В самом конце XVIII в. в Германии зародилось и в первой половине XIX в. сделалось весьма влиятельным в изучении права особое направление исследовательской мысли. В центр своих теоретико-познавательных интересов оно поставило вопрос о том, как право возникает и какова его история.
Основоположником направления в юриспруденции, получившего наименование исторической школы права, является Г. Гуго (1764--1844) --профессор Геттингенского университета, автор “Учебника естественного права, как философии позитивного права, в особенности -- частного права”. Виднейшим представителем этой школы был К. Савиньи (1779--1861), изложивший свои взгляды в книге “Право владения”, в брошюре “О призвании нашего времени к законодательству и правоведению” и в 6-томном сочинении “Система современного римского права”. Завершает эту группу представителей исторической школы права Г. Пухта (1798--1846), основные произведения которого -- “ Обычное право” и “Курс институций”.
Естественно-правовую доктрину и вытекавшие из нее демократические и революционные выводы историческая школа права избрала главной мишенью для своих нападок. Эта доктрина вызывала недовольство своих противников тем, что доказывала необходимость коренного изменения существующего со средних веков политико-юридического строя и принятия государством законов, которые отвечали бы “требованиям разума”, “природе человека”, а фактически --назревшим социальным потребностям, т. е. общественному прогрессу.
Теоретики исторической школы права взяли под обстрел прежде всего тезис о позитивном праве как об искусственной конструкции, создаваемой нормотворческой деятельностью органов законодательной власти. Они утверждали, что действующее в государстве право вовсе не сводится лишь к совокупности тех предписаний, которые навязываются обществу как бы извне: даются сверху людьми, облеченными на то специальными полномочиями. Право (и частное и публичное) возникает спонтанно. Своим происхождением оно обязано отнюдь не усмотрению законодателя. Г.Гуго принадлежит очень характерное сравнение права с языком. Подобно тому как язык не устанавливается договором, не вводится по чьему-либо указанию и не дан от бога, так и право создается не только (и не столько) благодаря законодательствованию, сколько путем самостоятельного развития, через стихийное образование соответствующих норм общения, добровольно принимаемых народом в силу их адекватности обстоятельствам его жизни. Акты законодательной власти дополняют позитивное право, но “сделать” его целиком они не могут. Позитивное право производно от права обычного, а это последнее произрастает из недр “национального духа”, глубин “народного сознания” и т. п.
Представители исторической школы права верно подметили одну из существенных слабостей естественно-правовой доктрины-- умозрительную трактовку генезиса и бытия права. В свою очередь, они попытались истолковать становление и жизнь юридических норм и институтов как определенный объективный ход вещей. Этот ход, полагал Г. Гуго, совершается непроизвольно, приноравливаясь сам собой к потребностям и запросам времени, поэтому людям лучше всего не вмешиваться в него, держаться исстари заведенных и освященных опытом столетий порядков.
К.Савиньи считал, что с движением национального духа стихийно эволюционирует и право. Динамика права всегда есть органический процесс в том смысле, что она сродни развитию организма из своего зародыша. Вся история права-- медленное, плавное раскрытие той субстанции, которая, как зерно, изначально покоится в почве народного духа. На первом этапе своего развития право выступает в форме обычаев, на втором делается предметом обработки со стороны сословия ученых- правоведов, не теряя, однако, при этом связи со своим корнем-- общим убеждением народа.
С точки зрения Г.Пухты, бесцельно искусственно конструировать и в любое время предлагать людям ту или иную придуманную правовую систему. Созданная отдельно от самой истории жизни-народного духа, не напоенная им, она не может привиться обществу. Как членам живого организма, как ветви целостной культуры народа правовым установлениям свойственна органичность, которая выражается, помимо прочего, и в том, что стадии и ритмы развития права 'совпадают с ходом эволюции народной жизни. “...Этим органическим свойством право обладает также и в своем поступательном движении; органической является и преемственность правовых установлений. Выразить это можно одной фразой: право имеет историю”.
Конечно, само по себе намерение превзойти понимание права как произвольной людской выдумки, застывшего неизменного постулата природы и т. п. и дать трактовку правовых институтов как закономерного исторического продукта общественной жизни заслуживает всяческого одобрения. Однако историзм рассматриваемой нами школы -- историзм ущербный. Во-первых, он постулирует неизменность раз и навсегда данного самобытного народного духа. Во-вторых, развитие он понимает не как цепь качественных преобразований, совершающихся в процессе исторической эволюции, а как простое, хронологически последовательное, механическое развертывание изначального содержания таинственного “духа” народа.
Юристы исторической школы права видели назначение действующих в государстве юридических институтов в том, чтобы служить опорой внешнего порядка, каким бы консервативным порядок этот ни был (Г. Гуго). Положительные законы бессильны бороться со злом, встречающимся в жизни. В лучшем случае они способны помочь упорядочению обычного права и политической структуры, которые формируются естественно-исторически под влиянием происходящих в народном “духе” необъяснимых превращений (К.Савиньи). Законодатель должен стараться максимально точно выражать “общее убеждение нации”, при этом условии правовые нормы будут обладать ценностью божественного и потому приобретут самодовлеющее значение (Г. Пухта).
Оперируя приведенными выше и схожими с ними аргументами, приверженцы исторической школы права выступали в защиту крепостничества, монархической государственности и партикуляризма изжившего себя феодального права. Они говорили о ненужности кодификации законодательства и иных подобных мероприятий в масштабах всей Германии. Вместе с тем они отвергали теорию договорного происхождения государства, не признавали права народа на революцию, отклоняли идею разделения властей и отрицали другие аналогичные политические лозунги той эпохи.
Идея “народного духа”, которую насаждали в юриспруденции Г.Гуго, К.Савиньи, Г.Пухта, в те времена и позже в общем мало импонировала исследователям и нашла немного почитателей. Но в философско-юридических суждениях исторической школы положительное значение имела критика умозрительных представлений естественно-правового толка о вечности, неизменности и неподвижности права. Оставила свой след в истории юриспруденции и попытка этой школы трактовать правовые институты в качестве особых социальных явлений, исторически закономерно рождающихся, функционирующих и развивающихся в целостном едином потоке жизни каждого народа.
Консервативная по своим практически-политическим выводам, историческая школа права тем не менее пополнила социологическую и юридическую теорию плодотворными гипотезами, ценными наблюдениями методологического порядка. Во всяком случае, дальнейший прогресс научного знания в области права, имевший место в XIX в., трудно понять без учета деятельности этой школы.
Другие работы по теме:
Вклад исторических школ в экономическую науку
План: Взгляды Ф.Листа, В.Рошера и К.Книса. 3 «Молодая» школа. Права и нравы – высшее суждение о 4 справедливости. Капитализм по М.Веберу. 7 Для представителей как классического, так и неоклассического (основоположником которого считают А. Маршалла) направлений экономической науки была характерна идея о господстве универсальных экономических законов, действующих независимо от воли и сознания людей.
Шотландская школа здравого смысла
— философская школа, образовавшаяся в Шотландии в конце 18-го начале 19-го веков. Она образовалась как критическая реакция на таких английских философов, как Джон Локк, Джордж Беркли и Дэвид Юм. Самыми заметными её представителями являются Томас Рид и Уильям Гамильтон, который соединил подход Рида с философией Иммануила Канта.Другими крупными представителями этой школы были Джеймс Битти и Дугальд Стюарт.Это школа повлияла на мыслителей не только Европы, но и Америки, среди последних, например, прагматист Ч.
Основы права
Вопросы к зачету по дисциплине “” Признаки государства. Теории происхождения государства. Формы государства. Формы правления. Формы государственного устройства.
Фортунатов Филипп Фёдорович
ортунатов Филипп Федорович (1848 - 1914) Ф. Ф. Фортунатов оставил неизгладимый след в истории русского языкознания выдающийся учёный-лингвист, индоевропеист-компаративист, славист, индолог, литуанист, знаток многих индоевропейских языков (ведийский, санскрит, пали, греческий, латинский, старославянский, готский, литовский, латышский, армянский, бактрийский), специалист в области сравнительно-исторической фонетики и акцентологии, палеографии и орфографии, теоретической грамматики, воспитатель блестящей плеяды языковедов, научная деятельность которого длилась 43 года (начиная с изучения литовских говоров в 1871 году), академик Петербургской академии наук (с 1902 года), профессор Московского университета, ученик Ф.
Бельский, Иван Иванович
Ива́н Ива́нович Бе́льский (6 января 1719, Санкт-Петербург — 13 января 1799, Санкт-Петербург) — русский художник, из династии Бельских, известных русских крепостных живописцев XVIII века; академик исторической живописи Академии художеств.
Школа Анналов
Введение 1 Журнал «Анналы» 2 Первое поколение Список литературы Введение Школа «Анна́лов» (фр. Йcole des Annales) также «Новая историческая наука» (фр. La Nouvelle Histoire) — историческое направление, основанное Люсьеном Февром и Марком Блоком. Эта историческая школа, формировавшееся вокруг журнала «Анналы», оказала значительное влияние на формирование всей мировой историографии XX века.
История культуры 2
История культуры — раздел исторической науки и культурологии, в рамках которого изучаются явления и процессы, связанные с развитием и взаимодействием тех аспектов человеческой деятельности, которые так или иначе связаны с культурой. Также история культуры является социально-гуманитарной академической дисциплиной.
Принципат
(лат. principatus, от princeps — первый сенатор, сенатор открывающий заседание) — условный термин в исторической литературе для обозначения сложившейся в Древнем Риме в период ранней империи (27 до н. э. — 284 н. э.) специфической формы монархии, совмещавшей монархические и республиканские черты.
Клиодинамика
Введение 1 Общие сведения 2 Соотношение между клиодинамикой и клиометрией 3 Основоположники клиодинамики 4 Основные достижения клиодинамики Список литературы
Гаагская школа живописи
— наиболее значительное художественное объединение второй половины XIX века в Нидерландах. Обозначает группу художников, живших и работавших в Гааге между 1860 и 1890 годами в стиле реализма. На гаагскую школу наиболее сильное влияние оказала барбизонская школа во Франции.
Консорция этнология
Консорция — в пассионарной теории этногенеза, объединение небольшой группы людей для достижения единой цели, обладающих единой исторической судьбой. Примером консорции могут служить «кружки», политические группировки, секты, преступные банды, рабочие артели и прочие подобные добровольные объединения.
Кирена город
Кире́на (греч. Κυρήνη) — один из величайших городов античности, центр исторической области Киренаика. Город, посвящённый Аполлону, стоял на территории современной Ливии в 16 км от морского порта Аполлония. Его руины охраняются ЮНЕСКО как памятник Всемирного наследия.
Институт истории СО РАН
Введение 1 История ИИ СО РАН 2 Кадры 3 Проекты и исследования 4 Структура института 5 Адрес Введение Институт истории Сибирского отделения Российской академии наук (ИИ СО РАН) — научно-исследовательское учреждение в сфере исторической науки в составе Сибирского отделения РАН Российской академии наук.
Паскье, Этьенн юрист
Этьенн Паскье (фр. Йtienne Pasquier, 7 июня 1529, Париж, — 1 сентября, 1615, там же) — французский юрист, политик, историк, гуманист и поэт. Был адвокатом при парижском парламенте, но болезнь заставила его покинуть судебную практику и предаться учено-литературным занятиям. С 1560 г. стал печатать «Учёные записки о Франции» (Recherches de la France) и «Pourparler du prince».
Братские школы в Белоруссии
Введение 1 Местонахождение школ, их значение 2 Система обучения Список литературы Введение Братские школы в Белоруссии ― учебные заведения, создававшиеся православными братствами.
Пухта, Георг Фридрих
Введение 1 Биография 2 Основные идеи 3 Библиография Список литературы Введение Георг Фридрих Пухта (нем. Georg Friedrich Puchta, 31 августа 1798, Кадольцбург — 8 января 1846, Берлин) — немецкий юрист, последователь Ф. Савиньи, представитель исторической школы права.
Источниковедение
Введение Список литературы Введение Источникове́дение — вспомогательная отрасль исторической науки (истории), разрабатывающая теорию и историю исторических источников, а также методику их изучения.[1]
Расово-антропологическая школа
Введение 1 Идеи расово-антропологической школы 2 Представители расово-антропологической школы 3 Критика расово-антропологической школы Список литературы
Культура Тумако-Ла-Толита
— доколумбова культура, существовавшая в прибрежных районах Колумбии (Тумако) и Эквадора (Ла-Толита) в период с VI в. до н. э. по II в. н. э. Между устьем реки Сан-Хуан (Колумбия) и бухтой Байя-де-Сан-Матео (Эквадор) были обнаружены многочисленные археологические находки большой исторической и художественной ценности.
Анахронизм 2
Анахрони́зм (от греч. ανά — против и χρόνος — время) — в исторической науке, литературе, кино — ошибочное, намеренное или условное отнесение событий, явлений, предметов, личностей к другому времени, эпохе относительно фактической хронологии.
Савиньи, Фридрих Карл фон
Введение 1 Биография 2 Философия права 3 Некоторые ученики и последователи 4 Библиография Введение Фридрих Карл фон Савиньи (нем. Friedrich Carl von Savigny; 21 февраля 1779(17790221), Франкфурт-на-Майне — 25 октября 1861, Берлин) — немецкий правовед и историк, знаменитый юрист, основатель исторической школы права.
Гуго, Густав фон
Густав фон Гуго (нем. Gustav von Hugo, 23 ноября 1764 года — 15 сентября 1844 года) — немецкий юрист, основатель исторической школы права. Биография Густав фон Гуго родился 23 ноября 1764 года в городе Лёррах, в Бадене.
Методология истории
План Введение 1 Методы исторического исследования Список литературы Введение Методология исторической науки (истории) — специальная историческая дисциплина, которая определяет предмет и объект исторической науки, цель научного исторического познания, изучает научный и социальный статус исторической науки, её дисциплинарное строение, разрабатывает теорию исторического познания (включая общефилософские, гносеологические и эпистомологические основы, принципы, уровни, виды и методы исторического познания).
Арианские школы в Белоруссии
План Введение 1 Расположение 2 Обучение Введение Арианские школы в Беларуси — учебные заведения представителей реформационного движения в Беларуси, известных под названием ариане, антитринитарии, литовские братья, социниане.
Вторая Армения
Не следует путать с Второй армянской республикой (Армянской ССР). Вторая Армения — область в исторической Армении. В разные времена под Второй Арменией понимались различные территории:
Школа права Новой Англии
Школа права Новой Англии (англ. New England School of Law) — американское высшее юридическое учебное заведение, расположенное в Бостоне. Основано в 1908 г. как единственное в США специализированное учебное заведение для юридического образования женщин, под первоначальным названием Школа права Порции (англ.
Тибо, Антон Фридрих Юстус
План Введение 1 Происхождение и образование 2 Юридическая карьера 3 Семья 4 Наследие Список литературы Введение Антон Фридрих Юстус Тибо (нем. Anton Friedrich Justus Thibaut, (4 января 1772, Хамельн — 20 марта 1840, Гейдельберг) — немецкий юрист и музыкант[1].
Национальный дух
Национальный дух (также народный дух , нем. Volksgeist) — ключевое понятие философии истории времён романтического национализма. Примерно в XVII веке в практической дипломатии возникло обыкновение замечать и сравнивать друг с другом национальные характеры. Позже оно привело к появлению самого термина «национальный дух» (l’esprit des nations) у Боссюэ и французских просветителей, особенно у Вольтера и Монтескьё.
Православие в исторической судьбе России
на тему: «Православие в исторической судьбе России» работа ученика 10 «А» класса Комарова Дмитрия. Мы живем в двадцать первом веке. В стране, которая имеет большие традиции и великую историю. Официальной религией нашей Родины является христианство, а точнее его разновидность – православие. С 998 года, когда произошло введение христианства на Руси, религия играет значительную роль в жизни нашего государства.
Леконт де Лиль, Шарль Мари Рене
Введение 1 Биография 2 Творчество 3 Библиография Введение Шарль Мари́ Рене́ Леко́нт де Лиль (фр. Charles Marie Renй Leconte de Lisle, 22 октября 1818 — 17 июля 1894) — французский и реюньонский поэт, глава Парнасской школы.
Историческая география
Историческая география имеет предметом историю колонизации, историческую этнографию инородцев и построенную на той или другой историю областей. Главнейшим ее источником являются летописи; затем идут писцовые и переписные книги.
Марк Блок
Блок (Block) Марк (1886 – расстрелян фашистами в 1944) – французский историк-медиевист, ученый, заложивший основы методологической модернизации исторической науки 20 в.
Цивільне право як галузь українського права
Курсова робота на тему: „Цивільне право як галузь українського права” Курсова на 38 сторінок. Була захищена на 5 балів в Київському Національному Економічному Університеті юридичного факультету