Песни - это самое дорогое
и ценное «наследие наших предков. Это чистое, вечно живое, немеркнущее зеркало
души народа».
Габдулла Тукай
танцевальная
хореографическая культура татарстан
Эти слова великого
татарского поэта о народной песне могли бы стать эпиграфом нашей главы о
национальной хореографии. В татарском фольклоре песня и танец тесно связаны
между собой, часто дополняют друг друга, обогащая палитру выразительных средств
народного творчества. В одних случаях песня и танец существовали и существуют
на паритетных началах, в других, песня забирает себе права лидерства,
представляя танцу решать лишь иллюстративные задачи, в третьих, наоборот
главенствует танец, пляска с удобным мелодическим началом, а слова песни
становится дополнительным звуковым фоном, отступая на второй план. Как и песня,
татарский народный танец- это часть жизни народа, где отразились его
искренность и мечты, его надежды, радости и печали.
На формирование танцевальной
культуры Татарстана влияли многочисленные факторы географического и
психологического порядка, общественного и трудового психологического уклада,
другие особенности существования народа, но, прежде всего культовые. Ислам
категорически запрещал танец (как, впрочем, и музыку, песню, живопись, если на
холсте изображалось живое существо), но несмотря на преследования татарской
танцевальный фольклор жил среди своего народа, пользовался любовью, хотя и не
получил из-за догм ислама широкого распространения и достаточно высокого
развития, однако приобрел своеобразие.
Массовые хореографические
действа в культуре народа существовали, хотя и неповсеместно. Это зависело от веротерпимости
местных властей, местных традиций и прочих ситуаций, вырисовывающих общую картину
фольклорной жизни той или иной местности, а иной раз и отдельно взятого села:
«массовость» танцев отнесена на счет исключения или приписана в исполнении к
крещеным татарам.
Но разные на, бедность
или изобилие лексического материала не зачеркнули общую присущую всему
татарскому танцу характеристичность: танцующие соревновались между собой в
ловкости и мастерстве, девушка в танце, как правило, скромна, застенчива,
целомудренна, движения ее плавны, а юноша в танце задорен, горд, мужественен,
Причем, руки девушки в танце идут либо от фартука- необязательного, но
желательного атрибута деревенского женского костюма, либо от платка. Сорвать
платок с головы девушки - значит опозорить ее - так считали в народе. Поэтому
девушка в танце руками как бы предохраняет себя от возможного вторжения в
«запретную зону». А в других случаях, она прикрывается платком, как бы от
смущения. Одним словом, платок в танце постоянно обыгрывается. Она может
придерживать его двумя руками или, держа руки, например, в левом направлении -
правую на уровне левого плеча перед собой, а левую на уровне головы с мягко
повернутыми наружу кистями рук. Руки девушки в танце могут также варьироваться
- одна на фартуке (придерживать край фартука сбоку), а другая на платке (также
взявшись за край) или - одна, тыльной стороной ладони на талии, а другая на
фартуке и т.д.
Мужские руки в танце
более свободны и многообразны, часто даже произвольны. Они могут, например,
находиться за спиной и лежать на поясе под камзолом; могут придерживать
тюбетейку или раскрыться в стороны с ладонями, направленными от себя и локтями,
чуть опущенными ниже уровня плеч. Руки юноши могут быть на поясе (не по бокам,
а несколько спереди), с кистями собранными, но в кулак не сжатыми или одна рука
может сгибаться в локте и приподняться таким образом, чтобы собранная в кулак
кисть находилась на уровне плеча или чуть выше, а другая в это время-
вытянутая, отводится назад с кистью сжатой в кулак и т.д.
Основное на религиозном
культе повсеместное запрещение многих видов народного творчества постоянно
сопровождало жизнь селянина и «лишь во время празднования Сабантуя или
рекрутских наборов, когда не надолго ослабевала власть имана и муллы, юноши
отводили душу в играх, танцах и песнях».
Этот пример говорит о
том, что танец сопровождал не только и не всегда лишь веселье (какой мог быть
праздник в душе крестьянина, когда, к примеру, его сына отдают в солдаты на
долгие годы?), а был спутником и в горе, когда пляшут с отчаянием, с криком и
плачем, когда пляска - вызов обществу и одновременно сознание собственного
бессилия и безысходности.
В XIX веке татарская музыка, традиционно
основанная на ангемитонной пентатонике, обогатилась звуками таких инструментов
как скрипка, мандолина, гармонь – тальянка, венская однорядка, получивших
большое распространение в качестве аккомпанемента танцу. В это же время, как
утверждает старейшина татарской хореографии.
Гай Тигиров, произошло
«разделение татарского танцевального фольклора на деревенский и городской.»
Здесь можно говорить о
возникновении татарского городского танца. Причем, как самобытное явление этот
танец получил развитие лишь среди женского городского населения. Мужской же
танец в городе пошел по линии подражания известным западноевропейским бальным
танцам и бытовой хореографии народов России. И, по словам Гая Тагирова, танец
этот далеко не всегда отличался чистотой, лексическим разнообразием и логикой
построения. Часто это был набор случайных движений, где-то и когда-то увиденных
исполняемых без разбора - «все подряд» в достаточно вольной интерпретации и с
некоторой развязностью, какой-то вялостью ног и рук.
Возникновение женского
городского танца связано, думается, с появлением и усилением роли татарской
разночинной интеллигенции, но в особенности, с увеличением и повышением
значения национальной торговой буржуазии в жизни города, да и края в целом.
Одни, в силу образованности, другие - за счет могущества денег и западных
либеральных веяний, позволяли себе некоторые отступлении от догм шариата.
Городской татарский танец
разительно отличался от деревенского. В основе его лежал мелкий бег, мелкая
дробь без быстрого продвижения, небольшие переступания ног. Музыка, по темпу
более спокойная, чем в деревенском татарском танце, давала возможность показать
движения корпуса и рук плавные, контиленные. Здесь танец- это любовный собой:
красивыми и богатыми нарядами, многочисленными дорогами украшениями, холеными
руками. Танец был, как правило, сольный, очень сдержанный по эмоциям -
полуповорот, полу перегиб корпуса, полу жест рукой…
На руках много браслетов
различных форм с растительным орнаментов, колец, перстней на пальцах, поэтому
руки в танце играем большую роль. Или как - бы любовались исполнительницы и,
делая вращательные движения кистями, давали возможность понаблюдать и
полюбоваться (может быть некоторым на зависть) зрителям.
В дальнейшем, с началом
ХХ века, происходит постепенное перемещение выразительных пластических средств
«деревенского» танца в «городской».
Во второй половине XIX века татарская интеллигенция -
писатели, поэты, ученые активно работают над проблемами создания национальной
литературы и искусства (ведь до середины XIX века в татарской литературе как впрочем, и у всех
тюрко- язычных народов преобладала поэзия), а так же занимаются вопросами
дальнейшего развития культуры и образования своего народа.
Во второй половине XIX века начинается также
систематическое изучение татарского фольклора в лице выдающегося ученого и
просветителя Каюма Насыри.
22 декабря 1906 года в
Казани состоялся показ для широкой публики и по билетам двух пьес турецкого драматурга
Намыка Кемала: драмы «жалкое дитя» и комедия «Из-за любви». Этот день стал днем
рождения татарского театра, но шли к этому дню трудно, непрестанно преодолевая
всевозможные препоны религиозных фанатиков, Победа прогрессивных сил над всем
отжившим, реакционным, косным отрывала новую эпоху в истории развития татарской
культуры. Татарский драматический театр в дальнейшем оказал неоценимое
содействие в формировании исполнительского стиля, определенных традиций в
национальной профессиональной хореографии поистине революционным событием стало
появление татарского танца на профессиональной сцене. Это произошло в 1916-1917
годах, когда в татарских драматических труппах Оренбурга «Ширкат»
(Товарищество») и Казани «Сайяр» («Странствующая») была поставлена пьеса
будущего классика татарской драматургии Мирхайдара Файзи «Галиябану»
Началась эра татарской
профессиональной хореографии!
Другие работы по теме:
Понятие национальной экономики и её структура
10.1. . Одной из целей экономической теории является изучение взаимодействия людей в процессе поиска эффективных путей использования ограниченных производственных ресурсов в целях удовлетворения потребностей общества. При этом микроэкономика исследует главным образом поведение отдельных хозяйствующих субъектов, исследованием же экономической системы как единого целого занимается макроэкономика, в рамках данного раздела экономической теории анализируется комплекс процессов в экономической политике: общественное производство, общий уровень цен, цели и проблемы экономической политики, инфляция, безработица.
1 Современная национальная политика России 2
Государство Российское”. Это было многонациональное государство со многими вероисповеданиями, обладавшее гибкими конституционными формами, допускавшими разнообразные конфедеративные отношения например, с Пути выработки и реализации национальной политики в России 4
Музыкальная культура Татарстана
ТЕМА 21. Исторические сведения о древней татарской музыке. Особенности татарских мелодий. Многовековая история татар. Центр татарской культуры – город Казань. Представление о древней музыке из рукописей путешественников. Давнее развитие татарской профессиональной музыки. Многожанровость древней музыки.
Современные танцы
Здесь речь пойдет о модерн-танце, который появился в 20-хгг. XX века.
Развитие отечественного менеджмента
18 . Развитие отечественного менеджмена Современная национальная концепция управления фактически отсутствует. В России есть особенности, связанные с менталитетом российских предпринимателей и их персонала. Многое зависит от национальных особенностей районов и территорий России- управление предприятиями в Калмыкии или на Северном Кавказе существенно отличается от Санкт-Петербурга или Москвы.
Фельетон
В нашей стране сложно писать фельетоны и вообще что-то смешное. Потому, что сама наша жизнь – сплошной фельетон. Вот, наступили холода. Мы померзли при минусовой температуре за окном и отключенных батареях. Дождались, - батареи потеплели. Зато в половине города тут же из кранов горячей воды стала течь чуть тепленькая: «Не фиг, - надо полагать, - баловать!» И это еще хорошо.
Парламент Камбоджи
Введение 1 Состав 2 Последние выборы 4 Сслыки Список литературы Введение Парламент Камбоджи — двухпалатный законодательный орган. 1. Состав Национальная ассамблея
Захарин, Сергей Александрович
Введение 1 Биография 2 Признание и награды 3 Творчество 3.1 Роли в театре 3.1.1 Саратовский академический театр драмы имени И. А. Слонова 3.2 Роли в кино
Федерация анархистов Иберии
(FAI, исп. Federaciуn Anarquista Ibйrica) — испанская анархистская организация, боевое крыло анархо-синдикалистского профсоюза Национальная конфедерация труда (CNT). Название часто пишется как CNT-FAI из-за близких отношений между этими двумя организациями. Печатным органом ФАИ является газета «Земля и свобода» (Tierra y Libertad).
NAUI
Введение 1 NAUI Курсы рекреационного дайвинга 2 NAUI Курсы по специальностям 3 NAUI Профессиональные курсы 4 NAUI Технические курсы Введение NAUI («National Association of Underwater Instructors») — Национальная Ассоциация Подводных Инструкторов — расположенная в США организация по подготовки дайверов, занимающаяся продвижением безопасности подводного плавания через образование.
Культурная автономия
Культурная (национально- — автономия обособленной этнической группы в решении вопросов организации образования и других форм своей культурной жизни. Распространяется на всех представителей данной этнической группы, а не на конкретную территорию[1].
Кукминхве
(Национальный совет) — корейская национальная организация, существовавшая в ряде стран мира в начале XX века. Основана 1 февраля 1909 в Сан-Франциско.[1] Секции Кукминхве возникли в США и на Гаваях, а затем в России и в Маньчжурии.
Украинская социал-демократическая рабочая партия
(УСДРП) — украинская политическая партия, созданная в 1905 году. История УСДРП появилась в результате раздоров в Революционной украинской партии (РУП). Кроме УСДРП, после раскола РУП появились также Национальная украинская партия (НУП) под руководством Михновского, «Спилка», Украинская радикальная партия (УРП) во главе с Гринченко, Дорошенко и Ефремовым, а также Украинская демократическая партия (УДП) с Лотоцким и Чикаленко.
Бедный, бедный Павел
План Введение 1 Сюжет 2 В ролях 3 Съёмочная группа 4 Награды и номинации 4.1 Награды 4.2 Номинации Введение «Бедный, бедный Павел» — российский кинофильм по пьесе Дмитрия Мережковского «Павел I».
Народная Республика Конго
Наро́дная Респу́блика Ко́нго (французский: Rйpublique populaire du Congo) ― самопровозглашённое социалистическое государство, которое было создано в 1970 году в Республике Конго. Во главе с Конголезской Партией Труда (фр. Parti congolais du travail, РСТ) она просуществовала до 1991 года, когда страна была переименована и правительство КПТ было ликвидировано на фоне волны реформ, прокатившихся по Африке в начале 1990-х.
Ирландская национальная освободительная армия
Это статья об ИНОА см. Ирландская республиканская армия Ирландская национальная освободительная армия (ИНОА, ирл. Arm Saoirse Nбisiъnta na hЙireann) — левая ирландская республиканская военизированная организация, которая была сформирована 8 декабря 1974.
Андский скальный петушок
План Введение 1 Внешность 2 Распространение 3 Питание 4 Размножение Введение Андский скальный петушок (лат. Rupicola peruviana) — южноамериканский представитель семейства котинговых (Cotingidae), национальная птица Перу.
Парламент Ливана
Парламент Ливана Национальная Ассамблея (фр. Assemblйe nationale, араб. مجلس النواب
Национальная армия Бирмы
Национальная армия Бирмы была создана японскими властями в конце 1941 года — под названием Армия независимости Бирмы . До 27 марта 1945 года сражалась на стороне Японии против Британии, затем объявила войну Японии.
Вилочное восстание
Вилочное восстание — крестьянское восстание в феврале-марте 1920 г., в Закамье, преимущественно на территории Уфимской губернии; было направлено в первую очередь против продотрядов. Название связано с тем, что считалось, что главным оружием повстанцев были вилы и топоры. В эмигрантской литературе встречается название восстание «Черного орла и земледельца» (по названию эсеровской организации, участвовавшей в руководстве восстанием (Ильин-Шаховский, К.
Американский институт нефти
(англ. American Petroleum Institute, API) — единственная национальная неправительственная организация США, занимающаяся исследованиями всех аспектов и обеспечивающая деятельность по регулированию вопросов в области нефтяной и газовой промышленности.
Бехтерев В.
Владимир Михайлович Бехтерев (родился 20 января по старому стилю, 1857 года в селе Сорали Вятской губернии, ныне село Бехтерево Елабужского района Татарстана; умер 24 декабря 1927 в Москве) - крупнейший учёный: врач, невропатолог, психиатр, психолог, физиолог и морфолог.
Татарстан /english/
Географическое положение республики Татарстан. История возникновения. Столица Татарстана - Казахстан. Государственный язык. Достопримечательности Казахстана.
География Татарстана
Реферат по географии на тему: «Республика Татарстан» выполнен: учеником 9”А” класса Черезовым Эдуардом учитель: Старцева С.В Дата образования республики - 27.05.1920. Территория в тыс. кв. км - 68,0
Казань
Вплоть до 1552 года Казань была столицей Казанского ханства, позднее - столицей ТАССР, в настоящее время г. Казань - столица Республики Татарстан.
Лезгины
Самоназвание - лезгияр, включает также близкие к основному этносу народности: кюринцы, самурцы, кубинцы.
Татары
Татары являются одним из крупных тюркоязычных этносов. Общая численность 6.648,7 тыс. чел. (1989). Татары - основное население Республики Татарстан (1.765,4 тыс.чел.).
Казань
Основание на берегу реки Казанки города Иски-Казань археологи относят к XII веку. Городище Иски-Казань находится неподалеку от деревни Камаево Арского района Татарстана.
Рафаэль Санти
Рафаэль (Рафаэлло) Санти (Санцио) Урбинский (1483-1520) - живописец и архитектор, сын урбинского живописца Джованни Санти.
Григорович Юрий Николаевич
Григорович - балетмейстер. Народный артист СССР (1973). Герой Соц. Труда (1986). В 1946 окончил Ленинградское хореографическое училище (педагоги Б.В. Шавров и А.А. Писарев). В 1946-61 годах солист Театра им. Кирова.