Л.И. Гительман
Появление на театральной карте мира в августе 1680 года Комеди Франсэз было обусловлено конкретной исторической действительностью и теми художественными идеями, которые стали господствующими во французском обществе.
Система абсолютизма, заявленная на рубеже ХVI - ХVII веков первым королем Франции из династии Бурбонов Генрихом IV, была исторически оправданной и необходимой. Она способствовала не только политическому объединению нации, но и становлению ее духовного бытия на новом витке истории. Позднее, при Людовике ХIII и, в особенности, при Людовике ХIV, театральная жизнь Франции, подчиняясь выработанным Французской Академией (основанной кардиналом де Ришелье в 1634 году) классицистическим правилам и деятельности театров Бургундский Отель, Театра Маре и Театра Мольера, вошла в узаконенные эстетикой тех лет границы.
Действительно, если мы бросим беглый взгляд на театральное искусство первой трети ХVII века, то увидим прологи, излишне манерно исполняемые трагическими актерами Бургундского Отеля Монфлери и Бельрозом, увеселительные спектакли на «испанский манер», фарсы прославленных фарсеров, таких как Тюрлепен, Готье Гаргиль, Гро Гийом, и многое другое. Все это никак не предвещало триумфов воистину великого классицистического театра.
Однако в 1629 году в Театре Маре появился Пьер Корнель. Если быть точным, то Театра Маре тогда еще не существовало. Была лишь бродячая труппа, возглавляемая актером Мондори, которая только что, вместе с 23-летним Корнелем, прибыла из Руана в Париж. Лишь в 1634 году эта труппа обосновалась в парижском округе Маре и стала именоваться Театром Маре. Именно в его стенах формируется новое театральное искусство. Это стало очевидным уже в 1634 году, когда состоялась премьера «Медеи» Корнеля. А затем - «Сида», позволившего французским академикам выступить со знаменитым «Мнением Французской Академии», содержащим основные правила классицистической эстетики. И, наконец, именно тут были поставлены в 1640 году сугубо классицистические трагедии Корнеля «Гораций» и «Цинна, или Милосердие Августа».
Если Корнель выдвинул в качестве основного конфликта в своих пьесах конфликт между долгом и чувством, то другой великий трагик, определивший развитие французской драматургии и театра во второй половине ХVII века, Жан Расин, утверждал в своих трагедиях конфликт между разумом и страстью. Он тщательно разработал его в таких выдающихся созданиях, как «Андромаха», «Береника», «Федра» и во многих других.
Жан-Батист Мольер основывает жанр «высокой комедии». В его пьесах действуют современные герои. Но ориентируется он на Плавта и Теренция, часто обращаясь к их сюжетам, персонажам, как бы перекидывая мостик из далекого прошлого в современную жизнь. Мольер утверждал тем самым бессмертие многих нравственных проблем, и сегодня требующих пристального внимания.
Примечательная особенность: и Корнель, и Расин, и, тем более, Мольер были не только драматургами, создателями обширного репертуара французской сцены. Каждый из них был тесно связан с тем или иным театром, с актерами, участвовал в живом театральном процессе. Они были воистину великими «учителями сцены». Их усилиями создавался новый театр, который потребовал от актеров нового характера существования на сцене, от театральных художников (или, как тогда говорили, машинистов сцены) - нового принципа организации сценического пространства, нового типа оформления. Так происходит во Франции ХVII века становление классицистического театра, оказавшего огромное влияние не только на дальнейшее развитие французской сцены, но и на театральное искусство всех стран Европы, в том числе и России.
Но к концу ХVII столетия французская сцена переживает творческий кризис. Старый Корнель уже давно не принимает участия в деятельности Театра Маре. После скандального провала «Федры» в 1677 году Бургундский Отель, навсегда порвав с профессиональным театром, покинул Расин. А несколько раньше - в 1673 году - умирает Мольер. Бургундский Отель пытается сохранить независимость и продолжает работу. Театр Маре и театр, еще недавно возглавляемый Мольером, а ныне руководимый его любимым учеником Лагранжем и вдовой Армандой, объединились в один театр, названный по имени своего месторасположения Театром Генего.
Однако, и Бургундский Отель, и Театр Генего явно не отвечали эстетическим требованиям эпохи. Их репертуар был засорен случайными поделками. Финансовая зависимость от зрителей вынуждала их обращаться к представлениям самых разных жанров, вплоть до цирковых. Актеры, забывая заветы своих гениальных учителей, пытались привлечь внимание публики с помощью дешевых сценических эффектов, иной раз напоминавших памятные многим выступления Монфлери или прославленных фарсеров 1620-х годов. Все это не могло не вызывать тревоги у Людовика ХIV и его просвещенного окружения. Поэтому и возникла мысль о создании нового театрального организма, который сумел бы воспользоваться пожалованными ему привилегиями и вернул бы на сцену великие творения Корнеля, Расина и Мольера, а также способ игры и характер сценического оформления, которые соответствовали бы заветам великих «учителей сцены».
25 или 26 августа 1680 года состоялся первый спектакль Комеди Франсэз, объединившей труппы Бургундского Отеля и Театра Генего (были показаны «Федра» Расина и «Орлеанские кареты» Ла Шапелля). Правда, далеко не все актеры этих театров вошли в состав труппы Королевского театра - лишь самые лучшие, лишь те, кто усвоил уроки Корнеля, Расина, Мольера и мог не только ими воспользоваться, но и передать следующим поколениям актеров. Неслучайно и Мари Шанмеле - ученица Расина, и Мишель Барон - ученик Мольера, и некоторые другие стали впоследствии учителями прославленных французских актеров ХVIII века. Нельзя забывать, однако, что время вносило свои коррективы и в игру актеров, и в их уроки.
Организационные принципы, положенные в основу театра Комеди Франсэз при его создании, в основном сохраняются и в наше время. Это относится к системе паев (актеры-сосьетеры), к актерам, находящимся на иждивении театра (актеры-пансионеры), к тому, что если прежде театр получал дотацию от короля, то теперь он продолжает ее получать от государства. Изменилось положение с монополией театра на постановку серьезных пьес, установленной Людовиком ХIV: эта монополия была отменена в 1864 году.
Другие работы по теме:
Тема Кол-во страниц
Баткин Л. М: Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности. М.: Искусство, 1989. – 355 с
Тема Кол-во страниц
Арсентьева, Н. Н и др. Русская и зарубежная литература конца 19-начала 20 века: основные течения. Часть Орел, 1998. 275с. – С. 216 – 233
Искусство классицизма
Автор: Сочинения на свободную тему Искусство классицизма возникает во Франции – в 17 веке, а в России в 18 веке. Время дентролизации государства, наибольшего рассвета классицизм во Франции достигает при Людовике 14, которого называли «королем солнца», говорил о себе: «Государство – это Я». Эта та пора когда больше всего цениться долг, отвага, честь, верность короне и Отечеству.
Новаторство А.Н.Островского
Самоотверженный труд, сопутствовавший драматургу на протяжении всей его жизни, ознаменовался блестящими результатами. Именно А.Н.Островский своими драматическими шедеврами довершил создание русского национально-самобытного театра.
Треуголка
Введение 1 Появление треуголки 2 История треуголки 3 Треуголка как атрибут эпохи Введение Треуго́лка (англ. cocked hat, фр. tricorne ) — шляпа с полями, загнутыми так, что они образуют три угла. Получила распространение во второй половине XVII века и была популярна до конца XVIII века, пока не была заменена двууголкой.
Бургундский отель
«Бургу́ндский оте́ль» (фр. L'Hфtel de Bourgogne) — крупнейший драматический театр Парижа в XVII в. и первый стационарный театр Франции, ныне не существующий.
Предмет и задачи искусства
Искусство выполняет исследовательскую, просветительскую и публицистическую функции. Искусство - это наука о пластических искусствах (живопись, скульптура, графика, архитектура).
Златоустовская гравюра на стали
Искусство Златоуста впитало богатейшие традиции русских и западно-европейских оружейников ХVII-XVIII веков, однако скоро уральские граверы создали свой самобытный стиль декорирования оружия.
Муне-Сюлли, Жан
Жан Муне-Сюлли (фр. Jean Mounet-Sully; род. 27 февраля 1841 г. Бержерак — ум. 1 марта 1916 г. Париж) — выдающийся французский актёр. Жизнь и творчество Родился в обеспеченной семье адвоката. Впервые вышел на сцену в парижском театре Одеон в 1868 году. В 1870 году, с началом франко-прусской войны был призван в армию, служил в звании лейтенанта в Дордони.
Прево гражданский чин
Введение 1 Королевский прево 2 Господский прево 3 Марешальский прево 4 Старший прево Франции 5 Старший прево монетного двора 6 Купеческий прево 7 Парижский прево
Гаагская школа живописи
— наиболее значительное художественное объединение второй половины XIX века в Нидерландах. Обозначает группу художников, живших и работавших в Гааге между 1860 и 1890 годами в стиле реализма. На гаагскую школу наиболее сильное влияние оказала барбизонская школа во Франции.
Туринский договор 1860
года — договор между Сардинским королевством и Францией о передаче Франции сардинской провинции Савойя и округа Ницца. История Подписан 24 марта 1860 года в Турине. Ницца и Савойя были обещаны Франции по Пломбьерскому соглашению 1858 года в обмен за её участие в войне против Австрии на стороне Сардинского королевства с целью освобождения от австрийского гнёта Ломбардии и Венеции.
Рокур, Франсуаза Мария Антуанетта
Введение 1 Биография 2 Интересные факты 3 Образ в культуре Введение Рокур, сценическое имя Франсуазы Марии Антуанетты Сосрот (фр. Raucourt, Franзoise Marie Antoinette Josиphe Saucerotte, 3 марта 1756, Париж, по другим сведениям, Нанси — 15 января 1815, Париж) — знаменитая французская актриса и куртизанка.
Продажа чинов
Введение 1 История 1.1 Во Франции 1.2 В германских государствах 1.3 В Англии 2 Преимущества и недостатки системы Введение Продажа чинов — система комплектования офицерского корпуса армии, при которой офицерские чины продаются за деньги. Была распространена в большинстве европейских армий со средних веков и до конца XIX века.
Тальма, Франсуа-Жозеф
Франсуа-Жозеф Тальма́ (фр. Franзois-Joseph Talma; 15 января 1763, Париж, Франция — 19 октября 1826, Париж, Франция) — французский актёр, реформатор театрального искусства.
Коклен, Бенуа-Констан
Коклен-старший фр. Benoit-Constant Coquelin Бенуа-Констан Коклен Коклен-старший (фр. Benoit-Constant Coquelin; род. 23 января 1841, Булонь-сюр-Мер — ум. 27 января 1909, Сюлли-Пон-о-Дам, Иль-де-Франс) — французский актёр и теоретик театра.
Эльзас-Лотарингия
Введение 1 Общие сведения 2 В составе Германии 3 Дальнейшая история 4 Города Введение Эльзас-Лотарингия (нем. ElsaЯ-Lothringen, фр. Alsace-Lorraine) — «имперская провинция» Германской империи, ныне на территории Восточной Франции, состоящая из Эльзаса и восточной Лотарингии, связанных общей историей в период с 1871 по 1944 год.
Ремезовская летопись
(также «История Сибирская» и «Летопись Сибирская, краткая Кунгурская») — одна из сибирских летописей. Время написания летописи датируется от конца XVII века до 1703 года. Автором считается Семён Ульянович Ремезов, возможно также участие его сыновей и отца.
Коклен-младший
(Coquelin cadet), он же Эрнест Александр Оноре Коклен (Alexandre Honorй Ernest Coquelin) (16 мая 1848, Булонь-сюр-Мер — 8 февраля 1909, Сюрен) — французский драматический актер. Младшим прозванный потому, что являлся младшим братом Коклена-старшего.
Дофин
Дофи́н (фр. Dauphin), полностью дофин Франции (фр. Dauphin de France) или дофин Вьеннский (фр. Dauphin de Viennois) — с XIV века титул наследника французского престола (но только потомка действующего короля).
Бомон-ле-Роже
Бомон-ле-Роже (фр. Beaumont-le-Roger) — коммуна во Франции, расположенная в департаменте Эр в Верхней Нормандии. История Первоначально Бомон-ле-Роже — сеньория, входившая в состав герцогства Нормандия. В 1008 году она была передана жене герцога Ричарда II Юдит Бретонской, которая подарила её аббатству Берне.
Grand Si cle
Великий век (Grand Siиcle) — период во французской историографии, включающий в себя правления трёх первых королей династии Бурбонов — Генриха IV Великого (1589—1610), Людовика XIII Справедливого (1610—1643) и Людовика XIV, Короля-Солнце (1643—1715). Эпоха Ренессанса и Религиозных войн, Великий век и галантный век в совокупности образуют эпоху дореволюционного, или Старого режима во Франции.
Мадмуазель Жорж
План Введение 1 Биография 1.1 В России 1.2 Последующая карьера 2 Спекуляции 3 Дети 4 В искусстве Список литературы Введение Маргарита Жозефина Веймер (фр. Marguerite-Josйphine Wiemer), известная как мадмуазель Жорж (m-lle George, а также m-me George — псевдоним по имени отца) и Жоржина (1787—1867) — знаменитая французская трагическая актриса, любовница Наполеона и, по слухам, Александра I, гастролировала в России в 1808—1812 годах.
Руссильон провинция
Руссильо́н (кат. Rossellу или Catalunya del Nord, фр. Roussillon, исп. Rosellуn) — историческая провинция в южной Франции между Пиренеями и Средиземными морем. Главный город — Перпиньян (теперь департамент Восточные Пиренеи). В Средние века здесь располагалось графство Руссильон.
Эрнест Лависс
Лависс, Эрнест (Lavisse, Ernest) (1842–1922), французский историк и деятель образования.
Забелин Иван Егорович
Забелин, Иван Егорович (1820–1908), русский историк, археолог, коллекционер, организатор музейного дела.
Жак Оффенбах
Offenbach, Jacques (1819–1880), немецко-французский композитор. Родился 21 июня 1819 в Кёльне в еврейской семье; отец композитора был кантором местной синагоги.