СПбГИЭА
Практика по культурологии.
Преподававатель:Панфилова Марина Игоревна.
Названия работы:
Микеланджело “Скончавшийся мальчик”
Журавлёв Дмитрий Анатольевич
Институт общего менеджмента.
2
курс
Группа:1081
1999г.
МИКЕЛАНДЖЕЛО
Ни один из мастеров Возрождения, даже Рафаэль, по оказал такого гигантского влияния на художников Италии, какое оказал Микеланджело
(1475—1564).
Под знаком его искусства проходит весь XVI век. С именами Рафаэля и Микеланджело связано создание художественной школы в Риме. Но сам Микеланджело всегда оставался преданным Флоренции, которую любил и страстно, и пристрастно. От судьбы Флоренции неотделимо одно из знаменитейших созданий Микеланджело — капелла Медичи.
«Скорчившийся мальчик»
— единственное подлинное произведение мастера в Советском Союзе — предназначался первоначально для украшения усыпальницы Медичи в церкви Сан Лоренцо.
Работа над проектом началась еще в 1520 году, но закапчивал ее Микеланджело уже после падения Флоренции.
В 1527 году войска императора Карла V разгромили Рим. Так окончилась длившаяся десятилетия борьба европейских стран за утверждение своего политического господства в Италии, оказавшейся теперь в сфере влияния империи Габсбургов.
Когда во Флоренции стало известно о "Sacco di Roma" (разгроме Рима), в городе вспыхнуло восстание, и Медичи вновь, но ненадолго были изгнаны за пределы Флоренции. Однако папа Климент VII, сам происходивший из рода Медичи, пошел на сговор с Карлом V, и объединенными усилиями папских и императорских отрядов началась осада героической Флоренции. Город стойко сражался за свою независимость в течение одиннадцати месяцев, но эпидемия, голод, измена в рядах сторонников республики привели к тому, что в августе 1530 года Флоренция пала. Микеланджело был с теми, кто с оружием в руках сражался за свободу родного города. Падение Флоренции он пережил чрезвычайно остро. Это еще усугублялось тем, что своим искусством скульптор должен был прославлять тех тиранов, против которых выступал. И скорбь, царящая в капелле церкви Сан Лоренцо, — это не столько тоска по ушедшим из жизни герцогам Лоренцо и Джулиано, сколько тягостные раздумья о судьбе Флоренции, судьбе Италии.
В гробнице Медичи архитектурное и скульптурное решение целиком принадлежит Микеланджело. Весь ансамбль как бы строится на гармонии диссонансов.
Небольшое по размеру квадратное помещение устремляется ввысь почти с готической настойчивостью. Белый мрамор стен динамично расчленен при помощи темного камня системой арок, пилястров, капителей, наличников окон. И в цветовом решении — светлого и темного — есть что-то от сочетаний траурного флага.
Отступая от вековой традиции, Микеланджело изображает ушедших из жизни герцогов не мертвыми, лежащими на своих саркофагах, а как живых людей. Их фигуры помещены в двух нишах, в то время как аллегории суток — Дня, Ночи, Вечера и Утра — покоятся на надгробиях. Тяжелые, скорбные, мощные, они олицетворяют идею губительного времени, беспощадно ведущего человека к могиле. Фигуры расположены на покатых крышках так, словно готовы соскользнуть с них. Сильные, конвульсирующие от внутреннего напряжения тела пересекают горизонтальную линию карниза, внося во всю композицию элемент беспокойства и скорби.
Джулиано и Лоренцо устремляют взгляд к мадонне с младенцем, статуе, стоящей у третьей стены капеллы. Но Мария выступает не в обычной для нее роли заступницы. Здесь мадонна — воплощение неумолимости судьбы, она клонит очи долу, и в складках одежды на ее груди прячет свое лицо младенец Христос, наделенный геркулесовым телосложением.
По первоначальному замыслу гробница должна была включать большое количество статуй. Об этом свидетельствуют эскизы Микеланджело, относящиеся к концу 1520-го — началу 1521 года. На одном из них (Лондон, Британский музей), кроме статуй суток у подножия саркофага, изображены еще аллегорические скульптуры, с каждой стороны по фигуре, а над филенками, декорирующими вверху пустые ниши (они фланкируют центральную), намечены согнувшиеся юноши. Из них был выполнен только «Скорчившийся мальчик», находящийся теперь в Эрмитаже.
Статуя осталась незаконченной. Если бы она вошла в состав капеллы Медичи, то, как явствует из наброска Микеланджело, находилась бы высоко от пола и была бы видна в профиль с левой стороны. Гирлянда, спускающаяся сверху, призвана тормозить движение, не давать юноше возможности выпрямиться, то есть вновь звучала бы тема контрастного столкновения сил, столь характер-пая для всего ансамбля.
«Неоконченность» (поп finite) — одна из проблем, занимающая исследователей творчества Микеланджело. Но в данном случае нет сознательной незавершенности скульптуры — она осталась таковой в силу того, что не заняла отведенного ей первоначально места в капелле Медичи.
И как раз эта незаконченность делает статую особенно интересной, позволяя нам увидеть, как Микеланджело обрабатывал мрамор. Статуя необыкновенно компактна, чувствуется форма той глыбы, из которой извлек ее мастер. Она превосходно иллюстрирует мысль Микеланджело о том, что скульптура хорошо сделана тогда, когда ее можно сбросить с горы и при этом у нее ничего не отобьется. Другими словами, речь идет о специфически ренессансном восприятии целостности формы.
Юноша, согнувшись и наклонив голову, касается руками правой ступни. Напрасно искать какую бы то ни было мотивировку этого движения. Жанровые, бытовые черты просто не существовали для Микеланджело. Человек начинался для пего там, где можно было поведать о его героических деяниях и свершениях. Недаром спина мальчика подчеркнуто мускулиста и мощна. Не лицо, а тело и поза раскрывают созданный мастером образ.
Для Микеланджело главное—человек, разнообразные и сильные движения души которого он воплощал в мраморе или фреске.
«Скорчившийся мальчик» был задуман как декоративная скульптура. Однако и в ней Микеланджело раскрывает общую идею, царящую во всех статуях капеллы: идею тоски, скованности, духовной тяжести. В гробнице нет ни одного нейтрального элемента. Как все великие творения Микеланджело, усыпальница Медичи приобретает общечеловеческое звучание.
Для самого художника основная мысль памятника формулировалась очень четко, и не только в архитектурно-пластическом оформлении. Он выразил ее и в стихах, послуживших ответом на четверостишие Джованни Строцци, сложенное в честь «Ночи». Строцци писал:
Вот эта ночь, что так спокойно спит
Перед тобою, — ангела созданье.
Она из камня, но в ней есть дыханье:
Лишь разбуди — она заговорит.
Микеланджело ответил словами, вложенными им в уста самой Ночи:
Отрадно спать — отрадней камнем быть. О, в этот век — преступный и постыдный — Не жить, не чувствовать — удел завидный. . . Прошу: молчи — не смей меня будить.
Позор и преступление — так расценивали лучшие умы Италии трагическую обстановку, в которой завершался Ренессанс.
Литература
1. Т.К.Кустодиева Эрмитаж очерк путеводитель “Итальянское искусство эпохи возраждения 13-16 века” “Искусство”,1985г.
Другие работы по теме:
Петька на даче
В парикмахерской раздается крик: “Мальчик, воды!” А потом ядовитый шепот: “Вот, погоди!” — за то, что мальчишка недостаточно расторопен или еще как-то оплошал. “гВ этой парикмахерской, пропитанной скучным запахом дешевых духов, полной надоедливых мух и грязи, посетитель был нетребовательный: швейцары, приказчики, иногда мелкие служащие...” Здесь работает мальчик Петька.
Сочинения на свободную тему - Комната младшего брата 2
У меня есть младший брат его зовут. Кирилл он первоклассник. Кирилл очень обидчивый и самолюбивый мальчик поэтому чтобы избежать лишних ссор и конфликтов мы с ним поделили нашу общую комнату пополам. Эти половины мы так и называем моя комната и комнат.
Караваджо, Микеланджело Меризи
Микела́нджело да Караваджо (Caravaggio; настоящее имя Микеланджело Меризи; 28 сентября 1573, Караваджо — 18 июля 1610, Порто д'Эрколе, Тоскана) — итальянский художник, реформатор европейской живописи XVII в., один из крупнейших мастеров барокко
предмету
Микеланджело Буонарроти (1475-1564) – величайший мастер Высокого Возрождения, создавший выдающиеся произведения скульптуры, живописи и архитектуры
Сказка о жабе и розе
Автор: Гаршин Всеволод. В заброшенном уголке сада распускается прекрасная роза. Сюда заходит только маленький мальчик, который наблюдает за насекомыми, зверями и читает; за ним присматривает сестра. Но мальчик заболевает, и некому насладиться красотой розы. Ее видит противная жаба, которая вознамерилась съесть цветок, но лишь ранилась о шипы и падала со стебля.
Семь волшебных красок
Сочинение-пересказ легенды Один раз в сто лет, в ночь под Рождество наидобрейший со всех наидобрейших людей преклонного возраста, Санта Николаус или Дед Мороз, приносит семь волшебных красок. Этими красками можно нарисовать все, что захочешь, и нарисованное оживет.
Городок в табакерке
Сказка В. Ф. Одоевского «Городок в табакерке» — образец художественно-познавательной сказки. В ней научный материал подан в занимательной форме. Мальчик Миша получает в подарок от отца музыкальную табакерку. Он поражён её красотой: на крышке ящика изображены ворота, башенка, золотые домики, золотые деревья.
Мальчик-звезда
Это произведение О. Уайльда начинается с рассказа о том, как в лютый мороз два бедных лесоруба заблудились в лесу. Вдруг с неба упала необычайно яркая звезда. Лесорубы увидели спящее дитя. Один из них усыновил мальчика. Шли годы. Ребёнок рос очень красивым. Околдованный своей красотой, он издевался и выставлял на посмешище всех, кто был некрасив.
описание картины С.Григорьева Вратарь
описание картины С.Григорьева "Вратарь" Автор: Разное На картине С.Григорьева «Вратарь» мы видим футбольный матч, игроков и зрителей, расположившихся на пустыре.
Клякса
Автор: Носов Николай. Мальчик Федя Рыбкин любил смешить весь класс, это было даже привычкой. Один раз он подрался с Гришей Копейкиным из-за флакончика туши. И нечаянно одна капля попала на лоб Феде. Он вначале рассердился, но когда увидел, что все ребята смеются решил, что эта клякса на лбу даже к лучшему.
Уроки доброты По рассказу В.Г. Распутина Уроки Французского
Уроки доброты (По рассказу В.Г. Распутина "Уроки Французского") Автор: Распутин В. В деревне, где жил мальчик, была только начальная школа и поэтому, чтобы продолжить учиться, ему пришлось уехать в райцентр. В одиннадцать лет у него началась самостоятельная жизнь. В райцентре, из-за того, что раньше он не отлучался из дома, возникла сильная тоска по дому и по семье.
Бузинная матушка
Автор: Андерсен Ханс Кристиан. Мама собралась поить простудившегося сына бузиновым чаем. В гости заглянул старичок, у которого всегда была наготове сказка. Когда к старичку вдруг «пришла» сказка, из-под крышки чайника показались ветки бузины, а из них улыбалась ласковая старушка — Бузинная матушка (Дриада).
О мальчике, который не хотел учиться сказка
Автор: Сочинения на свободную тему В одном большом городе жил да был мальчик Ваня. Он учился в первом классе. Там нужно было читать, писать, считать, учить стихи и даже рисовать.
Великан-эгоист
Автор: Уайльд Оскар. Каждый день после школы дети играли в чудесно-красивом саду. Но однажды вернулся великан — хозяин этого сада. Он выгнал всех детей и запретил им возвращаться. Он был большим эгоистом. Когда настало время весны, она не пришла в сад великана. Там по-прежнему царили Зима, Снег, Мороз и Северный Ветер и Град.
Мальчик и Великан
Автор: Уайльд Оскар. Каждый день дети играли в прекрасном саду Великана, но когда тот вернулся из гостей, где пробыл 7 лет, то выгнал из своих владений всех детей, построил забор и повесил табличку «Посторонним вход воспрещен». Дети не нашли другого места для игр, с грустью вспоминали сад. Пришла весна, и только в саду Великана бушевала зима — ведь детей не было, и птицам некому было петь свои песни.
Сочинение про робота
Автор: Сочинения на свободную тему Однажды, придя с работы, мама принесла большую коробку. Фоме было интересно, что в ней. - Мама, а что там внутри? – спросил мальчик.
Мальчик-с-пальчик
Автор: Перро Шарль. В голодные времени дровосек оставил в лесу семерых своих сыновей. Самый младший и смышленый бросал на землю белые камни — по ним братья нашли дорогу домой. Во второй раз мальчик не смог набрать камней (родители закрыли дверь), и бросал на землю крошки, но их склевали птицы. Заблудившиеся дети пришли к дому людоеда.
Звёздный Мальчик
Автор: Уайльд Оскар. Бедный дровосек принес в дом младенца с янтарным ожерельем на шее, завернутого в плащ с золотыми звездами — он нашел его в зимнем лесу на месте падения звезды (другие дровосеки отказались нести домой нахлебника). Жена сначала была против лишнего рта, но потом сдалась и воспитала его как собственного сына.
Толстой Волк
Лев Николаевич Толстой Волк Толстой Лев Николаевич Волк Л.Н.Толстой ВОЛК Был один мальчик. И он очень любил есть цыплят и очень боялся волков. И один раз этот мальчик лег спать и заснул. И во сне он увидал, что идет один по лесу за грибами и вдруг из кустов выскочил волк и бросился на мальчика.
Корова
Автор: Толстой Лев Николаевич. В рассказе-были «Корова» мальчик Миша бросил осколки разбитого им стакана в корове пойло и вызвал настоящую беду. Корову пришлось зарезать, семья осталась без молока. Бабушке пришлось в няньки наняться, чтобы заработать на новую корову. Мальчика так мучает совесть, что он не слезает с печи даже, когда все едят студень из коровьей головы.
Случай с Евсейкой
Автор: Горький Максим. Маленький мальчик Евсейка удил на берегу моря. Со скуки уснул и свалился в воду. Он не испугался. Нырнул и достал дна. Смотрит вокруг — хорошо:
Толстой Прыжок
Лев Николаевич Толстой Прыжок Толстой Лев Николаевич Прыжок Лев Николаевич Толстой Прыжок (Быль) Один корабль обошёл вокруг света и возвращался домой. Была тихая погода, весь народ был на палубе. Посреди народа вертелась большая обезьяна и забавляла всех. Обезьяна эта корчилась, прыгала, делала смешные рожи, передразнивала людей, и видно было ‑ она знала, что ею забавляются, и оттого ещё больше расходилась.
Мальчик
Автор: Горький Максим. Речь от автора. «Трудно рассказать эту маленькую историю — она так проста». По воскресениям лирический герой весной и летом собирал детей и с утра уводил их на природу. «Как пастух, шел сзади беззаботных ягнят».
Царь Давид в итальянской скульптуре
Санкт-Петербургский государственный политехнический университет факультет технологии и исследования материалов Доклад Дисциплина: Культурология
Микеланджело
Доклад ученицы Монастырской Марины Среди полубогов и титанов Высокого Возрождения Микеланджело занимает Особое место. Как творец нового искусства, он заслуживает названия Прометея 16 века
Джорджо Вазари
Вазари, Джорджо (Vasari, Giorgio) (1511–1574), итальянский живописец, архитектор и писатель эпохи маньеризма.
Личная гигиена 2
ЛИЧНАЯ ГИГИЕНА Т е м а: «ЛИЧНАЯ ГИГИЕНА В ТЕЧЕНИЕ ДНЯ» Задание 1 Рассмотри картинки. Задание 2 Прочитай текст. Утром Федя чинил велосипед. Днём играл с соба-