Ермолина А. С.
Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским является важнейшим источником по истории русской социально-политической мысли XVI века. В ходе переписки ее участниками в целостном виде были сформулированы две самостоятельные духовно-политические концепции, отражающие различные традиции понимания происхождения, целей и границ власти и методов управления государством.
Исторический контекст возникновения переписки следующий. Инициатором полемики стал русский воевода Андрей Михайлович Курбский, происходивший из древнего знатного рода ярославских князей. Более 15 лет Курбский нес военную службу в войсках царя Ивана IV, участвовал, среди прочего, в завоевании Казани в 1552 г. и Ливонской войне, где прославился как храбрый полководец и талантливый управленец (был назначен воеводой в Юрьев Ливонский). В ранние годы царствования Ивана IV князь участвовал в проведении политики «Избранной рады» (термин Курбского) — круга приближенных к царю «просвещенных советников». Опасаясь за свою жизнь из-за начавшихся на Руси гонений и казней бояр, в 1564 году князь Курбский бежал в Литву, откуда в том же году написал свое первое «обвинительное» послание царю.
Иван IV Грозный — первый русский царь, во времена правления которого к Руси были присоединены Казанское и Астраханское царства, проведены масштабные внутриполитические реформы, свернутые, впрочем, в период введения института опричнины, оставил после себя внушительный корпус сочинений публицистического жанра (два послания А. М. Курбскому, три послания шведскому королю Юхану III, ответ Яну Роките, послание в Кирилло-Белозерский монастырь, два послания польскому королю Стефану Баторию и др. ).
5 июля 1564 года Иван Грозный отправил Курбскому развернутый ответ, который, по замыслу царя, предназначался не только непосредственному адресату, но гораздо более широкой аудитории (в «Российское… государство»). Последующие послания датируются 1577 г. (второе послание Грозного Курбскому) и 1579 г. (второе и третье послания Курбского Грозному, причем второе послание Курбский писал и редактировал около 15 лет). Важно указать, что эта переписка не дошла до нас ни в автографах, ни в современных ей списках, а сохранилась лишь в рукописной традиции XVII–XIX веков и в нескольких редакциях, однако считается исследователями достоверной (хотя не отрицается и наличие более поздних вставок, сделанных уже в XVII веке).
В своих посланиях Курбскому Иван IV Грозный формулирует и развивает основные принципы самодержавной власти русских государей, из которых выделяются:
1) идея божественного происхождения царской власти и богоизбранности личности царя;
2) принцип неограниченной самодержавной власти: воля государя не ограничена ни другими лицами, ни гражданскими законами — он руководствуется только высшим законом совести (в трактовке царя — прямыми Божественными указаниями);
3) идея высокой ответственности государя за исполнение своего предназначения — просвещения всего мира светом евангельской истины, сохранение чистоты веры и превращение православия во вселенскую религию.
Важной стороной духовно-политической концепции Ивана Грозного стало понимание методов воплощения теоретических постулатов в реальную политическую практику, главным и единственным среди которых им был объявлен «страх», принуждение. Будучи подготовленным всей предшествующей религиозно-политической мыслью к идее высокого призвания правителя Русского государства, Иван Грозный выбирает жесткие методы для выполнения возложенных на него задач, и с тем же намерением гарантировать результат взятых на себя обязательств отказывается от помощи политических советников.
Этот комплекс политических идей, выстроенный Иваном Грозным в своих посланиях Курбскому, послужил в дальнейшем одним из источников формирования идеологии самодержавной власти русских государей. Так, во второй половине XVII века, за период правления Алексея Михайловича и Федора Алексеевича, была выработана и реализована концепция самодержавной монархии Московской Руси — «российское самодержавство», — во многом перекликавшаяся с принципами духовно-политической концепции Ивана Грозного.
Послания князя Курбского Грозному свидетельствуют о принадлежности первого к «нестяжательской» традиции древнерусской мысли, представленной такими фигурами, как Максим Грек, Нил Сорский, Ермолай-Еразм, митрополит Макарий, священник Сильвестр. В трудах и общественной деятельности этих мыслителей, равно как и в посланиях Курбского, присутствует идея богоизбранности Русского государства, необходимости хранения в чистоте истинной веры, высокого призвания и ответственности государя.
Андрей Курбский неоднократно называет свою Родину «Святорусской землей», поскольку полагает, что только на Руси христианство сохранилось в первоначальном, неповрежденном виде. Однако он отрицает божественное происхождение царской власти, а тем более самой личности царя. Так же чужда князю идея неограниченной самодержавной власти.
Святорусский идеал для Курбского остался в прошлом, во времена правления «Избранной рады», когда «благочестивый царь» окружал себя мудрыми советниками и управлял государством, прислушиваясь к их мнению, а также к советам «всенародных человек» (по предположению отечественных исследователей, имеются в виду Земские соборы, созывавшиеся в первые годы царствования Ивана IV). Основной принцип управления государством, следующий из сочинений Курбского и находящийся в полном согласии с «нестяжательской» традицией, — «любовь», толкуемая в свете евангельских заветов.
Идеи, содержащиеся в посланиях князя Андрея Михайловича Курбского, не нашли отклика в современной ему политической практике, однако стали серьезным стимулом для дальнейшего теоретического осмысления поставленных им проблем. Так, в политических концепциях XVII века обосновывается необходимость ограничения власти царя действующими в государстве законами, а также отстаивается идея профессиональной государственной деятельности в противовес случайных «назначенцев» на высокие государственные посты.
Список литературы
1. Вальденберг В. Е. Древнерусские учения о пределах царской власти: очерки русской литературы от Владимира Святого до конца XVII века. ― М.: Территория будущего, 2006. ― 365 с.
2. Громов М. Н., Мильков В. В. Идейные течения древнерусской мысли. ― СПб.: Издательство Русского Христианского гуманитарного института, 2001. ― 959 с.
3. Дьяконов М. А. Власть московских государей. Очерки из истории политических идей древней Руси до конца XVI века. ― СПб.: Тип. И. Н. Скороходова, 1889. ― 224 с.
4. Иван Грозный / Под. ред. Перевезенцева С. В. Сост.: Ермашов Д. В., Перевезенцев С. В., Фомин В. В. ― М.: Издательство «Социально-политическая МЫСЛЬ», 2002. ― 284 с.
5. Кавелин К. Д. Взгляд на юридический быт Древней России // Наш умственный строй: статьи по философии русской истории и культуры. ― М.: Правда, 1989. ― С. 11–67.
6. Кобрин В. Б. Иван Грозный. ― М.: Московский рабочий, 1989. ― 174 с.
7. Курбский А. М. История о великом князе Московском. ― М.: Издательство УРАО, 2001. ― 161 с.
8. Литература Древней Руси: Биобиблиографический словарь / Под ред. Творогова О. В. ― М.: Просвещение, 1996. ― 240 с.
9. Лурье Я. С. Переписка Ивана Грозного с Курбским в общественной мысли древней Руси // Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским. ― М.: Наука, 1993. ― С. 214–249.
10. Царь Иван IV Грозный / Сост. Перевезенцев С. В. ― М.: Русскiй Мiръ, 2005. ― 719 с.
11. Перевезенцев С. В. Духовно-политическая концепция царя Ивана IV Васильевича Грозного // Вестник МГУ. Сер.12. Политические науки. ― 2006. ― № 4. ― С. 88–97.
12.Русская социально-политическая мысль Х — начала ХХ века. Часть I. История политических учений России X–XVII вв.: От Киевской Руси до Московского царства / Под ред. Перевезенцева С. В. Авт.-сост.: Ермашов Д. В., Перевезенцев С. В., Ширинянц А. А., при участии Талиной Г. В. ― М.: Информационно-издательская продюсерская компания «Ихтиос», издательство «Социально-политическая МЫСЛЬ», 2005. ― 156 с.
13.Филюшкин А. И. Андрей Курбский. ― М.: Молодая гвардия, 2008. ― 299 с.
14.Флоря Б. Н. Иван Грозный. ― М.: Молодая гвардия, 2003. ― 401 с.
Другие работы по теме:
Политико-правовые воззрения Ивана IV
Противоположная тенденция в политической идеологии была наиболее полно сформулирована царем Иваном IV. Ее содержание заключалось в утверждении правомерности неограниченной верховной власти.
Лермонтов м. ю. - Изображение эпохи ивана грозного1
Поэма М. Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» является наиболее совершенной и трагичной из исторических произведений поэта. Известный критик В. Г. Белинский высоко ценил «Песню...», видя ее главное достоинство в народности, верности духу истории. «Здесь поэт от настоящего мира не удовлетворяющей его русской жизни перенесся в ее историческое прошедшее», - писал он.
Юродивый
Одной из главных достопримечательностей Москвы является храм Покрова Богородицы на Рву, который находится на Красной Площади. Его другое название - Собор Василия Блаженного. Почему же Собор связывается с одним из московских юродивых XVI века?
Анализ стихотворения Памятник
Анализ стихотворения "Памятник" Автор: Державин Г.Р. В 1795 году Державин Гаврил Романович написал стихотворение «Памятник», в котором высказывает свою точку зрения на поэта и поэзия. Свое творчество он уподобляет «чудесному , вечному» памятнику. В русской литературе Державин стал основоположником автобиографической поэзии и был первым русским автором, избравшим темой своих стихотворений собственную славу.
Храм Василия Блаженного)
В 1555 году по указу Ивана Грозного взамен деревянных церквей началось строительство большого каменного Покровского собора, который стал одним из самых замечательных произведений русского национального искусства.
Культура Руси
Фольклор. Общественно – политическая мысль и литература.
Московская школа иконописи
Расцвет московской школы в конце 14 - начале 15 вв. связан с деятельностью выдающихся художников Феофана Грека, Андрея Рублева, Даниила Черного. Традиции их искусства получили развитие в иконах и росписях Дионисия.
Церковь Вознесения
Гениальным архитектурным произведением шатрового типа является церковь Вознесения в подмосковном селе Коломенском, построенная Василием III в честь рождения долгожданного сына (будущего Ивана IV Грозного).
Спасо-Преображенский монастырь
Рассматривать архитектуру новых сооружений Спасо-Преображенского монастыря, не касаясь основных тенденций, господствовавших в то время в московском зодчестве, было бы неверным, поскольку последние нашли также свое отражение и в ярославских постройках.
Дмитрий Иванович старший сын Ивана IV
Дмитрий Иванович (октябрь 1552(1552)—4 июня 1553) — первый русский царевич, первый сын Ивана IV Грозного и царицы Анастасии Романовны. Во время тяжёлой болезни в 1552 году Иван потребовал от бояр присяги своему сыну-младенцу, однако многие бояре, не желая «царя в пелёнцах», желали видеть следующим царём двоюродного брата Ивана — Владимира Андреевича Старицкого.
Иван Грозный- Великий князь Всея Руси
Глава1. Иван Грозный как историческая личность Личности Ивана Грозного посвящено много интересных трудов таких выдающихся исследователей как Н. М. Карамзин, Р. Г. Скрынников, В. С. Соловьев, В. О. Ключевский, Валишевский К. и многие другие. Все они очень подробно описали личность Ивана Грозного и каждый дал свою характеристику русскому царю.
Губная грамота
— акт, которым правительство царя Ивана Грозного предоставляло местному обществу право самому преследовать и судить татей и разбойников и полагало казнь на его души.
Идеал государственного правления в переписке И. Грозного с Андреем Курбским
Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским – важнейшие документы Древней Руси, дошедшие до наших дней. А. Курбский был боярином, участвовавшим в Казанских походах и бывший членом Избранной рати, а также воеводой в Ливонской войне. Но, опасаясь опалы за близость к казненным Иваном Васильевичем феодалам, в 1564 году бежал в Литву.
Переписка Ивана Грозного и Андрея Курбского
Переписка русского царя Ивана Грозного и находившегося в эмиграции его подданного князя Андрея Курбского, продолжавшаяся в течение 1564—1579 гг., ставшая широко известной, занимала значительное место в публицистике XVI века.
Одоевский, Роман Иванович
Роман Иванович Одоевский - князь, воевода, сын Ивана Семёновича. Один из рода удельных князей Одоевских, происходящих от князей Новосильских, отдаленных потомков Рюрика.
Переписка Ивана Грозного и Елизаветы I
— 11 посланий русского царя Ивана Грозного английской королеве Елизавете I, написанные в период начиная с 1562 года и до смерти царя в 1584 году. Переписка прерывалась в 1570—1582 годы, но затем была возобновлена. Елизавета I была единственной женщиной, в переписке с которой состоял русский царь.
Горбатый-Шуйский, Александр Борисович
Алекса́ндр Бори́сович Горба́тый-Шу́йский (ум. 1564) — сын Бориса Ивановича, с 1544 г. — боярин, один из самых храбрых воевод Ивана Грозного. Самые важные услуги он оказал в казанских походах 1549 и 1552 г. Во время последнего искусным манёвром Горбатого-Шуйского было истреблено на Арском поле почти все войско кн.
Иван Иванович царевич
Введение 1 Биография 1.1 Браки 1.2 Смерть Список литературы Введение Иван Иванович (Иоанн Иоаннович; 28 марта 1554 — 19 ноября 1581, Александровская Слобода) — царевич, сын Иоанна IV Грозного и Анастасии Романовны.
Стоглавый собор
План Введение 1 Деяния Список литературы Введение Стогла́вый собо́р — церковно-земский собор состоялся в Москве в январе — мае 1551, с участием царя Ивана Грозного и представителей Боярской думы.
Памятник Владимиру Великому Киев
Памятник Владимиру Великому — старейший скульптурный памятник Киева, сооружённый в 1853 году. Общепризнанный символ города. Расположен в парке «Владимирская горка».
Балабан, Борис Александрович
План Введение 1 Биографические данные 2 Постановки 2.1 В театре «Березиль» 2.2 В Украинском драматическом театре имени Франко Введение Борис Александрович Балабан (укр. Борис Олександрович Балабан) (23 декабря 1905 (5 января 1906), Харьков, Украина – 8 марта 1959, Киев) – украинский советский театральный актёр и режиссёр.
Курбский, Михаил Михайлович
Михаил Михайлович Курбский (умер 1546) — князь и воевода на службе у московскоих князей Василия III и Ивана Грозного. Сын князя Михаила Фёдоровича Карамыша, отец князя Андрея, известного оппонента Ивана Грозного.
Ростовский, Андрей Дмитриевич
Князь Андрей Дмитриевич Ростовский (ум. 1550-1551) — боярин и воевода на службе у Московских князей Василия III и Ивана Грозного. Рюрикович в XX колене, потомок Ростовских князей, суверенных прав уже не имел, его дед Владимир Андреевич продал свою долю в Ростовском княжестве Ивану III. Его отец Дмитрий Владимирович, дядя Александр Владимирович и брат Пётр Бессчастный также находились на службе у московских князей.
Русско-турецкая война 1568 1570
Русско-турецкая война (1568—1570) Русско-турецкая война 1568—1570 — война между Русским царством и Османской империей, первая из русско-турецких войн. Её причиной стало стремление османского султана вернуть Астраханское ханство в сферу своего влияния.
Психологический портрет Ивана Грозного
Краткая биография Ивана Грозного. "Взгляд со стороны": каким представляют Ивана IV современники и историки. Психологический анализ личности Ивана Грозного в переписке с А. Курбским. "Зеркало души": внешний облик Ивана Грозного через призму физиогномики.
Общественно-политической мысль
Период развития русской общественной мысли XVI в. и становления национальной государственной идеологии. Соотношении церковной и политической власти. Переписка И. Грозного с А. Курбским. Иван Семенович Пересветов - деятель общественно-политической мысли.
История Шпаргалка
первая половина 9 в. первые упоминания о государстве Русь 862 г. начало княжения Рюрика в Новгороде 882 г. объединение Руси под властью князя Олега 907, 911, 944 гг.
Иван IV Грозный кровавый тиран или выдающийся политический деятель
Эссе по истории По теме: «Иван IV Грозный – кровавый тиран или выдающийся политический деятель? » Ученицы 10 «В» класса Полынцевой Натальи Иван Грозный является первым русским царём и одной из самых неоднозначных личностей российской истории. С одной стороны он предстаёт перед нами, как талантливый государственный деятель, мудрый реформатор, а с другой, как кровавый тиран, ввергший свой народ в хаос чудовищных репрессий.
Архангельск
Архангельск основан в 1584 году по Указу Ивана Грозного. С начала XVII века и до сегодняшних дней город является одним из самых крупных морских портов на Севере России.
Казань
Основание на берегу реки Казанки города Иски-Казань археологи относят к XII веку. Городище Иски-Казань находится неподалеку от деревни Камаево Арского района Татарстана.
Анастасия Романовна
Первая жена царя Ивана Васильевича Грозного, из рода Захарьиных-Юрьевых, впоследствии прозывавшихся Романовыми.
Владимир Андреевич
Удельный князь старицкий и верейский, сын удельного князя Андрея Ивановича, двоюродный брат царя Ивана Грозного.
Федор Иванович (1557-98)
Последний русский царь из династии Рюриковичей (с 1584). Сын Ивана IV. Неспособный к государственной деятельности, предоставил управление страной своему шурину Борису Годунову.