Есть такие неразгаданные понятия, как память места и эстетическая ценность ландшафта. Давно замечено, что люди, обитающие в атмосфере бережно сохраняемых исторических памятников, не только меньше болеют, но и становятся сообразительнее. Особенно — дети. На острове Кижи тактично создана именно такая — чистая и благодатная — атмосфера. Церквям и часовням, мельницам и крестьянским домам, баням и амбарам, кузницам и обетным крестам не тесно на 206 гектарах небольшого острова среди вольного Онежского простора.
Кижи — один из 1 369 островов Онежского озера. Его название происходит от вепско-карельского слова “кижат”, что означает “место для игр”. Сегодня трудно себе это представить, но в древности тут было языческое капище, где приносились ритуальные жертвы. С XII века на заселенный финно-угорскими племенами Север начали проникать предприимчивые новгородцы, и в 1496 году здешний Спасский погост был впервые упомянут в Писцовой книге, а в 1616-м там же появилось и первое описание его церквей: “Спасова Преображения деревянной с папертьми, верх шатровый, и Покрова Пресвятой Богородицы, теплой, тож деревянной”. Упоминается и колокольня, стоявшая рядом с церквями.
Древние шатровые церкви до наших дней не сохранились — в конце XVII века они погибли от пожара, вызванного ударом молнии.
И практически сразу, в 1699 году, погост начал отстраиваться заново. Но и новые постройки не прожили долго, и с XVIII века ансамбль вновь стал перестраиваться, постепенно приобретая современный вид.
В 1714-м был торжественно освящен грандиозный Преображенский храм, представляющийся апофеозом развития форм деревянной древнерусской архитектуры. На 37 метров вознесся центральный крест “церкви о двадцати стенах”. Как крылья раскинулись стрельчатые бочки со стройными барабанами на острых их гребнях с двадцатью двумя элегантными луковичными главками. Покрывает их чешуя из 60 000 серебристых осиновых лемехов — северной деревянной черепицы. В облике этого удивительного храма слышатся и отголоски язычества, и праздничность православия, и даже — явный намек на барокко. Легенда рассказывает о мастере Несторе, который, закончив дело, выбросил свой любимый топор в Онежское озеро со словами: “Не было, нет и не будет такой!”
Окончательно же уникальный ансамбль Кижского погоста, объединяющий в своей ограде Преображенскую церковь с девятиглавой Покровской и шатровой колокольней, сложился к 1874 году. Кижский погост организует огромное пространство, придавая скупому Заонежскому ландшафту высокий, духовный смысл. Здесь воплотилось в реальности философское понятие “национальный ландшафт”, наиболее полно отражающее эстетические идеалы Древней Руси. Совершенной гармонии и утонченной одухотворенности этих храмов, кажущихся творением одного гениального архитектора, не объяснят никакие математические построения и логические выводы.
Если рассматривать типичные композиции деревянных русских храмов в развитии, начиная от древнейших, похожих на маленькие амбарчики, то Преображенская церковь своей 22-главой композицией наглядно демонстрирует апофеоз деревянной архитектуры. Четырехъярусная 37-метровая пирамида церкви Спасо-Преображения (1714 год) — как застывшая музыка, как невиданный цветок с причудливо изогнутыми линиями и поверхностями. В ее стремительности и динамичности так много радостной нарядности, характерной для русской архитектуры рубежа XVII—XVIII веков.
Формирование музейной экспозиции острова Кижи началось в 50-х годах прошлого столетия, когда был привезен первый “экспонат” — деревянный дом зажиточного крестьянина Ошевнева. Сегодня в экспозиции Государственного историко-архитектурного и этнографического музея-заповедника “Кижи”, официальной датой основания которого считается 1966 год, более 70 памятников деревянной архитектуры. Этнографическая коллекция музея насчитывает более 10 тысяч предметов народного искусства и быта карел, вепсов и русских, населявших Карелию.
В церквях и часовнях восстановлены иконостасы, в церкви Покрова Богородицы возобновлены регулярные церковные службы. Есть в этих местах и так называемое Кижское ожерелье. Это небольшие часовни в деревнях, живописно раскинувшихся вокруг острова Кижи: Корбе, Подъельники, Волкостров и Воробьи. Но смысловым центром пейзажа, бесспорно, остается старинный контур Кижского погоста, с 1990 года включенного ЮНЕСКО в Список памятников Всемирного культурного наследия.
Никогда раньше не понимал и не любил я дух музеев деревянного зодчества. Казалось, как пустые и холодные тени прошлого, томятся там старинные постройки, сбившись в тесную толпу. Мнение мое переменилось после того, как пришлось дважды побывать с экспедициями в Архангельской области. В течение двух лет, следующих друг за другом, в полном смысле слова — на моих глазах, исчезали древние церкви в этом Северном крае. Так, зимой по неосмотрительности жителей сгорел погост в селе Верхняя Мудьюга. Никто никогда уже не увидит и шатровую Входиерусалимскую церковь XVII века, и кубоватую Тихвинскую церковь 1865 года, и колокольню XVIII века. Только обожженные лиственницы остались вокруг оплакивать пустое место...
Какими словами мы пользуемся для обозначения того, что сами же не сберегли, — сгоревших и порушенных памятников истории? “Погиб”, “утрачен”, “не сохранился” — так, будто они живые. А может, действительно живые?
Мы же сейчас уже совсем другие и какими станем завтра — неизвестно. И очень правильно, что есть в мире Кижский музейзаповедник, память наша и наша красота.
Почти с любого места острова и окрестностей виден стройный силуэт Кижского погоста. Царящий над округой, повторенный в безмятежных водах Онежских шхер, кажется он сошедшим с полотен Васнецова. “Так в округе твой образ точен, так ты здесь для всего нужна, будто создана ты не зодчим, а самой землей рождена” — так сказал о нем Наум Коржавин.
В самой высокой точке острова, на Марьиной горе, видная отовсюду, стоит часовня Спаса Нерукотворного (XVII—XVIII века), привезенная из деревни Вигово. Она поставлена на месте часовни Святого Духа, сгоревшей в послевоенные годы и принадлежавшей жителям соседней старинной кижской деревни Ямка.
Другие работы по теме:
Понятие хаоса
Хаос как бесформенное состояние мира, бесконечное пространство, неупорядоченная первопотенция мира. Превращение Хаоса в Космос, возникновение из него "жизнедеятельного". Социологизация понятий порядка и хаоса. Потеря устойчивости и переход к хаосу.
Французское искусство XVШ века
План: 1. Введение 2. Искусство Западной Европы XVШ века 3. Стиль Рококо 4. Французская живопись XVШ века 5. Французская скульптура XVШ в. XVШ столетие принято называть веком Просвещения. Ранние буржуазные революции победили только в двух странах - Англии и Нидерландах. В большинстве европейских государств был сохранен старый порядок.
"Семь мудрецов"
Большую роль в подготовке античной философии сыграли "семь мудрецов". Слова "семь мудрецов" ставят в кавычки, потому что этих мудрецов было больше; существовали различные списки мудрецов, но в каждом списке их было обязательно семь.
История Олимпийских игр
Зарождение Олимпийских игр в Древней Греции. Легенда о Геракле, Пелопсе и Ифите. Олимпия как место проведения Олимпийских игр древней Греции. Скульптуры и гимназии Олимпии. Олимпийский стадион, построенный архитектором Леонидом в середине IV в. до н.э.
Разное -
Вы бросали в нас цветами Незнакомого искусства, Непонятными словами Опьяняя наши чувства. Н. Гумилев Колокол смолк вдалеке, Но ароматом вечерних цветов
Греция: основные направления внешней политики
Внешняя политика Греции. Участие страны в международных организациях. Отношения с ЕС и НАТО. Греко-российские отношения. Курс Греции на участие в европейской интеграции и создание открытой экономики. Особое значение сферы услуг. Экспорт и импорт.
Новая карта рельефа Марса
Ж.Ф. Родионова, кандидат физико-математических наук;Ю.А. Илюхина, Государственный астрономический институт им. П.К. Штернберга, МГУ Наблюдения планет с помощью автоматических межпланетных станций (АМС) дают возможность составлять карты их поверхностей с высокой точностью и детальностью.
М.Цветаева и К.Батюшков
К восьмому стихотворению цикла «Плащ» (1918) Марина Цветаева в качестве эпиграфа выбрала следующую строку: “Я берег покидал туманный Альбиона…” Это начало знаменитой элегии К.Н.Батюшкова «Тень друга», традиционно датируемой 1814 годом.
Французское искусство 18 в
Р Е Ф Е Р А Т по культурологии Кулебянова Кирилла Э3А3 Тема: Французское искусство XVШ ------- План: 1. Введение 2. Искусство Западной Европы XVШ века 3. Стиль Рококо
Идея свободы и художественная культура Греции
Годы правления Перикла как время наивысшего могущества Афин. Политический кризис в Элладе в IV веке до н.э. Пракситель как скульптор, представитель поздней классики. Основные направления художественной культуры Греции. Построение и оправдание мифа.
Борис Андреевич Пильняк. Красное дерево
В первой короткой главе две части разделены отточием, в них даны самые выразительные штрихи русского быта: описаны юродство и юродивые, но также русские мастеровые и ремесленники.
Франц Грильпарцер. Сафо
Гениальная поэтесса Сафо, прославленная во всей Элладе, возвращается в свой дом с олимпийских состязаний увенчанная лавровым венком. Народ, слуги и рабы с восторгом и ликованием, цветами и музыкой встречают свою госпожу.
Икароменипп, или Заоблачный полет
Лукиан (Lukianus) ок. 120 — ок. 180. Менипп рассказывает Другу о своем необычайном путешествии, поражая собеседника точными данными о расстоянии от Земли до Луны, до Солнца и, наконец, до самого неба — обиталища богов Олимпийцев.
Становление России
Этногенез великорусского этноса, ведущего этноса в русском суперэтносе берет своё начало в конце XII – начале XIII веков и напрямую связан с возвышения Владимиро-Суздальского княжества.
Древняя Македония
Введение 1 Возникновение Македонии 2 Раннее царство 3 Становление Македонии 4 Македонская империя 5 Закат царства 6 Язык 7 Эллинское происхождение Введение
Первая Македонская война
Введение 1 Роль Деметрия из Фароса в развязывании войны 2 Заключения мира с этолийцами 3 Строительство флота 4 Заключения союза с Карфагеном 5 Начало войны в Иллирии
Марк Витрувий Поллион
Введение 1 Биография 2 «Десять книг об архитектуре» 3 Переводы Список литературы Введение Марк Витру́вий Поллион (лат. Marcus Vitruvius Pollio) — римский архитектор, инженер, теоретик архитектуры второй половины I века до н. э.
Эллинистическая Греция
Введение 1 Македонский период 2 Филипп V 3 Расширение Рима 4 Конец греческой независимости Эллинистическая Греция Введение 1. Македонский период Известие о смерти Александра послужило сигналом к повсеместным смутам, к распрям его полководцев и преемников и к распаду державы, наскоро составленной и недостроенной.
Анабасис Ксенофонт именной указатель
бидос – греческий город на азиатском берегу Геллеспонта. I, I, 9. Аброком – начальник персидской армии в Сирии. I, III, 20; I, IV, 3, 5, 18; I, VII, 12. Абросельм – переводчик Севфа. VII, VI, 43.
Древнегреческая цивилизация.
Античность в истории человеческого общества. Границы древнегреческой цивилизации. Архаическая эпоха. "Революция железа". Роль мореплавания в жизни античного общества.
Резня в Смирне
Введение 1 Предыстория 2 Ход событий 2.1 Турецкая версия 3 Последствия 4 Резня в литературе 5 Интересные факты Список литературы Введение Резня́ в Сми́рне (событие также известно как Вели́кий пожа́р в Сми́рне) — заключительный эпизод греко-турецкой войны 1919—1922 гг. В сентябре 1922 года турецкие войска под командованием Мустафы Кемаля Ататюрка совершили резню христианского населения Смирны (греков и армян) и поджог города[1][2][3][4][5].
Александр Македонский и греческие полисы
Alexander the Great and Greek polices. This work can be divided into two parts: 1) Understanding the meaning of the word police and its crisis; 2) Relations between Alexander and Greek polices.
Тест по Русскому языку и культуры речи
Норма в культуре речи – это… это принятые на данном этапе развития языка правила словоупотребления, словообразования и т.д. Основные признаки литературной нормы – это…
Риторика – теория красноречия
История возникновения риторики и художественной литературы, их роль. Примеры ораторского искусства в художественных произведениях. Сущность понятий "ирония", "анафора", "эпифора", "параллелизм". Эстетическая функция языка художественной литературы.
Афины
От первоначального облика афинского Акрополя мало что осталось. Вероятнее всего это был традиционный микенский город-крепость, больше пригодный для отражения нападений, чем для жизни.
Греция
Древнегреческая территория состояла из цепочки самостоятельных городов-государств. Каждый полис имел свои законы и правила, и житель полиса хранил верность только своему городу.
Мей Л.А.
Мей Лев Александрович (1822 -1862) - известный поэт. Родился в Москве; сын обрусевшего немца-офицера, раненного под Бородином и рано умершего; мать поэта была русская. Семья жила в большой нужде. Учился Мей в Московском дворянском институте.