А.Н. Мещеряков
В книге: Мещеряков А.Н. Книга японских символов. М., 2003, с. 218 - 223.
Под словом "веер" мы разумеем складывающийся предмет. Такой веер, завезенный в Европу XVII в., был предназначен для спасения модниц от театральной духоты. В русском языке слово "веер" впервые фиксируется в 1724 г. Однако первоначальный (китайский) веер не был складывающимся. Это был лист бумаги, шелка, вклеенный в бамбуковую круглую рамку. Несколько походил на ракетку для игры в пинг-понг. Самой ранней формой такого веера было опахало. В Китае такой веер ( утива ) известен по крайней мере 2000 лет.
Предназначался веер не только для "вентиляции", но также для защиты от солнца, комаров и сокрытия женского лица от посторонних глаз - японский вариант паранджи. В средневековье японские женщины полагали, что выставлять свое лицо напоказ - неприлично и даже опасно. Открытое лицо - все равно, что открытие собственного имени, делает тебя беззащитным - как перед мужчиной, так и перед недобрыми духами. Точно также считалось недопустимым обладать загорелой кожей. Одним из признаков "настоящей" красавицы, которая никогда не работала в поле, была белая кожа. Это должно было отличать ее от обычных женщин, т.е. опаленных солнцем крестьянок.
В Японии веер появился не позднее VIII в., о чем и имеется письменное свидетельство: в 762 г. одному ветхому старику в виде особой милости было разрешено являться ко двору с посохом и веером. Помимо указанных целей, веер с металлической ручкой и металлической окантовкой (при этом сама лопатка делалась из покрытого лаком дерева) использовался военачальниками самураев для руководства сражениями. В настоящее время такими веерами пользуются судьи в борьбе сумо - веером судья указывает на победителя схватки. В средневековом эпосе "Сказание о доме Тайра" повествуется о том, как могущественный военачальник Тайра Киёмори, застигнутый на переправе темнотой, взмахом веера заставил солнце вновь подняться на небосклон. Веер, прикрепленный к древку, воткнутому в землю, указывал на местонахождение коня военачальника. Одна из многочисленных легенд о знаменитом полководце Такэда Сингэн (1521-1573) рассказывает, что с помощью взмаха веера Сингэн оборонился от теснивших его вражеских войск. В японских сказках вееру также отводится роль волшебной палочки. Веер - непременный атрибут демона тэнгу - гибрида собаки и птицы, длинноносого демона, который обитает на вершине дерева, обычно сосны. С помощью взмаха круглого вера тэнгу мог удлинять и укорачивать людские носы.
Кроме утива, в Японии получил распространение и складной веер ( ооги или сэнсу ). Считается, что ооги был изобретен в Японии, а затем заимствован Китаем - редчайший для древности случай. Обычно поток технологической информации был направлен прямо в противоположную сторону. Складывающийся веер украшали живописью и стихами. В "Окагами" говорится, что "придворные делали разные веера и преподносили государю. Многие покрывали планки вееров золотым и серебряным лаком, некоторые инкрустировали планки вставками из золота и ароматического дерева дзин, пурпурного сандала, наносили резьбу, писали на несказанно красивой бумаге японские песни и китайские стихи, перерисовывали картинки с изображением знаменитых мест из книг..."
Использовался веер и для церемониальных целей - император жаловал веера особо отличившимся придворным. Одним из самых популярных подарков был веер. Считалось, что он приносит счастье и процветание. Форма веера, казалось бы, мало подходит для игр. Тем не менее, в период Эдо японцы увлекались игрой с веерами. На поверхность стола ставилась мишень в виде дерева гинкго. В нее кидали раскрытым веером. По тому как упало дерево и в какой степени открытости оказался после этого веер, бросавший получал определенное количество очков.
Идея - веер сокрывает лицо, а значит и душу, находит свое выражение в том, что при встрече с человеком более высокопоставленным, чем ты сам, использование веера по его прямому назначению запрещалось правилами приличия: лицо подчиненного должно быть открыто всегда.
Веер является также непременным аксессуаром актера. В представлениях средневекового театра Но, который дожил и до сегодняшнего дня, каждый персонаж обладает присущим только ему веером. Если это китаец, у него в руках будет круглый веер утива. Веера с черными пластинками (их должно быть 15) предназначаются для мужских и женских ролей, со светлыми - для стариков и монахов.
Поскольку при обмахивании совершаются движения, направленные как к себе, так и от себя, в ритуалах веер используется с двоякой целью. С одной стороны он способен прогонять злых духов, а с другой - акцентированное движение веера к себе предназначено для вызывания божеств. Веер широко используется в ритуальных танцах, исполняемых в синтоистских святилищах. В связи с этим непременным атрибутом жреца является веер. Зафиксированы случаи, когда веер почитается за главную храмовую святыню, в которой обитает божество. Одним из терминов, обозначающих общину верующих, является именно веер. То есть скрепленные штифтом планки складывающегося веера символизируют единство его бамбуковых составляющих - членов религиозной общины Веер широко используется в ритуальных танцах, исполняемых в синтоистских святилищах. В связи с этим непременным атрибутом жреца является веер. Зафиксированы случаи, когда веер почитается за главную храмовую святыню, в которой обитает божество. Одним из терминов, обозначающих общину верующих, является именно веер. То есть скрепленные штифтом планки складывающегося веера символизируют единство его бамбуковых составляющих - членов религиозной общины.
В представлении японцев загробный мир управлялся буддами, а не синтоистскими божествами. Поэтому для удачного перерождения в буддийском раю следовало разорвать свои связи с божествами, хотя при жизни практически для каждого японца было (и остается) совершенно нормальным посещение как буддийских храмов, так и синтоистских святилищ. Кроме того, следовало предотвратить возврат духа покойного в мир живых и устроить так, чтобы душа усопшего полностью ушла из этого мира. В противном случае злые духи могли через наиболее близкие к нему вещи нанести ему непоправимый вред. Способов разрыва с богами и жизнью было несколько. Можно было вывернуть наизнанку одежду покойного. Можно было разбить его чашку. А можно было после смерти разломать веер и забросить его на крышу дома или же перекинуть через ее конек.
Рисовались на веерах даже географические карты - такие веера брали с собой в дорогу путешественники.
[При том, что мы знаем о сакральном значении восточных вееров и о сакральном значении карт - точнее, космограмм, "карт мира" - во многих, если не во во всех древних культурах, - можно предположить существование подобных изображений на китайских веерах - А.Б. ].
Другие работы по теме:
Женщины и восточные единоборства
Основание женских восстанческих отрядов "Хундэнчжао", "Ихэтуань" и "Ихэцуань" для борьбы с западными захватчиками. Роль женщин-монахинь в истории восточных единоборств. Создание женских школ рукопашного боя. Универсальность и массовость техники ушу.
Истории религий: "Дао де Дцин"
Чжун Ли-цюань Глава восьми бессмертных жил во времена династии Чжоу (1122 - 249). Он обладал секретом изготовления эликсира жизни и порошка перевоплощения. Его обычно
Лоббизм 2
Лоббизм (от англ. lobby — кулуары) — термин, означающий систему агентств или организованных групп при законодательных и других органах, оказывающих в интересах представляемых этими организациями давление на законодателей в пользу какого-либо решения при принятии законов. Этот термин и отражаемые им явления вошли и в политическую жизнь.
Ахматова а. - Тема поэта и поэзии в творчестве а. ахматовой
В русской классической литературе тема поэта и поэзии является одной из ведущих. Стихи такого рода всегда представляют собой своеобразный творческий самоотчет напряженную авторскую исповедь почему и приковывают к себе внимание читателя.
Семиотика веера в Испании
Качество, крой, подбор элементов одежды, украшения безошибочно указывают на социальное положение, уровень образования, род занятий, личный вкус, отношение к общественному мнению
Морис Равель
Французский композитор. В 1889—1905 занимался в Парижской консерватории , в т. ч. у Ш. В. де Берио (фортепьяно), Г. Форе (композиция). Художник высокой культуры, Равель уделял особое внимание французской литературе (как классической, так и современной).
Инструменты Фибоначчи для анализа валютного рынка
Леона?рдо Фибоначчи или Леонардо Пизанский (Leonardo Pisano, Fibonacci; в переводе с итальянского «сын Боначчи») – выдающийся математик средневековья. Жил в городе Пиза, в Италии. Он стал современником строительства знаменитой Пизанской башни.
Идеи и образы современной поэзии
В 60-80-е годы в советскую литературу вошли поэты, которые принесли с собой немало нового и развили старые традиции. Многообразна тематика их творчества, а поэзия глубоко лирична, интимна.
Веер леди Уиндермир
Автор: Уайльд Оскар. Действие пьесы разворачивается на протяжении суток в Лондоне, в доме лорда Уиндермира и его супруги, и на холостяцкой квартире, занимаемой лордом Дарлингтоном, в начале 1890-х гг.
О. Уайльд
Оскар Уайльд (1854-1900) Прозаик, эссеист, драматург, поэт, Оскар Уайльд прожил недолгую, исполненную драматизма жизнь. Был наиболее характерным представителем эстетизма, художественно-философского течения, получившего развитие в Англии в 1870-1890-х гг. Его сторонники исходили из принципа "искусства для искусства", из того, что литературе нет смысла выполнять какую-то моральную миссию, учить добру, справедливости, что она "безразлична" к проблемам нравственности.
Роман Е. Онегин - энциклопедия русской жизни
Евгений Онегин - реалистический роман, написанный в стихах, "энциклопедия русской жизни", описание столичного и провинциального дворянства 20 гг. XIX века: изображение быта, жизни, интересов дворянства, ироническая характеристика представителей общества.
На изгибе истории
Многие сейчас начинают понимать, что конфронтация культуры и природы, техносферы и биосферы таит в себе возможности вселенской катастрофы. И эти возможности помножены на противостояние глобализма и регионализма.
Веер 2
Введение 1 Первые упоминания о веере 2 Эпоха барокко — искусство церемоний 3 Рококо — флирт и лёгкость бытия 4 Век XIX — страусовый «бум» 5 Модерн, ар-деко и нью-лук — повторение пройденного
Школы японских прикладных искусств
Тэссэн-дзюцу - искусство боевого веера. Работа с дзюттэ . Кусари - цепь с грузом . Бо - работа с шестом . Дзё - работа с палкой . Ходзё-дзюцу - искусство связывания противника.
Веер – долгий путь признания
Происхождение веера до сих пор точно не установлено. И китайцы, и индийцы утверждают, что они начали пользоваться веером задолго до японцев.
Видовая дискриминация
Введение 1 История возникновения термина 2 Концепция специецизма 3 Критика 3.1 Философская критика 3.2 Научная критика 3.3 Социальная критика 3.4 Религиозная критика
Бабятинский, Валерий Константинович
План Введение 1 Биография 2 Признание и награды 3 Творчество 3.1 Роли в театре 3.2 Фильмография Список литературы Введение Валерий Константинович Бабятинский (род. 1942) — советский и российский актёр театра и кино, Народный артист РСФСР (1991)[1][2].
Ленский, Александр Павлович
План Введение 1 Биография 2 Творчество 2.1 Среди ролей в театре 2.2 Среди постановок в театре Список литературы Введение Александр Павлович Ленский (1847—1908) — актёр, театральный режиссёр, театральный педагог, выдающийся театральный деятель Российской империи.
Военное снаряжение Японии
Если доспехи европейских рыцарей претерпевали в разные периоды существенные изменения в соответствии с духом и модой времени, то военная одежда японских воинов на протяжении веков оставалась почти неизменной.
Прелестные подробности в ялтинском рассказе Дама с собачкой
"Прелестные подробности" в ялтинском рассказе «Дама с собачкой» Наталья Иванова, Великий Новгород Широко известно высказывание Н.К. Михайловского, который отмечал, что у Чехова “есть прелестные подробности, но совершенно случайные, и зачем они – непонятно”1. Эту точку зрения разделяют и некоторые современные исследователи.
Обзор Костромы
Центральная площадь Костромы называют Сковородкой. Названия у нее, конечно, менялись. Некоторое время назад она была Советской, теперь - площадь Ивана Сусанина. Но называют ее все равно Сковородкой, независимо от официального имени.
Кодиемум
Комнатное растение Кодиемум - Codiaeum – вечнозелёный древовидный кустарник из семейства Молочайных, которое включает в себя более 1200 видов произрастающих в тропиках и субтропиках. Своё название он получил от греческого слова codeia – голова.
Беламканда китайская
Наметанному взгляду достаточно характерных мечевидных листьев, чтобы распознать в беламканде родственницу ириса. Точь-в-точь как у ириса у нее и плоды — трехсекторные коробочки с буровато-черными шаровидными семенами. Что касается цветка, то он и скромнее, и изящней одновременно, – так бывает.
Утконос
В ноябре 1797 года какой-то любознательный европеец, переселившийся в Австралию, в штате Новый Южный Уэльс поймал необычного зверя. Зверь этот так поразил переселенца, что он решил отправить шкуру в Англию — пусть, мол, ученые мужи разберутся, что это за существо.
Утконос
В ноябре 1797 года какой-то любознательный европеец, переселившийся в Австралию, в штате Новый Южный Уэльс поймал необычного зверя. Зверь этот так поразил переселенца, что он решил отправить шкуру в Англию.
Творчество Поля Гогена
Бретонский период творчества Поля Гогена. Переход от масляной живописи к гуаши. "Портрет Мейера..", "Стоящая женщина", " Таитянская Ева".
Уайльд Оскар
Уайльд Оскар (Oscar Fingall o’Flaherty Wilde, 1856—1900) — известный английский писатель, происходил из ирландской дворянской семьи; отец — выдающийся врач и ученый. У. окончил Оксфордский ун-т.
Торговля на Форекс
Логика трендового движения валютных пар Форекс. Точки открытия сделок при развороте. Истинное и ложное пробитие технических уровней. Основные правила получения профита на рынке Форекс. Коррекции краткосрочного тренда в рамках среднесрочного тренда.