Москвы в
творчестве М.И. Цветаевой
«Москва! Как
много в этом звуке для сердца русского слилось!» – писал А.С. Пушкин.
Вслед за Пушкиным тема Москвы является одной из центральных в поэзии М. Цветаевой.
Она обращается к московской теме не случайно. Москва – часть ее души, души
истинно русского поэта. Москва – это город, в котором она родилась, провела
детство, здесь же прошли и первые беспокойные годы после революции, которую
Марина Ивановна принять так и не сумела. Через всю жизнь пронесла она любовь и
признательность к этому городу, который всегда был по-особому дорог ее
поэтическому сердцу.
Московская
тема появляется уже в ранних стихотворениях Марины Цветаевой. Москва в ее
первых сборниках – воплощение гармонии. Прозрачными акварельными красками
рисует поэт лирический образ города. В стихотворении «Домики старой Москвы»
перед нами всплывают почти забытые образы и реликвии:
Кудри,
склоненные к пяльцам,
Взгляды
портретов в упор…
Странно
постукивать пальцем
О деревянный
забор!
Это
стихотворение в ритмическом плане напоминает старинную танцевальную мелодию. В
нем воскресают слова и понятия, передающие аромат давних времен: «вековые
ворота», «деревянный забор», домики, где «потолки расписные» и клавесина
аккорды». Но эти московские домики – «слава прабабушек томных» – исчезают,
«точно дворцы ледяные по мановению жезла». А с ними старая Москва утрачивает
былую торжественность, величавость «Домики с знаком породы» были хранителями
души. Город беднеет с их исчезновением. Путешествие в Петроград зимой 1915–1916
года позволяет М. Цветаевой ощутить себя именно московским поэтом.
Кратковременная разлука с родным городом заставляет взглянуть на него новыми
глазами, как бы со стороны, что послужило поводом для создания одного из самых
известных циклов М. Цветаевой – «Стихи о Москве». Прежде всего, в цикле
передается глубокая взволнованность поэта, созерцающего любимый город. Любовь,
доходящая до восторга, – таково чувство, пробуждающееся в душе. Этот цикл можно
смело назвать величальной песней Москве. Стихи звучат торжественно и радостно:
Облака –
вокруг,
Купола –
вокруг.
Надо всей
Москвой –
Сколько
хватит рук! –
Возношу тебя,
бремя лучшее,
Деревцо мое
Невесомое!
Однако поэт
часто может предвидеть события и свою судьбу. Так случилось и с М. Цветаевой,
с ее образом многоликой Москвы – города, бесконечно любимого ею, но
отвергнувшего своего поэта в тяжелое время, ставшего не только надеждой, но и
глубокой болью. М. Цветаева признавалась: «Да, я в 1916 году первая так и
сказала про Москву… И этим счастлива и горда, ибо это была Москва последнего
часа и раза. На прощанье… Эти стихи были – пророческие».
В дивном
граде сем,
В мирном
граде сем,
Где и мертвой
мне
Будет
радостно…
М. Цветаева
сумела увидеть совсем другую Москву – разоренную, страдающую, потерявшую многих
своих сыновей. Такую Москву она проникновенно и пронзительно-точно опишет в
сборнике «Лебединый стан», в очерках «Октябрь в вагоне», «Мои службы», в
дневниковых записях 1917–1921 годов. Мы видим, что автор переживает за судьбу
родного города как за судьбу родного человека. В цикле «Москве» она с отчаянием
и нежностью обращается к любимому городу:
– Голубочки
где твои? – Нет корму.
– Кто унес
его? – Да ворон черный.
– Где
кресты твои святые? – Сбиты.
– Где
сыны твои, Москва? – Убиты.
Глубоким
состраданием проникнут этот цикл. М. Цветаева обостренно чувствует боль,
которую испытывает ее Москва: «Что же делаешь, голубка: – Плачу. Где же спесь
твоя, Москва? – Далече». В столице Марина Ивановна стала свидетелем
революционных потрясений, и, размышляя о судьбе родного города, она вспоминает
о событиях его прошлого, в котором, как во всей российской истории, так много
трагических страниц. Одна из них – казнь Петром I взбунтовавшихся
стрельцов:
Жидкий звон,
постный звон.
На все
стороны – поклон.
Крик
младенца, рев коровы.
Слово дерзкое
царево.
Плеток свист
и снег в крови.
Слово темное
Любви.
Голубиный
рокот тихий.
Черные глаза
Стрельчихи.
Правда, как и
в предыдущем цикле, автор подчеркивает: Москва, как гордый и сильный человек,
всегда сохраняет величие духа, остается внутренне стойкой, способной защитить и
отстоять свое достоинство. С образом родного города неразрывно связано у поэта
и чувство родины, и ощущение неразрывной, кровной и духовной связи между
Москвой – матерью и ее детьми. А это для нее особенно важно, потому что, не
приняв революцию, М.И. Цветаева была вынуждена в 1922 году покинуть
страну, эмигрировать. Однако все долгие годы эмиграции душа поэта стремилась
назад, на родину, которой были посвящены многие печальные, полные надежды
строки, созданные во время пребывания за границей. В сердце М. Цветаевой
не было гнева или обиды на отвергнувший ее город, страну, поскольку она
понимала, что не место, а «людишки творят ее судьбу». И это помогло ей не
покориться судьбе, сохранить в душе тепло, признательность и любовь к Родине,
которые она завещала и своим детям:
Будет твой
черед:
Тоже – дочери
Передашь
Москву
С нежной
горечью
В поэзии М. Цветаевой
Москва предстает не просто величественным городом – это совершенно особое
пространство для души. Здесь становится легко и просторно всякому усталому,
исстрадавшемуся сердцу:
Москва! Какой
огромный
Странноприимный
дом!
Всяк на Руси
– бездомный
Мы все к тебе
придем
Любящее
сердце Москвы открыто всем обиженным, заблудшим, заплутавшим, страждущим.
Человек может быть грешен, глух к чужим страданиям и боли, но рано или поздно в
нем проснется желание очистить свою душу. И тогда он сумеет расслышать
отдаленный, но настойчивый звон с «колокольного семихолмия»: «Издалека – далече
– / Ты все же позовешь».
Неторопливая,
плавная, с многочисленными повторами мелодия звучит в стихотворении, вошедшем в
цикл «Стихи о Москве»: «Над синевою подмосковных рощ». В нем звон московских
колоколов бальзамом проливается на души слепцов, «во тьме поющих Бога», и
духовно прозревающих под воздействием поднебесной музыки, пророчащей им
спасение. Иными словами, для всякого русского человека Москва представляется
святыней, и люди проделывают долгий путь, чтобы, подышав московским воздухом,
исцелиться.
М. Цветаева
одушевляет Москву, сознавая величие ее души. Москва чужда суетности, духовность
возвышает Москву над волей простых смертных и даже земных владык:
Над городом,
отвергнутым Петром,
Перекатился
колокольный гром.
Гремучий
опрокинулся прибой.
Над женщиной,
отвергнутой тобой.
Царю Петру и
вам, о царь, хвала!
Но выше вас,
цари, колокола.
Пока они
гремят из синевы –
Неоспоримо
первенство Москвы.
И целых сорок
сороков церквей
Смеются над
гордынею царей!
Люди творят
историю: строят и разрушают, признают и отвергают, верят и разочаровываются. Но
Москва, «княгинюшка», «красавица», «разрушительница», стоит выше повседневных
человеческих деяний, поскольку навсегда останется святой «единственной
столицей», «градом Духа». И тесная духовная связь с этим городом всегда будет
поддерживать ее «сынов и дочерей», помогать им выстоять, не сломиться,
сохранить чувство собственного достоинства. Таким образом, Москва в поэзии
Марины Цветаевой – это не только истинно русский, в противовес «западному»
Петербургу, город, не только историческая столица, державный град, но и нечто
более значимое, неотъемлемое от души, то, без чего нельзя найти духовную опору
в мире.
Другие работы по теме:
Цветаева m. и. - поэзия м. цветаевой напряженный монолог - Исповедь
Марина Ивановна Цветаева вошла в русскую литературу XX века как мастер лирического монолога. До появления на поэтическом небосклоне имени Цветаевой женская лирика была салонной, жеманной и, в сущности, малоинтересной. Цветаева ворвалась в мир русского стиха, как комета, наполнив его неслыханными до сих пор созвучиями и ритмами, в которых слышны летняя гроза, горечь любви, ярость покинутой женщины и множество других лирических аккордов, на которые до сих пор не осмеливались русские поэтессы.
Цветаева m. и. - Тема родины в лирике марины цветаевой
Тема родины в лирике. Марины Цветаевой. О неподатливый языкЧего бы попросту мужик. А я руки настежь застыла столбняк. Любовь к родине поэтесса пронесла через всю свою жизнь. Ее ранние стихи проникнуты нежностью к Москве где она родилась.
Если душа родилась крылатой. По лирике Цветаевой
Если душа родилась крылатой 8230 . По лирике Цветаевой М.И. Цветаева является поэтом исключительно яркого дарования даже для плодотворной в поэтическом отношении эпохи «серебряного века». Воспитанная в семье известного профессора-искусствоведа И.В. Цветаева, девушка получила не только весьма хорошее образование, но и с ранних лет обнаружила в себе непреодолимую тягу к творчеству.
Любить истинно может только вполне созревшая душа 8230 Белинский
Кто как не женщина может любить истинно? Думаю, Белинский без труда согласился бы с этим. Любила истинно и Марина Ивановна Цветаева. Предчувствие любви, ожидание ее, расцвет, разочарование в любимом, ревность, боль разлуки — все это звучит в лирике Цветаевой. Любовь у нее принимает любые обличия: может быть тиха, трепетна, благоговейна, нежна, а может быть стихийна, страстна, неистова.
Творчество Марины Цветаевой
Жизнь посылает некоторым поэтам такую судьбу, которая первых же шагов сознательного бытия ставит их в самые благоприятные условия для развития природного добра. Все в окружающей среде способствует скорому и полногласному утверждению избранного пути. И пусть в дальнейшем он сложится трудно, неблагополучно, а порой и трагически, первой ноте, взятой голосом точно и полновесно, не изменяют уже до конца.
Темы и образы Марины Цветаевой
Творчество М.И.Цветаевой — яркий пример оригинального творческого мастерства, последовательного служения искусству. С ранних лет она поняла, что судорожно торопится жить. Поэзию же М.И.Цветаева воспринимала как органичную часть духовного существования.
Лирика Марины Цветаевой 2
Лирика Марины Цветаевой В художественный мир Цветаевой трудно вникнуть, а иногда даже и невозможно, не понимая первооснов. Дневниковые очерки стихов трудно не прокомментировать. "Живу с Алей и Ириной в Борисоглебском пер., против двух деревьев, в чердачной комнате, бывшей Сережиной. Счастлива лампочкой у самой подушки, тишиной, тетрадкой, папиросой, иногда – хлебом.
Москва в творчестве Марины Цветаевой
Марина Ивановна Цветаева родилась в 1892 году в Москве. Пожалуй, нет ни одного поэта, который бы столь сильно любил этот древний город. Куда бы ни заносила судьба великую русскую поэтессу, Цветаева рвалась в Москву, которая была для нее воплощением русского духа, непокорного и самобытного.
Стихотворение Цветаевой У меня в Москве купола горят
С Москвой были нерасторжимо связаны вся жизнь и творчество Марины Цветаевой. В своих стихах она постоянно обращалась к образу любимого города, с которым ассоциировала свое чувство родины. Неслучайно целый цикл из девяти произведений в лирике Цветаевой посвящен именно Москве, в него входит и стихотворение «У меня в Москве – купола горят!»
Стихотворение Цветаевой Откуда такая нежность
Стихотворная форма позволяет поэту выразить чувства, переживания, внутренний мир человека. Любовная тема занимает в лирике Марины Цветаевой важное место. С помощью поэтических строк она передает неповторимую гамму чувств женской души.
Смысл поэтического творчества в лирике М. И. Цветаевой
Автор: Цветаева М.И. “Моим стихам, как драгоценным винам, настанет свой черед”, — писала Марина Цветаева, будучи совсем юной. Ее пророчество сбылось. Сейчас поэзия Цветаевой занимает особое место в русской литературе XX века. Выделяют Цветаеву из ряда других авторов ее предельная искренность, нетерпимость к шаблонам и правилам, самостоятельность во взглядах и оценках.
Моё восприятие Поэмы Горы М.И. Цветаевой
Моё восприятие "Поэмы Горы" М.И. Цветаевой Автор: Цветаева М.И. Муравьи на моей горе… Ассоциации, возникшие у меня, – метафора Маяковского – «бабочка поэтиного сердца». Казалось бы – бабочка и Гора…-«дистанция огромного размера», а глубинная общность есть.Только Маяковский говорит о «стоглавой воши» , которая взгромоздилась на сердце поэта, а Цветаева – о муравьях.
Лирика М.И. Цветаевой
Автор: Цветаева М.И. Войти в художественный мир Цветаевой трудно, подчас невозможно, не понимая первооснов. О них поэт однажды сказала так: «Пушкин был мой первый поэт, и моего первого поэта – убили… С тех пор… я поделила мир на поэта – и всех, и выбрала поэта». К сказанному можно добавить, что поэтом стала сама, точнее – не стала, а изначально была, ощущала всем своим существующим в себя поэтом и поэта в себе.
Поэзия Марины Цветаевой
Автор: Цветаева М.И. В сентябре 1992 года наша страна отмечала столетие со дня рождения замечательной русской поэтессы М. Цветаевой. Сегодня мы уже плохо представляем свой духовный мир без А. Ахматовой, А. Солженицына, Б. Пастернака, без Марины Цветаевой, которую знают и любят миллионы людей не только в нашей стране, но и во всем мире.
Поэзия Марины Цветаевой 2
Поэзия Марины Цветаевой Автор: Цветаева М.И. Поэзия Цветаевой — вольный полет души, безудержный вихрь мысли и чувства. Смело порывая с традиционными правилами стихосложения, ритмики, строфики, метафорического и образного строя, она создает особую, непривычную ткань поэтического текста и неповторимый художественный мир.
Поэтическое своеобразие Марины Цветаевой
Я не верю с стихи, Которые льются. Рвутся – да! Цветаеву-поэта не спутаешь ни с кем другим. Стихи ее узнаешь безошибочно по особому распеву, неповторимым ритмам, необщей интонации.
Цветаевская Москва
Изображение Москвы в произведениях Цветаевой. Противоречивость образа Москвы.
Любовная лирика М. И. Цветаевой
Талант Марины Ивановны Цветаевой проявился очень рано. С детских лет ее душу терзали противоречия: хотелось много понять и прочувствовать, узнать и оценить.
Лирика Марины Цветаевой
Гений Марины Цветаевой — в ее силе и самобытности. В ее творчестве многое выходило за рамки привычных устоев, широко признаваемых литературных вкусов. То же можно сказать и о личности поэтессы.
Мотивы лирики М.Цветаевой
Автор: Цветаева М.И. Жизнь посылает некоторым поэтам такую судьбу, которая с первых же шагов сознательного бытия ставит их в самые благоприятные условия развития природного дара. Такой (яркой и трагической) была судьба Марины Цветаевой, крупного и значительного поэта первой половины XX века. Все в ее личности и творчестве резко выходило из общего круга традиционных представлений, господствующих литературных вкусов.
Анализ стихотворения М.Цветаевой Имя твоё - птица в руке
Анализ стихотворения М.Цветаевой "Имя твоё - птица в руке" Автор: Цветаева М.И. Блок и Цветаева... В чем секрет Цветаевой? Что делает её непохожей ни на кого и в то же время внутренне связывает с Блоком? Прежде всего неординарность личности боих поэтов, бунтарский дух, мятежность, небывалая энергия, подчеркнутая напряженность.Свобода от условностей современной жизни воплощались в особенностях стиля.
Отзыв на стихотворение М. Цветаевой Тоска по родине Давно...
...» Автор: Цветаева М.И. Поэт может быть бездомным, но стихи - никогда. Е. Евтушенко Марина Цветаева прожила сложную жизнь. Несколько лет ей пришлось провести за границей в эмиграции. Но даже живя за пределами России, она оставалась истинно русским человеком. На чужбине её съедала тоска по родине, но поэтесса пыталась издеваться над этой тоской, быть гордой.
Анализ стихотворения М.Цветаевой Тоска по родине
Автор: Цветаева М.И. У Марины Цветаевой была очень сложная судьба. Несколько лет ей пришлось прожить за границей в эмиграции. Однако свою любовь к родине она пронесла через все беды, выпавшие на её долю. Неприятие поэзии Цветаевой, а также стремление поэта воссоединиться с эмигрировавшим мужем и стало причиной выезда Цветаевой за границу.
Ревность в любовной лирике Цветаевой
Автор: Цветаева М.И. Любовь для Марины Цветаевой была важнейшей частью бытия. Нельзя представить себе героиню цветаевской лирики вне любви. Предчувствие любви, ожидание ее, расцвет, разочарование в любимом, ревность, боль разлуки — все это звучит в лирике Цветаевой. Одним словом любовь у Цветаевой многогранна.
Тема Родины в лирике М. Цветаевой
М. Цветаева - русский поэт, кроме того, она – очевидец всех переломных событий своего времени. Ее лирика – это летопись. Летопись любовных переживаний и летопись России, Родины, ХХ века.
Что мне близко в наследии М. Цветаевой
Автор: Цветаева М.И. Закачай меня, звездный челн! Голова устала от волн! Слишком долго причалить тщусь, — Голова устала от чувств. М. Цветаева Марина Ивановна Цветаева — большой и яркий поэт, привнесший в литературу свое видение мира, мятежную и неугомонную душу и большое, верное, любящее сердце. Гениальность Цветаевой проявилась рано, когда она еще не понимала масштабов своей личности, того дара, каким наградил ее Господь.
Мотивы лирики М. Цветаевой
Яркая и трагическая судьба Марины Цветаевой, крупного и значительного поэта первой половины нашего века. Стихотворения "Последняя встреча", "Декабрь и январь", "Эпилог", "Итог дня". Поэма "Лестницы" как одно из самых острых, антибуржуазных произведений.