Тютчев, Федор Иванович (23 ноября или 5 декабря 1803—15 или 27 июля 1873 года) . Выдающийся русский поэт. Родился в усадьбе отца в селе Овсюг Брянского уезда Орловской губернии в родовитой дворянской семье. Первоначальное образование получил дома под руководством поэта-переводчика С. Е. Раича, являвшегося членом декабристского “Союза благоденствия” , который пробудил в своем питомце любовь к литературе. Пятнадцатилетним мальчиком, в 1881году, за стихотворное подражание латинскому поэту Горацию Тютчев был избран сотрудником Общества любителей русской словесности; в следующем же году первые его стихи были напечатаны в “Трудах” Общества. В 1821 году окончил словесное отделение Московского университета. В 1822-1839 находился на дипломатической службе при русской миссии в Мюнхене, затем в Тюрине. В Мюнхене подружился с Генрихом Гейне, общался с Фридрихом Шеллингом.
Многолетние пребывание за рубежом только внешне отдалило Тютчева от родины. В одном из своих писем этого времени он признавался, что одинаково любил отечество и поэзию. Недаром в “Стихотворениях, присланных из Германии” Некрасов впоследствии ощутил “живой отпечаток русского ума, русской души” .
По возвращению в Россию (в 1844 году) служил в ведомстве министерства иностранных дел. С 1858 года до смерти состоял председателем комитета иностранной цензуры. Умер в Царском Селе, похоронен в Петербурге, на Новодевичьем кладбище.
Тютчев начал писать стихи в ранней юности. Выступил в печати в 1819 году, но в дальнейшем печатался редко и с большими перерывами. Во время пребывания Тютчева за границей несколько его стихотворений были напечатаны в малопопулярных московских журналах и альманахов. Поэзию Тютчева высоко оценил А. С. Пушкиным, опубликовавший большой цикл его стихов в журнале “Современник” в 1836 году. Первая критическая статья о стихах Тютчева принадлежит Н. А. Некрасову, который отнес его к “русским первостепенным поэтическим талантам” — цитата из “Современника” за 1850 году. В 1854 году редакция “Современника” издала сборник стихов Тютчева, подготовленный к печати И. С. Тургеневым.
Творчество Тютчева отличается сложностью, противоречивостью, отражающей двойственность отношение поэта к современной ему социальной действительности. В 20-е годы Тютчеву были свойственны вольнолюбивые настроения. Политическое мировоззрение Тютчева в 40-е годы складывалось под влиянием идей словянофилов. В публицистических статьях Тютчев противопоставлял самодержавную и православную Россию революционному и “безбожному” Западу; оплот против революции он видел в единении славянских стран под главенством России. В политической лирике (“Море и утес” 1848, и др.) Тютчев пропагандировал идеи панславизма. Однако Крымская война 1853-1856 годы, обнаружившая гнилость и бессилие крепостной России, вызвала у Тютчева резкую критику самодержавно-бюрократического режима (в письмах и эпиграммах на Николая 1, П. А. Шувалова, на цензуру) . Тютчев остро ощущал переломный характер своей эпохи. Поэтому поэзия Тютчева вся проникнута тревогой, ощущением трагизма жизни. Несмотря на открытое враждебное отношение к революции, его постоянно влекло к “высоким зрелищам“социальных потрясений, для него характерен повышенный интерес к “роковым” моментам истории. Поэт испытал особенное тяготение к изображению “бурь” и “гроз” в природе и человеческой душе. Явления природы переживания человека раскрываются в единстве борющихся противоположностей. Это придает лирике Тютчева богатство содержания и философскую глубину. Вместе с тем, изображая мир в непрестанном движении, поэт не показывает его в развитии. Отсюда безысходность борьбы, неразрешимость противоречий. В самом себе поэт ощущает трагичную раздвоенность, “двойное бытие“: страстную любовь к жизни, к “матери-земле“, способность погружаться в “земное забвение“, упиваться преизбытком жизни и наряду с этим — настроение “ущерба” , “изнеможения” , естественные для “обломка старых поколений” , не находящего себе места среди “пришельцев новых” . Космические темы и образы, занимающие видное место в поэзии Тютчева, порою прямо переплетаются с мотивами социальными.
Поэт-философ Тютчев был в тоже время подлинным поэтом-художником, мастером стихотворной формы, автором непревзойденных пейзажей в стихах и тонким психологом. В своем художественном развитии он отразил общее для русской поэзии движение от романтизма к реализму. Пластичность образов, свежесть и точность определений обнаруживаются уже в лучших стихах Тютчева 30-х годов. Образы природы обычно привлекаются молодым Тютчевым в качестве соответствия переживаниям человека. У зрелого Тютчева этот прием встречается значительно реже, уступая место непосредственному впечатлению от картин природы; наряду с этим усиливается внимание поэта к конкретным деталям. Выдающимся явлением в русской и мировой литературе была любовная лирика Тютчева, отличающаяся глубиной мысли поэтической силой в передаче человеческих чувств и ярко индивидуализированным лирическим образом женщины, любящей “наперекор и людям и судьбе” .
Несмотря на противоположность мировоззрения Тютчева и Добролюбова, последний высоко оценил поэзию Тютчева, отметив, что его стихам присущи “и знойная страстность, и суровая энергия, и глубокая дума, возбуждаемая не одними стихийными явлениями, но и вопросами нравственными, интересами общественной жизни” . Поэтическая сила стихов Тютчева восхитила писателей различных направлений: Пушкина, Тургенева, Толстова, Чернышевского, Фета, Достоевского. Тем не менее, широкое признание Тютчев получил лишь на рубеже 20 века.
Научное изучение наследия Тютчева началось после Великой Октябрьской социалистической революции. В подмосковной усадьбе Тютчевых Муранове открыт музей, носящий имя поэта.
Другие работы по теме:
Тютчев ф. и. - Стихотворение ф. и тютчева фонтан.
Стихотворение Ф.И. Тютчева «Фонтан» было написано в 1836 году. Его я могла бы отнести к философской лирике Тютчева. Творчески усвоивший философско-истетические идеи немецкий романтиков, учение Шеллинга о единой «мировой душе», поэт был убежден, что она находит свое выражение как в природе, так и во внутренней жизни человека.
Стихотворение Тютчева Эти бедные селенья
8230 Стихотворение «Эти бедные селенья…» написано по дороге из Москвы в родовое имение Тютчева — Овстуг и представляет собой смесь описательной и повествовательной лирики.
Поэт гармонии и красоты
Поэзия Тютчева - одно из драгоценнейших достояний русской классической литературы. Поэзия Тютчева полна мысли, но он был прежде всего художником. Он страстно любил жизнь. Радостным приятием жизни наполнены стихи "Я помню время золотое", "Нет, моего к тебе пристрастья", "Еще земли печален вид", "Весна", "Весенние воды", "Весенняя гроза".
Человек и природа в поэзии Тютчева
С поэзией Федора Ивановича Тютчева у каждого поколения читателей связаны свои воспоминания. Но я не знаю человека, которому была бы не знакомая эта лирика. В детстве мы читаем стихотворение на детских праздниках:
Стихотворение Тютчева Есть в осени первоначальной
Одной из главных тем лирики Ф.И. Тютчева является тема природы, в которой поэт пытался найти образец гармонии мира. Природа в его стихах одушевлена, ее состояние тождественно состоянию души человека.
Лирика Тютчева
В мире поэзии имя Тютчева — «величайший лирик на земле». Об этом свидетельствует растущий из года в год интерес к нему и у нас, на родине поэта, и усилившееся внимание к нему за рубежом.
Русская природа в изображении Тютчева и Фета
Перелистаем страницы сборников стихотворений Тютчева и Фета. Тема взаимоотношений, взаимопроникновения природы и человека занимает значительное место в творчестве этих поэтов. Вопрос об отношении к природе для них — это вопрос о любви к Родине, к России.
Анализ стихотворения Тютчева Ф.И. Весенние гроза
Анализ стихотворения Тютчева Ф.И. "Весенние гроза" Автор: Тютчев Ф.И. «Люблю грозу в начале мая…»- так начинается стихотворение Тютчева «Весенняя гроза», написанное им за границей в начале 1850-х годов. В его названии прилагательное «весенняя» привносит определённый смысл: весна для Тютчева – символ обновления природы и человеческой души.
Место лирики Тютчева в русской поэзии
Лирика Тютчева занимает особое место в русской поэзии. В свежих и волнующе притягательных стихах Тютчева красота поэтических образов сочетается с глубиною мысли и остротой философских обобщений. Его лирика — это маленькая частица большого целого, но это маленькое воспринимается не отдельно, а находящимся во взаимосвязи со всем миром и в то же время несущим в себе самостоятельную идею.
Чародейка зима
(по стихотворениям А. С. Пушкина «Зимняя дорога» и Ф. И. Тютчева «Чародейкою зимою») Зима — необыкновенное время года. Белый пушистый снег, заснеженные деревья, морозный воздух. Не зря в народе называют зиму красавицей, волшебницей. Это удивительное время года вдохновило многих поэтов к созданию прекрасных поэтических строк.
Любовь и природа в лирике Фета
Центральные темы поэзии Ф.И. Тютчева — любовь и природа. Тютчев — поэт возвышенной любви, он раскрывает ее как чувство, несущее человеку и радость, и страдание, «и блаженство, и безнадежность». С особой драматичностью тема любви и страсти раскрывается в цикле стихотворений, посвященных Е.А. Денисьевой («О, как убийственно мы любим…», «Я очи знал, — о, эти очи!..», «Последняя любовь», «Есть и в моем страдальческом застое…» и др.).
Анализ стихотворений А.А.Фета и Ф.И.Тютчева
Автор: Тютчев и Фет В стихотворении «Я тебе ничего не скажу» А.А.Фет уходит от злобы дня. Он погружается в мир романтики. Фет показывает душевную красоту, внутренний мир, чувства человека. Фет умеет забираться в самые сокровенные тайники души человеческой. Поэт восхищается зарождающимися чувствами: «И я слышу, как сердце цветет».
Стихотворение Ф.И.Тютчева Фонтан. Восприятие, истолкование, оценка.
Стихотворение Ф.И.Тютчева "Фонтан". (Восприятие, истолкование, оценка.) Автор: Тютчев Ф.И. Основными темами творчества Тютчева являются природа, любовь, философские размышления о тайнах бытия — то есть темы вечные, не ограниченные той или иной эпохой. Расцвет его творчества пришелся на 40-60-е годы XIX века, когда громогласно пропагандировалось "чистое искусство" во имя практической пользы, когда декларировалась гражданственность поэзии, делалась ставка на преобразование всего общественного строя России, результатом которого должны были стать равенство, свобода и социальная справедливость.
Стихотворение Ф.И.Тютчева Как хорошо ты, о море ночное... Восприятие, истолкование, оценка.
Стихотворение Ф.И.Тютчева "Как хорошо ты, о море ночное..." (Восприятие, истолкование, оценка.) Автор: Тютчев Ф.И. Русская классическая литература всегда активно участвовала в общественной жизни страны, горячо откликаясь на животрепещущие социальные проблемы времени. Это особенно характерно для 60-х годов XIX века, когда происходило размежевание дворянской, аристократической и революционно-демократической литературных группировок.
Хаос и космос в лирике Тютчева
Автор: Тютчев Ф.И. Мир природы и человека в восприятии Тютчева не завершен, он находится в состоянии мучительного творческого развития. Это развитие в философской лирике Тютчева протекает в борьбе двух универсальных состояний бытия — хаотического с космическим. Хаос воплощает стихию бунта и разрушения, космос — стихию примирения и гармонии.
Человек и природа в лирике Ф.И. Тютчева
Поэзия Федора Ивановича Тютчева полна лиризма, внутреннего напряжения и драматизма. Перед читателем открываются не просто прекрасные картины природы, а он видит «концентрированную жизнь».
Стихотворение Тютчева К.Б. Я встретил вас и все былое
Одно из самых известных стихотворений Тютчева «Я встретил вас — и все былое…» было написано за три года до смерти поэта и посвящено Амалии Крюденер. Тютчев познакомился с ней в 1822 году и, по-видимому, она была его первой любовью. В 1873 году поэт встретился с баронессой Крюденер, о чем так написал своей дочери: «Вчера я испытал минуты жгучего волнения вследствие моего свидания с моей… доброй Амалией Крюденер, которая пожелала в последний раз повидать меня на этом свете…»
Тема любви в творчестве Фета и Тютчева
Тема любви в творчестве любого поэта так или иначе связана с личными переживаниями, иначе не смогли бы они раскрывать эту сложную проблематику. И понятно, что у каждого автора она представлена по-разному; поэзия А.А. Фета и Ф.И. Тютчева, при всей ее внешней схожести, безусловно, была различна и способом введения темы любви, и отношением к ней, и отдельными штрихами изображения.
Анализ стихотворения Silentium Тютчева.
Автор: Тютчев Ф.И. Тютчев не писал для публики, в основном, он писал для себя, излагая свои мысли на бумаге. В каждом стихотворении он ищет истину, правду.
Богатство художественного смысла в поэзии Тютчева
Творчество Тютчева – одна из немногих высочайших вершин отечественной и мировой лирики. Тютчевское поэтическое слово воплотило в себе поистине неисчерпаемое богатство художественного смысла, хотя основной фонд наследия поэта – это всего лишь около двухсот лаконичных стихотворений. Предельно малый «объем» поэтического наследия Тютчева стал исходной причиной его позднего признания.
Анализ стихотворения Тютчева Ф.И. Весенние воды
Анализ стихотворения Тютчева Ф.И. "Весенние воды" Автор: Тютчев Ф.И. Стихотворение «Весенние воды» можно отнести к пейзажной лирике Тютчева. Оно было написано в 1830 году. В этом произведении описывается чудесный период ранней весны, пробуждение природы от зимнего сна, наступление радостных весенних дней
Анализ стихотворения Ф.И. Тютчева "Последний катаклизм"
Начиная с 30-ых годов XIX века Ф.И. Тютчева начинает интересовать философская тема в поэзии. Это выражено во многих стихотворениях ("О чем ты воешь, ветр ночной", "Как океан объемлет шар земной", "Пожары" и "Последний катаклизм").
Гусев, Андрей Германович
Введение 1 Биография 2 Театральные работы 3 Фильмография Введение Андрей Германович Гусев (род. 1973, Рыбинск) — российский актёр театра и кино. 1. Биография
Куинси, Джозайя III
Введение 1 Краткая биография 2 Творчество Список литературы Введение Джозайя Куинси III (англ. Josiah Quincy III; 4 февраля 1772 — 1 июля 1864) — американский государственный деятель. Мэр г. Бостона (1823—1828), Президент Гарвардского университета (1829—1845) Сын публициста Джозайи Куинси II.
Ренау, Жозеп
Введение 1 Биография 1.1 Краткая биография 1.2 Роль в искусстве 1.2.1 Спасение ценностей Прадо Список литературы Введение Жозеп Ренау (исп. Josep Renau Berenguer, 1907, Валенсия, Испания — 11 октября 1982, Берлин, ГДР) — испанский революционер, художник, муралист, фотограф. Основатель Союза пролетарских писателей и артистов.
Тютчева, Анна Фёдоровна
План Введение 1 Биография 3 Галерея Список литературы Введение А́нна Фёдоровна Тю́тчева (21[2] апреля 1829, Мюнхен — 11 августа 1889) — дочь поэта Ф. И. Тютчева, фрейлина Высочайшего двора, жена И. С. Аксакова, мемуаристка; разделяла взгляды славянофилов.
Биография Рубцова Николая Михайловича
Рубцов Николай Михайлович (1936–1971гг.) - русский поэт. Родился 3 января 1936г., в поселке Емецк, Архангельской области. Сын погибшего в войну политработника, с 6 лет потерял мать, воспитывался в детских домах.
Рубцов Н.М.
Вологодская "малая родина" дала ему главную тему будущего творчества - "старинную русскую самобытность", стала центром его жизни, "землей... священной", где он чувствовал себя "и живым, и смертным".