Солон, живший приблизительно в 640-559 гг. до Р.Х., был одним из наиболее почитаемых людей в древней Греции. Древние греки любили составлять списки семи величайших мудрецов (впрочем, у некоторых писателей их число возрастало иногда аж до 17 человек). Но во всех дошедших до нас списках неизменно фигурируют четыре имени: Фалес, Биант, Питтак и Солон. На оставшиеся три места (если семь мудрецов) претендовало до двух десятков человек.
Солон, сын Эксекестида, был из древнего и знатного рода. С молодости он посвятил себя торговле, для поддержания семейного состояния, и путешествиям, для приобретения опыта и знаний. Дело было в том, что его отец слегка поиздержался на благотворительности. Из его деяний первым упоминают вновь поднятый вопрос о Саламине в 604 г. до Р.Х. А дело было так. После поражения в войне с Мегарами из-за Саламина в Афинах был издан закон, который под страхом смертной казни запрещал гражданам предлагать вновь воевать за Саламин. В городе было много сторонников такой войны, но никто не решался преступить закон. Тогда Солон притворился сумасшедшим и в венке прибежал на городскую площадь, где было множество народа, и огласил свою знаменитую элегию о Саламине. Афинян больше всего воодушевили следующие стихи:
"Лучше бы мне позабыть об Афинах, оставить отчизну,
Лучше бы родиной мне звать Фолегандр и Сикин,
Чтобы за мною худая молва не летела:
Вот из Аттики трус, вот саламинский беглец!"
[Фолегандр и Сикин, это два крошечных островка в Эгейском море. - Прим. Старого Ворчуна]
А в конце звучало:
"На Саламин! Поспешим и сразимся за остров желанный,
Чтобы с отчизны стряхнуть горький и тяжкий позор".
Воодушевленные афиняне отменили постылый закон, собрали войско и отвоевали желанный остров. Правда, после войны Солону пришлось на третейском суде доказывать справедливость притязаний афинян на Саламин, что он с блеском и проделал.
Потом он убедил афинян воевать в защиту Дельфийского оракула, а позднее захватить Фракийский Херсонес. Эти деяния принесли ему большую славу и дали авторитет в городских делах. Ему даже предлагали стать тиранном и править по своему усмотрению, но Солон отказался от этого предложения.
Наибольшую славу Солон приобрел как законодатель. Его избрали архонтом в 594 г. до Р.Х., когда город был разделен на враждующие группировки и страдал от их столкновений. Многие слышали о законах Солона и думают, что он полностью перестроил государственную машину. Ничего подобного! Он, конечно, ввел много новых и изменил старых законов. Но там, где дело обстояло благополучно, или где можно было ожидать ожесточенного сопротивления граждан, он ничего не менял.
Первым делом он ввел закон, согласно которому были отменены существовавшие долги и запрещено впредь давать деньги под "залог тела" (т.е. запретил гражданам продавать себя в рабство), это была, так называемая, сисахтия. Были освобождены все закабаленные за долги граждане, а также выкуплены на государственный счет граждане, проданные заграницу. Существовавшие же земельные владения он не тронул. Впрочем, существует версия, что он просто отменил проценты с платежей и уменьшил сумму самих платежей, изменив стоимость денег. Но эта версия менее популярна. Вначале эта мера, сисахтия, не была популярна в городе, а, наоборот, вызвала лишь новое озлобление. Богатые горевали об утраченных долгах, а бедные негодовали из-за того, что он не произвел передела земли. Сам Солон из-за отмены долгов тоже потерял значительную сумму денег, так что его не могли обвинить в корысти.
Этим законом Солон хотел добиться, чтобы в государстве не было очень бедных людей и чрезмерно богатых. Граждане вскоре поняли пользу от этого закона и предоставили Солону полномочия менять государственное устройство по своему усмотрению.
Первым делом он отменил все законы Драконта из-за их жестокости, кроме закона об убийствах. Во-вторых, Солон ввел оценку имущества граждан и разделил их на четыре категории. Это было сделано для того, чтобы и бедные могли иметь доступ к государственным должностям, но высшие должности по-прежнему были оставлены за богатыми. Солон возвысил значение судов, членами которых могли быть все граждане, а также ему приписывают создание совета Ареопага, который должен был следить за делами в городе и охранять законы. Интересен и закон, по которому гражданин лишался своих прав, если во время междоусобиц, он не примыкал ни к какой партии. Солон также запретил дурно говорить об умерших (вот откуда этот обычай!), а также внес много изменений и дополнений в гражданское законодательство, на которых я не буду подробно останавливаться. Добавлю только, что Солон занимался исправлением календаря и ввел в Афинах лунный. Назову еще несколько любопытных законов, введенных Солоном: кто не кормит родителей, наказуется бесчестьем; кто растратит отцовское имущество - также; кто празден, на того всякий желающий может подать в суд; опекун над сиротами не должен жениться на их матери; ближайший после сирот наследник не может быть опекуном и т.д.
После введения новых законов, к Солону стало обращаться множество народу с предложениями что-либо изменить или дополнить в законах. Решив, что всем сразу не угодить, Солон попросил разрешения у афинян покинуть город на 10 лет под тем предлогом, что ему, как владельцу корабля, надо много странствовать по свету и добывать себе средства к существованию. Он взял с граждан клятву, что законы изменяться не будут, и отбыл, надеясь, что за время его отсутствия, граждане привыкнут к его законам.
Солон много путешествовал, был на Кипре, в Киликии, в Египте, в Персии и т.д. Однако, когда он вернулся в родной город, то застал его опять разделенным на враждующие группы, каждая из которых стремилась захватить власть. Солон первым догадался о стремлении Писистрата к тираннии и всячески препятствовал его замыслам, хотя Писистрат и был его родственником со стороны матери. На народном собрании Солон предостерегал против замыслов Писистрата, но его уже не слушали. Тогда Солон сказал:
"Граждане афиняне! Иных из вас я умней, а иных из вас я храбрей. Умнее тех, кто не понимает Писистратова обмана, и храбрее тех, кто понимает его, но молчит".
Большинство совета, стоявшее за Писистрата, хотело объявить Солона сумасшедшим, на что он ответил:
"Точно ли я сумашедший, покажет недолгое время:
Выступит правда на свет, сколько ее ни таи".
После того, как Писистрат захватил власть, в городе начался переполох. Многие противники тиранна бежали. Советовали бежать и Солону, но он вышел на площадь и произнес знаменитые слова о том, что несколько дней назад было легче предотвратить тираннию, чем теперь искоренить ее, когда она уже возникла и выросла. Но его никто не слушал: сторонники тиранна из-за пренебрежения, а прочие - из страха.
О дальнейшей судьбе Солона сведения крайне противоречивы. Одни пишут, что он сразу же уехал из Афин, скитался, поселился на Кипре, где и умер. Другие пишут, что он остался в Афинах, и, несмотря на неприятие тираннии, помогал Писистрату советами в управлении государством. Мне эта версия кажется мало правдоподобной, так как Солон всю жизнь был ярым противником тираннии. Большая часть источников говорит о том, что труп Солона был сожжен на Кипре, а его пепел развеян на Саламине.
Другие работы по теме:
Фалес
Д о к л а д По философии На тему: "Фалес". Рязань 2002. Первым в ряду милетских философов был Фалес (родился приблизительно в 625 г. умер в середине VI в. до н.э.) – родоначальник европейской науки и философии, кроме того, он математик, астроном и политический деятель, пользовавшийся большим уважением сограждан, Фалес происходил из знатного финикийского рода, был современником Солона и Креза.
"Семь мудрецов"
Большую роль в подготовке античной философии сыграли "семь мудрецов". Слова "семь мудрецов" ставят в кавычки, потому что этих мудрецов было больше; существовали различные списки мудрецов, но в каждом списке их было обязательно семь.
Гражданская проституция в Древней Греции
Прочное распространение религиозной проституции и натолкнуло, вероятно, Солона на признание и регламентацию гражданской проституции. При нем она впервые является официальной в государстве, которое получает от нее известный доход.
Реформы Солона
Афинская рабовладельческая демократия. Реформы Солона. Плутарх о Солоне. Значение реформ Солона.
Право Древней Греции
Договор найма. Право в вопросах о преступлениях и наказаниях. История цивилизации Древней греции.
Настоящая жизнь, ее версии в романе Льва Толстого Война и мир
Жить для себя одного нельзя — это духовная смерть. «Жизнь только тогда, когда живешь для других», — писал Толстой. В романе этот принцип настоящей жизни является главным. Каратаев считал жизнь настоящей только ту, которая не имеет смысла как отдельная жизнь. Она имеет смысл только как частица целого.
Анализ стихотворения Анчар
Автор: Пушкин А.С. Особенную остроту в условиях последекабрьской действительности приобретала проблема ценности человеческой личности, места человека в мире, его права на жизнь и права на его жизнь со стороны другого человека.
М. Горький “Старуха Изергиль”
Легенда о Ларре, рассказ о жизни Изергиль, легенда о Данко. Стиль написания произведения. Чему учит это произведение.
Товарознавство риби. Солена риба
Способи посолу риби. Класифікаціяя та асортимент соленої риби. Показники якості та основні дефекти солоних рибних товарів. Пакування, маркування,транспортування та зберігання солоної риби.
Афинская полития
(др.-греч. Άθηναίων πολιτεία) — трактат о государственном устройстве Афин, часть обширного труда Аристотеля, так назывываемых «Политий», содержавшего в себе историю и описание строя не менее 158 государств, греческих и «варварских».
Реформы Солона и Клисфена 2
«Образование Афинского государства. Реформы Солона и Клисфена» План реферата Введение. Образование Афинского государства. Реформы Солона и Клисфена.
Реформы Солона и Клисфена в Древней Греции
Содержание 1. Ситуация в Афинах 2 2. Реформы Солона 3 3. Реформы Клисфена 6 4. Вывод 9 5. Список литературы. 10 1. Ситуация в Афинах К VI-му веку до н.э. в Афинах произошло дальнейшее социальное расслоение населения. Господствовала земельная аристократия. Бедные назывались «шестидольниками», поскольку обрабатывали поля богачей и получали за это шестую часть урожая.
Реформи Солона і Клісфена та Перікла в Афінах
Сутність реформ Солона наприкінці VII–початку VI ст. до н. е. в Афінах. Входження на трон Клісфена після падіння тиранії Пісістратидів. Спроба відродити в Афінах аристократичний лад за допомогою спартанців. Афінська демократія під владою Перикла.
Реформы Солона и Клисфена
К VI веку до н.э. в Афинах складывается крайне сложная обстановка. Развитие товарно-денежных отношений привело к дальнейшему социальному расслоению свободного населения. В среде свободных возникает целый комплекс противоречий - между богатыми и обедневшими эвпатридами, все еще удерживающими власть, и богачами из землевладельцев, торговцев и ремесленников, стремящимися к власти и использующими недовольство бедноты и средних и мелких собственников.
Реформы Солона (638-559 до н.э.)
Решающее значение для становления и развития Афинского государства имели реформы знаменитого политического деятеля той эпохи Солона.Прежде всего, они (реформы) способствовали переходу от родового общества к классовому.
Судьба реформатора
Солон - законодатель Афин. Каким должен быть кандидат?. Максимы реформатора. Эвфемизм - оружие политика. Судьба реформатора. Реформы - кто в выигрыше?
Лонге, Женни
Женни Лонге (Маркс) (нем. Jenny Caroline Longuet (Marx), 1 мая 1844, Париж — 11 января 1883, Аржантёй) — французская и британская левая политическая деятельница и журналистка. Дочь Карла Маркса и Женни фон Вестфален, жена Шарля Лонге, мать Жана и Эдгара Лонге.
Афины. Законодательство Солона
Солон принадлежал к числу деятелей стяжавших себе известность не только в Аттике, но и во всей Греции. Не случайно его причисляли к семи греческим мудрецам. Возвышение Солона традиция связывает с войной Афин против Мегар из-за Саламина.
Закони солона. Тиранія в грецьких полісах
ЗАКОНИ СОЛОНА ВЛАДА АРИСТОКРАТІВ . Тривалий час усі важливі справи в Афінах вирішували лише знатні та багаті люди — аристократи. Щороку з-поміж них вибирали дев'ять правителів поліса — архонтів. Один керував міськими справами, другий був верховним жерцем, третій командував військом, ще шестеро були суддями.
Реформи Солона 3
Реферат на тему: Реформи Солона” Вирішальне значення для становлення і розвитку Афінської держави мали реформи знаменитого політичного діяча тієї епохи Солона. Адже насамперед , вони (реформи) сприяли переходу від родового суспільства до класового.
Характеристика права Древних Афин
Первые писаные законы в Афинах появляются уже в начале VII ст. до н.э. Эвпаториды (аристократы) стараются ограничить пережитки родового общества, в первую очередь кровную месть, обеспечить свою личную и имущественную неприкасаемость.
Образование Афинского государства. Реформы Солона и Клисфена
Содержание Введение Образование Афинского государства Реформы Солона Реформы Клисфена Заключение Литература Введение Первые на территории Европы политические общества сложились в странах Средиземноморья во II-I тыс. до н.э. Они, в первую очередь цивилизации Древней Греции и Древнего Рима, положили начало всей государственной и правовой истории Европы, передав традиции своей политической и правовой культуры другим народам и временам, выросшим на почве особого античного мира.
Водяна оболонка Землі
, - це її моря, океани, крижані шапки, ріки, озера, й підземні вод. Запаси води на Землі величезні – 0,025% усієї маси Землі. Проте абсолютна більшість цієї колосальної маси – це гірко-солона морська вода, непридатна для пиття. Прісна вода становить лише 2% , причому 85% її зосереджена в льодовикових щитах Гренландії та Антарктиди.Лише близько 1% прісної води використовується людьми
Сельское хозяйство
Р О Б О Т А № 1 ВИВЧЕННЯ БУДОВИ РИБИ. ВИЗНАЧЕННЯ ВИДІВ І РОДИН ПРОМИСЛОВИХ РИБ Завдання 1 Вивчіть родини промислових риб. Посібники для роботи: підручники товарознавства. Довідник товарознавця, т.2, діафільм “Родини риб”, плакати “Родини риб”.
Сельское хозяйство
Р О Б О Т А № 1 ВИВЧЕННЯ БУДОВИ РИБИ. ВИЗНАЧЕННЯ ВИДІВ І РОДИН ПРОМИСЛОВИХ РИБ Завдання 1 Вивчіть родини промислових риб. Посібники для роботи: підручники товарознавства. Довідник товарознавця, т.2, діафільм “Родини риб”, плакати “Родини риб”.
Солон (VI в. до н.э.)
Как рассказывали, Солон, один из "семи мудрецов" знаменитый афинский законодатель и поэт, происходил из знатного рода; одним из его предков был афинский царь Кодр.
Забруднення водойм
Проблеми питної води. Вода становить майже 70% маси нашого організму. Втрата її організмом дуже небезпечна. Без води різко погіршується обмін речовин, що загрожує всім життєвим процесам. Без їжі людина може прожити понад місяць, без води вона гине через кілька днів.