П.А. Евдокимов, А.С. Щавелев, МГУ им. М.В. Ломоносова. Исторический факультет.
Известия “начальной” русской летописи (ПВЛ) наряду с данными археологии всегда служили ключевыми звеньями для реконструкции комплекса архаических верований древней Руси. Однако в науке долгое время сохраняется тенденция автоматически собирать воедино сведения, получаемые из источников различного характера, с целью сформировать некий синтетический образ “древнерусского язычества” как определенной системы мировоззрения. Нам же представляется оправданным обратить внимание на динамику развития языческих представлений, следы которой также можно обнаружить в источниках.
В первый набор летописных упоминаний о языческой практике восточных славян и Руси входят известия “этнографического введения”, предсказания волхвов о смерти Олега, препирательство князя Святослава с матерью Ольгой, т. н. “языческая реформа” князя Владимира Святославича, жертвоприношение христиан-варягов в Киеве [1, с. 14-16, 29-30, 45-46, 56-58, 60]. Эта череда завершается крещением Руси 988 г. [1, с. 80-81]. В целом указанная информация летописи позволяет общо описать основные черты языческого культа: очевидно. Существовал некий “микроуровень” бытовой магии и семейно-родового культа, на котором язычник не нуждался в посреднике между ним и сверхъестественным миром, в то время как конкретные проблемы всего языческого коллектива решались “старой чадью”, т. е. племенной элитой, венчал эту сакральную пирамиду князь, решавший своего рода “макропроблемы”.
Второй корпус известий о язычестве принадлежит уже XI веку. Теперь главную роль в религиозно-магических обрядах играют волхвы – известия 1024, 1044, 1071, 1091, 1092). До этого они появлялись лишь в связи с известиями о смерти князя Олега. Во всех случаях, когда происхождение волхвов более или менее известно, они соотносятся с иноэтничным (“чудин”-целитель, волхвы на Белоозере под 1071 г.), либо внезапным появлением откуда-то (известия 912, 1071, 1024, 1091 г.). Их действия, как правило, угрожающе противопоставлены князю и “старой чади”, то есть лицам, заправлявшим когда-то языческим культом. В целом, возможно, действия волхвов в тех конкретных случаях дополняли и вносили определенные изменения в прежнюю языческую традицию, а не вписываются в нее напрямую. Отсутствие упоминаний о волхвах в большинстве известий о язычестве IX-X вв., говорит о том, что, при несомненном их, волхвов, существовании в то время, их статус и функции лишь в XI в. видоизменились и перешли от маргинальных к ведущим.
Нам видится одно возможное объяснение этих изменений: выпадение после принятия христианства князей и элиты из системы отношений populus–rex sacrorum. А особая агрессия против знатных жен была вызвана, видимо, феминистическим, по В.Я. Петрухину, характером первого этапа христианизации.
Итак, волхвы в экстремальной для языческих общин ситуации заняли вакуум лидерства в сакральной системе язычников. Какую же роль они играли до этого? Видимо, они, по представлениям язычников, используя свое особое “ведение” практиковали магические обряды, связанные с хтоническим миром. Это видно на примере магически-боевого поединка воеводы Яна Вышатича и двух волхвов под 1071 г. Боги волхвов “сидя въ бездне”, Ян вкладывает им в уста “рубль” (кляп?, железный брусок?, “обол Харона”?), везет их по реке (очищение водой?, реликты погребения в ладье?), вешает трупы на дубе (принесение в жертву через повешение?, погребение на дереве?), затем их забирает медведь, животное, для язычников священное, возможно связанное с культом Велеса. Сам Ян не лично расправляется волхвами, а отдает их во руки кровных врагов (боязнь проклятия и мести со стороны “залежных покойников”).
Подобного рода эволюционные явления наблюдаются и на археологическом материале. С начала XI в. погребальный обряд в ряде областей восточнославянского мира изменяется погребальный обряд, появляется новый типично языческий по своему существу обряд трупоположения на горизонте, на освященной огнем земле [3, c. 21-31]. Одним из объяснений смены обрядов может быть резкая смена сакральной элиты, когда на освободившееся после христианизации верхов место пришла новая, скорее всего, инородная по происхождению. Угро-финское и балтское влияние при этом наиболее вероятно, кстати, в известии летописи за 1092 г. есть эхо описания погребального обряда именно последних.
Последний раз волхвы появляются во время голода1227/8 г. в Новгороде, но на сей раз новгородцы сами уничтожают чужаков, уповая на своего архиепископа Арсения [2, c. 270].
Вышеперечисленные отдельные факты и наблюдения позволяют говорить о XI веке как об особом периоде в развитии древнерусского язычества, позднее перешедшего в латентное состояние.
Список литературы
Повесть временных лет. М.-Л. 1950.
Новгородская первая летопись младшего извода. М.-Л. 1950.
Рябинин Е.А. От язычества к двоеверию (по археологическим материалам Древней Руси). //Православие в Древней Руси. Л. 1989.
Другие работы по теме:
Гавриил
Гавриил (Воскресенский, Василий Николаевич) (1795–1868), русский богослов, первый историк русской философии.
Олимпийские игры и раннее христианство
После завершения трехсотлетней эпохи гонений на христиан в истории античного мира наступил период, когда ни одна религия в государстве не была признана господствующей.
Языческие привески-амулеты Древней Руси
Яркой особенностью металлического женского убора Северо-Западной и Северо-Восточной Руси X—XIII вв. являлось обилие разнообразных подвесок, многие из которых имели не только декоративное, но и опре¬деленное магическое значение.
Христианство на Руси
Русское христианство обзаводится своими законами и обрядами, непохожими на Византийские. Церковь постепенно становиться основным институтом феодальной культуры древней Руси.
Сочинения на свободную тему - Мой любимый школьный предмет 1
Рисование мой любимый школьный предмет. Почему он мне так нравится. Наверное потому что у нас очень хороший преподаватель. Виктор Сергеевич. Рисование мой любимый школьный предмет. На его уроках всегда очень интересно поэтому время летит незаметно.
Тема Кол-во страниц
И. А. Бунин и И. С. Тургенев: к вопросу традиций и новаторства (на примере произведений «Жизнь Арсеньева» и «Дворянское гнездо»)
Алхимики в Москве
В работе рассматривается вопрос "Существовали ли в древнерусских городах, в частности, в Москве, алхимики".
Евгений Онегин энциклопедия русской жизни
«Евгений Онегин» — роман о современной поэту русской действительности, о людях пушкинского поколения и их судьбах. Александр Сергеевич Пушкин всегда жил судьбой России. В романе «Евгений Онегин» он исследует одну из важных проблем, волновавшую прогрессивное человечество XIX столетия, — положение думающей и передовой интеллигенции, реальных русских людей.
Лирический герой в поэме Есенина Анна Снегина
«Анна Онегина» — лиро-эпическая поэма. Поэтому не случайно присутствие автора на ее страницах в образе лирического героя, который помогает понять настроение и социальные позиции автора. Вопросы о судьбе героев и судьбах всего народа, влияние событий революции и гражданской войны остро поставлены перед читателем.
Маленькая трилогияпо рассказам Человек в футляре, Крыжовник, О любви
Автор: Чехов А.П. В девяностые годы в жизни страны происходят важные перемены. Глухая реакция сменяется общественным оживлением и подъемом. В эти годы с особой настойчивостью, на разных индивидуальных судьбах, писатель решает проблему равнодушия, “футляра”. Его рассказы и повести — своего рода художественные исследования души современного ему человека.
Григорий Мелехов - целостный человек в трагически разорванном времени
Тема: «» Михаил Александрович Шолохов в своем романе «Тихий Дон» изображал судьбы людей в то не простое для страны время на примере казаков, земледельцев, тружеников и воинов, обитающих на хуторе Татарском, на высоком берегу Дона. В судьбах этих людей отразились социальные перемены, перемены в сознании, быту, психологии.
Анализ стихотворения Дума.
Анализ стихотворения "Дума". Автор: Лермонтов М.Ю. Стихотворение "Дума" было опубликовано в январском номере "Отечественных записок" за 1839 год. Основная его мысль - размышление о судьбах поколения. Мысли о судьбе Родины, своего поколения, мысли о духовной разобщенности общества и необходимости его единения выражены наиболее точно и горько в этом стихотворении.
Традиции белорусской культуры
Изучение особенностей культуры белорусов, относящихся к восточноевропейскому типу среднеевропейской расы, предками которых были восточнославянские племена дреговичей, кривичей, радимичей. Характеристика древних языческих обычаев и традиций белорусов.
Белая керамика Рио-Гранде
Мелкая чаша в стиле Wiyo чёрным по белому Термин « Белая керамика Рио-Гранде » охыватывает несколько традиций доисторической керамики древних пуэбло на территории штата Нью-Мексико. Около 750 г. н. э., после усвоения ряда различных региональных керамических традиций (например, белая керамика Сибола), гончары из региона Рио-Гранде на территории будущего штата Нью-Мексико стали развивать своеобразные местные разновидности керамики с росписью чёрной минеральной (до 1200 г.) или растительной (после 1200 г.) краской по белому или светло-серому фону.
Защита воина в древней Руси
Древнейшие брони делались из прямоугольных выпуклых металлических пластинок с отверстиями по краям. В эти отверстия продевались кожаные ремни, которыми пластинки тесно притягивались друг к другу.
Герб
Слово «герб» происходит от немецкого «эрбе» — наследство. Гербом называют изображение, которое в условной форме показывает исторические традиции государства или города.
Тиджания Омара ал-Хаджа
— африканское государство, образовавшееся в середине XIX века на территории современного Сенгала, в ареале расселения народности тукулёров. Его основателем стал Умар ал-Хадж[1], который был родом из Фута-Торо. Двадцать лет жил в Мекке, где присоединился к мусульманскому ордену Тиджания, глава которого назначил Умара аль-Хаджа своим заместителем в Западной Африке.
Доленчане
Доленча́не , доле́нцы (нем. Tollenser) — западнославянское племя, входившее между X и XII веком в племенной союз лютичей. Они жили к востоку от Доленского озера (Толлензе) и одноимённой реки в нынешней федеральной земле Мекленбург — Передняя Померания. Впервые доленчане были упомянуты в X веке в хронике Видукинда Корвейского.
Арт Оэнфер
Арт Оэнфер (др.-ирл. Art Уenfer, «Арт Одинокий»)[1], также Арт мак Куинн (др.-ирл. Art mac Cuinn, Арт, сын Конна) (II век) — легендарный Верховный король Ирландии, сын Конна Ста Битв. Согласно саге «Приключение Коннлы», у Конна было двое сыновей — Коннла и Арт. Перед Коннлой явилась женщина из сказочной страны, которая подарила ему волшебное яблоко, а затем увлекла его за собой; Арт остался единственным сыном короля и поэтому был прозван «Одиноким»[2].
Похвала Витовту
«Похвала Витовту», «Сказание о великом князе Витовте» — памятник белорусской литературы XV в., одно из первых произведений белорусской светской панегирической прозы.
Знаки Рюриковичей
План Введение 1 Письменные источники 2 Изображения княжеских знаков 3 Происхождение 4 Закат личных княжеских знаков 5 Литовский след 6 Современное использование
Дело о микрофракции
Дело о микрофракции, оно же "Дело Эскаланте". Высшая точка внутрипартийной дискуссии в Коммунистической партии Кубы, по вопросу о курсе экономического, внешнеполитического и социального развития страны.
Двоеверие на Руси
Сохранение языческих обрядов и праздников на Руси. Примеры проявления двоеверия.
Древняя Русь
Восточные славяне и их соседи в II - IX вв. н.э.. Создание Древнерусского государства. Киевская Русь в X в. - начале XI в.. Культура Киевской Руси, ее истоки.
Павлов, Алексей Степанович
Алексе́й Степа́нович Па́влов (1832 — 16 августа 1898) — российский юрист и историк права. Член-корреспондент Императорской Санкт-Петербургской Академии наук (1873).
Окинклосс, Луис Стантон
Окинклосс, Луис Стантон (Auchincloss, Louis Stanton) (р. 1917), американский прозаик, отразивший жизнь американского высшего общества, особенно его нью-йоркских представителей, начиная с рубежа 19–20 вв.
Лукин Е.В.
Окончил исторический факультет ЛГПИ им. Герцена (1977). Член Союза писателей России (1996). Основной труд - стихотворные переложения древнерусских произведений "Слово о полку Игореве", "Слово о погибели Русской земли", "Задонщина".