А.А. Тесля
1863 год – один из «рубежных» в истории русской общественной мысли, наряду с такими знаковыми датами, как 1825 и 1881. Его значение с отчетливостью вырисовывается при изучении интеллектуальных биографий целого ряда представителей русской общественной мысли – И.С. Аксакова, М.Н. Каткова, К.П. Победоносцева, Н.Н. Страхова, Е.М. Феоктистова. С существенными основаниями в этот ряд могут быть помещены, в частности, Ф.М. Достоевский, Н.С. Лесков, А.Ф. Писемский 2).
В статье 1929 г. А.Е. Пресняков следующим образом описывал эволюцию взглядов Е.М. Феоктистова: «Вместе с М.Н. Катковым проделал он в годину польского восстания тот переход от умеренного либерализма к твердому консерватизму, который представлялся ему отражением “благодетельного переворота” в русском общественном сознании в итоге “могучего движения, которое совершилось в среде русского общества” – так характеризует Феоктистов в одной из историко-публицистических статей своих резкое поправение широких слоев российского дворянства под впечатлением борьбы за Польшу…» [2, с. 6]. Масштабность интеллектуальной эволюции, вызванной событиями 1863 г. может быть оценена через посредство такого критерия, как сопоставление интеллектуальных траекторий до 1863 г. Исходные основания, различные направления движения до 1863 г. могут быть сведены только к максимально общему единому пункту – никто из лиц, перешедших на «консервативные позиции» (при всей условности последнего определения), не придерживался непосредственно до 1863 г. радикальных взглядов.
Реакция русского общества на польское восстание – консолидация и выявление единства оснований (или обретение нового единства). Несколько лет спустя, давая ретроспективную оценку, Страхов писал: «Говоря литературными формулами, все мы до 1862 года были более или менее западниками, а после этого года все более или менее стали славянофилами» [1, с. 59]. А непосредственно в гуще событий его оценки были еще более радикальны – в июне 1864 г. он публикует в журнале «Эпоха» статью под заголовком «Славянофилы победили»: «Это известие давно уже должно быть записано крупными буквами в летописях отечественной словесности. […] Нечего и толковать, что в последние два года в настроении нашего общества и нашей литературы произошла глубокая перемена. […] Перемена, совершившаяся на наших глазах, была быстрая и неожиданная. Еще немного времени назад, казалось, никто не мог бы ее предугадать или предсказать. Не было ни одного признака, который бы предвещал ее» [3, с. 439]. Отметим, что в действительности говорить о «победе славянофилов» было бы неоправданно, поскольку события 1863 г. в свою очередь вызвали раскол в славянофильском направлении, фактически прекративший к 1864 – 1865 гг. существование прежнего славянофильского кружка. Разумеется, Страхов имел в виду не судьбу славянофильства как конкретного общественного направления, а скорее изменение статуса идей, в широком смысле определяемых в качестве «славянофильских» – ранее воспринимавшиеся в качестве маргинальных, они на протяжении 1863 – 1864 гг. приобрели статус едва ли не официальной – или, во всяком случае, «общественной» – идеологии, причем в качестве «славянофильских» квалифицировались и взгляды М.Н. Каткова, фактически решительно далекого от славянофильства на всех этапах своей интеллектуальной эволюции. Под «победой славянофильства» (или, как вскоре стали говорить, «московским направлением») понималось общественное и отчасти государственное признание оправданности и законности национального патриотизма (потеснившего прежний, вненациональный имперский патриотизм, имевший почти исключительно политическое измерение).
Важным фактором, повлиявшим на изменение интеллектуально-психологической атмосферы в русском обществе в 1863 – 1864 гг. стала угроза иностранного вмешательства – революционные лозунги, дипломатическое давление и угрозы и «широкий либерализм», не признававший прав на существование национального самосознания и национальных интересов исключительно у собственного общества, но готовый принимать едва ли не любые иные национальные интересы в качестве законных и естественных, были восприняты в ситуации угрозы 1863 г. в своем единстве – как непосредственная угроза государству3. Осознание угрозы привело к мобилизации русского общественного мнения, но одновременно вызвало понимание недостаточности подобной реакции: «Не хорошо то, что мы дозволяем нашим врагам поднимать вопрос о нашей жизни и смерти; не хорошо то, что мы на каждом шагу должны напоминать им о нашей готовности пролить всю нашу кровь и лечь всеми нашими костьми за свое политическое существование. Нельзя назвать хорошо обеспеченным положение того человека, который должен ежеминутно заявлять готовность жертвовать жизнью в защиту каждого из своих прав и каждого из своих интересов. […] Но почетно ли, выгодно ли для народа такое положение, в котором он должен беспрерывно прибегать к последнему аргументу всего живущего, к чувству и силе самосохранения» [5]. Была осознана и сформулирована необходимость общественного мнения, а не общественных эмоций – необходимость, вызванная, в числе прочих, продемонстрированной слабостью государства, его потребностью в общественном мнении, в содействии общества (на тот момент большинству наблюдателей представлялось, что власть готова в долгосрочном плане взаимодействовать с обществом – не только вызывать его поддержку в тех случаях, когда оно нуждается в ней, но и вести диалог с обществом, позволить ему консолидироваться в тех или иных существующих и создаваемых новым законодательством формах – дворянских собраний, земских и городских учреждений и т.д.).
События 1863 г. приводят к осознанию хрупкости государства – Российская Империя перестает восприниматься в качестве «естественного», «само собой разумеющегося» феномена (чему способствовал практически непрерывный рост Империи на протяжении XVIII – 1-й половины XIX вв.). Этому способствует восприятие угроз внешних и внутренних как реальных – способных угрожать самому существованию государства или, по крайней мере, его территориальной целостности. Консолидация перед лицом внешней угрозы срабатывает на основании первичного механизма обретения идентичности – по негативному принципу. Дальнейшее направление развития сформировавшегося после 1863 г. широкого спектра направлений русской общественной мысли, в целом со значительной долей условности определяемых как «консервативные», выражается в стремлении заменить «негативную идентичность» на «позитивную», сформулировать положительные ценностные и целевые основания. Общим для всех них основанием стало признание положительной ценности существующего государства, невозможность на практике противопоставить общество и государство, фундаментальное единство их интересов, нуждающихся не борьбе и размежевании, а нахождении форм и способов взаимодействия; как писал И.С. Аксаков В.А. Елагину 30 июня 1863 года: «любовь к России должна пересилить отвращение к казенному порядку» [цит. по: 6, с. 112].
Примечания:
1. Исследование выполнено в рамках гранта от Совета по грантам Президента Российской Федерации (2011 г.). Тема: «Национальное самосознание в публицистике поздних славянофилов»; № гранта МК-1649.2011.6.
2. Негативным образом в этот ряд входит и Тургенев, под влиянием событий 1863 г., напротив, сдвигающийся «влево» – как отмечал Страхов, для Тургенева всегда была характерна реакция «от противного», стремление принадлежать к «передовой» мысли [см.: 1].
3. Указанное единство Катков выразил в знаменитом тезисе об «интриге», одновременно долженствующем освободить от подозрения в глазах власти русское общество.
Список литературы
1. Страхов, Н.Н. Критические статьи. Т. 1: Об И.С. Тургенев и Л.Н. Толстом (1862 – 1885). Изд. 5-е. / Издание И.П. Матченко. – Киев: Типография И.И. Чоколова, 1908. – XV + 387 с.
2. Пресняков, А.Е. Воспоминания Е.М. Феоктистова и их значение // Феоктистов, Е.М. За кулисами политики и литературы (1848 – 1896). Воспоминания / Е.М. Феоктистов. – М.: Новости, 1991. С. 5 – 12.
3. Страхов, Н.Н. Из истории литературного нигилизма 1861 – 1865. Письма Н. Косицы. – Заметки Летописца и пр. / Н.Н. Страхов. – СПб.: Типография брат. Пантелеевых, 1890. – XII+596 с.
4. Цимбаев, Н.И. Славянофильство (из истории русской общественно-политической мысли XIX века) / Н.И. Цимбаев. – М.: Изд-во МГУ, 1986. – 274 с.
5. Московские Ведомости. 1863, № 103 (12 мая).
6. Цимбаев Н.И. И.С. Аксаков в общественной жизни пореформенной России / Н.И. Цимбаев. – М.: Изд-во МГУ, 1978. – 264 с.
Другие работы по теме:
История русской этики
Русская этическая мысль эволюционировала от "панэтического" мировоззрения к мировоззренческой целостности этики. При этом главным импульсом ее развития стало обретение этикой автономии в рамках самого мировоззрения.
Гавриил
Гавриил (Воскресенский, Василий Николаевич) (1795–1868), русский богослов, первый историк русской философии.
Тумба Морриса
с улицы Вельпо (rue Velpeau) Парижа на фотографии 1910 года Афишная тумба Морриса (фр. colonne Morris) — уличная высокая тумба цилиндрической формы для вывешивания рекламных афиш, носящая имя парижского печатника Габриэля Морриса (Gabriel Morris), получившего в 1863 году разрешение городских властей установить такие тумбы по городу и клеить на них концертные и театральные афиши, а внутри тумбы городские дворники прятали свои мётлы и прочий инструмент для поддержания чистоты на улицах столицы.
Пиар
Сочинение-рассуждение Очень модная сейчас аббревиатура PR. Мы так ее и называем: «Пиар». Что же это такое? Действительно, система общественных связей (Public Relations) нынче у всех на устах. Внешняя и внутренняя политика государства, предвыборные кампании, «фабрика звезд», физиология популярности, эффективная работа с печатью, секреты формирования общественной мысли, имиджмейкинг, коммерческая, а также социально-политическая реклама — и это далеко не весь спектр Public Relations — своеобразной формулы популярности.
Значение Лермонтова в истории русской литературы
Автор: Лермонтов М.Ю. Значение Лермонтова в истории русской литературы определяется прежде всего тем, что его поэзия, по выражению Белинского,— «совсем новое звено в цепи исторического развития нашего общества». Творчество Лермонтова с наибольшей полнотой и с предельной художественной силой выразило идейные течения и настроения, характерные для 30-х годов XIX века.
Традиции Тютчева в лирике Зинаиды Гиппиус
Значение З.Н. Гиппиус для русской общественной жизни и литературы рубежа XIX – XX веков. Зарубежные истоки и русские литературные традиции в поэзии Зинаиды Гиппиус. Наследие и традиции Тютчева в гражданской и натурфилософской лирике Зинаиды Гиппиус.
Политизация эстетики
Попытки анализа истории формирования и развития эстетической мысли предпринимались неоднократно многими буржуазными учеными. Но эти попытки, как правило, настоящего успеха не имели, хотя в их трудах можно найти ценные фактические данные и интересные наблюдения.
Трусов, Антон Данилович
Анто́н (Антуа́н) Дани́лович Тру́сов (15(27) мая 1835, г. Борисов — 1886, Минск) — деятель русского и белорусского революционного движения, народник.
Круа, Карл-Евгений
Принц Карл-Евге́ний Круа́ Круи, Крои, Крой , фр. Charles Eugиne de Croy/Croя, 1651—1703) — фельдмаршал из нидерландского княжеского рода Круа, который служил в армиях датской, австрийской, русской.
Мухаммед Саид-паша
(1822—1863) (араб. محمد سعيد باش) — египетский вице-король, четвёртый сын Мухаммеда Али; в 1854 г. наследовал своему племяннику Аббасу-паше. Получил образование во Париже, во внешней политике ориентировался на Францию.
Реконструкция Юга
— период в истории США после окончания Гражданской войны, с 1863 по 1877 годы, связанный с присоединением к США южных штатов, образовывавших проигравшую в войне Конфедерацию, и отменой рабовладельческой системы на их территории. В истории США реконструкция прошла в два этапа: первый этап в период после Гражданской войны между Севером и Югом в 1865—1877 годах; и второй этап подразумевает преобразование Юга в период с 1863 по 1877 годы с последующей реконструкцией государства и общества в бывшей Конфедерации.
Юзефович, Фёдор Яковлевич
Фёдор Я́ковлевич Юзефо́вич (?, Телеханы, Пинский уезд — 1 июня 1863, с. Большая Запруда, Пинский уезд), православный церковный служитель, убитый повстанцами во время восстания 1863—1864 годов.
Прокламация об освобождении рабов
— состоит из двух указов Авраама Линкольна, изданных во время гражданской войны в США. Первый указ, изданный 22 сентября, 1862, объявлял свободными всех рабов в любом штате КША не возвратившемся в состав США до 1 января 1863. Второй указ, изданный 1 января, 1863, назвал 10 отдельных штатов, на которые будет распространяться отмена рабства.
Геттисбергская речь
Авраама Линкольна — одна из известнейших речей в истории Соединенных Штатов Америки. Президент произнёс её 19 ноября 1863 года при открытии Национального солдатского кладбища в Геттисберге, штат Пенсильвания. За четыре с половиной месяца до этого, решающая Битва при Геттисберге, закончившаяся победой северян, унесла множество жизней.
Расухерина
Расухерина , до царствования Рабодо (Rasoherina, 29.09.1814 г. — 1.04.1868 г., Антананариву, Мадагаскар) — королева Имерины с 1863 по 1868 года. История
Зодиакальный календарь
Зодиакальный календарь по Дионисию — календарь, использовавшийся александрийскими астрономами для датировки наблюдений планет в 272—241 гг. до н. э. Единственная сохранившаяся информация об этом календаре дошла до нас благодаря «Альмагесту» Птолемея. Реконструкцию зодиакального календаря выполнили Бёх в 1863 г. и ван дер Варден в 1984 г.
Рифаа ат-Тахтави
ат-Тахтави Рифаа Рафи (1801, Тахта, Египет, — 27.5.1873, Каир) — египетский просветитель, общественный деятель и писатель. Окончил мусульманский университет аль-Азхар в Каире; в 1826—31 находился в Париже. В 1837—49 возглавлял Школу перевода (позднее — Школа языков) в Египте, с 1863 — Бюро переводов.
Радама II
, до царствования Ракото (23.09.1829 г. — 12.05.1863 г., Антананариву, Мадагаскар) — король Имерины с 1861 по 12.05.1863 гг. Биография Ракото родился 23 сентября 1829 года и считался официально сыном короля Радама I, хотя король Радам I умер за девять месяцев до его рождения. Его матерью была королева Ранавалуна I.
Райнилайаривуни
Райнилайаривуни (Rainilaiarivony, 30.01.1828 г., Мадагаскар — 17.07.1896 г., Антананариву, Мадагаскар) — премьер-министр Мадагаскара с 1865 по 1895 гг., влиятельное лицо в общественной и политической жизни во времена правления королев Мадагаскара. Сводный брат Райнивунинахитриниуни, который исполнял обязанности премьер-министра Мадагаскара с 1852 - 1865 гг.
Сераковский, Сигизмунд Игнатьевич
Сигизмунд Игнатьевич Сераковский Зы́гмунт Серако́вский (польск. Zygmunt Sierakowski); 18 (30) мая 1826, с. Лисовое Луцкого уезда Волынской губернии (теперь Маневичский район Волынской области, Украина) — 15 (27) июня 1863) — капитан русского Генерального штаба, участник польского восстания 1863—1864 годов.
Шварце, Бронислав
Бронислав Шварце (польск. Bronisław Antoni Szwarce, 7 октября 1834, имение Локрист в Бретани — 18 февраля 1904, Львов) — польский революционер, один из руководителей антирусского восстания 1863 года.
Кларк, Павел Иванович
Павел Иванович Кларк (19 июня (1 июля) 1863, Уфимская губерния — 15 ноября 1935, Москва) — участник российского и австралийского революционных движений, искусствовед.
Павел 1 и масорны
“Я надеюсь, что потомство отнесется ко мне беспристрастнее”. Император Павел. План Введение Личность, образование, среда. Император Павел-реформатор или самодур.
Петрушевский, Дмитрий Моисеевич
Дмитрий Моисеевич Петрушевский (1863—1942) — русский, советский историк-медиевист. Биография Окончил Киевский университет (1886), ученик И. В. Лучицкого, преподавал в Москве, Варшаве, Петербурге, Иванове. С 1906 г. — профессор кафедры всеобщей истории Московского университета (покинул его в 1911 г. в знак протеста против политики министра просвещения Л.
Крешителли, Альберико
Крешителли, Альберико Альбери́ко Крешите́лли (итал. Alberico Crescitelli, 30.06. 1863 г., провинция Авеллино (провинция), Италия — 21.07.1900 г., Янбиньгуань, провинция Сычуань, Китай) — святой Римско-Католической Церкви, священник, миссионер, мученик.
Emancipation Proclamation Essay Research Paper Abraham Lincoln
Emancipation Proclamation Essay, Research Paper Abraham Lincoln issued a document called the Emancipation Proclamation that stated; as of January 1, 1863 all slaves in the confederacy would be freed. This did not affect slaves held in Border States and the confederacy, of course, ignored it. Rebelling states were not under union control; therefore no slaves actually gained freedom on Jan. 1, 1863.
Book Review Of The Killer Angels Essay
, Research Paper Between the days of July 1, 1863 and July 4, 1863, the Civil War?s outcome was decided. These four days have been known as the Battle of Gettysburg, the turning point of the war. In The Killer Angels, Michael Shaara brings us a vivid image of what the battle was like.
Тихонравов Николай
Тихонравов Николай Саввич (1832—1893) — историк русской литературы, профессор Московского ун-та (с 1859), академик (с 1890). Сын фельдшера одной из московских больниц.
Константинос Кавафис
Кавафис, Константинос (1863–1933), один из крупнейших поэтов, писавших на новогреческом языке.
Соловьев Николай Феопемптович
В русской музыкальной жизни шестидесятых годов 19 века идеям известной «Могучей кучки», противостояло не менее могучее академическое направление в определении пути развития русской музыкальной культуры.