П. А. Ф. - одно из главных действующих лиц комедии, представитель лагеря крепостников. Ф- дворянин, помещик, живущий в Москве и служащий управляющим в казенном месте. Он известный человек в кругу московского барства. Об этом говорит его фамилия(фама- с греческого"молва"). Грибоедов подчеркивает, что Ф. боится молвы. При переводе с латыни фамилия Фамусов означает - "известный", "пользующийся славой". Он, по- видимому, принадлежит к представителям знатных дворянских семей. Его дядя, Максим Петрович, играл при дворе Екатерины II огромную роль. Его "домашние друзья"- князья Тугоуховские, преуспевающий "не нынче- завтра генерал"Скалозуб.
Ф. - вдовец, любит дочь, заботится о ней, считает, что для ее воспитания сделал все. Он подыскивает для Софьи подходящего жениха, хочет выдать ее за богатого Скалозуба. Ф. хвастается, что "монашеским известен поведеньем", однако заигрывает с хорошенькой служанкой Лизой и подсчитывает дни, когда должна родить докторша- вдова. Он гордится принадлежностью к кругу знатных московских дворян, известен гостеприимством, жизнью на широкую ногу.
Он поклонник старины, восхищается нравами высшего света при дворе Екатерины II. Ф. - сторонник крепостных порядков. Обладать и распоряжаться крепостными крестьянами по- своему усмотрению представляется ему законным и вполне справедливым. В крепостных он не видит людей, не считается с их человеческим достоинством. Ругает их, не стесняясь в выражениях, называет "ослами", "чурбанами", "фомками", "фильками", не считаясь, с их возрастом. Лизе он угрожает отправкой в деревню: "Изволька в избу, маршь за птицами ходить". Будучи помещиком Ф. , однако, живет в деревне, в имении, а не в Москве и занимает видное положение на службе. Служба для него только средство для получения наград, чинов и денег. Дела по службе он передоверил Молчалину - секретарю, живущему у него в доме которому он постоянно напоминает о своих благодеяниях(". . . и будь не я, коптел бы в Твери..."). Служебные дела Фамусова сводятся к подписыванию подготовленных Молчалиным бумаг. Он самодовольно хвастается:
А у меня, что дело, что не дело,
Обычай мой такой:
Подписано, так с плеч долой.
На службе Фамусов окружил себя родственниками, считая достойной похвалы такую заботу о родне. Он с гордостью говорит, что при нем "служащие чужие очень редки; все больше сестрины, своячиницы детки", один Молчалин ему не свой, а потому как "деловой":
Как станешь представлять к крестишку ли, к местечку,
Ну как не порадеть родному человечьку!
Самое важное для Ф. - чиновника- это умение обойтись с вышестоящими людьми, вовремя угодить им и таким образом выслужиться. Идеалом для него в этом отношении является его дядя Максим Петрович- подхалим Екатериненского времени. Тогда, по выражению, Чацкого, "не на войне, а в мире брали лбом, стучали об пол, не жалея". Максим Петрович был важным вельможей, "на золоте едал, езжал- то вечно цугом", "когда же надо выслужиться, и он сгибался вперегиб. "Таким путем он приобрел вес, "выводил в чины" и пенсии давал". Ф. восхищается и Кузьмой Петровичем, который был камергером "с ключом и сыну ключь умел доставить, богат и на богатой был женат". Таким людям Ф. стремится подражать. Их способ получения чинов и денег считает самым верным. Ф. по- московски гостеприимен, он охотно принимает гостей, любит поиграть в карты, посплетничать. В развитии сплетни о Чацком он принимает деятельное участие. Говорит, что первый догадался о сумасшествии Чацкого, считает, что болезнь Чацкий унаследовал от матери, сходившей с ума 8 раз. Однако основной причиной этого Ф. считает учение- науку. О книгах он отзывается с неприязнью:
"Ученье- вот чума, ученость - вот причина,
Что нынче пуще, чем когда,
Безумных развелось людей, и дел, и мнений. "
И заканчивает свою мысль категорическим требованием:
Нет! Уж коли зло пресечь:
Забрать все книги бы да сжечь!
Ф. подсмеивается над принятым тогда в Москве воспитанием детей в духе французской моды, с французами- гувернерами. Он ворчит:А все Кузнецкий мост, и вечные французы, оттуда мода к нам, и авторы, и музы:губители карманов и сердец!Однако сам следует этой моде:
"Мать умерла:умел я принанять
В мадам Розье вторую мать. "
Учителей которых нанимали для обучения детей "числом по более, ценою подешевле", Ф. называет "побродягами". Он считает, что дело не в учителях и "не в мадаме сила", детей надо воспитывать в духе подражания старшим. "Учились бы на старших глядя", - поучает он Чацкого. А дочери внушает:"Не надобно иного образца, когда в глазах пример отца".
Он ненавидит и боится людей с прогрессивным мировоззрением. С неодобрением он относится к двоюродному брату Скалозуба, который"набрался каких- то новых правил":"чин следовал ему- он службу вдруг оставил, уехал в деревню и занялся чтением книг. Чацкого он называет "карбонари", опасным человеком". Причины его возмущения ясны: Чацкий высказывается против того строя, тех порядков, которые являются для Ф. основой всего его благополучия. Типичные для 20 годов XIX века нравы и взгляды детализированы в образе Фамусова, который является антиподом Чацкого.
Другие работы по теме:
Грибоедов а. с. - Комедия а. с. грибоедова горе от ума как политическая комедия
Комедия А. С. Грибоедова “Горе от ума” - выдающееся произведение русской классической литературы. Созданное в двадцатые годы XIX века, оно нашло широкое признание у современников, которым пришлось ознакомиться с комедией в рукописи. Комедия осталась актуальной и злободневной по сей день. Драматург вложил в пьесу все лучшие качества своей души: пламенный патриотизм, любовь к родине, ненависть к застойной, косной жизни, уважение к передовому уму, любовь к русскому народу.
Прочее - Прошедшего житья подлейшие черты
Комедия "Горе от ума" была написана между 1815 и 1820 годами. Содержание пьесы тесно связано с историческими событиями. В это время в русском обществе были защитники феодализма и крепостничества. В комедии столкнулись два века - "век нынешний" с "веком минувшем". Яркий представитель "века минувшего" - так называемое фамусовское общество.
Личность и общество в комедии А. С. Грибоедова Горе от ума 2
Личность и общество в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» Автор: Грибоедов А.С. А. С. Грибоедов, создав одно законченное драматургическое произведение, по справедливости занял достойное место в одном ряду с Пушкиным, Лермонтовым, Толстым и Достоевским. Он реалистически показал жизнь и взгляды дворянского общества первой четверти XIX века и противопоставил их суждениям и взглядам представителей нового, прогрессивного поколения в лице Александра Андреевича Чацкого.
Фамусовское общество в комедии Горе от ума
Автор: Грибоедов А.С. “В группе двадцати лиц отразилась... вся прежняя Москва...” И.А.Гончаров Комедия “Горе от ума” принадлежит к тем немногим произведениям, которые не теряют своей ценности и в наше время.
Чацкий и фамусовское общество. 5
Чацкий и фамусовское общество. Автор: Грибоедов А.С. Комедия Грибоедова “Горе от ума” — бесценный шедевр в русской литературе. В этом произведении описывается дворянское общество XIX века. Главным героем этой комедии является Александр Андреевич Чацкий — умный, свободомыслящий молодой человек.
Цитатная характеристика Чацкого
Автор: Грибоедов А.С. «Но будь военный, будь он статский, Кто так чувствителен, и весел, и остер, Как Александр Андреич Чацкий!» Софья «…Он славно Пересмеять умеет всех;
Фамусов по пьесе А.С. Грибоедова Горе от ума
Фамусов (по пьесе А.С. Грибоедова "Горе от ума") Автор: Грибоедов А.С. Наиболее яркой и типичной фигурой в группе московского дворянства, изображенного в комедии, является Павел Афанасьевич Фамусов.
Чацкий и фамусовское общество в комедии А. С. Грибоедова Горе от ума
Автор: Грибоедов А.С. Комедия “Горе от ума” была написана автором с 1816 по 1824 год. Совсем недавно закончилась война с Францией, и под влиянием французских идей в русском обществе начала формироваться новая идеология, которая нашла свое достойное завершение в восстании декабристов в 1825 году.
Чацкий и фамусовское общество. 8
Чацкий и фамусовское общество. Автор: Грибоедов А.С. В комедии “Горе от ума” все действующие лица делятся на положительных — Чацкого — и отрицательных — Фамусов и фамусовское общество. Грибоедов называл Чацкого передовым человеком, то есть человеком, образ которого будет жить вечно, а фамусовское общество — лицом всех дворян того века (“века минувшего”).
Смысл названия комедии Горе от ума 4
Смысл названия комедии «Горе от ума» Автор: Грибоедов А.С. Главными героями комедии “Горе от ума” являются Чацкий и Фамусов. А.С. Грибоедов показывает столкновение ума Чацкого и глупости фамусовского общества.
Фамусов и его окружение. 2
Фамусов и его окружение. Автор: Грибоедов А.С. В моей комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего. АС. Грибоедов В комедии А.С. Грибоедова “Горе от ума” (1824 год) представлена Москва, ее нравы начала XIX века.
Фамусов и его окружение.
Автор: Грибоедов А.С. Александр Сергеевич Грибоедов стал знаменитым и известным не только в писательском кругу, но и среди простого народа именно после выхода в свет его скандальной комедии “Горе от ума”. Популярность комедии в то время и в наши дни вызвана, на мой взгляд, удачным выбором темы произведения.
«У времени в плену...»
Михаил Афанасьевич Булгаков — художник своеобразного и глубокого таланта. Его произведения отличаются многообразием тем и вопросов, которые затрагивает автор и его герои, а главное — они интересны читателям.
Фамусов и Чацкий
Комедия "Горе от ума" оказала огромное влияние на дальнейшее развитие русской литературы. В этой пьесе Грибоедов показал важную проблему всех времен - конфликт между "веком нынешним" и "веком минувшим".
Цитатная характеристика Скалозуба и Фамусова
Автор: Грибоедов А.С. СКАЛОЗУБ «Куда как мил! И весело мне страх Выслушивать о фрунте и рядах; Он слова умного не выговорил сроду, - Мне все равно, что за него, что в воду» Софья
Конфликт двух эпох в комедии Горе от ума
Автор: Грибоедов А.С. Победа России в войне 1812 года показала силу и мощь русского народа, самоотверженно поднявшегося на защиту отечества. Но, разбив полчища Наполеона, русский народ-победитель вновь оказался под палкой помещика-крепостника. Возмущенное этим положением передовое русское офицерство поднимается на борьбу за облегчение участи народа.
А судьи кто Чацкий глазами Фамусова, Софьи и других героев комедии А. С. Грибоедова Горе от ума.
Автор: Грибоедов А.С. Сей риторический вопрос, озвученный главным героем комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума” Александром Андреевичем Чацким, давно уже покинул пределы литературного произведения и по нынешний день существует самостоятельно. Этим вопросом задается каждый без исключения, ибо сущность человеческого бытия заключена в единстве и борьбе противоположных взглядов и мнений.
Фамусовское общество в комедии А. С. Грибоедова
Автор: Грибоедов А.С. Комедия «Горе от ума» написана Грибоедовым в начале ХХ века. В то время страной правили дворяне, подобные Фамусову и его окружению, но среди дворян стали появляться передовые люди вроде Чацкого. Так и столкнулись два века – «век нынешний» и «век минувший».
Женские образы в комедии А. С. Грибоедова Горе от ума
Автор: Грибоедов А.С. Комедия Грибоедова была написана в первой четверти XIX века, после войны 1812 года. В это время общество в России разделилось на два лагеря. В первый входили сановники XVIII века, люди, исповедующие старые принципы жизни. Вторые стремились к изменениям в стране. Этот конфликт нашел отражение в пьесе “Горе от ума”.
Россия XIX века
Автор: Грибоедов А.С. А. С. Грибоедов гениально отобразил реальную жизнь России своего времени, создав такое замечательное произведение, как «Горе от ума». Его единственная комедия бессмертна и сегодня. Это произведение дало жизнь многим крылатым фразам, которые используют люди в разговоре в наши дни.
Взгляды Чацкого и Фамусова
Автор: Грибоедов А.С. Отношение к народу и крепостному праву Век нынешний: Чацкий выступает против тех людей, которые являются столпами дворянского общества, выступает против порядков екатерининского века.
Век нынешний и век минувший в комедии А. С. Грибоедова Горе от ума 2
«Век нынешний» и «век минувший» в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» Автор: Грибоедов А.С. В комедии Грибоедова “Горе от ума” мы можем наблюдать столкновение двух различных эпох, двух стилей русской жизни, что реалистически показано автором в его бессмертном произведении. Различие в мировоззрении старого московского барства и передового дворянства в 10—20-е годы XIX столетия составляет основной конфликт пьесы - столкновение “века нынешнего” и “века минувшего”.
Хвабулов, Матвей Афанасьевич
Матвей Афанасьевич Хвабулов (Кобулашвили) (1721—1779) — князь, генерал-майор, Оренбургский губернатор. Родился в 1721 году, происходил из грузинских князей. В русскую военную службу вступил в 1738 году.
Бедный, бедный Павел
План Введение 1 Сюжет 2 В ролях 3 Съёмочная группа 4 Награды и номинации 4.1 Награды 4.2 Номинации Введение «Бедный, бедный Павел» — российский кинофильм по пьесе Дмитрия Мережковского «Павел I».
Павел I
Павел Петрович – российский император, сын Петра III и Екатерины II Великой; родился 20 сентября (1 октября) 1754 в Санкт-Петербурге.
Виноградов, Павел Михайлович
Павел Михайлович Виноградов (1889—1932) — партийный и советский работник, участник борьбы за установление Советской власти в Семиречье, Верном. Член Коммунистической партии с 1918 года.
Павел 1 и масорны
“Я надеюсь, что потомство отнесется ко мне беспристрастнее”. Император Павел. План Введение Личность, образование, среда. Император Павел-реформатор или самодур.