Школа № 57
Реферат по истории России.
Русский художник
Василий Григорьевич Перов
(1834-1882)
Тимофеева Антонина.
Ученица 9-го “Г” класса.
Красноярск 2000
Василий Григорьевич Перов родился в городе Тобольске в 1834 году. Его отцом был губернский прокурор барон Г.К. фон Кридинер. Но, появившись на свет до брака родителей, художник получил фамилию крёстного отца – Васильев. Правда, она ему по каким-то причинам не нравилась, и впоследствии художник утвердил за собой прозвище, данное ему в детстве за успехи в чистописании.
Первые уроки живописи Перов получил в арзамасской школе А.В. Ступина – лучшей провинциальной художественной школе того времени. 18-летним он переехал в Москву и поступил в московское Училище живописи, ваяния и зодчества.
“ Проповедь в селе”– одна из первых картин Перова, за которую он получил в Училище большую золотую медаль и право на стипендию для поездки за границу.
В картине “Проповедь в селе”, созданной в год отмены крепостного права, когда не утихали споры о взаимоотношениях крестьян и помещиков, Перов изобразил сцену в сельской церкви. Священник одной рукой указывает вверх, а дугой – на задремавшего в кресле помещика, толстенького, неприятного; сидящая рядом молодая барыня тоже не слушает проповедь, она увлечена тем, что нашёптывает ей на ухо како-то холёныё господин. Левее стоят крестьяне в рваных одеждах. Они, почёсывая затылки, огорченно и недоверчиво слушают священника, видимо внушающего, что всякая власть от Бога.“ Я хотел изобразить одну из проповедей Иоанна Златоуста, причём старался показать степень её действия на разные характеры, на юность и старость, на бедность и богатство”,– так объяснял художник замысел полотна.
Одновременно с “ Проповедью в селе” Перов пишет картину, принёсшую ему первую известность, –“Сельский крёстный ход на пасхе”. На фоне хмурого деревенского пейзажа разворачивается нестройное пьяное шествие с образами и хоругвями после праздничной пасхальной службы. С жестким реализмом Перов передает не столько физическое, сколько духовное убожество этих людей. Картина произвела на современников убийственное впечатление контрастом между смыслом обряда и тем почти животным состоянием, до которого может опуститься человек. “ Сельский крестный ход на пасхе” вызвал протест официальной критики и церкви, была снята с выставки Общества поощрения художеств, запрещена к показу и воспроизведению. Купившему её Павлу Михайловичу Третьякову художник В.Г. Худяков писал: “…слухи носятся, что будто бы Вам от св. Синода скоро сделают запрос, на каком основании Вы покупаете такие безнравственные картины и выставляете публике?”
1862-1864 годы художник проводит за границей. Осмотрев музеи Германии, Перов обосновывается в Париже. Там его живописный язык и колористическая гамма меняются, отступают на задний план назидательность и рассудочность раннего творчества. В Париже раскрылся Перов-лирик и Перов-психолог, о чем свидетельствуют такие работы, как “Савояр”, “Слепой музыкант”, “Парижские тряпичники”. Париж Перова– это народные гулянья, балаганы на Монмартре, бродячие музыканты, нищие и бездомные. Но дальше этюдов работа не двигается. Большие картины остаются незаконченными.
“Написать картину совершенно невозможно…не зная ни народа, ни его образа жизни, ни характера, не зная типов народных, что составляет основу жанра”, – пишет Перов. И не отбыв за границей положенных ему как пенсионеру Училища пяти лет, он просит разрешения вернуться на Родину.
Вернувшись, Перов увидел Россию другими глазами. Едкий обличитель нравов превращается в “поэта скорби”. Во второй половине 1860-х годов он создает свои лучшие произведения: “ Проводы покойника”, “Тройка”, “Утопленница”, “Приезд гувернантки в купеческий дом”, “ Последний кабак у заставы”, “ Спящие дети”, “ Странник”. Каждая из них – законченная новелла о человеческом горе.
Согбенная фигура вдовы крестьянина, главной героини “ Проводов покойника”(1865 г.), показывает, что её горе безутешно, а безрадостный пейзаж усугубляет ощущение тоски, затерянности несчастных героев в пустынном холодном мире.
Персонажи картины “ Тройка”(1866 г.), изображающей детей, впряженных в сани с огромной обледенелой бочкой, вызывают еще большее сострадание у зрителя.
Столь же печален сюжет, мрачен пейзаж и в других произведениях этого периода, таких как “ Утопленница”(1867 г.) и “ Последний кабак у заставы”(1868 г.).
Следующее десятилетие, сменившее проникнутые пафосом отрицания шестидесятые, ознаменовалось поисками положительного идеала. Такие идеалы были найдены в среде русской интеллигенции. В это время П.М. Третьяков начинает заказывать портреты лидеров русской культуры. Многие из портретов – Достоевского, Погодина, Майкова, Даля, Тургенева – были написаны Перовым. Признанный публикой и критикой мэтром жанровой живописи, он неожиданно становится портретистом. Хотя даже в портрете Перов сохраняет мышление жанриста: по немногим деталям, позе, жесту, костюму мы всегда можем представить, как изображённый им человек разговаривает, ходит, какие у него привычки, кто его окружает.
Большинство его моделей– писатели. Литература занимала центральное место в культуре того времени. Писатель воспринимался как живое воплощение общественной совести, он был “властителем дум”, к нему обращались за разрешением самых жгучих нравственных, социальных вопросов. Именно таким предстает у Перова Федор Достоевский. Из мрака фона выступает бледное, нервное, “мятое” лицо, лежащие на коленях руки сцеплены замком.
Не менее замечателен и портрет Владимира Ивановича Даля – писателя, этнографа, автора знаменитого “Толкового словаря живого великорусского языка”, созданного им в последний год жизни. Сидящий в кресле сухой старик, покойно сложив руки, будто созерцает в глубину прожитых лет. В облике Даля просвечивают образы святых старцев Древней Руси: искусство второй половины ХIХ века искало носителей идеалов духовности и мудрости не столько среди служителей церкви, сколько среди интеллигенции.
В иконостас “лучших людей русских” включаются и портреты крестьян. Искусство творило мечту об идеальном общественном устройстве, где не будет ни бедных, ни богатых, а люди-братья будут работать на благо всех. Лучший из крестьянских портретов-типов Перова – “Странник”. В его облике ощущается чувство собственного достоинства, своеобразный аристократизм, умудренная старость. Наряду с портретами в 70-е годы Перов пишет такие картины, как “Охотники на привале”, “Птицелов”, “Рыболов”, “Голубятник”. Их герои – чудаки, идеалисты, романтики на свой лад, находящие отраду в общении с природой.
Вторая половина десятилетия окрасилась для Перова одиночеством, болезнью и лихорадочным творчеством. В 1875 году живописец последний раз участвует в экспозиции передвижников, а в 1877-м он, в течение многих лет казначей Товарищества передвижных художественных выставок, отчитавшись до копейки, выйдет из его состава.
Перов много работает в мастерской никому не показывая свои новые картины, не понятый товарищами, списанный с “корабля современности” Крамским и другими критиками. В эти годы рождается Перов – исторический живописец. Он обращается к евангельским сюжетам, к фольклору. Перов задумывает триптих о Емельяне Пугачеве: “Восстание”, “Помещики и крестьяне”, “Суд Пугачева” – замысел беспримерный для русского искусства ХIХ века, из которого удалось осуществить только последнюю часть. Пишет многофигурную монументальную картину на сюжет из истории раскольничьего мятежа 1682 года – “Никита Пустосвят. Спор о вере”(1880-1881 гг.). Перова привлекают переломные моменты русской истории, выявляющие суть национального характера. Глубоко личное переживание Евангелия находит выражение в двух пронзительно эмоциональных работах: “Христос в Гефсиманском саду” и “Снятие с креста”. “Плач Ярославны”, “Тающая снегурочка”, “Иван-царевич на сером волке” – примеры обращения Перова к народному эпосу, не всегда убедительные по форме, но чрезвычайно интересные как первооткрытие этой темы в русском искусстве.
Существенные изменения претерпевает и живописный язык художника. Если раньше Перов долго и тщательно работал над своими произведениями, то теперь он словно торопится высказаться, мазок становится нервным и подвижным. Перов мечется от сюжета к сюжету, многие работы начинает, но не заканчивает. Воображение художника рождает все новые грандиозные замыслы, но нет уже сил для их воплощения, и сам он понимает это. В 1882 году он умирает от чахотки.
Путь Перова в искусстве – это путь постоянного поиска, он не боялся меняться, без сожаления оставлял области, где удалось снискать славу. Во время преподавания в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у Перова было много учеников, которые впоследствии стали известными русскими художниками: М.В. Нестеров, А.П. Рябушкин, А.С Архипов.
С любовью и уважением вспоминали Перова его ученики. Заканчивая воспоминания о своем учителе, художник М.В. Нестеров писал: “Перова больше нет среди нас. Осталось его искусство, а в нем его большое сердце”.
Другие работы по теме:
Дебольский Николай Григорьевич
Дебольский Николай Григорьевич- философ, математик, переводчик Гегеля. В своем "феноменальном формализме" применил философию Гегеля для укрепления теизма.
Сочинения на свободную тему - Кот василий деловое описание 2
Василий это персидский кот наших соседей. Он очень важный потому что у него есть настоящий паспорт и родословная. Длинная серая шерсть. Василия к зиме приобретает голубоватый оттенок становится густой и длинной и превращает кота в настоящего красавц.
Шукшин Василий Макарович
Василий Макарович Шукшин «Василий Шукшин родился 25 июля 1929 года в селе Сростки Бийского района Алтайского края в крестьянской семье. Его родители были уроженцами той же местности и по социальному положению считались крестьянами-единоличниками, или середняками. Когда в 1930 году началась сплошная коллективизация, их заставили вступить в колхоз.
Перов
МИНИСТЕРСТВО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ СОШ №83 ДОКЛАД по истории на тему: «Жизнь и творчество Василия Перова» Выполнила : ученица 8-го «А» класса
Перов В.Г.
Один из организаторов Товарищества передвижников, выдающийся мастер жанровой картины и портрета. Ранние произведения Перова проникнуты анекдотически "обличительным" настроением.
Арчвадзе, Тенгиз Григорьевич
Введение 1 Биография 2 Признание 3 Фильмография Введение Тенгиз Григорьевич Арчвадзе (груз. თენგიზ არჩვაძე; род. 1932) — советский и грузинский актёр.
Буачидзе, Самуил Григорьевич
Введение 1 Биография 2 Названы в его честь Введение Самуи́л Григо́рьевич Буачи́дзе (груз. სამუელ გრიგოლის ძე ბუაჩიძე, псевдоним — Ной (груз. ნოე), 5 июня 1882, с.
Тишин, Василий Григорьевич
Василий Григорьевич Тишин (1775—1852) — русский генерал, участник Отечественной войны 1812 г. Родился в 1775 г. и одиннадцати лет от роду определён на службу кадетом в артиллерийский шляхетский кадетский корпус; через семь лет переведён был штык-юнкером в 1-й канонирский полк, с которым принял участие в войне России с турками и польскими конфедератами, заслужив за храбрость при штурме Праги золотой крест.
Редкин, Пётр Григорьевич
Введение 1 Биография 2 Библиография Список литературы Введение Пётр Григо́рьевич Ре́дкин (16 октября (4 октября) 1808, Ромны Полтавской губернии — 19 марта (7 марта) 1891, Санкт-Петербург) — русский правовед, историк философии, ректор Санкт-Петербургского университета.
Николаевское градоначальство
— административно-территориальная единица в Российской империи. Учреждено в апреле 1795. Первоначально возглавлялось военными губернаторами, Главным командиром Черноморского флота и портов Черного моря (который одновременно состоял военным губернаторм Николаева и Севастополя). В административном отношении подчинялось непосредственно Министерству внутренних дел.
Рункевич, Стефан Григорьевич
Стефан Григорьевич Рункевич (1867(1867) — 1924) — российский писатель, обер-секретарь Священного Синода, приват-доцент Санкт-Петербургского государственного университета и член учебного комитета при Священном Синоде.
Днепропетровский областной комитет КП Украины
- орган управления Днепропетровской областной партийной организацией КП Украины (1932-1991 годы). Днепропетровская область образована 27 февраля 1932 года из Днепропетровского округа УССР, созданного в 1925 году на территории бывшей Екатеринославской губернии. 17 июля 1932 года из состава Днепропетровской и Харьковской областей была выделена Донецкая область. 10 января 1939 года из состава Днепропетровской области выделена Запорожская область, границы области приобрели современные очертания.
Коковцев, Савва Григорьевич
Савва Григорьевич Коковцев — капитан 1-го ранга, участник Чесменского морского сражения. Происходил из дворянского рода Коковцовых. В 1761 году поступил кадетом в Морской шляхетный корпус, из которого выпущен 16 июня 1768 года мичманом в Балтийский флот.
Брянский, Яков Григорьевич
Яков Григорьевич Брянский (1790—1853) — русский актер. Из небогатой семьи чиновника. Учился у А. А. Шаховского в «Молодой труппе», игравшей в Кушелевском театре. Дебютировал на петербургской сцене в 1811 году. Играл преимущественно в трагедиях: Отелло, Яго, Шейлок, Франц Моор; Танкред («Танкред» Вольтера), Филипп («Дон Карлос» Ф.
Заболоцкие
Заболо́цкие — русские дворянские роды, происходят от князей Всеволожских, отрасли князей Смоленских. Предок Заболоцких, князь Александр-Всеволод Глебович Смоленский (18 колено Рюриковичей), в первой половине XIV века выехал в Москву. Он имел трех сыновей, от младший сын Иван Всеволож был предком Всеволожских и Заболоцких.
Картофельный бунт
Введение Список литературы Введение Картофельные бунты — массовые антикрепостнические выступления удельных (1834) и государственных (1840—1844) крестьян в России (Север, Приуралье, Поволжье, свыше 500 тысяч человек). Бунты были вызваны насильственным введением посадки картофеля. Бунты были подавлены правительственными войсками.[1][2][3]
Василий Острожский
Василий Острожский (серб. Василије Острошки в миру — Стоян Йованович , серб. Стоян Јовановић; 28 декабря 1610 — 29 апреля 1671) — один из самых почитаемых святых Сербской православной церкви. Память совершается 29 апреля (по юлианскому календарю).
Литературные группы России
«Арзамас»: Василий Андреевич Жуковский, Константин Николаевич Батюшков, Василий Львович Пушкин, Сергей Семенович Уваров, Дмитрий Николаевич Блудов, Николай Иванович Тургенев, Александр Иванович Тургенев, Петр Андреевич Вяземский, Александр Сергеевич Пушкин.
Дервиз
Дервиз Дервиз вернее фон-дер-Визе — русский дворянский род, происходящий из Гамбурга, где Генрих-Дитрих Визе был старшим бургомистром. Правнук Матвея Дервиза, Иоанн-Адольф, служил в Швеции, затем был в Петербурге юстиц-советником голштинской службы у Петра III и возведен в дворянское достоинство Римской империи, с прибавкой частицы «фон-дер».
Воскресенский, Александр Григорьевич
Александр Григорьевич Воскресенский — российский педагог и революционер. Родился 30 марта 1835 года в селе Козловки Ардатовского уезда в семье священника. В 1858 году окончил Казанскую духовную академию. Работал в Перми учителем Пермской духовной семинарии и секретарём статистического комитета.
Козицкий, Николай Григорьевич
План Введение 1 Биография 2 Память Список литературы Введение Николай Григорьевич Козицкий (24 января (5 февраля) 1880, Сциборы, Ушицкий уезд, ныне Житомирская область — начало ноября 1920 года, село Каменка, ныне Киевская область) — революционный деятель.
Бардаков, Пётр Григорьевич
Пётр Григорьевич Бардаков (1756 – 1821), российский командир эпохи наполеоновских войн, генерал-лейтенант Биография Из дворян Костромской губернии. 22 мая 1767 записан капралом в л.-гв. Измайловский полк, 1 января 1771 произведён в сержанты. 1 января 1778 произведён в прапорщики, 1 января 1779 – в поручики.
Фирин, Семён Григорьевич
Семён Григорьевич Фирин (настоящая фамилия — Пупко) (1898 — 14 августа 1937) — видный деятель ЧК-ГПУ-НКВД СССР, старший майор госбезопасности. Получил известность как начальник строительства Беломорско-балтийского канала (1930—1932). Расстрелян в 1937 году.
Лизакевич, Василий Григорьевич
Василий Григорьевич Лизакевич (1737—1815) — российский дипломат, Действительный статский советник (с 1799 г.). Биография В 1758 поступил на службу в Коллегию иностранных дел Российской империи.
Бухвостов, Яков Григорьевич
Введение 1 Биография 2 Постройки 3 Приписываемые постройки 4 Память 5 Источники Введение Яков Григорьевич Бухвостов (дата рождения и смерти неизвестны, конец XVII — начало XVIII вв.) — русский архитектор, один из основоположников нарышкинского стиля, распространённого в то время в архитектуре Москвы и её окрестностей.
Рубинштейн, Николай Григорьевич
Никола́й Григо́рьевич Рубинште́йн (2 (14) июня 1835, Москва — 11 (23) марта 1881, Париж) — российский пианист-виртуоз и дирижёр. Брат А. Г. Рубинштейна, основатель Московской консерватории и первый её директор.
Степачев, Илларион Григорьевич
Илларион Григорьевич Степачев — (1896 — 2.11.1917)—солдат 1-го телеграфно-прожекторного полка. Биография Степачёв родился в 1896 году в деревне Палики Думиничского района Калужской области в семье крестьянина—бедняка. В доме даже кроватей не было. Дети спали на полу, на соломе. Родители—на печи.
Цулукидзе, Александр Григорьевич
Александр (Саша) Григорьевич Цулукидзе (груз. ალექსანდრე (საშა) გრიგოლის ძე წულუკიძე, 1 (13) ноября 1876, Хони — 8 (21) июня 1905, Кутаиси) — российский революционер, литературовед.
Варакин, Василий Дмитриевич
Василий Дмитриевич Варакин (ок. 1883 — 1921) — рабочий-революционер. Биография Родился около 1883 года в семье крестьянина деревни Понево Грязовецкого уезда Вологодской губернии. Рабочий фабрики Корзинкиных (Ярославская Большая мануфактура).
Чичагов, Василий Яковлевич
Василий Яковлевич Чичагов Васи́лий Я́ковлевич Чичаго́в (28 февраля (11 марта) 1726(17260311) — 4 апреля (16 апреля) 1809, Санкт-Петербург) — российский мореплаватель, адмирал (с 1782).
The Courtship Of Miles Standish By Henry
Wadsworth Longfellow (1807-1882) Essay, Research Paper Henry Wadsworth Longfellow was brought up as a New England aristocrat steeped in European culture. His works,
Василий Блаженный
Юродивый московский. Василий Блаженный родился в московском подгородном селе Елохове. Родители его, крестьяне, отдали его в обучение сапожному мастерству.