Оперетта, в современном понимании, развлекательное представление лирического или комического характера; в музыкальной партитуре оперетты вокальные номера и танцы чередуются с оркестровыми фрагментами концертного типа. Оперетта – не «маленькая опера» (как было в 18 в.), не комическая опера с диалогами, не комедия с музыкальными вставками и не драматическая пьеса, насыщенная музыкой.
Происхождение
Истоки оперетты уходят в глубь веков. Уже в экстатических античных мистериях в честь бога Диониса, которые считаются прообразом европейской драмы, можно выявить некоторые жанровые признаки оперетты: сочетание музыки с пантомимой, танцем, буффонадой, карнавалом и любовной интригой. Заметное влияние на общую эволюцию оперетты оказала греческая комедия, в частности пародийные комедии нравов Аристофана и Менандра, а также римская комедия Плавта и Теренция; затем комедийные персонажи в средневековых моралите, мистериях и мираклях. Вслед за возникновением серьезной оперы ок. 1600 появился такой новый музыкально-театральный жанр, как интермеццо. Служанка-госпожа (1733) Дж.Перголези – образец интермеццо, который послужил моделью для последующих произведений. Успех Служанки-госпожи в Париже побудил Ж.Ж.Руссо к развитию этого жанра на французской сцене. Его Деревенский колдун (1752) – один из трех источников, лежащих в основе opéra-comique, французской комической оперы. Двумя другими источниками были комедии-балеты Мольера и Ж.Б.Люлли и водевили, ставившиеся в народных ярмарочных театрах.
Французская оперетта
Официальным днем рождения оперетты считается 5 июля 1855. В этот день Ж.Оффенбах (1819–1880), истый парижанин, хотя и уроженец немецкого города Кёльна, открыл свой маленький театр на Елисейских полях – «Буфф-Паризьен». В течение последующих двадцати лет он написал и поставил в театре 89 оперетт, среди которых Орфей в аду (1858), Женевьева Брабантская (1859), Прекрасная Елена (1864), Парижская жизнь (1866), Великая герцогиня Герольштейнская (1867), Перикола (1868), Принцесса Трапезундская (1869), Разбойники (1869) и Мадам Аршидюк (1874). Оффенбах, превосходный театральный композитор – динамичный, жизнерадостный, блестящий и элегантный, – создал оперетту как художественное целое и поднял ее до непревзойденных высот. Хотя среди последователей Оффенбаха во Франции были люди выдающихся дарований, их произведения пользовались лишь временным успехом. Так, Ф.Эрве (1825–1892) написал Мадемуазель Нитуш (1883); Ш.Лекок (1832–1918) – Дочь мадам Анго (1873) и Жирофле-Жирофля (1874); Э.Одран (1842–1901) – Маскотту; Р.Планкет (1848–1903) – Корневильские колокола (1877) и А.Мессаже (1853–1929) – Маленькие Мишу (1897) и Веронику (1898). Этими сочинениями заканчивается золотой век французской оперетты.
Венская классическая оперетта
Величие и блеск венской классической оперетты, ее главное достояние и ее гордость олицетворяет, конечно, И.Штраус-младший (1825–1899), чей феноменальный дар к созданию великолепных, благородных мелодий проявился в 479 произведениях. Штраус впервые обратился к музыкально-театральному жанру в возрасте 46 лет (как говорят, по совету Оффенбаха), будучи уже всемирно известным композитором, автором вальсов На прекрасном голубом Дунае, Сказки венского леса, Вино, женщины и песни и Жизнь артиста. После двух успешных, но не слишком выдающихся опытов (Индиго и сорок разбойников, 1871, и Римский карнавал, 1873) Штраус создал настоящий шедевр, высочайшее достижение в жанре оперетты – Летучую мышь (1874). Оперетта была закончена в 42 дня и с тех пор стала воплощением обаяния, веселья и радости жизни в доброй старой Вене. Среди остальных оперетт Штрауса наибольшим успехом пользовались Веселая война (1881), Ночь в Венеции (1883) и Цыганский барон (1885). Последователями Штрауса явились Ф.фон Зуппе (1819–1895) и К.Милёккер (1842–1899), чьи оперетты тоже принадлежат к великой венской традиции, хотя большинство из них значительно устарело ввиду весьма слабых либретто.
Английская оперетта
Расцвет английской оперетты связан прежде всего и главным образом с 14 великолепными плодами бессмертного сотрудничества У.Гилберта (1836–1911) и А.Салливена (1842–1900). Сатирический талант Гилберта в сочетании с изяществом музыки Салливена породили такие действительно вдохновенные произведения, как Фрегат ее величества «Пинафор» (1878), Пираты Пензанса (1880), Микадо (1885), Гвардеец (1888) и Гондольеры (1889). За Гилбертом и Салливеном последовали Э.Джерман (1862–1936) с его Веселой Англией (1902) и С.Джонс (1869–1914), автор Гейши (1896).
Венская оперетта 20 в.
В период между расцветом классической венской и становлением современной венской оперетты были созданы добротные произведения, которые приносили доход театрам и даже – в случаях, например, Продавца птиц (1891) К.Целлера, Бала в Опере (1898) Р.Хойбергера, Бродяг (1900) К.Цирера и Красотки (1901) Г.Рейнхардта – имели вполне определенные достоинства. В этих произведениях вновь на первое место выходит танец, атрибут легкого музыкального театра. Переход ко вкусам нового столетия не был внезапным. Оффенбах и Штраус использовали канканы, вальсы, польки и марши не только для украшения своих партитур, но и в музыкально-драматургических целях – для обрисовки ситуации и развития действия. К 1900 применение танцевальных ритмов как средства драматической выразительности стало общераспространенной практикой. Ф.Легар (1870–1948) придал указанной выше тенденции художественную значительность. Его Веселая вдова (1905) – одна из наиболее часто исполняемых оперетт во всем мире. Здесь композитор уловил дух времени и дал ему убедительное и не меркнущее со временем выражение. Легар написал еще 24 оперетты, среди которых выделяются Граф Люксембург (1909), Цыганская любовь (1910), Паганини (1925), Фридерика (1928) и Страна улыбок (1929). Эти произведения демонстрируют движение оперетты навстречу опере – тенденцию, которая оказалась неблагоприятной для жизни оперетты как жанра и в конце концов привела к ее исчезновению. Одновременно с Легаром в Вене работало около двух десятков композиторов, и каждый из них чем-то прославился. Это Л.Фалль (1873–1925), написавший Долларовую принцессу (1907) и Мадам Помпадур (1922); О.Штраус (1870–1954), автор Мечты о вальсе (1907) и Шоколадного солдата (1908); Э.Кальман (1882–1953), автор оперетт Сари (1912), Цыганская принцесса (1915) и Графиня Марица (1924).
Список литературы
Янковский М. Искусство оперетты. М., 1982
Трауберг Л. Жак Оффенбах и другие. М., 1987
Другие работы по теме:
Исаак Дунаевский
Дунаевский по праву считается музыкальной «визитной карточкой» социалистического, сталинского периода истории нашей страны, точнее, светлых его сторон. Он автор более 80 шлягеров песенного жанра, мастер оптимистической, радостной музыки.
Мюзикл как музыкальный жанр
Югорский Государственный Университет Гуманитарный институт Кафедра педагогики и психологии Реферат на тему «Мюзикл как музыкальный жанр» по учебной дисциплине
Мюзикл
Мюзикл (иногда называется музыкальной комедией) — музыкально-сценическое произведение, в котором переплетаются диалоги, песни, музыка, танцы, при этом сюжет, как правило, незамысловат.
Ференц Легар
Творчество Легара, без сомнения, ознаменовало собой новый этап в развитии жанра оперетты. С одной стороны, он был представителем венской школы. С другой, после Легара оперетту уже нельзя было называть исключительно австрийским видом искусства.
Вокальная музыка композиторов Казахстана
Дата: 19.02.2011 Четверть: 3 Класс:6 Предмет: Музыка. Тема: «Вокальная музыка композиторов Казахстана» Занятие №6 Цель урока Создание условий для раскрытия духовной сущности личности ребёнка, развитие творческого мышления на основе национального музыкального искусства.
Водевиль
Водевиль (фр. vaudeville) — комедийная пьеса с песенками-куплетами и танцами. Название происходит от французского «val de Vire» — Вирская долина. Вир — река в Нормандии.
Опера - всё, что нужно знать о неё, прежде чем её посетить
Опера (по-итальянски - opera - сочинение) - это сложный вид театрального искусства, в котором сценическое действие тесно слито с вокальной и оркестровой музыкой. В опере объединяются многообразные художественные средства: сольное и хоровое пение, различные ансамбли, симфонический оркестр, элементы изобразительного искусства (костюмы, декорации и прочее), весьма популярны балетные сцены.
Оперетта
Оперетта (итал. operetta, дословно маленькая опера) — жанр музыкального театра, в котором музыкальные номера чередуются с диалогами без музыки. Оперетты пишутся на комический сюжет, музыкальные номера в них короче оперных, в целом музыка оперетты носит лёгкий, популярный характер, однако наследует напрямую традициям академической музыки.
Театр для себя Опальные рассказы
Автор: Зощенко М.М. Время-то как быстро бежит. Недавно еще лето было, а теперь вроде как зима. Ходят в шубах. И в театрах зимние сезоны начались. А интересно, какие убытки понесут театры в этом зимнем сезоне?
Михаил Петрович Старицкий
(1840-1904) 10 Фев 2010 Имя М. Старицкого тесно связано с литературной жизнью, литературным процессом второй половины XIX столетия, когда украинская культура, и в частности литература, заняли выдающееся место в духовном и эстетическом развитии народа. Из шестидесяти четырех прожитых лет, сорок М.
Традиции Испании
Испания пережила период римского владычества, о чем свидетельствуют римские акведуки, элементы античных театров и арен, сторожевые башни, сохранившиеся в городах, где римляне основывали свои поселения.
Театр Музкомедии и ХАТОБ
Погибающий Харьковский Театр Музыкальной Комедии - история его возникновения и современность. ХАТОБ имени Н.В. Лысенко является одним из старейших отечественных музыкальных театров. А началом стационарных оперных сезонов в нем принято считать 1874 год.
Арнольд, Юрий Карлович
Введение 1 Биография 2 Пианист и баритон 3 Композитор 4 Музыкальный критик 5 В Лейпциге. Журналист. 6 В Австрии 7 В Москве 8 В Петербурге. Преподавание пения.
Марджанишвили, Константин Александрович
Введение 1 Биография 1.1 Московский Художественный театр 1.2 Свободный театр 2 После закрытия Свободного театра 3 Киев 4 Петроград 5 Творчество 5.1 Роли в театре
Ленский, Дмитрий Тимофеевич
Дми́трий Тимофе́евич Ле́нский (псевдоним; настоящая фамилия Воробьёв ; 1805, Москва — 9 (21) декабря 1860, там же) — русский писатель, переводчик, актёр; автор популярных в XIX веке водевилей.
Богачёв, Вячеслав Михайлович
Введение 1 Биография 2 Творчество 2.1 Роли на сцене «Московской оперетты» 2.2 Режиссерские работы 2.2.1 «Московская оперетта» 2.2.2 Театр имени Моссовета
Григорьев, Пётр Иванович
Введение 1 Биография 2 Роли 3 Литературная деятельность. Пьесы Список литературы Введение Петр Иванович Григорьев (также известный как Григорьев 1-й; 1806(1806) — 1871) — русский актёр и драматург.
Райнбергер, Йозеф Габриэль фон
Йозеф Габриэль фон Райнбергер (нем. Josef Gabriel von Rheinberger; 17 марта 1839, Вадуц — 25 ноября 1901, Мюнхен) — немецкий композитор лихтенштейнского происхождения.
Куликов, Николай Иванович
Никола́й Ива́нович Кулико́в (1815—1891) — русский актёр и драматический писатель. Брат актрис П. И. Орловой и А. И. Шуберт. Был режиссёром Александринского театра. Перевёл и переделал (частью под псевдонимом Н. Крестовского) свыше пятидесяти пьес. Многие пробыли в репертуаре продолжительное время, например: «Осенний вечер в деревне» (1859); «Цыгане» (1861); «Скандал в благородном семействе»; «Ворона в павлиньих перьях» (1860), «Средство выгонять волокит» (1874); «Русские романсы в лицах»; «Без собаки быть бы драке» (1876) и др.
Климовский, Евгений Иванович
Климовский, Евгений Иванович (17(29).III.1824 – июнь 1865[1] или 1866[2]) - русский артист оперы (тенор), драматический актёр, композитор. Настоящая фамилия Оглоблин.
Оффенбах, Жак
План Введение 1 Биография 2 Творчество Список литературы Введение Жак Оффенба́х (фр. Jacques Offenbach; 20 июня 1819(18190620), Кёльн — 5 октября 1880, Париж) — французский композитор и музыкант, основоположник и наиболее яркий представитель французской оперетты.
Лядова, Вера Александровна
Вера Александровна Лядова (1839—1870) — российская певица (сопрано), балерина, артистка оперетты. Биография Вера Лядова родилась 15 марта 1839 году в артистической семье. Отец — Александр Николаевич Лядов — известный балетный дирижёр императорских театров; его брат Константин Лядов — главный капельмейстер русской оперы в Петербурге.
Прелестные подробности в ялтинском рассказе Дама с собачкой
"Прелестные подробности" в ялтинском рассказе «Дама с собачкой» Наталья Иванова, Великий Новгород Широко известно высказывание Н.К. Михайловского, который отмечал, что у Чехова “есть прелестные подробности, но совершенно случайные, и зачем они – непонятно”1. Эту точку зрения разделяют и некоторые современные исследователи.
Шарль Лекок
Этот композитор укрепил связь оперетты с народной песенностью, причем сделал это убедительно, как никто другой, подчеркнув в музыке национально-бытовые элементы и основав тем самым школу французской народной оперетты.
Буренин Виктор Петрович
Буренин, Виктор Петрович [7(19).3.1841, Москва, - 15.8.1926, Ленинград] - русский поэт, известный критик, драматург и публицист.
Жак Оффенбах
Offenbach, Jacques (1819–1880), немецко-французский композитор. Родился 21 июня 1819 в Кёльне в еврейской семье; отец композитора был кантором местной синагоги.
Лядова Людмила Алексеевна
Народная артистка СССР, лауреат Государственных премий СССР и России, лауреат Всесоюзного и международного фестивалей и конкурсов
Шмыга Татьяна Ивановна
Уникальность этой актрисы получила высшую оценку народа и государства. Татьяна Шмыга - единственная в России актриса оперетты, получившая звание "Народная артистка СССР" и удостоенная Государственной премии России им. М.И.Глинки.
Иоганн Штраус (Strauss) (сын)
Иоганн Штраус-сын родился в Вене в 1825 году. Его отец, тоже Иоганн, прежде чем стать скрипачом, перепробовал несколько профессий, и в конце концов именно на музыкальном поприще добился больших успехов.