Реферат: Масонство в XIX в - Refy.ru - Сайт рефератов, докладов, сочинений, дипломных и курсовых работ

Масонство в XIX в

Рефераты по истории » Масонство в XIX в

Масонство

Символ вольных каменщиков.

Масо́нство (франкмасо́нство, фр. Franc-maзonnerie, англ. Freemasonry) - нравственно-этическое движение, возникшее в XVIII веке в виде закрытой организации с ритуалами и символикой, частично заимствованной из христианства[источник не указан 101 ]. Этика и философия масонства опираются на монотеистические религии. Название масон или франкмасон происходит от фр. franc-maзon (в старофранцузском masson, англ. freemason), употребляется также буквальный перевод этого названия - вольный каменщик.


Масонство существует в форме местных лож - обычно небольших групп численностью до 40-50 человек, объединённых территориально, существуют ложи крупнее по численности. Местные ложи учреждаются Великой Ложей, которая служит для неё материнской. Как правило, в одной стране существует только одна «Великая Ложа». В США, однако, «Великая Ложа» имеется в каждом штате. Во главе Великой Ложи находится Великий Мастер, выбираемый из числа братьев (масонов). Масонство называют орденом, если говорят о нем, как об организованном сообществе людей, или братством, подразумевая или подчеркивая братский характер отношений между членами лож (масонами).

Первые масонские ложи были основаны в XVII веке в Англии, организационно масонство оформилось с возникновением первой Великой Ложи в 1717 году в Лондоне, ставшей впоследствии Объединенной Великой Ложей Англии (ОВЛА) (UGLE - United Grand Lodge of England (англ.)), и считающейся материнской для всего масонства. Существуют версии о значительно более древнем происхождении масонства, начало которого выводится от орденов тамплиеров и гильдий каменщиков XIII века.

Идеология и символика

Рисунок с набором символики, используемой в Шведском уставе (англ.). Надпись на рисунке «От тьмы к свету».

Масонство позиционируется как нравственно-этическая система, выраженная в аллегориях и иллюстрируемая символами, большинство символики заимствовано из других культур, в ритуалах обыгрываются легенды с библейскими персонажами. Внимание масонов обращается на необходимость нравственного самосовершенствования, а также духовного роста в рамках той религии, которую каждый из них исповедует. Философия масонства включает в себя внешние элементы как христианства, так и других религий.

Каждый масон чтит Бога, находясь в масонстве, к нему обращаются, как к «Великому Строителю (Архитектору) Вселенной», и допускается исповедание любой традиционной религии. Однако дискуссии по религиозным и политическим вопросам исключаются из масонских собраний, в масонстве нет своей теологии. Каждый масон продолжает исповедовать те религиозные воззрения, с которыми он пришел в ложу, а его большое внимание к его религии приветствуется. Признание веры в Бога, как базиса масонства и его принципов, восходит к основателям современного спекулятивного масонства в начале XVIII в и этого придерживается доминирующее большинство мирового масонства (так называемое регулярное или консервативное масонство), делается акцент на обязательном монотеизме.

Масонство не является религией или заменой религии, масонская философия не касается религиозных воззрений своих членов и не корректирует их, масонское сообщество носит светский характер. Масонская нравственно-этическая система и философия опирается на веру своих членов в Бога, но имеет дело лишь с вопросами отношений людей между собой, затрагивает только вопросы этики и нравственности, не касаясь религиозных вопросов (то есть вопросов отношений человека с Богом), оставляя их на совести каждого из масонов, уважая религиозные убеждения каждого из них.

Символика и терминология масонства ведёт начало от орудий труда каменщиков-строителей средневековых соборов в Европе, которые были первыми т. н. «братьями» движения. Мастерок, циркуль, отвес, фартук и др. толкуются масонами в символическом смысле и используются для изложения масонской нравственно-этической системы. Общепринятым символом движения является треугольник, внутри которого изображается открытый глаз - «Лучезарная Дельта», как он называется в масонстве (см. также Eye of Providence(англ.)). Само изображение глаза в треугольнике заимствовано из христианства, где этот знак является символом «Всевидящего Ока» провидения, а треугольник символизирует Троицу. Символ встречается на иконах и культовых сооружениях, в том числе православных (главный портик Казанского собора в Санкт-Петербурге, оформление Ахенского собора в городе Ахен). Ещё до христиан несколько иной символ «Всевидящего Ока» был популярен у древних египтян (Глаз Хора).

Лучезарная Дельта напоминает масону о всепроникновении Творца, Высшего Бытия. Это главный масонский символ первого градуса, степени ученика. Стилистически, глаз часто заменяет вписанная в треугольник окружность. В либеральном масонстве Лучезарная Дельта считается знаком просвещенности или принципа сознания.

Одним из символов масонства также является акация, которая считается одним из основных символов, используемых в масонстве, и связана с так назывемой Легендой о смерти мастера Хирама - тематической базой степени мастера-масона. Далее: отвес - символ стремления к совершенству, уровень - символ равенства, наугольник - символ уравновешенности и примирения неизменного стремления к совершенству с реально достижимым, символ земного, циркуль - символ умеренности и благоразумия, а также стремления к высшему и духовному, мастерок - символ укрепления братских связей, и т. д. В масонстве широко используется библейская легенда о строительстве Храма Соломона.

Лояльность к властям тех стран и территорий, где масонство существует, является одним из масонских принципов. Работа на пользу общества считается одной из масонских добродетелей. Для большинства масонов мира это реализуется их участием в благотворительной деятельности.

Масонская регулярность

Регулярность (см. также Freemasonry, Regularity (англ.)) это комплекс критериев, конституционных норм, выражающих базовые масонские принципы и на основе которых устанавливаются отношения в масонстве (братские отношения). Практической стороной регулярности является система признаний Великих Лож (ВЛ) друг другом на взаимной основе.

Понятие регулярности использовалось в масонстве с 18-го века, обозначало оно правильность повседневной масонской практики в ложах, ее соответствие традициям. Однако как единый свод принципы регулярности (Basic Principles)(англ.) (см. также здесь) были опубликованы Объединенной Великой Ложей Англии (ОВЛА) в 1929 году, а позже подтверждены ею в 1938 в документе Aims and Relationships of the Craft(англ.), публикация появилась как результат накопленного к тому времени опыта распространения масонства в мире и содержала общие стандарты масонской практики в различных ложах и системах. Другие Великие Ложи мира с незначительными вариациями приняли аналогичные принципы и стандарты регулярности. В настоящее время следование регулярности и ее признание позволяют при автономии национальных Великих Лож и взаимном уважении их суверенитета быть мировому регулярному масонству в интегрированном состоянии и создают условия для сохранения масонских традиций, свидетельствуют о приверженности базовым масонским ценностям.

Среди стандартов регулярности:

Учреждение Великой Ложи другой регулярной ВЛ или тремя ложами, работающими в юрисдикции регулярных ВЛ и суверенитет Великой Ложи.

Вера в Бога для каждого масона, как фундаментальное для масонства требование, и наличие в ложе Священной Книги (или нескольких), напр. Библия, Тора, Коран и другие в соответствии с верой присутствующих, принесение обязательств перед нею.

Исключение религиозных и политических вопросов из масонских собраний.

Допуск к членству только мужчин.

Приверженность древним заповедям (ландмаркам масонства), традиционность организации.


С организациями, не признанными регулярными, но, тем не менее, считающими себя масонскими, отношения в регулярном масонстве исключаются, не допускается посещение регулярными масонами их собраний. Великие Ложи обычно публикуют в специальных изданиях списки масонских юрисдикций (Великих Лож, Великих Востоков), находящихся с ними в отношениях признания (см., например, UGLE Recognised Grand Lodges(англ.)).

Вопросами признания и отношений часто занимаются специальные комиссии (систематизирующие информацию и вырабатывающие экспертные заключения относительно соответствия той или иной Великой Ложи стандартам регулярности), в США, где действуют Великие Ложи в каждом штате, а в последнее время регулярными признаются и Великие Ложи Принса Холла (создававшиеся афроамериканцами), работает общая комиссия по признанию, собирающаяся ежегодно.

Во многих странах (в России в том числе) действует принцип относительно того, что внутри страны или территории может быть только одна регулярная Великая Ложа, однако исторически и в настоящее время в мире есть страны, где работает более одной ВЛ на одной территории при наличии между этими ВЛ договоренности о т. н. «делении территории» или взаимного признания.

Регулярное масонство в мире является наиболее сильным и многочисленным, численность членов регулярных лож в мире в целом составляет около 4 млн человек. В современной России оно представлено Великой Ложей России (ВЛР). Это единственная в России организация, относящаяся к регулярному масонству.

Как становятся масонами и масонские степени

Требования к кандидатам

Основные требования к кандидатам вытекают из общих принципов движения. Кандидат подтверждает свою веру в Бога, Высшее Бытие. Кандидат должен быть зрелого возраста (в большинстве Великих Лож мира не менее 21 года), принять решение стать масоном по собственной воле, иметь хорошую репутацию, не иметь проблем с гражданским законом, то есть быть «свободным и добрых нравов».

Традиционное правило при вступлении в Орден звучит как «чтобы быть масоном, спроси об этом масона», «2 be 1 ask 1», инициатива по поводу принятия в члены ложи должна исходить от кандидата. Кандидат может обратиться в Ложу по месту жительства. Для вступления в ложу нужны рекомендации ее действительных членов, так или иначе вступлению предшествует некоторый период знакомства с масонами, которые рекомендуют кандидата. В некоторых юрисдикциях требуется, чтобы кандидат просил о вступлении 3 раза, однако это становится все менее распространенным. В некоторых юрисдикциях информация о вступлении открыта для того, чтобы потенциальный кандидат знал, где найти дополнительную информацию.

Решение о его вступлении в ложу принимается закрытым голосованием. Члены, голосующие за вступление, используют белые камни (в ритуале чаще всего используются шарики); те, кто против - чёрные. Количество голосующих против, необходимое для того, чтобы отклонить заявку кандидата, устанавливается местной Великой Ложей, и в некоторых юрисдикциях равно 1 голосу.

Членство в ложе и религиозные убеждения

Религиозные убеждения кандидата являются предметом его совести. При вступлении кандидат приносит обязательство перед Священной Книгой той веры, которую он исповедует, и которая воплощает Откровение свыше его веры, это может быть Библия, Коран, Тора и др. Обычно кандидат принадлежит к одной из традиционных конфессий, соответственно, Христианству, Исламу, Иудаизму, и др. (в ложах, имеющих признание, как регулярные), однако в нерегулярных ложах континентального европейского масонства требования к вере кандидата ослабляются, допускается принятие кандидатом философии деизма или Бога - «Великого Архитектора Вселенной» как абстрактного принципа, идеи-символа (как в Великой Ложе Франции (фр.)), либо вообще отменяются, а в ложу могут войти атеисты и агностики (Великий Восток Франции).

О ритуале посвящения

Ритуал посвящения.

Кандидата в масоны в начале обряда заводят в Комнату Размышлений, выкрашенную в чёрный цвет, в ней могут быть предметы, напоминающие кандидату о бренности бытия, создающие обстановку, побуждающую кандидата к философским размышлениям. В ней кандидат напишет на бумаге морально-философское завещание, свои пожелания и обеты в отношении себя и других людей, своей страны, семьи и человечества в целом. Потом его попросят еще раз подтвердить свою веру в Бога.

Перед вводом в храм, где происходит посвящение, кандидату завязывают глаза. В знак смирения кандидат «ни одет, ни раздет» (частично раздевают, а левая грудь обнажена в знак открытости сердца), у него отбираются все ценности («металлы»), ему засучивают правую штанину и снимают левый ботинок. Ему на шею надевают верёвку, символизирующую узы человеческого несовершенства. Кандидата проводят в помещение храма (зал заседания ложи), где он проходит через ритуальные испытания, слушает наставления нравственно-философского характера, участвует в небольших сценах и диалогах, цель которых наглядно преподнести нравственные наставления ритуала. В конце церемонии он приносит торжественное обязательство перед Священной Книгой той религии, которую он исповедует (обычно это Библия, на нее также кладется циркуль и наугольник). Далее кандидату снимают повязку, говоря при этом, что он теперь «прошел испытания и достоин Света», на него надевают масонский фартук, а после председательствующий на церемонии (Досточтимый Мастер) объявляет присутствующим о том, что теперь они обрели нового брата и призывает помогать ему в трудностях, будучи уверенными в том, что и он в трудную минуту поможет им. Часто церемония посвящения проводится с музыкальным сопровождением, что еще более усиливает впечатления кандидата.

Обряд посвящения описан Л. Н. Толстым, в «Войне и мире» (эпизод с посвящением Пьера Безухова), но есть и более современные источники научного характера о масонских ритуалах.

Масонские степени

Сертификат (диплом) мастера-масона, подобные документы выдавались (и иногда выдаются сейчас) после возвышения члена ложи в 3-ю степень.

Основное содержание масонской нравственно-этической и философской системы содержится в трех основных степенях или градусах, Ученика, Подмастерья, Мастера. Человек, вступающий в ложу, последовательно проходит эти степени, как правило, с определенным промежутком времени между присвоением каждой из них.

Базовые элементы нравственно-этической системы масонства содержатся в 1-й степени - степени Ученика, внимание посвящаемого обращается на необходимость углубленного самопознания, саморазвития и самосовершенствования, работы над собой и своими недостатками. Во 2-й степени - степени Подмастерья внимание посвящаемого обращается на окружающий мир, философию его восприятия, активность в нем, содержание степени апеллирует к разуму человека, проходящему через нее.

Наиболее важная и драматическая 3-я степень - степень Мастера посвящена тематике смерти, ее основой является история о смерти Мастера Хирама - легендарного руководителя строительством Храма Соломона, убитого тремя подмастерьями, недовольными их положением среди строителей Храма. Мастер Хирам из легенды имеет праобраз в Библии, Хирама - мастера по меди (см. Третья книга Царств, гл. 7) или Хирама Абифа (см. Первый Храм), однако рассказ о его смерти имеет полностью масонское происхождение и не связан с библейским текстом.

Содержание трех степеней может отличаться в деталях в ложах разных стран и юрисдикций (Великих Лож), ложах различных уставов, однако в целом деление масонства на три градуса, легендарное содержание 3-й степени являются традиционными, закрепляются стандартами регулярности и ландмарками.

Дополнительные степени

Дополнительные степени в масонстве - это структуры, членами которых являются масоны в степени мастера. Основная их роль это раскрытие и углубление содержания трех базовых степеней, их интерпретация в том или ином направлении, содействие дальнейшему совершенствованию мастеров-масонов. Возникновение первых организаций дополнительных степеней относится к середине XVIII в.

Подвеска 18-й степени ДПШУ «Рыцарь Розы и Креста»

Наиболее известные структуры дополнительных степеней:

Древний и Принятый Шотландский Устав (ДПШУ), имеет степени с 4-й по 32-ю. Управляется Верховным Советом внутри каждой из своих юрисдикций, Верховный Совет состоит из обладателей 33-й степени. Происхождение степеней ДПШУ идет из Франции середины XVIII в, однако данный устав, как практическая посвятительная система из 30-ти степеней, получил развитие лишь с момента создания первого Верховного Совета в Чарльстоне, Южная Каролина, США в 1801. Ныне он носит название Верховный Совет ДПШУ Южной Юрисдикции США(англ.), непосредственно управляет структурами ДПШУ на территориях более половины штатов и является прародителем для других Верховных Советов в мире. В России дополнительные степени ДПШУ и Верховный Совет для России существуют с 1996 года.


Слово «шотландский» в названии не связано с его происхождением из Шотландии, и используется лишь как ссылка на легендарные древние корни устава. В некоторых юрисдикциях это слово из названия опускают во избежание путаницы.

Йоркский Устав, York Rite (англ.). Наиболее распространен в США, имеет несколько степеней, включая степень Королевской Арки, а также несколько ассоциированных Орденов. Управляющие структуры устава носят название Капитулов. Близкой по содержанию к нему является степень Королевской Арки, Holy Royal Arch (англ.), практикуемая в Англии и некоторых других странах, однако в самой Англии Королевская Арка не считается дополнительной масонской степенью, а интерпретируется, как завершение посвятительной части 3-й степени.

Устав Мемфиса-Мицраима. Полное название «Древний и Изначальный Устав Мемфиса и Мицраима» (ДИУММ). Устав не является распространенным среди регулярных масонов в мире (и существует на сегодня лишь в нескольких европейских странах, включая Россию), однако существует множество нерегулярных лож в Европе и США, практикующих степени Мемфиса-Мицраима. Устав носит выраженный спиритуалистический характер.

Членство в структурах дополнительных степеней предполагает, как правило, членство и участие в работе лож 3-х основных степеней. Дополнительные степени и их управляющие структуры (Капитулы, Верховные советы) обычно разделены с основными ложами (находящимися под контролем Великих Лож), не решают вопросы членства в Ордене (не посвящают в масоны), не присваивают степени вплоть до 3-й, и не претендуют на управление ложами, работающими в 3-х основных степенях, не могут создавать и регламентировать их деятельность. Данное разделение может нарушаться в нерегулярных ложах.

Масонская тайна

К понятию масонской тайны относятся способы посвятительной практики лож, церемонии посвящения обычно проходят за закрытыми дверями. Конфиденциальными являются традиционные способы опознания масонов друг другом, рукопожатия, специальные "священные" и "проходные" слова градусов, элементы ритуалов, связанных с посвятительной практикой лож. Представители лож избегают комментировать их, если они обсуждаются кем-то за пределами масонства. При этом могут проводиться открытые мероприятия под эгидой масонских организаций, в которых принимают участие люди, не являющиеся членами лож.

К масонской тайне не относятся имена масонов, фотографии руководящего ("офицерского") состава Великих Лож публикуются в их официальных открытых изданиях и на интернет-сайтах. В ряде случаев руководителями лож являются известные в обществе люди, в Великобритании руководителем Объединенной Великой Ложи Англии является член королевской семьи Великобритании.

В некоторых странах (в России в том числе) существуют этические нормы, по которым имена людей в связи с принадлежностью к ложе не называются, а их деятельность в ложе не обсуждается в открытых источниках, если они сами не выразили согласия на это.

История масонства в России

Масонство в России появилось в середине XVIII века. В масонских легендах основателями масонства в России часто называют Петра I и его соратников Франца Лефорта и Патрика Гордона. Эта версия, однако, не имеет документального подтверждения. Первое достоверное известие о начале масонства в России относится к 1731 г, когда гроссмейстер Великой Лондонской ложи лорд Ловель назначил капитана Джона Филипса Провинциальным Великим Мастером для России. Широкое распространение масонства в России началось с основания нескольких лож генералом русской службы Джеймсом Кейтом в 1740-х годах. В документах Великой Ложи Англии указывается, что в 1740 году он был назначен провинциальным Великим Мастером для России. Первоначально большинство членов русских лож были иностранцами - офицерами на русской службе и купцами, но вскоре стало расти и число масонов русских по рождению. В 1750-х годах в Санкт-Петербурге работала ложа под руководством графа Р. И. Воронцова.

В 1772 году Провинциальным Великим Мастером стал канцлер И. П. Елагин, который реорганизовал существовавшие к тому времени в России ложи в единую систему. Кроме самого И. П. Елагина в возглавляемую им «Великую Провинциальную ложу» в Санкт-Петербурге входили такие известные в то время масоны, как граф Р. И. Воронцов (наместник-мастер), генерал-майор А. Л. Щербачев, князь И. В. Несвицкий и другие. Под управлением Елагинской Великой ложи в первой половине 70-х годов XVIII века работало 14 лож: «Муз» (мастер И. П. Елагин), «Урании» (мастер В. И. Лукин), «Беллоны» (И. В. Несвицкий), «Астреи» (Я. Ф. Дубянский), «Марса» (Яссы, мастер П. И. Мелиссино), «Минервы» (барон Гартенберг), а также «Скромности» (Санкт-Петербург), «Клио» (Москва), «Талии» (Москва-Полоцк), «Равенства» (Москва-Петербург), «Екатерины» и «Трёх подпор» (Архангельск), «Эрато» (Петербург) и ложа под управлением Р. И. Воронцова во Владимире. Общее число членов елагинских лож едва ли составляло приблизительно 400 человек.

Альтернативной Елагинской масонской системой стала так называемая Шведская или Циннендорфская система, основанная приехавшим в Россию в 1771 году бывшим гофмейстером Браунгшвейгского двора П.-Б. Рейхелем. В 1772-1776 Рейхель основал ещё несколько лож: «Аполлона» (Санкт-Петербург), «Гарпократа» (Санкт-Петербург), «Аполлона» (Рига), «Изиды» (Ревель), «Горусы» (Санкт-Петербург), «Латоны» (Санкт-Петербург), «Немезиды» (Санкт-Петербург) и «Озириса» (Санкт-Петербург - Москва). В 1776 году после переговоров Елагинские и Рейхелевские ложи объединились в единую систему.

16 июля 1782 года собрался Вильгельмсбадский конвент, под председательством герцога Фердинанда Брауншвейгского. На съезде присутствовали представители масонов Франции, верхней и нижней Германии, Австрии и Италии; Россия также имела представительство. На конвенте Россия, «во внимание к её обширному пространству и к большому числу лож, ревностно в ней работавших», была признана за восьмую провинцию ордена..

Новый этап в развитии русского масонства связан с именем Н. И. Новикова, который вступил в масоны в 1775 году в одной из Елагинских лож. Вместе с Иоганном Шварцем Новиков развернул широкую пропаганду в Москве, куда сместился центр деятельности русского масонства. 1 августа 1822 года масонские ложи были официально закрыты высочайшим рескриптом Александра I.

Новый этап распространения масонства в России относится к началу XX века, когда в России получили большое распространение ложи так называемого «Великого Востока Франции» - затем преобразованные в «Великий Восток народов России». Масонство начала XX века имело откровенно политический характер.

После Октябрьской революции 1917 года, масонские организации были запрещены, масоны преследовались ВЧК-ГПУ-НКВД.

Небольшое число русских лож работало в эмиграции, прежде всего, во Франции. В Великий Восток Франции входили русские ложи «Северная звезда» и «Свободная Россия», в союз Великой Ложи Франции входили ложи «Астрея», «Северное сияние», «Гермес», «Золотое руно», «Юпитер», в союз «Человеческое право» (Le Droit Humain) - ложа «Аврора». В Берлине работала русская ложа «Великого света на Севере», в Англии - «Кружок русских масонов в Англии».

Со временем, число русских масонов сокращалось, за счёт старения эмигрантов. Во время немецкой оккупации Франции во время Второй мировой оставшиеся русские ложи были закрыты вместе со всеми французскими ложами.

24 июня 1995 года под эгидой Великой Национальной Ложи Франции была учреждена и «освящена» Великая Ложа России, под юрисдикцией которой были основаны и сейчас работают 20 лож, постоянно принимающих новых членов. Великая Ложа России была признана регулярной, то есть ней установили братские связи: Объединённая Великая Ложа Англии; Великая Материнская Ложа Шотландии; Великая Ложа Ирландии; Великая Национальная Ложа Франции; Объединенные Великие Ложи Германии; Великая Ложа Австрии; Великая Ложа Турции; Великая Ложа Нью-Йорка, всего около сотни т. н. великих юрисдикций по всему миру.

В настоящее время в России существует также организация под названием Объединенная Великая Ложа России (ОВЛР). Образована ОВЛР 11 октября 2008 года и принадлежит к ветви нерегулярных лож, центром которой является Великая Ложа Франции (фр.).

Среди известных лож

Объединённая Великая Ложа Англии (UGLE - United Grand Lodge of England (англ.)), наиболее старая и крупная Великая Ложа в мире, ведет свою историю от первой Великой Ложи в Лондоне 1717 года.

Великая Ложа России - представители регулярного масонства в России, образована в 1995 году.

Великий Восток Франции - одна из известных лож в Европе, основана во второй половине XVIII в. Относится к либеральному (нерегулярному) масонству, не скрывает политической активности, допускает прием атеистов.

Мифы о масонстве

«Всевидящее око» на банкнотах


«Всевидящее Око» на реверсе1 доллара США1935и 1 кордобаНикарагуа1941


«Всевидящее Око» на 500 гривнах Украины

«Всевидящее Око» изображено на денежных банкнотах нескольких стран. Несмотря на распространённые мифы, непосредственного отношения к масонству этот рисунок на банкнотах не имеет. Так на оборотной стороне купюры в 1 доллар США с 1935 года размещена Большая печать США, на которой изображена усечённая пирамида с глазом. Инициаторами изменения банкноты были Г.Уоллес и Ф.Рузвельт, её дизайнером - Эдвард М. Уикс, начальник Гравировального отдела Бюро по выпуску денежных знаков и ценных бумаг при Министерстве финансов США. Художник Николай Рерих, которому некоторые авторы ошибочно приписывают идею рисунка купюры, не имеет к этому никакого отношения. «Всевидящее Око» изображено также на никарагуанской купюре (1 кордоба,), где оно является элементом герба республики. На украинской банкноте номиналом 500 гривен «Всевидящее Око» является частью воспроизведённого рисунка «Пифагоров треугольник» Григория Сковороды - украинского философа и поэта.

См. также

Масонство и христианство

Критика масонства

Масонский заговор

Жидомасонский заговор

Историки масонства

Сергей Карпачев

Андрей Серков

Нина Берберова

Виктор Брачев

Норберт Войтович

Масонство в кино

Человек, который хотел стать королём (1975)

Лицо на мишени (1978)

Тайна виллы "Гретта" (1983)

Из ада (2001)

Банкиры Бога / The Bankers of God (2002)

Сокровище нации (2007)

Литература

Барб Карг, Джон К. Янг. 100 неизвестных фактов о масонах. - М.: «Гелеос», 2008. - 224 с. - 5000 экз. - ISBN 978-5-8189-1425-1

Берберова Н. Люди и ложи. Русские масоны XX столетия

Морамарко М. Масонство в прошлом и настоящем.

Джейкоб М. К. Масонство // Мир Просвещения. Исторический словарь

Захаров В. Ю. Основные этапы развития масонства в России, его соотношение с конституционализмом // Электронный журнал «Знание. Понимание. Умение». - 2008. - № 6 - История.

А. Ф. Керенский о деятельности российского масонства

Кучурин В. В. Мистицизм и западноевропейский эзотеризм в религиозной жизни русского дворянства

Рене Генон УТЕРЯННОЕ СЛОВО И ЕГО ЗАМЕНИТЕЛИ Глава из книги «Франкмасонство и компаньонаж»

Сахаров В. Чаяния ветхого Адама. Человек в философии русских масонов

Сахаров В. Царство Астреи. Миф о Золотом веке в русской масонской литературе XVIII столетия

Франсиско Франко. Масонство. - М.: «Слава!», 2008. - 303 с. - 1500 экз. - ISBN 978-5-902825-11-1

Cсылки

Великая Ложа России

Объединенная Великая Ложа России

Масонство и масоны: три века в России

Об основах масонства (англ.)

Великая Ложа Франции (фр.)

Общество Филалетов (англ.) - организация в США, занимающаяся исследованиями масонства.

Масонство Сегодня (англ.) - издание английских масонов.

Pietre-Stones review of freemasonry (англ.)

Masonic Info (англ.) - информационный портал о масонстве.

Объединенная Великая Ложа Англии (ОВЛА) (англ.)

Масонство и христианство

Масонство возникло в христианской среде[источник не указан 160 ], поэтому существуют и толкования, согласно которым масонство - христианский феномен[источник не указан 160 ], и, особенно в конспирологических кругах - приписывание масонству радикальной антихристианской направленности (атеистической либо сатанистской). Основная волна антимасонских публикаций исторически связывается с деятельностью католического Ордена иезуитов. Атеистическое направление в масонстве присутствует с XIX века и сейчас характерно для Великого Востока Франции (ВВФ) и либеральных масонских юрисдикций (в России - Ложа Великого Востока Франции «Москва»), которые допускают принятие в свои ряды агностиков и даже атеистов. Однако изъятие из ландмарок масонства ВВФ требования об обязательной для каждого масона вере в Бога привело к разрыву отношений с либеральным масонством большинства Великих Лож (ныне образующих регулярное масонство), для которых вера в единого Бога является краеугольным камнем масонства.

Масонство возникло в среде христиан, а в XVIII веке нередки были случаи, когда иудеям и мусульманам (несмотря на легенду о посвящении Саладина в Орден) отказывали в приеме в масонство. В настоящее время такое радикальное масонство осталось в прошлом и в масонство принимают людей, верующих в единого Творца.

До сих пор в высших градусах Древнего и Принятого Шотландского Устава (ДПШУ), распространённого в России, начиная с 18-го градуса, все символы и обрядность христанские. В Ректифицированном Шотландском Уставе, начиная с 5-го градуса вся обрядность и символы также исключительно христианские, и приносится присяга с обязательством посвятить свою жизнь служению Христу.

Во многих христианских храмах встречаются символы, которые впоследствии стали считать исключительно масонскими.

Масонство и христианские церкви

Масонство и православная церковь

Письмо московских масонов (ответ герцогу Брауншвейгскому на его запрос о состоянии масонства в России перед проведением Вильгельмсбадского конгресса в 1782 году) содержит следующую фразу про масонские ритуалы: «сходствие их с церемониями и обрядами Церкви нашея столь совершенно и есть очевидно, что неотменно заключить должно, что и те и другие проистекают из единого источника»[источник не указан 302 ].

Тогда же сенатор и масон И. В. Лопухин в «Нравоучительном Катехизисе истинных Франкмасонов» писал о наблюдаемом им сходстве масонства и христианства.

Тем не менее в Русской Православной Церкви преобладает негативное отношение к масонству. В книге С. В. Булгакова, изданной в 1913 и переизданной Московским Патриархатом в 1993 году указано, что «Главная задача масонов - уничтожение религии и, особенно, христианства во всем человечестве и ниспровержение всех христианских законодательств. Соответственно этой задаче они и стараются развращать христиан, поддерживать философов, мыслителей и писателей, которые подрывают христианство, возбуждать недовольство народа против правительства, устраивать и поддерживать все политические беспорядки и революции.»

В 1932 РПЦЗ (Русская Православная Церковь за Границей) предала масонство анафеме.

Со стороны отдельных богословов (например, А. И. Осипов, профессор МДА) высказывалось отношение к масонству как к движению, связанному с экуменизмом.

В настоящее время Русская Православная Церковь (РПЦ МП) не выражает своей позиции по отношению к масонству.

Масонство и католическая церковь

Противостояние Ватикана с легендарными прародителями масонов [источник не указан 140 ] - тамплиерами началась ранее официальной даты создания масонства (начало XVIII века). Особое рвение в борьбе с масонством всегда проявлял Орден Иезуитов. В 1738 году папа римский Климент XII объявил интердикт масонству, что означало автоматическое отлучение римокатоликов от церкви в случае вступления их в масонскую ложу.

Французские масонские ложи отличались своей антирелигиозной направленностью. Масоны имели определённое влияние на идеи Французской революции. Присутствие членов лож в органах управления, созданных после революции, было значительным. В ходе Французской революции проводилась радикальная антицерковная политика («дехристианизация»), в том числе репрессии по отношению к католическому духовенству, в чём также обвиняют масонов, но современные историки отмечают, что масоны не играли значительной роли в период Террора.

Лев XIII в энциклике Humanum Genus от 20 апреля 1884 осудил масонство. В кодексе канонического права 1917 года было включено положение, что вступление в масонскую ложу означает автоматическое отлучение от церкви. В 1983 был принят новый кодекс, в котором масонские организации не упоминаются, что создало впечатление, будто это положение было частично ослаблено католической церковью. Однако Конгрегация Доктрины Веры в том же 1983 году выпустила заявление о том, что членство в масонской ложе по-прежнему недопустимо для католиков .

Масонство и протестантские церкви

В протестантских странах северной Европы отношение представителей христианских конфессий к масонству спокойное и взвешенное[источник не указан 194 ]. В Великобритании главой Англиканской церкви является непосредственно Британский монарх, а Великим Мастером Объединенной Великой Ложи Англии, как правило, является кто-то из королевской семьи. Многие епископы англиканской церкви были масонами. Схожая система существует и в Швеции, где король возглавляет церковь, а также покровительствует масонскому Ордену в Швеции (Шведский Устав, также исключительно христианский). Протестантские церкви, не связанные с государством, как правило отрицают любые связи с масонством.

Критика масонства

За всю историю своего существования масонство не раз подвергалось самой ожесточённой критике, более того, на данный момент можно говорить даже о существовании целой исторической антимасонской школы. В Европе подобное антимасонское движение было обусловлено прежде всего негативным отношением к масонству Католической Церкви.

История и современность

Сильным катализатором антимасонских настроений явилась французская революция 1789 года. Первыми, кто публично высказал мысль о данной революции как порождении масонского заговора, были англичанин Джон Робинсон., католический аббат Ж.-Ф.Лефранс, автор пространного сочинения "Завеса, приподнимаемая для любопытствующих, или тайна революции, раскрытая при помощи франкмасонства" (1791) и бывший иезуит аббат Огюстен Баррюэль. Последнему принадлежит четырёхтомное исследование "Мемуары по истории якобизма". Книга была опубликована в 1797-1798 годах в Лондоне, куда вынужден был эмигрировать её автор. Причиной революции, по его мнению, был тройной заговор, а именно: философов-просветителей, масонов и баварских иллюминатов.

Долгое время книга О.Баррюэля третировалась либеральной историографией как труд очевидно недоброкачественный. Однако сейчас оценка её несколько поменялась, и историки уже не стесняются ссылаться на книгу Баррюэля, признавая тем самым как ценность собранного им богатого фактического материала, так и верность отдельных наблюдений автора.

Любопытно, что другим разоблачителем "масонского заговора" и непримиримым врагом революции был также Жозеф де Местр, который считается основоположником "абсолютного теократического консерватизма" и "отцом мировой контр-революции".

Серьёзное значение в смысле борьбы с масонским засильем в общественно-политической жизни Франции этого времени имела деятельность аббата Жюля Тормантэна, открывшего в 1897 году в Париже "Антимасонскую лигу" и журнал, обличавший происки франкмасонов.

Кроме того, стоит упомянуть таких зарубежных писателей-антимасонов прошлого как Арман-Жозеф Фава, Поль Копэн-Альбанселли, де Бессонье (известный более под псевдонимом Габриэль Сулакруа), Абель Кларен де ла Рив.

В России эта конспирологическая анти-масонская линия Запада (и, естественно, в первую очередь, западного католичества) была поддержена такими авторами, как Алексей Шмаков. и Александр Селянинов., которые, будучи знакомыми с идеями европейских контр-революционеров, не только пересказали их русской публике на отечественном материале, но и добавили православный элемент в теологическую канву анти-масонской полемики. Но наиболее яркой фигурой (по меньшей мере, судя по влиянию его откровений на историю XX-ого века) стал Сергей Нилус, опубликовавший знаменитые "Протоколы сионских мудрецов", в которых "теория заговора" в наиболее яркой и впечатляющей форме излагалась от лица якобы самих "заговорщиков".

В целом же, в отличие от либеральной историографии, национально-консервативная мысль долгое время как бы не замечала масонства. Пересмотреть свою позицию в этом отношении её заставили революция 1905 года, созыв Государственной Думы и резко активизировавшаяся в связи с этим деятельность прозападных, либеральных сил в обществе, это привело к тому, что публикации на тему «происков масонов» стали обычными для консервативной прессы тех лет. Кроме работ в данном ключе упомянутых выше Шмакова, Селянинова и Нилуса обращают на себя внимание книги А.А.Бронзова, Н.Л. и Г. Бутми, графини С.Д.Толь (урожденной Толстой). Данные авторы единодушно отмечают антирусский, антигосударственный и шире - антихристианский, по их мнению, характер деятельности масонских лож. (Стоит отметить, что обвинения масонства в антихристианстве исходили не только из данного лагеря, например, даже такой, казалось бы, духовно близкий к либералам человек, как Николай Бердяев, и тот вынужден был частично признать антихристианскую сущность масонства. "Сейчас масонство очень разнообразно, - отмечал он (1926 г.). - Так, в странах Латинской Америки и католических: во Франции и Италии масонство, прежде всего, имеет антицерковный и антихристианский характер".)

Продолжением национально-патриотической струи в изучении или, правильнее, освещении истории русского масонства стали после 1917 года публикации ряда эмигрантских авторов Н.Свиткова (Н.Ф.Степанов), Г.В.Бостунича, Н.Е.Маркова, В.Ф.Иванова и Бориса Башилова (Борис Платонович Юркевич, 1907-1970). Научного значения эти работы не имеют, да, судя по всему, авторы их и не ставили перед собой такой цели. Наиболее интересные из них - сочинение Василия Иванова и «История русского масонства» Бориса Башилова, неоднократно переиздававшиеся в 1990-е годы. Несмотря на очевидную тенденциозность и недостаточную фундированность этих работ (а может быть, как раз вследствие этого) авторам удалось, как представляется, убедительно показать разрушительную роль деятельности ордена «вольных каменщиков» в России.

На сегодняшний день в данном направлении в России работают такие авторы как О.Платонов, Ю.Воробьевский, Ю.Бегунов, В.Острецов и др. Безусловно, стоит отметить характер их работ (как и работ многих их упомянутых и не упомянутых выше предшественников) как достаточно далёкий от научного, содержащий достаточно острые и весьма спорные доводы и мысли. Впрочем, игнорировать их вообще было бы неправильно, в частности, серьёзный историк не может не брать в расчёт некоторые результаты архивных работ данных исследователей.

Стоит добавить, что критика масонства возможна не только с конспирологически-ревизионистских позиций. Например, тема влияния масонства на революционную деятельность в царской России разрабатывалась и разрабатывается в том числе и весьма солидными историками. Из крупных исследователей, касающихся данной проблемы можно выделить, например, С.Мельгунова или В.Старцева. Кроме их работ, известными исследованиями в этой сфере также являются "Февральская революция" Г.Каткова, "1 августа 1914" Н.Яковлева и т.д.

Также голоса критики в адрес масонства не раз слышались и со стороны Русской Православной Церкви. «Под знаменем масонской звезды, - писал в 1932 году митрополит Антоний (председатель Архиерейского собора Русской православной церкви заграницей), - работают все темные силы, разрушающие национальные христианские государства. Масонская рука принимала участие в разрушении России».

В этом же духе высказывался и современный церковный иерарх, неофициальный лидер (вплоть до своей смерти в 1995 году) право-консервативного фланга РПЦ, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн, определявший масонство как «тайную интернациональную мировую революционную организацию борьбы с Богом, церковью, с национальной государственностью христианскою».

Негативно оценивают масонскую деятельность такие известные в мире современного православия люди как профессор А.И.Осипов и ещё в большей степени протодиакон А.Кураев.

Негативно, как правило, к масонству относятся и противники глобализма. На это у них есть основания, например, высокопоставленными дигнитариями шотландского масонства были большинство членов возникшей в 1921 году организации "Совет по международным отношениям" (Council on Foreign Relations, сокращенно C.F.R). Именно эту организацию можно назвать главным геополитичесим рупором мондиализма, то есть группой, работающей на создание того устройства общества, которое принято называть "новым мировым порядком".

Резюмируя споры по истории и сущности масонства, следует сказать, что уровень критики в адрес этого явления всегда был по большей части весьма невысокого уровня, в частности, антимасонская литература изобилует достаточно жёлтой информацией, которая на проверку нередко оказывается неправдой, кроме того, в своих работах писатели-антимасоны часто пишут на грани критики и просто ругани, в которой иногда можно увидеть даже намёки на некоторый шовинизм в том или ином роде. Однако ошибочным является видение антимасонских работ лишь через призму шовинизма (чаще всего в данном случае понимаемого под антисемитизмом), ревизионизма и мракобесия. Безусловно, определённая правда в работах исследователей, критикующих масонство, есть.

Говоря об объективных претензиях в адрес масонства, отбрасывая какие-либо подложные факты и спорные моменты, можно перечислить следующие пункты:

Масонство являлось сосредоточителем оккультной мистики, зачастую гностического и кабаллического характера. Не отрицая объективных причин тотального распространения в массах дешёвой мистики неоязыческого толка, всё же можно признать масонство в некотором виде в этом виновным.

Кроме религиозного масонства существовало масонство и атеистическое (например, Великий Восток Франции и дочерние его ложи), за которым можно признать вину в борьбе с религией, в частности с христианством.

Так или иначе, масонство участвовало в революционной деятельности. Для противников революции это также является отрицательной стороной масонства.

Кроме того, масонство являлось и является продуктом Западной (романо-германской) цивилизации. Относительно других цивилизаций, в частности русской, масонство являлось чужеродным элементом, что вредило цивилизационной идентичности со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Многие исследователи не без основания видят именно в масонстве корни современного глобализма. Например, как уже было сказано выше, большинство членов мондиалистской организации "Совет по международным отношениям" на момент его создания были дигнитариями шотландского масонства.


Литература

Психология религии. Христианский взгляд на масонство

«ПЯТЫЙ АНГЕЛ ВОСТРУБИЛ, МАСОНСТВО B СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ»

Н. Боголюбов: «Тайные общества XX-го века»

митр. Антоний Храповицкий. Окружное послание о масонстве

См. также

Масонский заговор

Масонский заговор

Масонский заговор - разновидность теории заговора, согласно которой существует связь между тайным обществом масонов и их влиянием на многие значительные исторические события, будь то государственные перевороты, революции, убийства знаменитых и влиятельных людей и т. д. Вера в масонский заговор основывается на том, что в истории многие руководители государств, влиятельные и известные люди признавали или им приписывалось участие в какой-нибудь из масонских лож. Считается, что через них масоны оказывали своё влияние на развитие государств и ход исторических событий. Чаще всего теория масонского заговора используется в качестве одного из доводов представителями консервативных и радикально-националистических слоёв общества во время политических потрясений, как попытка дать им явное объяснение, либо использовать как оружие против своих противников. Достоверность конспирологической теории всеобщего масонского заговора продолжает оставаться спорной, так как не имеет документальных подтверждений.

Доводы сторонников заговора масонов

Одним из доводов сторонников масонского заговора является изображение слева на обратной стороне купюры в 1 доллар США масонской 13-ступенчатой пирамиды, указывающей на франкмасонов, как каменщиков-строителей нового Храма Соломона венчаемой т. н. «Всевидящим оком Великого Архитектора Вселенной» и две фразы на латинском языке - Annuit coeptis (Да благословит (Бог) наши начинания) и Novus ordo seclorum (порядок нового века) взятые из произведений Вергилия.

Пирамида и глаз - масонские символы на купюре 1 доллар США

Усечённая пирамида, состоящая из тринадцати кирпичных рядов, где каждый кирпич обозначает отдельный народ или государство с его монетой, символизирует неполноту человечества без всевластной «вершины». Символ же властительной «вершины» - треугольное око «Великого Архитектора Вселенной» - увенчан латинской надписью из тринадцати букв: «Annuit Coeptis», которая недвусмысленно подчёркивает, что «избранному» классу предопределено править миром. Об этом свидетельствует и надпись внизу «Великая печать» (англ. «The Great Seal»), символизирующая в соответствии с рядом традиций принадлежность богатств и товаров и подчинение услуг и энергии труда владельцам «Печати». Описанное значение пирамиды подтверждает и латинская надпись: «Novus Ordo Seclorum» («Новый порядок на века»). Кроме того, если представить пирамиду в виде треугольника и дорисовать ещё один, так чтобы получилась звезда Давида, то вершины получившейся шестиконечной звезды будут указывать на буквы: "A", "S", "N", "O", "M"; из которых составляется слово MASON.

Изображение государственного герба США на купюре в 1 доллар США

В правой части купюры изображены: орёл, на его груди щит с тринадцатью полосами, ветка акации тринадцатью листьями и тринадцатью бутонами - зажатая в правой лапе и тринадцать стрел - зажатая в левой лапе.

Изображение государственного герба США на Большой государственной печати США

По мнению конспирологов - акация, являющаяся священным деревом франкмасонства, символизирует: ключ отверзающий могилу его легендарного основателя Хирама, прочность масонской традиции и организации, обладание тайными знаниями и способностью к воскресению или бессмертию. Стрелы в левой лапе орла символизируют знания и могущество, призванные усмирить, а при необходимости, и умертвить врагов, поэтому каждая из тринадцати стрел имеет разную длину, и угрожает одному из тринадцати ярусов, образующих пирамиду порабощённого человечества.

«E Pluribus Unum» («Из Множества - Одно») Согласно масонской доктрине о происхождении мира, заимствованной из древних материалистических учений, в начале бытия существовало лишь «Одно», которое затем распалось и до сих пор распадается на «Множество» различных существ, предметов и явлений, форм и имён, видов и категорий. По мнению конспирологов идеальная цель масонов - уничтожить «Множество», ликвидировать богатство разнообразия, присущее людям, их культурам и традициям; все это - ради восстановления обновлённого «Одного». Поэтому орёл и держит в клюве ленту с латинской надписью-девизом из тринадцати букв: «E Pluribus Unum» («Из Множества - Одно»). Но если эту фразу перевести как «В многообразии единство», то она воспринимается более понятно, как призыв к объединению для построения нового американского общества.

В узком смысле тринадцать - это количество степеней развития энергии и преображения человека. В смысле же более широком тринадцать выступает как символ неполноты мира и его потребности быть предводимым обособленной «вершиной», ибо лишь под этой сверхвластью он якобы обретёт целостность и избежит опасности, которую также символизирует данное число. Над орлом парит Звезда Давида, составленная из тринадцати масонских пятиконечных звёзд и символизировавшая первоначально «примирение противоположностей», примирение «неба» и «земли». Здесь она олицетворяет идеал стирания богатства человеческих различий и соответствующих ценностей.

Цели масонского заговора

По мнению сторонников заговора масонов: «Главной целью масонства является установление Нового Мирового Порядка с единой мировой валютой, со стиранием разницы между народами».

Методы

Сторонники теории масонского заговора утверждают, что влияние масонов проводится через филантропические, миротворческие, правозащитные и иные организации. Наиболее популярным примером является Фонд «Культурная инициатива» Джорджа Сороса, которого сторонники заговора относят к франкмасонам. На Сороса и его Фонд возлагается ответственность за подрыв российской экономики («ваучерная приватизация», обвальное падение рубля 11 октября 1994 года («чёрный вторник»), вызвавшее коллапс российской финансовой системы и разорение многих предприятий, финансовая афера с пирамидой ГКО, приведшая к новому экономическому кризису в России в 1998 году, обману иностранных инвесторов и большому внешнему долгу и т. д.)

См. также

Григорий Климов

Протоколы сионских мудрецов

Жидо-масонский заговор

Теневое правительство

Список масонов

Конспирология

Новый мировой порядок (политика)

Ссылки

А. Г. Дугин: «Конспирология». Глава «Дьявол в фартуке с молоточком и лопаткой»

митр. Антоний Храповицкий. Окружное послание о масонстве

Жидомасонский заговор

«Не тяни сильно за верёвку! Если он вдруг посмотрит под ноги, нам придётся нелегко!» Католическая Франция (34 миллиона) на поводу у еврея и масона (200 тысяч). Карикатура из правого антидрейфусарского журнала «Le pйlerin», 1902 г.

Жидомасонский заговор - теория заговора, в которой тайная коалиция иудаизма и масонства, обычно также и коммунизма (см. Жидобольшевизм, Жидокоммуна), стремится установить всемирное господство и уничтожить традиционный христианский уклад. Идея такого заговора была популярна во Франции времён Третьей республики, дореволюционной России и в русской эмиграции, в гитлеровской Германии, а также в Испании при Франко. Есть у неё немало приверженцев и в наше время, хотя в Европе и Америке после Второй мировой войны она в целом ушла из публичной политики и немаргинальной печати.

Иудаизм стремится к всемирной гегемонии. Схема на антибольшевистской выставке в оккупированном Париже. 1942.

Идея жидомасонского заговора восходит к популярной на рубеже XIX и XX веков антисемитской фальсификации «Протоколы сионских мудрецов» и политической борьбе во Франции вокруг дела Дрейфуса (1894-1906). На объединение представлений о тайных кознях иудеев (восходящих к Средневековью) и связанной с масонством конспирологии (см. Масонский заговор) повлияли такие факторы, как рост и интернационализация капиталов ряда еврейских банкирских и промышленных династий (Ротшильдов и других) в XIX в. и приписываемая значительному числу французских, американских, а затем и российских политиков конца XIX - начала XX в. принадлежность к масонским ложам. В эпоху повышенного интереса к оккультизму получил известность также интерес ряда тайных мистических обществ, таких, как розенкрейцеры, к каббале и еврейской мистике (в то время, как собственно в масонстве восходящая к иудаизму атрибутика присутствовала не более, чем в христианстве). Существенную роль в представлениях о масонстве как о тайном сатанистском заговоре сыграли также относящиеся к 1880-1890-м годам «масонские» розыгрыши Лео Таксиля. Идея о причастности к заговору коммунистов получила большую популярность в начале XX века, чему способствовало еврейское происхождение Карла Маркса и многих лидеров социалистических (в том числе коммунистических) движений во всём мире.

См. также

Сионистское оккупационное правительство