План
Введение
1 Мужская одежда
1.1 Верхняя одежда
1.2 Головные уборы
1.3 Обувь
1.3.1 Галерея
2 Женская одежда
2.1 Верхняя одежда
2.2 Головные уборы
2.3 Обувь
2.3.1 Галерея
Список литературы
Азербайджанский национальный костюм
Введение
Азербайджанский национальный костюм создавался в результате длительных процессов развития материальной и духовной культуры азербайджанского народа, он тесно связан с его историей и отражает её национальную специфику.
В костюме нашли отражение этнографические, исторические, художественные особенности народного творчества, который проявлялся и в создании определенных его форм. Азербайджанское искусство даёт о себе знать и в украшении костюма художественными вышивками, в ткачестве и вязании.
В XVII веке одной из крупных шелководческих областей Ближнего Востока являлась территория современного Азербайджана, а главным районом шелководства был Ширван. Шёлковые ткани производились в Шемахе, Баскале, Гяндже, Шеки, Шуше и др. В этих городах производили удивительные по красоте узоров, изысканные ткани, шелковые женские головные платки и др.
Стиль одежды отражал и семейное положение, а также возраст его обладателя. Так например костюм девушки и замужней женщины заметно отличались. Молодые женщины одевались наиболее ярко и нарядно.
С XX века национальные костюмы в Азербайджане носят в основном только в сельских зонах. Почти все народные танцы исполняются в национальных костюмах.
1. Мужская одежда
Мужской национальный костюм, в основном был единым во всех зонах Азербайджана. В костюме мужчин находила отражение классовая принадлежность его носителя.
2.1. Верхняя одежда
Верхняя национальная одежда мужчины состояла из «уст кейнейи» (рубахи) или чепкена, архалыга, габы, чухи (плечевой одежды).
Архалыг был однобортный или двухбортный. Его шили из шелка, кашемира, атласа, сукна, сатина и других тканей.
Габа – верхняя мужская плечевая одежда, которую шили из тирьмы.
Чуха – верхняя мужская плечевая одежда, которая обычно отрезной в талии, со складками или сборкой. Шили ее из сукна, тирьмы и домотканой ткани.
Кюрк – шуба из овечьего меха внутри, без застежки, с воротником, украшенная вышивками.
2.2. Головные уборы
У мужчин в Азербайджане папаха считалась символом мужества, чести и достоинства, потерять которую считалось большим позором. Как враждебный выпад против хозяина расценивалась кража его папахи. Можно было нанести оскорбление мужчине и всему его роду лишь сбив с его головы его папаху. По папахе и ее форме можно было определить социальное положение ее носителя. Мужчины никогда папаху не снимали (даже во время еды), за исключением омовения (дестемаза) перед намазом. Считалось непристойным появляться в общественных местах без головного убора.
Папахи из бараньего меха или из каракуля (гарапол) считались основным головным убором у мужчин. Существовали их различные формы и локальные наименования. В коллекциях ГМЭ в Санкт-Петербурге, по описанию Э.Торчинской, хранятся 4 типа азербайджанских папах:
Яппа папаг (или «гара папаг» - «чёрная папаха») - была широко распространена в Карабахе и была с матерчатым верхом. Различались они и по цвету - «гызыл папах» (золотая) и «гюмюш папаг» (серебристая).
Мотал папах (или «чобан папахы» - «пастушья папаха») - изготовлялась из длинноворсового овечьего меха, имела форму конуса. Мотал папах в основном носили бедные слои сельского населения.
Щищ папахы (или «бей папахы» - «папаха бека») - изготовлялась конусообразным или остроконечным. По названию материала, из которого их шили, они носили общее название - бухара папах, мех для которых привозили из Бухары. Носили их только представители бекского сословия, а также зажиточные люди. Такие папахи были характерны и для городской знати.
Дагга (тагга) папах - была распространена в Нухинском уезде. Верх её шился из бархата.
Вот как описывает изготовление папахи один из авторов конца XIX в.:
«Сперва шкуре шитьем дается форма папаха, потом выворачивают его и расстилают на его голой стороне вату, или кальку, чтобы сделать папаху мягким. Сверх ваты или кальки кладут лист сахарной бумаги; от этого папах сохраняет приданную ему форму; конечно, сахарный лист обрезывается по форме и величине папаха. Потом сверх сахарного листа, подшивают подкладку из какой-нибудь материи и выворачивают папаху на волосистую сторону. Готовый папах слегка околачивают в течение 4-5 минут палкой, взбрызгивая его водой; держат папах в это время на левой руке, надев на нее. Потом часов на 5-6, папах надевается на болван. Этим и заканчивается изготовление папаха.»
Башлык - состоял из капюшона и длинных закругленных концов, обматывавшихся вокруг шеи. Зимой надевали башлык из сукна и шерсти. В Ширване особо ценились башлыки из верблюжьей шерсти, подкладку которой шили из цветной шелковой материи, т.к. когда ушки башлыка забрасывались за плечи, видна была подкладка. Обычно башлык сопутствовал япынджы.
Арахчын одевали под другие головные уборы (папаха, чалма у женщин). Она была типичным традиционным головным убором азербайджанцев, широко распространенными еще в средние века.
Эммаме - (вид чалмы) бытовал среди духовных лиц (мулла, сеид, шейх и др.).
2.3. Обувь
В Азербайджане широко были распространены шерстяные носки - «джораб». Городские жители носили кожаные туфли с загнутыми носками без задников. У аристократов были распространены сапоги. Среди сельских жителей бытовали кожаные или сыромятные туфли чарыги - «чарых».
Галерея
Azerbaijani national costume 1.jpg
Чепкен. Азербайджанский верхний мужской костюм. XIX век
Azerbaijani national costume 3.jpg
Азербайджанский верхний мужской костюм. Шемаха. XIX век
Azerbaijani national costume 2.jpg
Детский азербайджанский национальный костюм. Шеки. XIX век
2. Женская одежда
Женский национальный костюм азербайджанцев состоит из нижней и верхней одежды. Он включает в себя мешкообразное покрывало - «чадру» и лицевую занавеску - «рубенд», которые женщины надевали при выходе из дома. Верхняя одежда шилась из ярких цветных тканей, качество которых зависело от достатка семьи. В одежду входило также множество различных ювелирных украшений. Были популярны золотые и серебряные бусы, пуговицы, стилизованные под крупные зерна ячменя, низки монет, ажурные подвески, цепочки и т.п. Молодые в отличие от пожилых носили более светлую одежду с яркими цветами.
2.1. Верхняя одежда
Она состояла из рубахи с расширяющимися от локтя рукавами, широких шаровар до щиколотки и расклешенной юбки такой же длины. Одевали женщины также облегающюю спину и грудь короткую кофту с длинными рукавами («архалыг», «кюляджа»), имела широкий вырез спереди. В талии она плотно стягивалась, а ниже расходилась сборками. Стёганная безрукавка носилась в холодное время. Верхняя плечевая одежда была длиннее рубахи. Рубаха женщин Казахского уезда была длинной с разрезами по бокам.
Женщины Карабаха носили прилегающий к талии «чепкен» («чафкен») с длинными ложными рукавами.
Бытовали широкие юбки, а также узкие и широкие штаны. Короткие, до колена, юбки носили в Нахичевани. В Шуше, в Шемахе, а также в других районах юбки были длинные.
Длинные кюляджи носили богатые женщины Нахичевани и Гянджи.
2.2. Головные уборы
Он состоял из накожников в виде мешка или шапочек разной формы. Поверх них надевали несколько платков. В «чутгу» - специальный накосный мешок женщины прятали свои волосы. Голова покрывалась невысокой цилиндрической шапочкой. Чаще она была из бархата. Поверх неё и повязывали чалму и несколько платков.
2.3. Обувь
На ногах носились чулки - «джораб». Туфли были такие же как и мужчин - без задников.
Галерея
Азербайджанка из города Шуша. Фотограф Константин Занис. 1898 год
Молодая азербайджанка из Шемахи. 1883 год
Азербайджанка из Баку. 1883 год
Бакинские азербайджанки в нарядных костюмах. Фотограф Луарсабов. 1881 год
Примечания
Источник: ru./wiki/Азербайджанский_национальный_костюм
Другие работы по теме:
Султан Магомедов
Народным певцом, народным соловьем называли в Чечне Султана Магомедова. Начиная с 1957 года, его голос не переставал звучать, радуя и вдохновляя людей. Оригинальный, чарующий голос Султана Магомедова невозможно забыть, услышав хотя бы раз. «Вдали от Родины», «Прекрасное утро Кавказа», «По горным дорогам», «Песня пастуха» — эти и другие песни в исполнении С.
Народная одежда - произведение искусства
Народная одежда - яркое и самобытное явление в истории его народа. Оно развивалось и совершенствовалось в течение столетий. История украинской одежды связана с традициями Киевской Руси. Костюм украинской крестьянки состоял из вышитой рубашки, юбки, которая представляла собой два несшитых полотнища клетчатой или орнаментированной ткани.
Новый наряд короля
Автор: Андерсен Ханс Кристиан. В королевство короля-модника прибыли двое обманщиков. Они обещали выткать чудную ткань, невидимую для глупцов и тех, кто не на своем месте сидит. Получая от короля материалы, деньги и почести, они не только «соткали» ткань, но и «сшили» костюм — хотя никакого костюма не было, высланные на проверку чиновники, да и сам король, не хотели признаваться, что ничего не видят.
Костюм скифов
В скифских курганах Поднепровья и Крыма обнаружены ценнейшие предметы материальной культуры, позволяющие представить внешний облик и форму костюма этих древних племен.
Водолаз
Популярное описание водолазного снаряжения.
Национальный институт стандартов и технологий США
Введение 1 Разработанные стандарты 2 Конкурс SHA-3 Введение Национальный Институт стандартов и технологий (США) — (англ. The National Institute of Standards and Technology (NIST)) подразделение Управления по технологиям США, одного из агентств Департамента торговли США.
Мусабеков, Газанфар Махмуд оглы
Введение 1 Биография 1.1 Ранние годы 1.2 Деятельность в Азербайджане 2 Награды Список литературы Введение Газанфа́р Махму́д оглы́ Мусабе́ков (азерб. Qəzənfər Mahmud oğlu Musabəyov, 14 (26) июля 1888(18880726) — 9 февраля 1938) — советский и азербайджанский политический деятель и революционер, Председатель СНК Азербайджанской ССР (1922-1930), Председатель СНК ЗСФСР (1932-1936).
Гаджи Челеби
Введение 1 Биография 2 Правление Челеби Список литературы Введение Гаджи Челеби Шекинский (? — 1755) — азербайджанский полководец и политический деятель, основал самостоятельное Шекинское ханство[1], выведя его из под контроля Надир-шаха.
Эфендиев, Султан Меджид
Введение 1 Биография 2 Сочинения Список литературы Введение Султан Меджид Меджид оглы Эфендиев (азерб. Sultan Məcid Məcid oğlu Əfəndiyev: 26 мая 1887, Шемаха, Азербайджан — 21 апреля 1938) — советский и азербайджанский государственный и партийный деятель.
Бадалбейли, Ахмед-бек Башир оглы
Введение 1 Биография 2 Творчество 3 Генеалогия Список литературы Введение Ахмедбек Башир оглы Бадалбейли (азерб. Əhmədbəy Bəşir oğlu Bədəlbəyli) (псевдоним: Ахмед Агдамский (азерб. Əhməd Ağdamski) — азербайджанский оперный певец (лирический тенор), актёр театра и кино.
Багирзаде, Бахрам Ариф оглы
Введение 1 Биография 2 Творчество 3 Уход из КВН 4 Достижения 5 Фильмография Список литературы Введение Бахрам Ариф оглы Багирзаде (азерб. Bəhram Arif oğlu Bağırzadə; (4 сентября 1972, Баку) — азербайджанский комедийный актёр, режиссёр, ведущий, знаменитый участник легендарной команды КВН «Парни из Баку».
Алекперов, Алескер Гаджи Ага оглы
Введение 1 Биография 2 Память 3 Фильмография Список литературы Введение Алескер Гаджи Ага оглы Алекпе́ров (азерб. Ələsgər Hacıağa oğlu Ələkbərov; 15 ноября, (по другим источникам - 25 марта) 1910, Баку — 31 января 1963, Баку, Азербайджанская ССР) — азербайджанский советский актёр, народный артист СССР (1961), народный артист Азербайджанской ССР.
Гейбл тюдоровский чепец
Гейбл (от англ. gable — двускатная крыша дома) — английский женский головной убор первой трети XVI века. Английский женский костюм в начале XVI века по основным своим соотношениям и силуэту был сходен с фламандским, французским и т. д., но имел свои специфические особенности, придававшие ему национальный колорит.
Азизбеков, Мешади Азим-бек оглы
Введение 1 Биография 2 Семья 3 Память Список литературы Введение Мешади Азим-бек оглы Азизбе́ков (азерб. Məşədi Əzim bəy oğlu Əzizbəyov; 6 (18) января 1876, Баку — 20 сентября 1918, 207-я верста Закаспийской железной дороги, между станциями Перевал и Ахча-Куйма (ныне Туркменистан)) — деятель революционного движения в Азербайджане, один из первых азербайджанцев-марксистов; Губернский комиссар и заместитель комиссара по внутренним делам Бакинского СНК (1918).
Азербайджанский легион
Введение 1 Формирование 2 О легионе 3 Батальоны азербайджанского легиона Список литературы Азербайджанский легион Введение Азербайджанский Легион (азерб. Azərbaycan Legionu, нем. Der Aserbaidschanische Legion) — соединение, состоящее из бывших советских военнопленных азербайджанцев, одна из единиц вермахта.
Тингветлир
располагается: Исландия Место собраний Тингветлир (исл. Юingvellir) — долина в юго-западной части Исландии, вблизи полуострова Рейкъянес, а также одноимённый национальный парк, внесённый в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Джавад-хан
Введение 1 Биография 1.1 Правление 1.2 Конец правления 2 Потомство 3 Память Список литературы Введение Джавад хан (Джавад хан ибн Шахверди хан Зиядоглу Каджар, азерб. Cavad xan Şahverdi xan oğlu Ziyadoğlu Qacar); 1748, Гянджа — 1803, близ Гянджи) — азербайджанский полководец и политический деятель из династии Каджары, последний хан Гянджинского ханства.
Полиэстеровый костюм
(англ. Leisure suit; костюм для досуга, выходной костюм) — это модный в 1970-е годы покрой костюма, состоящий из похожего на сорочку пиджака и аналогичных брюк[1], часто белого цвета. Материал костюма обычно представлял собой двухфонтурный полиэстер, но не всякая одежда, сделанная из полиэстера, может быть названа «полиэстеровым костюмом».
Агаев, Алиага Исмаил оглы
Введение 1 Биография 2 Роли в театре 3 Роли в кино Введение Алиага Исмаил оглы Агаев (азерб. Əliağa İsmayıl oğlu Ağayev; 9 марта 1913(19130309) — 3 ноября 1983) — азербайджанский советский актёр, Заслуженный артист Азербайджанской ССР (1945), народный артист Азербайджанской ССР (1954).
Алиев, Мирза Ага Али оглы
Введение 1 Биография 2 Творчество 2.1 Роли в театре 2.2 Фильмография 3 Признание и награды Список литературы Введение Мирза Ага Али оглы Али́ев (азерб. Mirzəağa Əli oğlu Əliyev; 1883 — 1954), азербайджанский советский актёр театра и кино.
Белорусский национальный костюм
План Введение 1 История костюма 2 Локальные разновидности 3 Мужской костюм 3.1 Повседневная одежда 3.2 Верхняя одежда 3.3 Головные уборы 3.4 Обувь 4 Женский костюм
Национальный дух
Национальный дух (также народный дух , нем. Volksgeist) — ключевое понятие философии истории времён романтического национализма. Примерно в XVII веке в практической дипломатии возникло обыкновение замечать и сравнивать друг с другом национальные характеры. Позже оно привело к появлению самого термина «национальный дух» (l’esprit des nations) у Боссюэ и французских просветителей, особенно у Вольтера и Монтескьё.
Смокинг
Смо́кинг — вечерний чёрный пиджак с открытой грудью и длинными, обшитыми шёлком лацканами. К смокингу полагаются тугая крахмальная манишка, стоячий воротничок с загнутыми углами, чёрный галстук-бабочка, туфли из тонкой кожи, но не лакированные, чёрный жилет или пояс-кушак камербанд (cummerbund).
Война в Южном Таиланде
Война в Южном Таиланде Противники Таиланд Филиппины Новая Зеландия Mujahideen Pattani Movement (BNP) Объединенная Организация Освобождения Патани (PULO)
Стиль одежды
План Введение 1 Классификация стилей одежды по критериям 1.1 возраст 1.2 пол 1.3 профессия 1.4 социальный статус 1.5 принадлежность к субкультуре 1.6 личный вкус человека
Бакиханов
Бакиха́нов — современное (с момента вхождения Бакинского ханства в состав Российской империи) название фамилии потомков династии Бакинских ханов. Основатель династии — Даргах-Кули-бек.
Бабаев, Мирза Абдулджаббар оглы
План Введение 1 Биография 2 Признание и награды 3 Фильмография Список литературы Введение Мирза́ Абдулджабба́р оглы́ Баба́ев (азерб. Mirzə Əbdьlcabbar oğlu Babayev; 16 июля 1913 — 14 января 2003) — азербайджанский советский киноактёр и певец, Заслуженный артист Азербайджанской ССР (1956), Народный артист Азербайджана (1992).
Балаев, Расим Ахмед оглы
Расим Ахмед оглы Балаев (Расим Ахмедович Балаев, азерб. Rasim Əhməd oğlu Balayev; род. 8 августа 1948(19480808)) — советский и азербайджанский актёр, народный артист Азербайджанской ССР (1982).
Ахундов, Рухулла Али оглы
Рухулла Али оглы Ахундов (азерб. Ruhulla Əli oğlu Axundov; 1 (13) января 1897, село Шувеляны Бакинского уезда — 21 апреля 1938) — азербайджанский революционер, советский партийный и государственный деятель, публицист, учёный. Член Коммунистической партии с 1919 года.
Бадалбейли, Бадал-бек Башир оглы
Бадал-бек Башир оглы Бадалбейли (азерб. Bədəl bəy Bəşir bəy oğlu Bedəlbəyli; 1875 — 12 сентября 1932) — азербайджанский общественный деятель просвещения, педагог, актёр театра. Брат актёра театра и кино Ахмедбека Агдамского, двоюродный брат Узеира Гаджибекова.
Макино национальный парк
Макино (национальный парк) располагается: США Национальный парк Макино (англ. Mackinac National Park) — бывший национальный парк США, существовавший с 1875 по 1895 год на острове Макино (англ. Mackinac) на севере штата Мичиган. Это был второй по времени создания национальный парк США после Йеллоустоунского.
Кумыки
Кумыки, къумукъ (самоназв.), народ в Российской Федерации - 277,2 тыс. чел., из них в Дагестане - 231,8 тыс., в Чечне - 9,9 тыс., в Северной Осетии - 9,5 тыс. чел. Общая численность - 282,2 тыс. чел.
Культура Азербайджана
Система образования и наука. Литература и искусство. Киноискусство. Театральное искусство.
Сабир Мирза
Сабир Мирза Алекпер Таир-Задэ (1862—1911) — азербайджанский тюркский поэт. Р. в гор. Шемахе (Аз. ССР), в семье мелкого лавочника. Учился в медресе, а затем в школе тюркского азербайджанского поэта Сейд Азима Ширвани.