В начале 50-х годов 12 века, вскоре после создания нового хора в Сен-Дени, началось строительство небольшого собора Нотр-Дам в Санлисе, также к северу от Парижа. Стиль его несет на себе отчетливые следы влияния тех новшеств, которые были использованы в Сен-Дени. И хотя интерьер этого собора, несколько раз перестраивавшегося после пожаров, в конце концов приобрел черты, характерные для поздней готики, все же в первозданном виде сохранились обход и хор с монолитными колоннами и венцом капелл. На плане явственно видны признаки нового стиля, начавшего формироваться под воздействием церкви Сен-Дени, хотя капеллы здесь отделены от сводов деамбулатория. Несмотря на то что собор в Санлисе возводился не по частям, а в один этап, его создатели не пожелали сделать фасад более современным в соответствии со стилем хора. Они предпочли просто скопировать западный фасад церкви Сен-Дени. В результате вестверк собора в Санлисе также имеет два пролета в глубину - как если бы его нужно было соединить с центральным нефом более старой конструкции. Иными словами, собор в Санлисе, будучи совершенно новым сооружением, тем не менее механически повторяет некоторые приемы совмещения различных стилей, использованные в Сен-Дени, где это оправдывалось историческими изменениями в проекте здания.
Приблизительно в то же время бенедиктинцы из аббатства Сен-Жермен-де-Пре в Париже приступили к реконструкции своей церкви. Они сохранили центральный неф 11 века, а также старую западную башню, которую, впрочем, украсили более современным скульптурным порталом. Здесь, как и в Сен-Дени, полностью перестроен только хор, капеллы которого стали располагаться венцом; в 1163 году этот хор был освящен папой Александром 3. Внутри апсиды и в остальном пространстве хора вместо обычных изящных монолитных колонн были установлены более мощные опорные столбы с высокими капителями. Обладавшие классическими пропорциями, эти колонны выполняли не только прикладные, но и эстетические функции. Благодаря им удалось сгладить неприятное противоречие между прямыми боковыми стенами и округлой апсидой хора. Кроме того, полученное стилистическое единство хора было подкреплено единообразными пучками высоких пилястров, протянувшихся вдоль колонн до самого свода. Эта цельность композиции отвлекала посетителей церкви от того факта, что внешние пилястры апсиды и боковых стен хора поддерживали различные по форме арки и нервюры, зритель замечал только гармонию и структурную логику хора, которые в то же время эффектно контрастировали с крышей нефа - все еще плоской.
По вертикальному разрезу интерьера Сен-Жермен-де-Пре хор делится на три яруса: в отличие от двухъярусного центрального нефа он снабжен дополнительным этажом - трифорием. Арки трифория были освящены в 13 веке, когда верхние окна центрального нефа удлинили, чтобы улучшить освещенность интерьера. Следы этой реконструкции до сих пор заметны с наружной стороны здания: крыша над боковым нефом стала более плоской по сравнению с первоначальной, из-за чего старые, короткие колонны, обрамляющие окна, обрываются примерно на середине стены. Аркбутаны же остались нетронутыми, благодаря чему церковь Сен-Жермен-де-Пре ныне является обладательницей самых старинных готических аркбутанов, сохранившихся до наших дней.
Интерьер здания также свидетельствует о том, насколько мастерски умел зодчий подчеркнуть относительное значение различных элементов церкви. Если стены бокового нефа в основном гладкие и оснащены лишь окнами в круглых арках, то окна капелл и верхнего яруса центрального нефа обрамлены стрельчатыми арками, которые в центральном нефе выглядят еще рельефнее благодаря пилястрам и декоративным архивольтам. Кроме того, заметна градация в масштабах различных частей здания. Таким образом, не только в Сен-Дени, но и в Париже зодчие могли принимать в расчет риторическую теорию соответствия между сюжетом речи и стилем. И вообще, понять архитектуру церкви Сен-Жермен-де-Пре невозможно, если не воспринять ее как еще одно отражение архитектуры церкви Сен-Дени. Ведь и здесь тот факт, что реконструкции подверглись лишь отдельные части здания, едва ли можно объяснить простой экономией средств, его следует рассматривать как элемент тщательно продуманного плана. В то время монастырь Сен-Жермен-де-Пре соперничал с Сен-Дени, также пытаясь вернуть себе роль традиционного места погребения королей; именно поэтому были обновлены мемориал и надгробия похороненных здесь королей из династии Меровингов.
Другие работы по теме:
Кикины палаты
Кикины палаты Ки́кины пала́ты — памятник архитектуры петровского барокко, находящийся в Санкт-Петербурге по адресу Ставропольская улица, дом 9.
Архитектура бренда
Каждая архитектура брендинга имеет свои организационные последствия, меняющие роль группы по отношению к ее дочерним и субдочерним компаниям
Dreadful Shadows
Свой нелегкий труд по внедрению готической музыки в сознание слушателей "Dreadful shadows" в феврале 1993 года.
For My Pain
Хотя "For my pain" официально образовались в 2002 году, идея основания этого финского коллектива возникла еще в 1999-м. Мысль о создании атмосферно-готической группы появилась у Алтти Ветелайнена (бас) и Петри Санкала (ударные).
Готика в средневековой Западной Европе
Text Text Graphics Готика в средневековой Западной Европе Graphics Вопросы Какой вид искусства наиболее ярко и активно развивался в средневековой Западной Европе? Масляная живопись Архитектура Керамика Мозаика Graphics
Особенности готики Франции
Готический стиль - это художественный стиль, явившийся завершающим этапом в развитии средних веков искусства стран Западной, Центральной и частично Восточной Европы (между серединой 12 и 16 веков).
Готическая архитектура
Готика была первым по-настоящему самобытным архитектурным стилем, родившимся в Северной Европе. Более 300 лет вздымающиеся ввысь, пронизанные светом соборы и церкви являлись олицетворением смирения и гордыни средневековых христиан.
Амьенский собор
Амьенский собор, один из самых известных готических соборов в мире и один из самых крупных во Франции (длина 145 м).
Франсуа Мориак. Дорога в никуда
Мы застаем богатое семейство Револю в критический момент их жизни. Мадам Револю, её сыновья Дени и Жюльен, её дочь Рози узнают ужасную новость — их отец, владелец самой крупной в городе нотариальной конторы — Оскар Револю — разорен.
Каролинги 2
Кароли́нги (лат. Carolingi, фр. Carolingiens, нем. Karolinger, итал. Carolingi) — королевская и императорская династия в государстве франков, а после его распада — в Западно-Франкском королевстве, в Восточно-Франкском королевстве, в Италии и в некоторых мелких государствах.
День архитектуры Украины
День архитектуры Украины » ( укр. «День архітектури України» ) — национальный профессиональный праздник, украинских архитекторов и ценителей архитектурных шедевров страны, который отмечается в Республике Украина ежегодно 1 июля[1].«День архитектуры Украины» появился в украинском официальном календаре после распада Советского Союза в 1995 году, после того, как 17 июня 1995 года, «в поддержку инициативы архитекторов и градостроителей, их творческих союзов, работников проектных организаций и местных органов градостроительства и архитектуры», в столице республики городе-герое Киеве, второй президент Украины Леонид Данилович Кучма подписал Указ N 456/95 «О Дне архитектуры Украины» который предписывал отмечать его в Республике Украина каждый год первого июля.
Дионисий Парижский
Введение 1 Житие 2 Почитание 2.1 Православное почитание Дионисия в Париже 3 Отождествление Дионисия Парижского с Дионисием Ареопагитом Введение Диони́сий Пари́жский (фр. Saint Denis, лат. Dionysius) — христианский святой III века, первый епископ Парижа, священномученик.
Племянник Рамо
Введение 1 Сюжет 2 История публикации Список литературы Введение «Племянник Рамо» (Le Neveu de Rameau) — философско-сатирический диалог Дени Дидро, написанный предположительно в 1760-е годы, но впервые опубликованный только в XIX веке. Современные исследователи считают его «вершиной художественного творчества Дидро»[1].
Петровское барокко
Петро́вское баро́кко — термин, применяемый историками искусства к архитектурному и художественному стилю, одобренному Петром I и широко использованному для проектирования зданий в новой российской столице Санкт-Петербурге.
Большие французские хроники
Введение 1 Текст 1.1 Создание 1.2 Характеристика 1.3 Русский текст 2 Иллюминированные экземпляры Список литературы Введение Возвращение Изабеллы, королевы Англии, на родину — во Францию. Миниатюра «Хроник» работы Жана Фуке
Бланка Французская герцогиня Орлеанская
Бланка Французская (фр. Blanche de France), (1 апреля 1328 — 8 февраля 1393) — французская принцесса из династии Капетингов, посмертная дочь короля Карла IV и Жанны д’Эврё, супруга Филиппа, первого герцога Орлеанского.
Псевдорусский стиль
Введение 1 Развитие 1.1 Развитие в конце XIX века 1.2 Развитие в начале XX века Список литературы Введение Псевдорусский стиль является общим условным названием совокупности ряда течений в русской архитектуре, возникших во второй четверти XIX века и представляющих собой синтез традиций древнерусского и русского зодчества, а также ассоциируемых с ними элементов византийской архитектуры.[1]
Жанна д Эврё
План Введение 1 Биография 2 Наследие 3 Интересные факты Список литературы Введение Жанна (Иоанна) д'Эврё (фр. Jeanne d'Йvreux), (1310 — 4 марта 1371, замок Бри-Комт-Робер, Франция) — королева Франции в 1325 — 1328 годах, дочь Людовика Французского, графа д'Эврё, единокровного брата короля Филиппа IV Красивого, и Маргариты д'Артуа.
Дионисий Малый
Дионисий Малый , Дени Малый (первая половина VI в.) — римский аббат, скиф или гето-дак по происхождению, основоположник летосчисления от рождества Христова (или от начала нашей эры). По поручению папы римского Иоанна I в 525 г. составлял пасхальные таблицы. Отказавшись от тогдашнего летосчисления, начинавшегося от первого года правления жестокого гонителя христиан римского императора Диоклетиана, предложил новую систему счёта годов.
Библиотека РусАрх
Библиотека «РусАрх» — крупнейшая в Рунете некоммерческая специализированная электронная научная библиотека по истории древнерусской архитектуры.
Марсово поле Париж
Вид на Марсово поле с верхнего этажа Эйфелевой башни Марсово поле (фр. Champ de Mars) — общественный парк в 7-м округе Парижа, между Эйфелевой башней с северо-запада и Военной школой с юго-запада. Находится в западной части города, на левом берегу Сены.
Аббатство Сен-Дени
Аббатство Сен-Дени (фр. Abbaye de Saint-Denis) — бенедиктинское аббатство в Сен-Дени, северном пригороде Парижа, главный монастырь средневековой Франции.
Денисьев, Лука Алексеевич
Лука́ Алексе́евич Дени́сьев (1762 – 1846), российский офицер и военачальник эпохи наполеоновских войн, генерал-майор. Биография
Денисов, Василий Тимофеевич
Васи́лий Тимофе́евич Дени́сов (1777 – 1822), российский командир эпохи наполеоновских войн, генерал-майор Биография «Из полковничьих детей Войска Донского». В 1788 г. зачислен на службу в лейб-казачью команду. 15 июля 1789 за участие в войне со шведами был переименован в поручики.
Денисьев, Пётр Васильевич
Пётр Васи́льевич Дени́сьев (1766 – после 1849), генерал-майор. Биография Из дворян Курской губернии. В службе с 14 апреля 1785 вахмистром в л.-гв. Конном полку. 1 января 1794 выпущен капитаном в Малороссийский гренадерский полк. Воевал в Польше в 1794 г. В 1806-1807 гг. отличился при Прейсиш-Эйлау, Гейльсберге, Фридланде. 13 декабря 1807 произведён в полковники.
Людовик Фердинанд дофин Франции
Введение 1 Биография 1.1 Ранняя жизнь 1.2 Брак и дети 1.3 Характеристика 1.4 Смерть и погребение Введение Людовик Фердинанд, дофин Франции (фр. Louis Ferdinand, dauphin de France; 4 сентября 1729 — 20 декабря 1765), старший (и единственный выживший) сын Людовика XV и Марии Лещинской, наследник французского престола.
Филиппо Брунеллески
Филиппо Брунеллески (1337-1446) - один из величайших итальянских зодчих XV столетия. Он открывает новую главу в истории архитектуры - формирование стиля Возрождения. Новаторская роль мастера была отмечена еще его современниками.
Абеляр
Абеляр, Пьер (Petrus Abaelardus лат., Pierre Abelard фр.) средневековый философ и теолог. Родился в окрестностях Нанта в благородной семье. Избрав карьеру ученого, отказался от права первородства в пользу младшего брата.
Анж Жак Габриель
Габриель, Анж Жак (Gabriel, Ange-Jacque) (1698–1782), французский архитектор, один из основоположников классицизма 18 в.
Архитектура в 3-х эпохах
Зарождение архитектуры относится ко времени первобытнообщинного строя, когда возникли первые искусственно сооружаемые жилища и поселения. Были освоены простейшие приемы организации пространства на основе прямоугольника и круга, началось развитие конструктивных систем с опорами.