерации выступают акцизы.

Акциз – это косвенный налог, взимаемый с налогоплательщиков, производящих и реализующих подакцизную продукцию, но фактически его уплата перекладывается на покупателя. Акциз – индивидуальный налог на отдельные виды и группы товаров, входящие в специальный перечень.

Как всякий косвенный налог, акцизы формируют цену товара, и фактически его уплата перекладывается на покупателя. В настоящее время акцизы являются третьим по величине косвенным налогом после НДС и таможенной пошлины. Введенный в 1992 г. этот налог заменил вместе с НДС действовавший в условиях централизованной системы налог с оборота. По данным за 2003 г. поступления этого налога занима­ют 9,3% общего объема налоговых поступлений в консолидированный бюджет России.

Акцизы являются шестым по величине налогом в бюджетной системе страны после единого социального налога, НДС, налога на доходы физических лиц, таможенной пошлины и налога на прибыль организаций. Вместе с тем указанный налог в отличие от других налогов, входящих в налоговую систему России, действует только в отношении отдельных, строго оговоренных в законе товаров, называемых «подакцизными». При достаточно высоких ставках обложения акцизы играют весьма существен­ную роль в финансовом положении налогоплательщиков, производящих подакцизную продукцию, с точки зрения обеспечения ее сбыта. Следует отметить, что акцизами облагаются подакцизные товары,не только произведенные и реализуемые на территории РФ, но и ввозимые на российскую таможенную территорию.

Акцизы имеют древнюю историю. В прошлых веках система акциза имела всеобъемлющий характер. Так, в Англии в XVIII веке насчитывалось около 200 видов акциза.

Акцизами в России всегда облагались некоторые дефицитные товары либо отдельные виды таких товаров, без которых граждане обойтись не могли и потому были вынуждены их покупать, несмотря на взимание акцизов. В разное время это были совершенно разные товары.

Например, до революции в России существовали табачный, спичечный, нефтяной и сахарные акцизы. И поскольку это были товары массового личного или промышленного потребления, за счет такого обложения бюджет Российской империи получал 61% всех доходов. В 20-е годы, на заре советской власти, акцизами облагались соль, сахар, керосин и спички – в нищей стране брать налоги было больше не с чего.

В СССР акциз использовался в период новой экономической политики, что обусловливалось острой нуждой государства в денежных средствах. Плательщиками акциза были преимущественно государственные предприятия. Система акциза была отменена налоговой реформой 1930-1931 гг. В СССР слово «акциз» употреблялось только для характеристики соответствующих налогов капиталистического государства, хотя в 80-е годы налог с оборота по алкогольной продукции составлял более 10% всех бюджетных доходов. После распада СССР в России вновь введена система акциза.

Товары, с которых взимаются акцизы, обычно обладают общей характерной чертой: спрос на эти товары малоэластичен по отношению к уровню дохода. Акцизы были одним из первых налогов, вводимых в периоды экономической трансформации, поскольку этот налог относительно легко вводить и следить за его уплатой. Эти административные преимущества проистекают из способности налоговых органов осуществлять контроль над физическим объемом определенных товаров вместо того, чтобы полагаться на бухгалтерские книги для взимания налога.

Исторически, акциз считался налогом на производство, а не на потребление, и налагался на производителя, как правило, по месту производства. Этот налог существовал, или существует, на базе фиксированной суммы в расчете на единицу продукции, что дополняет административные преимущества налога. Кроме того, налог может давать значительные доходы, в особенности в расчете на единицу административных издержек, если перечень подакцизных товаров тщательно продуман и включает лишь ограниченный круг товаров.

Актуальность темы курсовой работы состоит в том, что акцизы являются важным источником налоговых поступлений в переходной экономике. Доля доходов, полученных от акцизов, наиболее высока на самом первом этапе переходного периода, благодаря относительной легкости их сбора и четкому определению налоговой базы. Доходы бюджета не являются эластичными по отношению к личным доходам, и поэтому бюджетные поступления от них стабильны. Следует также отметить, что относительная неэластичность акцизов по отношению к доходам вызовет падение относительной важности акцизных доходов с началом экономического роста.

Целью работы является исследование теоретических и практических аспектов акцизного налогообложения.

В качестве основных методов в работе использовалось изучение и анализ Налогового Кодекса РФ, инструкций и приказов Министерства по налогам и сборам РФ по вопросам акцизного налогообложения.

Глава 1 Теоретические основы акцизов

1.1 Основные положения законодательства об акцизах

Акциз - один из видов косвенного налога, устанавливаемый преимущественно на предметы массового потребления (табак, вино и др.) внутри страны, в отличие от таможенных платежей, несущих ту же функцию, но на товарах, доставляемых из-за границы, а также коммунальные, транспортные и другие распространённые услуги. Включается в цену товаров или тариф за услуги и тем самым фактически уплачивается потребителем.

Новый механизм исчисления акцизов был введен 22 Главой Налогового Кодекса РФ в 2001 году, в соответствии с ним плательщиками акцизов являются:

организации;

индивидуальные предприниматели;

лица, признаваемые налогоплательщиками в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, определяемые в соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации.

Организации и иные лица признаются налогоплательщиками налога, если они совершают операции, подлежащие налогообложению.

С 2006 г. из состава плательщиков исключён акцизный (налоговый) склад.

Непосредственным и неизбежным эффектом установления акциза на тот или иной товар является повышение его цены. Поэтому круг товаров народного потребления, включенных в перечень подакцизных товаров, определен государством и строго ограничен. Из него исключены потребительские товары первой необходимости, которые обладают социальной значимостью для населения страны.

С 1 января 2001 года, в связи с введением в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ) и признанием Закона об акцизах утратившим силу, перечень подакцизных товаров регламентируется пунктом 1 статьи 181 главы 22 "Акцизы" НК РФ.

Согласно НК РФ подакцизными товарами признаются:

1) спирт этиловый из всех видов сырья, за исключением спирта коньячного;

2) спиртосодержащая продукция (растворы, эмульсии, суспензии и другие виды продукции в жидком виде) с объемной долей этилового спирта более 9 процентов.

3) алкогольная продукция (спирт питьевой, водка, ликероводочные изделия, коньяки, вино и иная пищевая продукция с объемной долей этилового спирта более 1,5 процента, за исключением виноматериалов);

4) пиво;

5) табачная продукция;

6) автомобили легковые и мотоциклы с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л.с.);

7) автомобильный бензин;

8) дизельное топливо;

9) моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей;

10) прямогонный бензин. Для целей настоящей главы под прямогонным бензином понимаются бензиновые фракции, полученные в результате переработки нефти, газового конденсата, попутного нефтяного газа, природного газа, горючих сланцев, угля и другого сырья, а также продуктов их переработки, за исключением бензина автомобильного и продукции нефтехимии.

Объектом налогообложения признаются следующие операции:

1) реализация на территории РФ лицами произведенных ими подакцизных товаров;

2) продажа лицами переданных ими подакцизных товаров;

3) передача на территории Российской Федерации лицами произведенных подакцизные товары собственнику указанного сырья (материалов) либо другим лицам;

4) передача в структуре организации произведенных подакцизных товаров для дальнейшего производства неподакцизных товаров, за исключением передачи произведенного прямогонного бензина для дальнейшего производства продукции нефтехимии в структуре организации;

5) передача на территории Российской Федерации лицами произведенных ими подакцизных товаров для собственных нужд;

6) передача на территории Российской Федерации лицами произведенных ими подакцизных товаров в уставный (складочный) капитал организаций, паевые фонды кооперативов, а также в качестве взноса по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности);

7) передача на территории Российской Федерации организацией произведенных ею подакцизных товаров своему участнику при его выходе из организации;

8) передача произведенных подакцизных товаров на переработку на давальческой основе;

9) ввоз подакцизных товаров на таможенную территорию Российской Федерации;

10) получение (оприходование) денатурированного этилового спирта организацией, имеющей свидетельство на производство неспиртосодержащей продукции.

11) получение прямогонного бензина организацией, имеющей свидетельство на переработку прямогонного бензина.

Налоговая база определяется отдельно по каждому виду подакцизного товара.

Если установлена твердая ставка, то налоговой базой является объем подакцизной продукции или ее количество, ее вес, количество лошадиных сил и т.д;


При определении налоговой базы по реализации сигарет, папирос установлена комбинированная ставка, следовательно, налоговая база определяется отдельно по твердой ставке — как количество товаров (за тыс. штук), и по адвалорной ставке — как стоимость товара, реализованного производителем или импортером;

При передаче подакцизной продукции налоговая база определяется как стоимость переданных подакцизных товаров, исчисленных исходя из средних цен реализации, действовавших в прошлом месяце, а при их отсутствии — исходя из рыночных цен без косвенных налогов — по сигаретам и папиросам (при исчислении акциза по адвалорной ставке).

Когда налоговая база определяется по адвалорной ставке, должны быть учтены нормы НК РФ (статья 40).

Для определения налоговой базы и суммы налога важно учитывать дату реализации товара. По акцизам учет ведется по отгрузке. Если реализация осуществляется с акцизного склада, то датой реализации является день завершения действия режима акцизного склада. При реализации нефтепродуктов — дата оприходования произведенных нефтепродуктов, либо день получения нефтепродуктов, либо дата подписания акта приема-передачи нефтепродуктов.

Налоговый период по акцизам устанавливается как один календарный месяц.

Срок уплаты акциза устанавливается при совершении операции с подакцизными товарами; при ввозе подакцизных товаров на таможенную территорию РФ.

С 2010 г. устанавливается единая дата уплаты акцизов – не позднее 25 числа месяца следующего за отчетным.

1.2 Экономическая сущность акцизного налогообложения

Как и большинство налогов, акцизы обладают 2-мя основными функциями: фискальной и регулирующей. В большинстве развитых стран регулирующая функция акцизов является главенствующей, так основной упор при налогообложении делается на налоги с дохода, что объясняется их большей социальной справедливостью. Косвенные налоги, к которым относятся акцизы, имеют регрессивный характер и поэтому их широкое применение считается нецелесообразным.

Наиболее спорным вопросом при введении акцизов является конкретная ставка того или иного акциза. Большинство методик определения таких ставок основываются на эластичности спроса и предложения. Изначальным моментом при их применении является прояснение вопроса о том, какую в данном случае фискальную или регулирующую функцию должен выполнять тот или иной акциз и в зависимости от этого достаточно просто рассчитывается ставка.

Но наиболее интересной мне показалась следующая методика вычисления оптимальной ставки налогообложения, особенно в плане своей последовательности в выполнении «справедливой» функций акциза. По этой методике основная идея обложения акцизами тех или иных товарах заключается в обложение налогами «грехов» налогоплательщиков. Причем данный подход не означает, что акцизами облагаются некие аморальные или неприличные товары или услуги. В основе налогообложения подакцизных товаров и определении ставок налогов лежат так называемые отрицательные экстерналии (negative externalities) - дополнительные издержки, которые несет общество в виде расходов государственных бюджетов всех уровней вследствие производства и потребления тех или иных товаров и услуг. Если правительство не несет таких издержек, то какой бы «греховной» не была бы та или иная продукция, она не являлась бы объектом акцизного обложения.

Например, сигареты облагаются налогами по следующим причинам:

- ухудшение здоровья курильщиков приводит к дополнительным расходам на медицинское обслуживание, покрываемое за счет бюджета;

- ухудшение здоровья курильщиков приводит к дополнительным расходам из бюджета по оплате отпусков по болезни и т.д.

Оптимальной ставкой налогообложения по таким акцизам считается ставка, при которой государство получает необходимые ему доходы для покрытия расходов связанных с потреблением того или иного продукта или услуги. Кроме того, должны быть покрыты издержки по изъятию акциза и в некоторых случаях ставка повышается еще на несколько пунктов для снижения потребления социально вредных товаров.

Важным моментом этой методики является то, что подсчитываются не только отрицательные эффекты, но и экономия, получаемая обществом от употребления сигарет. Общество экономит 58 центов на том, что средняя продолжительность жизни курильщиков значительно ниже, и, следовательно, общество экономит на расходах по уходу за престарелыми, а также 1,84 доллара на пенсии по старости. Как это ни парадоксально звучит, но исходя из расчетов изложенных в таблице, в действительности налогоплательщикам выгодно наличие курильщиков в обществе, т.к. это приносит около 1 доллара чистой положительной экстерналии на каждую проданную пачку. Таким образом, обложение акцизами сигарет нецелесообразно.

Данная методика наглядно демонстрирует 3-ю функцию акцизов, выражающуюся в справедливом обложении налогами товаров, употребление которых приводит к дополнительным бюджетным расходам.

Очевидно, что экономическая сущность каждого конкретного акциза зависит от объекта обложения. Уникальным объектом исследования в этом плане выступает алкоголь. Употребление алкоголя во многом не есть действие, отражающее индивидуальный выбор. Социологи утверждают, что традиции употребление алкоголя выявляют культурные и общественные ценности в том или ином регионе. Неслучайно, практически во все культурах, потребление алкогольных напитков в одиночестве считается нездоровым симптомом.

Неумеренная политика государства в направлении уменьшения производства и потребления алкоголя может привести к неоднозначным последствиям. В то же время акцизное налогообложение алкоголя считается единственным действенным методом снижения его производства. Именно поэтому при обложении алкоголя наиболее правильным, скорее всего, будет принцип «справедливости», изложенный выше. Также нужно принять во внимание, что часть регионов в РФ в значительной мере зависит от производства алкогольной продукции, и необоснованное повышение этих налогов может привести к экономическому кризису в этих регионах.

Обложение акцизами легковых автомобилей носит исключительно фискальный характер и в условиях РФ оправдано по той простой причине, что легковые автомобили с объемом двигателя больше 2500 кубических сантиметров практически полностью производятся за пределами РФ, и, следовательно, эта мера имеет протекционистское воздействие, как и определено в законе «Об акцизах»: «Ставки акцизов по подакцизным товарам, ввозимым на территорию РФ, устанавливаются с учетом обеспечения защиты отечественного производителя и потребителя и сохранения конкурентоспособности отечественных товаров…» Кроме того, автомобили с двигателем такой мощности можно причислить к предметам роскоши, поэтому данный налог в некоторой мере уменьшает регрессивность акцизного налогообложения в целом.

Еще один пример использования акцизов в протекционистских целях можно найти в Указе Президента от 18 января 1996 г. №64 «О взимании акцизов с подакцизных товаров, происходящих с территории Украины при ввозе на таможенную территорию РФ». После отмены на Украине акцизов с подакцизных товаров, происходящих с ее территории, при их вывозе в Россию сложилась такая ситуация, когда украинский товар, поступающий на российский рынок, становится в ценовом отношении более конкурентоспособным, чем его российский аналог, поскольку последний облагается акцизом. Изменить ее можно было только через обложение украинских товаров при их ввозе на российскую территорию акцизом по действующим ставкам импортных акцизов.

Заметим, что мировая торговая практика не допускает взимания акцизов с импортируемой продукции по ставкам, превышающим те, которыми облагаются аналогичные товары местного производства. Такой запрет закреплен в статье III ГАТТ: «Товары, происходящие из одной страны участницы, не должны облагаться прямо или косвенно внутренними налогами или другими внутренними сборами, превышающими прямо или косвенно налоги и сборы, применяемые к товарам отечественного происхождения».

Основная задача пограничного налогового регулирования - устранить препятствия развитию международного разделения труда и мировой торговли, связанные с двойным налогообложением. Для этого признается, что исключительное право взимания косвенных налогов принадлежит стране, импортирующей товар. В стране происхождения (производства) товара он освобождается от уплаты косвенных налогов. Такой тип акцизов относится к пограничным уравнительным налогам. Пограничные уравнительные налоги следует отделять от таможенных пошлин. Общими для них является то, что их взимание осуществляется таможенными органами в момент пересечения таможенной границы. Основное отличие между ними состоит в том, что акцизами облагаются как импортные товары, так и товары местного производства. Иначе говоря, каждому пограничному уравнительному налогу можно найти соответствующий «внутренний» налог.

1.3 Поступления акцизов в бюджет системы РФ

В январе-августе 2009г. в консолидированный бюджет Российской Федерации поступило акцизов по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации, на сумму 212,5 млрд.рублей, что на 3,4% больше по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года.

Основную часть поступлений (84,9%) обеспечили акцизы на автомобильный бензин, алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 25% (за исключением вин), табачную продукцию, дизельное топливо. При этом доля поступлений по акцизам на табачную продукцию и автомобильный бензин увеличилась по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года соответственно на 4,1 и 0,7 процентного пункта, на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 25% (за исключением вин) и акцизам на дизельное топливо - снизилась соответственно на 2,5 и 1,1 процентного пункта. В августе 2009г. поступило акцизов по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации, на сумму 29,9 млрд.рублей, что на 4,3% больше по сравнению с предыдущим месяцем.

Поступление акцизов по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации (приложение 1).

Общая структура поступивших налогов и сборов в консолидированный бюджет РФ (приложение 2).

6 ноября 2009 Российская Госдума приняла в первом чтении закон о резком увеличении акцизов на пиво, за счет которых правительство надеется прикрыть дыру в бюджете 2010 года к ужасу пивоваров, предрекающих кризис отрасли и рост потребления водки на фоне подорожания пива почти на треть.

Депутаты одобрили в первом чтении поправки в Налоговый Кодекс, предусматривающие утроение ставки акциза на пиво крепостью 0,5 - 8,6 градуса в 2010 году до 9 рублей за литр, в 2011 году - до 10 рублей, и в 2012 году - до 12 рублей.

Пиво указанной крепости занимает более 90 процентов российского рынка. Минфин рассчитывает на дополнительные поступления в федеральный и региональные бюджете в размере около 65 миллиардов рублей в 2010 году, при этом лишь часть попадет в федеральный бюджет, дефицит которого в следующем году может достичь почти 3 триллионов рублей.

В целом поступления от акцизов на алкоголь и табак в консолидированный бюджет в следующем году увеличатся на 90,7 миллиарда рублей, в том числе на 10,5 миллиарда - в федеральный.

Депутаты решили оставить без изменений до 2012 года ставки акциза на крепкий алкоголь с долей спирта свыше 9 процентов, а в 2012 году - повысить на 10 процентов.

Акцизы на слабоалкогольные напитки, включая коктейли, и вино крепостью менее 9 градусов будут повышены в 2010-2012 годах в среднем на 30 процентов ежегодно.

Акцизы на сигареты решено повысить путем увеличения специфической ставки на сигареты с фильтром на 30 процентов, на сигареты без фильтра (папиросы) - на 50 процентов. Адвалорные составляющие акциза на табак будут повышаться на 0,5 процента ежегодно. Повышение акциза более всего проявится в цене дешевых сигарет.

Производство пива и табака в России практически полностью контролируют иностранные компании.[1]

Глава 2 Действующий механизм исчисления акцизов на алкогольную продукцию в РФ

Федеральным законом от 21.07.05 г. N 107-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации" (далее - Закон N 107-ФЗ) внесены существенные изменения в порядок исчисления и уплаты акцизов на прямогонный бензин, алкогольную продукцию, спирт этиловый денатурированный.

Принципиальное изменение, внесенное Законом N 107-ФЗ в порядок исчисления и уплаты акцизов на алкогольную продукцию, заключается в том, что с 1 января 2006 г. отменяется режим налогового склада в отношении этой продукции, который действовал с 1 июля 2001 г. Соответственно признаны утратившими силу ст. 196 и 197 НК РФ. Рассмотрим изменения, затронувшие основные элементы налогообложения.

Во-первых, они коснулись объекта налогообложения. В частности, Законом N 107-ФЗ признан утратившим силу п.п. 5 п. 1 ст. 182 НК РФ. То есть, поскольку, как уже сказано выше, отменен режим налогового склада, соответственно утрачивают силу и положения ст. 197 НК РФ о том, что алкогольная продукция до момента ее реализации покупателям должна помещаться на акцизные склады. При этом организации оптовой торговли по алкогольной продукции, реализованной ее производителями начиная с 1 января 2006 г., налогоплательщиками акциза признаваться не будут. Такой механизм уплаты акцизов уже действует в отношении алкогольной продукции с объемной долей этилового спирта до 9%, а также натуральных вин, в том числе шампанских, газированных, шипучих.

Соответствующие изменения внесены в ст. 193 и 195 НК РФ, в соответствии с которыми акциз на алкогольную продукцию будет начисляться производителями на дату ее отгрузки (передачи) по ставкам, установленным п. 1 ст. 193.

Изменилась редакция п. 4 ст. 195 НК РФ. Теперь его положения касаются не только алкогольной продукции, как это было в прежней редакции, но и всех подакцизных товаров. Указанным пунктом установлено, что при обнаружении недостачи подакцизных товаров дата их реализации (передачи) определяется как день обнаружения недостачи (за исключением случаев недостачи в пределах норм естественной убыли, утвержденных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти). Если, например, обнаружена недостача произведенного налогоплательщиком этилового спирта, который хранится на складе (в хранилище) до момента его реализации покупателям, при этом потери спирта превышают нормы естественной убыли, то акциз на объем указанных потерь будет начислен на дату обнаружения недостачи.

Также стоит обратить внимание, что с внесением изменений в Федеральный закон от 22.11.95 г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" с 1 января 2006 г. отменена маркировка алкогольной продукции региональными специальными марками. Вследствие этого в главу 22 "Акцизы" внесены поправки в части отмены авансового платежа, уплачиваемого при приобретении региональных специальных марок.

Вполне понятно, что по состоянию на 1 января 2006 г. у оптовых организаций будут в наличии остатки алкогольной продукции, по которой ее производителями был уплачен акциз в размере 20 или 35% от установленной ставки акциза. В соответствии со ст. 3 Закона N 107-ФЗ такие организации признаются налогоплательщиками акциза, т.е. они обязаны начислить соответственно 80 или 65% от установленной ставки акциза при реализации этих остатков алкогольной продукции. При этом обязанность начислить акциз по реализуемым остаткам возникает у оптовых организаций независимо от того, будут они реализованы другим оптовым организациям или организациям розничной торговли.

Как предусмотрено п. 3 ст. 3 Закона N 107-ФЗ, уплата акциза по реализуемым оптовыми организациями остаткам алкогольной продукции должна производиться в два срока исходя из фактической реализации (передачи) за истекший налоговый период:

не позднее 25-го числа отчетного месяца (авансовый платеж) - по алкогольной продукции, реализованной с 1-го по 15-е число включительно отчетного месяца;

не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным, - по алкогольной продукции, реализованной с 16-го по последнее число отчетного месяца.

Акциз уплачивается по месту реализации (передачи) продукции оптовыми организациями. При этом налоговая декларация представляется в налоговые органы в срок не позднее 15-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Ставки акциза на 2006 г. на вина натуральные, в том числе шампанские, игристые, шипучие, остались без изменения, на вина, за исключением натуральных, - проиндексированы на 18%, на остальные виды алкогольной продукции увеличение ставок составило 9-10% к уровню 2005 г. [3]

Индексация ставок акцизов в России производится ежегодно в сторону увеличения.

Согласно предложению Министерства финансов, с 2010 по 2012 произойдет ускоренное повышение акцизных ставок на алкогольную и табачную продукцию, а также вдвое увеличится транспортный налог. Акцизы на пиво поднимутся в три раза, а на сигареты почти на 27%.

В сообщении Минфина указано, что ставка акциза на этиловый спирт вырастет с 27,7 рубля в 2009 до 30,5 рубля в 2010, до 33,6 рубля - в 2011 и до 37 рублей в 2012. Однако парфюмерно-косметическая продукция, содержащая спирт, облагаться налогом не будет.


Акциз на пиво вырастет до 9 рублей за литр, затем до10 рублей и, наконец, до12 рублей за литр в 2012 году – сейчас стоимость пивного акциза составляет 3 рубля за литр. А ставки на крепкое пиво увеличатся соответственно до 14, 17 и 21 рубля за литр в течение 2010-2012 годов.

Акцизы на сигареты с фильтром подорожают до 205 рублей за тысячу штук плюс 6,5% расчетной стоимости, исчисляемой исходя из максимальной розничной цены, но не менее 250 рублей, в 2011 году ставка акциза возрастет до 250 рублей и 7%, а в 2012 году - до 305 рублей плюс 7,5%.В этом году действует минимальная ставка в 177 рублей за тысячу сигарет. Трубочный и жевательный табак будет облагаться акцизом в 422 рубля за килограмм, начиная с 2010 года. В 2011 ставка налога вырастет до 510 рублей за килограмм, а в 2012 - до 610 рублей.

Кроме того, Министерство финансов предложило увеличить акциз и на бензин и дизельное топливо почти на 10%, а транспортный налог может быть удвоен. Новые ставки акцизов с 2009-2011 год включительно (приложение 3)

Стоит также добавить, что изменен и порядок уплаты акцизов. Ранее она осуществлялась не позднее 25 числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, и не позднее 15 числа второго месяца, но теперь вся уплата должна происходить не позднее 25-го числа следующего месяца.

Как заявлялось ранее, данные меры принесут в региональные бюджеты в 2010 году дополнительные 96,6 миллиардов рублей. [4]

Глава 3 Проблемы и совершенствование акцизного налогообложения в России