Овечкин Е.Г.
Образные и сюжетно-ролевые игрушки, функционирующие в играх и развлечениях людей, являются предметами культуры, носителями определенной социально-культурной информации. Они специфически отражают мир: природу, социум, объекты культуры, технические достижения и фантазии общества. Отражая духовный мир, игрушки воплощают персонажей народных сказок, детской литературы, мультфильмов.
Интерес к изучению игрушки известен с древности до наших дней. В России накоплен ценный научный опыт, являющийся во многом базовым для изучения игрушек. Один из первых российских игрушковедов Л.Г.Оршанский справедливо отмечал: "Нельзя в игрушке интересоваться только элементом обучения, педагогической стороной; недостаточно также психологической стороны, потому что здесь есть и первое, и второе, и еще много иных сторон" (Оршанский Л.Г. Игрушки. Статьи по истории, этнографии и психологии игрушек. М.- Петроград, 1923. С.101). Одной из таких сторон является социологическое рассмотрение игры и игрушки.
Социологическое изучение игрушек и игр дополняет педагогическое, психологическое, искусствоведческое и обладает спецификой. Связанную с обществом область изучения игрушки можно условно разделить на два аспекта: "игрушка в обществе" (социологический аспект) и "общество в игрушке" (социолого-искусствоведческий аспект).
Первый аспект связан с изучением функционирования игрушки в обществе. В этом аспекте игрушки могут изучаться как средство социализации личности в структуре того или иного общества, его подсистем. Как писал игрушковед Н.Д.Бартрам, "каждая из этих игрушек есть одно из звеньев, хотя бы и мельчайших, закономерного построения различных культур" (Бартрам Н.Д. Избранные статьи. Воспоминания о художнике. М., 1979. С.51). К первому же аспекту относится вопрос, связанный с влиянием общества на развитие игрушек, т.е. изучение социальных факторов, влияющих на появление новых и исчезновение старых образцов игрушек и развитие их тем и образов.
Второй аспект невозможно считать чисто социологическими. Его рассмотрение находится на стыке социологии и искусствоведения. Он связан с вопросом, как и почему то или иное общество отражено в игрушке, какие элементы социальной системы находят выражение в темах и образах игрушек. Бартрам считал, что "каждая страна выражается в своей игрушке по-своему, характеризуя ту или иную эпоху" (Бартрам Н.Д. Избранные статьи... С.50).
История советской игрушки насчитывает многие десятки лет. В 1918 году Наркомпрос основал Музей игрушки с целью изучения истории и этнографии игрушки. После 1930 года началась работа по созданию новой советской игрушки, отражающей новую эпоху и нового человека - строителя социализма (до этого времени работа над игрушкой и производство игрушек находилось в стихийном состоянии). Формирование нового типа личности, основанного на социалистических нормах, ценностях и стереотипах поведения, требовало создания новых образцов игрушки. В мае 1932 года был основан Всесоюзный научно-исследовательский институт игрушки в г. Загорске (ВНИИИ) с филиалом в г. Вятке. Это были единственные в мире научные учреждения (См.: Игрушка Горьковского края. Загорск, 1933. С.4).
Взгляды Д.Б.Эльконина позволяют рассматривать игрушку в качестве средства передачи общественного опыта (См.: Пряхин В.П. История советской игрушки за 60 лет (педагогический, художественный и производственно-товарный аспекты). Автореферат кандидатской диссертации. М., 1979. С.15). Различные типы игрушек способствуют передаче разнообразного культурного, социального и общественного опыта.
В 50-е гг. в практической работе советских педагогов и детских учреждений была принята следующая рабочая группировка игр и игрушек: 1) игрушки для творческих сюжетных игр (например, куклы); 2) игрушки-занятия (настольные игры, полуфабрикаты, стройматериалы, конструкторы и др.); 3) технические игрушки (машины, трактора и т.д.); 4) игрушки для подвижных и спортивных игр; 5) декоративные карнавально-праздничные игрушки (См.: Байковская О.Ф. Просмотр массовой продукции артелей. // Игрушка. М., 1950. С.37). Мы видим, что игрушки обладают различными функциями и нацелены на трансляцию различного опыта: ценностей, норм и стереотипов поведения.
Многие из вышеперечисленных игрушек имеют общие признаки: они образны и сюжетны. К ним относятся куклы, технические игрушки, декоративно-праздничные игрушки. Образные и сюжетные игрушки содействуют "творческой подражательной игре, через которую ребенок выявляет, закрепляет и углубляет свой социальный опыт, расширяет его... Они направляют внимание ребенка на те или иные явления окружающей жизни, определяют содержание игры, дают направленность интересам, переживаниям" (Флерина Е.А. Игра и игрушка. М., 1973. С.23).
Из многообразного мира игрушек необходимо выбрать игрушки, которые являются объектом социологического изучения, т.е. представляют интерес с точки зрения социологии. На наш взгляд, объектом социологического изучения являются образные, сюжетные и сюжетно-ролевые игрушки, способствующие передаче социального (социокультурного, общественного) опыта.
Предмет социологического изучения - игра и общение человека как развивающейся личности с игрушками, способствующими передаче социального опыта: норм, ценностей и стереотипов поведения в условиях советского общества и его подсистем.
Цель изучения - выявить и проанализировать типические ситуации игр и общения личности с массовыми игрушками советского общества. Перед исследователем встают задачи: во-первых, установить социальные факторы, влияющие на генезис и развитие тем и образов советских игрушек; во-вторых, выяснить, как и в связи с чем в советской игрушке отражена общественная система; и, в-третьих, определить функции, выполняемые различными типами игрушек в структуре советского общества и его подсистем. Для решения этих задач необходимо исследовать массовые игрушки СССР и их функции в различные периоды истории советского общества.
Отражательная функция образной и сюжетной игрушки отмечалась давно: "Обладая целым рядом самых различных ценностей, - писал Н.Д.Бартрам, - игрушка по своему существу делится на игрушку как "радость ребенка" и игрушку, отражающую жизнь, являющуюся как бы ее зеркалом" (Бартрам Н.Д. Избранные статьи... С.46). К этому сравнению следует добавить, что игрушка специфически - "игриво" отражает природу, социум, объекты культуры и технические достижения и фантазии общества. В игрушках, отражающих реальные объекты, содержание игрушек игриво преломляется в их форме, т.е. трактуется на игрушечный лад. В.П.Пряхин называл эту специфику "своеобразием изобразительного языка игрушки". Элементы социальной системы специфически отражаются в советских игрушках. Остановимся на одном примере.
В 1948 году в СССР был проведен республиканский конкурс на новые образцы игрушек. Он был организован Управлением промышленной кооперации при Совете Министров РСФСР. Артель имени 8 марта (г. Москва) подготовила серию кукол (размером 40 и 25 см) по образцам художников Е.Е.Борисовой и М.Н.Бартрам. Авторы воспроизвели в моделях игровых кукол образы советских людей разных специальностей, профессий и занятий. Куклы-мальчики и куклы-девочки одеты в различные костюмы и снабжены ролевыми и профессиональными атрибутами. Они представляют нахимовца, суворовца, летчика, пограничника, врача, шахтера, рабочего, милиционера, школьницу, дежурную по станции, санитарку, физкультурников и колхозников. Куклы названы соответственно: "Физкультурница", "Суворовец", "Врач", "Пограничник", "Школьница", "Нахимовец" и др.
В этих куклах отражаются социальные роли и профессии, присущие советскому обществу конца 40-х гг. Куклы отражают роли, относящиеся к молодежи, а также роли и профессии взрослых членов общества. Куклы в специфической - игривой форме воспроизводят элементы ролевой и профессиональной структуры советского общества и, тем самым, способствуют обыгрыванию той или иной роли в процессе игры с куклой. Следует подчеркнуть, что все образцы кукол, представленные артелью имени 8 марта были освоены в массовом производстве (Россихина С.В. Куклы и предметы для игры с куклами. // Игрушка. М., 1950. С.22.).
В заключении отметим, что социологическое изучение игрушек советского общества обладает спецификой, которая проявляется в определении, прежде всего, предмета изучения, а также, цели, задач и объекта изучения. Социологический подход интересен тем, что позволяет использовать специфический угол научного зрения на игрушку и выявить неизвестные стороны ее функционирования, известные же - рассмотреть полнее.
Другие работы по теме:
Значение социологических идей О. Конта
Говоря о значении социологического творчества французского мыслителя, уместно привести слова американского социолога А. Боскова о том, что О. Конт дал социологии имя и программу. Соглашаясь с такой оценкой, нужно признать, что одного этого уже достаточно, чтобы считать его основоположником и одним из классиков мировой социологии.
Человек и общество
Экзаменационные билеты по предмету «Человек и общество» Билет №1 1. Понятие общества. Сферы общественной жизни 2. Рыночные отношения в современной экономике.
Игрушки Советского общества. История и значение
История "советской" игрушки. Социологический аспект рассмотрения игрушек. Значение современных игрушек для общества. нужно следить за тем, во что и как играет ваш ребенок. Будьте примером для своего чада. Растите с ним.
Какие игрушки предпочитают малыши?
Чем меньше дитя, тем более оно непредсказуемо в своем выборе. Сложность для взрослых заключается в отсутствии элементарных знаний по проблемам раннего детства.
Мягкая игрушка КОЛОБОК
Экзаменационный проект по технологии на тему мягкая игрушка “КОЛОБОК” Ученицы 9е класса средней школы №12 Шишкиной Натальи Руководитель: Чагина В.А.
Общества с ограниченной ответственностью (Доклад)
Общество с ограниченной ответственностью Основные положения Общество с ограниченной ответственностью является разновидностью объединения капиталов, не требующих личного участия своих членов в делах общества. Характерными признаками этой коммерцеской организации являются деление ее уставного капитала на доли участников и отсутствие ответственности последних по долгам общества.
а по дисциплине
Реферат – это краткое изложение в письменном виде содержания научного труда, используемых источников по теме. Реферат должен раскрывать основные концепции исходного текста
Винни-Пух и все-все-все
Герой этого произведения А. А. Милна Кристофер Робин живёт в воображаемом мире своих игрушек. Об их приключениях и повествует данная сказка. Каждая её глава является самостоятельной и представляет собой отдельную маленькую сказочку. Кристофер Робин — умный и храбрый, его все уважают. Он никогда не обижает своих друзей, показывая тем самым пример снисходительности к тем, кто меньше и слабее.
Соловей
Автор: Андерсен Ханс Кристиан. За садом китайского императора начинался лес, а в лесу жил соловей, который пел так хорошо, что даже бедный рыбак забывал о своем неводе, но потом снова принимался за свое дело и не думал о соловье до следующей ночи. Путешественники говорили, что соловей — лучшее, что есть у императора.
Наша квартира сочинение-описание
Автор: Сочинения на свободную тему Я живу с родителями в большом новом доме на седьмом этаже. Переехали мы сюда недавно, но уже привыкли к новому помещению: оно намного лучше прежнего.
Моя любимая игрушка
Автор: Сочинения на свободную тему Когда мне было пять лет, в день рождения мне подарили фарфорового тигренка. Он был очень маленький, мог поместиться на ладошке. я захотел взять его и поиграть, но мама сказала, что это не игрушка. Его поставили в шкаф на верхнюю полку рядом с хрустальной вазой. я заплакал, но и это делу не помогло.
Моя любимая игрушка 2
Моя любимая игрушка Автор: Сочинения на свободную тему Моя любимая игрушка. Каких только игрушек у меня не было в раннем детстве. Но вместе со мной росли и мои привязанности к игрушкам.
Моё детство 2
Моё детство Автор: Сочинения на свободную тему Моё Детство Своё детство я провела незабываемо! С раннего возраста мы всей семьёй ездили в другие страны, города.
Черты романтизма в одном из произведений русской литературы XX века.
Автор: Грин А. В повести-сказке Александра Грина “Алые паруса” отчетливо просматривается резкое разделение людей на два мира. Это мир мечтательницы Ассоль и мир обывателей, ее окружающих. Ассоль рано потеряла мать, а отец ее начал зарабатывать на жизнь изготовлением и продажей игрушек. Мир игрушек, в котором жила Ассоль, естественно, формировал ее характер.
Щелкунчик и Мышиный король
«Щелкунчик и Мышиный король» Э. Т. А. Гофмана — это рождественская сказка в сказке. В этом произведении реальное (жизнь семьи Штальбаумов) и сказочное (история Щелкунчика) переплетаются так искусно, что порой теряешься в догадках: то ли война игрушек и мышей приснилась Мари, то ли это было на самом деле...
Игра и игрушка в сфере повседневной культуры
Как правило, когда решаются вопросы, связанные с игрой как феноменом культурной жизни, будь то научно-теоретический или обыденный контекст, остаётся в стороне атрибутивный аспект проблемы.
Глиняная Игрушка
Игрушка - одно из ярких проявлений массовой культуры, глубоко жизненное и народное. Из поколения в поколение переходят традиции ремесла и искусства игрушки, передаются в народе представления о жизни, труде, красоте. Игрушка близка к фольлору, создаёт ощущение особенностей русского национального народного творчества.
Дымковская игрушка
В 1811 году генерал – майор Н.З.Хитров, зять прославленного полководца М.И.Кутузова, состоявший «при особе государя» был внезапно «удалён на Вятку».
Изготовление игрушки
Содержание Введение История игрушек в России История «советской» игрушки Забытые народные игрушки Социологическое значение игрушек Функция игрушек в обществе
Столица кукольного царства
Так называют подмосковный город Сергиев Посад, потому что именно здесь создавались российские куклы и другие игрушки. Глядя на мастеров Сергиева Посада, принимались за игрушечный промысел множество других подмосковных сел.
История плюшевого мишки
В прошлом году исполнилось 100 лет со дня начала массового выпуска плюшевых мишек. За прошедшее столетие в мире были проданы миллионы плюшевых медвежат всех размеров и цветов, став самой популярной игрушкой в мире.
Каргопольская игрушка
Основное занятие крестьян – землепашество, но наличие пригодных глин в округе дало возможность развитию подсобного гончарного промысла.
Гармония и алгебра народной игрушки
Лаконичная по форме, но столь выразительная и понятная любому ребенку, она и сегодня может не просто удивить и обрадовать малыша, но и успешно справиться с его обучением даже самым серьезным наукам.
Народные промыслы
Жостовский художественный промысел: декоративная живопись на металлических подносах. Дымковская и филимоновская игрушки, городецкая и хохломская росписи. Расписные пасхальные яйца (писанки) как прообраз русской матрешки. Гжельская и скопинская керамика.
Дымковская игрушка 2
Дымковская игрушка История промысла. Дымковская игрушка – оригинальный глиняный промысел, зародившийся и сохранившийся исключительно на территории Вятского края (Кировской области), в слободе Дымково, где издавна селились печники и гончары. Мало какой другой регион России имеет столь яркий и самобытный символ, какой имеет Вятский край в виде дымковской игрушки.
Товароведческая характеристика игрушек
Содержание Классификация игрушек по педагогическому назначению: 9 Классификация игрушек по возрасту детей: 10 Введение Игрушки и игры на всех этапах развития общества отражали в своеобразной форме материальную и духовную жизнь людей.
Столыпинская аграрная реформа 7
Сельское общество и столыпинская аграрная реформа Премьер-министр П. А. Столыпин считал преобразование сельского общества важной составной частью проводимой его правительством широкой аграрной реформы. По первоначальному плану реформы, составленному в 1906 году, предполагалось разделить сельское общество на два общества.
Союз православных граждан
«Сою́з правосла́вных гра́ждан» — российская общественная организация религиозно-патриотической направленности. Образован в 1995 году.[1] Председателем Союза православных граждан является Валентин Лебедев. Включает в себя около 60 различных организаций.
Общество архитекторов-художников
Введение 1 Деятельность Общества 2 Конкурсы, объявленные Обществом 3 Издания Общества 4 Члены Общества 5 Источники архивные 6 Источники Введение Общество архитекторов-художников - Императорское Общество архитекторов-художников - Петроградское Общество архитекторов-художников - Ленинградское Общество архитекторов-художников.
Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР
— нормативный документ, принимаемый совместно Центральным комитетом Коммунистической партии Советского Союза — высшим партийным органом в период между съездами КПСС, и Советом Министров СССР — высшим исполнительным и распорядительным органом государственной власти в СССР[1]. Данные постановления определяли различные стороны деятельности общества в СССР и являлись обязательными для исполнения всеми организациями и предприятиями.
Философия и общество журнал
Философия и общество (журнал) Философия и общество Научный журнал Философия и общество ставит своей задачей освещение фундаментальных проблем общества, социально-философский анализ актуальных проблем культуры, цивилизации, социального детерминизма, периодизации мировой истории и т.д. Здесь публикуются статьи как философской, так и исторической тематики, материалы по социологическим и экономическим проблемам, философии истории, герменевтике и структурализму, гносеологии и онтологии, глобальным проблемам современности.