Введение
1 Основные положения Соглашения
2 История вопроса
3 Статус
4 Экономический аспект соглашения
5 Критика
5.1 Правомерность
5.2 Экономические потери СССР и России
6 Внешние ссылки
Список литературы
Введение
Соглашение между СССР и США о линии разграничения морских пространств или USA/USSR Maritime Boundary Agreement [1] ( используются также наименования Соглашении о Линии Шеварднадзе-Бейкера или англ. Baker-Shevardnadze line agreement ) — соглашение между СССР и США о разграничении экономических зон и континентального шельфа в Чукотском и Беринговом морях, а также территориальных вод на небольшом участке в Беринговом проливе между островами Ратманова (Россия) и Крузенштерна (США). При подписании Соглашения была достигнута и подтверждена нотами договоренность о временном его применении с 15 июня 1990 года (что предусмотрено статьей 25 Венской Конвенции о праве международных договоров 1969 года).
Соглашение было подписано 1 июня 1990 года в Вашингтоне министром иностранных дел СССР Эдуардом Шеварднадзе и госсекретарем США Джеймсом Бейкером.
1. Основные положения Соглашения
За основу разграничения взята линия, определенная русско-американской конвенцией 1867 года в связи с уступкой Россией Аляски и Алеутских островов Соединенным Штатам.
По условиям соглашения в Беринговом море к США отошли:
часть исключительной экономической зоны СССР площадью 23,7 тыс. квадратных километров, фактически переданная Советским Союзом Соединенным Штатам в 1977 году;
часть исключительной экономической зоны СССР площадью 7,7 тыс. квадратных километров;
участок континентального шельфа площадью 46,3 тыс. квадратных километров в открытой центральной части Берингова моря, находящийся за пределами 200 морских миль от исходных линий.
При этом участок континентального шельфа, отошедший в этой части Берингова моря к Российской Федерации, составил всего 4,6 тыс. квадратных километров, что на 74 000 кв. км шельфа меньше, чем полагается при традиционном в таких случаях разграничении по срединной линии. [2]
В отдельных местах исключительная экономическая зона США за счет неоправданно отданной площади исключительной экономической зоны СССР превысила расстояние в 200 морских миль от исходных линий, что противоречит статье 57 Конвенции ООН по морскому праву 1982 года.
2. История вопроса
В Конвенции о продаже Аляски, подписаннной в 1867 году Александром II, не было никаких положений о делении морских пространств.
В 1976 году возникла необходимость в «размежевании», когда прибрежные государства стали вводить 200-мильные рыболовные, а затем исключительные экономические зоны. В то же время в Беринговом и Чукотском морях 200-мильные зоны перекрывали друг друга на протяжении 1500 морских миль.
Минрыбхоз СССР предлагал, с учетом интересов рыбаков, договориться с американцами и установить в Беринговом море срединную линию для разграничения накладывающихся участков. А в Чукотском море и Северном Ледовитом океане взять за основу линию Конвенции от 1867 года. Все эти предложения не противоречили нормам международного права. Американцы же настаивали на применении по всей акватории линии Конвенции 1867 года и не соглашались проводить разграничение по срединной линии.[3]
3. Статус
Соглашение было ратифицировано Конгрессом США 18 сентября 1990 г. Однако, до настоящего времени Соглашение не ратифицировано российским парламентом и применяется на временной основе после обмена нотами между МИД СССР и Государственным департаментом США.
В 1999 году в спор вмешался штат Аляска. В своей резолюции HJR–27 парламент штата взял под сомнение законность границ между США и Россией, так как 1 июня 1990 года госсекретарь США Джеймс Бейкер подписал соглашение «О морских границах» без участия представителей Аляски в переговорах и без согласия штата с условиями соглашения.
Парламент Аляски считает, что «поскольку департамент США в настоящее время ведет переговоры с российским правительством по пересмотру морских границ с целью изъятия у американской стороны дополнительных 40 000 квадратных миль океана и морского дна, которые могут давать 300 миллонов фунтов улова без какого бы то ни было qui pro quo для США..., предлагаемый договор должен быть аннулирован, и новые переговоры должны быть проведены с участием штата Аляска, а условия нового соглашения, относящиеся к территории, суверенитету или собственности штата Аляска, должны приниматься только с согласия этого штата». Не согласна Аляска и с «передачей под российскую юрисдикцию островов Врангеля, Геральда, Беннета, Генриетты, Медного, Сивуча и Калана», хотя эти острова никогда и не были под юрисдикцией США.[4]
4. Экономический аспект соглашения
Эксперты отмечают, что с самого начала переговоров, которые начались в 1977 году, одним из главных вопросов при разграничении был вопрос о нефти. По данным американской стороны, спорные районы богаты не только рыбными ресурсами, но и нефтью и газом. Об этом свидетельствует и распродажа правительством США участков в спорных районах американским компаниям, которая началась в 1982 году — задолго до подписания соглашения. Ресурсы проданных с тех пор участков, по данным американских экспертов, составляют около 200 млн тонн нефти и 200 млрд кубометров газа.[2]
5. Критика
Соглашение часто подвергается критике в России, как с точки зрения правомерности, так и по вопросам несоответствия интересам государства.
Шеварднадзе в Беринговом море отдал 34 тысячи квадратных миль нефтеносного района единоличным решением, а потом провёл его через Политбюро. Кстати, у Шеварднадзе была такая манера: принимать решения, ни с кем не считаясь, а затем оформлять это через Горбачёва. Это, в первую очередь, касалось вопросов разоружения. А если учесть, что у него были и остаются как личные, так и деловые отношения с Бейкером, то это многое объясняет в истории с Беринговым морем.
— Леонид Шебаршин в журнале "Экономические стратегии" № 6 за 2000 год [1]
5.1. Правомерность
Вопрос о правомерности соглашения Шеварднадзе-Бейкера поднимался в России много раз, при этом его инициаторы не приводят никаких весомых оснований и не находят поддержки у компетентных органов государственной власти:
Н. И. Рыжков, занимавший должность председателя Совета Министров СССР в тот период, утверждал, что ни Политбюро, ни Совет Министров СССР его не рассматривали, и он, глава правительства, никогда не подписывал подобных документов (при этом, г-н Рыжков забыл добавить, что проект Соглашения был одобрен Постановлением Совета Министров СССР от 30 мая 1990 года № 532 «О разграничении морских пространств с США», конечно, возможно он и его не подписывал, и следует отметить, что подобные международные соглашения, как правило, входят именно в компетенцию министра иностранных дел).
В 1996 году в Госдуме состоялись парламентские слушания по вопросу разграничения морских пространств между Россией и США. Никаких решений по результатам не принято.
4 сентября 2002 г. член Совета Федерации А. В. Назаров (председатель Комитета Совета Федерации по делам Севера и малочисленных народов) направил в Генпрокуратуру РФ запрос, в котором просит оценить правомочность действий Эдуарда Шеварднадзе при подписании 12 лет назад договора с США о морской границе.
5 ноября 2007 г. директор Департамента Северной Америки МИД РФ И. С. Неверов заявил:
5.2. Экономические потери СССР и России
В 2002 году Счетная палата РФ в соответствии с планом работы и в связи с обращением членов Совета Федерации провела проверку воздействия Соглашения на рыбопромысловую отрасль России. Согласно отчету палаты: «За период действия советско-американского Соглашения о линии разграничения в Беринговом море (1991—2002 года) потери России составили 1,6–1,9 млн тонн рыбы, что эквивалентно 1,8–2,2 млрд долларов США».
6. Внешние ссылки
Отчёт Счетной палаты о результатах проверки воздействия Соглашения между СССР и США о линии разграничения морских пространств, на рыбопромысловую отрасль России
Список литературы:
1990 USSR/USA Maritime Boundary Agreement
Кусок Берингова моря разделил судьбу Аляски
Россия продолжает терять акваторию
Журнал "Отечественные записки, 2002, №6, Приграничные конфликты и споры
Источник: ru./wiki/Соглашение_между_СССР_и_США_о_линии_разграничения_морских_пространств
Другие работы по теме:
Международные налоговые соглашения
правовая основа международных налоговых отношений. Эти соглашения заключаются в целях избежания двойного налогообложения доходов и капитала юри- дич. и физич. лиц, а также отд. видов предпринима тельской деятельности. Как правило, соглашения об избежании двойного на логообложения заключаются на двусторонней основе.
Сервисная деятельность в морских круизах
Graphics Презентация Тема: Сервисная деятельность в морских круизах Graphics Ценовая политика Включено в стоимость: Круиз с проживанием в каюте выбранной категории, портовые сборы, многоразовое питание на лайнере - по системе "все включено", все развлекательные и спортивные программы, детские программы, пользование бассейном, тренажерным залом, библиотекой, кинотеатры, дискотека, шоу программы и многое другое.
Остойчивость судна
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН КАСПИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ ТЕХНОЛОГИЙ И ИНЖИНИРИНГА ИМ. Ш. ЕСЕНОВА Институт Морских Технологий
Разрядка международной напряжённости
Введение 1 Политические предпосылки разрядки 1.1 Европа 1.2 США 1.3 Восток 2 От договоров 1972 года до Хельсинкских соглашений 1975 3 Культурное и экономическое сотрудничество
Морские истории
Целая галерея замечательных образов проходит перед нами в «Морских историях» — сборнике рассказов Б. С. Житкова. Писатель показывает своих героев в решающую минуту — в минуту, требующую напряжения всех человеческих сил. Они идут на подвиг, рискуя собой, обретая второе дыхание, совершая невозможное.
Контингентные беженцы
(нем. Kontingentflьchtlinge]) — преимущественно евреи и члены их семей, которые согласно решению конференции МВД ФРГ от 9.01.1991 по закону «О контингентных беженцах» (принятому для вьетнамских беженцев ещё в середине 1970-х гг.) переселились из стран бывшего СССР в Германию, где их в группах (контингентах) равномерно распределяли по территории страны (предварительное расселение).
Утрехтское соглашение 1474
Утрехтское соглашение (англ. Treaty of Utrecht) — подписано в 1474 году после Англо-ганзейской войны между Англией и Ганзейским союзом. Каперская морская война началась в 1470 году и проходила в Северном море и Английском канале. Война велась главным образом городами Данциг и Любек, и была войной против увеличивающегося давления со стороны Англии на торговлю ганзейских городов южного побережья Балтийского моря.
Апельсиновая сделка
— название соглашения № 593 «О продаже правительством Союза Советских Социалистических Республик имущества, принадлежащего СССР, правительству государства Израиль» от 17 октября 1964 года.[1] Соглашение было подписано в Иерусалиме министром Иностранных дел Голдой Меир и министром финансов П.
Китаев, Владимир Сергеевич
Введение 1 Биография 2 Награды 3 Дипломатический ранг Список литературы Введение Владимир Сергеевич Китаев (род. 4 мая 1931 года, Москва, РСФСР, СССР) — российский дипломат, политик, государственный деятель, африканист, востоковед, в 1989—1992 гг. посол СССР и России в Кении.
Грацское соглашение
Гра́цское соглаше́ние — соглашение о прекращении огня между президентом Республики Сербской Радованом Караджичем и президентом Хорватской республики Герцег-Босна Мате Бобаном, заключённое 6 мая 1992 года в австрийском городе Граце. Целью соглашения являлось прекращение конфликта между сербскими и хорватскими силами, дабы сосредоточиться на взятии территорий, контролируемых боснийцами.[1] На тот момент под контролем сербов находилось около 70 % территории сегодняшней Боснии и Герцеговины.
Архангельск-Астрахань линия
Архангельск—Астрахань (нем. AA-Linie) — предполагаемая восточная граница Третьего Рейха, которая должна бы установиться в случае победы вермахта над Красной Армией. К востоку от этой линии должны были находится территории ослабленного СССР[1], куда предполагалось выселить «излишки» советских граждан с оккупированных территорий.
Ядерное соглашение между Индией и США
— так обычно называют двустороннее соглашение по ядерной кооперации между США и Республикой Индия. Основой этого соглашения послужило Совместное заявление премьер-министра Индии Манмохан Сингха и президента США Джорджа Буша которое гласило, что Индия согласна разделить свои военные и гражданские ядерные объекты и поместить гражданские ядерные объекты под гарантии МАГАТЭ в обмен на согласие Соединённых Штатов развернуть полномасштабную гражданскую ядерную кооперацию с Индией.[1]
Южноамериканский морской котик
Научная классификация Латинское название Arctocephalus australis Zimmermann, 1783 Ареал Систематика на Викивидах Изображения на Викискладе Южноамериканский морской котик
Англо-русское соглашение 1907
года Петербургское соглашение 1907 года — разграничивало сферы влияния России и Британской империи в Азии, положило конец «Большой игре» в Азии и завершило складывание тройственной Антанты. Было подписано в Санкт-Петербурге 18 (31) августа 1907 года министром иностранных дел А. П. Извольским и британским послом Артуром Николсоном.
Парижское мирное соглашение 1973
Введение 1 План Введение 2 Выполнение Список литературы Введение Парижское соглашение о прекращении войны и восстановлении мира во Вьетнаме — дипломатическое соглашение, подписанное в Париже 27 января 1973 года по итогам 4-летних переговоров сторон, участвовавших во Вьетнамской войне.
Хабаровский протокол
1929 — соглашение между СССР и Китаем о ликвидации конфликта на КВЖД, подписанное 22 декабря 1929 года. 10 июля 1929 года китайские войска захватили КВЖД, арестовав свыше 200 советских служащих дороги, 35 из которых депортировали в СССР, что привело к резкому ухудшению отношений между двумя странами. 17 июля 1929 года правительство СССР объявило о разрыве дипломатических отношений с Китаем, в ноябре 1929 года Особая Краснознамённая Дальневосточная армия провела стремительную операцию по освобождению КВЖД. 22 декабря 1929 года в Хабаровске уполномоченный Китайской республики Цай Юаньшэнь и уполномоченный СССР, агент НКИД Симановский поставили подписи под Хабаровским протоколом, согласно которому на КВЖД было восстановлено статус-кво в соответствии с Пекинским и Мукденским договорами.
Испано-португальская война 1735 1737
годов — военный конфликт XVIII века в Южной Америке, возникший по поводу разграничения колониальных владений Испании и Португалии. Причины Пока Испания была отвлечена военными действиями в Италии во время войны за Польское наследство возобновились испано-португальские столкновения из-за малонаселенных провинций на границе Колониальной Бразилии и испанского губернаторства Рио-де-ла-Плата.
Итоги Великой Отечественной Войны
СССР спас человечество от фашизма СССР отстоял свою независимость, идеологию СССР продемонстрировал некоторые преимущества социалистической системы
Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР
— нормативный документ, принимаемый совместно Центральным комитетом Коммунистической партии Советского Союза — высшим партийным органом в период между съездами КПСС, и Советом Министров СССР — высшим исполнительным и распорядительным органом государственной власти в СССР[1]. Данные постановления определяли различные стороны деятельности общества в СССР и являлись обязательными для исполнения всеми организациями и предприятиями.
Бангкокские соглашения
Англо-сиамское соглашение 1909 года Бангкокское соглашение 1909 года — соглашение между Великобританией и Таиландом, подписанное 10 марта 1909 года в Бангкоке.[1]
Капский морской котик
Введение 1 Описание 2 Распространение 3 Развитие численности Список литературы Введение Капский морской котик, или южноафриканский морской котик[1] (лат. Arctocephalus pusillus) — вид морских котиков из семейства ушастых тюленей. Его название несколько неточно, так как он обитает не только на побережье Южной Африки, но и в Австралии.
Варшавское соглашение
Варшавское соглашение , также Варшавское свидание — так называемая конференция или просто встреча императора Александра II со своими «новыми» союзниками, произошедшая в октябре 1860 года в Варшаве, сразу же, после известной Охоты в Беловежской Пуще (6 и 7 октября 1860 года).
Вашингтонская конференция 1921 1922
План Введение 1 Основные договоры 1.1 Вашингтонская конференция в произведениях искусства Список литературы Введение Вашингтонская конференция 1921—1922 — международная конференция об ограничении морских вооружений и проблемах Дальнего Востока и бассейна Тихого океана. Проходила с 12 ноября 1921 года по 6 февраля 1922 года в конгресс-холле Constitution Hall, в Вашингтоне.
Переговоры об ограничении стратегических вооружений
План Введение 1 ОСВ-I 2 ОСВ-II 3 Историческое значение Введение Переговоры об ограничении стратегических вооружений (ОСВ) — серия двусторонних переговоров между СССР и США по вопросу о контроле вооружений. Было проведено два раунда переговоров и подписано два договора: ОСВ-I (1972) и ОСВ-II (1979).
Рейхштадтское соглашение
Рейхштадтское соглашение — секретное соглашение между Россией и Австро-Венгрией по балканскому вопросу, заключенное 26 июня (8 июля) 1876 года при встрече императора Александра II и министра иностранных дел князя А. М. Горчакова с австрийским императором Францем Иосифом и министром иностранных дел Д.
Компромисс дворян
Компромисс дворян [1], также Соглашение дворян (нидерл. Eedverbond der Edelen, фр. Compromis des Nobles) — договор между нидерландскими дворянами, составленный в 1566 г. и направленный против испанцев, управлявших Нидерландами, против королевских эдиктов и инквизиции, как папской, так и епископальной.
Руководитель военно-морскими операциями
Введение 1 Список руководителей военно-морскими операциями 2 Структура Оперативного штаба ВМС Список литературы Введение CNO это Главнокомандующий Военно-морскими силами США(англ. Chief of Naval Operations, CNO) — высшая офицерская должность в военно-морских силах США и член Объединённого комитета начальников штабов.
Соглашение Цветковича Мачека
План Введение 1 Основные пункты соглашения 2 Последствия соглашения Введение Соглашение Цветковича — Мачека от 26 августа 1939 года — соглашение о предоставлении автономии Хорватии, заключенное между премьер-министром Королевства Югославия Драгишей Цветковичем и председателем Хорватской крестьянской партии Владко Мачеком.
Авёричкин Фёдор Степанович
Биография На флоте с 1911, окончил классы унтер-офицеров учебно-минного отряда БФ (1913), участник Первой мировой войны. В 1915 привлекался к суду за революционную работу в Кронштадте. После Февральской революции стал членом Гельсингфорского совета депутатов армии, флота и рабочих от посыльного судна «Кречет».
Гадолиний
Гадолиний (от имени Ю. Гадолина; лат. Gadolinium) относится к редкоземельным элементам (входит в иттриевую подгруппу лантаноидов).
Александров Павел Сергеевич
Начав научную работу в области теории множеств и теории функций действительного переменного, Александров получил ряд замечательных результатов (теорему о мощности борелевых множеств).