Реферат: Разгосударствление и приватизация сущность, формы, методы - Refy.ru - Сайт рефератов, докладов, сочинений, дипломных и курсовых работ

Разгосударствление и приватизация сущность, формы, методы

Рефераты по экономике » Разгосударствление и приватизация сущность, формы, методы

Министерство науки и высшего образования РК

Алматинский институт экономики и статистики

Восточно-казахстанский филиал АИЭиС


Курсовая работа

По дисциплине «Экономическая теория»


На тему

«Разгосударствление и приватизация: сущность, формы, методы»


Выполнила: студентка группы 99 БУ ТЗ-3 Запрягаева Г.С

Проверил

кандидат экономических наук доцент Судаков В.А.


Усть-Каменогорск 1999 год


Содержание:


Отличие государственных предприятий от частных


Понятие разгосударствления


Способы разгосударствления


Содержание и методы приватизации


Особенности приватизации в Казахстане


Формы и методы приватизации в РК


Выводы


Отличие государственных предприятий от частных
Государственные предприятия отличаются от частных тем, что они, как правило, зависимы от государственных структур. Поэтому в их деятельности просматривается двойственность – нацеленность не только на рыночные, но и на нерыночные мотивы. Это выражается в том, что: Государственные предприятия в отличие от частных обладают меньшей конкурентоспособностью. Хотя они работают на принципах самоокупаемости и рентабельности, но через государственное управление вносят в рынок элементы организованности (работа на государственный заказ, сбыт продукции по твердым ценам).

Государственные предприятия пользуются финансовыми льготами (в налогообложении, получении льготных кредитов и т. д.).

Следовательно, навязывание государственным предприятиям некоммерческих операций, искусственное ограждение от конкуренции, гарантирование правительством финансовой поддержки предприятия делают зачастую государственные предприятия менее эффективными в технико-экономическом и финансовом плане, чем частные предприятия. Это выражается в низкой производительности труда, высокой капиталоемкости, малой прибыльности, раздутом управленческом аппарате и бюрократизме.

Сама рыночная экономика ограничивает деятельность государства, ибо некоторые его действия снижают эффективность государственных предприятий (директивное планирование, административный контроль над ценами) в условиях функционирования рыночного механизма. Поэтому к государству предъявляются претензии, а при высокой доле государственного сектора в экономике ставится вопрос о разгосударствлении. Эти причины и обуславливают массовый процесс приватизации.


Понятие разгосударстствления

Развернувшийся в восьмидесятых годах в развитых странах процесс разгосударствления экономики имеет особенности. Прежде всего разгосударствение не означает, что государство перестает играть важную роль в рыночной экономике. Уменьшаются масштабы государственного предпринимательства, но государство остается структурным элементом смешанной экономики стремясь наилучшим образом приспособится к рыночным отношениям путем изменения форм своей деятельности.

Современный процесс разгосударствления не равнозначен денационализации, это не изменение собственности государственных предприятий; и она не сводится к одной лишь приватизации. Процесс разгосударствления сохраняет государственную собственность и направлен на повышение эффективности функционирования оставшихся в государственном секторе предприятий.

Наконец, современный процесс разгосудаствления характеризуется деидеологизацией, когда все более редкой становится ситуация, при которой демократические партии выступают за расширение государственного сектора.

Рассмотренные особенности современного процесса разгосударствления нашли отражение в его способах.


Способы разгосударствления

Мировой опыт развитых стран свидетельствует о следующих наиболее распространенных способах разгосударствления.

Либерализация рынков. В рамках этого процесса государство отменяет барьеры для доступа на рынок новых конкурентов, стимулирует диверсификацию производства и продаж, в результате чего растет число много профильных фирм, чья продукция может поступать на самые разные рынки. Государство поощряет также малый бизнес, снимает ограничения для проникновения иностранного капитала, принимает меры по демонополизации экономики. Все это делает рынки более свободными. Либерализация рынков означает разгосударствление без изменения государственной собственности.

Стимулирование создания и расширение сферы деятельности смешанных предприятий (государственно – частных). Это достигается с помощью льготного налогообложения или особого режима кредитования

Создание для государственных предприятий рыночных условий функционирования. С этой целью государство использует меры, направленные на ликвидацию нерыночной обстановки, в которых находятся государственные предприятия: сокращение государственных субсидий, отказ от списания банковской задолженности, отмена налоговых льгот.

Денационализация – изменение собственности государственных предприятий. При этом собственность государственных предприятий может переходить не только в руки частных лиц, но и к банкам, коллективам государственных предприятий, кооперативам.

В действительности все эти способы переплетаются, выражаясь в изменении собственности и совершенствовании хозяйственного механизма рыночной экономики. В экономической теории и практике современный процесс разгосударствления адекватен приватизации.


Содержание и формы приватизации.

Наиболее популярными формами приватизации государственной собственности в развитых странах являются: продажа предприятий непосредственно в частные руки, выкуп акций государственных предприятий менеджерами, продажа акций предприятия работникам, распространение акций предприятия среди населения. Кроме того, практикуется сдача государственных предприятий в аренду и заключение контрактов на управление предприятием.
Продажа государственных предприятий в частные руки осуществляется путем организации аукционов и конкурсных торгов. Аукцион позволяет стать владельцем предприятия физическому или юридическому лицу, предложившему наибольшую цену. С помощью аукциона государственные предприятия приватизируются в относительно короткие сроки и с существенной финансовой прибылью для государства. В то же время аукционная торговля ограничивает число вероятных собственников, так как только действительно богатые люди могут позволить себе участвовать в аукционах. Владелец предприятия, купленного на аукционе, не ограничен никакими условиями со стороны государства, поэтому волен поступать со своей собственность как ему захочется (ликвидировать, перепрофилировать), не согласуясь с интересами государства. Преодолеть этот недостаток аукционной торговли можно с помощью конкурсных торгов. Конкурсные торги – это продажа государственной собственности частным лицам в соответствии с требованиями и условиями, выдвинутыми государством. Но проведение конкурсов увеличивает текущие расходы (содержание специальных комиссий), снижает доходы (более низкая цена приватизации) и требует более длительного времени.

Выкуп акций государственного предприятия менеджерами («управленческие выкупы») осуществляются не только за наличные деньги управляющих, но и за счет банковских кредитов, средств пенсионных и страховых фондов. Поэтому «управленческие выкупы» выступают своеобразным кредитованием менеджеров под залог имущества предприятия. Привлекательность «управленческих выкупов» состоит в активизации предприимчивости менеджеров, которые становясь совладельцами предприятия, заинтересованы в повышении эффективности его функционирования, улучшении управления и реализации собственных интересов.

Приватизация в форме продажи акций работникам предприятия означает развитие рабочей акционерной собственности. Продажа акций рабочим является эффективным средством повышения их заинтересованности в результатах своей работы, росте производительности труда и прибыльности предприятия. Однако превращение работников в собственников основано либо на налоговых скидках предприятиям, решившим продать акции работникам, либо на льготных условиях продажи акций рабочим (как форма дополнительной оплаты труда). В результате недоиспользуются потенциальные предпринимательские и организаторские способности работников. Отсюда настороженность правительства к полному выкупу работниками государственных предприятий.

Одна из наиболее распространенных форм приватизации – публичная продажа акций населению, при которой государственное предприятие превращается в акционерное общество открытого типа. Продажа акций населению осуществляется по фиксированной или конкурсной цене. При продаже акций по фиксированной цене возможны занижение или завышение стоимости имущества. При конкурсной цене достигается более точная оценка имущества. Покупка акций мелкими инвесторами стимулируется широко используемыми льготами: премии для купивших акции в максимально короткий срок, отсрочка платежей ил разрешение оплаты акций по частям, с полной выплатой дивидендов, установление более низкой цены на акции.

Публичная продажа акций ориентируется на сбережения населения. Её главное достоинство состоит в открытости и доступности для всех желающих. В приватизации государственных предприятий могут участвовать и иностранные инвесторы. Однако их доля как правило твердо определена законодательством в интересах защиты и поддержания конкурентоспособности национальной экономики. В то же время их участие желательно для обеспечения интеграции национальной экономики в мировое хозяйство.

Приватизация не всегда сопровождается продажей государственных предприятий. Нередко государственная собственность «разбавляется частным капиталом, образуя смешанные предприятия. Практикуется также аренда, когда физические или юридические лица приобретали часть государственного имущества в пользование на определенный период и за определенную плату. Арендатор получает возможность самостоятельно организовать производственный процесс, нанимать персонал, осуществлять контроль за производством и нести финансовую ответственность за хозяйственную деятельность предприятия. Как правило, аренда используется для малорентабельных предприятий с целью повышения эффективности их работы. В этих же случаях используется такая форма, как заключение контракта на управление предприятием. Подписание контракта предоставляет управляющим полный контроль над функционированием предприятия и все необходимые полномочия для эффективного управления предприятием. Соглашения об аренде и контракты на управление зачастую являются временными мерами для улучшения экономических показателей деятельности государственных предприятий или переходной ступенью к полной приватизации.

Процесс приватизации изменил положение государственных предприятий в рыночной экономике. Это выражается в упрощении взаимоотношений предприятий с государственными органами власти, в менее жестком контроле со стороны государства.

Изменились правила финансовых взаимоотношений государства и предприятий. Так, увеличиваются процентные ставки за хранение активов предприятий на государственных банковских счетах. Появляются новые типы ценных бумаг (без права голоса, но означающие участие государства в капитале).

Таким образом, приватизация осуществляется в разных формах, используются разные способы продаж, приватизируемые предприятия получают новый юридический статус, контролирующими органами становятся индивидуальные лица, институты ( в основном финансовые), управляющие, персонал предприятия, рабочие. Процесс приватизации, как правило занимает много лет.

Опыт приватизации восьмидесятых годов в странах Запада показывает:

Во – первых, роль государства в экономике не уменьшается, а государственная собственность сохраняется наряду с другими формами собственности. Государство выступает субъектом одной из форм собственности, гарантом определенных прав собственности многообразных субъектов, обеспечивающим самостоятельность предпринимательской деятельности и экономическую ответственность, регулирует деятельность всех видов собственности, создавая равные условия хозяйствования.

Во – вторых, осуществляемая в разных странах приватизация идет более успешно, если является организованным сверху процессом. Приватизация _ это экономическая политика государства, поэтому именно государство должно стать главным организатором новых рыночных структур.

В – третьих, успех процесса приватизации во многом определяется его четкой правовой основой и гибкой приватизационной политикой государства.


Особенности приватизации в Казахстане

Для успешного осуществления приватизации в Казахстане необходимо создание определенных условий. Прежде всего должны существовать субъекты государственной собственности, т.е. учреждения, которые по закону имеют право ею распоряжаться. В западных странах такими субъектами являются холдинговые компании, находящиеся под контролем законодательной власти и не имеющие права никому делегировать свои полномочия.

В РК создан Государственный комитет РК по управлению государственным имуществом (Госкомимущество). Он осуществляет исполнительные функции – разработка программы, организация процесса приватизации и контроль за её ходом.

Развертывающийся процесс приватизации отечественных государственных предприятий позволяет выявить некоторые её особенности.

Важнейшая черта приватизации в РК – её централизованный характер. Приватизация отечественных предприятий – это организованный сверху процесс, она представляет собой государственную экономическую политику. В результате государство регулирует и контролирует приватизационные процессы.

Особенностью приватизации в РК является ориентация на смешанный тип, сочетающий рыночный и административный методы её проведения. Наряду с продажей предприятий за наличные деньги путем проведения аукционов и конкурсов Государственная программа предусматривает получение каждым гражданином, независимо от уровня доходов, возраста, социального положения, приватизационного инвестиционного купона (ПИКа), дающего ему право на приобретение акций государственных и муниципальных предприятий на определенную сумму. Вместе с тем держатель ПИКа может по своему усмотрению распорядится им (купить ценные бумаги инвестиционных фондов, просто продать), реализуя основной принцип рыночной экономики – свободу выбора.

В целом процесс приватизации в РК характеризуется высокими темпами, чему в немалой степени способствует стремление создать в короткие сроки частный сектор предпринимательства. В проведении приватизации используются наиболее эффективные и популярные в развитых странах формы и методы.


Формы и методы приватизации в РК

Поскольку в отечественной экономике опыт разгосударствления полностью отсутствует, задачи приватизации в РК шире, чем в западных странах. Подавляющее преобладание в нашей стране государственной собственности делает процесс приватизации необходимым для демонополизации экономики и стабилизации экономического положения, развития демократического характера отношений собственности и управления предприятиями, для рациональной деятельности государственного сектора, повышения эффективности функционирования предприятий, для стимулирования различных форм предпринимательства, улучшения состояния государственных финансов и снижения инфляции. Следовательно в РК приватизация выступает ключевым направлением формирования рыночных отношений.

Приватизационный процесс в нашей стране имеет две важные черты: всенародный характер осуществления (ПИКи) и проведение в условиях зарождения рыночных отношений, что вызывает адаптацию приватизируемого предприятия к только еще формирующейся рыночной среде.

Всенародный характер приватизации означает, что государственная собственность передаётся гражданам бесплатно. Приватизационный инвестиционный чек – государственная ценная бумага целевого назначения. Это именной документ. На ПИКи могут приобретаться объекты приватизации, а также владелец может вложить их в специально созданные инвестиционные фонды. ПИКи как средство платежа действуют в процессе приватизации однократно. Поскольку приватизация в РК связана с ведением в оборот специфических ценных бумаг – ПИКов, проведение ее предполагает широкое акционирование предприятий.

Акционирование предприятия сопровождается предоставлением льгот: всем членам трудового коллектива бесплатно передаются именные привилегированные (не голосующие) акции и предоставляется возможность приобрести часть простых (голосующих) акций по номинальной цене или со скидкой.

Первые Акционерные Общества в Республике Казахстан появились в 1991 году с введением в действие Законов Казахской ССР «О хозяйственных товариществах и Акционерных Обществах»; «О разгосударствлении и приватизации» официально утвердивших рыночную ориентацию экономики, законодательно определивших понятия Акционерного Общества и ценных бумаг; порядок и сроки преобразования государственных предприятий в новые для Республики формы хозяйственных субъектов. Можно сказать, что каждый из нас в какой-то мере связан с Акционерными Обществами, как собственник определенного числа акций предприятия на котором мы работаем или участник инвестиционного - приватизационного фонда, куда мы сдали свои ПИКИ.

Таким образом, акционерное общество становится основной организационной формой крупных предприятий РК.

С появлением ПИКов, как особого вида ценных бумаг связано функционирование в нашей стране специальных инвестиционных фондов, не типичных для мировой практики. Зарубежные инвестиционные фонды – это, как правило, открытые акционерные общества, которые мобилизуют средства населения путем эмиссии собственных акций, инвестируют свои средства в акции других предприятий и ведут торговлю ценными бумагами. Функции отечественных инвестиционных фондов состоят в мобилизации ПИКов, в инвестировании их в ценные бумаги приватизированных предприятий, в торговых операциях с ПИКами.

Вторая особенность отечественной приватизации состоит в том, что она существенно отличается от других стран, где реализуется в адекватной экономической среде. В отечественной же экономике рыночные отношения находятся в стадии становления. Поэтому приватизация предполагает адаптацию приватизируемого предприятия к формирующимся рыночным условиям. При этом сама по себе она создает рыночную ситуацию лишь на микроуровне за счет либерализации цен, конкуренции. В то же время приватизация не обеспечивает рыночных условий на макроуровне. В результате приватизация как процесс формирования рыночных отношений предполагает реформирование экономики как на микро - ,так и на макроуровне.

Адаптация приватизируемого предприятия к формирующимся в РК рыночным условиям представляет собой сложный процесс, включающий экономико – правовую, производственную, финансовую и социальную адаптацию. Каждый из этих компонентов выполняет свою функцию, все они обуславливают друг друга. Но основой адаптации предприятия является производственное и финансовое приспособление, так как она определяет всю хозяйственную деятельность предприятий.

Наибольшую сложность для приватизируемого предприятия представляет адаптация к рыночным условиям на макроуровне. Это связано с тем, что, во-первых, без учета внешних факторов предприятию невозможно решить весь комплекс своих внутренних проблем; во-вторых, формирование рыночных условий на макроуровне не зависит от самого предприятия, а во многом определяется политикой государства, тем, какова поддержка им приватизируемого предприятия посредством использования экономических, финансовых административных рычагов.

Важной и сложной проблемой является финансовая адаптация приватизируемого предприятия, поскольку без решения финансовых вопросов неразрешимыми становятся и вопросы технико-производственные. Взаимодействие производственных предприятий со специализированными финансовыми институтами (банками, фондовыми биржами) позволяет приватизируемому предприятию получить надежный источник финансирования и тем самым – условия для всесторонней адаптации к формирующейся рыночной среде. Следовательно, более эффективное использование рынка ценных бумаг является важнейшим условием адаптации приватизируемого предприятия к формирующимся рыночным условиям.

Наиболее сложный вопрос при осуществлении приватизации - оценка стоимости государственного имущества. Для отечественной приватизации характерна продажа предприятий ниже их рыночной стоимости. В результате многие предприятия были проданы за бесценок.

Результаты первого периода приватизации в РК оцениваются неоднозначно. Хотя приватизационные купоны позволили каждому гражданину получить реальную возможность участвовать в перераспределении собственности, пока еще преждевременно говорить о формировании широкого слоя частных собственников.

Первый этап приватизации в РК закончился 1 июня 1994 года, на смену ему пришел второй – денежный.

В качестве первостепенных выделяются следующие цели денежной приватизации: формирование широкого слоя собственников, повышение эффективности экономики, привлечение в процесс производства инвестиций в том числе иностранных. Участниками денежной приватизации становятся крупные инвесторы, а следовательно делается ставка на экономическую целесообразность. Особое внимание на втором этапе приватизации уделено приватизации недвижимого имущества. Среди способов денежной приватизации наибольший интерес представляют денежные аукционы и инвестиционные конкурсы.


Выводы


Приватизация – коренной вопрос перехода к рынку. Она означает движение к тому, чтобы ведущие позиции занял частный сектор: индивидуальное предпринимательство, акционерные общества, совместные предприятия. От того как она будет проведена, зависит и социальный мир, и то, как заработают рыночные стимулы. Приватизация позволяет восстановить равновесие и неприкосновенность всех форм собственности: государственной, коллективной, частной. Только возвратив человеку собственность, можно рассчитывать на появление заинтересованного и ответственного производителя конкурентоспособной продукции.

Приватизацию называют иногда тихой революцией которая завоевывает мир. В самом деле, в той или иной степени в этом процессе ныне участвуют более пятидесяти стран - распродается государственное имущество, сельское хозяйство и промышленность выводятся из под государственного контроля, сдаются в аренду правительственные службы. Приватизация получила стремительное распространение, поскольку государственная собственность не принесла ожидаемых результатов - меньшую степень иерархичности и более заинтересованное и инициативное участие трудящихся в производстве.

Главная цель приватизации – обеспечить критическую массу институциональных изменений, когда в частном секторе экономики сосредоточится подавляющая часть производства и услуг. Очевидно, что социалистическая экономика в СССР оказалась малоэффективной не потому, что в ней имелся государственный сектор, а потому, что она была практически полностью огосударствленна. Поэтому в переходный период очень важно, изучив отечественный и зарубежный опыт, создать такой механизм государственного влияния на экономику, который обеспечил бы первостепенное развитие частного сектора экономики, превратив его в основу процветания государства.

Список использованной литературы

М.А. Сажина, Г.Г.Чебриков «Экономическая теория» Москва 1999 год