Реферат: Экономическое обоснование транспортировки нефти по трубопроводам и автоцистернами - Refy.ru - Сайт рефератов, докладов, сочинений, дипломных и курсовых работ

Экономическое обоснование транспортировки нефти по трубопроводам и автоцистернами

Рефераты по экономике » Экономическое обоснование транспортировки нефти по трубопроводам и автоцистернами

Министерство образования Республики Коми

Государственное образовательное учреждение

Среднего профессионального образования

«Усинский политехнический техникум»


Курсовая работа

Дисциплина: Экономика отрасли


Тема: «Экономическое обоснование транспортировки нефти по трубопроводам и автоцистернами»


Евтеев Александр Николаевич

Специальность: 130503

«Эксплуатация нефтяных и

газовых скважин»

Курс IV, группа РН-04

Форма обучения: очная

Руководитель:

Прокопьева Светлана Ивановна.


Усинск - 2010г.

Содержание


Введение………………………………………………………………….............3

Глава I. Транспорт нефти и нефтепродуктов……………….…………………4

1.1. Общие сведения о транспорте нефти и нефтепродуктах……………...4

1.2 Железнодорожный транспорт ………………………………………......5

1.3. Водный транспорт………………………………………………….........5

1.4. Автомобильный транспорт………………………………………….…..7

1.5. Трубопроводный транспорт…………………………………………….7

Глава II. Расчёт затрат на внутрипромысловый транспорт нефтепродуктов ……………………………………………………………………………………10

2.1 Расчёт затрат на эксплуатацию нефтепровода………………………....10

2.2 Исходные данные для расчёта затрат на транспорт нефти по трубопроводу…………………………………………………………………....14

2.3 Расчёт затрат на вывоз нефти автоцистернами…………………….......16

2.4 Исходные данные для расчёта затрат на транспорт нефти автоцистернами……………………………………………………………….....19

Глава III. Экономические расчеты………………………………………..........20

3.1 Экономические расчеты транспорта нефти по нефтепроводу………...20

3.2 Смета затрат на транспортировку нефти по трубопроводу…………….22

3.3 Экономические расчеты вывоза нефти автоцистернами……………….23

3.4 Смета затрат на транспортировку нефти автоцистернами……………..25

Заключение……………………………………………………………………….26

Список используемой литературы………………………………………………27


ВВЕДЕНИЕ


Топливно-энергетический комплекс (ТЭК) является одной из основ экономики России. Между добычей и переработкой нефти и газа находится важное звено ТЭК — магистральные тру­бопроводы. По трубопроводам транспортируются: вода, нефть, нефтепродукты, газ, конденсаты, сыпучие материалы и т.д. Рабо­та трубопроводной системы должна быть увязана и согласована с железнодорожным и автомобильным транспортом.

В курсовой работе будут рассмотрена выгодность использования трубопроводного и автомобильного транспорта нефтепродуктов, затем произведено их сравнение и по окончании всех экономических расчетов будет выявлен наиболее выгодный способ.

При больших массах транспортируемых нефтегрузов хра­нение их стало большой народнохозяйственной проблемой. Не­обходимость хранения нефти и газа обусловлена неравномерно­стью их потребления. Чем большее количество нефтепродуктов и газа необходимо хранить, тем больше потери их от испарения и других причин. Только разветвленная сеть трубопроводов в чет­кой согласованности с другими видами транспорта позволяет хранить минимально необходимое количество нефтепродуктов и газа.

Таким образом, транспорт нефти и газа пред­ставляет собой одну из важнейших отраслей нефтяной и газовой промышленности.


I. ТРАНСПОРТ НЕФТИ И НЕФТЕПРОДУКТОВ


1.1. Общие сведения о транспорте нефти и нефтепродуктах

Развитие народного хозяйства связано со значительным рос­том потребления нефти, нефтепродуктов и газа. Промышлен­ность, транспорт и сельское хозяйство потребляют свыше 200 сортов нефтепродуктов в виде горючего и смазочных масел. Бесперебойная работа всех отраслей народного хозяйства зависит от своевременной по­ставки нефтепродуктов.

Доставка и распределение нефтепродуктов осуществляется трубопроводным, водным, железнодорожным и автомобильным транспортом, а также сетью нефтебаз, газохранилищ, бензогазораздаточных станций.

Каждый вид транспорта используется в зависимости от раз­вития соответствующих транспортных путей, от объема перево­зок, характера нефтегрузов, от расположения нефтепромыслов, нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ), нефтебаз и основных потребителей. При этом во всех случаях выбора вида транспорта преследуется цель: при минимальных затратах сократить сроки доставки и полностью исключить нерациональные перевозки.

При выборе вида транспорта во внимание принимаются как недостатки, так и преимущества данного вида. Известно, что удельные затраты тем меньше, чем больше мощность транспорт­ной магистрали. Однако нельзя пренебрегать и такими фактора­ми, как сезонность работы и расстояние перевозки. Например, водным транспортом, который дешевле железнодорожного, мож­но перевозить только в навигационный период, автомобиль­ным — в некоторых районах до наступления распутицы, а желез­нодорожным и трубопроводным — практически круглый год. При перевозках на короткие расстояния достаточно экономично пользоваться автомобильным транспортом. В случае доставки нефтепродуктов на весьма большие расстояния, когда не удается ограничиться одним видом транспорта, приходится передавать нефтегруз с одного вида транспорта на другой. Перемещение грузов несколькими видами транспорта называется смешанными перевозками.



1.2. Железнодорожный транспорт


Железнодорожным транспортом перевозят все виды нефте­продуктов, нефть и сжиженные газы. В общем объеме перевозок на его долю приходится около 40%. Нефть и нефтепродукты пе­ревозятся по железным дорогам, как правило, в вагонах- цистернах. Только небольшая часть, около 2 %, транспортирует­ся в мелкой таре — в бочках, контейнерах и бидонах. Для транс­портировки отдельных видов масел, смазок и небольших партий светлых и темных нефтепродуктов используются крытые вагоны.

Отличительная особенность железнодорожных перевозок — это возможность доставки нефтегрузов в любое время года, бла­годаря чему большинство распределительных баз расположено на железнодорожных магистралях.

Однако железнодорожный транспорт имеет существенные недостатки. К ним относятся: большие капиталовложения при строительстве новых и реконст­рукции действующих путей; относительно высокие эксплутационные расходы на перевозку нефти по сравнению с другими ви­дами транспорта (в 2-4 раза дороже водного и трубопроводного).


1.3. Водный транспорт


Водным транспортом перевозят нефть, нефтепродукты и сжиженные газы.

Водный транспорт подразделяется на морской и речной. Он осуществляет перевозку нефти и нефтепродуктов как внутри страны, так и за ее пределами. На долю водного транспорта при­ходится около 13 % от общего объема перевозок нефтегрузов.

По сравнению с железнодорожным, водный транспорт тре­бует меньшего расхода топлива на единицу перевозок, характе­ризуется небольшой численностью обслуживающего персонала, меньшими затратами металла на единицу грузоподъемности и небольшой собственной массой по отношению к массе перевози­мого груза.

Морским транспортом внутри России основные перевозки нефтепродуктов осуществляются в Каспийском, Черном, Азов­ском, Балтийском, Японском и Охотском морях.

К преимуществам морского транспорта относятся низкая себестоимость перевозки нефти за счет использования судов большой грузоподъемности на дальние расстояния.

Речным транспортом доставляются нефтепродукты на многие нефтебазы, расположенные на реках. Протяженность су­доходных рек в России составляет около 150 тыс. км.

К преимуществам речного транспорта относится высокая пропускная способность речных путей и возможность перебра­сывать флот из одного речного бассейна в другой. Для отдельных районов Якутии, Тюмени, Омской и Новосибирской областей речной транспорт является основным способом доставки нефте­продуктов.

К отрицательным свойствам речного транспорта можно от­нести то, что на зимний период прекращаются речные перевозки. Это приводит к созданию межнавигационных запасов нефти в К недостаткам речного транспорта также относятся несов­падения географического расположения сети с наполнением неф­тяных грузопотоков, что удлиняет расстояние перевозки, и малая скорость нефтеналивных судов по сравнению с другими видами транспорта.



1.4. Автомобильный транспорт


Автотранспорт широко используется при перевозках нефте­продуктов с распределительных нефтебаз непосредственно потре­бителю. Наиболее эффективно он используется в районах, куда не­возможно доставить нефтепродукты железнодорожным или вод­ным путями сообщения. Основное назначение автотранспорта — доставка готовых нефтепродуктов с крупных нефтебаз на мелкие и далее к потребителю. Доставка производится автоцистернами, топливозаправщиками путем перекачки по местным трубопрово­дам. Широко применяются контейнерные и тарные перевозки в специальных контейнерах, бочках и мелкой таре.

Автоцистерны оснащены комплектом оборудования, вклю­чающим патрубок для налива нефтепродукта, дыхательный кла­пан, стержневой указатель уровня, клиновую быстродействую­щую задвижку для слива топлива, два шланга с наконечниками и насос с механическим приводом. Объем отдельных автоцистерн достигает 25м3. Внутри цистерны установлены поперечные и продольные волнорезы для уменьшения силы ударной волны жидкости при движении автомашины.

Для обеспечения пожарной безопасности на автоцистернах установлены огнетушители и устройства для заземления цистерн и шлангов для отвода статического электричества, которое может образоваться при наливе и сливе нефтепродуктов.


1.5. Трубопроводный транспорт

Классификация нефтепроводов.

Трубопровод, предназначенный для перекачки нефтей, назы­вается нефтепроводом.

По назначению нефтепроводы делятся на три группы: внут­ренние, местные и магистральные.

Внутренние нефтепроводы находятся внутри чего-либо: промыслов (внутрипромысловые), нефтебаз (внутрибазовые), нефте­перерабатывающих заводов (внутризаводские). Протяженность их невелика. Местные нефтепроводы соединяют различные элементы транспортной цепочки: нефтепромысел и головную станцию ма­гистрального нефтепровода, нефтепромысел и пункт налива железнодорожных цистерн, либо судов. Протяженность местных неф­тепроводов больше, чем внутренних и достигает нескольких десятков и даже сотен километров. К магистральным нефтепроводам (МНП) относятся трубопроводы протяженностью свыше 50 км и диаметром от 219 до 1220 мм включительно, предназначенные для транспорти­ровки товарной нефти из районов добычи до мест потребления или перевалки на другой вид транспорта.


Основные объекты и сооружения магистрального нефтепровода

Магистральный нефтепровод, в общем случае, состоит из сле­дующих комплексов сооружений; подводящие трубопроводы; головная и промежуточные нефтеперекачивающие станции (НПС); конечный пункт; линейные сооружения.

Подводящие трубопроводы связывают источники нефти с головными сооружениями МНП.

Головная НПС предназначена для приема нефтей с промыс­лов, смешения или разделения их по сортам, учета нефти и ее закачки из резервуаров в трубопровод.

Головная НПС располагается вблизи нефтепромыслов.

Промежуточные НПС служат для восполнения энергии, зат­раченной потоком на преодоление сил трения, с целью обеспечения дальнейшей перекачки нефти. Промежуточные НПС размещают по трассе трубопровода согласно гидравлическому расчету (через каж­дые 50...200 км).

Конечным пунктом магистрального нефтепровода обычно является нефтеперерабатывающий завод или крупная перевалочная нефтебаза.


II. Расчёт затрат на внутрипромысловый транспорт нефтепродуктов


Предусматривает оценку затрат на транспорт нефтепродуктов различными видами транспортировки. Основными видами транспорта являются трубопроводный транспорт для ЖУВ и вывоз автоцистернами ЖУВ. По результатам расчетов можно будет выявить наиболее предпочтительный вид транспортировки.

Данный расчет позволяет определить затраты на эксплуатацию нефтепровода, затраты на вывоз нефти автоцистернами и определить какой из этих двух способов предпочтителен в данном случае.


2.1 Расчёт затрат на эксплуатацию нефтепровода

Смета затрат состоит из следующих статей:

- Заработная плата рабочих обходчиков;

- ЕСН;

- Амортизационные отчисления;

- Затраты на материалы;

- Затраты на электроэнергию;

- Затраты на газ;

- Затраты на доставку рабочих;

-Общепроизводственные расходы.


Заработная плата складывается из оплаты труда операторов, обходчиков и мастеров с учётом смен.


где Кпр – премиальный коэффициент; Кнадi – надбавка за работу в вечернее и ночное время; Кр, Кс – соответственно районный и северный коэффициенты; i – номер текущей смены; 3 – количество смен (1 – дневная, 2 – вечерняя, 3 – ночная); Т – время работы смен в месяцах; Моп – месячная зарплата оператора; Чоп – количество человек.

Для операторов, работающих, в ночное время отпускается 40% от тарифной ставки, работающих в вечернее время – 20% от тарифной ставки. Время работы определяется как работа дневной смены – 12мес. (с 8 до 16 ч.), работа вечерней смены – 9 мес. (с 16 до 22ч), работа ночной смены – 15 мес. (с 22 до 8ч.).


Зарплата обходчиков нефтепровода: ЗПобх =


Зарплата мастеров обходчиков нефтепровода:


ЗПм.обх =


Зарплата мастеров операторов:



Единый социальный налог:



Амортизационные отчисления складываются из годовых отчислений на реновацию трубопровода, печей и насосов.



где АО – суммарные годовые амортизационные отчисления; Ci – стоимость i-того вида оборудования; Нai – норма амортизационных отчислений для i-того оборудования; i – порядковый номер данного вида оборудования; n - количество оборудования. 1 – стоимость нефтепровода, 2 – стоимость насоса, 3 – стоимость печи.


Затраты на материалы и запасные части (3м) определяются либо через удельные затраты на еденицу перекачиваемого объёма, либо как постоянная величина.


Расход электроэнергии для перекачки нефти:



где 3Э – затраты на электроэнергию; Nнас – количество насосов; W - мощность привода насоса; Цэ – цена электроэнергии; Т – время работы насоса в сутки в часах; Д – время работы насоса за год в днях.


Затраты на газ:

где 3г – затраты на потребление газа; Nпеч – количество печей для подогрева; Сг – стоимость попутного газа.


Транспортные расходы на доставку рабочих на объект:



где 3тр – затраты на перевозку обходчиков; Тд – время доставки обходчиков на объект (туда и обратно); Ксм – количество смен; Стр – стоимость рабочего часа транспорта; Д – количество рабочих дней за год.


Прямые расходы:



Общепроизводственные расходы:



где Опр – общепроизводственные затраты; Спр – доля отчислений на общепроизводственные расходы.


Всего расходы на обслуживание трубопровода составят:



Себестоимость транспортировки:


2.2 Исходные данные для расчёта затрат на транспорт нефти по трубопроводу приведены в таблице №1

Наименование параметров

Единица

измерения

Условное

обозначение

Значение
Объём перекачиваемой нефти т/год 36570

Нормативы капитальных затрат

Протяженность нефтепровода

Стоимость нефтепровода

Оборудование:

Насос для перекачки нефти с мощностью двигателя

W – 50-кВт час

Количество насосов

Печь ПП – 0,63

Количество печей


км

тыс. руб.


тыс. руб.


шт.

тыс. руб.

шт.


L

Снп


Снас


Nнас

Спечь

Nпечь


15

22000


210


4

480

2

Нормативы эксплуатационных затрат

Стоимость электроэнергии

Расход газа одной печью

Стоимость попутного газа

Материалы

Численность персонала:

Оператор по перекачки нефти

Средняя зарплата оператора

Обходчик нефтепровода

Средняя зарплата обходчика

Мастер по перекачке нефти

Средняя зарплата мастера по перекачке

Мастер по обходу нефтепровода

Средняя зарплата мастера по обходу

Затраты на транспортные расходы по доставке обходчиков:

Время доставки обходчиков на объект ( туда и обратно)

Стоимость рабочего часа транспорта

Количество смен

Общепроизводственные расходы


руб./кВт*час

/год

руб./1000

тыс. руб.


чел.

руб*мес.

чел.

руб*мес.

чел.

руб*мес.


чел.


руб*мес.


час


руб./час.

ед.


%


Цээ

Сг


Чоп

Моп

Чобх

Мобх

Чм.пер


Мм.пер


Чм.обх


ММ.обх


Тд


Стр

Ксм


Опр


1,56

3000

420

50


2

4820

2

5200

1


8200


1


8200


1


350,98

3


10

Нормативы на налоги и платежи в себестоимости

ЕСН


%


Сесн


26

Нормативы амортизационных отчислений

Норма амортизации нефтепровода

Норма амортизации насоса

Норма амортизации печи


%

%

%


На.нп

На.нас

На.печь


1

12

1,5


2.3 Расчёт затрат на вывоз нефти автоцистернами


Смета затрат состоит из следующих статей:

- Заработная плата;

- ЕСН;

- Амортизационные отчисления;

- Затраты на материалы и запасные части;

- Затраты на топливо для автомашин;

-Общепроизводственные расходы.


Зароботная плата операторов и водителей:



где Кпр – премиальный коэффициент; Кнадi – надбавка за работу в вечернее и ночное время; Кр, Кс – соответственно районный и северный коэффициенты; i – номер текущей смены; 3 – количество смен (1 – дневная, 2 – вечерняя, 3 – ночная); Т – время работы смен в месяцах; Моп – месячная зарплата оператора; Чоп – количество человек.

Для операторов, работающих в ночное время отпускается 40% от тарифной ставки, работающих в вечернее время – 20% от тарифной ставки. Время работы определяется как работа дневной смены – 12мес. (с 8 до 16 ч.), работа вечерней смены – 9 мес. (с 16 до 22ч), работа ночной смены – 15 мес. (с 22 до 8ч.).


Заработная плата складывается из оплаты труда операторов и водителей автоцистерн с учётом смен:


ЗП = ЗПоп + ЗПвод,


где 3П – общая заработная плата; 3Поп – зарплата операторов; 3Пвод - зарплата водителей автоцистерн.


Единый социальный налог:



Затраты на материалы и запасные части определяются либо через удельные затраты на единицу транспортируемой продукции, либо как постоянная величина.


Амортизационные отчисления:



где АО – суммарные годовые амортизационные отчисления; Ci – стоимость i-того вида оборудования; Нai – норма амортизационных отчислений для i-того оборудования; i – порядковый номер данного вида оборудования; n - количество оборудования.


Затраты на топливо: Зт = Чвод + L + Рт + Ст + Т,


где Чвод – количество водителей автоцистерн; L – расстояние до точки сдачи; Рт – расход топлива для автоцистерны; Стр – стоимость топлива; Т - количество рабочих дней за год. (расстояние, число рейсов в сутки; расход топлива, л/км; стоимость топлива, руб/л; время, дней).


Прямые расходы:


ПР = ЗП + Эм + ЗЭ + Зт,


Общепроизводственные расходы:


где Опр – общепроизводственные затраты; Спр – доля отчислений на общепроизводственные расходы.


Всего расходы на обслуживание трубопровода составят:



Себестоимость транспортировки:


2.4 Исходные данные для расчёта затрат на транспорт нефти автоцистернами приведены в таблице №2

Наименование параметров

Единица

измерения

Условное

обозначение

Значение
Объём перекачки нефти т/год 36570

Нормативы капитальных затрат

Количество автомашин

Стоимость автоцистерны (20т)

Стоимость наливной эстакады


шт

тыс. руб.

тыс. руб.


Nац

Сац

Сэст


1

250

1500

Нормативы эксплуатационных затрат

Расстояние до точки сдачи

Расход топлива для автоцистерны

Стоимость топлива

Численность персонала

Оператор по наливу нефти

Средняя зарплата оператора

Водитель автоцистерны

Средняя зарплата водителя

Количество смен

Затраты на материалы и запчасти

Общепроизводственные расходы


км

л/км

руб./л


чел.

руб.*мес.

чел.

руб.*мес.

ед.

руб.*мес.

%


L

Рт

Ст


Чоп

Моп

Чвод

Мвод

Ксм

Зм

Опр


18

0,4

122


4

5200

4

5300

3

80

10

Нормативы на налоги и платежи в себестоимости

ЕСН


%


Сесн


26

Нормативы амортизационных отчислений

Норма амортизации наливной эстакады

Норма амортизации автоцистерны


%

%


На.эст

На.ац


20

10


III. Экономические расчеты


Экономические расчеты транспорта нефти по нефтепроводу

1. Рассчитываем заработную плату операторов:

1.1 руб./год.

1.2 руб./год.

1.3 руб./год.

руб./год.


Рассчитываем заработную плату обходчиков нефтепровода:

руб./год.


Рассчитываем заработную плату мастеров обходчиков нефтепровода:

3. руб./год.


Рассчитываем заработную плату мастеров операторов:

4. руб./год.


Рассчитываем заработную плату всех рабочих:

5. руб./год.


Рассчитываем Единый социальный налог:

6. ЕСН = руб./год.


7. Рассчитываем амортизационные отчисления:

7.1

7.2

7.3


Рассчитываем затраты на электроэнергию:

8.


Рассчитываем затраты на потребление газа:

9.


Рассчитываем транспортные расходы на доставку рабочих на объект:


Рассчитываем прямые расходы:

11. руб./год.


Рассчитываем общепроизводственные расходы:

12. руб./год.


Всего расходы на обслуживания трубопровода:

13. руб./год.


Рассчитываем себестоимость транспортировки:

14.


3.2 Смета затрат на транспортировку нефти по трубопроводу

Таблица №3

Статьи затрат По нефтепроводу

Зарплата

Единый социальный налог

Всего АО

Электроэнергия

Затраты на газ (подогрев)

Затраты на доставку обходчиков

Итого прямых затрат

Общепроизводственные затраты

4483123 руб./год.

1165611 руб./год.

317000 руб./год.

3626640 руб./год.

2520000 руб./год.

384323 руб./год.

11064086 руб./год.

1101413 руб./год.

Всего затрат, руб.

Себестоимость транспорта 1т нефти, руб.

13598160 руб./год.


363


3.3 Экономические расчеты вывоза нефти автоцистернами


1. Рассчитываем заработную плату водителей:

1.1 руб./год.

1.2 руб./год.

1.3 руб./год.

руб./год.


2. Рассчитываем заработную плату операторов:

2.1 руб./год.

2.2 руб./год.

2.3 руб./год.

руб./год.


Рассчитываем заработную плату всех рабочих:

3. ЗП = 5301504 + 5403456 = 10704960 руб./год.


Рассчитываем единый социальный налог:

4. ЕСН = 10704960 0.26 = 2783289 руб./год.


5. Рассчитываем амортизационные отчисления:

5.1

5.2

АО = 150 + 50 = 200 тыс.руб.


Рассчитываем затраты на топливо:

6. Зт = 4 + 18 + 0.4 + 122 + 365 = 509 тыс.руб.


Рассчитываем затраты на электроэнергию:

7. ЗЭ = руб./год.


Рассчитываем прямые расходы:

8. ПР = 10704960 + 80000 + 362664 + 509000 = 11656624 руб./год.


Рассчитываем общепроизводственные расходы:

9. руб./год.


Сумма общих затрат:

10. руб./год.


Рассчитываем себестоимость транспортировки нефти автоцистернами:

11.


3.4 Смета затрат на транспортировку нефти автоцистернами

Таблица №4

Статьи затрат Автовывоз

Зарплата

Единый социальный налог

Всего АО

Электроэнергия

Затраты на топливо

Итого прямых затрат

Общепроизводственные затраты

10704960 руб./год.

2783289 руб./год.

200000 руб./год.

362664 руб./год.

509000 руб./год.

11656624 руб./год.

1165662 руб./год.

Всего затрат, руб.

Себестоимость транспорта 1т нефти, руб.

15805575 руб./год.


432


Заключение


В заключение я бы хотел сопоставить затраты на транспортировку нефти по нефтепроводу, с затратами на вывоз автоцистернами.

Сравнив сметы затрат на транспортировку нефти по трубопроводу и вывозу автоцистернами, можно сделать вывод, что транспортировка по нефтепроводам выгоднее. Это обусловлено меньшими прямыми затратами, ПРн < ПРа (11064086 руб./год. < 11656624 руб./год.), а так же всего затрат на транспортировку по нефтепроводам меньше, чем при вывозе автоцистернами, ЭЗн < ЭЗа (13598160 руб./год. < 15805575 руб./год.).

Так же из расчетов видно, что себестоимость транспортировки одной тонные нефти по трубопроводам значительно меньше себестоимости при вывозе автоцистернами, 363руб. за 1т < 432руб. за 1т.

Таким образом, транспортировка нефти по трубопроводам выгоднее, чем вывоз автоцистернами.


Список используемой литературы


Бобрицкий И.В., Юфин ВА. Основы нефтяной и газовой промышленности,- М.: Недра, 198- 200 с.

Нечваль М.В., Новоселов В.Ф., Тугунов П.И. Последовательная перекачка нефтей и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам,- М.: Недра, 197.- 221 с.

Рыбаков К.В., Митягин В.А. Автомобильные цистерны для нефтепродуктов: устройство и особенности эксплуатации,- М.: Транспорт, 198-400 с.

Трубопроводный транспорт нефти и газа. Р.А. Алиев, В.Б. Белоусов, А.Г. Немудров и др.- М.: Недра, 198- 368 с.

Экономика отрасли В.Я. Поздняков, С.В. Казаков, 76-168с.

Интернет financepro/economy

Интернет www.glossary