Введение
1 Биография и творчество
2 Произведения
3 Публикации на русском языке
4 Библиография
Введение
Каспар Давид Фридрих (нем. Caspar David Friedrich, 5 сентября 1774, Грейфсвальд — 7 мая 1840, Дрезден) — немецкий художник, один из крупнейших представителей романтического направления в живописи Германии (наряду с Филиппом Отто Рунге).
1. Биография и творчество
Каспар Давид Фридрих родился 5 сентября 1774 г. в Грейфсвальде (Передняя Померания) в семье мыловара. В молодости лишился большинства родственников — в 1781 г. умерла мать художника, затем скончались его две сестры и брат.
В 1790 г. получил первые уроки рисования. С 1794 по 1798 г. Фридрих учился изобразительному искусству в Академии художеств в Копенгагене.
В 1794—1798 учился в копенгагенской Академии художеств. После возвращения из Дании путешествовал по различным городам Германии, пока не обосновался в Дрездене. Сблизился с кружком романтиков, включавшим Л.Тика, Новалиса, Г.фон Клейста, а также Ф. О. Рунге; в 1810 познакомился с И. В. Гёте, а в 1821 — с В. А. Жуковским; был дружен и с натурфилософом и художником К. Г. Карусом. Находился в близких отношения с норвежским художником Юханом Далем, оказал большое влияние на его творчество. В поисках мотивов с 1801 неоднократно приезжал на о. Рюген в Балтийском море; любил путешествовать по Саксонской Швейцарии и Гарцу; часто бывал в родном Грайфсвальде. До 1807 работал исключительно в технике рисунка (преимущественно штифтом или сепией), затем обратился и к масляной живописи. В 1810 г. к живописцу пришёл публичный успех.
Уже в ранних картинах (Гуннская гробница в снегу, 1807; Теченский алтарь, или Крест в горах, 1808; обе работы — Картинная галерея «Новые мастера», Дрезден; Монах у моря, 1808—1810, Национальная галерея; Аббатство в дубовом лесу, 1809—1810, Шарлоттенбург; Утро в Исполиновых горах (Ризенгебирге), 1810—1811, Национальная галерея; все три картины — Берлин) определилась задумчивая, по-своему мистическая атмосфера его искусства. Зрителю, «заместителем» которого часто выступают фигуры, отрешенно созерцающие пейзажные дали, предстоит в живописи Фридриха загадочно-молчаливая природа и символы сверхреального бытия, явленные в виде достаточно натурных, но в то же время подчеркнуто-знаковых деталей (морской горизонт, горная вершина, корабль, дальний город, путевое распятие или просто крест, кладбище). История — и древнеязыческая, и средневековая — проступает в виде меланхолических мотивов (гуннские гробницы, руины храмов и монастырей), подчеркивающих скорее трагические разрывы, нежели связь времен. Сила красок, достаточно звучных, умеряется туманами и закатной либо рассветной дымкой.
Каспар Давид Фридрих представлял собой художника-пейзажиста романтического направления. По его словам, его пейзажи
« … не были точными изображениями воздуха, воды, скал и деревьев….но отражением души и эмоционального наполнения этих объектов».
Для Фридриха природа была носителем глубоких религиозных переживаний и часто приобретала символическое значение.Он использовал пейзаж как средство отобразить свои глубокие эмоциональные переживания, которые напоминали манеру письма его предшественника и земляка Альтдорфера, жившего тремя веками ранее.
В своём программном произведении «Четыре возраста жизни» (The Stages of Life) изображены человеческие фигуры четырёх возрастов на пустынном арктическом берегу и такое же количество судов, подходящих к берегу, но находящихся на разном расстоянии. Тем самым мастер сумел убедительно представить на полотне неумолимый ход времени. А сама сцена на фоне заката вызывает острое чувство меланхолической ностальгии.
Другая из наиболее популярных его картин, наиболее известная как «Крушение надежды» создаёт острое ощущение отчаяния и безнадёжности.
Своими произведениями художник показал себя предшественником пре-рафаелитов конца 40-х лет ХХ века. [1]
Среди других известных картин мастера — Могила Гуттена (1815, Государственное художественное собрание, Веймар), На паруснике (1818, Эрмитаж, Ленинград), Странник над облаками (1818, Кунстхалле, Гамбург), Двое созерцающих луну (1819—1820, Картинная галерея «Новые мастера», Дрезден), Восход луны над морем, Женщина у окна" (обе работы — 1822, Национальная галерея, Берлин), Замерзшее море (1823, Кунстхалле, Гамбург). Ряд произведений содержит поэтические аллегории борьбы против наполеоновского нашествия (таков Французский стрелок в еловом лесу, 1812, частное собрание, Германия; — с заблудившейся в зимнем лесу одинокой фигуркой). С годами мастер все чаще повторял полюбившиеся мотивы, натурные же созерцания порой сменялись у него образами-видениями с ангелами и храмами, парящими в небе. Иные же из картин, напротив, сближались с идиллически-бытописательской поэтикой бидермейера (Отдых в день нового урожая, 1823, не сохранилась).
С 1824 был профессором дрезденской Академии художеств. Оставил афоризмы и наблюдения об искусстве, подчеркивающие необходимость сочетания верности натуре («душе природы») с внутренней духовной интуицией, которую считал «божественным глаголом» в сердце.
В 1835 г. художника разбил паралич, и с тех пор он больше не работал масляными красками, ограничиваясь небольшими рисунками сепией.
Художник скончался в бедности 7 мая 1840 г. в Дрездене. На определенный период забытое, искусство Фридриха вновь привлекло внимание в 20 в., начиная с эпохи сюрреализма.
2. Произведения
«Пейзаж с радугой», 1809, Государственное художественное собрание, Веймар;
«Возрасты», около 1815, Музей изобразительных искусств, Лейпциг;
«Парусник», 1815, Kunstsammlungen, Хемниц;
«Мужчина и женщина, созерцающие луну», около 1824, Национальная галерея, Берлин.
«Месса в готической руине», 1819, Национальная галерея, Берлин;
«Монастырское кладбище под снегом»,
«Гибель „Надежды“ во льдах»,
«Странник над морем тумана» (1817—1818)
«Кораблекрушение во льдах» (1798)
«Мужчина и женщина, созерцающие луну» (ок. 1824)
«Гроб на могиле»(ок.1836)
Автопортрет за столом.
3. Публикации на русском языке
[Стихотворения]/ Пер. С.Аверинцева// Поэзия немецких романтиков. М.: Художественная литература,1985, с. 250.
4. Библиография
Азадовский К. М., Пейзаж в творчестве К. Д. Фридриха, в сборнике: Проблемы романтизма, вып. 2, М., 1971;
Sumowski W., Caspar David Friedrich-Studien, Wiesbaden, 1970;
Werner Busch: Caspar David Friedrich. Дsthetik und Religion. CH Beck, Mьnchen 2003, ISBN 3-406-50308-X
Herbert von Einem: Bildband ьber Caspar David Friedrich. 2. Auflage, Rembrandt-Verlag, Berlin 1938; 3. Auflage, Verlag Konrad Lemmer, Berlin (ohne Jahresangabe)
Helmut Bцrsch-Supan & Karl Wilhelm Jдhnig: Caspar David Friedrich. Gemдlde, Druckgraphik und bildmдЯige Zeichnungen. Prestel Verlag, Mьnchen 1973. (Werkeverzeichnis Friedrichs mit Biographie).
Helmut Bцrsch-Supan: Caspar David Friedrich. Prestel Verlag, Mьnchen 2005, ISBN 3-7913-3333-X
Sabine Rewald (Herausgeberin): Caspar David Friedrich. Gemдlde und Zeichnungen aus der UdSSR. Verlag Schirmer/Mosel Mьnchen-Paris-London 1991, ISBN 3-88814-420-5 (120 Seiten, 28 Farbtafeln, 41 Abbildungen, ьbersetzter Austellungskatalog des Metropolitan Museum of Art in New York)
Иллюстрированный каталог "A-Z of ART". Dubai.Carlton Books Ltd.1996 CN 3270
Источник: ru./wiki/Фридрих,_Каспар_Давид
Другие работы по теме:
Сущность неоклассической экономической теории
Неоклассическая экономическая теория возникла в 1870-е годы. Представители: Карл Менгер, Фридрих фон Визер, Эйген фон Бём-Баверк (австрийская школа), У. С. Джевонс и Л. Вальрас (математическая школа), Дж. Б. Кларк (американская школа), А. Маршалл и А. Пигу (кембриджская школа).
Жак Луи Давид основные биографические данные
Жак Луи Давид (1748 - 1825) – французский художник. В сущности, Давид был диктатором для своего поколения. Уходящее далеко за пределы картин, его влияние направляло стиль моды, дизайн мебели и интерьера, а кроме того отражалось на развитии моральной философии. Искусство на протяжении всей биографии Давида было неожиданным, решительным разрушением традиций.
Экономические учения Рикардо
Научные идеи классической школы, представителями которой являлись Адам Смит и Давид Рикардо, в дальнейшем были взяты на вооружение и развиты марксистской политической экономией
Жак Луи Давид
Давид стал одним из ведущих деятелей Великой французской революции. Избранный в 1792 депутатом от Парижа в Конвент, он дважды председательствовал в нем; голосовал за казнь Людовикa XVI и санкционировал закрытие Королевской Академии живописи.
Ованес-Сенекерим
(год. рожд. неизв. — 1003) – царь Парисоса (Северный Арцах, горный Утик) примерно с 958 г. Сын Саака Севады. От последнего получил в наследство область Парнес (Парисос), основав Парисосское княжество,[1] которое официально признали представитель императора Византии Давид Магистр и персидский двор.
Вторая Силезская война
(1744—1745 годов) второй из трёх крупных военных конфликтов в Центральной Европе в рамках так называемых Силезских войн, в которых столкнулись интересы немецкоязычных государств Пруссии, Австрии, которыми управляли соответственно Фридрих II Прусский и Мария-Терезия Австрийская. Также в войне на стороне Австрии выступили Саксония и Сардиния.
1786 год
— невисокосный год, начинающийся в воскресенье по григорианскому календарю. События Торговый договор Франции с Англией. Импортные пошлины на английские товары существенно снижены.
Зигерт, Август Фридрих
Авгу́ст Фри́дрих Зи́герт (нем. August Friedrich Siegert; 5 марта 1820, Нойвид — 13 октября 1883, Дюссельдорф) — немецкий живописец.
Баумейстер, Фридрих Христиан
Фридрих Христиан Баумейстер (нем. Friedrich Christian Baumeister; 17 июля 1708, Кёрнер, Тюрингия — 8 октября 1785, Гёрлиц) — немецкий философ школы Лейбница и Х. Вольфа, автор ряда учебников логики, метафизики и натуральной философии на латинском языке.
Эрнст Фридрих I Саксен-Гильдбургхаузенский
Введение 1 Биография 2 Семья Введение Эрнст Фридрих I Саксен-Гильдбургхаузеский (нем. Ernst Friedrich I. von Sachsen-Hildburghausen; 21 августа 1681(16810821), Арользен — 9 марта 1724, Хильдбургхаузен) — герцог Саксен-Гильдбургхаузенский, относился к Эрнестинской линии династии Веттинов.
Гогенцоллерн, Карл Альбрехт
Карл Фридрих Альбрехт Гогенцоллерн , маркграф Бранденбург-Шведтский, принц Прусский (нем. Karl Friedrich Albrecht, Prinz von PreuЯen, Markgraf zu Brandenburg-Schwedt; 10 июня 1705(17050610), Берлин — 22 июня 1762, Бреслау) — прусский военачальник середины XVIII века, младший сын Альбрехта Фридриха.
Темпельгоф, Георг Фридрих
Георг Фридрих Людвиг фон Темпельгоф (нем. Georg Friedrich Ludwig von Tempelhoff, 1737—1807) — прусский генерал-лейтенант, военный теоретик и историк.
Леопольд III Фридрих Франц
Памятник в Дессау Леопольд III Фридрих Франц фон Анхальт-Дессау (нем. Leopold III Frederik Frans von Anhalt-Dessau; 10 августа 1740(17400810), Дессау — 9 августа 1817, Дессау) — князь, с 1807 года — герцог Анхальт-Дессау.
Альвенслебен, Иоганн Фридрих Карл фон
Иоганн Фридрих Карл фон Альвенслебен (нем. Johann Friedrich Karl II. von Alvensleben; 7 сентября 1778(17780907) — 12 февраля 1831) — прусский генерал, участник войн 1792 и 1794 годов.
Пухта, Георг Фридрих
Введение 1 Биография 2 Основные идеи 3 Библиография Список литературы Введение Георг Фридрих Пухта (нем. Georg Friedrich Puchta, 31 августа 1798, Кадольцбург — 8 января 1846, Берлин) — немецкий юрист, последователь Ф. Савиньи, представитель исторической школы права.
Карл Фридрих Баденский
Карл Фридрих (нем. Karl Friedrich von Baden; 22 ноября 1728, Карлсруэ — 10 июня 1811, там же) — маркграф Баден-Дурлаха (1746—1771), маркграф объединённого Бадена (1771—1803), курфюрст Бадена (1803—1806), великий герцог Бадена (1806—1811). Сын Фридриха Баден-Дурлахского и Анны Шарлотты Амалии Нассау-Диц.
Зейдлиц, Фридрих Вильгельм
Фридрих Вильгельм Зейдлиц Фри́дрих Ви́льгельм фон Зе́йдлиц (нем. Friedrich Wilhelm von Seydlitz; 3 февраля 1721(17210203), Калькар — 8 ноября 1773, Олау) — прусский военачальник, барон, командующий конницей армии Фридриха Великого.
Немецкий романтизм
Введение 1 История 2 Основные фигуры Введение Немецкий романтизм (нем. Deutsch romantik, англ. German romanticism) — термин использовавшийся странах Европы Нового времени, говорящих на немецком языке.
Давид Сасунский танковая колонна
Введение 1 Формирование 2 Боевой путь Список литературы Введение Танковая колонна «Давид Сасунский» (арм. «Սասունցի Դավիթ» տանկային շարասյուն) — танковая колонна, созданная во время Великой Отечественной войны на средства, собранные армянской диаспорой и переданная 119-му отдельному танковому полку, воевавшему в составе 2-го Прибалтийского фронта.
Саванье, Франсуа Карл Фридрих Август
Франсуа-Карл-Фридрих-Август Саванье (фр. Savagner, 1808—1849) — французский писатель, историк. Будучи офицером национальной гвардии, Саванье принимал участие в революции 24 февраля 1848 года. Во время июньского восстания он старался препятствовать кровопролитию и помешал даже устройству одной баррикады, тем не менее, он был приговорён к ссылке на остров Бель-Иль.
Карл великий герцог Баденский
Карл Людвиг Фридрих (нем. Karl Ludwig Friedrich von Baden; 8 июня 1786, Карлсруэ — 8 декабря 1818, Раштатт) — великий герцог Бадена с 1811 года. Последний представитель старшей ветви рода Церингенов.
Гофкригсрат
Гофкригсрат (нем. Hofkriegsrat) — придворный военный совет Священной Римской империи германской нации, а затем Австрийской империи, заседавший в Вене с 1556 по 1848 год. В ведении гофкригсрата, названного так в 1564 году, находились все вопросы, связанные с организацией военного дела в мирное время и ведением войны.
Август Вильгельм Прусский 1722 1758
Август Вильгельм ПрусскийЭто статья о сыне Фридриха Вильгельма I. О сыне Вильгельма II — см. Август Вильгельм Прусский (1887—1949). Принц Август Вильгельм Прусский
Шестой крестовый поход
Шестой крестовый поход — поход императора Священной Римской империи Фридриха II Гогенштауфена. Поход начался в 1228 году. В Святой земле Фридрих восстановил укрепления Яффы и в феврале 1229 года заключил договор с египетским султаном Аль-Камилем. В марте Фридрих вступил в Иерусалим, а в мае отплыл из Святой земли.
Давид-Бек
Давид-Бек (арм. Դավիթ Բեկ, ? — 1728) — деятель освободительного движения против иранских и турецких завоевателей Армении.
Ансильон, Фридрих
Фридрих Ансильон (фр. Jean-Pierre Frйdйric Ancillon; 1767 – 1837) — прусский министр, историк, государственный деятель, правнук Шарля Ансильона[1].
Аммон, Кристоф Фридрих фон
Введение 1 Биография 2 Библиография Введение Кристоф Фридрих фон Аммон (нем. Christoph Friedrich Ammon; 1766-1850)— известный протестантский филолог, богослов и педагог.
Давид
Второй царь Израиля; но если включать в число израильских царей Иевосфея, который после смерти своего отца Саула два года царствовал над всеми коленами Израиля, за исключением колена Иуды, то Давид был третьим царем Израиля (2 Цар 2:8-10).
Абт, Карл Фридрих
Карл Фридрих Абт (нем. Karl Friedrich Abt; 1733, Ульм — 20 ноября 1783, Бремен), один из знаменитейших актёров Германии в конце XVIII в. Уже 25-ти лет от роду странствовал с собственной труппой по Германии. В 1775 г., потерпев неудачу в Голландии, где пьесы Шекспира, Лессинга и т. п. не пришлись ещё по вкусу публике, он поступил на сцену в Готе, где играл в первых произведениях Шиллера и Гёте.
Гогенлоэ-Ингельфинген, Фридрих Людвиг
Фридрих Людвиг князь цу Гогенлоэ-Ингельфинген, князь цу Гогенлоэ-Ёринген (31 января 1746(17460131), Ингельфинген — 15 февраля 1818, Славенциц) — представитель немецкого княжеского рода Гогенлоэ, прусский генерал.
Людвиг VI курфюрст Пфальца
Людвиг VI (нем. Ludwig VI. von der Pfalz; 4 июля 1539(15390704), Зиммерн — 22 октября 1583, Гейдельберг) — курфюрст Пфальца из династии Виттельсбахов c 1576 до 1583 год.
Фридрих V курфюрст Пфальца
Фридрих V (нем. Friedrich V, 26 августа 1596(15960826) — 29 ноября 1632) — курфюрст Пфальцский 1610—1623, король Чехии ( Фридрих I ) 1619—1620, сын и наследник Фридриха IV, курфюрста Пфальцского, и Луизы Юлианы Оранской, дочери Вильгельма Оранского и Шарлотты Монпансье де Бурбон.
Людвиг IV великий герцог Гессенский
Людвиг IV Гессенский (полное имя Фридрих Вильгельм Людвиг Карл, нем. Friedrich Wilhelm Ludwig Karl von Hessen und bei Rhein; 12 сентября 1837 — 13 марта 1892) — великий герцог Гессенский и Прирейнский (1877—1892).
Беркгольц Фридрих-Вильгельм
Сын голштинского дворянина Вильгельма Беркгольца, генерала русской армии и участника (1709—1711) северной и турецких войн — автор “Дневника”, представляющего собой весьма ценное свидетельство истории петровского времени.