Само
существование гейш овеяно множеством тайн и легенд, порой самых противоречивых
и невероятных. Попробуем отделить зёрна от плевел и разобраться, что же из себя
на самом деле представляют гейши.
Собственно,
называть гейш гейшами стали иностранцы, проникающие в древнюю Японию, т.к. на
языке оригинала это слово звучит как «гэйся», где «гэй» обозначает искусство, а
«ся» - человек. Совместив это, соответственно получаем «человека искусства».
Иностранцы же мало того, что исковеркали первоначальное название профессии, так
и сузили его (причем неправильно) до банальной проституции, а ведь гейша (будем
употреблять именно этот термин, т.к., как ни крути, а он является более
привычным нашему уху) совершенно необязательно оказывает сексуальные услуги.
Более того, первоначально этого пункта даже не было, простите, в перечне её
обязанностей (а также гейши не имели правительственной лицензии на оказание
такого рода услуг). Что же входило в обязанности гейш?
Первоначально
гейшами были мужчины – да-да! Существует несколько версий этих событий. Версия
первая: гейшами являлся первоначальный состав театра Кабуки. Версия вторая:
гейшами называли артистов квартала Ёсивары (в Эдо), развлекавших доблестных
самураев (также их называли «хокэн» - «шуты»). Самураи почитали развлекательное
общение с женщинами в чём-то нечистым и недостойным доблестных и учёных мужей,
поэтому предпочитали представителей своего же пола, столь же образованных и
могущих поддержать интеллектуальную беседу за чашечкой сакэ. И только с
течением времени появились гейши-женщины, которые вытеснили с «арены»
гейш-мужчин.
Основными
центрами, где процветала культура гейш были Эдо, Киото и Осака – началось это в
XVII веке, а в XIX веке наступила эра расцвета гейш, когда они в буквальном
смысле правили балом. В то же время были заложены нормы поведения гейш,
традиции и изучаемые ими искусства, сохранившиеся неизменными до нашего
времени. Гейши-женщины выступали хозяйками вечеров, развлекая своих
гостей-мужчин, ведя нить беседы, выступая с игрой на различных музыкальных
инструментах или услаждая слух пением. Зачастую гейши флиртовали со своими
гостями, но сохраняли при этом своё достоинство, т.е., повторюсь, к
обязательному сексу дело не сводилось.
Каким
же образом становились гейшами? Чаще всего гейшами становились девочки из
бедных семей, проданные в дома гейш (окия - ед. число), дочери владелиц таких
домов (владелиц называли матушками – «ока-сан»)или дочери самих гейш. Таким
образом всё своё детство будущие гейши проводили в служанках, а затем и
помощницах главных гейш. Поскольку гейши в окия именовали друг друга сёстрами,
то сами гейши являлись старшими, а их помощницы – младшими сёстрами (также
начинающих гейш называли «майко» - «ученица»). Обучение происходило по
принципу: «смотри на меня и делай как я» (метод минарай).
Будущие
гейши обучались искусству пения и игры на музыкальных инструментах, искусству
аранжировки цветов, умению выбирать и носить кимоно, традиционным танцам,
каллиграфии и живописи, также гейши должны были уметь вести чайную церемонию
(тяною). Таким образом, они получали практически всестороннее и неплохое для
того времени образование, что позволяло им на равных участвовать в беседах с
мужчинами, а иногда и занимать более превосходящую позицию по отношению к своим
гостям.
В
возрасте 11-15 лет девочки становились начинающими гейшами, проходя церемонию
инициации и получая новое имя (в подавляющем большинстве случаев это было имя
старшей сестры). С этого момента молодая гейша должна быть причёсана и одета
соответствующим образом и тогда же старшая сестра начинает знакомить её со
своими клиентами, причем, чем их больше и чем популярнее старшая сестра, тем
лучше младшей – у неё есть шанс заранее подобрать себе «клиентскую базу». В
обязанности старшей сестры входит также подбор подходящего клиента для мидзуаге
- процедуры, включающей дефлорацию молодой гейши. Отношение к девственности в
культуре гейш было трепетным: майко понятия не имели об этой стороне отношений
с мужчинами, поэтому право первой ночи стоило очень дорого и клиент для этой
цели отбирался с особой тщательностью. По окончании процедуры майко переставала
быть ученицей и становилась полноправной гейшей, имея с этого момента право на
специальную причёску. Отдельно нужно отметить, что в настоящее время процедура
мидзуаге гейшами не проводится.
По
достижении совершеннолетия гейша начинала работать по индивидуальному графику,
оплата же труда была повременной с фиксированной ставкой за один час времени с
клиентом. С самого начала своей карьеры гейши создавали себе репутацию, которую
старались поддерживать всеми силами. Очень часто индивидуальный график
предусматривал то, что гейша находила себе покровителя - «данна», с которым и
проводила большую часть своего рабочего времени. Взамен того, что гейша уделяла
ему время наедине, покровитель оплачивал её расходы (что было весьма нелёгким
бременем – цены на одни только кимоно были заоблачными), а также способствовал
её «карьерному росту», т.е. росту популярности. Гейши совершенно необязательно
заводили себе покровителей, но без этой поддержки они не могли оставить окия и
матушек.
Часть
своих доходов гейши отдавали в счёт заведения, зачастую часть была довольно
значительной, поэтому и вырваться из-под такой «опёки» было довольно
затруднительно. Были случаи, когда бездетные хозяйки окия удочеряли какую-либо
из своих гейш для того, чтобы передать им окия в наследство. Таким образом они
получали в своё пользование весь доход этих гейш, а сами гейши получали доступ
к обширной коллекции кимоно, без которого деятельность гейш была просто
невозможной, а также со временем гейша могла получить окия в наследство – т.е.
обе стороны были вполне довольны создавшимся союзом.
Сегодня
гейша является одной из вполне обычных творческих профессий, как и многие
другие, отнимающей много времени. К тому же гейш становится всё меньше и меньше
– сказывается конкуренция с хостесс (девушки-хостесс развлекают гостей в
ресторанах и барах, после чего счёт клиенту предъявляется поистине
астрономический). В конце 20-х гг. прошлого века гейш было около 80 тысяч, в
80-х – уже около 10 тысяч, сейчас же гейш осталось не более тысячи, из которых
в Киото проживает около сотни.
Сегодня
вечер с гейшами стоит немалых денег, а само их присутствие обозначает высокий
уровень банкета. Однако, мир гейш не столь идеален, как может показаться, в
нём, как и в более обширном социуме, выделяются различные индивиды, с самыми
разными жизненными ценностями и установками, у которых существуют самые
различные потребности. Если взять за пример вышеописанный банкет, то «высокие»
гейши на нём в первую очередь будут демонстрировать собственное искусство, а их
товарки рангом пониже и сакэ выпить не откажутся (следует отметить, что среди
гейш не принято принимать пищу и, тем более, спиртное, во время своих
представлений).
В
искажение образа гейши внесли свою лепту американские солдаты во времена Второй
Мировой войны – гейшами они называли японок, отдававшихся им от безысходности и
крайней нужды (это послужило ассоциацией гейша=проститутка), собственно, эти
японки также называли себя гейшами, дабы заинтересовать клиентов, но при этом
таковыми не являлись.
Современная
поп-культура совершенно извратила образ гейши в глазах людей Запада: появление
определённых романов, посвящённых гейшам, экранизаций, появления звёзд
шоу-бизнеса в образе «гейш» - всё это наложило определённый отпечаток на
восприятие гейш, как представительниц восточной культуры, и отпечаток
неправильный. Также следует учитывать, что авторы большинства изданных на
Западе романов о гейшах и их быте не соответствует истинным событиям того
времени, а является не более чем стилизацией в угоду жадной до «восточных
изысков» публике. При желании узнать больше о культуре и быте обитательниц
Весёлых кварталов лучше опираться на произведения классических японских
авторов.
И,
напоследок, гейша как профессия и как образ жизни на сегодня постепенно
изживает себя, становясь не более чем приработком для хорошенькой японки. К
сожалению…
Другие работы по теме:
Основные теоретико-методологические аспекты современной этнопсихологии
СЕМИНАР №1 . Этническое возрождение на рубеже тысячелетий. Начиная с 60-70 гг. нашего столетия в мировом масштабе наметились процессы, характеризующиеся стремлением народов сохранить свою самобытность, подчеркнуть уникальность бытовой культуры и психологического склада, всплеском у многих миллионов людей осознания своей принадлежности к определенному этносу– национального самосознания или этнической идентичности, если использовать более привычный для психолога термин.
Алмеи - восточные "гейши" древности
Известно, что на Востоке и, в частности, в Египте существовал особый класс женщин, которые, подобно баядерам Индии, представляли собой корпорацию певиц, танцовщиц и музыкантш. Это были алмеи, от арабского Almeh, что значит "ученый".
Приспособления для лечения сексуальных расстройств
Сексуальные приспособления предназначены для различных целей. Некоторые используются в качестве вспомогательных средств при обучении партнеров, другие применяются непосредственно во время полового акта.
Оперетта
Оперетта (итал. operetta, дословно маленькая опера) — жанр музыкального театра, в котором музыкальные номера чередуются с диалогами без музыки. Оперетты пишутся на комический сюжет, музыкальные номера в них короче оперных, в целом музыка оперетты носит лёгкий, популярный характер, однако наследует напрямую традициям академической музыки.
Ясунари Кавабата (1899-1972)
1 июня 1899 г. - 16 апреля 1972 г. Японский писатель Ясунари Кавабата родился в Осаке в образованной и богатой семье. Его отец, врач, умер, когда Ясунари было всего 2 года. После смерти матери, последовавшей через год после смерти отца, мальчик был взят на воспитание дедом и бабкой по материнской линии. Спустя несколько лет умерли его бабушка и сестра, и мальчик остался со своим дедом, которого очень любил.
Японская этническая культура
Культурная изоляция Японии вследствие ее островного положения. История зарождения самурайства и появления гейш. Развитие японской архитектуры и искусства сада. Традиционные виды чайной церемонии, основные театральные жанры. Особенности хокку и танка.
Способы графической подачи эскизов
Основные принципы организации декоративной композиции. Особенности графики японских мастеров (японская графика). Приемы графической подачи в цветном решении эскизов (аппликация, монотипия, энкаустика). Принципы построения двух- и трёхфигурной композиции.
Оперетта
Оперетта, в современном понимании, развлекательное представление лирического или комического характера; в музыкальной партитуре оперетты вокальные номера и танцы чередуются с оркестровыми фрагментами концертного типа.
Японская светская живопись и гравюра
Основу всех стилей при всем их многообразии составляют два главных направления: континентальное (привнесенное из Китая и Кореи) и чисто японское.
Татуировки: Хризантемы, драконы и молитвы
Все европейцы используют для обозначения подкожной инъекции краски чужое слово — татуировка (только некоторые особо важные ученые мужи предпочитают труднопроизносимое «дерматография»).
Культура Японии 2 Харакири как
Text Text Text Text В возрасте 11-15 лет девочки становились начинающими гейшами, проходя церемонию инициации и получая новое имя (в подавляющем большинстве случаев это было имя старшей сестры). Предназначение гейш–развлекать мужчин.
Гейши 2
Согласно одной из версий, первоначально это была мужская профессия, которой зарабатывали на жизнь актеры театра. Однако несколько столетий назад они не выдержали конкуренции с женщинами, которым гораздо лучше удавалось развлекать самураев пением, танцами, поэзией и игрой на национальных музыкальных инструментах.
Батик 2
Содержание Введение …………………………………………………………………………..2 Анализ литературы……………………………………………………………….. Глава 1 История росписи тканей………………………………………….…..3
Природа и культура как основа национального менталитета
Описание взаимосвязи японской культуры, природы страны и национального менталитета в книге В. Овчинникова "Ветка сакуры". Главные источники развития японской культуры. Отношения природы и человека как отношения двух культур. Русское самосознание и душа.
Культурная и духовная жизнь японцев
История заселения японских островов. Антропологическая и языковая характеристика Японии. Происхождение письменности и мифологические представления о зарождении мира. Особенности культурной жизни: икебана, бонсай, чайная церемония, синтоизм, буддизм.
Культура Японии
Изучение основных этапов развития Японии - государства с многовековыми культурными традициями, которые за счет относительной географической обособленности страны дошли до нас в неизменном виде. Изучение особенностей японской литературы, театра, живописи.
Дзёро
Слово «дзёро» не несёт в себе оскорбительного оттенка, но оно и не восхваляет свою «обладательницу». Почему же путают гейш и дзёро?
Японская гравюра Укиё-э
История формирования японской традиционной художественной культуры, этапы ее развития от монохромной живописи, росписей храмов и росписи ширм. Распространение гравюры "укиё-э". Техника ксилографии, или печати с деревянных досок. "Театральное" укиё-э.
Япония - страна с самобытной культурой
Государственные символы Японии. Отношение современных японцев к вопросу религии. Государственные, национальные, религиозные праздники и фестивали, соблюдение традиции. Специфика письменного и устного японского языка. Развитие боевых искусств в стране.
Эстетическая мысль Восточной цивилизации
Восток - Запад : цивилизационные типы как различное в традициях. Эстетическая мысль средневекового Китая и Японии, культура Арабского Востока. Исламская, индо-буддийская, конфуцианская (дальневосточная), европейская цивилизации и их социокультурный слой.
Культура Японии 7
Культура Японии Культура Японии сложилась в результате исторического процесса, начавшегося с переселения предков японского народа на японский архипелаг с материка. Современная японская культура испытала сильное влияние стран Азии (в особенности Китая и Кореи), Европы и Северной Америки. Одной из особенностей японской культуры является её долгое развитие в период полной изоляции страны от всего остального мира.
Танидзаки Дзюнъитиро. Татуировка
«Это было во времена, когда люди почитали легкомыслие за добродетель, а жизнь ещё не омрачали, как в наши дни, суровые невзгоды. То был век праздности…» Люди шли на все ради красоты, не останавливаясь перед тем, чтобы покрыть свое тело татуировкой.
Баранов, Вячеслав Васильевич
План Введение 1 Биография 2 Награды 3 Фильмография 3.1 Роли в кино 4 Озвучание 4.1 Кино 4.1.1 Режиссёр дубляжа 4.2 Телесериалы 4.3 Мультфильмы 4.4 Компьютерные игры
История хентая
План Введение 1 Ранний период 2 1960—1970-е годы 2.1 Первые аниме 2.2 Эротическая манга 2.3 Эрогэкига 3 1980-е годы 3.1 «Золотой век аниме» 3.2 Бум лоликона в Японии
Искусство стран Древнего Востока
Богатства форм искусства стран Юго-Восточной Азии, влияние буддизма, индуизма и ислама на их развитие. Самобытные художественные облики Индии, Китая и Японии, первоистоки возникновения культуры и искусства, архитектурные стили и жанры живописи.
Восток и Запад в Средневековой Японии
Введение. От городской суеты делового современного Токио до безмятежности классического Киото, от северных границ снежного Хоккайдо до отчетливо красочного Кюсю и Окинавы Япония – страна разительных контрастов и частых противоположностей: гейши и бейсбол, театр Кабуки и громадные сети супермаркетов, небоскребы из стекла и стали и ландшафтные сады из песка и скал .
Средневековое японское общество
Происхождение, организационная структура и идеология самурайства. Сёгун. Император. Кугэ. Букэ. Крестьяне. Ремесленники. Торговцы (купцы). Служители храмов и монахи.
Прелестные подробности в ялтинском рассказе Дама с собачкой
"Прелестные подробности" в ялтинском рассказе «Дама с собачкой» Наталья Иванова, Великий Новгород Широко известно высказывание Н.К. Михайловского, который отмечал, что у Чехова “есть прелестные подробности, но совершенно случайные, и зачем они – непонятно”1. Эту точку зрения разделяют и некоторые современные исследователи.
Тикамацу Мондзаэмон
Тикамацу Мондзаэмон (настоящее имя Сугимори Нобумори, 1653—1724) — крупный японский драматург эпохи разложения феодального строя и появления буржуазии (1600—1867). Создатель театра горожан в противовес придворно-феодальному театру.