Ушанова И.А.
Общепринятым фактом является то, что почти во всех регионах планеты различные культутры находятся в тесном контакте, и большая часть населения живет в условиях бикультурной, точнее даже мультикультурной ситуации. Великое переселение народов, колонизация новых земель, экспансии с древних времен вели к “смешению” различных культур. В большинстве случаев культурные границы сохранялись, и люди были вынуждены искать пути для мирного сосуществования. В наш индустриальный век проблемы бикультурализма не только не утратили своей актуальности, но и получили новое развитие. Миграции населения, обусловленные экономическими, социальными и политическими причинами, насильственное переселение отдельных этнических групп — все это приводит к обострению данных проблем. В странах, где сосуществование различных культур вызвало особенно острые противоречия, как, например, в США и Канаде, явление бикультурализма уже давно стало предметом научных исследований. Проблемами бикультурализма занимаются лингвисты, этнографы, культурологи. В нашей стране это явление рассматривается в контексте более частных проблем. Под термином “бикультурализм” [1] обычно понимается сосуществование в человеке тех или иных форм двух различных культур.
Несомненно, что каждый индивид, являющийся субъектом двух культур и приобретающий в процессе их взаимодействия новые культурные формы, обогащает свой духовный мир определенными ценностными установками, знаниями и традициями. В этом смысле можно говорить о позитивной стороне бикультурализма. Но почему тогда человек, живущий в условиях тесного соприкосновения двух культур, сталкивается с большим количеством проблем, что особенно заметно в группах иммигрантов, столь многочисленных в промышленных странах? В первую очередь, эти проблемы связаны с непривилегированным социальным статусом представителей миграционных групп. Иммигранты остерегаются вливаться в новое общество, когда они понимают, что там к ним будут относиться с пренебрежением как к гражданам второго сорта. Главная проблема для них состоит в том, будет ли это презрение длительным, и ожидает ли подобная участь их детей. Такое положение вещей ведет к возникновению межкультурных конфликтов. По словам известного социального антрополога Э.Геллнера, в настоящее время “наступила эпоха отчетливого этнически-культурного конфликта” [2]. Конечно, по его мнению, эти конфликты может смягчить экономическое благополучие. Межкультурные конфликты бывают более острыми, когда культурные различия являются также знаками, подчеркивающими экономическое неравенство. Всеобщее преуспеяние ведет, по крайне мере, к большей степени терпимости. Но даже при сближении внешних условий жизни в индустриально развитых странах культурные различия в среде иммигрантов продолжают быть причиной большинства конфликтов.
Частным проявлением бикультурализма является билингвизм, или двуязычье. Языковая дистанция — обычно одна из основных причин медленной адаптации иммигрантов в принимающей их стране. Само собой разумеется, что язык и культуру следует рассматривать в тесной взаимосвязи. Существуют различные точки зрения на природу этой взаимосвязи, но большинство исследователей признают, что язык выступает как форма выражения определенной культуры. Язык как компонент культуры ведет к пониманию, но он же и ставит проблему понимания. Э.Геллнер называет основной чертой индустриального общества “всеобщую грамотность” [3]. Члены этого общества в процессе работы должны контактировать с большим числом других людей, и общение между ними должно быть четким. Поэтому средством этого общения может быть только единый, общий для всех, стандартизированный устный и письменный язык. Кто не вписывается в коммуникативную среду, становится второсортным гражданином. Таким образом, возникает еще одна проблема — проблема обучения иммигрантов языку принявшей их страны.
В среде иммигрантов родной язык как хранитель первичной культуры приобретает особую значимость. Стремясь передать его своим детям, иммигранты начинают по-новому относиться к национальным школам и религии, оба эти компонента культуры выступают для них на первый план. Отсюда — их многочисленные требования обучения в школах на родном языке. Как соотнести эти требования с необходимостью свободного владения языком страны, принимающей иммигрантов? Многие исследователи данной проблемы считают, что интеграция в новое общество не облегчается, а затрудняется обучением их только лишь на языке “новой родины” [4].
Попытаемся рассмотреть основания для этого положения. Билингвизм представляется как увеличение возможностей индивида и как символ идентичности группы. Родной язык отделяет иммигранта от принявшего его общества. Но одновременно он — связующее звено с другими иммигрантами, это позволяет не чувствовать себя одиноким. Прогресс в изучении второго языка рассматривается как мера интеграции иммигранта в новую среду. Однако данная интеграция может привести к конфликту с группой своих бывших соотечественников. Усвоение второго языка дает возможность идентифицироваться с иной культурой, но в то же время существует опасность, что формы родной культуры будут искажены, то есть человек рискует потерять свои корни. В случае с иммигрантами возможны три пути: 1) они полностью интегрируются в новую культуру и забывают свою собственную; 2) остаются замкнутой группой, но интегрируют всю группу; 3) желают интегрироваться, но сталкиваются с препятствиями.
Одним их выходов может быть сохранение определенных форм родной культуры, чтобы контакт с новой культурой, особенно, если она более престижна, не имел бы столь негативных последствий.
Список литературы
1. Арутюнов С.А. Народы и культуры: развитие и взаимодействие. М.,1989. С.114.
2. Геллнер Э. Нации и национализм. М., 1991. С.15.
3. Там же. С.139.
4. Сигуан М., Макке У.Ф. Образование и двуязычие. М., 1990. С.6.
Другие работы по теме:
Некоторые модели социокультурной трансформации
Процессы, происходящие в современном Украинском обществе, можно описать в терминах концепции системной трансформации. Эта теория возникла для описания явлений изменений в социально-экономических, культурных отношениях постсоветских государств.
Свобода личности 2
Свобода личности Сегодня в современном нам обществе мы пытаемся восстановить ценность свободы личности, которая формально воспринимается нами как одно из прав человека и гражданина. Понятие “свобода личности” все чаще употребляется в средствах массовой информации, в выступлениях политических лидеров, декларируется Конституцией нашего государства.
Фромм Э. Искусство любить, главы 1,3
Глава 1. Любовь – искусство? В своей работе «Искусство любить» Эрих Фромм рассуждает о любви как об исключительной способности человека, которая дается не так легко, как это кажется сначала.
по Основам социологии и политологии 2
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ОСНОВЫ СОЦИОЛОГИИИ и ПОЛИТОЛОГИИ» 3 курс 1 семестр МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К НАПИСАНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО КУРСУ «ОСНОВЫ СОЦИОЛОГИИ И ПОЛИТОЛОГИИ»
Информационное общество в глазах У.Мартина
Как считает профессор У. Мартин, под информационным обществом понимается «развитое постиндустриальное общество», возникшее прежде всего на Западе. По его мнению, не случаен тот факт, что информационное общество утверждается прежде всего в тех странах - в Японии, США и Западной Европе, - в которых в 60-х - 70-х годах сформировалось постиндустриальное общество.
Социология
Характеристика статуса медицинских работников в современном российском обществе. Исследование преступности, ее устойчивость с точки зрения социологии. Социальный контроль за преступностью, солидарность социальных групп, сознательность отдельных граждан.
Социальные стереотипы и их проявление в современном обществе
Стратегии философского исследования социальных стереотипов. Ситуация вокруг инвалидности в современном обществе - один из наиболее ярких наглядных примеров стереотипизации и и стигматизации сознания людей. Функциональные уровни социальных стереотипов.
Человек и общество
Экзаменационные билеты по предмету «Человек и общество» Билет №1 1. Понятие общества. Сферы общественной жизни 2. Рыночные отношения в современной экономике.
Современная семья характеристики и типология
Программа социологического исследования Современная семья характеристики и типология Обоснование проблемы исследования. Наиболее важным, одно из составляющих в обществе является семья. Семья это ячейка общества. Семья это институт, со своими познаниями, проблемами и характеристиками… В зависимости от типологии семьи существует свой “мини институт”.
Объект и предмет социологии. Структура и функции социологии
!1 Объект и предмет социологии. Структура и функции социологии Объектом социологической познания является общество. Термин «социология» происходит от латинского «societas» - общество и греческого «logos» - учение, означая в буквальном переводе «учение об обществе».
Билеты по религиоведению
БАЗА ЭКЗАМЕНАЦИОННЫХ ВОПРОСОВ РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ Сущность религии. Различные подходы к объяснению религии. Сущность и предпосылки возникновения атеизма как типа мировоззрения.
Билеты по религиоведению
БАЗА ЭКЗАМЕНАЦИОННЫХ ВОПРОСОВ РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ Сущность религии. Различные подходы к объяснению религии. Сущность и предпосылки возникновения атеизма как типа мировоззрения.
Роль религии в современном обществе
Мамонова О.А. (СФЭИ г. Ставрополь) Можно много спорить о положении религии в современном обществе. Однако однозначно оценить ее роль, возможности и перспективы попросту
Социальная работа в молодёжных организациях
Современная ситуация в России, всё более усугубляющиеся преобразовательные и кризисные процессы в обществе, при которых происходит постепенный поворот от приоритета общественных интересов к интересам личности.
Политология 6
Тема 13. Власть в обществе 1. Сущность и виды власти. 2. Особенности политической власти. 3. Основные концепции власти. Основная литература Каменская Е.Н. Политология: Учебное пособие. М.: Дашков и К, 2006.
Сочинения на свободную тему - честно хочется прожить. .. 5
В современном мире существует масса проблем касающихся всего человечества. С каждым годом таких проблем становится все больше и больше. Порой из за житейской суеты мы не замечаем или не придаем должного значения вопросам добра и зла войны и мира бесп.
а по дисциплине
Реферат – это краткое изложение в письменном виде содержания научного труда, используемых источников по теме. Реферат должен раскрывать основные концепции исходного текста
Гендерные стереотипы и предрассудки
Веками у людей негативные оценки, отличающие предрассудок, проистекать из эмоциональных ассоциаций, из потребности оправдать поведение или из негативных убеждений, называемых стереотипами. Предрассудок предубеждение против человека исключительно на основании его идентификации с некой группой
Методические рекомендации по подготовке к семинарским занятиям
Знакомство с особенностями международного молодежного сотрудничества в современных условиях. Дается характеристика основных направлений развития молодежной политики в современном мире. Осуществляется знакомство студентов с основными категориями международной молодежной политики
Краткое содержание Чаттертон Альфред де Виньи
Томас Чаттертон — английский поэт, чья рано оборвавшаяся жизнь (1752—1770), вольно истолкованная Виньи, стала символом трагизма судьбы поэта в современном обществе. Первая, краткая версия сюжета о Ч. (включающая, в частности, почти дословно сцену его встречи с лондонским лорд-мэром) изложена еще до написания драмы в одном из эпизодов романа Виньи «Стелло».
Выбор жизненного пути мини-сочинение
Автор: Сочинения на свободную тему Среди десятков и сотен принимаемых человеком решений самую важную роль и влияние играет выбор жизненного пути.Потребность этого выбора возникает тогда, когда человек начинает осознавать себя в обществе и размышлять о своих потребностях.
Пушкин о поэте и поэзии
Автор: Пушкин А.С. «А.С. Пушкин – русский национальный поэт»,- так писал о нем Гоголь, называя его творчество явлением чрезвычайным. «Может быть, единственное явление русского духа: это русский человек.… В нем русский дух, русская природа, русская дума…»
Нравы и запреты
Нравы — особо оберегаемые, высоко чтимые обществом массовые образцы действий. Нравы отражают моральные ценности общества, их нарушение наказывается более сурово, нежели нарушение традиций.
Миф как форма культуры
Сейчас уже практически никем не оспаривается тот факт, что миф лежит у самых истоков человеческой культуры в целом и религии как доминантной культурной формы. Наиболее распространёнными среди бытовых определений являются трактовки мифа как сказки, вымысла, искажённого видения действительности.
Образование в современном мире
ФГОУ СПО Автомобильно-дорожный колледж им. А. А. Николаева РЕФЕРАТ По предмету: обществознание На тему: «Образование в современном обществе» Выполнил: Кондратьев Валерий