(La Cassaria; другой перевод — «Шкатулка» ) (1508)
Лодовико Ариосто (Lodovico Ariosto) 1474-1533
Итальянская литература
Е. Д. Мурашкинцева
Действие
первой в Италии «ученой» комедии происходит на острове Метеллино, в
неопределенные «античные» времена, В стихотворном прологе декларируется, что
современные авторы вполне могут потягаться с древними в мастерстве, хотя
итальянский язык пока уступает в благозвучии греческому и латыни.
Пьеса
начинается с того, что юноша Эрофило приказывает своим рабам отправляться к
Филострато и негодует на упрямство Неббья, которому явно не хочется покидать
дом. Причины этой коллизии раскрываются в диалоге слуг. Неббья рассказывает
Джанде, что у живущего по соседству сводника Лукрано есть две прелестные
девицы: в одну из них по уши влюбился Эрофило, а в другую — сын местного
бассама (правителя) Каридоро. Торговец заломил цену в надежде сорвать большой
куш с богатых молодых людей, однако те целиком зависят от своих отцов. Но вот
старик Крисоболо уехал на несколько дней, поручив охрану имущества верному
домоправителю, и Эрофило воспользовался случаем: спровадил на время всех рабов,
кроме мошенника Вольпино, своего подручного, ключи же отобрал, пустив в ход
палку. Теперь влюбленный юнец запустит руку в отцовское добро, а потом свалит
вину на злосчастного Неббья. В ответ на эти сетования Джанда советует не
перечить хозяйскому сынку, законному наследнику богатства и рабов.
В
следующей сцене происходит встреча Эулалии и Кориски с Эрофило и Каридоро.
Девушки осыпают юношей упреками — на клятвы и вздохи они щедры, но ничего не
делают, чтобы вызволить из неволи своих возлюбленных. Молодые люди жалуются на
скупость отцов, но обещают действовать решительно. Каридоро подзадоривает
Эрофило: если бы его отец отлучился хоть на день, он бы давно обчистил
кладовые. Эрофило заявляет, что ради Эулалии готов на все и сегодня же
освободит ее при помощи Вольпино. Влюбленные расходятся, завидев Аукрано.
Торговец живым товаром прикидывает, как вытянуть побольше денег за девиц. Очень
кстати подвернулся корабль, который завтра или послезавтра отплывает в Сирию.
Лукрано при свидетелях договорился с капитаном, чтобы тот взял его на борт со
всеми домочадцами и добром, — узнав об этом, Эрофило раскошелится.
Далее
главная роль принадлежит Вольпино и Фульчо — слугам молодых влюбленных.
Вольпино излагает свой план: Эрофило должен похитить из отцовской комнаты
сундучок, изукрашенный золотом, и тут же заявить о пропаже бассаму. Тем
временем приятель Вольпино, переодетый купцом, вручит эту дорогую вещицу
своднику в качестве залога за Эулалию. Когда нагрянет стража, Лукрано станет
отпираться, но кто же ему поверит? Любой девице красная цена — пятьдесят
дукатов, сундук же стоит не меньше тысячи. Сводника наверняка посадят в тюрьму,
а затем повесят или даже четвертуют — ко всеобщему удовольствию. После
некоторых колебаний Эрофило соглашается, и на сцену выходит еще один слуга —
Траппола. Его наряжают в одежду Крисоболо, вручают сундучок и отправляют к
Лукрано. Договор совершается быстро, и Тралпола уводит из дома сводника
Эулалию.
В
это время по улице шествует подвыпившая компания: рабам Эрофило очень
понравилось в доме Филострато, где сытно кормят и щедро поят. Только Неббья
продолжает ворчать, предчувствуя, что дело добром не кончится и все
неприятности Посыплются на его голову. Увидев Эулалию с Траппола и смекнув, что
сводник продал ее, все дружно решают услужить молодому хозяину и без труда
отбивают девушку, наставив Траппола синяков. Вольпино приходит в отчаяние:
залог остался у сводника, а Эулалия похищена неизвестными разбойниками.
Вольпино просит Эрофило прежде всего вызволить сундук, но все напрасно —
безутешный юноша, забыв обо всем, бросается на поиски возлюбленной. Лукрано же
торжествует: за ничтожную девку ему отдали сундук филигранной работы, да к тому
же набитый золотой парчой! Раньше сводник готовился к отъезду только для вида,
но теперь эта уловка ему пригодится — на рассвете он покинет Метеллино
навсегда, оставив с носом глупого купца.
Вольпино
попадает в ловушку. Хитроумный замысел обернулся против него самого, и в
довершение всех несчастий домой возвращается Крисоболо. Старик пребывает в
тревоге, справедливо полагая, что от расточительного сына и продувных слуг
ничего хорошего ждать нельзя. Вольпино подтверждает худшие его подозрения: осел
Неббья недоглядел за хозяйской комнатой, и оттуда вынесли сундук с парчой. Но
дело еще можно поправить, поскольку кражу, судя по всему, совершил
сосед-сводник. Крисоболо тут же посылает слугу к бассаму Критоне, своему
лучшему Другу. Обыск приносит блистательные результаты: сундук обнаружен в доме
Лукрано. Вольпино уже готов перевести дух, но/его подстерегает новая беда: он
совсем забыл, что в доме по-прежнему сидит Траппола в хозяйском кафтане. Старик
с первого взгляда узнает свое платье. Траппола хватают как вора. Вольпино
опознает его — это всем известный немой, который может объясняться только
знаками. Сметливый Траппола начинает размахивать руками, а Вольпино переводит:
одежду Крисоболо подарил несчастному один из слуг — высокий, поджарый, с
большим носом и седой головой. Под это описание идеально подходит Неббья, но
тут Крисоболо вспоминает, как пойманный с поличным сводник кричал, будто бы
сундук вручил ему некий купец в богатой одежде. Под угрозой виселицы Траппола
обретает дар речи и признается, что отдал сундук в залог за девушку по приказу
Эрофило и наущению Вольпино. Разъяренный Крисоболо приказывает заковать
Вольпино в кандалы, а сыну грозит отцовским проклятием.
Теперь
за дело берется Фульчо, которому не терпится доказать, что в хитрости он не
уступит никому — даже Вольпино. Для начала слуга Каридоро спешит к Лукрано с
дружеским советом уносить как можно скорее ноги — украденный сундук найден при
свидетелях, и бассам уже распорядился вздернуть вора. Нагнав на сводника
страху, Фульчо отправляется к Эрофило с рассказом о том, что произошло дальше.
Лукрано стал умолять о спасении, и Фульчо, поломавшись некоторое время, отвел
беднягу к Каридоро, Тот не сразу поддался на уговоры, и Фульчо шепнул своднику,
что следует послать за Кориской — в ее присутствии сын бассама станет
сговорчивее. Все сладилось отлично: остается выручить из беды Вольпино и
раздобыть денег для Лукрано, который хочет бежать, но не может, ибо остался без
гроша. Фульчо идет к Крисоболо с известием, что Эрофило впутался в крайне
неприятную историю, однако бассам Критоне готов по дружбе закрыть глаза на это
дело, если Лукрано не станет подавать жалобу. Умилостливить сводника просто —
надо лишь заплатить ему за девицу Эулалию, из-за которой разгорелся сыр-бор.
Старый скупец, скрепя сердце, расстается с кругленькой суммой и соглашается,
чтобы в переговорах со сводником участвовал Вольпино — увы, нет в доме второго
такого хитреца, а недотепу сынка любой обведет вокруг пальца!
В
конце пьесы Фульчо с полным основанием именует себя полководцем-триумфатором:
враги повержены и посрамлены без всякого кровопролития. Избавленный от
наказания Вольпино горячо благодарит соратника. Эрофило ликует: благодаря
Фульчо он получил не только Эулалию, но и деньги на ее содержание. А герой дня
предлагает зрителям разойтись по домам — Лукрано собирается улепетывать, и
свидетели ему совершенно не нужны.
Список литературы
Все
шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и характеры. Зарубежная
литература древних эпох, средневековья и Возрождения: Энциклопедическое
издание. / Ред. и сост. В.И.Новиков – М.: «Олимп» ; ООО «Издательство ACT» ,
1997.
Другие работы по теме:
Литературный герой ЕВГЕНИЯ ГРАНДЕ
Евгения гранде фр. Eugenie Grandet героиня романа. Евгения Гранде входящего в эпопею. Человеческая комедия. Оноре де Бальзака. Е. Г. один из самых привлекательных женских образов. Бальзака который так писал о своем творении alignjustifyевгения гранде фр Eugenie Grandet героиня романа.
Скриб
Е. Слободская-Ермакова Скриб (Augustin-Eugиne Scribe, 1791—1861) — французский драматург. Автор огромного количества водевилей и комедий, наводнявших в течение почти полувека парижские театры. Литературная работа С. развертывалась в обстановке лихорадочной конкуренции частновладельческих антреприз, погони театров за сборами, за частыми премьерами.
Жан-Батист Мольер Мещанин во дворянстве
Новое художественное направление в литературе XVII ст. — классицизм — снова, как и предшественники, пора барокко и Возрождения, обращается к античности как к эстетичному эталону. Пьеса известного комедиографа Мольера «Мещанин во дворянстве» стала воплощением черт классицизма (лат. classicus — образцовый), которому присущи нормативность правил, иерархия жанров (низменность на высокие, средние, низкие), культ ума, гармоничность форм.
Эстетичный и этический манифест Данте
(по произведению Данте Алигьери «Божественная комедия») Могущественная Римская империя пала под нажимом завоевателей - готов, византийцев, норманов, испанцев… Настали средневековые времена – пора крестовых походов, рыцарской поэзии, готических храмов, первых университетов.
Чему меня учит комедия Дениса Фонвизина Недоросль
Денис Иванович Фонвизин — известный русский сатирик. Он написал комедии «Бригадир» и «Недоросль». Комедия «Недоросль» была написана в эпоху самодержавно-крепостнического строя. Фонвизин в ней обличает систему дворянского воспитания и образования. Он создает типичные образы помещиков-крепостников, самовлюбленных и невежественных.
Смешное и трагическое в комедии Дениса Фонвизина Недоросль
Знаменитая комедия Д. И. Фонвизина "Недоросль" отличается большой социальной глубиной и резкой сатирической направленностью. С нее, в сущности, и начинается русская общественная комедия. Пьеса продолжает традиции классицизма, но более позднего, зрелого русского классицизма, испытавшего сильное влияние просветительской идеологии.
Семейный портрет Простаковых Скотининых
Эпоха расцвета крепостничества в России, привилегий дворянства, эпоха жестокого угнетения народных масс и потрясающего невежества — это эпоха, в которой жил Фонвизин. Он видел всю несправедливость своего века, видел и не мог с ней мириться. Нет, он не был революционером, но смело критиковал пороки времени в своих произведениях. «Сатиры смелый властелин», — сказал о нем Пушкин.
Герои комедии Гоголя Ревизор
Герои комедии Гоголя "Ревизор" Автор: Гоголь Н.В. Комедия «Ревизор» была написана в 1835 году. Она писалась два месяца. Сюжет комедии подсказал А.С.Пушкин. В 1836 году комедия была поставлена в Александрийском театре. Действие комедии происходит в мрачную эпоху правления Николая I, когда действовала система доноса и сыска.
Искусство театра
Автор: Сочинения на свободную тему В Древней Греции существовали два вида драматической поэзии: трагедия и комедия. Со времен Шекспира появился третий вид драматической поэзии, средний между трагедией и комедией, — драма в тесном значении этого слова. Таким образом, в настоящее время существуют три главных вида театрального искусства: трагедия, комедия и драма.
Традиции и новаторство комедии А. С. Грибоедова Горе от ума 2
Традиции и новаторство комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» Автор: Грибоедов А.С. Комедия Грибоедова “Горе от ума”, несомненно, лучшее его творение. Можно даже сказать, что для потомков писатель навсегда остался автором одного произведения. Комедия стоит, по словам Гончарова, “каким-то особняком” среди произведений, составляющих репертуар русских театров.
Можно ли считать комедию Мольера Тартюф классической
Автор: Зарубежная литература Ж. Б. Мольер – известный драматург 18 века, живший во Франции в эпоху Просвещения. Его произведения написаны в литературном направлении – классицизм. Одно из этих произведений – комедия «Тартюф». Комедия - это низкий жанр, который содержит в себе разговорную речь. Так , например, в этой комедии часто встречается простонародная лексика: «Дурак», « не семья, а сумасшедший дом». «Тартюф» состоит из пяти актов, все действия совершаются за одни сутки в одном месте, в доме Оргона - все это характерная черта классицизма.
Н.В.Гоголь Ревизор
Автор: Гоголь Н.В. Николая Васильевича Гоголя по праву называют «хрестоматийным» писателем народной русской жизни девятнадцатого века. В его произведениях достоверно отображаются не только исторические события, но и жизнь, быт простых людей. Девятнадцатый век – один из самых сложных в социально-политическом плане веков в нашей стране.
Смысл названия комедии Горе от ума
Автор: Грибоедов А.С. Среди огромных богатств русской классической литературы комедия “Горе от ума” А.С. Грибоедова занимает особое место. Основной конфликт комедии — борьба “Века минувшего” с “веком нынешним”.
Ревизор Гоголь
Не прошло и двух месяцев, как родилась комедия «Ревизор». Действия развиваются в небольшом провинциальном городке. Одно из главных действующих лиц комедии - Хлестаков. Он появляется в городке в тот момент, когда там все ждут появления ревизора. Чиновники испуганы, городничему от страха видятся во сне крысы.
Смешное и трагическое в комедии Д. И. Фонвизина "Недоросль"
Последние четыре десятилетия XVIII в. отличаются подлинным расцветом русской драматургии. Но классические комедия и трагедия далеко не исчерпывают ее жанровый состав. В драматургию начинают проникать произведения, не предусмотренные поэтикой классицизма.
Смех благородное лицо в комедии Гоголя Ревизор
Комедия Н.В. Гоголя «Ревизор» – сатирическое произведение. Поэтому в нем ярко выражено критическое отношение автора к современному обществу, его социальным проблемам, а также нравственные проблемы, раскрывающиеся на примере характеров героев.
Идеи декабризма в комедии А. Грибоедова Горе от ума. Чацкий и декабристы
Автор: Грибоедов А.С. “Горе от ума” — социально-политическая комедия. Грибоедов дал в ней правдивую картину русской жизни после Отечественной войны 1812 года. В комедии поставлены злободневные общественные вопросы того времени: о государственной службе, крепостном праве, просвещении, воспитании, б рабском подражании дворян всему иностранному и презрении ко всему национальному, народному.
Биография - Фонвизин Денис Иванович 1745-1792
Фонвизин Денис Иванович, русский писатель родом из обрусевших остзейских дворян. Детство Фонвизина прошло в патриархальной обстановке в доме отца — чиновника ревизион-коллегии. Образование получил в университетской гимназии и на философском факультете Московского университета (1759—1762).
Черты реализма в комедии А.С. Грибоедова Горе от ума
Черты реализма в комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума" Автор: Грибоедов А.С. По содержанию "Горе от ума" строго реалистическая комедия. Грибоедов раскрывает типические черты барских нравов и бесправие крепостного человека. Так, образ Лизы в комедии достаточно выразительно свидетельствует о крепостнических порядках, царящих в мире Фамусовых.
Проблема воспитания и образования в комедии Д.И. Фонвизина Недоросль
Проблема воспитания и образования в комедии Д.И. Фонвизина "Недоросль" Автор: Фонвизин Д.И. Д. И. Фонвизин широко известен как автор комедии "Недоросль", как отличный сатирик. Комедия "Недоросль" была написана Д. И. Фонвизиным в 1781 году. В своем произведении он затронул самую важную проблему того времени.
Образ Митрофанушки в комедии Дениса Ивановича Фонвизина Недоросль
Образ Митрофанушки в комедии Дениса Ивановича Фонвизина "Недоросль" Автор: Фонвизин Д.И. Вершиной творчества Фонвизина по праву считается комедия "Недоросль". Недоросль- подросток, несовершеннолетний. Произведение было написано в 1781, а в 1782 впервые поставлено на большой сцене.
Идеи декабризма в комедии Грибоедова "Горе от ума"
"Горе от ума" - социально-политическая комедия. Грибоедов дал в ней правдивую картину русской жизни после Отечественной войны 1812 года. В комедии поставлены злободневные общественные вопросы того времени: о государственной службе.
Чук и гек по одноименному рассказу А. Гайдара
Автор: Гайдар А.П. Аркадий Петрович Гайдар очень любил ребят, поэтому он придумывал весёлые, интересные рассказы о ребячьей жизни. Один из них мне понравился. Он называется «Чук и Гек».
Александров, Александр Леонардович
Введение 1 Биография 2 Фильмография 2.1 Режиссёрские работы 2.2 Автор сценариев 3 Библиография Введение Алекса́ндр Леона́рдович Алекса́ндров (26 июня 1947, Москва — 9 февраля 2009, Москва) — российский актёр, сценарист и кинорежиссёр. Лауреат премии Ленинского комсомола (1976), Государственной премии СССР (1977, за фильм «Сто дней после детства»).
Идеи декабризма в комедии Грибоедова Горе от ума
"Горе от ума" - социально-политическая комедия. Грибоедов дал в ней правдивую картину русской жизни после Отечественной войны 1812 года. В комедии поставлены злободневные общественные вопросы того времени: о государственной службе, крепостном праве, просвещении, воспитании, о рабском подражании дворян всему иностранному и презрении ко всему национальному, народному.
Ревизор Гоголь
Не прошло и двух месяцев, как родилась комедия «Ревизор». Действия развиваются в небольшом провинциальном городке. Одно из главных действующих лиц комедии - Хлестаков. Он появляется в городке в тот момент, когда там все ждут появления ревизора. Чиновники испуганы, городничему от страха видятся во сне крысы.
Крон А.А.
Крон (псевдоним; настоящая фамилия - Крейн) Александр Александрович (1909 - 1983). Русский советский писатель, драматург.