Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским – важнейшие документы Древней Руси, дошедшие до наших дней. А. Курбский был боярином, участвовавшим в Казанских походах и бывший членом Избранной рати, а также воеводой в Ливонской войне. Но, опасаясь опалы за близость к казненным Иваном Васильевичем феодалам, в 1564 году бежал в Литву. Оттуда он пишет государю первое письмо, в котором утверждает, что царь несправедливо принес ему столько бед. Также опальный боярин напоминает ему о Страшном суде, где эти грехи ему припомнятся.
В ответ на это послание Иван Грозный пишет письмо Курбскому, где шаг за шагом опровергает все его обвинения. Причем, оба оппонента в своих утверждениях ссылаются на Библию, как источник истины. Таким образом, спор о разделе власти и прощении беглеца получается одновременно и спором о будущем России, о необходимой для ее укрепления политике. На основании писем И. Грозного можно сделать вывод об идеалах государственного правления великого русского царя.
Государь Иван Васильевич был строгим приверженцем единовластия. “Так же неприемлемо ваше желание править городами и областями, где вы находитесь”, - писал он Курбскому. - " Ты сам <…> видел, какое разорение было на Руси, когда в каждом городе были свои начальники”. Далее он продолжал так: “Если же не будет единовластия то даже если и будут люди крепки, и храбры, и разумны, но все равно уподобятся неразумным женщинам, если не подчинятся единой власти”. Это аргументировалось тем, что “…один захочет одного, другой – другого”.
Иные формы правления царю были не просто неугодны, а казались ему дикими и непонятными. “А о безбожных народах что и говорить! Ведь там у них цари своими царствами не владеют, а как укажут им их подданные, так и управляют. Русские же самодержавцы изначала сами владеют своим государством, а не их бояре и вельможи! ”. Для подтверждения своей правоты, царь ссылается на Библию: “Когда бог избавил евреев от рабства, разве он поставил над ними священника или многих управителей ?” И еще одно высказывание на эту тему из первого письма Ивана Васильевича: “Неужели же это свет - когда поп и лукавые рабы правят, царь же только по имени и по чести царь, а властью нисколько не лучше раба ? И неужели это тьма, когда царь управляет и владеет царством, а рабы выполняют приказания ?”.
Для обоснования своего царского положения относительно рабов, государь цитирует апостола Павла: “Всякая душа да повинуется владыке, власть имущему; нет власти, кроме как от бога: тот кто противится власти, противится божьему повелению. ” Затем Иван Васильевич обращается к Курбскому: “Воззри на него и вдумайся: кто противится власти - противится богу, а кто противится богу - тот именуется отступником, а это наихудший из грехов. А ведь сказано это было о всякой власти, даже о власти добытой ценой крови и войн”, Здесь царь делает умный ход: ставя свою власть божественной, он тем самым объявляет Курбского врагом церкви. “Уподобляясь бесноватым<…>осуждаете меня, как собаки. И этим вы стали противны богу…”– пишет Иван 4. Поэтому свою немилость к боярину царь выказывает как бы направленной к противнику порядка вообще, а не как к противнику царской политики: “…если закон осуждаешь, то не создатель ты порядка и не судья его. Один есть законодатель и судья, могущий и спасти и погубить.” Выходит, что Иван Грозный претендует на абсолютную власть, беспрекословное подчинение.
При такой политике противники царя должны жестоко наказываться. Об этом упоминает Курбский в своем письме, обвиняя царя в слишком жестоком обхождении. Но правитель Руси отвергает это “обвинение”, говоря что, имеет право поступать так по необходимости: “Мук, гонений и различных козней мы не для кого не придумывали; если же ты говоришь об изменниках и чародеях, так ведь таких собак везде казнят”.
Представления Ивана Грозного о долге царя выглядят так: “…всегда царям надо быть осмотрительными: иногда кроткими, иногда жестокими, добрым же – милосердие и кротость, злым же – жестокость и муки, если же нет этого, тогда он не царь. Царь страшен не для благих дел, а для зла <…>, а если делаешь зло – бойся, ибо царь не напрасно меч носит – для устрашения злодеев и ободрения добродетельных ”.
В завершении можно сказать, что идеалом правления в государстве для Ивана Грозного была неограниченная монархия. Подчинения, в котором он, как царь-завоеватель, нуждался, было бы сложно добиться без применения силы. А без жесткого режима едва ли он смог бы централизовывать русское государство. Абсолютная монархия того времени, на мой взгляд, была необходимой, хотя и печальной страницей русской истории.
Другие работы по теме:
Полибий о государстве и праве
Полибий 210-123 до н.э. Произведения - история Рима в 40 книгах. Его идеал - Сократ, его идеи. Также учения стоиков. Основной момент (принцип стоицизма) все что случается случалось раньше и случится снова.
Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским
Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским явилась итогом развития русской публицистики XVI в. Так или иначе, но в центре внимания русской литературы оказалась и личность, и государственная деятельность первого русского царя.
Культура Руси
Фольклор. Общественно – политическая мысль и литература.
Троицкий собор Троице-Сергиевой лавры
Собор сооружен в 1422 г. над гробом Сергия Радонежского на месте деревянного собора 1412 г., посвященного Троице (строительство осуществлялось на средства Московского вел. кн. Василия I и Звенигородского кн. Юрия Дмитриевича).
Церковь Вознесения
Гениальным архитектурным произведением шатрового типа является церковь Вознесения в подмосковном селе Коломенском, построенная Василием III в честь рождения долгожданного сына (будущего Ивана IV Грозного).
Духовно-политическая концепция царя Ивана IV Грозного
Московский государь Иван IV Васильевич (1530–1584), прозванный Грозным, несомненно, является одной из самых заметных фигур в отечественной истории вообще, и в истории отечественной духовно-политической мысли, в частности.
Иван Грозный- Великий князь Всея Руси
Глава1. Иван Грозный как историческая личность Личности Ивана Грозного посвящено много интересных трудов таких выдающихся исследователей как Н. М. Карамзин, Р. Г. Скрынников, В. С. Соловьев, В. О. Ключевский, Валишевский К. и многие другие. Все они очень подробно описали личность Ивана Грозного и каждый дал свою характеристику русскому царю.
Губная грамота
— акт, которым правительство царя Ивана Грозного предоставляло местному обществу право самому преследовать и судить татей и разбойников и полагало казнь на его души.
790-е до н. э.
Важнейшие события 800 — Поход Адад-нирари III в Мидию. 800 — Умер князь Чу Сюн-сюнь, ему наследовал сын Сюн-э (эра правления 799—791) [1]. 800 — Умер князь Сун Ай-гун, ему наследовал сын Дай-гун (эра правления 799—766) [2].
Закон о форме правления Швеции 1772 года
предусматривал самодержавие. Закон был предложен королём Густавом III и сословия единогласно его одобрили 21 сентября 1772 года. По закону власть от сословий переходила к королю и эпоха парламентаризма, длившаяся пол столетия, закончилась. Принятие этого закона считается бескровным государственным переворотом.
Переписка Ивана Грозного и Андрея Курбского
Переписка русского царя Ивана Грозного и находившегося в эмиграции его подданного князя Андрея Курбского, продолжавшаяся в течение 1564—1579 гг., ставшая широко известной, занимала значительное место в публицистике XVI века.
Одоевский, Роман Иванович
Роман Иванович Одоевский - князь, воевода, сын Ивана Семёновича. Один из рода удельных князей Одоевских, происходящих от князей Новосильских, отдаленных потомков Рюрика.
Переписка Ивана Грозного и Елизаветы I
— 11 посланий русского царя Ивана Грозного английской королеве Елизавете I, написанные в период начиная с 1562 года и до смерти царя в 1584 году. Переписка прерывалась в 1570—1582 годы, но затем была возобновлена. Елизавета I была единственной женщиной, в переписке с которой состоял русский царь.
Горбатый-Шуйский, Александр Борисович
Алекса́ндр Бори́сович Горба́тый-Шу́йский (ум. 1564) — сын Бориса Ивановича, с 1544 г. — боярин, один из самых храбрых воевод Ивана Грозного. Самые важные услуги он оказал в казанских походах 1549 и 1552 г. Во время последнего искусным манёвром Горбатого-Шуйского было истреблено на Арском поле почти все войско кн.
860-е до н. э.
Датированные события 869 — Умер царь Иудеи Аса [1], на престол взошёл его сын Иосафат. 867 (3 год Иосафата [2]) — Царь Иудеи Иосафат отправляет по городам князей и левитов для поучения народа «книге закона Иеговы».
Стоглавый собор
План Введение 1 Деяния Список литературы Введение Стогла́вый собо́р — церковно-земский собор состоялся в Москве в январе — мае 1551, с участием царя Ивана Грозного и представителей Боярской думы.
Братство общей жизни
Братство общей жизни движение Нового благочестия возникло в Германии и Нидерландах в так называемую эпоху «Осени Средневековья» в первой трети XV в. на заре гуманизма и основывалось на религиозно-философских учениях немецких и нидерландских мистиков.
Табу на имена
Табу на имена (кит. бихуэй — кит. трад. 避諱, упр. 避讳, пиньинь bмhuм) — существовавший в Китае запрет на произнесение или написание имён императоров и предков.
Курбский, Михаил Михайлович
Михаил Михайлович Курбский (умер 1546) — князь и воевода на службе у московскоих князей Василия III и Ивана Грозного. Сын князя Михаила Фёдоровича Карамыша, отец князя Андрея, известного оппонента Ивана Грозного.
Психологический портрет Ивана Грозного
Краткая биография Ивана Грозного. "Взгляд со стороны": каким представляют Ивана IV современники и историки. Психологический анализ личности Ивана Грозного в переписке с А. Курбским. "Зеркало души": внешний облик Ивана Грозного через призму физиогномики.
Общественно-политической мысль
Период развития русской общественной мысли XVI в. и становления национальной государственной идеологии. Соотношении церковной и политической власти. Переписка И. Грозного с А. Курбским. Иван Семенович Пересветов - деятель общественно-политической мысли.
Опричнина, 1565-1572 гг.
Укрепление власти царя. Разделение Руси на 2 части. Массовый террор в стране. Захват Москвы Девлет-Гиреем. Последствия опричнины.
Олжас Омарович Сулейменов
Сулейменов Олжас Омарович (18.05.1936) Казах, поэт, общий деятель, Член КПСС с 1969 года. Окончил геологический факультет КазГУ (1959г.) и Литературный институт имени А. М. Горького (1961г.). В 1962 – 71 литературный сотрудник газеты «Казахская правда», главный редактор сценарно-редакционной коллегии киностудии «Казахфильм», заведующий отделом журналистики «Проетор», 1971-81 секретарь правления СП Казахстана, 1981-83 председатель Государственного комитета Казахской ССР по кинематографии.
Иван IV Грозный кровавый тиран или выдающийся политический деятель
Эссе по истории По теме: «Иван IV Грозный – кровавый тиран или выдающийся политический деятель? » Ученицы 10 «В» класса Полынцевой Натальи Иван Грозный является первым русским царём и одной из самых неоднозначных личностей российской истории. С одной стороны он предстаёт перед нами, как талантливый государственный деятель, мудрый реформатор, а с другой, как кровавый тиран, ввергший свой народ в хаос чудовищных репрессий.
Грозный
Грозный - столица Чеченской Республики. Это крупный промышленный, культурный и научный центр Чечни.
Анастасия Романовна
Первая жена царя Ивана Васильевича Грозного, из рода Захарьиных-Юрьевых, впоследствии прозывавшихся Романовыми.
Владимир Андреевич
Удельный князь старицкий и верейский, сын удельного князя Андрея Ивановича, двоюродный брат царя Ивана Грозного.