Происхождение понятия «Возрождение» (Ренессанс)
восходит к XVI в., к работам итальянского художника
и историка искусства Дж.Вазари. Содержание этого понятия формировалось на
протяжении трех веков (XIV—XVI). Предшественники Вазари, начиная с
Петрарки, вкладывали в него двойной смысл: во-первых, оно трактовалось как
возвращение к идеалам и ценностям античности; во-вторых, отождествлялось с
Христовым Воскресением — Пасхой (возрождением к новой жизни после страданий и
смерти). Свою эпоху современники Возрождения переживали как время перехода от
«средневековой дикости, темноты и невежества» (состояние смерти) «к свету
культуры и человечности» (радостное и светлое состояние возвращения к новой
жизни — Воскресение).
В Италии не только появляется термин «Возрождение»,
там эта эпоха зарождается, там формируются ее основные черты и особенности. Из
Италии возрожденческая культура распространяется по всей Европе. Хронология
Возрождения выглядит следующим образом.
XII-XIV
ее. — Проторенессанс,
или Предвозрождение в Италии. Представлено именами художника Джотто, поэта
Данте, мыслителя и монаха Франциска Ассизского. Русский философ Н.Бердяев
именно Проторенессанс считал наиболее совершенным проявлением возрожденческой
культуры, так как с его точки зрения в это время человек еще не утратил связи
со своим духовным центром, с Богом, как это произошло в более позднее время.
Проторенессанс, по мнению Бердяева, потому так совершенен, что соединяет
гуманизм и религиозную духовность.
XIV-XV вв.
— раннее Возрождение,
проявившееся сначала в литературе, а затем в изобразительном искусстве,
представленное, в частности, именами Петрарки, Боккаччо (литература),
Донателло, Верроккьо (живопись, скульптура).
Период с XV в. (конец) по XVI в.
(20-40-е годы) — Высокое
Возрождение, воплотившееся в философском, научном, художественном творчестве Л.
Валлы, Пико делла Мирандолы, Д. Бруно, Н. Макиавелли, Леонардо да Винчи,
Рафаэля, Микеланджело и в творчестве целой плеяды других блистательных
талантов.
XVI в. (с 1520 по 1540 е. и с 1570 по 1590 г.) — позднее Возрождение. Это закат
возрожденческой культуры в Италии, сопровождавшийся экономическим кризисом,
наступлением церковной реакции. В XVI в. происходит кризис ренессансных гуманистических идеалов, нашедший
выражение в позднем творчестве Микеланджело и Тициана, в маньеризме — художественном
направлении, во многом противоположном Ренессансу (Корреджо, Аманти, Челлини и
др.).
Кризис итальянского Возрождения совпадает с развитием
и расцветом Северного Возрождения (Реформации) в Германии, на севере Франции, в
Нидерландах и Англии. Термин «Реформация» (лат.— преобразование) означает
мощное религиозное движение в Центральной и Западной Европе, направленное
против безраздельного господства католической церкви и поддерживаемых ею
феодальных порядков. Северное Возрождение, или Реформация, имеет свою
собственную периодизацию. Истоки Северного Возрождения обнаруживаются в 20-30-е
годы XV в., а само Северное Возрождение, как
уже отмечалось, датируется XVI в.
Каковы истоки Возрождения? Почему именно в Италии
зародилась эта культура?
Почвой, питательной средой Возрождения был средневековый
город. Можно считать, что расцвет городов и городской культуры,
появление новых тенденций, свидетельствовавших о том, что город вырывается за
рамки феодальной традиции, происходит, например, в Италии с XII в., а в Нидерландах — с XV в. В Италии развитие городской
культуры в силу целого ряда факторов шло более высокими темпами. Прежде всего
надо отметить такие факторы, как благоприятный климат, способствующий развитию
традиционного хозяйства и промыслов, удобное географическое положение,
позволявшее Италии быть торговым посредником между Востоком и Западом (особенно
с XIII в., когда старая европейская дорога
— водный путь «из варяг в греки» — стала слишком опасной и практически
недоступной). Очевидно, нужно иметь в виду, по крайней мере, еще один важный
фактор: в Италии городская культура опиралась на мощную традицию античной
городской культуры, была укоренена в исторической памяти народа.
В чем конкретно выразилось развитие европейского
города?
Экономический подъем городов был связан с расцветом
ремесел и торговли, накоплением в городах капитала и появлением условий для
перехода от ремесленного производства к мануфактуре. Из феодального мира город
выделяли:
•
наличие
специализированного производства. В отличие от крестьянина, ведущего
натуральное хозяйство и вынужденного одновременно быть не только земледельцем,
скотоводом и виноградарем, но и столяром, ткачом, кожевенником, изготовлять
собственными руками практически всю свою нехитрую утварь, ремесленники все
более и более становились профессионалами. Даже такие традиционные крестьянские
работы, как выпечка хлеба или пивоварение, становились в городе вполне
самостоятельными занятиями. Это был подготовительный этап становления
профессионализации, характерной для Нового времени;
•
ориентированность
городской экономики на денежный обмен. То, что крестьянин традиционно
производил в собственном хозяйстве, горожанин покупал на рынке. Город с самого
своего возникновения был ориентирован на рыночную экономику;
•
все расширяющееся
использование наемного труда в городе. В городе ремесленники и торговцы, как
правило, нанимали подмастерьев и приказчиков, платили им за это заработную
плату. Патриархальные «семейные» отношения между мастерами и подмастерьями
последовательно трансформировались в отношения хозяина и наемного работника.
Вслед за экономическими отношениями трансформировалась
и городская социальная среда. В ремесленных центрах помимо цеховых мастеров
появляется совершенно новая для средневековья общественная группировка — постоянный
рабочий, не имеющий собственности и живущий продажей своего труда.
Новой растущей социальной группой в городах становятся
люди свободных профессий, специально занимающиеся науками, искусством,
литературой и получающие средства для жизни благодаря своим занятиям,— интеллектуалы
(европейская интеллигенция). Появление этой группы стало возможно потому, что
укреплявшие свое материальное положение бюргеры, подражавшие образу жизни
феодальной аристократии, значительно расширили число заказчиков и потребителей
светской художественной культуры.
Специфической городской группировкой был городской патрициат.
Как уже отмечалось, богатые горожане во многом подражали феодалам, но образ
жизни их принципиально отличался от образа жизни подлинных баронов. Во-первых,
это была открытая социальная группа, постоянно пополняющаяся за счет
вливавшихся в нее разбогатевших бюргеров. Во-вторых, их богатства складывались
главным образом в торгово-ростовщической сфере, за счет откупных платежей и
аренды городского имущества. Характерно, что значительная часть патрициата,
особенно в Северной и Средней Италии, а также во Фландрии, все более
предпочитала ростовщичеству и откупу городских монополий организацию доходного
производства (особенно дающего высокий доход сукноделия).
Следует добавить, что социальная среда города, помимо
этих трех динамично развивающихся социальных групп, включала в себя и слои,
принадлежавшие феодальному миру: светских сеньоров, поселившихся в городе, и
часть духовенства, которая осуществляла свою деятельность среди горожан (новые
монашеские ордена доминиканцев и францисканцев). Эти социальные слои все более
и более ориентировались на городскую культуру.
Политические изменения в средневековом городе находят
выражение в коммунальном движении и коммунальных революциях. Экономически
окрепший город всеми средствами стремится освободиться из-под феодальной
зависимости. В результате коммунальных движений многие города становятся вне
феодального права, получают привилегию руководствоваться городским правом на
территории города и в прилегающих окрестностях. Городское право не только
обособляло городскую коммуну, изымало ее из-под сеньоральной юрисдикции, но и
противопоставляло город феодальной системе. Зависимый крестьянин, прожив за
городскими стенами определенный срок (год и один день), приобретал свободу
согласно известному принципу: «городской воздух делает свободным».
Многие города изгоняли проживавших в них феодалов или
ограничивали их права, создавая, таким образом, новую городскую
привилегированность. Города, наконец, устанавливали вой формы административной
организации. Это были территориальные братства, торгово-ремесленные корпорации
(цеха и гильдии), объединения подмастерьев и органы коммунального
самоуправления — городские советы.
Другие работы по теме:
Историческое значение Возрождения
историческое значение Возрождения Особое историческое значение Возрождения связывают с идеями и художественными достижениями гуманизма, провозгласившего в противовес средневековому христианскому аскетизму величие и достоинства человека. Гуманисты видели в человеке наиболее прекрасное и совершенное творение Бога.
Оксфордское движение
Оксфордское движение, движение за религиозное возрождение, которое началось в Англии в 1833 под руководством Дж.Кебла, Э.Пьюзи, Дж.Ньюмена, Р.Фруда и других (все они были связаны с Оксфордским университетом).
Тема Кол-во страниц
Баткин Л. М: Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности. М.: Искусство, 1989. – 355 с
Футорология
Футурология Перевод Футурология Футурология (от лат. futurum - будущее) - междисциплинарное направление в науке, основывающееся на данных общественных и естественных наук и ставящее целью предвидение будущего развития человечества и отдельных сфер жизни общества.
Рождественская сказка Чарльза Диккенса
Основой сюжета рождественской сказки есть чудо праздничной ночи. Происходит какое-то событие - и начинается духовное возрождение человека, который забыл, что он создан по образу и подобию Божьему. Дверной молоток превращается в лицо Джейкоба Марли, который умер именно на Свят-вечер семь лет тому, кафеля голландской печи, на которых изображена сцена со Священного Писания, вдруг заслоняет лица умершего, дух самого Марли предупреждает вторая о следствиях жизни без Божьей искры в души, Духи Рождества ведут Скруджа от детства до смерти, - и все это сплетается в событии одной ночи, лишь бы полностью изменить жизнь старика скряги.
Размышления Андрея Болконского по дороге в Отрадное анализ эпизода романа Льва Толстого Война
Н. Г. Чернышевский в статье «О сочинение графа Толстого» основным приемом толстовского творчества назвал «диалектику души»: «Психологический анализ может, принимают все более очертания характеров; другого – влияние общественных отношений и столкновений на характеры, третьего – связь чувств с действиями… Графа Толстого всего более – сам психический процесс, его формы, его законы, диалектика души…»
Тема любви в русской поэзии
Автор: Разное С любимыми не расставайтесь... В. Кочетков Влюбленные часто пишут стихи. Наивные, неумелые, но — стихи. Наверное, сжатая и одновременно емкая стихотворная строка побуждает их к этому. Ведь именно в стихах легче выразить чувства. Как, впрочем, и в музыке. Возможно, все искусство существует для того, чтобы выразить себя и любовь.
Библейские мотивы в произведениях Ф. М. Достоевского
Последнее время все больше стали говорить и писать о религии, о вере в Бога. У нас в школе на уроках литературы стали появляться темы, связанные с библейскими мотивами и образами в художественных произведениях.
Литература Эпохи Возрождения
Возрождение — культурологический термин, он координируется с употребляемым в исторической науке понятием «эпоха первоначального накопления» (промежуточная стадия между феодальной и капиталистической формациями).
Религиозно- нравстыенные искания Гоголя
С ценностями христианской веры был связан замысел трехтомной поэмы Гоголя Мертвые души. Автор вместе с читателем и героями должен был проследовать путем духовного возрождения из ада (первый том) в чистилище (второй том) и далее в рай (том третий). Предполагалось, то слово "мертвый" в названии поэмы будет указывать на неизбежное грядущее возрождение душа на самом деле не может умереть и должна воскреснуть.
Юность в годы Брежнева
Автор: Сочинения на свободную тему Воспоминания моего папы Томникова Сергея Генриховича о Брежневе связаны с детством. Он помнит книги Брежнева — «Малая земля», «Целина» и «Возрождение». Помнит все его выступления. По крайней мере, интонацию, с которой он их произносил. Как, впрочем, и содержание — которые они достаточно подробно изучали это в школе в 9-10 классах, и на первых курсах университета.
Особенности мировосприятия в литературе Возрождения
Специфические признаки и особенности эпохи Возрождения, ее место и значение во всемирной истории. Культурное наследие Возрождения, представители и шедевры, характерные черты литературы. Преобразования в искусстве с переходом к новому восприятию мира.
Возрождение украинской культуры в 1917 1920 - х гг.
оглавление 13.5 Возрождение украинской культуры в 1917–1920 - х гг. Развитие украинской культуры ХХ в. можно охарактеризовать как период ее национально- государственного возрождения, начатый демократическими преобразованиями с 1917 г. Несмотря на все не-180
Культура итальянского Возрождения 2
Итальянское Возрождение Культура Возрождения зародилась в Италии. Хронологически итальянское Возрождение принято делить на 4 этапа: Проторенессанс (Предвозрождение) — вторая половина XIII—XIV вв.; раннее Возрождение — XV в.; Высокое Возрождение — конец XV в. — первая треть XVI в.; позднее Возрождение — конец XVI в.
Древнеперсидский календарь
Древнеперсидский календарь — лунно-солнечный календарь древней Персии, зафиксированный в древнеперсидских наскальных надписях Ахеменидских царей (IV-V вв. до н.э.)[1] Календарь был синхронизирован с вавилонским. Год начинался в районе весеннего равноденствия в праздник, послуживший прообразом персидского Новруза[2], и состоял из 12 лунных синодических месяцев (по 29 или 30 дней), насчитывая таким образом около 354 дней.
Изобразительное искусство Возрождения
Введение 1 Раннее Возрождение 2 Высокое Возрождение 3 Позднее Возрождение 4 Северное Возрождение Введение Микеланджело. «Давид» (1501-04) Первые предвестники искусства Возрождения появились в Италии в XIV веке. Художники этого времени, Пьетро Каваллини (1259—1344), Симоне Мартини (1284—1344) и (в первую очередь) Джотто (1267—1337) при создании полотен традиционной религиозной тематики отталкивались от традиции интернациональной готики, однако начали использовать новые художественные приёмы: построение объемной композиции, использование пейзажа на заднем плане, что позволило им сделать изображения более реалистичными, оживленными.
Винтаж мода
Введение 1 Описание 2 Критерии «винтажности» 3 Интересные факты Список литературы Введение Винтаж (фр. Vintage — винодельческий термин, выдержка вина) — стилизованное направление в моде, особенно в одежде и предметах домашнего обихода, ориентирующееся на возрождение модных направлений прошлых поколений, эпох.
Рисорджименто
Введение 1 Термин 2 Идеология 3 Хронология 5 Библиография Рисорджименто Введение Рисорджименто (итал. il risorgimento — возрождение, обновление) — историографический термин, обозначающий период борьбы за политическое объединение Италии.
Возрождение XII века
Введение 1 Общее представление 2 Право 2.1 Англия 2.2 Франция 2.3 Каноническое право 3 Новая теология и философия и поэзия 5 Готика 6 Сфера образования 7 Конец Возрождения 12 века и его влияние на Ренессанс
Преступления итальянских солдат в Сомали
были совершены в 1992—1994 годах в период проведения операции «Возрождение надежды», которой руководили США. В 1993 году несколько итальянских журналистов и солдат заявили, что итальянские миротворцы из состава сил ООН в Сомали избивают и пытают заключенных. Свидетели говорили, что сомалийцев держали связанными под палящим солнцем без воды и еды, прижигали сигаретами подошвы ног, бросали на колючую проволоку.
Угандская программа
Введение 1 Введение 2 Отношение сионистского движения 3 Возрождение 1. Введение Угандская программа (British Uganda Programme) — программа, в 1903 году предложенная британским правительством сионистскому движению и предполагавшая создание на территории современной Кении еврейского государства с названием Уганда (но не на территории современного государства с таким названием).
Ретроспективизм
— традиционалистское направление в архитектуре первой половины XX века, основанное на освоении архитектурного наследия прошлых эпох, от ренессанса и древнерусского зодчества до классицизма первой трети XIX века (ампира). Ретроспективизм — всемирное, но при этом глубоко национальное явление. В каждой стране складывались свои школы, свои стили, поэтому не существует однозначного перевода терминов и понятий, связанных с этим направлением.
Геттисбергская речь
Авраама Линкольна — одна из известнейших речей в истории Соединенных Штатов Америки. Президент произнёс её 19 ноября 1863 года при открытии Национального солдатского кладбища в Геттисберге, штат Пенсильвания. За четыре с половиной месяца до этого, решающая Битва при Геттисберге, закончившаяся победой северян, унесла множество жизней.
Ренасимьенто
Ренасимье́нто (исп. renacimiento — возрождение) — движение за национальное возрождение в Испании в конце 19 — начале 20 века, охватившее различные стороны культурной, политической и экономической жизни страны.
Болгарское национальное возрождение
Болгарское национальное возрождение (болг. Българското национално възраждане) — период болгарской истории (конец XVIII—XIX вв.) связанный с образованием болгарской нации и борьбой народа за освобождение от османского гнета. Характеризуются с подъёмом национального самосознания, повышении внимания к своему историческому прошлому, к образованию и формированию национального литературного языка.
Смарагд Крыжановский
План Введение 1 Заслуги 2 Семья и образование 3 Педагогическая деятельность 4 Архимандрит 5 Возрождение Полоцкой православной епархии 6 Православный архиепископ
КелКел
КелКел (в переводе с кыргызского «возрождение») — радикально-демократическое молодёжное движение в Киргизии, принявшее активное участие в Революции Тюльпанов. Основано 10 января 2005 года под названием
Северное Возрождение
План Введение 1 Отличие от итальянского Возрождения 2 Периоды 3 Представители Список литературы Введение Северное Возрождение — термин, использующийся для описания эпохи Возрождения в северной Европе, или более обобщающе — во всей Европе за пределами Италии, к северу от Альп. Северное Возрождение тесно связано с итальянским Возрождением, но имеется ряд характерных отличий.
Святитель Серапион Владимирский
Святитель Серапион (ум. 1275 г.) поначалу был монахом и, позднее, игуменом Киево-Печерского монастыря, а в 1274 г. занял стол епископа Владимирского, Суздальского и Нижегородского.