Элегия В.А. Жуковского «Море»
(восприятие, истолкование, оценка)
В жанре элегии существует особая система ценностей. Вечность
безграничного бытия предполагает пантеистическую тайну, на фоне которой жизнь
приобретает личную целостность благодаря своей предельной сконцентрированности
во времени и пространстве. Элегическая красота - это «прощальная кpaca»
невозвратного мгновения, а элегическое переживание есть чувство живой грусти об
исчезнувшем.
Элегия «Mope» написана В.А. Жуковским в 1822 году. Это стихотворение
выражает грустные размышления лирического героя над таинственной и удивительно
живописной стихией воды. «Глубокая тайна» хранится в бездне лазурного моря.
Именно она привлекает лирического героя и своим драматическим напряжением, и
своей безмятежностью, неподвижностью. Поэта волнует взаимоотношение двух бездн
- морской и небесной. Море у Жуковского несвободно в отличие от абсолютно
свободного неба. Море томится в земной неволе, оно может лишь наслаждаться
видом. «Далёкого», «светлого» неба. Кажется, будто два существа, ощущая своё
родство, духовно тяготеют друг к другу. Любовь к небу - это высокий идеал,
который наполняет жизнь моря глубоким смыслом. В тоже время море, небо и буря -
это символические образы. У Жуковского небо - символ безмятежности, покоя,
кpacoты. Когда море побеждает враждебные тучи, торжествует «сладостный» блеск
возвращённых небес,», тишина, неподвижность. Но небо символизирует ещё и душу,
летящую ввысь, - стремление . неземному совершенству. В свою очередь, море тоже
является символом переменчивой человеческой души.
В стихотворении изменяется и развивается только образ моря. Глазами
лирического героя мы с высоты наблюдаем его движение. Жуковский удивительно
точно выбрал стиль стихотворения: элегия представляет собой поэтическое
обращение лирического героя к рекой стихии. Возможно, она напоминает ему его
собственное душевное состояние:
Безмолвное море, лазурное море,
Стою очарован над бездной твоей.
Ты живо; ты дышишь; смятенной любовью,
Тревожною думой наполнено ты ...
Движение моря сходно с необратимостью человеческой жизни.
Поэтому сквозь призму центрального образа элегии лирический герой
говорит о собственных переживаниях и чувствах.
Важной особенностью стихотворения является соединение статики и
динамики. Красочные описания, которые рисует Жуковский, сочетаются в элегии с
элементами повествования: лирический субъект рассказывает о море, как о живом
существе, которое любит, мыслит, борется с тёмными тучами за небо:
Когда же сбираются тёмные тучи,
Чтоб ясное небо отнять у тебя -
Ты бьёшься, ты воешь, ты волны подъемлешь,
Ты рвёшь и терзаешь враждебную мглу ...
Важно отметить, что конфликт моря и противостоящих ему сил к концу
стихотворения разрешается. Однако полной внутренней гармонии и внешней
безмятежности образ моря не достигает:
И мгла исчезает, и тучи уходят;
Но, полное прошлой тревоги своей,
Ты долго вздымаешь испуганны волны,
И сладостный блеск возвращённых небес
Не вовсе тебе тишину возвращает ...
Лирический герой чувствует обманчивость неподвижного моря. Не
случайно последние строки стихотворения раскрывают главную идею элегии:
Ты в бездне покойной скрываешь смятенье,
Ты, небом любуясь, дрожишь за него.
Истинная жизнь состоит в вечном движении, в вечной борьбе.
Создаётся впечатление, что лирический герой видит счастье и радость в сражении
за любовь. Нельзя успокаиваться, нельзя смиряться. Победа над «тёмными тучами».
Жизни может быть одержана только в напряженной борьбе. Видимая безмолвность и
внутренний драматизм моря отображают душевное состояние лирического героя.
В данном стихотворении раскрывается романтическая тема извечной
тоски по идеалу, беспокойного стремления к далёкой мечте:
Безмолвное море, лазурное море,
Открой мне глубокую тайну твою:
Что движет твоё необъятное лоно?
Чем дышит твоя напряжённая грудь?
Иль тянет тебя из земныя неволи
Далёкое, светлое небо к себе?...
Для того чтобы как можно ярче показать постоянное движение моря,
Жуковский использует множество глаголов. Почти в каждой строке стихотворения
лирический герой описывает изменения моря: море дышит, наполнено «сметенной
любовью» и «тревожною думой». С самого начала элегии Жуковский даёт нам понять,
что у моря есть душа. Дух, по Жуковскому, - основа жизни. Динамика развития
образа моря происходит в противопоставлении статичному небу. Лирический герой
описывает блеск небес в тёплых и светлых тонах. Изобилие эпитетов помогает
поэту усилить контраст света и тьмы. В раскрытии взаимоотношения двух стихий
применяется антитеза. Существительные «любовь», «жизнь», «свет», «тишина»
противопоставляются другим: «тайна», «неволя», «тучи», «тревога», «смятенье».
По-особому звучат в романтическом контексте славянизмы, архаизмы,
придающие элегии окраску высокого поэтического стиля. Повторы усиливают
мелодичность и музыкальность произведения.
Элегию «Море» можно разделить на две смысловые части.
Первая часть (начало элегии) - лирическое обращение к морской
стихии. Мы узнаём о том, что «безмолвное море» наполнено тревожною думой. Во
второй части поэт раскрывает читателю «глубокую тайну». Важно отметить, что,
несмотря на большой объём, стихотворение стройно и соразмерено. Эти качества
стиху придает рифма и ритм. Элегия написана четырёхстопным амфибрахием.
Нейтральность этого размера сочетается с несомненной напевностью, поэтому
отсутствие рифмовки не замечается. По звучанию элегия напоминает движение и шум
волны, ощущаются приливы и отливы моря. Если в начале оно безмолвно и спокойно,
затем «свободная стихия» всё сильнее волнуется. Когда же небо зарывают тучи,
море, боясь разлуки с ним, «терзает враждебную мглу ...»Поэт использует такой
синтаксический приём, как градация: «Ты бьёшься, ты воешь, ты волны подъемлешь,
/ / Ты рвешь, терзаешь враждебную мглу ...» Это кульминация элегии. Затем море
успокаивается, но лирический герой говорит о том, что эта безмятежность
обманчива.
Элегия «Море» по праву считается манифестом Жуковского романтика.
Главное в ней - изображение чувств человека, его эмоций и переживаний. Обращение
к пейзажной лирике, точнее морской стихии, необходимо поэту, чтобы глубже и
ярче понять изменения души человека. Море в стихотворении олицетворено. Одновременно
оно является символом тоски и несвободы. Морская стихия ассоциируется с бездной
человеческого «Я».
Другие работы по теме:
Пушкин а. с. - Эволюция жанра элегии в творчестве а. с. пушкина
Творчеству Пушкина свойственно редкое разнообразие жанров, причем для каждого из них он создал свой эталон. Однако само это разнообразие, отсутствие четких правил расшатывало строгую жанровую систему. Жанр утратил свою строгость, перестал быть связанным с нормами определенного литературного направления.
Поэзия В. А. Жуковского
В начале XIX столетия в России сложилось новое литературное течение – романтизм. Он пришел на смену. Психологическое течение русского романтизма возглавили Жуковский и Батюшков.
Образ моря в поэзии Александра Пушкина и Василия Жуковского
Многие поэты обращались к образу моря в своих произведениях. Впервые море воспели античные авторы. Стихотворный размер гекзаметр, пришедший из Древней Греции, ассоциируется с шумом набегающих волн. С развитием литературы менялся и развивался образ моря в поэзии. Особенно важное значение он приобрел у поэтов-романтиков: образ моря символизировал идеал романтической свободы.
Баллада Жуковского Светлана
Среди оригинальных русских баллад наибольшую известность приобрела баллада Жуковского «Светлана». «В балладе, – по словам Белинского, – поэт берет какое‑нибудь фантастическое и народное предание или сам изобретает событие в этом роде. Но в ней главное не событие, а ощущение, которое оно возбуждает, дума, на которую оно наводит читателя…» «Светлана» – одна из лучших баллад Жуковского.
Его стихов пленительная сладость анализ элегии Жуковского Вечер
Предметом раздумий поэта становится душа, подверженная тревогам и заботам общества, испытывающая его воздействие, но всегда устремленная к таким началам жизни, которые выше и значительно чище житейских интересов и мирской суеты. Тем самым Жуковский в своем задумчивом уединении как бы приподнимается над прозой жизни и обращается к безусловным ценностям, свободным от постороннего вмешательства и отвлекающей игры сиюминутных страстей.
Тема природы в лирике Жуковского
Василий Андреевич Жуковский родился 29 января 1783 г. Он основоположник русского романтизма. Белинский говорил, что Жуковский дал для русской поэзии «душу и сердце». «Душа и сердце» присутствуют в произведениях, где Жуковский говорит о природе.
Анализ стихотворения Элегия
Автор: Некрасов Н.А. Стихотворение «Элегия» было написано в 1874 году и стало ответом Н.А.Некрасова на высказывания в адрес поэта многих критиков. Один из них писал: «То, что составляло его любимую тему – непосредственное описание страданий народа и вообще бедняков, - уже им исчерпано не потому, что подобная тема сама по себе когда-нибудь могла быть вполне исчерпана, а потому, что поэт наш стал как-то повторяться, когда принимается за эту тему».
Анализ Баллады Светлана 2
Анализ Баллады «Светлана» Автор: Жуковский В.А. Баллада Василия Андреевича Жуковского «Светлана» была написана в 1812 году. В основе сюжета — баллада «Ленора» Готфрида Бюргера. Но можно считать произведение Жуковского самостоятельным, так как
Анализ баллады Светлана
Анализ баллады "Светлана" Автор: Жуковский В.А. Жуковский – родоначальник романтизма в русской литературе. Его романтизм принято называть романтическим или элегическим. Героем многих произведений Жуковского является мечтатель, все помыслы которого устремлены в идеальный мир. Отсюда возникает противопоставление «здесь» - и «там»-бытия («Там не будет вечно здесь»).часто у Жуковского, как и других романтиков, мы встречаем мотив сна.
Светлана баллада
«Светлана» («Раз в крещенский вечерок // Девушки гадали…») — известная баллада Василия Андреевича Жуковского. История создания и публикации Напечатана впервые в журнале «Вестник Европы», 1813, № 1 и 2, с подзаголовком: «Ал. Ан. Пр…вой». Посвящена А. А. Протасовой (сестре возлюбленной поэта М. А. Протасовой-Мойер), в качестве свадебного подарка ей (на свадьбу с А.
Пушкин и Жуковский
Автор: Разное Сложный и запутанный вопрос о связях Пушкина с его учителем – Жуковским, крупнейшим русским поэтом. Вокруг этого вопроса сталкивались разные точки зрения, всегда велись споры, - они начались ещё при жизни Пушкина, продолжаются и теперь. Тема ” Пушкин и Жуковский ”: она важна для изучения не только роли Жуковского в творческой эволюции Пушкина, отношений “ ученика” и “ учителя ”, но шире – для общей трактовки путей и судеб поэтического творчества.
Элегия Жуковского Вечер
Автор: Жуковский В.А. Самый популярный жанр мировой лирики – элегия. Она связана с ситуацией воспоминания, окрашенного в грустные тона, «ностальгия по прошлому». В разные исторические периоды стихотворная традиция открывала в этой теме свои аспекты, наиболее соответствовавшие духу времени. В этом отношении интересна элегия Жуковского «Вечер».
Лирический герой поэзии Жуковского
Лирический герой в поэзии Жуковского. Прежде всего, следует отметить, что лирический герой - это лирическое «Я» героя произведения, переживания, мысли и чувства которого оно отражает. Образ этого героя не тождествен образу автора, хотя и охватывает весь круг лирических произведений, созданных поэтом.
Анализ элегии А.С.Пушкина К морю
Анализ элегии А.С.Пушкина "К морю" Автор: Пушкин А.С. Еще из Одессы в ответ на предложение Вяземского откликнуться на смерть Байрона в Греции Пушкин писал: «Твоя мысль воспеть его смерть в 5-й песне его Героя прелестна — но мне не по силам — Греция мне огадила». В Михайловском Пушкин нашел иной, достойный русского гения ход.
Сравнение двух переводов элегии Сельское кладбище
Сравнение двух переводов элегии "Сельское кладбище" Автор: Жуковский В.А. Когда я прочитала два перевода Жуковского элегии «Сельское кладбище», я поняла, насколько разным может быть ощущение от разных стилей изложения. Свой первый перевод он написал когда ему было 20 лет, и он читается легко, но при этом заставляет задуматься о теме, которая затронута в Элегии.
Поэзия и жизнь в балладе "Светлана" В. А. Жуковского
В балладе "Светлана" автор реалистично описал русский быт, народные обряды, раскрыл русскую душу, такую большую, щедрую, трепетную и горячую. Жизнь русского человека раньше тесно была связана с традициями и обрядами.
Лирический пейзаж Жуковского
У самых истоков русского романтизма стоял один из ярчайших литераторов начала XIX века Василий Андреевич Жуковский. Он является своеобразным "литературным Колумбом Руси", открывшим "Америку романтизма", как назвал его Белинский.
Романтический мир лирики Жуковского
У самых истоков русского романтизма стоял один из ярчайших литераторов начала XIX века Василий Андреевич Жуковский. Он стал своеобразным "литературным Колумбом Руси", открывшим "Америку романтизма", как назвал его Белинский.
Первый русский романтик. Жуков.
У самых истоков русского романтизма стоял один из ярчайших литераторов начала XIX века - Василий Андреевич Жуковский. Он является своеобразным "литературным Колумбом Руси", открывшим "Америку романтизма", как назвал его Белинский.
Лирический герой В. А. Жуковского
В. А. Жуковский по праву считается одним из ярчайших русских поэтов-сентименталистов, развивших этот литературный метод в лирике до величественных масштабов и обеспечивших плавный и закономерный переход к романтизму.
Первая Русская баллада Жуковского «Людмила»
А. Жуковский писал лирические стихотворения на всем протяжении своего творческого пути. Но он не случайно получил прозвище «балладника». Популярность Жуковскому принесли прежде всего баллады.
Природа и человек в романтической лирике Жуковского
В.А. Жуковский вошел в нашу литературу как основоположник русского романтизма, открывший новые пути развития поэзии. Главным предметом своей поэзии он избрал мир человеческой души. По образному выражению Белинского, Жуковский дал русской поэзии «душу и сердце». Этими словами он подчеркнул значение Жуковского как зачинателя русской психологической лирики. «Душа и сердце» поэта неизменно присутствуют в тех стихотворениях Жуковского, где он с большой проникновенностью и тонкостью воссоздает картины природы.
Жизнь и творчество В.А. Жуковского
МОУ «Средняя общеобразовательная школа п. Уральский». Сообщение по литературе. Жизнь и творчество В.А. Жуковского. Выполнила: Помигуева К. А., ученица 8-бкласса.
Маккай, Дункан
Дункан Маккай (англ. Duncan MacKay, гэльск. Donnchadh Gobha; 1725/30 — ок. 1825) — шотландский гэльский поэт и церковный деятель. Жил в Ардбролихе (гэльск. Ardbroileach) в Баденохе, был церковным старейшиной в Кингусси.
Жуковский Василий Андреевич
Поэт Жуковский родился вдали от Москвы и Петербурга, в глуши Тульской губернии, в селе Мишенском, 29 января 1783 г. Природа наделила его чутким сердцем и большим умом, поэтический строй его души проявился очень рано.