Лирический герой в поэзии Жуковского.
Прежде всего, следует отметить, что лирический герой - это лирическое «Я» героя произведения, переживания, мысли и чувства которого оно отражает. Образ этого героя не тождествен образу автора, хотя и охватывает весь круг лирических произведений, созданных поэтом. В то же время это не просто неопределенное лирическое «Я», а образ говорящего, со своей особой судьбой и лицом.
Это явление, очень важное в поэзии XIX – XX вв., утверждается в элегиях В.А.Жуковского. Авторским идеалом становится тихий, печальный, чувствительный юноша, чувствительность которого выражается многочисленными восклицательными предложениями и риторическими вопросам («Как слит с прохладою растений фимиам!», «Где песни пламенны и музам, и свободе?»).
Источником для размышлений лирического героя часто оказывается природа, которую автор тонко чувствует и понимает. Созерцание картин природы не только создает определенное настроение, оно способно вызвать в душе целый ураган воспоминаний, образов, предчувствий. Состояние природы обусловливает душевное состояние героя; важную роль играют эпитеты психологические, то есть характеризующие не свойство предмета, а авторскую реакцию на него, например: «тихое небес задумчивых светило», «безмолвное море», «скромная заря». В.А.Жуковский испытывает ”презрение к бурному миру”, поэтому его лирический герой ищет успокоения на лоне природы, в кругу друзей. В стихотворении «Стихи, сочиненные в день моего рождения» лирический герой
отвергает «венцы вселенной» и «позлащенный чертог» и мечтает об «укромном уголке» в тени лесов, где бы можно было свободно дышать и
услаждать слух лирой. И в стихотворении «Вечер» поэт говорит, что ему суждено «любить красы природы».
Вспомним стихотворение «Море». Море близко душе поэта так, как могут быть близки друг другу равновеликие стихии: морская бездна и бездна лирического «я». Внутреннее состояние лирического героя находит своё отражение в морской стихии. Для Жуковского образ моря мистичен, таинствен, с ним связано ощущение романтического двоемирия. В стихотворении образ моря противопоставлен образу неба. Море все время хочет прикоснуться к небу, которое является символом недостижимого идеала. Романтическая душа лирического героя тоже все время стремится к этому идеалу и никак не может достичь. В стихотворении важное место занимает образ бури. Жуковский считает, что состояние моря во время бури неестественно для моря. Образ морской стихии Жуковский рисует как образ страдающего влюбленного («Ты в бездне покойной скрываешь смятенье, ты, небом любуясь, дрожишь за него»). Буря пытается отнять у моря его возлюбленную, то есть небо, поэтому образ бури страшен, тревожен, ужасен.
Индивидуальной чертой лирического героя следует признать любовь к прошлому, он часто вспоминает "...о милом радостном и скорбном старины". Таким образом, прошлое "мило" лирическому герою независимо от того, радостное оно или грустное. Не случайно в стихотворении «Невыразимое» картины природы, затрагивающие самые потаенные душевные струны, вызывают у поэта теплые воспоминания:
«Сие к далекому стремленье,
Сей миновавшего привет
(Как прилетевшее внезапно дуновенье
От луга родины, где был когда-то цвет,
Святая молодость, где жило упованье)».
Лирический герой думает о прошедших годах, прошлое для него всегда светло и свято, воспоминание о нем согревает и возвышает душу.
В лирике Жуковского появляется тема поэта и поэзии, размышления о судьбе и целях поэта звучат в элегии "Вечер": «Так, петь есть мой удел...». Цель поэта В.А.Жуковский видит в воспевании «творца, друзей, любви и счастья». Поэт счастлив своим талантом и возможностью выразить переполняющие его чувства стихами. Лирический герой - еще и певец:
«Да звуком ваших громких лир
Герой, ко славе пробужденный,
Дивит и потрясает мир!...
Да бедный труженик душою расцветет
От ваших песней благодатных!».
В стихотворении “Певец” Жуковский представил читателю идеальный портрет
лирического героя:
«Он дружбу пел, дав другу нежну руку, -
но верный друг во цвете лет угас:
Он пел любовь – но был печален глас,
Увы! Он знал любви одну лишь муку».
Лирика Жуковского была сосредоточена вокруг двух основных тем: погибшей дружбы и разрушенной любви. В этих строках зарождается тип нового, романтического героя – человека с “обманутой душою”, который “разлюбил жизнь”. Этот образ получил развитие в последующей литературе русского романтизма.
Жизнь представляется лирическому герою Жуковского «бездной слез и страданий»,
он понимал всю «низость настоящего», уповал на лучшее:
«О милое воспоминание
О том, чего уж в мире нет!
О дума сердца – упование
На лучший, неизменный свет!»
Гнусности и низости действительности он противопоставлял душевный порыв к некому идеалу. Этот идеал находил выражение не только в упованиях на иной мир, но и в уходе от настоящего в прошлое, в атмосферу идеализированного и опоэтизированного средневековья. Отсюда обращение Жуковского к жанру баллады, которая наряду с элегией широко представлено в его творчестве (баллады «Людмила», «Светлана»).
Таким образом, лирический герой В.А.Жуковского – это человек глубоких
чувств, стремящийся от действительности в свой внутренний мир, в мир мечты. Лирический герой поэта зачастую автобиографичен. Но историю своей жизни Жуковский чаще всего передает посредством традиционных лирических сюжетов и ситуаций. При этом тяжелый отчаяние, через которое он прошел, оказывается просветленным. Эстетичность образов становится предметом созерцания, дарующего утешение.
Другие работы по теме:
Поэзия В. А. Жуковского
В начале XIX столетия в России сложилось новое литературное течение – романтизм. Он пришел на смену. Психологическое течение русского романтизма возглавили Жуковский и Батюшков.
Тема любви в поэзии Серебряного века
Любовная лирика Б.Л. Пастернака, по-моему, является одной из составных частей глобального гуманизма творчества поэта. В стихах, посвященных любимым женщинам, как бы присутствует призыв всмотреться, вслушаться, вчувствоваться в мир его души, но ни в коем случае не вторгаться в него. И сам поэт никогда не вторгался в души любимых, но именно – вчувствовался и вслушивался.
Образ моря в поэзии Александра Пушкина и Василия Жуковского
Многие поэты обращались к образу моря в своих произведениях. Впервые море воспели античные авторы. Стихотворный размер гекзаметр, пришедший из Древней Греции, ассоциируется с шумом набегающих волн. С развитием литературы менялся и развивался образ моря в поэзии. Особенно важное значение он приобрел у поэтов-романтиков: образ моря символизировал идеал романтической свободы.
Тема судьбы и рока в произведениях Василия Жуковского
Василий Андреевич Жуковский является одним из первых русских романтиков. Его по праву считают отцом русского романтизма. Белинский писал о нем: «Истинная заслуга Жуковского состоит в том, что он ввел в русскую поэзию романтизм».
Денискины рассказы
Так называется сборник рассказов В. Ю. Драгунского. Это очень весёлая книга. Главный герой её — Дениска — рассказывает разные случаи из своей жизни, делится с нами своими мыслями и наблюдениями. Мальчишка постоянно попадает в смешные ситуации. Особенно забавно бывает, когда герой и читатель по-разному оценивают рассказанное Дениской.
Стихотворение Жуковского Песня
В.А. Жуковский — крупнейший поэт русского романтизма. Его роль в создании новой поэзии огромна. Впервые в нашей литературе он наполнил интимную лирику философским смыслом.
Анализ стихотворение Фета Ель рукавом мне тропинку завесила
Афанасий Фет – замечательный русский поэт, основатель поэтического жанра – лирической миниатюры. Тематика его поэзии ограничена. Его поэзия – «чистая поэзия», в ней нет социальных вопросов действительности, нет гражданских мотивов. Он избрал такой стилистический прием повествования, который позволил за внешним течением событий спрятать от читателя свою душу.
Баллада Жуковского Светлана
Среди оригинальных русских баллад наибольшую известность приобрела баллада Жуковского «Светлана». «В балладе, – по словам Белинского, – поэт берет какое‑нибудь фантастическое и народное предание или сам изобретает событие в этом роде. Но в ней главное не событие, а ощущение, которое оно возбуждает, дума, на которую оно наводит читателя…» «Светлана» – одна из лучших баллад Жуковского.
Стихотворение Маяковского Нате
Центральный композиционный прием в стихотворении «Нате!» – антитеза. Уже само броское название красноречиво свидетельствует об этом. Ранний лирический герой В. Маяковского романтически противопоставляет себя всему человечеству. Он пытается взглянуть на мир со стороны. И этот вид ужасает его. Противостояние романтически окрыленного лирического героя и обрюзгшего мира подчеркивают и местоимения «я» – «вы», контрастно противопоставленные в структуре стихотворения.
Тема природы в лирике Жуковского
Василий Андреевич Жуковский родился 29 января 1783 г. Он основоположник русского романтизма. Белинский говорил, что Жуковский дал для русской поэзии «душу и сердце». «Душа и сердце» присутствуют в произведениях, где Жуковский говорит о природе.
Лирический герой Есенина 2
Лирический герой Есенина Воедино слит с природой лирический герой Есенина, лишь в ней он ощущает свои корни, корни рода человеческого, лишь в ней он черпает свои силы. Природа у Есенина полна мифологических символов и языческих, и христианских. Но все персонажи у Есенина обитают в реальном мире.
Анализ Баллады Светлана 2
Анализ Баллады «Светлана» Автор: Жуковский В.А. Баллада Василия Андреевича Жуковского «Светлана» была написана в 1812 году. В основе сюжета — баллада «Ленора» Готфрида Бюргера. Но можно считать произведение Жуковского самостоятельным, так как
Пушкин и Жуковский
Автор: Разное Сложный и запутанный вопрос о связях Пушкина с его учителем – Жуковским, крупнейшим русским поэтом. Вокруг этого вопроса сталкивались разные точки зрения, всегда велись споры, - они начались ещё при жизни Пушкина, продолжаются и теперь. Тема ” Пушкин и Жуковский ”: она важна для изучения не только роли Жуковского в творческой эволюции Пушкина, отношений “ ученика” и “ учителя ”, но шире – для общей трактовки путей и судеб поэтического творчества.
Стихотворение А.А. Фета Поэтам, Восприятие, истолкование, оценка
Автор: Фет А.А. «Дарование Фета совершенно самобытное, особенное, до того особенное, что особенность переходит у него в причудливость, подчас самую странную неясность или в такого рода утонченность, которая кажется изысканностью». Так писал о творчестве А.А. Фета Аполлон Григорьев, который был советчиком в творческих делах поэта.
В.А.Жуковский
Основоположником русского романтизма по праву считают Жуковского, избравшего главным предметом своей поэзии мир человеческой души.
"Страшный мир" в лирике А.А.Блока
Александр Блок был романтическим поэтом не только по системе отображения жизни, но и по духу ее восприятия. Он творил в порыве вдохновения, и эта способность осталась у него на всю жизнь. Через душу А.Блока прошли все потрясения его времени.
Лирический герой В. А. Жуковского
В. А. Жуковский по праву считается одним из ярчайших русских поэтов-сентименталистов, развивших этот литературный метод в лирике до величественных масштабов и обеспечивших плавный и закономерный переход к романтизму.
Первая Русская баллада Жуковского «Людмила»
А. Жуковский писал лирические стихотворения на всем протяжении своего творческого пути. Но он не случайно получил прозвище «балладника». Популярность Жуковскому принесли прежде всего баллады.
Природа и человек в романтической лирике Жуковского
В.А. Жуковский вошел в нашу литературу как основоположник русского романтизма, открывший новые пути развития поэзии. Главным предметом своей поэзии он избрал мир человеческой души. По образному выражению Белинского, Жуковский дал русской поэзии «душу и сердце». Этими словами он подчеркнул значение Жуковского как зачинателя русской психологической лирики. «Душа и сердце» поэта неизменно присутствуют в тех стихотворениях Жуковского, где он с большой проникновенностью и тонкостью воссоздает картины природы.
Мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы
Автор: Пушкин А.С. Неволя была, кажется, музою-вдохновительницею нашего времени. А Вяземский Свобода — ключевое понятие творчества Пушкина. Для Александра Сергеевича свободная и честная Россия всегда была предметом его мечтаний. Поэтому эта общественная тема, тема народа и его судьбы, звучит во многих стихотворениях и произведениях Пушкина.
Страшный мир в лирике А. А. Блока
Автор: Блок А.А. Александр Блок был поэтом, который не отделял свою жизнь от творчества. Он писал в порыве вдохновения, но через душу Блока прошли все потрясения его времени. Лирический герой его произведений заблуждался, радовался, отрицал, приветствовал. Это был путь поэта к людям, путь к воплощению в своем творчестве человеческих радостей и страданий, трагедия “вочеловечения”.
Лирический герой А. Блока
Наивный читатель склонен отождествлять автора с героями его произведений. Ему видится я автора всегда, когда речь идет от первого лица. Это не так. Вернее не всегда так.
"Баллады" Жуковского
Василий Андреевич Жуковский - один из создателей русской романтической поэзии. Русская литературная критика исключительно высоко оценила значение его творчества. По мнению Гуковского, он "открыл русской поэзии душу человеческую".
Лирический герой Есенина
Лирический герой Есенина слит с природой, в ней он ощущает свои корни, корни рода человеческого. Природа, по Есенину, полна мифологических символов, как языческих, так и христианских. Мифологические персонажи у Есенина обитают в реальном мире.
Анализ стихотворения гумилёва "Волшебная скрипка"
Стихотворение “Волшебная скрипка”-ключевое для всего творчества Гумилёва. Стихотворение это-обращение искушённого поэта к юному, знающему лишь о счастье творчества, не видя оборотной стороны медали. Эту оборотную сторону и показывает искушённый поэт.
Элегия В.А. Жуковского "Море"
Грустные размышления лирического героя над таинственной и удивительно живописной стихией воды в элегии В.А. Жуковского "Море". Изменение и развитие образа моря на протяжении стихотворении. Смысловые части элегии "Море" и обращение к пейзажной лирике.
Генрих Гейне. Атта Троль
Эта поэма Генриха Гейне повествует о медведе по имени Атта Троль. Действие начинается в 1841 г. в небольшом курортном городке Котэрэ в Пиренеях, где лирический герой отдыхал вместе со своей женой Матильдой, которую он ласково называет Джульеттой.