нарратив чехов автор герой
Нарративный потенциал рассказа А.П. Чехова "Студент"
Фигура автора в произведении по М.М. Бахтину - это
иерархически организованное явление. Первичный автор как субъект эстетической
активности извне оформляет события. Вторичный автор, выявляя себя в структуре и
смысле художественного целого, совпадает с повествователем. Автор обладает
избытком видения, он обнаруживается в тексте в предложениях, содержащих
информацию, которую знает только он.
В рассказе А.П. Чехова "Студент" в ситуации диалога
между автором и читателем основным субъектом является повествователь,
преобладает прямое и объектное слово, и это дает нам право говорить о том,
рассказ предстает в традиционном нарративе. Однако герой (Иван Великопольский)
способен к рефлексии, что проявляется в несобственно-прямой речи, реализующей
диалог между повествователем и персонажем. Эти признаки характеризуют нетрадиционный
нарратив. Таким образом, рассказ "Студент" представляет комбинацию
нарративов: традиционного и нетрадиционного.
В данном художественном тексте представлено разноречие
автора, рассказчика, героя, каждый из которых обладает своим голосом, то есть
определенной ценностно-смысловой позицией. Первый абзац рассказа начинается с
речевой партии эгзегетического повествователя, описываемое предстает перед нами
в прошедшем нарративном времени, о чем нам говорит, в первую очередь,
употребление глаголов действия в форме прошедшего времени, совершенного вида: "протянул",
"прозвучал", "стемнело" и др. (СВ требует ретроспективной
точки отсчета). Здесь повествователь не имеет еще отдельной идеологической
позиции, но обладает пространственно-временной. Такие фразы как "погода
вначале была хорошая" (точка отсчета концептуального времени), а после – "но
когда стемнело (…) подул ветер " дают нам право говорить о некоторой замкнутости
пространства. Но описание, происходящее с этой пространственно-временной точки
зрения, соседствует с наречием "некстати", что уже здесь делает
очевидной двойственность точки зрения с которой ведется повествование –
доминирование пространственно-временной с наличием психологической. Таким
образом, кругозор экзегетического повествователя посредством дейктических
элементов сужается до точки зрения героя, который в тексте еще не представлен.
Пространственная перспектива разворачивается от общего к частному, то есть
происходит сужение окружающего пространства.
Но в следующем эпизоде актуализируется внешняя по отношению к
герою точка зрения – и здесь мы видим уже непосредственно самого героя,
студента духовной академии Ивана Великопольского, видим, как он замерзший, с
раскрасневшимся лицом идет лугом по тропинке. Данный эпизод предстает в
классическом нарративе и представляет собой диалог между автором и читателем с
посредником-повествователем, который и является основным субъектом речи. И
вновь здесь кругозор эгзегетического повествователя начинает сжиматься до кругозора
героя: обозначая пространственные границы, повествователь описывает только те
окружающие детали, что способен видеть герой, находясь в данной точке
пространства (событие рассказа). Герой вводится не с помощью описания
внешности, автор сообщает лишь о том, что он студент и сын дьячка. Присутствует
психологическая точка зрения, об этом свидетельствуют маркеры: "ему
казалось", "хотелось есть". В этом же абзаце появляется
пространственно-временная точка зрения: от данного сиюминутного положения
героя, путем прохождения через его непосредственные эмпирические воспоминания о
матери и отце, оставшихся дома, мы приходим к глубинным, к общезначимым, к
вечным "воспоминаниям" прошедших времен (событие рассказывания): "такой
же ветер дул и при Рюрике, и при Иоанне Грозном, и при Петре". Таким
образом одна и та же ситуация описывается с разных точек зрения: сначала – это
психологическая (чувства, мысли, ассоциации героя, связанные с местом, где он
находится), далее - это пространственно-временная (герой соотносит данную ситуацию
с временами давно ушедшими). Вечная хроника жизни заставила героя думать о
прошлом, о неизменности самоей сущности человека в ходе истории, о вечной
цикличности всего, что происходит в мире. Таким образом, в данном эпизоде герой
становится нарратором, то есть начинает обладать собственной идеологической
точкой зрения и избытком видения.
Следующий эпизод вновь строится на внешней по отношению к
героям, точке зрения повествователя. Кругозор повествователя целенаправленно
замыкается на данном времени и создает атмосферу обыденной жизни: героини
вводятся в текст путем простых, максимально приближенных к быту ассоциаций ("Огороды
назывались вдовьими потому, что их содержали две вдовы, мать и дочь"). Дается
характеристика персонажей с психологической точки зрения: "с лица ее все
время не сходила мягкая, степенная улыбка", "выражение у нее было
странное, как у глухонемой". Далее в тексте появляется знаковая цепочка,
которая вновь, отталкиваясь от данной точки времени и пространства,
разворачивается и углубляется, переходя в вечное, проводя параллели между
обстановкой того библейского вечера и вечера сегодняшнего. Тот же огонь, холод
и сад – сегодня и тогда. Причем в данном контексте образы огня и холода имеют
двоякую трактовку: с одной стороны они помогают предметно сблизить обстановку настоящего
(здесь просто-прошедшего нарративного времени) и прошлого (предпрошедшего нарративного
времени), а с другой выполняют функцию связующего абсолютного общего архетипа,
являющегося символом вечного. Разрываются временные границы, и происходит
смешение времени, которое потом перетекает в библейскую историю. И завершается
это разворачивание пространственно временной позиции довольно неожиданно
возникающей прямой речевой партией героя, фактически не присутствующего в
тексте, - точкой зрения апостола Петра: "Ах, какая то была страшная ночь,
бабушка! До чрезвычайности унылая, длинная ночь!", что позволяет
максимально расширить пространственно-временные рамки текста и сделать
максимально актуально звучащей в рассказе студента мысль о вечности и
неизменности сущего.
Следующий эпизод строится на речевой партии героя (студента) и
на его точке зрения на библейский сюжет о предательстве апостола Павла. Здесь
студент (актор) становится максимально самостоятельным обладателем
идеологической точки зрения и ситуации избытка видения. Этот рассказ голодного
студента Ивана становится этическим поступком героя. Женщины по-разному
реагируют на рассказ студенты: "Василиса заплакала, потому, что Петр ей
близок….. потому, что всем своим существом заинтересована в том, что
происходило в душе Петра". У Василисы были слезы глубокого раскаяния. Она,
как и Петр, плакала. Лукерья же испытывала боль. Эмоции женщин задают вектор
диалога: слезы Василисы и задумчивость Лукерьи рождают новый смысл,
преобразующий участников коммуникации и их систему ценностей. Диалог, как
вовлеченность "Я" и "другого", создает возможность для
раскрытия сущности человека, для завершения себя в другом. Рефлексия стоит над
событиями рассказа и рассказывания и одновременно входит во внутренний план
повествования. Именно она является катализатором дальнейших рассуждений Ивана о
том, что "прошлое связано с настоящим непрерывной цепью событий" и
жизнь полна высокого смысла. Таким образом, мы можем говорить о том, что в
произведении наличествует субъективная позиция, посредством которой
транслируется определенная система ценностного отношения к реальности, а
наличие иерархии ценностей в произведении ставит вопрос о представленности
субъекта в структуре текста и о способах его поведения.
Событием рассказа становится рефлексия героя по поводу слез
Василисы и задумчивости Лукерии, выраженная ключевой мыслью о неразрывной связи
прошлого с настоящим. Студент почувствовал, что прошлое и настоящее связано
одной бесконечной цепью, люди понимают и чувствуют друг друга. Время – не
преграда между людьми.
В финальном абзаце пространственно-временная точка зрения
эгзегетического повествователя выполняет функцию перехода от идеологической
точки зрения актора (студента) к идеологической точке зрения непосредственно
автора и завершается произведение прямым авторским словом, а именно авторской
иронией над наивными рассуждениями своего восторженного героя: "невыразимое
сладкое ожидание счастья, неведомого, таинственного счастья, овладевали им
мало-помалу, и жизнь казалась ему восхитительной, чудесной и полной высокого
смысла".
Другие работы по теме:
Литературный герой ДУШЕЧКА
Душечка героиня рассказа А. П. Чехова Душечка Д. Оленька Ольга Семеновна Племянникова одна из самых популярных героинь прозы. Чехова вошедшая в активный лексикон целых поколений как имя нарицательное.
Сюжет жизни А.П.Чехова
Автор: Чехов А.П. Общество ждет и надеется... В. Г. Короленко Жизнь Чехова в чем-то сродни его художественным созданиям. Не так-уж много в ней внешне драматических эпизодов. Не было у Чехова ни дуэлей с роковым исходом, как у Пушкина и Лермонтова, ни ссылки, как у Чернышевского, ни политической эмиграции, как у Герцена, ни гражданской казни, как у Достоевского, ни ухода из отчего дома, как у Льва Толстого.
Роль детали в рассказе Антона Чехова Хамелеон
Антон Павлович Чехов является мастером короткого рассказа, особенностью которого является то, что в маленький объем нужно вместить максимум содержания. В коротком рассказе невозможны пространные описания, длинные внутренние монологи, поэтому на первый план выступает художественная деталь. Она несет в произведениях Чехова огромную художественную нагрузку.
Внутренний мир героя в рассказе А. П. Чехова О любви
Рассказ А. П. Чехова «О любви» стоит в одном ряду с двумя другими его рассказами «Человек в футляре» и «Крыжовник», получившими название «маленькой трилогии». В этих произведениях писатель вершит суд над людьми с усеченными жизненными горизонтами, равнодушными к богатству и красоте мира Божия, ограничившими себя кругом мелких, обывательских интересов.
Над кем и чем смеется Чехов в своих рассказах
Величайший русский писатель и драматург А. П. Чехов — автор многих сатирических и юмористических рассказов, о которых можно сказать «такие смешные грустные истории». В них он высмеивал такие человеческие изъяны, как лицемерие, рабское поклонение, задабривание к начальству, грубость, необразованность, нахальство, отсутствие чувства собственного достоинства.
Рецензия на рассказ Чехова Дом с мезонином
Рассказ А.П. Чехова «Дом с мезонином» вышел в свет в 1896 году. Что же заставляет читателей вот уже целое столетие обращаться к творчеству Чехова? Прежде всего, это глубоко исследуемая в его произведениях проблема любви.
Рецензия на произведение Чехова Студент
Рецензия на произведение Чехова "Студент" Автор: Чехов А.П. Произведение начинается с описания пейзажа. Чехов начинает свой рассказ именно с этого, чтобы показать внутренне состояние души главного героя. Вначале, погода «хорошая, тихая», и настроение у студента тоже радостное. Но стемнело, и подул пронизывающий ветер, Иван вспомнил, как тоскливо было, когда он уходил из дома в академию, тема вечности и постоянно плохой жизни во все времена взволновала его мозг.
Художественное мастерство Чехова-рассказчика
Автор: Чехов А.П. Антон Павлович Чехов — величайший юморист. Нам известно множество его рассказов, хоть и маленьких, но удивительно интересных. Каким же образом Чехов добивается такого результата? Попробуем разобраться в этом на примере рассказа “Толстый и тонкий”.
Истолкование рассказа А. П. Чехова Смерть чиновника
Автор: Чехов А.П. Настоящий мужчина состоит из мужа и чина. Ироническая заметка из Записной книжки А. П. Чехова Истолкование — я, ср. Действие по знач. глаг. истолковать. .. Такая характеристика слова дана в четырехтомном Словаре русского языка. Свою работу я решила начать с обращения к Словарю, чтобы почувствовать себя увереннее при рассмотрении рассказа, прозвучавшего в теме сочинения.
Тема любви в рассказе А. П. Чехова О любви
Автор: Чехов А.П. А. П. Чехов — один из величайших мастеров короткого рассказа. Никто не мог так искусно, как он, продолжить тему “маленького человека”, его мелких проблем, быта, показать глобальную проблему человеческого бытия.
Рецензия на повесть А.П.Чехова "Степь"
А.П.Чехов признанный мастер маленького сатирического рассказа, и приступая к чтению повести "Степь", я ожидал насладиться мастерством Чехова, который посредством иронии, уничижительным юмором борется с пошлостью, нравственной низостью.
Тема любви в рассказе Чехова "Дама с собачкой"
В России во время Чехова были очень сильны патриархальные представления о любви и браке. Считалось вполне нормальным жениться и выходить замуж не по любви, а либо по "разумному расчету".
Тема футлярности в рассказе А. П. Чехова «Ионыч»
Персонажи Чехова не способны что-либо кардинально изменить, наладить свою и общественную жизнь, поэтому уходят в себя, создают некий замкнутый мирок, оболочку, в которую прячутся от трудностей, от радостей и печалей жизни.
Анализ рассказа А.П. Чехова "Тоска"
Рассказы А.П. Чехова ставят перед читателем серьезные проблемы, получают тщательную разработку в своем сюжетном строении, становятся жанром большой литературы.
Анализ рассказа А.П. Чехова Попрыгунья
Анализ рассказа А.П. Чехова "Попрыгунья" Автор: Чехов А.П. Сюжет рассказа «Попрыгунья» (1892) построен так, что вначале ничто не предвещает трагической развязки. Ольга Ивановна, вышедшая замуж за доктора Дымова, окружена талантливыми людьми: это актёр драматического театра, певец из оперы, литератор, музыкант, помещик, несколько художников, среди которых и молодой красавец Рябовский.
Анализ рассказа А.П. Чехова О любви
Анализ рассказа А.П. Чехова "О любви" Автор: Чехов А.П. Рассказ «О любви», написанный Антоном Павловичем Чеховым, был впервые опубликован в журнале "Русская мысль" в 1898 году. Ранее в том же году и в том же журнале было опубликовано еще два рассказа: «Человек в футляре» и «Крыжовник».
Роль художественных деталей в рассказах А. П. Чехова
Автор: Чехов А.П. В творчестве Антона Павловича Чехова рассказ занимает особое место. Он был одним из любимых жанров писателя. Характерной чертой рассказа как литературного жанра является его сравнительно небольшой объем, что делает весьма затруднительным применение пространных описаний. Поэтому для писателя, работающего в этом жанре, особенно важно уметь передать идею с помощью художественных деталей, не бросающихся сразу в глаза мелочей, несущих, однако, огромную смысловую нагрузку.
Мастер короткого рассказа
Антона Павловича Чехова по праву можно назвать величайшим мастером короткого рассказа. Рано началось у Антоши увлечение театром и литературой. Вместе с этим шли и первые литературные опыты. Гимназистом четвертого класса Антоша сотрудничал в рукописном журнале, выходившем под редакцией ученика старшего класса.
Одоротивные образы в прозе Чехова
Text Text Graphics Исследовательская работа Одоративные образы и их роль в художественной прозе Чехова Graphics Оглавление: Оглавление: Введение……………………………………………………….…
Отзыв о рассказе А.П. Чехова Студент
Отзыв о рассказе А.П. Чехова "Студент" Автор: Чехов А.П. Рассказ А.П. Чехова «Студент» был опубликован в 1894 г. «Студент» - один из самых коротких, но наиболее совершенных по форме рассказов Чехова.
Анализ рассказа А.П. Чехова "Палата №6"
А.П. Чехов написал рассказ "Палата № 6" в 1892 году. Это время правления императора Александра III . Его правление отличалось подавлением человека государством и обществом. Это подавление и является темой рассказа "Палата № 6".
Анализ рассказа А.П. Чехова "Крыжовник"
Рассказ "Крыжовник" был написан А.П. Чеховым в 1898 году. Это были годы правления Николая II. Придя к власти в 1894 году, новый император дал понять, что либералы могут не надеяться на реформы, что он продолжит политический курс своего отца.
Анализ рассказа А.П. Чехова "Душечка"
Во время форсированного развития капитализма большинство людей живут лишь для себя, не делая добра никому кроме себя. Идея Чехова в этом рассказе - это жизнь не для своего благополучия, а жизнь ради самой жизни.
Шоу-политика
Введение 1 Атрибутивные черты 2 Фазы шоу-дискурса 3 Компоненты шоу-политики 3.1 Презентационный компонент 3.2 Нарративный компонент 4 Интересные факты
Девятьяров, Александр Эдуардович
Введение 1 Театр 1.1 МХТ им. Чехова 1.2 РАМТ 2 Кино Введение Александр Эдуардович Девятьяров (12 марта 1985 года) — российский актёр. В 2006 году окончил Школу-студию МХАТ (курс С. И. Земцова и И. Я. Золотовицкого).
Артём, Александр Родионович
Александр Родионович Артём (наст. фам. — Артемьев; 1842—1914) — русский актёр. Биография Александр Артём сын крепостного крестьянина. После окончания московского Училища живописи, ваяния и зодчества (1878), работал учителем рисования и чистописания. С 1880-х гг. принимал участие в любительских постановках.
Закушняк, Александр Яковлевич
Александр Яковлевич Закушняк (1879—1930; псевдоним Самарский) — российский и советский артист театра и эстрады, чтец, основоположник реалистической школы литературного рассказывания, создатель жанра вечера рассказа[1]
Мастерство художественных деталей в рассказах Чехова
После смерти Чехова Л. Н. Толстой сказал: "Достоинство его творчества то, что оно понятно и сродно не только всякому русскому, но и всякому человеку вообще. А это главное". Действительно, предметом исследования Чехова (так же как и Толстого и Достоевского) стал внутренний мир человека. Но художественные методы, художественные приемы, которые использовали в своем творчестве писатели, различны.