Повествование ведется от первого лица. Автор и рассказчик, которому принадлежит Институт Красоты «Лотос», несколькими штрихами рисует картину Берлина в период оккупации, холодной зимой 1947 г.: население страдает от голода, на растопку идет уцелевшая мебель, торговля замерла, никто не платит налоги, жизнь остановилась. Институт Красоты постепенно приходит в упадок: служащим нечем платить, помещения не отапливаются. Хозяин остается в нем совершенно один, но это нисколько не удручает его. напротив, он даже рад, что избавился от назойливых посетителей, которые надоедают ему жалобами на отмороженные конечности и варикозные язвы. Он обзаводится пулеметом, невзирая на риск, связанный с подобным приобретением, и расстреливает из окна своего Института всех подозрительных лиц. Трупы убитых, как отмечает повествователь, ничем не отличаются от тех, кто замерз или наложил на себя руки. Редких прохожих также не смущает вид мертвецов: «зубная боль или воспаление надкостницы еще могли бы вызвать их сочувствие, но не бугорок, присыпанный снегом, — может быть, это просто валик от дивана или дохлая крыса». Рассказчика не мучают сомнения нравственно-этического характера, ибо в современную эпоху, когда в человеке постепенно отмирают «моральные флюиды», радикально изменилось отношение к смерти: «В мире, где происходили столь чудовищные вещи и который покоился на столь чудовищных принципах, как Показали недавние исследования, давно пора прекратить пустую болтовню о жизни и счастье. Материя была излучением, Божество — безмолвием, а то, что помещалось в промежутке, — пустяк».
По ночам к рассказчику обращается Бесконечный: «Ты полагаешь, что Кеплер и Галилей — величайшие светила, а они — просто старые тетушки. Как тетушек поглощает вязание чулок, так эти помешались на представлении о том, что Земля вращается вокруг Солнца. Наверняка и тот и другой были беспокойными, экстравертными типами. А теперь смотри, как свертывается эта гипотеза! Ныне все вращается вокруг всего, а когда все вращается вокруг всего, ничего больше не вращается, кроме как вокруг себя самого». Рассказчик прислушивается к словам Бесконечного, однако чаще всего ведет диалог с самим собой. Экскурсы в историю, географию, атомную физику и палеонтологию сменяются профессиональными рассуждениями о достоинствах всевозможных косметических средств.
Объясняя, почему он дал своему Институту название «Лотос», рассказчик ссылается на миф о лотофагах. Поклонники прекрасного и те, кто жаждут забвения, питаются плодами лотоса, ибо не нуждаются в иной пище, в их власти — надеяться и забывать. В мире, где все ценности стали относительными, где попытка понятийного мышления узреть всеобщую взаимосвязь явлений изначально обречена на провал, только искусство способно противостоять тотальному духовному кризису, ибо оно создает автономную сферу абсолютной реальности. Творчество имеет сакральный смысл и обретает характер мифически-культового ритуала, посредством которого художник «освобождает» сущность вещи, выводя её за пределы конечного. Изолированное Я художника создает монологическое искусство, которое «покоится на забвении, и есть музыка забвения». «Идеологическим содержанием» своего Института он объявляет следующий принцип: «возникнуть, наличествовать лишь в акте проявления и снова исчезнуть».
Рассказчик яростно обрушивается на мифологизированное представление о жизни, свойственное сознанию обывателя, который трусливо мирится с любыми обстоятельствами и мотивирует свою покорность тем, что пресловутая «жизнь» не учитывает интересы и чаяния отдельного человека, подчиняя его своим «вечным целям». Повествователь произносит суровый приговор «жизни»: «Это плевательница, в которую все харкали — коровы, и черви, и шлюхи, это — жизнь, которую все они пожирали с кожей и волосами, её непроходимая тупость, её низшие физиологические выражения как пищеварение, как сперма, как рефлексы, — а теперь еще приправили все это вечными целями». В ходе этих рассуждений рассказчик необъяснимым для себя самого образом внезапно ощущает, что любит эту лютую зиму, которая убивает все живое: «пусть бы вечно лежал этот снег, и морозу не было конца, ибо весна стояла передо мной, словно некое бремя, в ней было что-то разрушительное, она бесцеремонно притрагивалась к той аутичной реальности, которую я только предчувствовал, но которая, к сожалению, навсегда покинула нас». Однако рассказчик спешит добавить следующее: он боится весны отнюдь не из-за страха перед тем, что снег растает и неподалеку от Института найдут многочисленные трупы людей, которых он застрелил. Для него эти трупы — нечто эфемерное: «В эпоху, когда только масса что-либо значит, представление об отдельном мертвом теле отдавало романтикой».
Рассказчик горд тем, что не вступает в конфликт с духом времени, в котором протекает или, скорее, недвижно стоит его бытие. Он принимает все таким, каково оно есть, и лишь созерцает этапы духовной истории Запада, хотя сам пребывает как бы вне времени и пространства, объявляя эти последние «фантомами европейской мысли». Свои впечатления он передает в форме свободных ассоциаций: «Настало утро, прокукарекал петух, он прокричал трижды, решительно взывая о предательстве, но больше не было того, кого могли предать, как и того, кто предал. Все спало, пророк и пророчество; на Масличной горе лежала роса, пальмы шумели под неощутимым ветерком — и вот взлетел голубь. Святой Дух, его крылья почти беззвучно рассекали воздух, и облака приняли его, он больше не вернулся назад — Догме пришел конец». Повествователь имеет в виду догму о человеке, о homo sapiens. Он поясняет, что здесь уже нет речи об упадке, в котором находится человек, или даже раса, континент, определенное социальное устройство и исторически сложившаяся система, нет, все происходящее — лишь результат глобальных сдвигов, в силу которых все творение в целом лишено будущего: наступает конец четвертичного периода (четвертичный период — квартэр) соответствует последнему периоду геологической истории, который продолжается поныне. — В. Р.). Однако рассказчик не драматизирует эту ситуацию, перед которой стоит человечество как вид, он пророчески провозглашает, что «рептилия, которую мы называем историей» не сразу и не вдруг «свернется в кольцо», что нас ожидают новые «исторические» эпохи, а ближайшая картина мира будет, скорее всего, «попыткой связать воедино мифическую реальность, палеонтологию и анализ деятельности головного мозга».
В жизни социума рассказчик предвидит две основные тенденции: безудержный гедонизм и продление жизни любой ценой с помощью фантастически развитой медицинской технологии. Повествователь уверен, что эпоха капитализма и «синтетической жизни» только началась. Надвигающийся век возьмет человечество в такие тиски, поставит людей перед необходимостью такого выбора, что уклониться от него будет невозможно: «Грядущее столетие допустит существование лишь двух типов, двух конституций, двух реактивных форм: те, кто действуют и хотят подняться еще выше, и те, кто безмолвно ждут изменения и преображения — преступники и монахи, ничего иного больше уже не будет».
Несмотря на довольно мрачные перспективы, ожидающие человечество в недалеком будущем, рассказчик уверен, что его Институт Красоты «Лотос» еще будет процветать, ибо его услуги нужны всегда, даже если людей заменят роботы. Рассказчик не причисляет себя ни к оптимистам, ни к пессимистам. Завершая свое пророчески-исповедальное эссе, он говорит о себе: «Я верчу диск, и меня самого вертит, я — птолемеец. Я не стенаю, как Иеремия, я не стенаю, как Павел: «не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю» (см. Рим. 7:15. — В. Р.) — я таков, каким буду, я делаю то, что мне является. Я не ведаю ни о какой «брошенности» (имеется в виду выражение М. Хайдеггера. — В. Р.), о которой говорят современные философы, я не брошен, меня определило мое рождение. Во мне нет «страха перед жизнью», разумеется, я не навешиваю на себя жену и ребенка вкупе с летним домиком и белоснежным галстуком, я ношу незаметные глазу повязки, но при этом на мне — костюм безупречного покроя, снаружи — граф, внутри — пария, низкий, цепкий, неуязвимый. <…> Все так, как должно быть, и конец хорош».
Другие работы по теме:
Философия XVIII века
Введение 1 Предыстория 2 Список философов XVIII века Введение Философия XVIII века — это философия ума, разума, научной мысли. Человеческий разум пытается понять окружающий мир с помощью научных знаний, соображений, наблюдений и логических выводов в противовес средневековой схоластики и слепому следованию церковным догмам.
Меншиковский дворец Санкт-Петербург
Введение 1 История 1.1 Предыстория 1.2 Петровское время 1.3 Кадетский корпус 1.4 Наше время 2 Архитектура 2.1 Интерьер 2.2 Экстерьер Список литературы
Универсальный человек
Введение 1 Известные полиматы Список литературы Введение Универсальный человек, энциклопедист, полимат (polymathēs, греч. πολυμαθής)[1] — тот, чьи интеллектуальные способности, интересы и деятельность не ограничены одной областью знаний и единственной областью их применения, но и добивающийся ощутимых практических результатов по всем направлениям.
Рильке жизнь и творчество
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ УКРАИНЫ ДОНЕЦКИЙ ТЕХНИКУИМ ПРОМЫШЛЕННОЙ АВТОМАТИКИ РЕФЕРАТ НА ТЕМУ : ВЫПОЛНИЛ СТУДЕНТ ГРУППЫ 1АЭС-2000 АНДРЕЕВ ВИТАЛИЙ 2001
Рильке жизнь и творчество
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ УКРАИНЫ ДОНЕЦКИЙ ТЕХНИКУИМ ПРОМЫШЛЕННОЙ АВТОМАТИКИ РЕФЕРАТ НА ТЕМУ : ВЫПОЛНИЛ СТУДЕНТ ГРУППЫ 1АЭС-2000 АНДРЕЕВ ВИТАЛИЙ 2001
Арнольд, Готфрид
Введение 1 Биография 2 Библиография Список литературы Введение Готфрид Арнольд (нем. Gottfried Arnold; 1665-1714) — историк протестанской церкви конца XVII - начала XVIII века.
Освобожденный Иерусалим. Торквато Тассо
Господь Вседержитель со своего небесного престола обратил всевидящий взор на Сирию, где станом стояло крестоносное воинство. Уже шестой год воины Христовы ратоборствовали на Востоке, многие города и царства покорились им.
Готфрид Бульонский
Введение 1 Герб 2 История правления 4 Первоисточники 5 Chansons de geste Список литературы Введение Го́тфрид Бульо́нский, Годфруа де Бульон (фр. Godefroi de Bouillon, нидерл. Godfried van Bouillon) (ок. 1060, Булонь—18 июля 1100, Иерусалим) — Граф Бульонский (1076—1096), герцог Нижней Лотарингии (1087—1096), был сыном Эсташа, графа Булонского и Иды, дочери Готфрида III Горбатого.
Лицей Петра I
(Schola Carolina, Карлов лицей) — среднее учебное заведение в Риге. Существует со второй половины XVII века. Открыт по распоряжению и на деньги короля Швеции Карла XI. Первоначально находился в здании по Малой Замковой улице, 4 (перекрёсток улиц Пилс (Замковой) и Маза Пилс), аккурат напротив комплекса Трёх братьев, известного в настоящий момент туристического объекта Риги.
Нижняя Лотарингия
Введение 1 История 2 Список правителей Нижней Лотарингии 2.1 Вице-герцоги Нижней Лотарингии 2.2 Герцоги Нижней Лотарингии 2.3 Титулярные герцоги Нижней Лотарингии
Николаев, Вячеслав Иванович
Введение 1 Театр 1.1 Сфера 1.2 РАМТ 2 Театр у Никитских Ворот 3 Кино 4 Сериалы Введение Вячеслав Иванович Николаев(31 декабря 1958 года) — российский актёр. Заслуженный артист России (2001) Закончил музыкальную школу (фортепиано, гитара, баян) и музыкальное училище им. Гнесиных (вокал). В 1989 году окончил ЛГИТМиК.
XVII век
Введение 1 События 2 Изобретения, открытия 3 Исторические деятели Список литературы Введение Семнадцатый (XVII) век длился с 1601 по 1700 годы по григорианскому календарю.
Плокке, Готфрид
Готфрид Плокке (нем. Gottfried Ploucquet; 25 августа 1716, Штутгарт — 13 сентября 1790, Тюбинген) — немецкий философ и логик, один из наиболее известных преподавателей логики и метафизики XVIII века, профессор (с 1750 года).
Лувен графство
Введение 1 История 2 Графы Лувена 2.1 Графы Лувена и Брюсселя 2.2 Ландграфы Брабанта, графы Лувена и Брюсселя, герцоги Нижней Лотарингии Введение Графство Лувен (нидерл. Graafschap Leuven) — средневековое графство, располагавшееся на территории современной Бельгии в регионе Фландрия. Первым графом был Ламберт I Бородатый из дома Ренье, последним — герцог Генрих I Брабантский.
Немецкий романтизм
Введение 1 История 2 Основные фигуры Введение Немецкий романтизм (нем. Deutsch romantik, англ. German romanticism) — термин использовавшийся странах Европы Нового времени, говорящих на немецком языке.
Лувенский дом
План Введение 1 История 1.1 Графы Лувена 1.2 Герцоги Нижней Лотарингии 1.3 Герцоги Брабанта 2 Генеалогия Список литературы Введение Лувенский дом (после 1190 года — Брабантский дом) — дворянский род лотарингского происхождения, ветвь Регинаридов.
Герцогство Беррийское
План Введение 1 Графы Беррийские 1.1 Каролингские графы Берри и Буржа 1.2 Графы Буржа (962—1101) 2 Герцогство Берри 2.1 Герцоги Беррийские 2.2 Титулярные герцоги Беррийские при Бурбонах
Георг I король Великобритании
Георг I (нем. Georg Ludwig von Hannover, англ. George I; 28 мая 1660(16600528), Ганновер — 11 июня 1727, Оснабрюк) — король Великобритании с 1 августа 1714 года, первый представитель Ганноверской династии на королевском троне Великобритании.
Джеффри II Плантагенет герцог Бретани
Джеффри II Плантагенет (Джауфре, Джоффруа, Жоффрей, Готфрид, Жоффруа) (23 сентября 1158(11580923) — 19 августа 1186). Под именем Готфрид IV герцог Бретани и граф Ричмонд в 1181—1186 годах по своей жене. Сын короля Англии Генриха II и Элеоноры Аквитанской. Имел прозвище Рыжий, данное Бертраном де Борн, виконтом Аутофор.
Готфрид II граф Лувена
Готфрид II Младший (ок. 1109 — 13 июня 1142), граф Лувена. Соправитель отца Готфрида I с 1136 года, граф Лувенский, герцог Нижней Лотарингии и маркграф Антверпена (под именем Готфрида VI), ландграф Брабанта после смерти Готфрида I, с 25 июня 1139 года
Генрих II граф Лувена
План Введение 1 Правление 2 Брак и дети Список литературы Введение Генрих II (фр. Henri II de Louvain, нем. Heinrich II von Lцwen, нидерл. Hendrik II van Leuven; около 1020—1078) — граф Лувена и Брюсселя (1062—1078), сын графа Ламберта II, графа Лувена и Брюсселя, и Уды Верденской, дочери Гозело I.
Философия XVII века
План Введение 1 Европа 2 Список философов XVII века 5 Внешние ссылки Введение Философия XVII века в Западном мире рассматривается в основном как начало философии Нового времени, и оступление от средневекового подхода, в особенности от схоластического.
Готфрид III граф Лувена
Готфрид III Смелый (фр. Godefroid III, нем. Gottfried III, нидерл. Godfried III de Moedige; не позднее 1142 года — 21 августа 1190 года), граф Лувена, с 1142 года — герцог Нижней Лотарингии и маркграф Антверпена (под именем Готфрида VII), ландграф Брабанта.
Генрих III граф Лувена
Генрих III (фр. Henri III de Louvain, нем. Heinrich III von Lцwen, нидерл. Hendrik III van Leuven; до 1078 — февраль или март 1095) — граф Лувена и Брюсселя (1078 — 1095), ландграф Брабанта (с 1085 года), сын графа Генриха II, графа Лувена и Брюсселя, и Аделы, дочери Эберхарда, графа Бетюве.
Манесский кодекс
Введение 1 Миннезингеры в Манесском кодексе 2 Исторические личности в Манесском кодексе Введение Манесский кодекс (Манесский песенник, Манесская рукопись, Гейдельбергская рукопись) (Codex Manesse) — наиболее известный средневековый песенник на немецком языке, хранится в библиотеке Гейдельбергского университета и состоит из 426 пергаменных листов размером 35,5Ч25 см.
Таннауер, Иоганн Готфрид
Иоганн Готфрид Таннауер (нем. Johann Gottfried Tannauer, возможно Dannhauer, 1680—1733 или 1737) — немецкий живописец, портретист, миниатюрист. Придворный художник при Петре I. Работал в Российской империи с 1711 по 1737(3?) г.
Карл III Толстый
План Введение 1 Карл Толстый — король Восточно-Франкского королевства 2 Норманнская угроза 3 Карл Толстый — король Западно-Франкского королевства 4 Осада Парижа норманнами
Апель, Иоганн Август
Введение 1 Биография 2 Библиография 3 Семья Список литературы Введение Иоганн Август Апель (нем. Johann August Apel; 1771 - 1816) — известный немецкий юрист, стихотворец и теоретик метрики конца XVII - начала XIX века.
История развития вычислительной техники 2 2
Text Text 1953-1955. IBM 604, IBM 608, IBM 702 1953-1955. IBM 604, IBM 608, IBM 702 1965-1966. БЭСМ-6 60 000 транзисторов 200 000 диодов 1 млн. операций в секунду память – магнитная лента, магнитный барабан работали дл 90-х гг. Graphics
Лейбниц Готфрид Вильгельм
Лейбниц (Leibniz, Leibnitz) Готфрид Вильгельм (21.VI.1646, Лейпциг - 14.XI.1716, Ганновер) - немецкий философ-идеалист, математик, ученый-энциклопедист. Основатель и президент Берлинской Академии Наук.
Готфрид авугст Бюргер
Бюргер Готфрид Август (Burger, 1747—1794) — немецкий поэт, сын священника. В историю литературы вошел в качестве создателя немецкой баллады. Свою деятельность Б. начал с подражания поэтам Рококо
Бертран Дю Геклен
Дю Геклен (Du Guesclin) Бертран (около 1320, замок Мотт Броон, Бретань 13 июля 1380, Шатонеф-де-Рандон, Южная Франция), крупнейший французский полководец времен Столетней войны.