О фильме Александра Сокурова "Скорбное бесчувствие"
Вадим Руднев
"Скорбное бесчувствие" - фильм Александра Сокурова (1986) по мотивам пьесы Бернарда Шоу "Дом, где разбиваются сердца" (1913 - 1919). Подзаголовок пьесы - "фантазия в русском духе на английские темы". Имелся в виду театр Чехова с его бессюжетностью и медитативностью. Сценарий к "С. б." написал известный поэт Юрий Арабов, частично соприкасающийся в своем творчестве с поэтикой концептуализма.
Схема сюжета пьесы Шоу такова. В дом капитана Шотовера, где он живет со своей дочерью Гесионой и ее мужем Гектором (старик капитан притворяется маразматиком, будучи на самом деле самым умным из всех персонажей), приезжают одновременно: его старшая дочь Ариадна, которую здесь не видели много лет, со своим любовником Ренделлом; молодая девушка Элли Дан, собирающаяся выйти за богача Альфреда Менгена; сам Менген; отец Элли, Мадзини Дэн, "солдат свободы", а на самом деле управляющий у Менгена. Как только гости приезжают, их планы рушатся - сердца разбиваются.
Элли была романтически влюблена в некоего Марка, коим оказывается муж Гесионы красавец Гектор, который ее все время обманывал, рассказывая о себе небылицы. Пережив душевную драму, Элли за несколько минут из восторженной и глуповатой девушки делается циничной и жесткой. Гектор влюбляется в Ариадну, Менген - в Гесиону. Гесиона озабочена тем, чтобы соблазнить отца Элли, Мадзини Дэна, но безуспешно. Тем временем старик Шотовер собирает в доме динамит, чтобы взорвать мир "капиталистов" - действие происходит во время первой мировой войны. В финале пьесы в подвал, где хранится динамит, попадает бомба, но все, кроме Менгена, который полез туда прятаться, остаются невредимыми.
Название фильма "С. б." означает психическое состояние меланхолической анестезии эмоций при тяжелой депрессии, шизофрении или шоке. В пьесе Шоу это название отражает бесчувственность героев по отношению друг к другу и к миру, особенно это свойственно Гесионе. Шоу как бы показывает хороших людей в плохом мире. Сокуров средствами поэтики конца ХХ в. показывает тех же людей в еще более плохом мире.
К весьма умеренному неомифологизму пьесы Шоу - три античных мифологических имени, соотносящиеся с сутью их носителей весьма относительно (Гектор - не воин-храбрец, а красавец мужчина; Гесиона, в античной мифологии дочь царя Трои, которую в качестве жертвы приковали к скале, чтобы спасти город от чудовища, у Шоу скорее жертва времени, утонченная "умная ненужность"; Ариадна - светская львица, не протягивающая никому никаких нитей к спасению), - Сокуров добавляет еще кабана по имени Валтасар, причем на "Валтасаровом пиру" в конце фильма (по античной мифологии, это пир накануне конца света) съедают самого Валтасара. На античном пиру Валтасара есть зпизод, когда на стене вдруг появляются непонятные буквы, свидетельствующие о конце света. В "С. б." этому соответствует тот факт, что акустика сделана так, что герои подчас не слышат и не понимают друг друга, а героев не слышит и не понимает зритель (это первая особенность поэтики фильма Сокурова).
Вторая особенность заключается в том, что все сцены идут в музыкальном сопровождении, причем репертуар самый разнообразный - от И. С. Баха и Доменико Скарлатти до музыки из фильма Диснея "Три поросенка".
Так, например, сцена несостоявшегося анатомирования "трупа" Менгена, которого гипнотически усыпила Элли, сопровождается сонатой Скарлатти, а в визуальном плане эта сцена предстюляет собой интертекст - соответствующую картину Рембрандта. Этой сцены у Шоу нет. Для нее режиссер ввел специального персонажа - доктора Найфа (от англ. knife - нож), полусумасшедшего чудака, любителя повозиться с трупами и сторонника теории, что у человека слишком много лишних органов; чтобы поверить теорию практикой, он выдавил себе один глаз.
Другая особенность, идущая от учителя Сокурова Андрея Тарковского (см. "Зеркало"), заключается в том, что цветные игровые кадры постоянно монтируются с документальными черно-белыми: старичок Шоу приветствует зрителей (что символично переводит действие в план второй мировой войны - Шоу умер в 1950 г.), летит дирижабль, танцуют туземцы на Занзибаре, где капитан Шотовер когда-то женился на негритянке и продал душу африканскому дьяволу. В результате фильм получается в высшей степени полифоническим и карнавализованным (см. полифонический роман, карнавализация).
При этом документальные кадры подчеркивают не реальность того, что происходит, а еще большую фантастичность. При том, что в традициях неореализма в фильме снимаются в основном непрофессиональные актеры.
В качестве персонажа введен и сам старик Шоу, который общается с капитаном; они вместе читают пьесу "Дом, где разбиваются сердца", как партитуру (текст в тексте), но несовпадений слишком много. В знак этого капитан берет старичка Шоу на руки, как ребенка, и вышвыривает из окна, так сказать выбрасывает "за борт" своего корабля.
Таким образом, и текст пьесы с ее чеховскими аллюзиями, и реминисценции в духе Тарковского, и неореализм - все подвергается режиссером основательной деконструкции.
Если говорить об идеологической стороне фильма, то все конфликты, заданные в пьесе Шоу, в "С. б." предельно заострены: Менгена заставляют символически умирать и воскресать (произносится травестированная евангельская фраза: "Менген, встань и ходи"); усилены эротические отношения Гесионы и Элли, а также гетеросексуальные - между Гектором и Ариадной; Ренделл, любовник Ариадны, кончает с собой; брак между Элли и капитаном, который в пьесе воспринимается как шутка, становится вполне серьезным, во всяком случае не менее серьезным, чем все остальное; наконец, бомба попадает в дом - и финал откровенно трагичен, герои спасаются на ковчеге, пропадает цвет, тело Ренделла выбрасывают за борт, и Ариадна бросается в воду и плывет за ним. Пролетает стая гусей. С топотом проносится стадо жирафов - последний кадр фильма.
Безусловно, что "С. б." был первым и последним постмодернистским шедевром советского кино.
В следующих фильмах стиль Сокурова очень изменился в сторону трагизма и гуманизма. В целом его подход к кинематографу можно назвать постмодернистским гуманизмом.
СМЫСЛ
- "способ представления денотата в знаке " (определение Готтлоба Фреге). Это означает, в частности, что у знака может быть несколько С. при одном денотате, то есть том предмете, который этим знаком обозначается. Например, имя "Аристотель" может иметь несколько смыслов: "ученик Платона", "учитель Александра Македонского", "автор первого трактата об искусстве поэзии". Но эти смыслы не всегда могут быть заменены друг другом так, чтобы информация, передаваемая предложением, оставалась той же самой. Так, например, предложение:
Аристотель - это Аристотель
не несет никакой информации, а предложения
Аристотель - это учитель Платона
и
Аристотель - это учитель Александра Македонского
несут разную информацию.
С. есть не только у слова, но и у предложения. Им является содержание предложения, высказанное в нем суждение. При этом если это предложение сложное, например: Учитель сказал, что Аристотель был учителем Александра Македонского, - то в этом случае придаточная часть предложения перестает быть истинной или ложной (вся ответственность за истинность или ложность этого утверждения ложится, в данном случае на учителя). И денотатом придаточного предложения перестает быть его истина или ложь - им становится его С. Поэтому так трудно проверить сказанное кем-то - ведь это только мнение, поэтому в суде требуется как минимум два свидетеля (ср. событие).
Бывают предложения, у которых есть смысл, но нет или может не быть денотата. Знаменитый пример Б. Рассела:
Нынешний король Франции лыс
После установления во Франции республики это предложение не является ни истинным, ни ложным, так как во Франции вообще нет короля.
Но бывают предложения, на первый взгляд вовсе лишенные С. Например, предложение, которое сконструировал знаменитый русский лингвист Л. В. Щерба:
Глокая куздра бодланула бокра и кудрячит бокренка.
Кажется, что это полная абракадабра. Но это не совсем так. Ясно, что здесь идет речь о каком-то животном и его детеныше и что животное что-то сделало с этим детенышем.
Не менее знаменитый пример приводил Ноам Хомский, основатель генеративной лингвистики:
Бесцветные зеленые идеи яростно спят.
Хомский считал, что это предложение совершенно бессмысленно. Позднее Р. О. Якобсон доказал, что и ему можно придать смысл: бесцветные идеи - вполне осмысленное словосочетание; бесцветные идеи могут быть еще и "зелеными", то есть незрелыми; они могут "спать", то есть бездействовать, не работать; а "яростно" в данном контексте может означать, что они бездействуют окончательно и агрессивно. С., таким образом, влезает в окно, когда его гонят в дверь. На этом построена заумная поэзия Велимира Хлебникова и обериутов, знаменитые абсурдные стихи из "Алисы в стране чудес":
Воркалось, хливкие шорьки
Пырялись по нове.
И хрюкотали зелюки,
Как мумзики в мове.
Язык имеет такую странную особенность: он все осмысливает. Каждое слово можно описать другим словом. На этом построен эффект метафорической поэзии. Например, вот как писала Ахматова, определяя, что такое стихи, в стихотворении "Про стихи":
Это - выжимки бессонниц,
Это - свеч кривых нагар,
Это - сотен белых звонниц
Первый утренний удар...
Это - теплый подоконник
Под черниговской луной,
Это - пчелы, это - донник,
Это - пыль, и мрак, и зной.
Список литературы
Фреге Г. Смысл и денотат // Семиотика и информатика.- М., 1977.- Вып.8.
Рассел Б. Введение в математическую философию.- М., 1996.
Арутюнова Н.Д. Предложение и его смысл. - М., 1972.
Другие работы по теме:
Рецензия на фильм Никиты Михалкова Утомленные солнцем
Я хочу рассказать о фильме режиссера Н. С. Михалкова «Утомленные солнцем». Фильм повествует о том тяжелом периоде в жизни нашей страны, когда органами госбезопасности уничтожались лучшие военачальники Красной Армии. Понятно, что речь идет о тридцатых годах, то есть о периоде сталинских репрессий.
Рецензия на фильм Виктора Сергеева Шизофрения
Фильм Виктора Сергеева «Шизофрения» был снят на киностудии «Ленфильм» при участии компании «Стабильная линия» в 1997 году. Этот фильм представляет собой работу прекрасных авторов: режиссера-постановщика Виктора Сергеева, главного оператора Юрия Шайгарданова, авторов сценария Александра Абдулова, Евгения Козловского, Виктора Невского, композитора Андрея Макаревича.
Анализ фильма Пир во время чумы режиссера М. Швейцера
Анализ фильма "Пир во время чумы" (режиссера М. Швейцера) Автор: Пушкин А.С. В самом начале фильма мы видим большой стол со множеством свечей и еды. Еще мы видим пирующих. Судя по оплывшим свечам, становится ясно, что пир идет долго. Слово "пир" ассациируется с праздником. В фильме же у нас нет ощущения праздника, хотя на столе мы видим много явств.
Басня И.А. Крылова Обоз
Басня И.А. Крылова "Обоз" Автор: Крылов И.А. Басня касается стратегии и тактики Кутузова в Отечественной войне 1812г. Полководец постоянно подвергался постоянным нападкам со стороны Александра I и военной молодёжи из-за уклонений от решительных сражений под стенами Москвы, и после сдачи её Наполеону.
А зори здесь тихие... отзыв о фильме
"А зори здесь тихие..." (отзыв о фильме) Автор: Васильев Б.Л. СУЩЕСТВУЕТ МНОЖЕСТВО КНИГ И ФИЛЬМОВ О ВОЙНЕ. КАЖДЫЙ ИЗ НИХ ПО-СВОЕМУ ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ, КАЖДЫЙ РАССКАЗЫВАЕТ ИСТОРИЮ ОПРЕДЕЛЁННЫХ ГЕРОЕВ, В ОПРЕДЕЛЁННЫХ СИТУАЦИЯХ, НО ДЕЙСТВИЯ В ОСНОВНОМ ПРОИСХОДЯТ ПРИ ОДНИХ И ТЕХ ЖЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВАХ - В ГОДЫ ВОЙНЫ.
Анализ стихотворения "Фантазия" Бальмонта
Бальмонт – выдающийся поэт-символист Серебряного века. Одно из его произведений – стихотворение «Фантазия», написанное в 1893 году. Поэт описывает в нём спящий зимний лес, вложив в описание всю игру лирического воображения.
Преимущества и несовершенства кинофильма Ромео и Джульетта
Автор: Зарубежная литература Режиссёр фильма – Франко Зеферели. Юные герои принадлежат к двум враждующим родам: Джульетта – к роду Капулетти, Ромео – к роду Монтекки. На балу Ромео знакомится с Джульеттой и сразу в неё влюбляется. Тибальд, брат Джульетты, убивает Меркуцио, брата Ромео. Ромео мстит Тибальду за убийство брата, сражаясь с ним и убивая его.
О фильме Андрея Тарковского "Зеркало"
"Зеркало"- фильм Андрея Тарковского (1974), один из самых сложных фильмов русского кинематографического модернизма, может быть, тем не менее, самый лучший, самый глубокий русский фильм.
Клит военачальник
Клит Черный (греч. Κλείτος, ок. 380—328 гг. до н. э.) — военачальник и личный друг Александра Великого.
Офелл
(греч. Οφελλας, лат. Ophellas, ум. ок. 309 до н. э.) — офицер в армии Александра Великого, затем правитель Киренаики.
Гарпал
Га́рпал (греч. Άρπαλος, лат. Harpalus, ум. 323 до н. э.) — друг и казначей Александра Великого. Гарпал, сын Махата, знал Александра ещё в юности и был изгнан Филиппом II за участие в попытке авантюрной женитьбы Александра на дочери персидского сатрапа Пиксодара (см.
Ким-Станкевич, Александра Петровна
Введение 1 Биография 2 Память Список литературы Введение Александра Петровна Ким-Станкевич (22 февраля 1885(18850222) — 16 сентября 1918) — революционерка-интернационалистка корейского происхождения, первая кореянка-член РСДРП(б), народный комиссар по иностранным делам Хабаровского совета.
Коронационный альбом Александра Второго
Введение 1 История издания 2 Оформление альбома 3 План Введение 4 Переиздание 5 Источники Введение Коронационный альбом Александра II – церемониальный альбом.
Александр фильм
Введение 1 Сюжет 2 В ролях 3 Интересные факты 4 Исторические неточности в фильме Введение «Александр» (англ. Alexander) — исторический фильм режиссёра Оливера Стоуна о жизни и смерти полководца Александра Македонского. Картина, снятая за рекордный для Стоуна бюджет (150 млн долларов), провалилась в американском прокате, получив негативные отзывы как критиков, так и зрителей.
Муравьёва, Александра Григорьевна
Введение 1 Биография 2 Дети Список литературы Введение Александра (Александрина) Григорьевна Муравьёва (1804 — 22 ноября 1832, Петровский Завод), урождённая графиня Чернышёва, сестра декабриста З. Г. Чернышёва[1], жена декабриста Н. М. Муравьёва, последовала за ним в Сибирь.
Модотти, Тина
Введение 1 Биография 2 Творчество 3 Признание 4 Тексты Введение Тина Модотти (итал. Assunta Adelaide Luigia Modotti Mondini, 17 августа 1896, Удине — 5 января 1942, Мехико) — итальянский фотограф, актриса и революционерка.
Багой любимец Александра Великого
Багой ( лат. Bagoas), сын Фарнука — персидский юноша-евнух, ставший любимцем и, как указывают источники, любовником Александра Великого.[1] Александр получил Багоя от персидского вельможи Набарзана как трофей, оставшийся от царя Дария: «Набарзан, получив обещание безопасности, встретил его с обильными дарами.
Геракл сын Александра Великого
Введение 1 Биография Список литературы Введение Геракл (лат. Heracles, Hercules, 327—309 гг. до н. э.) — сын македонского царя Александра Великого от его любовницы Барсины.
гора Гора Рашмор
Введение 1 В популярной культуре 1.1 В кинофильмах 1.2 В мультфильмах и мультсериалах 1.3 В компьютерных играх 1.4 В аниме 1.5 Другое 2 Интересные факты
Лябурб, Жанна
Введение 1 Биография 2 Отзывы 3 Память 4 В искусстве Список литературы Введение Жанна Мари Лябурб (фр. Jeanne Labourbe[1]; 8 апреля 1877(18770408), Лапалис, Франция — 2 марта 1919, Одесса[2]) — организатор французской коммунистической группы в Москве, участница Гражданской войны.
Крутой маршрут фильм, 1956
Введение 1 Сюжет 2 Факты 2.1 Отличия от оригинальных событий Введение «Крутой маршрут» (англ. The Great Locomotive Chase) — приключенческий кинофильм студии Walt Disney Pictures, основанный на реальном событии Американской Гражданской войны.
Битва при Иссе мозаика
План Введение 1 Обнаружение и сохранность 2 Иконография 3 Прообраз Введение Александрова мозаика — наиболее известная античная мозаика с изображением Александра Македонского в битве с персидским царём Дарием III. Мозаика выложена из около полутора миллионов кусочков, собранных в картину по технике, известной как «opus vermiculatum», то есть кусочки собирались один к одному по извилистым линиям.
Варшавское соглашение
Варшавское соглашение , также Варшавское свидание — так называемая конференция или просто встреча императора Александра II со своими «новыми» союзниками, произошедшая в октябре 1860 года в Варшаве, сразу же, после известной Охоты в Беловежской Пуще (6 и 7 октября 1860 года).
Мост Александра III
Мост Александра III Мост Александра III (фр. Pont Alexandre III) — одноарочный мост, перекинутый через Сену в Париже между Домом инвалидов и Елисейскими полями. Длина моста составляет 160 метров. Чтобы не заслонять панораму Елисейских полей, высота сооружения не превышает шести метров, что на момент его создания считалось удивительным достижением.
Адам Езерский
План Введение 1 Карьера 2 Личная жизнь 3 Фильмография Список литературы Введение А́дам Езе́рский (польск. Adam Jezierski, р. 11 июля 1990) — испанский актёр польского происхождения. Больше всего известен своей ролью Горки Мартинеса в сериале «Физика или химия» телеканала Antena 3.
Александро-Невский собор Москва
Александро-Невский собор — снесённый кафедральный собор на Миусской площади в Москве. Крупнейший из ряда соборов Александра Невского, построенных на территории Российской Империи. Второй по величине исторический храм Москвы после Храма Христа Спасителя.
Повесть о житии Александра Невского
План Введение 1 О повести Список литературы Введение Повесть о житии и о храбрости благоверного и великого князя Александра или Повесть о житии Александра Невского - литературное произведение XIII века, агиографического жанра
Багашвили, Спартак Леванович
План Введение 1 Биография 2 Фильмография 3 Награды и премии 4 Источники Введение Спарта́к Лева́нович Багашви́ли (1914—1977), грузинский советский актёр. Народный артист Грузинской ССР (1963). Лауреат Сталинской премии первой степени (1941).
Антипатр
Антипатр (393–319 до н.э.), македонский военачальник, ближайший сподвижник царя Филиппа II.
Бухиред, Джамиля
Джамиля Бухиред (араб. جميلة بوحيرد, родилась в 1935(1935)) — алжирская революционерка, одна из известнейших женщин-участниц национально-освободительной борьбы Алжира.
Дюбарри, Мари Жанна
Мари Жанна Бекю (фр. Marie-Jeanne Bйcu), по мужу графиня Дюбарри́ (comtesse du Barry, 19 августа 1746 — 8 декабря 1793) — официальная фаворитка французского короля Людовика XV, незаконная дочь сборщика податей Гомара де Вобернье (Gomard de Vaubernier). Помимо фамилий матери (Бекю) и отца (Гомар), пользовалась также псевдонимом Ланж (фр.
Александр IV Македонский
Александр IV (323 — 309 гг. до н. э. ) — македонский царь, номинально правивший в 316 — 309 гг. до н. э. Биография Сын Александра Великого от Роксаны, принцессы Бактрии, родился через месяц после смерти отца и был немедленно провозглашён царём и соправителем своего дяди, Филиппа Арридея в 323 до н. э. Вавилонские источники называют македонским царем в это время именно Филиппа Арридея, не упоминая о младенце Александре.
Винсент ван Оммен
Винсент ван Оммен (нидерл. Vincent van Ommen, р.14 июня 1982) — нидерландский актёр Исполняет одну из второстепенных ролей в фильме «Кровавое искусство».
Билеты по Истории 1 курс МТЭТ РГТЭУ
Правление Павла 1. Внутренняя политика Правление Павла 1. Внешняя политика. Первые преобразования Александра 1. (1801-1803) Преобразовательная деятельность Сперанского.
Белявский Александр Борисович
Всего в кино, в том числе зарубежном, так как А. Белявский снимался в Польше, ГДР, Северной Корее, Финляндии, Франции, Чехословакии, США, актером было сыграно более 100 ролей.