Галерея Боргезе — самая блестящая из частных коллекций, а сам дворец Боргезе — самый роскошный из всех жилищ. По своим размерам и богатству фондов Галерея не может соперничать с такими музеями, как Лувр, Эрмитаж, Метрополитен-музей и др. Однако она принадлежит к числу хоть и небольших, но чрезвычайно ценных собраний произведений искусства.
Галерею Боргезе называют «Елисейскими полями» Рима, так как она является одним из тех исполинских сооружений, которые римская аристократия громоздила во времена своего могущества.
Официально датой основания Галереи принято считать 1902 год, когда богатейшая частная коллекция семьи Боргезе была приобретена государством и открыта для широкой публики. Сама же коллекция сложилась в первой половине XVII века.
История создания Галереи связана с историей большой семьи, достигшей высочайшей власти. В 1550 году из Сиены в Рим приехал Маркантонио Боргезе, выходец из богатого патрицианского рода. На горе Пинчо, на которой выращивали виноград, он купил небольшой участок земли. Овдовев, он вскоре женился на Фламии Асталии — представительнице одной из самых блестящих римских семей.
В 1605 году его старший сын, Камилло Боргезе, становится римским папой — Павлом V. Занимаясь общественными постройками, в основном направленными на прославление католической церкви, папа
Павел V не забывал и о своей семье. С первых дней его понтификатства для семьи Боргезе открылись самые широчайшие возможности. Усыновив своего племянника Шипионе Кафарелли и сделав его кардиналом, папа предоставил в его распоряжение большие денежные средства. Вот тогда кардинал Боргезе при могущественнейшей поддержке папы и приступил к собиранию коллекции.
Благодаря покупкам и подаркам, которые буквально текли в его руки, а иногда и с помощью насилия, в довольно короткий срок он создает одну из лучших княжеских коллекций того времени. У Томмазо делла Порта кардинал Боргезе приобрел богатую коллекцию античной скульптуры. За 4000 скуди он покупает у кардинала Сфондрато 70 картин, в числе которых были шедевры Тициана «Венера, завязывающая глаза Амуру» и аллегорическая картина «Любовь земная и любовь небесная», исполненная светлой, упоительной жизнерадостности. Она была написана не позднее 1515 года и является одной из первых картин великого мастера. Это одна из самых знаменитейших картин во всем свете, а некоторые искусствоведы считают ее величайшим произведением живописи, которое когда-либо было исполнено рукой смертного.
Сюжет картины — обнаженное женское тело на фоне пейзажа — трудно поддается расшифровке. Некоторые исследователи считают, что на полотне изображена встреча Медеи и Венеры из «Сна Полифема» — литературной аллегории, написанной в XV веке Франческо Колонна. Другие видят в этой картине портрет возлюбленной художника — красавицы Виоланты, изображенной и в одеждах, и обнаженной.
Но какой бы сюжет первоначально ни существовал (литературный, символический или аллегорический), он вскоре был забыт, так как уже не имел никакого значения в сравнении с художественной силой полотна.
На фоне широкой панорамы пейзажа изображены две прекрасные женщины: одна обнаженная, другая в роскошном одеянии. Обе сидят на краю великолепного античного саркофага, служащего бассейном. Слева у «колодца жизни» сидит облаченная в богатый наряд Любовь земная. Она держит цветы и уже наполненную, закрытую чашу.
По другую сторону бассейна сидит Любовь небесная — чистая и торжествующая в своей наготе. Нежная белизна кожи обнаженной женщины оттеняется красной накидкой и белой тканью.
В левой женщине некоторые искусствоведы усматривают «Стыдливость», которая в закрытой чаше скрывает свои богатства. По глазам ее видно, что она прислушивается к плеску воды, а может быть, к тем соблазнительным словам, с которыми к ней обращается нагая красавица. Загадочность этого полотна Тициана доходит до того, что коекто из исследователей видел в его сюжете «Венеру, убеждающую Медею».
Поэтическому единству картины в немалой степени способствует и пейзаж. Темно-зеленые кроны деревьев, тяжелые влажные облака над неподвижной водой самым чудесным образом гармонируют с красотой женщин.
По всему пейзажу разливаются теплые лучи заходящего солнца: по холму, увенчанному городком с башнями, по деревушке с высокой колокольней, по покрытым травой полям. Пейзаж несет на себе следы и некоторой повествовательности, ведь художнику хочется показать так много. Вот выскочил на поляну охотник, который гонится за зайцем... На опушке леса зритель видит влюбленную парочку...
Но несмотря на обилие подобных мотивов, композиция картины представляет единое целое. В ней нет ничего разнородного, все объединено горячим дыханием природы и залито лучами вечернего солнца.
...Из ведущихся в это время в Риме и его окрестностях (а также в других местах) раскопок львиная доля находок тоже попадает в коллекцию Боргезе. Когда не помогали ни угрозы, ни деньги, а желание купить прославленное произведение было огромно, кардинал не останавливался ни перед чем. Так, по его приказу монахи церкви Сан Франческо в Перужде похитили ночью и тайно переправили в Рим картину Рафаэля «Снятие с креста».
Эта картина была написана 24-летним Рафаэлем по заказу Аталанты Больони, знатной урбинской дамы, в память об убитом сыне. Картина эта и находилась в семейной капелле Больони в церкви Сан Франческо. Все протесты разгневанных граждан Перуджи привели только к тому, что им была отправлена копия, выполненная Кавальере д'Арпино.
С началом собирания произведений искусства у кардинала Боргезе возникла мысль построить для своих сокровищ дворец. Конечно, он задумывался не как музей, а как место отдыха и развлечений кардинала и его друзей в окружении любимых произведений искусства. Над украшением парка виллы Боргезе вместе с отцом работал молодой тогда скульптор Лоренцо Бернини. Кардинал сразу же угадал в нем будущего великого мастера, он настолько дорожил его творениями, что не постеснялся забрать назад подаренные им же самим кардиналу Людовизи скульптуры молодого Бернини («Похищение Прозерпины» и «Аполлон и Дафна»).
Коллекция скульптур Лоренцо Бернини в Галерее Боргезе заслуженно пользуется всемирной славой. Ни один музей мира не может похвастать таким количеством работ этого мастера (в Галерее находится 11 его скульптур) и таким их прекрасным исполнением.
Князья Боргезе ежегодно давали пир для римских обывателей, и множество собравшихся гостей едва занимали треть садов, окаймлявших роскошную виллу. Радушие хозяина к своим гостям сказывалось буквально во всем. В ограде, усыпанной песком, устланной дерном и окруженной деревьями, от 12 до 30 тысяч человек могли любоваться конскими скачками, плясками гаеров и выставками зверей.
Радушие и уважение гостей к своему хозяину тоже было велико. Многолюдство гостей состояло из мужчин, чисто одетых и со взорами умными, светлыми. Они наслаждались игрищами, которые страстно нравились еще их праотцам. Не было на празднике никакого замешательства, беспорядка, сутолоки, ибо каждый простой гражданин почитал себя лично приглашенным. Это убеждение было общим, и каждый житель Рима был чрезвычайно учтив и любезен по отношению к другим.
В 1633 году, незадолго до смерти, кардинал Боргезе назначил наследником своего брата — Маркантонио II. Стремясь сохранить коллекцию в целости, он передал ее в ведение специальной комиссии, которая и должна была следить за выполнением его воли. По условиям завещания, собрание картин и скульптур не могло быть делимо и должно было переходить от одного наследника к другому. Опасения кардинала о сохранности коллекции не были напрасными.
К началу XVIII века интерес семейства Боргезе к коллекции сильно уменьшился. Новая ветвь семейства стала больше интересоваться землей и лошадьми, и вскоре начались утечки произведений из бесценной коллекции, связанные с разделом по наследству и перевозом произведений в другие дворцы.
Французская буржуазная революция, а затем прокатившаяся по Италии волна восстаний породили панику среди итальянской аристократии. Этой паникой быстро и ловко воспользовались английские и французские торговцы, которые почти за бесценок скупали прекраснейшие произведения искусства. Так, из коллекции Боргезе были проданы прославленное полотно Караваджо «Трапеза в Эммаусе» и три картины Рафаэля («Сон рыцаря», «Святая Екатерина» и «Три грации»).
Самые большие невзгоды обрушились на коллекцию, когда Камилло Боргезе женился на Паолине Бонапарт — сестре Наполеона. Князь был поставлен в такие условия, что не мог сопротивляться наполеоновскому нажиму, и вынужден был уступить Франции 200 античных скульптур.
Вилла Боргезе уже в древние времена представляла собой редкий по бесценности своего собрания музей. Когда великий Веласкес во время посещения Италии получил разрешение осмотреть ее сокровища, уже сад, окружавший виллу, привел его в состояние трепетного восторга. Высокие деревья смыкали свои кроны над зеленой водой бассейна. В тени, словно избегая солнца, стояла мраморная Венера. Она, казалось, собралась окунуться в зеленоватую глубину, как вдруг услышала какой-то шорох. В испуге поднесла богиня к груди руку, да так и застыла на месте...
Другие работы по теме:
Сочинения на свободную тему - В третьяковской галерее 1
Третьяковская галерея в Москве один из крупнейших в мире музеев русского изобразительного искусства. Она была основана в году П. М. Третьяковым как частное собрание. Как отмечают искусствоведы наиболее полно в частной коллекции.
Морские истории
Целая галерея замечательных образов проходит перед нами в «Морских историях» — сборнике рассказов Б. С. Житкова. Писатель показывает своих героев в решающую минуту — в минуту, требующую напряжения всех человеческих сил. Они идут на подвиг, рискуя собой, обретая второе дыхание, совершая невозможное.
Стиль барокко в скульптуре Л. Бернини
Баро́кко ( «порочный», «распущенный», «склонный к излишествам», «жемчужина неправильной формы) — характеристика европейской культуры XVII—XVIII веков, центром которой была Италия. Стиль барокко появился в XVI—XVII веках в итальянских городах: Риме, Мантуе, Венеции, Флоренции. Эпоху барокко принято считать началом триумфального шествия «западной цивилизации».
Оули-Хиллз
План Введение 1 Галерея изображений 2 Другие американские мегалиты Список литературы Введение Каменные сооружения Оули-Хиллз, англ. Oley Hills stone work site находятся в округе Беркс, штат Пенсильвания, и представляют собой комплекс сооружений непонятного предназначения, выложенных методом сухой кладки — стен и холмов-каирнов, а также валунов необычной формы.[1]
Караваджо и караваджизм
Караваджо (Caravaggio; собственно Меризи да Караваджо, Merisi da Caravaggio) Микеланджело (28.9.1573, Караваджо, Ломбардия, — 18.7.1610, Порто-Эрколе, Тоскана), итальянский живописец.
Государственная Третьяковская галерея
Ее популярность почти легендарна. Чтобы увидеть ее сокровища, сотни тысяч людей приезжают ежегодно в тихий Лаврушинский переулок, что расположен в одном из древнейших районов Москвы, в Замоскворечье.
Наскальные рисунки в Гобустане
Введение 1 Исследования 2 Рисунки 3 Галерея Наскальные рисунки в Гобустане Введение Наскальные рисунки в Гобустане, сделанные в период мезолита, находятся в Гобустанском заповеднике.
Белиз город
Введение 1 Достопримечательности 2 Галерея Список литературы Введение Белиз (англ. Belize) — крупнейший город и порт в государстве Белиз. Расположен на берегу Карибского моря, в восточной части Белиза. Основан английскими моряками в конце XVII века, в устье ручья Оуловер. Использовался как перевалочная база для торговцев и рубщиков леса.
Тускляк бронзовый
Введение 1 Описание 2 Распространение 3 Экология и местообитания 4 Галерея Список литературы Введение Тускляк бронзовый[2] (лат. Amara aenea) — вид тускляков из семейства жужелиц и подсемейства харпалин (Harpalinae).
Левицкий, Дмитрий Григорьевич
Введение 1 Биография 2 Произведения 3 Библиография Список литературы Введение Дми́трий Григо́рьевич Леви́цкий (около 1735—1822) — русский[1] живописец украинского[2] происхождения, академик, мастер парадного и камерного портрета.
Бородатая неясыть
Введение 1 Внешний вид 2 Место обитания 3 Питание 4 Размножение 5 Галерея Список литературы Введение Бородатая неясыть[1] (лат. Strix nebulosa) — крупная (размах крыльев до полутора метров) птица рода Неясыти.
Айлантовый шелкопряд
Введение 1 Распространение 2 Описание 3 Развитие 4 Экология 5 Галерея Список литературы Введение Айлантовый шелкопряд, или цинтия (лат. Samia cynthia) — вид павлиноглазок из подсемейства Arsenurinae. Гусеницы используются человеком для получения шёлка, но не является одомашненным видом, как тутовый шелкопряд (Bombyx mori).
Верховская, Лидия Никандровна
Введение 1 Творчество 2 Выставки 3 Галерея 4 Библиография Введение Лидия Никандровна Верховская — (11 октября 1882, Смоленск — 1919, Петроград), российская художница.
Аргиопа Брюнниха
Введение 1 Ловчие сети 2 Размножение 3 Галерея Список литературы Аргиопа Брюнниха Введение Аргиопа Брюнниха, или паук-оса[2] (лат. Argiope bruennichi) — вид аранеоморфных пауков из семейства Araneidae. Распространён повсеместно в Европе и в Северной Африке, а также в некоторых районах Азии. Как и у многих других представителей рода Argiope, брюшко паука-осы несёт полосатый чёрно-жёлтый рисунок.
Коровка люцерновая двадцатичетырёхточечная
Введение 1 Распространение 2 Описание 3 Экология и местообитания 4 Галерея Список литературы Введение Коровка люцерновая двадцатичетырёхточечная[1] (лат. Subcoccinella vigintiquatuorpunctata) — вид божьих коровок.
Bath Iron Works
Введение 1 История 2 Современное строительство 3 Галерея Список литературы Введение Bath Iron Works (BIW) — судостроительная верфь, расположенная на реке Кеннебек в Бате, штат Мэн (
Лысый ибис
Введение 1 Описание 2 Распространение 3 Питание 4 Поведение 5 Галерея Список литературы Введение Лы́сый и́бис[1] (лат. Geronticus calvus) — редкая птица из семейства ибисовых, распространённая в южной Африке.
Субантарктический пингвин
Введение 1 Внешний вид 2 Ареал 3 Интересные факты 4 Галерея Список литературы Введение Субантарктический (папуанский) пингвин (лат. Pygoscelis papua) — вид из рода антарктических пингвинов (Pygoscelis) семейства пингвиновых, родственный пингвинам Адели и антарктическим пингвинам.
Скосарь одиночный
Введение 1 Описание 2 Экология 3 Галерея Список литературы Введение Скосарь одиночный[1] (лат. Otiorhynchus sulcatus) — вид долгоносиков-скосарей из подсемейства Entiminae.
Лесной таракан
Введение 1 Распространение 2 Описание 3 Экология и местообитания 4 Галерея Список литературы Введение Лесной таракан[1] (лат. Ectobius sylvestris) — вид тараканов и семейства блаттеллид и подсемейства Ectobiinae.
Берёзовый шелкопряд
Введение 1 Описание 2 Распространение 3 Питание 4 Подвиды 5 Галерея Список литературы Введение Берёзовый шелкопряд (лат. Endromis versicolora) — вид из семейства берёзовых шелкопрядов.
Карликовый длиннохвостый личинкоед
Введение 1 Описание 2 Распространение 3 Размножение 4 Питание 5 Галерея Список литературы Введение Карликовый длиннохвостый личинкоед[1] (лат. Pericrocotus cinnamomeus) — маленькая певчая птица из семейства личинкоедовых.
Багамская шилохвость
Введение 1 Описание 2 Места обитания 3 Питание 4 Размножение 5 Подвиды 6 Галерея Список литературы Введение Багамская (белощёкая) шилохвостка[1] (лат. Anas bahamensis) — настоящая утка Карибского бассейна, Южной Америки и Галапагосских островов.
Антарктический пингвин
Введение 1 Ареал 2 Характеристика 3 Галерея 4 Интересные факты Список литературы Введение Антарктический пингвин (лат. Pygoscelis antarctica Forster, 1781) — вид из рода антарктических пингвинов (Pygoscelis) семейства пингвиновых, родственный пингвинам Адели и субантарктическим пингвинам.
Длинноуска зеленоватая
Введение 1 Описание 2 Галерея Список литературы Длинноуска зеленоватая Введение Длинноуска зеленоватая[1] (Adela reaumurella) — вид бабочек из семейства длинноусых молей (Adelidae). Средняя Европа.
Notoxus monoceros
Введение 1 Описание 2 Подвиды и вариететы 2.1 Вариететы 2.2 Подвиды 3 Галерея Список литературы Введение Notoxus monoceros (спинорог однорогий[2]) — вид быстрянок из подсемейства Anthicinae. В роде есть внешне схожий вид: Notoxus brachcerus (Faldermann, 1837), отличие лишь в том, что нижняя сторона брюшка у Notoxus brachcerus чёрная[3].
Бурый гриф
Введение 1 Этимология 2 Галерея Список литературы Введение Бурый гриф, или чёрный гриф[1] (лат. Aegypius monachus) — птица семейства ястребиных. Общая длина 75-100 см, длина крыла 72-85 см, размах крыльев 250-300 см, вес 7-12 кг. Это оседлая птица гор и предгорий. Обитает в Южной Европе, Северной Африке, Передней, Центральной Азии, где относительно многочислен, в небольшом числе — на юго-восточном Алтае.
Петроглифы Гямигая
План Введение 1 Галерея 2 См.так же 3 Петроглифы в России 4 Петроглифы в мире 5 Ссылка Введение Наскальная живопись Гямигая, относящаяся к IV—I тысячелетиям до. н. э. и включая период бронзы и раннего железа расположена на территории Ордубадского района, к востоку от села Насирваз, неподалёку от границы Азербайджана с Арменией.
Газель-дама
План Введение 1 Ареал 2 Описание вида 2.1 Подвиды 3 Галерея Список литературы Введение Газель-дама, или сахарская газель[1] (лат. Gazella dama) — один из видов газелей.
Украинские сечевые стрельцы
План Введение 1 Форменная одежда 2 Награды 3 Галерея Список литературы Украинские сечевые стрельцы Введение Украи́нские сечевы́е стрельцы́ (укр. Українські Січові Стрільці, УСС) — украинские военные формирования, первоначально — подразделения армии Австро-Венгерской империи, сформированые по национальному признаку во время Первой мировой войны из галичан украинофильского толка, проживавших на территории Австро-Венгрии.
Мармеладная муха
План Введение 1 Описание 2 Экология и местообитания 2.1 Питание 2.2 Паразиты 3 Галерея Введение Мармеладная муха (лат. Episyrphus balteatus) — род мух-журчалок из подсемейства Syrphinae.
Длинноногая петроика
Введение 1 Описание 2 Распространение 3 Классификация 4 Галерея Список литературы Введение Длинноногая петроика[1] (лат. Petroica australis) — певчая птица из семейства австралийские малиновки. Эндемик Новой Зеландии.
Пьетро Перуджино
Введение 1 Биография 2 Произведения 3 Библиография 5 Галерея Введение Пьетро Перуджино (итал. Pietro Perugino, дословно «Перуджийский», настоящее имя Пьетро ди Кристофоро Ваннуччи - Pietro di Cristoforo Vannucci; 1446—1524) — итальянский живописец эпохи Возрождения, представитель умбрийской школы.
Рафаэль Санти
Рафаэль (Рафаэлло) Санти (Санцио) Урбинский (1483-1520) - живописец и архитектор, сын урбинского живописца Джованни Санти.