Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации
Министерство образования Российской Федерации
Г О С У Д А Р С Т В Е Н Н Ы Й У Н И В Е Р С И Т Е Т
ВЫСШАЯ ШКОЛА ЭКОНОМИКИ
ПЕРМСКИЙ ФИЛИАЛ
Факультет «Экономика»
Кафедра иностранных языков
эссе
на тему ЕСТЬ ЛИ ОСОБЕННОСТИ У женсКОЙ РЕЧИ?
Студентки группы Э-04-01
Лабутиной Е.А.
Преподаватель:
Баженова Е.А.
Пермь 2004
Просмотрев все темы эссе, я долго не раздумывала над тем, какое бы написать. Мне сразу стало понятно, что я буду работать именно над этой темой, так как она показалась мне наиболее интересной, к тому же я никогда не задумывалась о различиях в речи разных людей. Ведь они безусловно существуют, об этом даже не следует спорить. Учеными разных стран уже давно была выявлена связь между речевым поведением человека и его возрастом, образованием и воспитанием, профессией и так далее. Не вызывает сомнения и влияние на речь пола человека.
На как именно пол влияет на речевое поведение человека – это спорный вопрос, ответы на который часто бывают противоречивыми. Не редко исследования одних ученых резко отличаются от исследований других, то есть нет каких-то однозначных отличий, которые можно было бы считать единственно верными и устоявшимися. Поэтому в своей работе я решила рассмотреть только те различая, которые я непосредственно на себе чувствую при общении с людьми разного пола.
Еще с древности считалось, что женская речь – это отклонение от нормы, когда как мужская речь рассматривалась в качестве нормы. Это явление очень хорошо просматривается в пословицах, поговорках, устойчивых выражениях, например: Приехала баба из города, привезла вестей с три короба; У бабы язык, что помело.
Наиболее распространены следующие «народно-лингвистические» представления о женской речи:
женщины болтливы;
женщины любят задавать вопросы;
женщины меньше сквернословят и реже употребляют грубые, резкие выражения, чем мужчины;
женщины более вежливы.
На данном историческом этапе многие ученые отмечают склонность женщин к кооперативной беседе. Средствами поддержания разговора служат актуализаторы (например: Приехал/да? или В магазин сходил/а?), различные коммуникативы (реплики-реакции да, нет, конечно, ну и т.д.). Хотя они используются как в женской речи, так и в мужской, но причины их употребления разные. Только женщины употребляют актуализаторы в качестве средства ведения кооперативной беседы, приглашения присоединиться к разговору:
А – Да/Я ему никак/вот мне так стыдно/но я в эти выходные обязательно напишу/потому что вот болела/раз/второй/третий/я никак не могла…даже это//
Сашке/вот/
С работы промотаешься/придешь/какой там сесть//
В – Конечно//
А – Вот//И вот прям чувствую такую вину/скажет вот/сто рублей послал/может мало/и там это… не довольны/да? Наверно/ вот это старость/я хочу сказать//
В – Ага// 1
Из этой беседы двух женщин, можно сделать вывод, что А долго рассказывала о себе, а ее собеседница изредка вставляла в разговор свои реплики. Актуализатор, во-первых, помогает А определить, не потеряла ли В интерес к тому, что ей рассказывают. Во-вторых, актуализатор показывает собеседнице, что она тоже может подключиться к разговору и высказать собственное мнение.
Для женской речи также характерно использование фативов-процессивов (т.е. элементарных сигналов внимания типа ага, угу, да). Наиболее часто я замечала употребление таких процессивов, как ага, угу, так, да (возможен их многократный повтор). Процессивы выполняют в речи важную функцию: являясь простейшими сигналами внимания, они активизируют и стимулируют разговор:
Как показывает мой жизненный опыт, ведению кооперативной беседы способствует более мягкая реакция женщин на перебив собственной речи. Мужчины в подобной ситуации выказывают свое недовольство достаточно бурно и на перебив отвечают тем же.
По мнению американских исследователей Д.Гейджа и Н.Бенфорда, женщины начинать свой рассказ не с главного, а с мелких незначащих деталей, что нередко вызывает у собеседника или собеседницы раздражение.
Ученые В.И.Жельвис и А.П.Мартынюк отмечают такие качества женщин, как: большая вежливость в обращении к собеседнику и большая сдержанность в употреблении грубой и бранной лексики. Например, В.И.Жельвис высказывает мысль, что женщины считают агрессивность нежелательным явлением и стремятся избежать поводов к ее возникновению. Поэтому у них меньше возможностей проявлять агрессивность внешне.
В речи женщин ярко проявляется неточность в назывании предметов. Часто они используют примерные названия и указательные местоимения не только для предметов, но и для действий:
А – А может он не видел/ и задел/это? Они же там катались/на этой/ железяке//
А – Выйди/ скорей поговори/пока он не это/ А то вдруг/он сейчас уедет// 2
Существует мнение, что в речи женщин часто встречаются примеры употребления слов со значением неуверенности в истинности того, о чем они говорят. Это могут быть модальные слова типа наверно (наверное), по-моему и т. п.:
А – Ну разве/ну разве Калинин/признает/себя когда-нибудь неправым!?
Б – Признает// но это/но это/долго ждать//
А – Свежо предание/да верится с трудом// Наверное я к пенсии/к своей/не доживу//
А – Там еще с узкими/бретельками были [майки]// Вот как у этой// Но вот там/по-моему/они меньше// Или они садятся/а?
А – Ну чего/когда начнем?
Б – Ну уж пора/вообще-то//
В _ Ну/я не знаю//
Б – Ну уж Анечку/наверно напоили/чаем? 3
Спорным остается вопрос о соотношении частей речи у мужчин и женщин. Гейдж и Бенфорд утверждают, что мужчины используют больше существительных и глаголов, а женщины - прилагательных и наречий. Когда как я считаю наоборот: количество наречий одинаково, но существительных, глаголов и прилагательных больше в женской речи.
Для того чтобы написать это эссе, мне пришлось прочитать достаточное количество книг. Эти книги, безусловно, доставили мне огромное удовольствие, из них я узнала много интересного. Например, когда мужчина говорит: "Закрой форточку", то женщина выражает это совсем иначе: "Мне холодно". Данный пример показывает, что хотя женщины более разговорчивы, они говорят менее прямо, в частности, чаще прибегают к косвенным просьбам.
Теперь, общаясь с человеком, я невольно пытаюсь выявить у него признаки мужского или женского в речи. Не знаю, хорошо это или плохо, но я знаю одно: благодаря этому эссе, я стала лучше понимать людей, мне стало легче общаться с ними.
Список литературы.
1.Беляева Ю.А. Речь и речевое поведение мужчин и женщин. М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000.
2.Бенфорд Н., Гейдж Д. Как женщине научиться говорить по-мужски. Известия. 15 апреля. 1993.
3.Жельвис В.И. Инвектива: мужское и женское предпочтение. Этнические стереотипы мужского и женского поведения. СПб.: Наука, 1991.
4.Мартынюк А.П. Об отражении социальных ролей женщин в языке. Вестник Харьковского университета. 1986. № 290. С. 55-58.
5.Мартынюк А.П. Речь и пол. Язык. Человек. Время. Харьков: "Основа". 1992. С. 40-50.
1 Беляева Ю.А. Речь и речевое поведение мужчин и женщин.
2 Из тех же записей.
3 Из тех же записей.
Другие работы по теме:
Женщины говорят иначе
В некоторых обществах различные особенности построения речи у женщин и мужчин соблюдались настолько строго, что появлялись даже особые варианты языка. Иногда дело доходило до того, что мужчины и женщины вообще говорили на разных языках.
Часть речи
Грамматическая категория частей речи находит свое выражение в противопоставлении грамматических классов слов, которые различаются своим общим категориальным грамматическим значением.
Стилистика
Русский литературный язык. Языковые средства, используемые при создании того или иного стиля.
Дневник технологической практики в ателье
Приложение № 1 Дневник технологической практики студента гр. № _____ППИ Ф.И.О. Руководитель практики Дата Краткое описание выполненных работ, наблюдения и предложения
Жакет для женщин
В женской одежде ХХ в. жакет становится важным элементом повседневного костюма. Первоначально носили свободные, вязаные жакеты. В 30 - 40-е гг. в моду вошли жакеты из плотных гладких тканей в сочетании с платьями из тонких шёлковых или хлопчатобумажных материалов. Предпочитали сочетание тёмных жакетов и очень светлых, почти белых платьев.
Ахматова а. - Своеобразие темы любви в лирике а. ахматовой
Мир глубоких и драматических переживаний очарование богатство и неповторимость личности запечатлелись в любовной лирике. Анны Ахматовой. Тема любви безусловно занимает в ее поэзии центральное место. Неподдельная искренность предельная откровенн.
Тема Кол-во страниц
Обучение диалогической речи на уроках иностранного языка в старших классах средней школы
Красота спасет мир, если мир спасет красоту
(по новелле Рэя Брэдбэри «Улыбка») Есть шедевры искусства, над которыми невластно время. К таким шедеврам принадлежит непревзойденная картина Леонардо да Винчи «Джоконда» - воплощение идеала женской красоты.
Стихотворение Цветаевой Откуда такая нежность
Стихотворная форма позволяет поэту выразить чувства, переживания, внутренний мир человека. Любовная тема занимает в лирике Марины Цветаевой важное место. С помощью поэтических строк она передает неповторимую гамму чувств женской души.
Анализ стихотворения Н. Некрасова Тройка
Автор: Некрасов Н.А. Николай Алексеевич Некрасов — певец женской доли. Пронзительной болью отдаются в сердце его стихи о женской судьбе вообще и крестьянки в частности. Душевностью веет от его лирических стихотворений, посвященных русской женщине, сестре, матери. На всю жизнь поэт сохранил это трепетное и теплое чувство к несчастной, молча страдающей, скрывающей свои слезы женщине.
Русская долюшка женщины в поэзии Н.Н. Некрасова
Автор: Некрасов Н.А. О первом сборнике стихотворений Н.Н. Некрасова, вышедшем в 1856 году, Н.Г. Чернышевский сказал: «Восторг всеобщий. Едва ли «Ревизор» и «Мертвые души» имели такой успех, как Ваша книга».
Анализ стихотворения Н. А. Некрасова «Тройка»
Николай Алексеевич Некрасов — певец женской доли. Пронзительной болью отдаются в сердце его стихи о женской судьбе вообще и крестьянки в частности. Душевностью веет от его лирических стихотворений, посвященных русской женщине, сестре, матери.
Своеобразие темы любви в лирике а. А. Ахматовой
Мир глубоких и драматических переживаний, очарование, богатство и неповторимость личности запечатлелись в любовной лирике анны ахматовой. Тема любви, безусловно, занимает в ее поэзии центральное место.
Зачем нужно тире
Есть речь устная и письменная. Устная речь отличается от письменной. То, что в устной речи можно передать с помощью интонации, мимики, жестов, в письменной речи передается с помощью порядка слов, знаков препинания.
О понятии публицистический стиль речи
§ 1. О понятии "публицистический стиль речи" Публицистический стиль речи представляет собой функциональную разновидность литературного языка и широко применятся в различных сферах общественной жизни: в газе-тах и журналах, на телевидении и радио, в публичных политических выступлениях, в деятельности партий и общественных объединений.
Польско-прусский договор 1790
Союз Польско-Литовский и Прусский был подписан 29 марта 1790 года в Варшаве между представителями Речи Посполитой и Пруссии. Пруссия старалась воспользоваться войнами Российской империи с Османский Империей и Швецией и распространить свое влияние на ослабленную Речь Посполитую. Некоторые круги Речи Посполитой также рассматривали возможность освободиться от десятилетий Российской зависимости.[1]
Рейтан, Тадеуш
Ян Матейко «Рейтан — упадок Польши» (1866) Таде́уш Рейтан (белор. Тадэвуш Рэйтан, польск. Tadeusz Rejtan, Tadeusz Reytan; 20 августа 1742 — 8 августа 1780) — участник Барской конфедерации, депутат Сейма Речи Посполитой от Новогрудского воеводства ВКЛ. Происходил из дворянского рода немецкого происхождения, осевшего в ВКЛ в XVII веке.
Жид, Поль
Связать Поль Жид (фр. Paul Gide, 1832—1880) — французский юрист и историк, профессор римского права в Парижском юридическом факультете. Его первое сочинение: «Etude sur la condition privйe de la femme dans le droit ancien et moderne» (2 изд., Париж, ''''''1885'''''') — обширное исследование о положении женщины у культурных народов древнего и нового мира с целью найти источник ограничений женской правоспособности.
Тарнопольское воеводство
Введение 1 География 2 Население 3 Климат 4 Административное деление Введение Тарнопольское воеводство (польск. Wojewуdztwo Tarnopolskie) — воеводство во Второй Речи Посполитой, существовавшее с 1920 по 1939 год.
Королевство Польское 1025 1385
Королевство Польское (польск. Krуlestwo Polskie) — польское государство с 1025 по 1795 год. После Люблинской унии 1569 года стало частью Речи Посполитой. Началом Королевства Польского принято считать принятие королевского титула Болеславом I Храбрым, а концом — отречение от престола короля Станислава Августа Понятовского в результате третьего раздела Речи Посполитой.
Сербия тюрьма
Сербия — народное название несуществующей ныне женской тюрьмы, находившейся в Варшаве, Польша. История Варшавская женская тюрьма была построена в 1835 году вместе с главным корпусом другой тюрьмы Павяк и являлась её частью. Во время русско-турецкой войны 1877—1878 гг. (которая носила народное название «Сербская война») на территории женской тюрьмы Павяка находился военный госпиталь, поэтому позднее женская часть тюрьмы Павяк приобрела в народе название «Сербия».
Тарногродская конфедерация
Тарногродская конфедерация (польск. Konfederacja Tarnogrуdzka, организована 26 ноября 1715 года в г. Тарногруд, откуда и название) — конфедерация в Речи Посполитой, созданная для лоббирования сословных интересов шляхты и магнатов, недовольных абсолютистскими тенденциями короля Августа II Сильного, немца по происхождению.
Речь Посполитая Трёх Народов
Введение 1 Гадячская уния Список литературы Введение Речь Посполитая Трёх Народов (польск. Rzeczpospolita Trojga Narodуw) — политический проект превращения конфедерации Польского Королевства и Великого княжества Литовского (т. е. Речи Посполитой Двух Народов) в триединое государство (Речь Посполитую Трёх Народов), в результате создания на украинских землях Великого княжества Русского из земель Королевства Польского.
Особенности женской речи
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ КАФЕДРА РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ ДОКЛАД ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И КУЛЬТУРЕ РЕЧИ
Языковая норма 3
Понятие культуры речи тесно связано с литературным языком. Умение четко и ясно выражать свои мысли, говорить грамотно, умение не только привлечь внимание своей речью, но и воздействовать на слушателей, владение культурой речи – своеобразная характеристика профессиональной пригодности для людей самых различных профессий: дипломатов, юристов, политиков, преподавателей школ и вузов, работников радио и телевидения, менеджеров, журналистов.
Изучение времен английского глагола
Text Text Graphics Изучение времен английского глагола Настоящее простое Настоящее продолженное Graphics Цели урока Продолжить работу по формированию грамматических навыков. Тренировать учащихся в умении использовать в речи Present Simple, Present Progressive. Активизировать изученную лексику.