1. Теории происхождения славян
Для понимания процессов, которые привели к формированию единой древнерусской государственности, необходимо представлять территориальное расположение и динамику расселения славянских племен в догосударственный период, то есть выяснить вопросы территориально - географического порядка: где обитали «первославяне», с кем соседствовали, с какими природно-географическими условиями сталкивались, каковы пути последующих перемещений славянских племен. И здесь сразу встает важный вопрос о происхождении славян - времени и месте их формирования в древней индоевропейской среде.
По этой проблеме имелось и имеется немало гипотез. Исконные области древних этнических общностей славян, получившие наименование «прародины» славянских племен, определяются учеными до сих пор неоднозначно.
Первым, кто попытался ответить на вопросы: откуда, как и когда появились славяне на исторической территории, был древнейший летописец Нестор - автор «Повести временных лет». Он определил территорию славян, включая земли по нижнему течению Дуная и Паннонию. Именно с Дуная начался процесс расселения славян, то есть славяне не были исконными жителями своей земли, речь идет о их миграции. Следовательно, киевский летописец явился -родоначальником так называемой миграционной теории происхождения славян, известной как «дунайская» или «балканская». Популярной она была в сочинениях средневековых авторов: польских и чешских хронистов ХШ- XIV вв. Это мнение долгое время разделяли историки XVIII - нач. XX вв. Дунайскую «прародину» славян признавали, в частности, такие историки, как С. М. Соловьев, В. О. Ключевский и др. По мнению В. О. Ключевского, славяне переселились с Дуная в Прикарпатье. Исходя из этого, в его работе прослеживается мысль о том, что «история России началась в VI в. на северо-восточных предгорьях Карпат». Именно здесь, по мнению историка, образовался обширный военный союз племен во главе с племенем дулебов-волынян. Отсюда восточные славяне расселились на восток и северо-восток до Ильмень-озера в VII-VIП вв. Так, В.О.Ключевский видит восточных славян сравнительно поздними пришельцами на своей земле.
К эпохе средневековья восходит зарождение и распространение еще одной миграционной теории происхождения славян, получившей наименование «скифо-сарматской». Впервые она зафиксирована Баварской хроникой XIII в., а позднее воспринята многими западноевропейскими авторами XIV - ХVШ вв. Согласно их представлениям, предки славян продвинулись из Передней Азии вдоль Черноморского побережья на север и осели под этнонимами «скифы», «сарматы», «аланы» и «роксоланы». Постепенно славяне из Северного Причерноморья расселились на запад и юго-запад.
В начале XX в. вариант, близкий к скифо-сарматской теории, предложил академик А. И. Соболевский. По его мнению, названия рек, озер, гор в пределах расположения древних поселений русского народа якобы показывают, что русские получили эти названия от другого народа, который был здесь ранее. Такой предшественницей славян, по предположению Соболевского, была группа племен иранского происхождения (скифского корня). Позже эта группа ассимилировалась (растворилась) с жившими далее к северу предками славяно - балтийцев и дала начало славянам где-то на берегах Балтийского моря, откуда славяне и расселились.
Иной вариант миграционной теории дал другой крупный историк и языковед академик А. А. Шахматов. По его мнению, первой прародиной славян был бассейн Западной Двины и Нижнего Немана в Прибалтике. Отсюда славяне, приняв имя венедов (от кельтов), продвинулись на Нижнюю Вислу, откуда только что перед ними ушли в Причерноморье готы (рубеж II - III вв.). Слдовательно, здесь (Нижняя Висла), по мнению А. А. Шахматова, была втоорая прародина славян. Наконец, когда готы ушли из Причерноморья, то часть славян, а именно восточная и южная их ветви, двинулась на восток и на юг в Причерноморье и образовала здесь племена южных и восточных славян. А значит, следуя этой «прибалтийской» теории, славяне явились пришлыми на землю, на которой они затем создали свои государства.
Существовал и существует ряд других теорий миграционного характера происхождения славян и их «прародины»- это и «азиатская», выводившая славян с территории Средней Азии, где предполагалась общая для всех индоевропейцев «прародина», это и «среднеевропейская», по которой славяне и их предки оказывались пришельцами из Германии (Ютландии и Скандинавии), расселяясь отсюда по Европе и Азии, вплоть до Индии, и ряд других теорий.
Очевидно одно, что, согласно миграционной теории, славяне изображались по летописным данным сравнительно поздним пришлым населением на занимаемой ими территории (VI - VIII вв.), т. е. авторы этих теорий не считали их постоянными обитателями тех земель, где славяне были известны с древности.
В противоположность теориям миграционного характера в советской историографии признается автохтонность происхождения славян. Интересными на этот счет являются взгляды историков не только нашей страны, но и наших соседей. В частности, близкими к воззрениям наших ученых 50-х - 70-х годов XX в. были и чешские исследователи, последователи крупного славянского ученого Л. Нидерле. Они считали, что славянство образовалось на обширной территории, в состав которой вошла не только территория современной Польши, но также значительная часть современной Украины и Белоруссии. По этой точке зрения - восточные славяне явились автохтонами (местными жителями) на своей земле. Подобные взгляды были высказаны болгарскими и польскими учеными.
Отечественные историки в отражении данного вопроса отмечают сложность самого процесса происхождения славян. По их глубокому убеждению, первоначально складывались отдельные мелкие разрозненные древнейшие племена на определенной обширной территории, которые затем образовались в более крупные племена и их объединения и, наконец, в исторически известные народы, образующие нации. Таков общий путь этнического, культурного и языкового развития народов и наций. Следовательно, народы образовались в ходе истории не от единого исконного «пранарода» с его «праязыком» путем последующего его распадения и расселения из какого-то первоначального центра («прародины»), а наоборот, путь развития в основном шел от первоначальной множественности племен к последующему постепенному их объединению и взаимному скрещиванию. При этом мог, конечно, идти в отдельных случаях и вторичный процесс - процесс дифференциации уже сложившихся ранее крупных этнических общностей.
Другие работы по теме:
Общеславянский язык сегодня? И нет, и да!
Появление первого проекта общего (искусственного) языка, известного в России [в XVII в.], было связано с волновавшей умы передовых людей тех времен идеей славянского единства.
Глоттогенез славян, или Происхождение славянских языков
Славянские языки до сих пор отличаются большой степенью близости друг к другу. Это обнаруживается в корнях, аффиксах, структуре слова, употреблении грамматических категорий, структуре предложения, семантике, морфонологических чередований.
Письменность славян
Мы изучаем историю славянства и рано или поздно неизбежно приходим к вопросу: неужели до Константина и Мефодия славяне не имели своей письменности?
Мифология славян
Мифология славян включает в себя как сложный комплекс представлений об рождении и устройстве мира, так и информацию о древних богах играющих немаловажную роль как в природе, так и жизнедеятельности людей.
Зач работа
Ахунов А.В. заочное 440з экз Историография - неудов зач Курсовая работа - отсут. по неув. зач Спецдисциплина № 3 - отсут. по неув. Владимирова Э.Н. заочное
Культура славян
Когда отдельно взятый этнос начинает осознавать себя особым, отличным от других народов народом, когда он начинает противопоставлять свою нацию другим, обязательно появляется человек, который указывает, по каким параметрам "мы не такие, как все".
Норманская и Антинорманская теория 2
С недалёкого, по историческим меркам, XVIII века, на Руси ведётся спор о происхождении государства. Этот вопрос привлёк к себе немало знающих людей, и в основном они разделились на два мнения, каждое из которых горячо отстаивали. Первой точкой зрения на происхождение древнерусского государства является норманнская теория.
Тиджания Омара ал-Хаджа
— африканское государство, образовавшееся в середине XIX века на территории современного Сенгала, в ареале расселения народности тукулёров. Его основателем стал Умар ал-Хадж[1], который был родом из Фута-Торо. Двадцать лет жил в Мекке, где присоединился к мусульманскому ордену Тиджания, глава которого назначил Умара аль-Хаджа своим заместителем в Западной Африке.
Куябия
Куя́вия, , Куяба — один из трёх центров восточных славян (сакалиба), который упоминается в трудах арабских географов IX - X века [1][2] (Аль Балх, аль Истахри, Ибн-Хаукаль и др.) наряду Арсанией и Славией.
Беллы
Введение 1 История Список литературы Введение Беллы ( лат. Belli или Beli ) — древний кельтский народ на северо-востоке Пиренейского полуострова, населявший территорию современной испанской провинции Сарагоса. Главным их городом была Сегеда (Segeda). Другими важными городами являлись Nertуbriga и Bilbilis.
Беловодье
Белово́дье — легендарная страна свободы в русских народных преданиях. Ассоциируется с ирием — раем древних славян. Именно к нему восходит образ текущей с неба «молочной реки с кисельными берегами» в русских сказках (как и греческий Эридан). Образ Беловодья частично переплетается с образом невидимого града Китежа.
Контестаны
Введение 1 См.также Список литературы Введение Контестаны (лат. Contestani ) — древнее доримское племя, родственное иберам, жившее на юго-востоке Пиренейского полуострова. Область расселения контестанов, известная также как Контестания, включала в себя территорию современной испанской провинции Аликанте, южную часть провинции Валенсия, а также северо-восточную часть провинции Альбасете.
Лазарь Богша
(XII век) — золотых дел мастер, изготовивший в 1161 году по заказу Евфросинии Полоцкой драгоценный напрестольный крест для Спасо-Преображенского собора Спасского монастыря — крест Евфросинии Полоцкой.
Культура восточных славян в древности
Восточные славяне в древности Предки славян, так называемые праславяне, принадлежали к древнему индоевропейскому единству, населявшему громадную территорию Евразийского материка. Постепенно среди индоевропейцев выделяются родственные племена, близкие по языку, хозяйственной деятельности, культуре.
Восточные славяне в древности 5
Восточные славяне в древности План: 1.Введение 6.Заключение 7.Литература 1.Введение Представленная работа посвящена теме "Восточные славяне в древности”. Проблема данного исследования носит актуальный характер в современных условиях. Об этом свидетельствует частое изучение поднятых вопросов.
Образование государства древних славян
1. Восточные славяне. Образование древнерусского государства. Норманнская и антинорманнская теория. Происхождение славян. Исконная область древних этнических славян, получившая наименование "прародины" славянских племен, определяется до сих пор учеными неоднозначно.
Раффельштеттенский таможенный устав
Раффельштеттенский таможенный устав (лат. Inquisitio de theloneis Raffelstettensis) — таможенный документ, регулирующий пошлины в Баварской восточной марке[1]. Издан королём Восточно-Франкского королевства Людовиком IV между 904 и 906 гг.
Культура новгородских сопок
План Введение 1 Характерные особенности 2 Наследие культуры 3 Источники Введение Культура Новгородских сопок — славянская раннесредневековая археологическая культура, существовавшая на территории VIII—X веках. Сформировалась примерно в VII—VIII веках в результате миграционных потоков славянского населения, из бассейна Вислы и Одера.
Происхождение и расселение славян
Происхождение и расселение славян Историография о прародине славян Первым, кто попытался ответить на вопросы: откуда, как и когда появились славяне, на своей исторической территории был монах Киево-Печерской лавры Нестор – автор «Повести Временных Лет» (далее по тексту «ПВЛ» – С. Ф.). Нестор определил территорию славян по верхнему течению Дуная (отсюда и упоминание в летописи римской провинции Норик – «…Норики – это и есть славяне»).
О наших далеких предках
Откуда и когда взяла свое начало Древняя Русь? Эпоха первобытно-общинного строя. Археологические памятники (древние предметы, сооружения, изображения, погребения).
Славяне в древности
О НАШИХ ДАЛЕКИХ ПРЕДКАХ. Откуда и когда взяла свое начало Древняя Русь? На эти вопросы до сих пор нет точных и однозначных ответов, ибо складывание этнической карты нашей страны началось в столь отдаленную эпоху первобытно- общинного строя, когда еще не появилась письменность, а археологические памятники (древние предметы,сооружения, изображения, погребения и т.п.) не дают сведений о языке - важнейшем этническом признаке.
Восточные славяне
Особенности формирования восточнославянской цивилизации. Племенные союзы Восточных славян, вошедшие в состав Киевской Руси. Особенности формирования восточнославянской общности.
Жизнь древних славян
Как известно, сначала славяне были язычниками. На каждый вид деятельности им полагалось по богу. Так, известен бог аппетита Жор, бог сна Масса и бог питья Поехали. Чтобы задобрить своих богов, славяне приносили им в жертву труд.
Предмет, методы и задачи СЭГ и регионалистики
1. Предмет, методы и задачи СЭГ и регионалистики. СЭГ-наука о терр соц-эк сис-мах, их орг-и и упр-и ими. Предмет СЭГ-процессы формир-я, функц-я и разв-я терр соц-эк систем (строит-во-географ стр-ва, транспорт-география транспорта).
Коми
Самоназвания коми морт, коми войтыр, зыряне - народ общей численностью 345 тыс. чел. Основные страны расселения: Российская Федерация - 336 тыс. чел., в т.ч. Республика Коми - 292 тыс. чел.
Негидальцы
Самоназвание негидальцев - элканбэйенин, "амгуньские люди". Территория негидальцев административно входит в Хабаровский край.
Лезгины
Самоназвание - лезгияр, включает также близкие к основному этносу народности: кюринцы, самурцы, кубинцы.
Армяне
Армяне (самоназвание - хай), народ, основное население Армении. Основные страны расселения: Армения - 3084 тыс. человек.
Афанасьев Александр Николаевич
Исследователь народного творчества. Еще учась в Московском университете, Афанасьев написал статьи: “Государственное устройство при Петре Великом” и в “Отечественных Записках” (1848) “О вотчинах и поместьях”.