Перевезенцев С. В.
Святитель Серапион (ум. 1275 г.) поначалу был монахом и, позднее, игуменом Киево-Печерского монастыря, а в 1274 г. занял стол епископа Владимирского, Суздальского и Нижегородского.
Серапиону Владимирскому, как достоверно установлено, принадлежит пять "Слов". Почти все они точно датируются: первое написано около 1230 г., остальные — в последние два-три года жизни автора. Впрочем, скорее всего, эти послания составляет лишь малую часть его творческого наследия.
В основе религиозно-философской концепции Серапиона Владимирского лежит идея величия человека, созданного Господом: "Великии бо ны Господь створи". И это величие проявляется в заповеди любви, заложенной в сердца людей Самим Господом, как самой главной: "Еже Самого Владыкы нашего болшая заповедь, еже любити друг друга, еже милость любити ко всякому человеку, еже любити ближняго своего аки себе". И только любовью можно устроить нормальную человеческую жизнь: "Всегда в любви пребывающи, мирно поживемъ".
Если же люди смогут соблюсти Божии заповеди, то Господь дарует им и радостную жизнь на земле, и вечное спасение и жизнь в Царствие Небесном после смерти, ради которого, собственно говоря, и были созданы люди: "И милость Господня излеется на ны, мы же в радости поживемъ в земле нашей, по ошествии же света сего придем радующеся, акы чады къ Отцю, к Богу своему и населдим Царство Небесное, его же ради от Господа создани быхом".
Однако люди не способны пребывать в Господней благодати и соблюдать Его заповедания. Не справляющиеся со многими искушениями, люди впадают в грехи. Именно в нравственном оскудении русского народа, в забвении им христианских заповедей Серапион Владимирский видит главную причину нового, рабского, униженного положения Руси, завоеванной татарами. "Кто же ны сего сего доведе? — задает он риторический вопрос, и дает ответ: — Наше безаконье и наши греси, наше неслушанье и наше непокаянье". И Серапион с горечью и болью перечисляет грехи русского народа: ложь, клеветы, грабежи, воровство, разбои, сквернословие, прелюбодейство, зависть, злоба, ненависть, жадность… Серапион Владимирский не останавливается на перечислении лишь на этих, нравственных, греховных качеств. К грехам он относит и скверные и немилостивые суды, и неправедные лихоимства, безжалостное ростовщичество, т.е. социальные явления. Столь же греховным считает Серапион и возрождение языческих обычаев — колдовства, гаданий. А совсем тяжкое впечатление на него производит возрождение человеческих жертвоприношений: "Аже еще поганьскаго обычая держитесь: волхованию веруете и пожигаете огнем невиные человекы и наводите на всь миръ и градъ убийство".
По убеждению Серапиона Владимирского именно за эти прегрешения Русь и наказана Господом. В "Словах" Серапиона предстает яркая картина "казней Божиих", которым она подверглась, самым страшным из которых стало татарское нашествие. Причем, по мнению мыслителя, Господь заранее предупреждал русский народ о Своем гневе. Серапион перечисляет многие предзнаменования, случившиеся задолго до татарского завоевания: голод, мор и землетрясение, обрушившиеся на Русь в 1230 году, солнечное затмение 28 февраля 1206 г., затмение луны 3 февраля 1207 г., появление комет в 1223 и 1230 гг. Все эти природные явления и были предупреждениями Господними о греховности русского народа.
Как можно заметить, в религиозно-философских взглядах Серапиона Владимирского самую большую роль играет идея страха Божиего, как наказания за грехи. Однако испытание страхом Божиим — это и путь к спасению. В своих проповедях он постоянно взывает к пастве, объясняя, что гнев Господень до тех пор будет обрушиваться на Русь, пока сами русские люди не покаятся и не вернутся к Господу: "Молю вы, братье, кождо васъ: внидите в помыслы ваша, узрите сердечныма очима дела ваша, — възненавидете их и отверзете я, к покаянью притецете". И чем искреннее раскаяние, тем быстрее Всемилостивый Господь простит русских людей и вернет им свое покровительство. И недаром Серапион уверен, что Господь "ждеть нашего покаянья, миловати ны хощеть, беды избавити хощеть, зла хощеть спасти!"
В этом смысле Серапион Владимирский четко осознает и формулирует задачи, стоящие перед Русью — необходимо покаяние, избавление от грехов, духовное возрождение, без которого невозможно преодолеть внутренние распри и объединить силы в борьбе с врагом.
В учении о страхе Божием, которого придерживается Серапион Владимирский, вполне естественно можно усмотреть влияние византийской трактовки христианского вероучения. Однако, русский мыслитель, в соответствии с реальной исторической обстановкой, вполне творчески подходит к некоторым христианским положениям. Так, когда он в одной из проповедей перечисляет заповеди Господни, он, видимо, совершенно сознательно не упоминает заповедь "люби врага своего" — в реальной жизни подобный призыв можно было рассматривать как предательство. Следовательно, для Серапиона главным оказывается не просто призыв к христианскому благочестию, но духовное укрепление русского народа в борьбе за возрождение Русского государства.
Несомненно, своими выступлениями Серапион способствовал духовному очищению народа, укреплению в нем чувства патриотизма. Более того, проповеди Серапиона Владимирского вселяли в сердца людей крепкую надежду на спасение и на неизбежное освобождение от тяжкого иноземного ига. Ведь, по его искренней вере, всех возвратившихся к Христовым заповедям, Господь простит и вновь наделит Своей Благодатью. И недаром в народе вплоть до ХIХ века Серапиону Владимирскому поклонялись как одному из заступников в тяжелые жизненные времена.
Святитель Серапион Владимирский канонизирован Русской Православной Церковью, его память празднуется в день Собора Владимирских святых 23 июня (6 июля).
Другие работы по теме:
Учение о богопознании
Цель христианской жизни святитель Григорий Нисский ясно изложил в своем труде «Жизнь Моисея Цель христианской жизни состоит в постоянном стремлении к Богу. Путь восхождения состоит из трех ступеней. Святитель Григорий говорит, что для того чтобы достигнуть богопознания человек должен пройти все три ступени, и результат их прохождения не зависит от их последовательности.
Субъекты стандартизации
Субъектами стандартизации являются: центральный орган исполнительной власти в сфере стандартизации; совет по стандартизации; технические комитеты по стандартизации;
Святитель Тихон Задонский
Церковь празднует память святителя Тихона, епископа Воронежского, 13 (26) августа. Святитель Тихон Воронежский (или Тихон Задонский, как его чаще называют) — один из самых почитаемых русских святых XVIII века.
Почитание на Руси святителя Николая Мирликийского
Имя святителя Николая — одно из самых почитаемых во всем христианском мире. Согласно преданию он жил на рубеже III–IV веков и был епископом в городе Миры в Ликии (Малая Азия), откуда и происходит его прозвание — Мирликийский.
Тихон Задонский
Введение 1 Жизнеописание 1.1 Епископ 1.2 На воронежской кафедре 1.3 На покое 1.4 Кончина 2 Канонизация и почитание 3 Творения Список литературы Тихон Задонский
Михаил митрополит Киевский
988 — 991Церковь:Константинопольская православная церковьОбщина:Киевская МитрополияПреемник:Леон Митрополи́т Михаи́л — cвятой Русской Церкви; память 15 июня и 30 сентября по юлианскому календарю[1]. Согласно церковном преданию, был первым по времени митрополитом Киевским (988—991).
Игнатий Мариупольский
Игнатий Хазадинов ; 1715(1715), Греция — 16 февраля 1786, Мариуполь) — греческий митрополит. Родиной был остров Фермия в Греции, где он родился в 1715 году в знатном роде Гозадини. С юных лет воспитывался на святой горе Афон, где он и принимает монашеский постриг. Позже становится священником, а затем и епископом.
Филофей Лещинский
Введение 1 Биография 2 Результаты деятельности Филофей (Лещинский) Введение Митрополит Филофей (в миру Рафал Богуславович Лещинский, в схиме — Феодор; 1650(1650), Украина —1727, Тюмень) — епископ Русской церкви, с 1702 года митрополит Новгородский, Тобольский, Сибирский и Всея Руси. Канонизирован как святитель, память совершается в составе Собора Сибирских святых 10 июля по юлианскому календарю.
Герасим II
План Введение 1 Биография 2 Канонизация Список литературы Введение Патриарх Герасим II (Паллада, греч. Παλλαδᾶς; ум. январь 1714, Ватопедский монастырь, Афон) — патриарх Александрийский (25 июля 1688 — 20 января 1710). Автор множества гомилий.
Знамение Пресвятой Богородицы в Новгороде Великом
намение от иконы Пресвятой Богородицы в Новгороде было в 1170 году. Суздальский князь Андрей Боголюбский, замыслив образовать на севере Руси северную державу, соединился с князьями Смоленским, Рязанским, Муромским, Полоцким, Переяславским.
Булатов, Михаил Леонтьевич
Михаи́л Лео́нтьевич Була́тов (1760—2 мая 1825, Омск) — генерал-губернатор. Биография Из дворян Рязанской губернии. В службу вступил 24 февраля 1776 солдатом в л.-гв. Измайловский полк. 23 января 1781 был выпущен из гвардии поручиком во Владимирский пехотный полк.
Тимофей I
Архиепископ (греч. Τιμόθεος Α΄; ум. 20 июля 385) — архиепископ Александрийский (380—385), святитель. Память 13 февраля.
Приказ Большой казны
Неволин относит учреждение его ко времени Иоанна III, хотя достоверно известно его существование только в царствование Иоанна IV. Ведал его тот же боярин, что и стрелецкий приказ, с ним были в товарищах думный дворянин и 2—3 дьяка.
Памятник Владимиру Великому Киев
Памятник Владимиру Великому — старейший скульптурный памятник Киева, сооружённый в 1853 году. Общепризнанный символ города. Расположен в парке «Владимирская горка».
Даниил Александрович
Введение 1 Дата рождения 2 Юные годы 3 Политика 4 Расширение владений 5 Строительство 6 Семья 6.1 Жена 6.2 Сыновья 7 Место погребения 7.1 Первая версия 7.2 Вторая версия
Туптало Данило - церковний і культурний діяч
Реферат на тему: Туптало Данило Савич (Димитрій Ростовський) 1651-1709 святий; письменник, церковний і культурний діяч Святитель Димитрій народився у грудні 1651 року в містечку Макарові на Київщині. Батьками його були сотник Сава Туптало, «честь і слава війська Запорозького», та благочестива Марія.
Аргамаков, Иван Васильевич
Аргамаков, Иван Васильевич Иван Васильевич Аргамаков (1763 – 1834), российский командир эпохи наполеоновских войн, генерал-майор Биография Из дворян Рязанской губернии. Отец – премьер-майор. 1 января 1775 записан каптенармусом в л.-гв. Измайловский полк, с 1 января 1783 преведён вахмистром в л.-гв.
Лабораторная работа №1 по Delphi
Министерство общего и профессионального образования Владимирский Государственный Университет Кафедра УИТЭС Лабораторная работа №1 «Исследование характеристик феррорезонансного стабилизатора напряжения»
Лаба по информатике
Министерство общего и профессионального образования РФ Владимирский Государственный Университет Кафедра УИТЭС Лабораторная работа N2 ИЗУЧЕНИЕ ПРИНЦИПОВ ОРГАНИЗАЦИИ АРИФМЕТИКО-
Лаба по информатике
Министерство общего и профессионального образования РФ Владимирский Государственный Университет Кафедра УИТЭС Лабораторная работа 1 СИСТЕМЫ СЧИСЛЕНИЯ
Герман Новгородский
Герман, епископ Новгородский (1078—1095). Постриженник киевского Печерского монастыря. Поставлен на новгородскую кафедру в 1078 г., вероятно, митрополитом Иоанном II.
Святитель Димитрий Ростовский
Димитрий Ростовский (в миру Даниил Саввич Туптало) (1651–1709) — митрополит Ростовский и Ярославский, проповедник и писатель. Происходил из казаков, учился в Киево-Могилянской академии.
Дмитрий Донской
Дмитрий Иванович Донской (1350-1389) - великий князь владимирский и московский. сын вел. князя Ивана II Ивановича Красного.
Семен Иванович Гордый
Из рода Московских вел. кн. Сын Ивана I Даниловича Калиты. Род. 7 сент. 1316 г. Вел. кн. Московский в 1341 - 1353 гг. Вел. кн. Владимирский в 1341 - 1353 гг. Кн. Новгородский в 1346-1353 гг.
Святитель Василий Великий
Святитель Василий Великий (330—379 гг.) родился в г. Кесарии в Каппадокии. С юных лет он старательно учился в различных школах и вскоре превзошел всех своих учителей. Ища новых знаний, Василий отправился в Константинополь, а затем — в Афины.
Святитель Григорий Богослов
Установление официальной догматики христианской Церкви поставило перед христианскими философами и теологами новые задачи. Теперь необходимо было доказать верность принятых Соборами догматов и разъяснить их простым верующим.
Святой праведный Иаков Нецветов
Святой праведный Иаков Нецветов, ученик и питомец миссионерской деятельности святителя Иннокентия, стал первым туземцем Аляски, рукоположенным в священный сан.