— питейное заведение.
Слово кабак в письменных источниках впервые появляется в 1563 году (эту дату называет этимологический словарь Фасмера). Считается, что слово заимствовано из нижне-немецкого диалекта kabacke, kaback — «ветхий дом, хибара».
По другим данным, кабак — слово, заимствованное из тюркских языков и означающее «сосуд». «Кабак» по-татарски — это сосуд из тыквы, бывший распространённым у монголо-татар, удобным в кочевой жизни.
История
Родоначальником кабака может считаться древнеславянская корчма, куда народ сходился для питья и еды, для бесед и попоек с песнями и музыкой.
В корчмах у западных славян приставы передавали народу постановления правительства, судьи творили суд, разбирались дела между приезжими; корчмы долго заменяли ратуши и гостиные дворы.
Начиная с XI века упоминания корчмы встречаются почти у всех славян. Древнейшие напитки, продаваемые в корчме — квас, пиво и мёд. Почти в каждом городе была минимум одна корчма, а где-то и по две и по четыре. Сначала западно-славянские корчмы были вольными учреждениями, и только позже сделались княжескими, казёнными; тогда стали появляться и тайные. Следы корчмы у восточных славян, именно на юге, сохранились дольше всего.
Иван IV запретил в Москве продавать водку, позволив пить её одним опричникам, и для их попоек построил «на балчуге» (на топи) особый дом, названный Кабак. (у татар кабаком назывался постоялый двор, где продавались кушанья и напитки). Кабак «на балчуге» полюбился царю, и из Москвы начали предписывать наместникам прекращать везде торговлю питьями, то есть корчму, и заводить «царевы кабаки» (около 1555 года). С ними появился и откуп.
В царских, московских кабаках можно было пить только одним крестьянам и посадским; люди других сословий пили напитки у себя дома и имели право владеть кабаком (напр. духовенство и бояре). С этого времени распространение кабаков на Руси пошло очень быстро. Флетчер писал, что в его время (1588 год) уже в каждом большом городе стоял кабак. Борис Годунов завёл «откупные кабаки» по всем городам. Рядом с царскими кабаками распространялись по городам и кабаки боярские. Кормленье тамгой и кабаком стало с половины XVI века желанной целью бояр и князей.
В 1651 году откупа были уничтожены и кабаки названы кружечными дворами, и «велено во всех государевых селах и городах быть по одному кружечному двору». В 1652 году были запрещены кабаки, принадлежавшие частным лицам, и оставлена одна казённая продажа на вере. Олеарий насчитывал кружечных дворов во всем государстве до 1000.
Несмотря на указы 1651 года и 1652 года, откупа и кабаки продолжали существовать и вскоре даже получили правительственную санкцию.
Из Московской Руси кабаки в том же XVII веке пытались перейти и в Малороссию, но укорениться здесь не могли: корчма и шинок до последнего времени остались коренным отличием южной Руси от северо-восточной.
Увеличившееся пьянство в кабаках возбудило «омерзение» в правящих сферах, и в 1746 году слово «кабак» было заменено словами: «питейное заведение». Высший надзор за продажей вина в кабаках сначала поручен был царским наместникам, а потом находился в ведении приказов, управлявших областями. В Москве и в причислявшихся к ней городах для этого существовало особое учреждение, новая четь, или четверть, известная с 1597 года и по указу 1678 года переименованная в приказ новые четверти.
При Алексее Михайловиче управление кабаками стягивается в приказе большого дворца и в приказе Большой казны. Продавали вино или верные целовальники и головы, выбираемые преимущественно из торговых людей и людей «первых статей», или откупщики. С выборных брали записи, заставляли присягать и целовать крест.
Всякий расход кабацких сумм производился только с разрешения воевод и по царским грамотам, причём всегда делалась оговорка: «держать денег на расход вполовину против прежнего и даже меньше, чтоб государевой казне порухи не было».
При сборе и хранении кабацких сумм принимались всевозможные предосторожности; между прочим, имелся целый штат кабацких подьячих. Всякий кабацкий голова был обязан давать отчет местному воеводе и Москве, и только в 1667 году как целовальники, так и головы были изъяты из ведомства воевод и подчинены надзору земских старост. На каждый кабак был наложен известный оклад, который поручалось собирать с прибылью. Всякий недобор считался нерадением и выборные должны были идти на правёж, переходивший и на избирателей. Кроме того кабацким выборным поручалось преследование корчемства и взыскание корчемных денег.
В 1699 году целовальников и голов сменили кабацкие бурмистры, подчинённые бурмистерской палате, ведавшей питейное дело, которое перешло в 1717 году в камер-коллегию.
Литература
И. Г. Прыжов. «История кабаков в России в связи с историей русского народа», 1914
Кабаки
При написании этой статьи использовался материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (1890—1907).
Источник: ru./wiki/Кабак
Другие работы по теме:
Семья Мармеладовых в романе Федора Достоевского Преступление и наказание
Особе место в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» занимает семья Мармеладовых. Эти люди ведут нищенское беспросветное существование, всем им «идти больше некуда». «Бедность не порок... — говорит Мармеладов Раскольникову. — Но нищета, милостивый государь, нищета — порок-с. В бедности вы еще сохраняете свое благородство врожденных чувств, в нищете же никогда и никто».
Жизнь уездного городка в комедии Н. В. Гоголя Ревизор
Эпоха, отраженная Н. В. Гоголем в комедии «Ревизор» ? это 30 е гг. XIX в., время царствования Николая I. Писатель вспоминал впоследствии: «В „Ревизоре“ я решился собрать в одну меру все дурное в России, какое я тогда знал, все несправедливости, какие делаются в тех местах и тех случаях, где больше всего требуется от человека справедливости, и за одним разом посмеяться над всем».
Как представляют себе счастье герои поэмы Некрасова Кому на Руси жить хорошо
Некрасов писал свою поэму более 13 лет, но еще больше времени потратил на то, чтобы «по словечку», как он сам выразился, собрать все сведения о русском народе. Поэт показал не только все стороны крестьянской жизни с ее изнурительным трудом, оскорблениями и угнетениями со стороны властей, но и противопоставил им класс крепостников.
Гой ты Русь, моя родная
«Моя лирика жива одной большой любовью к родине. Чувство родины – основное в моем творчестве», – говорил Есенин. В этом понятии для него слилось «все родное и близкое, от чего так легко зарыдать»: родная земля и любимая женщина, трудная жизнь страны и одиночество матери, порыв к людям и любовь к зверью.
Образ любимой женщины в творчестве Есенина
Лирика Есенина неразрывно связана с темой любви, она словно не существует без этого высокого чувства, обращенного ко всему мирозданию. Поэтическая душа не могла не пылать страстью, не восхищаться, не любить.
Деревня
Автор: Бунин Иван. Россия. Конец XIX — начало XX в. Братья Красовы, Тихон и Кузьма, родились в небольшой деревне Дурновка. В молодости они вместе занимались мелкой торговлей, потом рассорились, и дороги их разошлись. Кузьма пошел работать по найму. Тихон снял постоялый дворишко, открыл кабак и лавочку, начал скупать у помещиков хлеб на корню, приобретать за бесценок землю и, став довольно состоятельным хозяином, купил даже барскую усадьбу у обнищавшего потомка прежних владельцев.
Почему чиновники боялись приезда ревизора
Автор: Гоголь Н.В. В пьесе Гоголя “Ревизор” лучшая социальная комедия своего времени. “Ревизор” сыграл немаловажную роль в развитии общественного самосознания. Высокий реализм тесно слился в “Ревизоре” с сатирой, сатира — с воплощением социальных идей. Писатель ставил перед собой цель — “смеяться сильно” над тем, что “достойно осмеяния всеобщего”, в смехе Гоголь видел могучее средство воздействия на общество.
Соседи
Автор: Салтыков-Щедрин М.Е. В некотором селе жили два соседа: Иван Богатый да Иван Бедный. Богатого величали "сударем" и "Семенычем", а бедного - просто Иваном, а иногда и Ивашкой. Оба были хорошие люди, а Иван Богатый - даже отличный. Как есть во всей форме филантроп. Сам ценностей не производил, но о распределении богатств очень благородно мыслил. "Это, говорит, с моей стороны лепта.
Смысл снов в романе Ф.М.Достоевского Преступление и наказание
Смысл снов в романе Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание" Автор: Достоевский Ф.М. Важное значение в романе имеют сны. Границы между сном и реальностью практически нет. Сон плавно переходит в реальность, реальность в сон. Когда Раскольников видит мещанина, обвинившего его в смерти старухи, он воспринимает его как сон.
Певцы
Автор: Тургенев Иван. Небольшое, бедное сельцо Колотовка. Несколько тощих ракит, овраг по самой середине улицы. «Невеселый вид», но окрестные жители «ездят туда охотно и часто».
Уездный город N (Гоголь)
УЕЗДНЫЙ ГОРОД N Город нашего прошлого и нашей современности. Чтобы посетить город N из гоголевского "Ревизора", необязательно ехать далеко. Стоит только оглянуться и посмотреть вокруг. Сразу становится ясно, что город, в котором ты живешь, да и любой другой, и есть тот самый город N. Смысл в названии ревизорского города "N" лежит на поверхности.
Деревенская реальность в повести Ивана Бунина Деревня
Бунин предстает перед нами чрезвычайно сложным и противоречивым как человек и как художник. Он не похож ни на одного из выдающихся русских писателей, снискавших себе известность в период между революциями 1905 и 1917 гг., на который пришелся расцвет и его творчества.
Смешное и грустное в новеллах О. Генри
Автор: Зарубежная литература Американский писатель О. Генри вошел в историю литературы как замечательный мастер юмора и иронии. Подавляющее большинство рассказов О. Генри, в сущности, посвящены самым обычным явлениям жизни так называемых "маленьких американцев". Его герои движимы чувством любви, дружбы, стремлением делать добро, способны к самопожертвованию, тогда как отрицательные персонажи действуют под влиянием ненависти, злобы, стяжательства, карьеризма.
Сочинения: Выбор темы
Итак, мы рассматриваем выбор темы сочинения как оценку возможности смоделировать исследование в рамках этой темы. Важнейшее условие успеха на письменном экзамене - сформировать "скелет" сочинения в первый час работы над ним.
Анализ колядки
Три дня святок (Сочельник, Рождество, день св. Степана), канун и первый день Нового года и Крещения типичный период колядования. Посещение колядников, по поверьям, обеспечивало хозяевам урожайность в поле, приплод скота и общее благополучие в доме.
Перов
МИНИСТЕРСТВО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ СОШ №83 ДОКЛАД по истории на тему: «Жизнь и творчество Василия Перова» Выполнила : ученица 8-го «А» класса
Описание картины В.Г. Перова
Изучение жизненного пути и творческой деятельности известного русского исторического живописца В.Г. Перова. Характеристика евангельских и фольклорных сюжетов, использованных в его картинах. Анализ композиции и колорита полотна "Последний кабак у заставы".
Кич
Кич (от польск. Сус - поделка). Термин, имевший хождение в 1960 - 1970-е гг. и к настоящему времени вышедший из моды, так как его сменило более веское понятие постмодернизм. По сути, кич есть зарождение и одна из разновидностей постмодернизма.
Перов В.Г.
Один из организаторов Товарищества передвижников, выдающийся мастер жанровой картины и портрета. Ранние произведения Перова проникнуты анекдотически "обличительным" настроением.
Есет Котибарулы
Введение 1 Происхождение 2 Антихивинское выступление 3 Антиколониальное выступление 4 Подавление мятежа 5 Есет батыр в исторических очерках 6 Источники
Орден Бахуса
(швед. Bacchi orden) — шутливый орден, основанный в 60-ые гг. XVIII в. шведским национальным поэтом Карлом Микаэлем Бельманом. Созданный Бельманом пародийный орден Бахуса сперва носил название ордена Двух позолоченных свиней (De Tvе Fцrgyllda Svinen). Его членами были по большей части незначительные лица из среднего класса, любившие весёлые застолья, однако ещё не спившиеся окончательно.
Тыква обыкновенная
Народные названия: бульба, гарбуз, кабак, кипейка. Тыква — древнейший овощ, освоенный людьми с давних времен. Жители Мексики разводили тыкву уже 5 тыс. лет назад.
Василий Григорьевич Перов (1834-1882)
В докладе изложено описание жизни и творчества великого русского художника Василия Григорьевича Перова. Здесь вы найдете достаточно подробную биографию живописца в совокупности с характеристикой написанных им полотен.
Алябьев
22 февраля исполнилось 155 лет со дня смерти Александра Александровича Алябьева. В памяти знатоков музыки он обычно предстает только как автор известного романса "Соловей". Однако, это далеко не все, чем интересна жизнь и судьба этого человека.
Бурлюк Д.Д.
Поэт, художник, один из основоположников российского футуризма.