Несколько человек, подозреваемых в убийстве, дают показания следователю, которые приводятся в том порядке, в котором они снимались. Вопросов следователя мы не слышим, но реконструируем их по содержанию ответов допрашиваемых.
Человек, привлеченный в качестве свидетеля или подозреваемого к расследованию дела об убийстве, отвечает на вопросы следователя. Из его ответов следует, что субботним вечером его знакомый должен был прийти к нему, чтобы разобрать шахматный этюд Чигорина, о чем они условились во вторник по телефону. Однако в субботу днем его приятель позвонил и сообщил, что не сможет прийти вечером. Дающий показания говорит, что не заметил по телефону в голосе собеседника следов волнения, а некоторую странность произношения объясняет только следствием контузии. Разговор протекал спокойно, его знакомый извинился, и они условились встретиться в среду, предварительно созвонившись. Разговор состоялся около восьми часов, после чего он попытался разобрать этюд в одиночку и сделал ход, который ему посоветовал приятель, но ход этот смутил его своей нелепостью, странностью и каким-то несоответствием манере игры Чигорина, ход, сводивший на нет самый смысл этюда. Следователь называет какое-то имя и спрашивает, говорит ли оно что-нибудь допрашиваемому. Выясняется, что он был с этой женщиной в связи, но они расстались пять лет назад. Он знал, что она сошлась с его приятелем и партнером по шахматам, но предполагал, что тот не догадывается об их прежних взаимоотношениях, так как сама женщина едва ли стала бы ему об этом рассказывать, а её фотографию он предусмотрительно убирал перед его приходом. Об убийстве он узнал в ту же ночь. Эта женщина сама позвонила и сообщила. «Вот у кого взволнованный был голос!»
Следующей дает показания женщина, которая сообщает, что на протяжении последнего года она виделась с убитым редко, не чаще двух раз в месяц, и каждый раз он заранее предупреждал её звонком о своем приходе, чтобы не возникло накладок: ведь она работает в театре, а там возможны всякие неожиданности. Убитый знал, что у нее появился мужчина, отношения с которым серьезны, но, несмотря на это, иногда встречалась с ним. Он, по её словам, был странным и непохожим на других, во время встреч с ним весь мир, все вокруг для нее как будто переставало существовать, «на поверхности вещей — как движущихся, так и неподвижных — вдруг возникало что-то вроде пленки, вернее — пыли, придававшей им какое-то бессмысленное сходство». Именно это привлекало её в нем и заставляло не порывать окончательно, даже во имя капитана, с которым она намерена была связать свою судьбу. Она не помнит, когда и где познакомилась с убитым, кажется, это произошло на пляже в Ливадии, но очень хорошо помнит его слова, с которых началось их знакомство. Он сказал: «Понимаю, как я вам противен…» Ей ничего не известно о его семье, он не знакомил её и со своими друзьями, и она не знает, кто убил его, но это явно не его партнер по шахматам, этот безвольный человек, тряпка, который «сошел с ума от ферзевых гамбитов». Она вообще никогда не могла понять их дружбы. А капитан в тот вечер был в театре, они возвращались вместе и нашли в её парадном лежащее тело. Сначала из-за темноты они вообразили, что это пьяный, но тут она узнала его по белому плащу, который был в тот момент весь в грязи. Видимо, он долго полз. Потом они внесли его в её квартиру и позвонили в милицию.
Следом за женщиной показания дает капитан. Но он боится разочаровать следователя, так как ему ничего не известно об убитом, хотя он, по понятным причинам, «ненавидел этого субъекта». Они не были знакомы, он просто знал, что у его подруги бывает кто-то, но кто именно — не знал, а она не говорила, не потому, «чтоб что-то скрыть», а просто ей не хотелось расстраивать капитана, хотя расстраивать там было особенно нечем, потому что почти год, «как ничего уже меж ними не было», в чем она сама призналась ему. Капитан поверил ей, но легче ему не стало. Он просто не мог не поверить, и если следователя удивляет, что с таким отношением к людям он имеет четыре звезды на погонах, то пусть не забывает, что это маленькие звезды, а многие из тех, с кем он начинал, уже имеют по две больших. Следовательно, он неудачник и вряд ли по складу характера мог быть убийцей.
Капитан уже четыре года вдовец, у него есть сын, а вечером в день убийства он был в театре, после спектакля провожал домой свою знакомую, и в её подъезде они обнаружили труп. Он сразу узнал его, так как однажды видел их вместе в магазине, а иногда встречал его на пляже. Как-то раз он даже заговорил с ним, но тот ответил так пренебрежительно, что капитан почувствовал прилив ненависти и даже ощутил, что может убить его, но тогда, по счастью, он еще не знал, с кем разговаривает, так как даже не был знаком с женщиной. Больше они не встречались, а потом капитан познакомился с этой женщиной на вечере в Доме офицеров. Капитан признается, что даже рад такому повороту событий, иначе все это могло тянуться вечно, а всякий раз после встреч с этим человеком его подруга была как бы не в себе. Теперь, он надеется, все наладится, так как, скорее всего, они уедут. У него «есть вызов в Академию», в Киев, где её возьмут в любой театр. Он даже считает, что они еще могут завести ребенка. Да, у него есть личное оружие, еще с войны остался трофейный «парабеллум». Да, он знает, что ранение было огнестрельным.
Рассказывает сын капитана. «В тот вечер батя отвалил в театр, а я остался дома вместе с бабкой». Они смотрели телевизор, была суббота, и уроков не нужно было делать. Передача была про Зорге, но он недосмотрел её. В окно он увидел, что гастроном напротив еще открыт, значит, не было десяти, и ему захотелось мороженого. уходя, он положил в карман куртки пистолет отца, так как знал, куда отец прячет ключ от ящика. Он взял его просто так и не думал ни о чем. Он не помнит, как очутился в парке над портом, было тихо, светила луна, «ну, в общем было здорово красиво». Он не знал, который час, но еще не было двенадцати, так как «Пушкин», который в субботу отправляется в двенадцать, еще не отошел, и освещенные цветные окна в танцевальном салоне у него на корме были похожи на изумруд. Он встретил того человека у выхода из парка и попросил у него папиросу, но мужчина не дал, обозвав его негодяем. «Не знаю, что произошло со мной! Ага, как будто кто меня ударил. Мне словно чем-то залило глаза, и я не помню, как я обернулся и выстрелил в него». Мужчина продолжал стоять на прежнем месте и курить, а потому мальчик решил, что он не попал. Он закричал и бросился бежать. Он не хочет, чтобы об этом рассказали отцу, потому что боится. Пистолет он, вернувшись домой, положил на место. Бабка уже уснула, даже не выключив телевизор. «Не говорите бате! Не то убьет! Ведь я же не попал! Я промахнулся! Правда? Правда? Правда?!»
В салоне теплохода «Колхида» следователь беседует с кем-то. Они говорят о том, что оказалось трое подозреваемых, что само по себе уже красноречиво, так как положение предполагает, что каждый из них был способен совершить убийство. Но это лишает следствие всякого смысла, «поскольку в результате» узнаешь только, кто именно, «но вовсе не о том, что другие не могли…». Да и вообще оказывается, что «убийца тот, кто не имеет повода к убийству…» Но «это — апология абсурда! Апофеоз бессмысленности! Бред!»
Теплоход отошел от причала. Крым «таял в полночной тьме. Вернее, возвращался к тем очертаньям, о которых нам твердит географическая карта».
Другие работы по теме:
Козлов Алексей Александрович
Козлов Алексей Александрович - философ-персоналист. Признавал существование множества бесконечных духовных субстанций, центральная из которых - Бог. Критиковал гегелевскую диалектику, позитивизм и материализм.
Иосиф Волоцкий
Иосиф Волоцкий- церковный деятель, публицист, глава течения иосифлян.В богословии, которое в то время служило и формой философствования, Иосиф придерживался развитого ещё Иларионом направления "аллегорического рационализма".
Васильев Николай Александрович
Васильев Николай Александрович- логик, психолог, философ. Профессор Казанского университета с 1918. Предвосхитил конструктивизм в логике /неуниверсальность закона исключенного третьего/.
Лабр, Бенедикт Иосиф
Бенедикт Иосиф Лабр (фр. Benoоt Joseph Labre — Бенуа́ Жозе́ф Лабр; 1748—1783) — католический святой, нищенствующий монах и юродивый. Биография
Ваз, Иосиф
План Введение 1 Биография 2 Прославление 3 Источник Ваз, Иосиф Введение Иосиф Ваз (Joseph Vaz, 21.04.1651 г., Банавали, Индия — 16.01.1711 г., Канди, Цейлон) — блаженный Римско-Католической Церкви, священник, миссионер. В Католической церкви Иосиф Ваз почитается как апостол Цейлона.
Иосиф де Каласанс
Иосиф де Каласа́нс , Иосиф Каласа́нский, Хосе де Каласанс Маркес (исп. Josй de Calasanz Marquйs); родился 31 июля 1557, Перальта-де-ла-Саль, Испания — умер 25 августа 1648, Рим — католический святой, священник, педагог, основатель ордена пиаристов (пиаров).
Темы и образы лирики одного из современных отечественных поэтов
Один из самых молодых нобелевских лауреатов (47 лет) в области литературы, Иосиф Бродский, пожалуй, наиболее знаменитый русский поэт последних десятилетий. Его творчество, известное во всем мире и переведенное на многие языки, пользуется большой популярностью. Анна Ахматова сыграла большую роль в развитии таланта поэта и называла его своим преемником.
Философская тема в поэзии И. Бродского
Красноярский государственный университет Кафедра истории литературы и поэтики Жизнь - форма времени. Философская тема в поэзии И.Бродского Выполнил: студент __ группы
Лирика Иосифа Бродского
Представление об удаче поэта у Анны Ахматовой было неординарным. Когда она узнала о суде над Бродским, об оскорбительном обвинении в тунеядстве и приговоре — 5 лет тюрьмы, она воскликнула: "Какую биографию делают юноше!"
Поэтический мир Иосифа Бродского
Он являлся не только признанным лидером русскоязычных поэтов, но и одной из самых значительных фигур в современной мировой поэзии, его произведения переводятся на все основные языки мира.
Философская проблематика в лирике И. Бродского
Иосиф Бродский относится к тем русским поэтам, которые вынуждены были в начале семидесятых годов эмигрировать за рубеж. Советской цензуре не нравилось, что Бродский не пишет стихов, прославляющих социалистический строй в России.
Бадичкин, Сергей Александрович
Введение 1 Биография 2 Фильмография 2.1 Озвучивание Введение Сергей Александрович Бадичкин (род. 4 апреля 1966) — советский и российский актёр. 1. Биография
Максимилиан III курфюрст Баварии
Максимилиан III Иосиф (нем. Maximilian III. Joseph (28 марта 1727, Мюнхен — 30 декабря 1777, Мюнхен) — курфюрст Баварии в 1745—1777. Максимилиан был старшим сыном императора Карла VII и Марии Амалии Австрийской, дочери германского императора Иосифа I и Вильгельмины Брауншвейг-Люнебургской.
Бужор, Иосиф Аронович
Ио́сиф Аро́нович Бужо́р (1902, Кубань Белецкого уезда Бессарабской губернии — 1941, Молдавия) — активный участник большевистского подполья в Бессарабии в составе Румынии и в Молдавской ССР, оккупированной во время Великой Отечественной войны.
Суворов, Аркадий Александрович
Арка́дий Алекса́ндрович Суво́ров (15 (27) августа 1784 — 13 апреля 1811), генерал-лейтенант, граф Рымникский, сын великого русского полководца А. В. Суворова.
Мария Луиза Испанская
Введение 1 Имя 2 Биография 3 Герцогиня 4 Императрица 5 Дети Введение Мария Луиза Испанская (исп. Marнa Luisa, нем. Maria Ludovika) была императрицей Священной Римской Империи, королевой Германии, королевой Богемии и Венгрии как супруга Леопольда II, императора Священной Римской империи.
Объединение современных архитекторов
(ОСА) — общественная организация, основанная в 1924 году членами ЛЕФа. Выступало под лозунгами конструктивизма и функционализма. Пропагандировало использование новейших конструкций и материалов, типизацию и индустриализацию строительства.
Общество архитекторов-художников
Введение 1 Деятельность Общества 2 Конкурсы, объявленные Обществом 3 Издания Общества 4 Члены Общества 5 Источники архивные 6 Источники Введение Общество архитекторов-художников - Императорское Общество архитекторов-художников - Петроградское Общество архитекторов-художников - Ленинградское Общество архитекторов-художников.
Балакин, Олег Александрович
Введение 1 Биография 2 Творчество 2.1 Роли в театре 2.2 Фильмография Список литературы Введение Олег Александрович Балакин — советский актёр театра и кино, 1975[1][2].
Алексеев, Анатолий Александрович
Анато́лий Алекса́ндрович Алексе́ев — советский актёр, сыгравший небольшие роли в более чем тридцати фильмах. Среди наиболее крупных и ярких актёрских работ — Володя («Парень из нашего города»), Тимофей («Герои Шипки»). В последние годы жил и работал в Крыму. Умер и похоронен в Ялте в конце 80-х годов XX века.
Миф, Павел Александрович
Павел Александрович Миф (настоящие имя и фамилия — Михаил Александрович Фортус, 3 августа 1901 — 10 сентября 1939) — российский революционер, историк и экономист. Профессор и ректор КУТК, участник Китайской революции.
Польское коло
Введение 1 История 2 Состав 2.1 Дума 2-го созыва 2.2 Дума 3-го созыва 2.3 Дума 4-го созыва Введение Польское коло (польск. Koło Polskie, польский кружок) — группа польских депутатов в Государственной думе Российской империи.
Литературные группы России
«Арзамас»: Василий Андреевич Жуковский, Константин Николаевич Батюшков, Василий Львович Пушкин, Сергей Семенович Уваров, Дмитрий Николаевич Блудов, Николай Иванович Тургенев, Александр Иванович Тургенев, Петр Андреевич Вяземский, Александр Сергеевич Пушкин.
Председатели Совета Министров СССР
План Введение 1 Председатели Совета министров СССР 2 Первые заместители председателя Совета министров СССР 3 Заместители Председателя Совета Министров СССР
Покровский, Иосиф Алексеевич
План Введение 1 Раняя жизнь и начало научной деятельности 2 Расцвет карьеры 3 Московский период Введение Иосиф Алексеевич Покровский (7 сентября 1868(18680907), Черниговская губерния — 13 апреля 1920, Москва) — российский правовед, профессор, доктор римского права.
Гегечкори, Алексей Александрович
Алексей Александрович Гегечкори (23 ноября (5 декабря) 1887 год — 7 июня 1928; груз. ალექსი გეგეჭკორი; партийный псевдоним — Саша) — советский государственный и партийный деятель, участник революционного движения на Кавказе.
Нильский, Александр Александрович
Александр Александрович Нильский (настоящая фамилия Нилус; 1840—1899) — русский актёр. Биография Александр Нильский родился 10 (22) июля 1840 года[1]. Учился в Петербургском театральном училище, по его окончании был принят в Александринский театр, где работал в 1860—1883 и в 1892—1897. Поначалу стал играть роли героев и любовников, подвергаясь нападкам печати, отказывавшей ему в горячности и видевшей в нём артиста, вполне подходящего на амплуа фатов и простаков.
Творогов, Иван Александрович
Иван Александрович Творогов (1742 - после 1819) - илецкий казак, один из атаманов армии Пугачева в ходе Крестьянской войны 1773-1775 годов, участник заговора казацких полковников, выдавших Пугачева властям взамен собственного прощения.
Дмитревский, Владимир Александрович
Владимир Александрович Дмитревский (настоящая фамилия Демерт ; 19 (31) июля 1820 − 22 января (3 февраля) 1871) — русский драматический актёр Малого театра.
Ольхин, Александр Александрович
Александр Александрович Ольхин (13 (25) октября 1839, Петербург — 22 ноября (4 декабря) 1897, Белоостров) — русский юрист, литератор, поэт. Биография
Бродский, Иосиф
Русский и американский поэт и эссеист Иосиф Александрович Бродский родился в Ленинграде и был единственным ребёнком в еврейской семье. Его отец, Александр Иванович Бродский, служил офицером советского флота.
Васильев Федор Александрович
Замечательный пейзажист. Васильев был сыном мелкого почтамтского чиновника в Петербурге; уже двенадцатилетним ребенком его отдали на службу в Главпочтамт за три рубля жалованья в месяц. Он с ранних пор пристрастился к рисованию.
Гаврилов Михаил Александрович
Гаврилов Михаил Александрович (1903-79), российский ученый, стоявший у истоков информатики в нашей стране, в частности технической кибернетики, теории автоматов и теории ЭВМ, член-корреспондент АН СССР (1964)
Бродский И.А.
Первые поэтические опыты И. Бродского относятся к 1957 г. В начале 60-х годов начинает работать как поэт-переводчик. К этому же времени относится знакомство с А.А. Ахматовой, высоко оценившей его талант.