П. Михайлов
Фабула — фактическая сторона повествования, те события, случаи, действия, состояния в их причинно-хронологической последовательности, которые компонуются и оформляются автором в сюжете на основе закономерностей, усматриваемых автором в развитии изображаемых явлений.
Первоначально термин «Ф.» (лат. fabula, фр. fable, англ. fable, нем. Fabel) имел значение — басня, побасенка, сказка, т. е. произведение определенного жанра. В дальнейшем термином «Ф.» обозначают то, что сохраняется как «основа», «ядро» повествования, меняясь по изложению. А отсюда — указанное вначале значение в применении вообще к литературным произведениям.
Научному изучению Ф. подверглись прежде всего в качестве фактов поэтической традиции в мировой литературе (гл. обр. древней и средневековой) и особенно — в устной народной словесности. В этой плоскости определенная трактовка традиционных Ф., процесса их развития и распространения составляла основное содержание последовательно сменявшихся фольклористических теорий — мифологической, миграционной, антропологической. При этом в русской научной литературе к такого рода традиционным образованиям применялся обычно термин «сюжет», а не Ф. (см. «Сюжеты бродячие», «Фольклор»). Позже вопрос о Ф. и сюжете рассматривался в плане изучения структуры поэтического произведения (преимущественно литературоведами-формалистами). Некоторые исследователи, отожествляя понятия сюжета и Ф., вовсе упраздняют последний термин.
Однако, изучая образное отражение динамики жизни, следует отличать: 1) «фактическую» основу произведения, события, о которых в нем рассказывается, как продукт предварительного отбора художником явлений действительности или вымысла, что и можно назвать Ф., т. е. повествовательной темой, подлежащей дальнейшей обработке в сюжете; 2) и самую разработку повествовательной темы, что связано с разрешением какой-либо проблемы на материале данных событий (т. е. сюжет).
Для формалистов Ф. является лишь материалом, который обрабатывается особыми приемами сюжетосложения в целях «остраннения», повышения внешней ощутимости динамики повествования. В связи с этим устанавливалось и деление произведений на «сюжетные» и «фабульные», в зависимости от большей или меньшей остроты сюжетных приемов. Эта формалистическая трактовка Ф. и сюжета должна быть отвергнута. Прежде всего не следует считать Ф. «сырым материалом», лишенным качества художественной образности. Даже в том случае, если художник берет какой-либо жизненный факт, — он производит отбор и осмысление явлений, уясняя их типическое значение, т. е. он создает Ф. Тем более очевиден творческий характер Ф. в тех случаях (наиболее обычных), когда лица и события измышляются автором. А затем значение претворения Ф. в сюжет отнюдь не заключается в «остраннении» ее. Обрабатывая Ф., художник отражает динамику действительности, раскрывая ее закономерности с той или иной степенью глубины и правдивости.
В зависимости от характера понимания действительности и характера самого объекта фабулы могут быть мифологического порядка, сказочного, романического, утопического, реалистического и т. д. Тематическое многообразие фабул неисчерпаемо. Каждый исторический период, каждый этап в развитии художественного творчества, каждое литературное направление создают свои характерные фабулы, которые в первую очередь и определяют конкретно-исторические особенности сюжетов.
Другие работы по теме:
Рецензия
Рецензия — один из распространенных критических жанров. Р. составляют в толстых журналах так наз. «библиографический» отдел. Р. — критический разбор произведения — литературно-художественного, научного, публицистического характера и т. п.
Бродячие сюжеты
Сюжеты бродячие — устойчивые комплексы мотивов, составляющие основу устного или письменного произведения, переходящие из одной страны в другую и меняющие свой художественный облик в зависимости от новой среды своего бытования.
Эстетика жанров в античной литературе
Античная эстетика в современном понимании. Особенности античной литературы, определившие облик жанров. Система жанров в античной литературе: комедия, трагедия, эпос. Эстетика жанров трагедии, комедии и эпоса в "Поэтике" Аристотеля (384-322 до н.э.).
Права задержанного
Уральская Государственная Юридическая Академия Фабула по административному праву. Тема: “ПРАВА ЗАДЕРЖАННОГО” Выполнил: Студент 31 группы в/ф
Определение технической возможности предотвращения ДТП водителем
Экспертное заключение по уголовному делу №2660 ноября 10 ноября 2008 года в Экспертно-консультационный центр по экспертизе ДТП ИрГТУ потупило постановление от 28 октября 2008 г. следователя следственного отдела по ДТП г. Иркутска Волкову П.Н. по уголовному делу Акопяна Г.Г. для производства судебной автотехнической экспертизы.
Литературный герой СИНАВ
Синав герой трагедии А. П. Сумарокова Синав и Трувор В основу сюжета пьесы легли сведения взятые. Сумароковым из сочинения историка И. Гизеля Синопсис или. Краткое описание от различных летописцев о начале словенского народа alignjustifyсинав герой трагедии.
Тема: Структура литературоведения как науки
Терминологическая база: библиография, история литературы, история литературы, литературная критика, палеография, поэтика (частная общая, историческая), текстология, теория литературы
«Категории мифов»
Знание греческих богов, их происхождения, знание олимпийских богов, атрибуты греческих богов
История брендинга в Росии
Задание №2 История брендинга в мире Сегодня брендинг выполняет те же функции, что и клеймение во времена Дикого Запада, где местные ковбои метили свой товар (домашний скот и лошадей) выжигая на шкуре животного клеймо - метку, по которой они могли быстро и безошибочно отличить своего быка или лошадь от имущества своего соседа.
Смысл названия и проблематика рассказа Бунина Легкое дыхание
Рассказ «Легкое дыхание», написанный в 1916 году, заслуженно считается одной из жемчужин бунинской прозы — так лаконично и ярко запечатлен в нем образ героини, так трепетно передано чувство прекрасного. Что же такое «легкое дыхание», почему это словосочетание давно стало нарицательным для обозначения человеческого таланта — таланта жить? Чтобы разобраться в этом, проанализируем рассказ «Легкое дыхание».
Моё прочтение повести Ася
Моё прочтение повести "Ася" Автор: Тургенев И.С. Великий русский писатель Тургенев Иван Сергеевич плыл в лодке по реке Рейн мимо небольшой развалины и увидел двухэтажный домик. Из окна нижнего этажа смотрела старуха, а из окна верхнего – высунулась голова хорошенькой девушки. Он стал придумывать, кто эта девушка, какая она, какие её отношения к старухе.
Истолкование рассказа А. П. Чехова Смерть чиновника
Автор: Чехов А.П. Настоящий мужчина состоит из мужа и чина. Ироническая заметка из Записной книжки А. П. Чехова Истолкование — я, ср. Действие по знач. глаг. истолковать. .. Такая характеристика слова дана в четырехтомном Словаре русского языка. Свою работу я решила начать с обращения к Словарю, чтобы почувствовать себя увереннее при рассмотрении рассказа, прозвучавшего в теме сочинения.
Анализ рассказа В.Набокова «Рождество»
Повествование начинается с описания возвращения Слепцова из села. В данном тексте присутствует объективный повествователь. Повествователь все знает о герое, его взгляд как бы сверху.
Крысолов
Автор: Цветаева Марина. «Крысолов» — первая поэма Цветаевой, написанная в эмиграции, в Праге. Это пророчество о судьбах русской революции, романтический период которой закончился и начался мертвенный, бюрократический, диктаторский. Это приговор любой утопии о возможности народного торжества, народной власти.
«Метель» А.С. Пушкина: план анализа
Даже самые мелкие части в произведении должны быть между собою согласованы и образовывать художественное единство. Объединяет же все части произведения между собой тема, или предмет сочинения.
Сюжет, фабула, конфликт
Анализ соотношения понятий "сюжет", "фабула" и "конфликт". Характеристика структуры произведения, основанного на конфликте: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка. Литературный анализ сюжета романа А.С. Пушкина "Евгений Онегин".
Тесты по русскому языку для 5-6 классов
ВАРИАНТ I 1. Укажите неверное утверждение: а) лексика — словарный запас языка; б) каждое слово имеет свое лексическое и грамматическое значение; в) слова могут иметь не одно, а несколько лексических значений; г) антонимы обязательно относятся к одной и той же части речи; д) старославянизмы — группа исконно русских слов; е) жаргонизмы относятся к лексике ограниченного употребления.
по Криминалистики 2
СОДЕРЖАНИЕ 1. Задание…………………………………………………………. 2. Объекты, виды и формы криминалистической идентификации…… Литература………………………………………………………….
Зміст і побудова обвинувальної промови
Реферат на тему: Зміст і побудова обвинувальної промови Беручи участь у судових дебатах, проголошуючи обвинувальну промову, прокурор висловлює ті остаточні і кінцеві висновки, до яких він дійшов у результаті судового розгляду кримінальної справи, підбиває підсумки обвинувальної діяльності.
Определение технической возможности предотвращения ДТП водителем
Порядок проведения экспертизы дорожно-транспортных происшествий. Схема данного ДТП, следов от шин, тормозного пути. Перемещение автомобиля в заторможенном состоянии после пересечения линии следования пешехода. Вероятности избегания происшествия на дороге.
Алексей Бибик
Бибик Алексей Павлович (1878–) — современный писатель. Р. в Харькове, окончил двухклассное церковно-приходское училище. Подростком поступил в харьковские паровозные ж.-д. мастерские. .
Фаддей Булгарин
При всех отталкивающих свойствах политической и моральной физиономии Булгарина его популярность обозначала своего рода демократизацию литературы; Б. неоднократно выражал симпатии людям «среднего общества», которых противопоставлял высшему кругу.
Фишер Куно
Фишер Куно (Kuno Fischer, 1824—1907) — немецкий историк философии, с конца 1856 по 1872 профессор в Иене, затем до конца жизни — в Гейдельберге. Как мыслитель Ф. один из первых начал в немецкой философии поворот к Канту.
Виклад фактичних обставин злочину
Реферат на тему: Виклад фактичних обставин злочину (фабула справи) Виступаючи в суді, прокурор зобов'язаний найперше встановити перед судом, чи є злочин в тому, що було здійснено, і який саме. Завдання державного обвинувача — відновити в пам'яті присутніх загальну картину злочину, чіткіше окреслити його основні риси, підготувати слухачів до сприйняття злочинів.