И этот образ продолжается во времени , в произведениях М. Цветаевой ( 1892 – 1941 ).Москва для Марины Цветаевой была поистине живым существом, с которым поэт соединял себя, свое сознание, свет и сумрак своей жизни. Город, подобно человеку, был изменчив, являя себя по-разному в различных обстоятельствах. Свою
Москву, живую, дышащую, чувствующую, — она сотворила сама. Свои отношения с нею. Свой роман с нею (а все отношения Цветаевой — с человеком ли, с книгой ли, с городом ли — это всегда роман). И Цветаева оставила нам не просто свою
Москву, а саму себя в Москве, неотторжимую от нее, олицетворив себя — в городе, а город — в себе. Сначала была Москва, родившаяся под пером юного, затем молодого поэта: подруга, спутница ребенка, с его маленькими и такими важными радостями и реже — печалями. Во главе всего и вся царил, конечно, отчий «волшебный» дом в Трехпрудном переулке:
Высыхали в небе изумрудном
Капли звезд и пели петухи.
Это было в доме старом, доме чудном...
Чудный дом, наш дивный дом в Трехпрудном,
Превратившийся теперь в стихи.
Затем была Москва — окаменевшая и безучастная, ей не до чувств лирической героини с ее страстями, бушующими, словно волны, и неизменно разбивающимися о берег. Этот излюбленный цветаевский образ дан всего в двух строчках:
Впрочем, разная она была, Москва, — многоликая, изменчивая. О такой Москве Цветаева писала в дневниках и письмах тех лет. Но ее душу и взор, невзирая ни на что, неизменно радовали некоторые любимые уголки, и в первую очередь знаменитый дом Ростовых на Поварской. Этот бывший дом графа Соллогуба, где Цветаевой суждено было несколько месяцев «служить», с розовыми колоннами, розовой залой и фигурами рыцарей при входе, возвращал ее в любимую старую Москву. На улице же была явь Москвы реальной, которую сопровождали различные бытовые обстоятельства, незначительные, но тягостные, как, например, два пуда осклизлой мороженой картошки, которую предстояло на санках везти домой... А потом, после того как уже бросила «службу», в той же романтической розовой зале Цветаева читала свою пьесу «Фортуна». Так столица как бы представала перед поэтом в контрасте быта» и «бытия». В соллогубовском особняке помещался тогда Дворец Искусств, трибуна и пристанище многих писателей и художников. Небольшая юмореска «Чудо с лошадьми» — дань благодарной памяти поэта Москве 20-х годов, которая великолепно умела веселиться и смеяться... Именно эта Москва, во всем многоголосии выплеснувшегося на ее улицы люда, вызвала к жизни в творчестве Цветаевой энергичные народные ноты.
«Очередь — вот мой Кастальский ток, — писала она. — Мастеровые, бабки, солдаты...» Эта народная «молвь» рассыпана в цветаевских стихах, звучит в большой поэме-сказке «Царь-Девица», заполняет записные книжки. В очерке «Герой труда» дана именно Москва поэтов — дореволюционная, камерная, с любительским, «домашним» конкурсом па лучшее стихотворение, и Москва революционная, с «Вечером поэтесс» в Большом зале Политехнического, заполненном многолюдной и разномастной толпой. Политехнический музей, «Кафе поэтов», «Книжная лавка», а еще Вахтанговская студия в Мансуровском переулке были местами, которые Цветаева постоянно посещала; «география» ее Москвы, как видим, несколько изменилась; и опять же невозможно перечислить все точки на этой поэтической карте, где первейшую роль играл Арбат с окрестностями, а среди них — дом композитора Скрябина. Замысел последнего стихотворения цикла «Бессонница», обращенного к вдове композитора, рожден именно в скрябинском доме, когда Марина Ивановна, по воспоминаниям ее дочери, просиживала ночи напролет с разучившейся спать Татьяной Федоровной...
Летом 1921 года, узнав от И. Эренбурга, что ее муж, после разгрома белой армии, остался жив и собирается ехать из Константинополя в Прагу, Цветаева бесповоротно решила ехать к нему. И теперь, когда в цветаевских предотъездных стихах возникала Москва, она представала все более хмурой, окаменевшей, застывшей. Это уже не «подруга» поэта, а страдающий, покрытый снегом, исполосованный кровью погибших город. Лирическая героиня отшатывается от Красной площади, которая погребла жертвы революции, — ведь Цветаева всегда на стороне поверженных, кто бы они ни были: «Прав, раз упал...»
В ряд Спят...
Но и такой город по-прежнему и неизменно любим, хотя и ненавидим в то же время; и тем больше любим, что предстоит разлука, и ненавидим за то, что в нем — «па кровушке па свежей — пляс да яства»:
В мае 1922 года Цветаева уехала; Москва осталась «за шпалами», далекая, невозможная, сновиденная . Уже пять месяцев Цветаева на чужбине; после семи недель в Берлине, с августа 1922 года, она с семьей живет в Чехии; уже много написано — творческая энергия не иссякает в ней. И — внезапным приступом ностальгии — вырывается стихотворение «В сиром воздухе загробном...», которое Цветаева не включила в свою книгу стихов, и оно осталось в ее тетради:
Эти «поклоны» Москве были постоянны — теперь уже главным образом в прозе: «Герои труда», «Мать и музыка», очерки об отце и его музее, «Дом у Старого Пимена», «Повесть о Сонечке», «Мой Пушкин» — всего не счесть.
В июне 1939 года Марина Цветаева вернулась ив Франции, где жила с ноября 1925 года, в Москву. И здесь началась самая драматическая, хотя и короткая, часть «романа» поэта с городом. . Драматизм с самого начала заключался в том, что в Москве для Цветаевой но оказалось моста. Столица се отвергала, не впускала. «И кто она такая, чтобы передо мной гордиться?» — с грустным юмором обмолвилась Марина Ивановна в одном письмо. Так Цветаева встретилась со своей третьей
Москвой — с негостеприимной хозяйкой, выгонявшей из дома на улицу, из тепла и света — в темень и холод. Москва, сегодня не принимавшая поэта, словно бы мстила за то, что Цветаева некогда покинула ее. Впрочем, по сути оно и было так... Но, поскольку Марина Ивановна, при своем внутреннем одиночестве, стремилась к общению, то знакомые, преимущественно литературные (ведь приходилось зарабатывать на жизнь переводами), у нее были. С теми из них, кто не шарахался от нее как от жены и матери репрессированных, можно было побродить — по Замоскворечью, Воробьевым горам, даже съездить за город. И конечно, она читала свои стихи, переписывала их и дарила. (Был и такой лик Москвы!)
По-видимому, Марина Ивановна в разговорах затрагивала свою больную тему: бездомность в родном городе, свое право на Москву. И быть может, задетая письмом либо бестактно оброненными словами одной знакомой, она записала в тетрадь ответ ей. Этот документ и ныне — обвинение человеческому равнодушию, так часто скатывающемуся к непорядочности. Вот отрывок: «Стихи о Москве» — «Москва, какой огромный странноприимный дом»... «У меня в Москве — купола горят»... «Купола — вокруг, облака — вокруг»... «Семь холмов — как семь колоколов»... — много еще! — не помню, и помнить — не мне
. Но даже — не напиши я Стихи о Москве — я имею на нее право в порядке русского поэта, в ней жившего и работавшего, книги которого в ее лучшей библиотеке…
При подготовке данной работы были использованы материалы с сайта studentu
Другие работы по теме:
Цветаева m. и. - Мой любимый поэт серебряного века
Путь поэта - это крестный путь. Знак гениальности одновременно является и знаком нелегкой судьбы. Эта мысль во многом определяет жизнь и творчество многих русских поэтов, которым выпала нелегкая, но счастливая доля жить и творить в начале XX столетия. Это время вошло в историю под названием “серебряный век”.
Пушкин а. с. - Москва в творчестве а. с. пушкина
Конечно А. С. Пушкин скорее петербургский писатель но родился он в Москве и на всю жизнь сохранил любовь к этому городу. И это неудивительно. Петербург традиционно воспринимается русскими писателями как город возникший неестественным путем из тьмы ле Москва.
Лермонтов м. ю. - Москва в творчестве м. ю. лермонтова
Древняя столица. России издревле пленяла воображение замечательных русских художников писателей поэтов. Даже строгая красота. Петербурга Северной Пальмиры как нередко называли его не могла затмить то очарование которым всегда обладала.
работа
Вопрос: Здраствуйте, скажите, есть ли в вашей библиотеки книги издательства "Детская литература" (особенно за советский период)? Не мог ли бы предоставить список изданий, имеющихся у вас в наличии? Книги мне очень необходимы для анализа. Большое спасибо
Москва в 50-80-е годы
План: 1. Москва в годы оттепели. 2. Москва при Брежневе. 1)В годы хрущёвской оттепели началось массовое жилищное строительство. Егосимволом стал московский район Черёмушки. Построенные там типовые дома, в основ-ном блочные и панельные пятиэтажки, по современным стандартам малоудобны, но онипозволили расселить из бараков и подвалов миллионы людей.
Если душа родилась крылатой. По лирике Цветаевой
Если душа родилась крылатой 8230 . По лирике Цветаевой М.И. Цветаева является поэтом исключительно яркого дарования даже для плодотворной в поэтическом отношении эпохи «серебряного века». Воспитанная в семье известного профессора-искусствоведа И.В. Цветаева, девушка получила не только весьма хорошее образование, но и с ранних лет обнаружила в себе непреодолимую тягу к творчеству.
Темы и образы Марины Цветаевой
Творчество М.И.Цветаевой — яркий пример оригинального творческого мастерства, последовательного служения искусству. С ранних лет она поняла, что судорожно торопится жить. Поэзию же М.И.Цветаева воспринимала как органичную часть духовного существования.
Поэзия Цветаевой напряженный монолог-исповедь
Для Марины Цветаевой поэзия — это волшебство и высвобождение душевных избытков, диалог «я» со всем миром. Цветаевская лирика — это интимное откровение Поэта о мире; откровение, в котором законы мироздания преобразованы в художественную форму, во всепоглощающую лирическую стихию. Это «тайный жар», явленный через слово.
Мой любимый поэт XX века Марина Цветаева
Наше грандиозное духовное достояние, наша национальная гордость — русская поэзия. В особенности близки мне стихи поэтов XX века, который может похвастать такими именами, как Анна Ахматова, Николай Гумилев, Осип Мандельштам, Марина Цветаева, Иосиф Бродский. Из данной прекрасной плеяды мне всего задушевнее и милее образ М.
Марина Цветаева: темная сторона любви
Любовь в поэзии Марины Цветаевой выражается как тревожное единство противоречивых чувств: это своего рода присутствие-отсутствие, притяжение и отталкивание, экзальтация и страдание, при этом постоянно проявляется ее темная сторона.
День памяти жертв Катыни
Всемирный День Памяти Жертв Ка́тыни (польск. Światowy Dzień Pamięci Ofiar Katynia) отмечается 13 апреля, в годовщину опубликования немцами в 1943 году сообщения об обнаружении в СССР массовых могил офицеров Войска Польского.
Левицкий, Дмитрий Григорьевич
Введение 1 Биография 2 Произведения 3 Библиография Список литературы Введение Дми́трий Григо́рьевич Леви́цкий (около 1735—1822) — русский[1] живописец украинского[2] происхождения, академик, мастер парадного и камерного портрета.
Верховская, Лидия Никандровна
Введение 1 Творчество 2 Выставки 3 Галерея 4 Библиография Введение Лидия Никандровна Верховская — (11 октября 1882, Смоленск — 1919, Петроград), российская художница.
Яблочкина, Серафима Васильевна
Введение 1 Биография Список литературы Введение Яблочкина, Серафима Васильевна (урожденная Сорокина) (17(29). IV. 1842, Санкт-Петербург — 24.III(5.IV).1898, Москва) — драматическая актриса, иначе называемая Яблочкина 1-я. Жена Александра Александровича Яблочкина, мать Александры Яблочкиной.
Вспомогательные исторические дисциплины
(другое наименование — специальные исторические дисциплины) — особые, относительно самостоятельные отрасли исторической науки, которые своими специфическими методами изучают определенные виды или отдельные стороны формы и содержания исторических источников. К вспомогательным историческим дисциплинам традиционно относят палеографию (включая кодикологию, дипломатику, генеалогию, геральдику, сфрагистику, историческую метрологию, нумизматику, хронологию, историческую географию, историческую информатику и некоторые др.).
Войтинский, Григорий Наумович
Григорий Наумович Войтинский (псевдоним, настоящая фамилия — Зархин) (5(17) апреля 1893, Невель — 11 июня 1953, Москва) — советский политический деятель, учёный-китаевед.
Ингаунис, Феликс Антонович
План Введение 1 Биография 2 Награды Список литературы Ингаунис, Феликс Антонович Введение Феликс Антонович Ингаунис (1894 Либава, Латвия — 28 июня 1938) — советский лётчик, комкор[1], командующий ВВС Особого Дальне-Восточного военного округа[2].
Горячая линия Вашингтон Москва
Горячая линия Вашингтон — Москва — линия прямой связи между президентами России и США. Была создана в 1963 году после Карибского кризиса для экстренной связи между президентом США и руководством СССР. Во время Карибского кризиса американцам понадобилось целых 12 часов на дешифровку послания Никиты Хрущева Джону Кеннеди из 3000 слов.
Молодёжный отряд
Молодёжный отря́д , в СССР и Российской Федерации формирование молодых людей из числа студентов, как правило, для заработка в летнее (или иное каникулярное) время (Студенческий строительный отряд). Также встречаются отряды по специализациям — Оперативный комсомольский отряд и др.
Виленская, Эмилия Самойловна
(род. 1909, станция Ханьдоухэдзы, в полосе отчуждения КВЖД — 1988) — историк. Биография Еврейка[1]. Училась в ИФЛИ (г. Москва). Была арестована 25 ноября 1938 года. Приговорена ОСО НКВД СССР к 5 годам ссылки: отбывала в селе Балахта Туруханского района Красноярского края. Освобождена в 1941 году.
Гартман, Лев Николаевич
Лев Николаевич Гартман (1850, Архангельская губерния — 1913, Париж) — русский революционер-народник. Биография Л. Н. Гартман родился в семье немецкого колониста-переселенца, относился к мещанскому сословию. В 1876 году примыкает к организации «Земля и воля» и принимает участие в революционном движении на юге России.
Врачев, Иван Яковлевич
Иван Яковлевич Врачев (14 апреля 1898, Екатеринодар — 1997, Москва) — российский революционер, член Президиума ВЦИК, начальник Политуправления и член Реввоенсовета Туркестанского фронта, член ЦК Коммунистической партии Грузии. Один из подписавших Договор об образовании СССР.
Кларк, Павел Иванович
Павел Иванович Кларк (19 июня (1 июля) 1863, Уфимская губерния — 15 ноября 1935, Москва) — участник российского и австралийского революционных движений, искусствовед.
Альский, Аркадий Осипович
(1892, местечко Рожище Луцкого уезда Волынской губернии — 4 ноября 1936, Москва) — российский революционер, советский государственный деятель, сторонник левой оппозиции.
Москва в творчестве А С Пушкина
Москва в романе А. С. Пушкина « Евгений Онегин » Отдельное место Москва занимала в жизни А. С. Пушкина. "Москва... как много в этом слове для сердца русского слилось, как много в нем отозвалось » -восторженно писал о Москве Пушкин. Именно в Москве он создал ряд своих произведений - стихотворение "Стансы", "Кавказ" и многие другие.
Рассказ о москве на английском с переводом
Москва МОСКВА - столица Российской Федерации, город федерального значения, субъект Российской Федерации, центр Центрального федерального округа и Московской области, город-герой. Крупнейший город, важнейший транспортный узел, а также политический, экономический, культурный и научный центр страны.
Кожинов В.В.
Русский критик, литературовед, философ, историк. Основные работы посвящены вопросам теории литературы, русской литературе XIX века, современному литературному процессу (в первую очередь поэзии).
Платонов Ю.П.
За выдающиеся творческие достижения академику Платонову присвоено Почетное звание Народного архитектора СССР и Заслуженного архитектора РСФСР.
Кредит и проценты
«____»_______________ 200_г. ДОВЕРЕННОСТЬ Настоящая доверенность выдана ЗАО «ТРЭЙН» (ИНН 7720005848/КПП 772001001 адрес юридический: 111672 г. Москва, Новокосинская, д.31/4