Бондаренко Т.В.
Искусство советских годов во многом было определено высшим руководством, которое решало, какие произведения считались талантливыми, заслуживающими внимание. Это были полотна, на которых изображались в духе «героического соцреализма» грандиозные стройки современности, герои труда, победные события недавнего прошлого и настоящего |2, с.24-25]. Если на выставках появлялись картины-раздумья, с героями, размышляющими о мире и о своем месте в этом мире, а тем более картины, отмеченные обращением к сложной иконографии и символике христианского и восточно¬мусульманского или буддийского искусства, то их авторов тут же причисляли к «чуждым неформалам». Эти художники осмеливались думать иначе, чем «полагалось», за что попадали в число «запрещенных».
Наиболее показательной является судьба белорусского живописца А.А. Исачева. Впервые о нем заговорили в сер. 70-х гг., когда в советской живописи робко пытаюсь утвердиться представление о красоте мыслящего человека, в жизни которого главное место занимают духовные общечеловеческие ценности.
Родился художник в селе Озаричи Калинковичского района, на Гомельщине, а спустя некоторое время семья переезжает в Речицу. Художественный талант у Исачева проявился в детстве, уже в 12 лет его рисунок отмечен на международном конкурсе в Италии. Огромную роль в жизни будущего художника сыграли два события: приезд в 1973г. в Ленинград (где Александр попадает в среду неформальной творческой молодежи) и знакомство с коллекционером Георгием Михайловым.
Работы А. Исачева интересны своей необычностью, точнее, непривычностью как искушенному, так и неподготовленному зрителю. Еще к первой выставке на психологическом факультете ЛГУ, художник подготовил серию графических работ в сюрреалистической манере. В 70-е гг. он сознательно обращается к библейским мотивам. Причем в Священном писании его в первую очередь интересуют сюжеты, связанные с конфликтными, переломными моментами в жизни человека («Моление о чаше», «Искушение», «Распятие», « Христос в терновом венце»).
Обращаясь к персонажам Ветхого и Нового Завета, художник выбирает среди них людей сильных, побеждающих собственные слабости во имя тех, кто им доверился. Таковы «Моисей», «Иаков», «Апостол Пророк Петр». На этих картинах изображены уверенные в себе люди, прямо смотрящие на зрителя. А. Исачев очень реалистично выписывает черты лица каждого героя, не приукрашивая их и не скрывая недостатков Ею пророки— умудренные жизненным опытом люди, которые не раз сталкивались с трудностями, но справлялись с ними, и все их переживания отпечатались на лице. Обычно фигура изображена на сюрреалистическом фоне, пустынном либо заполненном какой-либо природной стихией. Интересно, что спиритуальное обаяние изображаемых святых художник почти прямо сопоставляет с красотой внешнего облика. В сознании А, Исачева, как у древних греков, внешний и внутренний облики гармонично слиты в единую сущность [1, с.2].
Нередко на его картинах встречаются мотивы, связанные с индийской или буддийской культурой: храмовая скульптура, девушки в соответствующей одежде, египетские фараоны. Обнаженные девушки, предметы антропоморфной формы и др.— все это указывает на связь с сюрреализмом. В творчестве А. Исачева женщина вообще занимает особое место (серии Мария», «Изгнание из рая», «Пьетта», «Персефона», «Лилит»). Она - носитель добра и мудрости, олицетворение непостижимой тайны, органично соединенной с Великой тайной Бытия. В изображении прекрасной обнаженной фигуры сливаются идеал и действительность.
В техническом плане Исачев создает на холсте иллюзию материализации плоскостей и объемов. Для него характерно гладкое, лессировочнос письмо, скрупулезная, почти фотографическая точность в проработке деталей, тонкий зстетизированный рисунок [1, с.З].
Таким образом, А.А. Исачев создает некий свой мир, лучше реального, мир, в котором есть место красоте, совершенству и идеалу. Этот мир населен героями из религиозных сюжетов, мифологическими и древневосточными образами, обнаженными девушками. Мир художника полон красоты и гармонии. К чему бы он не обращался, все проникнуто вдумчивым созерцанием и любованием красотой жизненных форм. Правда, не всегда удавалось избежать надуманности поз, несколько салонной мелодраматичности. Иногда его натюрморты носили заведомый отпечаток стилизации под старинные антикварные коллекции. Но и в этих случаях художник стремился передать зрителю диалог о месте, роли человека, о его взаимодействии с окружающей средой. При этом подобные проблемы автор сначала пропускает через свое собственное «я», вследствие чего полотна приобретают обостренное личностное начало («Автопортрет», «Молитва»).
Списоклитературы
1. Alexander Isachev. Painting. M.
2. T.B. Котович. Энциклопедия русского авангарда.- Мн., 2003г.
Другие работы по теме:
История эстетических учений.
Курс: . Автор Название Флоренский Иконостас, Обратная переспектива Кандинский О духовном в искусстве Ортега-и-Гассет Эстетика. Философия кульуры
Русская эстетика XIX века
Эстетика русских революционных демократов — это высший этап в развитии домарксистской эстетики. Теоретической основой эстетических теорий революционных демократов являлся их философский материализм.
Эстетика как философская наука
«Эстетика как философская наука» Истоки эстетической практики и эстетических знаний уходят вглубь человеческой истории. Свидетельства проявления первобытными людьми эстетического отношения к окружающей действительности, своих художественных наклонностей в виде орнаментально украшенных орудий труда и быта, наскальных изображений, животных наука относит к периоду 35-10 тыс. лет назад.
Философия права Гегеля
Гегель является гениальным мыслителем - диалектиком , внесшим выдающиеся вклад в прогресс человеческого познания . Замаетное место во всем творчестве Гегеля занимали проблемы государства и права . Гегель вошел в историю как классик не только философской , но и политико - правовой мысли .
Эстетика как философия искусства
Споры о предмете эстетической науки носят более или менее схоластический характер до тех пор, пока не появляется некое реальное конкретное понимание эстетики, пусть в чем-то и одностороннее.
Литературный герой ВИЛЬГЕЛЬМ МЕЙСТЕР
ВИЛЬГЕЛЬМ МЕЙСТЕР (нем. Wilhelm Meister) - герой романов И.-В.Гете «Театральное призвание Вильгельма Мейстера» (1785), «Годы учения Вильгельма Мейстера» (1796) и «Годы странствий Вильгельма Мейстера, или Отрекающиеся» (1821). Фамилия героя происходит от нем. «der Meister» - мастер, творец. Образ В.М. очень важен в творчестве Гете: история героя должна была стать примером становления личности, образцом выбора жизненного пути.
Маяковский в. в. - Маяковский
Маяковский о месте поэта в рабочем строю alignjustifyМаяковский о месте поэта в рабочем строю рубеже нового периода в жизни страны и в своём собственном творчестве у Маяковского возникает необходимость заново пересмотреть и до конца продумать свои взгляды на сущность литературы и на положение и задачи писателя в социалистическом обществе.
Тема Кол-во страниц
Баткин Л. М: Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности. М.: Искусство, 1989. – 355 с
ы по теме (на выбор)
Возникновение русского символизма. Первые манифесты. «Старшие» и «младшие» символисты
Актуальна потому, что эстетика
Реакционные элементы эстетики романтизма выдвигаются на передний план, превозносятся в их значении для эстетики современного модернизма. При этом всячески преуменьшаются прогрессивные моменты романтической эстетики, тесно связанные с последующими реалистическими тенденциями в развитии искусства
Современная эстетика
В настоящее время эстетика стала многоотраслевой наукой. Наряду с анализом основных эстетических категорий и форм эстетического, деятельности и сознания она изучает искусство, его виды и жанры, его связь с философией, наукой, моралью, религией, художественные методы и стили на протяжении их исторического развития.
Сергей Прокофьев
Сочинение-миниатюра с элементами биографии В музыке, так же, как и в литературе, есть много прекрасных произведений, созданных для детей. Почти все композиторы в своем творчестве обращаются к детской тематике, наверное потому, что им приятно вспоминать свое детство. Одним из таких выдающихся композиторов был Сергей Сергеевич Прокофьев, который уже в 5 лет сам начал сочинять музыку.
Стихотворение Блока О, я хочу безумно жить
Каждый поэт обращается в своем творчестве к различным темам: судьба родины, тема любви, образ природы, философские мотивы. Но творца волнует, безусловно, назначение и роль поэтического творчества. Роль поэта во все времена важна, но каждый по-своему понимает смысл лирики.
Пророк анализ стихотворения Михаила Лермонтова
Начиная с 1836 г. тема поэзии получает в творчестве Лермонтова новое звучание. Он создает целый цикл стихов, в которых высказывает свое поэтическое кредо, свою развернутую идейно?художественную программу. Это «Кинжал» (1838 г.), «Поэт» (1838 г.), «Не верь себе» (1839 г.), «Журналист, Читатель и Писатель» (1840 г.) и, наконец, «Пророк» – одно из последних и наиболее значительных стихотворений Лермонтова, завершающее в его творчестве тему поэта.
Михаил Шолохов Судьба человека
Тема Второй мировой войны нашла свое достойное место в творчестве многих известных мастеров слова. Один из них - русский писатель Михаил Шолохов. Как и в творчестве немецкого писателя Генриха Бэлля, рассказ пронизывает мысль: война противоестественна и антигуманна.
Тема Родины в творчестве С.А. Есенина
Автор: Есенин С.А. «Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине. Чувство родины – основное в моем творчестве», - признавался поэт. Предметом его творчества становится природа рязанской земли с ее голубыми далями, сетью рек, светлой печалью родных полей, поэтическими деталями деревенского пейзажа.
Маяковский и революция
После Октября направление в творчестве Маяковского обрело особую четкость: служение революции, ориентация на Ленина.
"Во всем мне хочется дойти до самой сути..."
Всегда трудно говорить о каком-то одном стихотворении в творчестве любого поэта: он выразил себя во всем, что написал. Но еще труднее говорить о поэте, который собирался стать музыкантом.
Маяковский "о месте поэта в рабочем строю"
На рубеже нового периода в жизни страны и в своём собственном творчестве у Маяковского возникает необходимость заново пересмотреть и до конца продумать свои взгляды на сущность литературы и на положение и задачи писателя в социалистическом обществе.
Талант любви в творчестве И.А.Бунина и А.И. Куприна
Автор: Бунин И.А. Любовь – одно из самых светлых и прекрасных человеческих чувств. Мечта о счастье, о прекрасной любви – вечные темы в творчестве писателей, поэтов, художников, композиторов. Очень поэтично раскрывают эту тему в своих произведениях замечательные писатели Александр Иванович Куприн и Иван Алексеевич Бунин.
Литература начала XX века
Автор: Разное Писатели России начала XX века жили в обстановке всевозможных кризисов и войн. И вполне закономерно, что эти события повлияли (уж не говорю, что отразились) в их творчестве. Писатели и поэты, о которых мы будем говорить, стремились понять смысл жизни и объяснить постигшие Россию потрясения.
Фольклорные мотивы в творчестве Лермонтова
Автор: Лермонтов М.Ю. Фольклорные мотивы в творчестве Лермонтова занимают свою особую нишу, хотя о них и не так часто говорят. Однако в своем главном стихотворении, посвященном России, Лермонтов самым «дорогим сердцу» образом называет именно народную Россию, с ее непростым, суровым, но истинно русским бытом.
Сюрреализм и поэтика Г. Аполлинера
Использование аллюзий и парадоксальных сочетаний форм в искусстве, сформировавшееся к началу 1920-х во Франции. Эстетика сюрреализма, основанная на абсурде и иррациональности. Основные принципы поэтики Г. Аполлинера. Читатель как соавтор произведения.
Сюрреализм и Сальвадор Дали
Санкт-Петербургский Институт Современной Экономики и Технологий Сюрреализм и Сальвадор Дали. Реферат по культурологии студентки 1-го курса Арефьевой О. К.
Творчество Делакруа
Значительное место в творчестве Делакруа занимают произведения на тему современности. В 1824 году Делакруа выставляет “Хиосскую резню” , изображаемую зверскую расправу турок над беззащитными жителями острова Хиос.
Эстетика сюрреализма
Одним из наиболее сильных и влиятельных в 20 веке стало направление сюрреализма, возникшее как развитие на художественно – эстетической почве идей интуитивизма, фрейдизма, а также художественных находок дадаизма и метафизической живописи, в первую очередь. Сюрреализм возник во Франции и достаточно быстро распространился по всему миру.
Сюрреализм
МЯТЕННЫЙ ЧЕЛОВЕК В ТАИНСТВЕННОМ И НЕПОЗНАВАЕМОМ МИРЕ Впервые понятие «сюрреализм» ввел французский поэт Г. Аполлинер, обозначив жанр своей пьесы — «сюрреалистическая драма». В 20—30-х годах новое художественное направление его основатели — поэты А. Бретон и Ф. Супо стали называть «сюрреализм» («сверхреализм»).
Сюрреализм
Сюрреализм (Surrealism), модернистское (модернизм) направление в литературе, изобразительном искусстве и кино, зародившееся во Франции в 1920-х гг. И оказавшее большое влияние на западную культуру.
Тоталитарная эстетика
План Введение 1 Основные характеристики 2 Модернизм и тоталитаризм 3 Проявления тоталитарной эстетики 3.1 Графика 3.2 Кинематограф 3.3 Архитектура и скульптура
Охрана труда: основные определения
Безопасные условия труда - это условия труда, при которых воздействие на работающих вредных или опасных производственных факторов исключено либо уровни их воздействия не превышают установленные нормативы.