Реферат по «Микроэкономике» выполнил: Гриднева Н. Е., ФК-961
Ставропольский государственный технический университет
Пятигорский технологический институт
Кафедра социально-гуманитарных наук
г. Пятигорск
1998г.
Согласно закону спроса, импульс поведению потребителя (покупателя) задает цена предложения, по которой производитель предлагает ему свой товар. Конечно, цена предложения - только исходная, начальная цена товара, которая затем сталкивается с ценой спроса, т.е. той ценой, которую в состоянии и намерен уплатить потребитель. Обычно достигается компромисс в виде «рыночной цены» товара, по которой он действительно продается и покупается. Рыночную цену называют еще «ценой равновесия», поскольку она находится на том уровне, когда продавец еще согласен продать (по более низкой цене продажа убыточна), а покупатель уже согласен купить (по более высокой цене покупка убыточна).
Уровень пересечения кривых спроса и предложения и определяет уровень рыночной цены (так называемой «цены равновесия»). Это - действительно равновесная, уравновешивающая цена, ибо любая иная «точка» означает диспропорцию между платежеспособным спросом и соответствующим ему товарным предложением.
Возвращению цены к равновесному уровню могут препятствовать только два обстоятельства:
а) монополизм продавца (или покупателя), искусственно удерживающего цену в свою пользу,
о) административное регулирование цен (отсюда, в частности, видна ответственность государства за установление цен, приводящее, как правило к дефициту или перепроизводству).
В некоторых случаях государство может вмешиваться в объективный механизм ценообразования, как правило это осуществляется путем фиксирования цен. Цена фиксируется на определенном уровне выше или ниже которой она не может меняться. Почему происходит вмешательство?
Государство может ставить две цели:
1. Обеспечить доступ большинству потребителей к потреблению определенного товара. В этом случае устанавливается законодательно максимальная цена, которую продавцу разрешается запрашивать за свой товар или услугу. Это называется потолком цены. Выше этой цены производители не имеют право поднимать цену. Если потолок цены окажется ниже равновесного уровня, то может возникнуть устойчивый дефицит этого товара. Следовательно, первоначальная цель обеспечит доступ большинства потребителей к потреблению этого товара будет не достигнуто из-за дефицита.
Можно ли предотвратить этот дефицит? Можно, если законодательное установление цены будет дополнено другими мерами. Главный критерий вмешательства государства в ценовой механизм следующий: во-первых, первоначально поставленная цель должна быть достигнута, во-вторых, цена, которую государство платит за это вмешательство не должна превышать тот результат, который будет получен.
2. Обеспечить определенный уровень доходов некоторым группам поставщиков ресурсов или помочь производителям покрыть свои издержки. В этом случае устанавливается минимальная цена законодательно. Она как правило превышает цену равновесия. В результате этого может возникнуть довольно устойчивый излишек продукта или ресурсов. Для производителей это будет означать, что продукция не реализуется и издержки все равно не покрываются. Для поставщиков ресурсов означает, что ресурсы все равно не продается, следовательно не обеспечивается желаемый уровень дохода, т.е. первоначально поставленная цель может быть не достигнута. Зачем нужно такое вмешательство? Можно избежать излишков, если дополнить эту меру некоторыми другими. Критерий вмешательства можно определить по тому достигнута ли первоначально поставленная цель и не превышают ли затраты по вмешательству в ценовой механизм ту пользу, которую мы получаем в результате.
Таким образом, при всем, казалось бы необъятном диапазоне возможных цен они в классическом локальном рынке тяготеют к равновесному уровню.
Равновесная цена жестко «зафиксирована» со всех сторон:
а) по горизонтали - преодолением искусственного дефицита или перепроизводства (механизм - изменение количества товара),
б) по вертикали - стремление к достижению предельной выгодности (механизм - изменение уровня цен).
Купля-продажа результатов производства («товаров») -факт признания за ними общественной ценности. Эта ценность, выраженная в определенном количестве денежных знаков, есть цена товара.
Поскольку общественная ценность товара постоянно изменяется (в силу необозримого числа объективных и субъективных причин), то и цена товара находится в постоянном движении. Свободное движение товарных цен и есть «рыночная экономика».
Непосредственный толчок к такому движению дает взаимодействие спроса и предложения. Но ведь каждый из них сам является результатом множества сложнейших процессов Поэтому адекватное природе рыночной экономики регулирование цен не требует непосредственного манипулирования ими, а опосредованного воздействия на цены через регулирование тех факторов, которые влияют на спрос и предложение.
Очевидно, однако, что и цены оказывают активное воздействие на спрос и предложение. Поэтому возникает соблазн «ускоренного» решения экономических проблем путем прямого назначения цен. Конечно, в экстремальных ситуациях такое управление ценами на короткий срок может быть оправданно, но превращать управление ценами в единственный метод регулирования экономики недопустимо.
Литература.
Макконнелл К. Р., Брю С. Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. В 2 т.: Пер. с англ. Т.1. – 400с.
Современная экономика. Общедоступный учебный курс. Ростов-на-Дону, издательство «Феникс», 1996, 608с.
Другие работы по теме:
Частичное и общее экономическое равновесие
Экономика представляет собой множество разобщённых рынков, на которых функционируют относительно обособленные механизмы ценообразования. Равновесие на каждом таком рынке экономисты называют частичным равновесием
Ценообразование 15
Состав и структура цены. Ценообразование на основе: издержек производства, анализ безубыточности. Рыночные методы ценообразование, эластичность цен
Ценообразование и его особенности в малом бизнесе
Ценообразование - процесс по установлению, регулированию цен (тарифов) и контролю за применением установленного законодательством порядка ценообразования юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями.
Этапы процесса ценообразования и их характеристика
Процесс ценообразования включает в себя следующие этапы: 1)ПОСТАНОВКА ЦЕЛЕЙ ЦЕНОВОЙ ПОЛИТИКИ Любая фирма должна, прежде всего, определить, какую цель она преследует, выпуская конкретный товар. Если четко определены цели и положение товара на рынке, то проще и легче установить цену. Существует три главные цели ценовой политики:
Цели и задачи ценообразования 2
Учреждение образования Федерации профсоюзов Беларуси Международный институт трудовых и социальных отношений Самостоятельная управляемая работа студента
Перечень билетов и вопросов к экзамену по экономике
Экзаменационный билет по предмету ЭКОНОМИКА Билет № Виды среды хозяйственной деятельности. Потребительский выбор и бюджетная линия. Условия максимализации прибыли при совершенной и несовершенной конкуренции.
Ценообразование
Рыночное и централизованное ценообразование как основные системы процесса формирования цен на товары и услуги. Определение объема производства конкурентной фирмой в краткосрочном периоде. Эффективность конкурентного рынка и естественная монополия.
Цели государственного регулирования цен
Государственное регулирование рынка и цен. Необходимость государственного вмешательства в процессы ценообразования. Хозяйственная конъюнктура. Система цен. Либерализация цен. Элементы рыночной экономики. Изменение бюджетных расходов, процентных ставок.
Государственное регулирование цен, его задачи
Ценообразование как важнейшая составляющая управления экономикой. Преимущества свободного ценообразования, роль его регулирования государством. Прямое и косвенное воздействие государства на цены. Основные причины роста цен в условиях монополизма.
Макроэкономика
В этом докладе рассмотренны понятии и цель макроэкономики.
Стратегии дифференцированного ценообразования
Цена как объективная экономическая категория, процесс и принципы ее формирования предприятием-производителем. Формы осуществления ценовой политики и обоснование выбора той или иной формы конкретной организацией исходя из ее целей. Виды ценовых стратегий.
Государственное регулирование цен 8
Государственное .регулирование цен. 1)Цели и задаси госу.регулирования цен. Важнейшая задача государства: обеспече- ние такого соотношения монополи и
Банковская система России 11
Банковская система России Введение Банковская система России - совокупность действующих банков страны, а также различных кредитных организаций и экономических организаций, выполняющих те или иные банковские операции, составляет банковскую систему данной страны. В состав банковской системы входит также ряд организаций, которые непосредственно не занимаются проведением банковских операций.
Валы и оси
Выполнила Ольга Кирюшина студенка Технического университета города Омска Сдавался Меркушевой Ольге Сергеевне кафедра маркетинга и предпринимательства как
Механизм государства
Понятие механизма государства. Соотношение понятий "механизм государства" и "государственный аппарат". Признаки органа государства. Государственные органы и их классификация.
Вильгельм фон Гумбольдт 2
Вильгельм фон Гумбольдт (1767 - 1835) наряду и с И. Кантом, творчество которого оказало на него сильное воздействие, стоит у истоков немецкого либерализма. Главное политическое сочинение Гумбольдта «Опыт установления границ деятельности государства». Общая позиция, с которой Гумбольдт подходит к государству, - позиция гуманистического индивидуализма.
Ценообразование кредитных ресурсов в Украине
Экономические реформы рыночной направленности, не смогли вывести экономику страны из сложного экономического положения. Создаваемая модель переходной экономики, утратив черты централизованно управляемого государства, не обрела органичных признаков рыночной экономики
Стратегия ценообразования 2
Стратегия ценообразования – это выбор определенной динамики изменения исходной цены товара, максимально соответствующей целям предприятия. В зависимости от стадии жизненного цикла продукции политика цен, в рамках политики маркетинга, так же меняется. Согласно И. Ансоффу, на стадии внедрения нового вида продукции различают четыре стратегии ценовой политике.
Государственная культурная политика
Культурная политика (политика государства в области культурного развития) — совокупность принципов и норм, которыми руководствуется государство в своей деятельности по сохранению, развитию и распространению культуры, а также сама деятельность государства в области культуры (ст.3 Основ законодательства РФ о культуре).
Понятие механизма государства
Понятие механизма государства Государство реализует свои задачи и функции через государственный механизм. Понятие «механизм государства» принято употреблять в широком и узком смысле. В широком смысле государственный механизм что совокупность государственных организаций, призванных осуществлять функции государства.
Ценообразование 6
Ценообразование — установление цен, процесс выбора окончательной цены в зависимости от себестоимости продукции, цен конкурентов, соотношения спроса и предложения и других факторов.
Себестоимость сельскохозяйственной продукции
Стоимостная оценка используемых в процессе производства продукции (работ, услуг) затрат на производство и реализацию. Функции себестоимости как экономической категории в возмещении потребляемых факторов производства. Взаимосвязь стоимости и себестоимости