Писатель неоднократно
бывал в Египте. Этой
стране посвящены его
роман «Очарование» и
книга очерков «Оазис»
лександрия. Вы идете вдоль Восточного порта по узкой полоске суши, разделяющей море и богатые некогда особняки. Вы встречаете по пути рыбаков и детей, глядящих в небо, - вверху летают их воздушные змеи. Дует свежий северный ветер, льется прозрачный свет. Не доходя чуть-чуть до форта Кайт-Бей, вы попадаете в ту часть Александрии, которая сохраняет былую атмосферу города-космополита. Скромное заведение рядом с фортом - один из его осколков: на обращенной к морю террасе второго этажа вы заказываете рыбу и бутылку белого вина. Несколько пожилых греков играют в карты; тут же, вздыхая, вяжут дамы, одетые в черное; между столиками снуют светловолосые дети.
Каир. Шум и пыль. Из центра города вы направляетесь к югу по тенистой набережной Нила. Вот третий по ходу мост, перекинутый через неширокий нильский рукав, - перейдя его, вы попадаете на остров Рода. На полудиком берегу, где фруктовые садики перемежаются мусорными кучами, вы останавливаетесь под старым деревом, в тени которого скрывается крохотная мечеть. По пятницам здесь всегда полно верующих, они стоят на коленях прямо на тротуаре, слушая голос имама, усиленный громкоговорителем. У берега застыл паром; рядом с ним двое влюбленных, взявшись за руки, ждут, пока перевозчик окончит молитву и доставит их на другой берег, в древний Каир коптов и христианских церквей.
Асуан. Поистине африканская жара. Обжигающий ветер доносит песок пустыни до Голубого Нила. Вы нанимаете небольшой парусник - фелюгу - и отправляетесь на поиски утраченной Нубии, проплываете мимо острова Сехель. С гранитных скал, исчерченных иероглифами, юные и стройные черные нубийцы ныряют в реку, покрытую водяными гиацинтами. На корме владелец фелюги, держа румпель, напевает нубийские песни на языке, полном сочных гласных и шелковистых согласных. И тогда вы вспоминаете начало путешествия, Александрию. Вы понимаете, что Египет вечен в этом бесконечном разнообразии, в гармонии, сложенной из противоречий, и уже потому заслуживает любви.
В Египте почитают родителей: на склоне лет старики живут в семье, окруженные заботой. Но к памятникам древности никто не проявляет интереса. Залог их сохранности - туристы, главный источник доходов страны. Плачевна судьба тех исторических памятников, которые приезжие обходят стороной. Если они расположены вдали от туристических маршрутов, можно опасаться самого худшего. Команда немецких специалистов три года тщательно восстанавливала великолепное здание XVIII века, но, как только работы были закончены, его снесли бульдозеры застройщика. И наоборот, в далеком оазисе Сива был отреставрирован храм, в котором Александр Македонский советовался с оракулом Амона. Решение о восстановлении храма было принято в то время, когда началось строительство туристического центра и утроилось количество отелей...
И все же, хотя туристический бизнес помогает сохранению египетских древностей, он разрушает историческое наследие народа. Ему в угоду искусство и традиции становятся коммерцией, и самые красивые места утрачивают исконный облик. Вдоль Нила выстроились десятки освещенных неоном бетонных дворцов. Какими словами описать километры гостиниц, возведенных в последнее десятилетие на Синае, у Красного моря, между Табой и Шарм-эш-Шейхом? Проплывая вдоль средиземноморского побережья, еще вчера пустынного и величественного, на протяжении двух с лишним сотен километров видишь ряды кемпингов, строящихся между Александрией и курортом Мерса-Матрух.
Во время праздников каирцы обожают устраивать пикники. На снимке: семья расположилась на плато Гиза, рядом с Великими пирамидами. | |
|
В Асуане начинается двадцатикилометровая береговая полоса плодородной земли. Нил здесь широк, как озеро. По нему скользят многочисленные фелюги.
днако умеет Египет умеет хранить свои сокровища.
Я вспоминаю вечер в затерянном оазисе, не упоминающемся в туристических проспектах. Ранняя весна. Двадцатилетний Араби воспользовался нашим приездом, чтобы устроить небольшой праздник. С наступлением вечера мы отправляемся по деревенской улочке за Хасаном с его цитрой, потом за Шерифом с его флейтой, и каждый из них приглашает с собой еще нескольких друзей. В ту прохладную ночь нас собралось десятка полтора возле теплого источника, вокруг костра из пальмовых веток. Первыми запели жестяные чайнички на углях. Араби подал знак к началу - и пустыня наполнилась музыкой оазиса, песнями, речь в которых - только о любви. Инструменты переходили из рук в руки, музыканты сменяли певцов, а певцы потихоньку начинали танец. Мы увидели невероятную пляску вокруг пламени, пришедшую, кажется, из самой глубины веков. Танец - живой и таинственный - дарил радость, он вводил в транс этих детей пустыни. Прекрасный и захватывающий, он будто бы оберегал их от остального мира.
У Нила есть двойник: Бахр-Юссеф, «река Иосифа» - очень древний канал, настолько старый, что больше походит на реку. Он протянулся от Асьюта до Эль-Файюма и порой «отодвигается» к востоку от Нила на полтора десятка километров. Здесь стоят церкви гораздо более древние, чем наши, здешние деревни застыли во времени, широкие дороги в пятнах солнечного света ведут к ним под сенью эвкалиптов. Но здесь царствует террор, развязанный несколькими фанатиками, эти земли закрыты для иностранцев. Если бы сюда вернулся мир и вам позволили бы приехать, старое громыхающее такси довезло бы вас еще дальше, до другой египетской реки. Здесь, в центре «страны Иосифа», где уже больше тысячи лет живут вместе мусульмане и христиане, не услышишь ни выстрелов, ни плача женщин. Вы увидели бы обрывистые берега, заросли тростника, наткнулись бы на голых детишек с бритыми головами, будто сошедших с древних фресок.
Египет вновь станет самим собой, омываемый лишь «слезами богов» - бесшумными водами Нила. Вы поплывете по ним на фелюге. Длинной лентой рядом с вами будет разворачиваться вся страна: деревни, дымки от костров или воскуренного фимиама, таинственные тени, кланяющиеся вам пальмы, дети, машущие вам рукой, - и эта лента покажется оазисом, в котором живо то, что утеряно остальным миром.
Литература
Материал из журнала GEO
Другие работы по теме:
Меджународная миграция
Международная миграция рабочей силы - перемещение трудоспособного населения из одной страны в другую в поисках работы. Как процесс представляет собой единство эмиграции, иммиграции. реэмиграции.
Сочинения на свободную тему - Человек цивилизация земля
Человек это часть природы. В результате развития цивилизации человек стал сильнее и поставил себя выше природы. Вправе ли он так делать. Ведь питается он плодами земными опустошает недра земли вырубывает леса фильтры воздуха дышит кислородом выбра alignjustifyЧеловек это часть природы.
Трагедия Софокла "Царь Эдип"
Софокл — великий греческий драматург, подаривший одно из самых восхитительных произведений — трагедию “Царь Эдип”.
Встреча Обломова со Штольцем
Главной задачей своего романа «Обломов» Гончаров считал поиск подлинно человеческой «нормы» бытия, утраченной в современном мире, и героя, отвечающего этой «норме». Но особенностью воплощения этого авторского замысла стало то, что «артистический идеал» личности оказывается недостижим. Он как бы распадается на две части, два основных образа — Обломова и Штольца, которые изображаются на основе принципа антитезы.
Тема исчезновения и смерти в рассказе Бунина Господин из Сан-Франциско
Рассказ И. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско» посвящен описанию жизни и смерти человека, обладающего властью и богатством, но, по воле автора, не обладающего даже именем. Ведь имя содержит некое определение духовной сущности, зародыш судьбы. Бунин отказывает своему герою в этом не только потому, что он типичен и похож на других богатых стариков, приезжающих из Америки в Европу, чтобы напоследок насладиться жизнью.
Судьба господина из Сан-Франциско
(по одноименному рассказу И. А. Бунина) В основе сюжета рассказа И. А. Бунина «Господин из Сан-Франциско» — судьба главного героя — «господина из Сан-Франциско ». Он отправляется в путешествие в Старый Свет и неожиданно умирает на Капри. Писатель лишает господина из Сан-Франциско имени, подчеркивая, что он — один из многих, чья жизнь растрачена даром (не названы также по имени его жена и дочь).
Почему так трагически сложилась судьба главного героя поэмы Лермонтова Мцыри
Мцыри — «любимый идеал» Лермонтова. Это «отражение в поэзии тени его собственной личности», — как сказал Белинский В нем лермонтовское страстное стремление к свободе, его гордость и чуткость к миру, способность пламенеть и готовность к примирению. И как и во многих других героях, в нем — трагическое предчувствие поэтом своей обреченности и невозможности обрести в этом мире идеал.
Поэма Есенина Анна Снегина
Автор: Есенин С.А. Я думаю: Как прекрасна Земля И на ней человек. С Есенин Поэма “Анна Снегина” — одна из лучших в творчестве Сергея Есенина. Это и эпическое произведение, так как раскрывает судьбы народа в революции, и лирическое, отражающее суть человеческих переживаний, внутренний мир героев.
Сочинение по мотивам картины В.Г . Перова Охотники на привале с прямой речью
Сочинение по мотивам картины В.Г . Перова "Охотники на привале " (с прямой речью) Автор: Разное Как-то раз три друга Николай, Федор и Иван собрались на охоту. Долго они ходили по полю в поисках дичи. Подстрелив несколько гусей и уток, решили сделать привал. Как всегда во время обеда друзья, начали рассказывать охотничьи байки.
Наскальные рисунки древних людей
Древние цивилизации были не слишком развиты, относительно познаний их в области химии и физики. Возможно, из-за этого появилось множество мистических теорий, обожествления явлений природы, огромное значения придавалось смерти человека, его отходу в другой мир. Наскальные рисунки древних людей могут рассказать нам о многом из того, что происходило в их жизни.
Мохенджо-Даро
Мохе́нджо-Да́ро (урду موئن جودڑو, синдхи موئن جو دڙو; буквально «холм мертвецов») — город цивилизации долины Инда, возникший около 2600 года до н. э. Расположен в Пакистане, в провинции Синд.
Кохунлич
, Kohunlich, на современном юкатекском языке — Шлабчеэн , X-lаabch’e’en — крупное археологическое городище цивилизации майя, расположенное на полуострове Юкатан примерно в 25 км к востоку от региона Рио-Бек, примерно в 65 км к западу от Четумаля по шоссе 186, и в 9 км к югу от дороги. Современное испанское название не связано с языком майя, а представляет собой искажённое английское Cohune Ridge (перевал Кохун).
Каниага
— государственное образование этнической подргуппы сонинке сосо, существовавшее на территории современного Мали в XII в. В период расцвета Ганы сосо были ее вассалами. Сосо начали захватывать близлежащие области после ослабления Ганы в начале XIII в., когда во главе этнической подгруппы встал, представитель клана диарисо, Диарра Канте [1], В 1203 г сосо захватили столицу Ганы — Кумби, которая была включена в состав государственного образования Каниага.
XL век до н. э.
XL век до нашей эры — промежуток времени между 1 января 4000 года до н.э. и 31 декабря 3901 года до н.э.. События Возникновение цивилизации в области Плодородного полумесяца (в Месопотамии, в районе современного Ирака).
Логарифмическая шкала времени
Логарифми́ческая шкала́ вре́мени показывает наиболее значимые исторические события на одной странице и десяти строках в логарифическом масштабе.
Ангкор-Тхом
Южные врата города. Ангкор-Тхом (кхмер. អង្គរធំ [ʔɑŋkɔ: tʰom], букв. «великая столица»), столица Кхмерской Империи в XII — 1-й пол. XV вв. Построен в 1177 году, в правление Джаявармана VII на месте разрушенной в результате войны с Чампой прежней столицы — Яшодхарапуры.
Шпухиль майя
Шпу(х)иль , Xpuhil или Xpujil — археологический памятник цивилизации майя на территории мексиканского штата Капмече вблизи современного города Шпухиль. Область вокруг современного города Шпухиль вдоль Мексиканской федеральной трассы 186 изобилует историческими памятниками культуры майя, в частности, такими, как Бекан и Калакмуль.
Красноклювая шилохвость
Введение 1 Описание 2 Места обитания и питание 3 Размножение 4 Голос Список литературы Введение Красноклювая шилохвость[1] (лат. Anas erythrorhyncha) – настоящая утка, многочисленный постоянный житель Южной и Восточной Африки, типичный южнее 10° южной широты. Эта утка не совершает перелетов, но пролетит огромные расстояния в поисках подходящей воды.
Причины гибели цивилизации майя
Причины гибели цивилизации майя По поводу гибели майя, учеными выдвигается множество гипотез, например: землетрясение, резкое изменение климата, эпидемия неизвестной болезни, восстание угнетенных низов, чужеземное нашествие.
Каспийские ворота
(греч. Κάσπιαιπύλαι) — историко-географическое название, которым со времён древних цивилизаций обозначали два узких прибрежных прохода, доступ к которым открывал северным первобытно-общинным кочевым племенам дорогу на на юг в богатые земледельческие цивилизации древних Персии, Мидии и Месопотамии. [1]
Интернет-культура
Содержание 1 Частные случаи интернет-культуры Интернет-культура (англ. Internet culture) — это культура подачи информации и культура общения пользователей в Интернете. Как глобальный феномен интернет-культура (киберкультура пользователей Интернета) возникла благодаря Интернету и приобрела признаки обособленного общественного явления в рамках человеческой цивилизации.
Философия и общество журнал
Философия и общество (журнал) Философия и общество Научный журнал Философия и общество ставит своей задачей освещение фундаментальных проблем общества, социально-философский анализ актуальных проблем культуры, цивилизации, социального детерминизма, периодизации мировой истории и т.д. Здесь публикуются статьи как философской, так и исторической тематики, материалы по социологическим и экономическим проблемам, философии истории, герменевтике и структурализму, гносеологии и онтологии, глобальным проблемам современности.
Индийская цивилизация (Доклад)
Индийская цивилизация. Около 2500 до н.э. в плодородную долину реки Инд (на территории современного Пакистана) с запада переселились земледельцы. Первые поселения распространились на огромные площади. На территории протяженностью свыше1770 км было обнаружено около100 поселений индийской цивилизации.
Кикладская цивилизация
Введение 1 Хронология Список литературы Кикладская цивилизация Введение Кикладская цивилизация, археологическая культура бронзового века, распространённая в 3—2 тысячелетиях до н. э. на островах Киклады. Первые поселения человека на островах относятся ко времени среднего (Мавроспилия на Миконосе) и позднего неолита (Салиагос между Паросом и Антипаросом), то есть к 5—4 тысячелетиям до н. э.
Бингем, Хайрам
Хайрам Бингем (англ. Hiram Bingham; 1875—1956) — американский археолог и политик, обессмертивший себя открытием «затерянного города инков», Мачу-Пикчу.