А. А. Блок — крупнейший поэт-символист, творивший на рубеже двух грозных веков. За свою недолгую жизнь он написал очень много лирических стихотворений, пьес, поэм. Поэзия Блока несколько раз претерпевала серьезные изменения, но сам поэт считал все свои произведения единым целым, своего рода романом в стихах. Всю свою поэзию поэт разделил на три тома, которые соответствовали различным этапам в жизни самого поэта. Эта трилогия получила название “трилогия вочеловечения”. В каждом томе образ лирического героя меняется. Рассмотрим, как меняется образ лирического героя в поэзии Блока.
К самым ранним стихам поэта относятся “Стихи о Прекрасной Даме”. Прототипом Прекрасной Дамы была реальная женщина, Л. Д. Менделеева, которую Блок боготворил. Ярким примером этого цикла является стихотворение “Вхожу я в темные храмы”:
Вхожу я в темные храмы,
Совершаю бедный обряд.
Там жду я Прекрасной Дамы
В мерцаньи красных лампад.
Как в этом, так и в других стихотворениях раннего периода главными в творчестве Блока являются темы любви, ожидания, поиска идеала. Здесь поэт использует устойчивые образы-символы: сумерки, свет, лампада, клики, туман, красота, тайна, загадка, тень, скрип.
В тени у высокой колонны
Дрожу от скрипа дверей...
Высоко бегут по карнизам
Улыбки, сказки и сны...
Очевидно, что лирический герой ранней лирики Блока - романтик.. Для него высшей ценностью является любовь, служение любви, красоте. Он ожидает грядущей встречи с “душой мира”, которая и является воплощением Прекрасной Дамы, Зари, Купины. Несомненно, что в этих произведениях лирический герой является отражением самого поэта, его чувств, переживаний, стремлений. Но уже в ранней лирике обращает на себя внимание двойственность натуры лирического героя. С одной стороны, он не удовлетворен действительностью, стремится отрешиться от всего земного, как от греховного начала, но, с другой стороны, он ждет свою Прекрасную Даму, которая сможет примирить “небо и землю”, спасти мир, находящийся на грани катастрофы:
Растут невнятно розовые тени,
Высок и внятен колокольный зов,
Ложится мгла на старые ступени...
Я озарен - жду твоих шагов...
Совсем по-другому представляется нам образ лирического героя во втором томе “трилогии”. Если в ранних стихах лирический герой все время жил в каком-то мистическом мире, то здесь появляются другие, более земные темы: описание города, низких пошлых людей, к которым лирический герой испытывает отвращение:
...А рядом у соседних столиков
Лакеи сонные торчат,
И пьяницы с глазами кроликов
“In vino veritas” кричат...
Вдали над пылью переулочной,
Над скукой загородных дач,
Чуть золотится крендель булочной,
И раздается детский плач...
Мы видим, как в этом стихотворении меняется лексика, используемая поэтом. Вместо мистических, идеальных образов возникают вполне конкретные образы сонных лакеев, пьяниц с глазами кроликов, пыльных переулков. Здесь Блок употребил вульгаризм “торчат”, чтобы подчеркнуть непоэтичность, обыденность обстановки. И именно в этом пошлом мире появляется Незнакомка (символ идеального, высокого). Происходит столкновение высоких идеалов, потребности красоты и гармонии героя с низкой реальностью:
И медленно, пройдя меж пьяными,
Всегда без спутников, одна,
Дыша духами и туманами,
Она садится у окна...
Встреча с Незнакомкой происходит в трактире, совсем непоэтичном месте. Настроения лирического героя меняются, он находится на распутье и не знает, что ему дальше делать. Герой все больше ощущает горечь узнавания жизни, но все же реальность его пугает. Он пытается еще парить над толпой:
Я слышу все с моей вершины...
(“Фабрика”)
Но постепенно лирический герой спускается на грешную землю и теряется среди толпы, делается частью ее. Дисгармоничное, отчаянное состояние героя сменяется чувством любви к Родине. Именно Родина придает поэту силы, которые ему так необходимы для продолжения творчества. С образом Родины у Блока связаны только светлые надежды и воспоминания. Но и образ Родины эволюционирует.
Сначала это спящая красавица, отдыхающая и хранящая силы для будущих великих дел:
Дремлю — и за дремотой тайна,
И в тайне почивает Русь,
Она и в снах необычайна.
Ее одежды не коснусь.
Но в цикле “На поле Куликовом” Блок восхищается героическим прошлым России. Здесь Русь уже несется вперед, как степная кобылица, как гоголевская птица-тройка. И этот бег безогляден и бесконечен, как сама Русь.
Но главным образом, олицетворяющим Россию, является образ женщины в цветастом платке:
А ты все та же — лес, да поле,
Да плат узорный до бровей...
Возрождение и процветание Родины поэт видит в революционной России. Для него революция становится спасением, он слушает ее “всем сердцем”. Только революционный огонь сможет разрушить все старое, обветшавшее, тянущее назад. Только революция способна создать нечто новое. Блок предупреждает и призывает в “Скифах”:
Придите к нам! От ужасов войны
Придите в наши мирные объятья!
Пока не поздно - старый меч в ножны,
Товарищи! Мы станем братья...
Здесь именно Россия, с ее необузданностью, стихийностью, размахом -носитель новой идеологии. Создание поэмы “Двенадцать”, где представлен революционный лик новой России, завершило “трилогию вочеловечения”.
Таким образом, лирический герой А. А. Блока проходит трудный и сложный путь: от созерцателя, эстета до активного деятеля, созидателя.
Другие работы по теме:
Блок а. а. - Стихотворение а. блока вхожу я в темные храмы. ..
Символист А.А. Блок обесмертил свое имя созданием цикла стихов о "Прекрасной Даме". В них - чистая отроческая любовь к прекрасному, рыцарское смирение идеалу, мечта о возвышенной любви, которая являлась средством для проникновения в высшие миры, для слияния с совершенной вечной Женственностью. Цикл стихов о "Прекрасной Даме" посвящен возлюбленной А.А.
Стихотворение Фета Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали
Способность творить красоту А.А. Фет считал главным назначением поэта. Природа, любовь, красота — вот главные темы его творчества. Поэта привлекают неуловимые, не вполне ясные ощущения, навеваемые на него природой, любовью, видением прекрасного. Он поэт переживаний, его стихотворения выражают то, что скрыто в душе.
Анализ стихотворение Фета Ель рукавом мне тропинку завесила
Афанасий Фет – замечательный русский поэт, основатель поэтического жанра – лирической миниатюры. Тематика его поэзии ограничена. Его поэзия – «чистая поэзия», в ней нет социальных вопросов действительности, нет гражданских мотивов. Он избрал такой стилистический прием повествования, который позволил за внешним течением событий спрятать от читателя свою душу.
Лирический герой в поэзии Блока
Имя Александра Александровича Блока тесно связано в сознании читателей с символизмом. Это литературное течение, придя в Россию из Западной Европы на рубеже XIX и ХХ веков и обогатившись достижениями русской стихотворной традиции, дало множество замечательных произведений, среди которых поэзия Блока.
Лирический герой Александра Блока
Стихотворения великого поэта являются в первую очередь его дневником, отражающим мысли личности в момент создания очередного литературного шедевра. Ведь, на мой взгляд, любое стихотворение истинного поэта — это шедевр. Стихотворение очень трудно написать так, чтобы оно не соответствовало состоянию творца.
Анализ стихотворения Лермонтова Молитва
В своих поэтических произведениях М.Ю. Лермонтов не раз пишет о величии души, о духовной свободе, о нравственном очищении. В стихотворении «Молитва» через восприятие лирического героя раскрываются внутренние переживания человека во время его приобщения к высшему таинству на молитве. Здесь слова молитвы – символы вечной жизни, истинной святости:
Стихотворение Шепот, робкое дыхание
А.А. Фет — один из выдающихся русских поэтов XIX века. Он избрал предметом художественного изображения «вечные» человеческие чувства и переживания, тайны жизни и смерти, сложные взаимоотношения между людьми. В.С. Соловьев так отзывался о поэзии Фета: «…Вечная красота природы и бесконечная сила любви — и составляют главное содержание…».
Роль эпитета в поэзии Есенина
Художественно-выразительные средства делают поэтическое произведение ярким, неповторимым, образным. В своих стихотворениях С.А. Есенин использует метафоры, сравнения, эпитеты, олицетворения. Особая роль в лирике поэта отведена эпитету.
Стихотворение Некрасова Я не люблю иронии твоей
Стихотворение Н.А. Некрасова «Я не люблю иронии твоей…» относится к так называемому панаевскому циклу, стихотворения которого навеяны отношениями с В.Я Панаевой и образуют единый лирический дневник, отразивший все оттенки чувств лирического героя.
Стихотворение Блока Незнакомка
Цикл стихотворений А.А.Блока о Прекрасной Даме – является наивысшим достижением поэта в любовной лирике. Он творит некий миф о божественной Прекрасной Даме, неизменным поклонником которой становится лирический герой.
Лирический герой в поэме Маяковского Хорошо
как весну человечества, рожденную в трудах и в бою, моё отечество, республику мою! В. Маяковский Поэма В. Маяковского «Хорошо!» – вершина его творчества – была написана в 1927 году, в канун десятой годовщины Октябрьской революции. Вея поэма пронизана глубоким лирическим чувством. Повествование о революции, горячая любовь и Родине неразрывно связаны с личными переживаниями поэта.
Стихотворение Блока О доблестях, о подвигах, о славе
Стихотворение А.А.Блока «О доблестях, о подвигах, о славе…» по жанру представляет собой послание. Это разговор с портретом далекой возлюбленной, некогда покинувшей лирического героя. Однако герой воспринимает его как живой, одухотворенный образ. Именно поэтому он называет его не портретом, а лицом и, обращаясь к портрету, он говорит так, как будто покинувшая его возлюбленная способна услышать его слова, осознать всю глубину своей ошибки и, может быть, наконец, вернуться к герою.
Тема предназначения поэта и поэзии в лирике Цветаевой
Марина Цветаева по-особому определяет своеобразие лирического героя, говоря о его биографической сущности. Она считает, что каждое поэтическое стихотворение – отражение собственной жизни, индивидуального взгляда на мир, поэтому в ее стихах так много перекличек со своей судьбой, поэтому предназначение поэта Цветаева видит в первую очередь в выражении собственных позиций.
Тема любви в лирике Блока
Тематика поэтических произведений А.А. Блока многообразна. Поэт пишет о России, ее судьбе, о природе, поднимает социальные проблемы. Но большое место в поэзии Александра Блока занимает тема любви. Ранний цикл стихотворений поэта на эту тему называется «Стихи о Прекрасной Даме». В основе поэтического цикла реальная, полная драматизма любовь Александра Блока к Любови Менделеевой.
Герой и толпа в лирике Маяковского
Лирика Маяковского близка традициям романтической поэзии: в ней воплощается конфликт исключительного человека и толпы. За внешней грубостью лирического героя скрывается ранимое и нежное сердце. Его вызов – от боязни непонимания и одиночества. Герой раннего Маяковского романтичен по своему мироощущению.
Тема природы в лирике Бунина
Русская лирика богата поэтическими образами природы. Поэты обожествляли родной край, незабываемые русские просторы, красоту обычных пейзажей. И.А. Бунин не был исключением. Полюбив один раз природу родной страны, он постоянно обращается к этой теме в своих стихах, передавая необычные краски, звуки, запахи родной стороны.
Анализ стихотворения А. А. Блока Ты в комнате один сидишь.
Автор: Блок А.А. Лирика Блока – явление уникальное. При всем многообразии ее проблематики и художественных решений, при всем отличии ранних стихотворений от последующих – она выступает как единое целое, как одно развернутое во времени произведение, как отражение пройденного поэтом «пути». Вся лирика Блока разделена на 3 книги и восемнадцать лирических циклов. «Возмездие» - один из циклов, который посвящен теме «страшного мира».
Анализ стихотворения А.Блока Ночь,улица,фонарь,аптека...
Анализ стихотворения А.Блока "Ночь,улица,фонарь,аптека..." Автор: Блок А.А. "Ночь,улица,фонарь,аптека..."Сразу можно обратить внимание на настроение лирического героя,его состояние.Все стихотворение пронизано тоской,чувством безысходности
Моё восприятие стихотворения В. Маяковского Лиличка
Автор: Маяковский В.В. Стихотворение «Лиличка!» было написано А. Маяковским в 1916 году. За год до этого, в 1915 году, поэт знакомится с Лилей Брик. Об этом знакомстве Маяковский в своей автобиографии «Я сам» написал так: «Радостнейшая дата Июль 915-го года. Знакомлюсь с Л.Ю. и О.М. Бриками». Он любил Л.
Лирический герой поэзии Жуковского
Лирический герой в поэзии Жуковского. Прежде всего, следует отметить, что лирический герой - это лирическое «Я» героя произведения, переживания, мысли и чувства которого оно отражает. Образ этого героя не тождествен образу автора, хотя и охватывает весь круг лирических произведений, созданных поэтом.
Творчество В.В. Маяковского
Автор: Маяковский В.В. Я – поэт. Этим и интересен. Об этом и пишу. Об остальном – только если это отстоялось словом. В.В. Маяковский. Я сам. «В его строках бездна поэтического электричества…» Так начинает свою статью о Маяковском поэт Владимир Корнилов и, словно слегка призадумавшись, добавляет: «... но другое дело – к чему он это электричество подключал».
Анализ стихотворения Памятник
Анализ стихотворения "Памятник" Автор: Державин Г.Р. В 1795 году Державин Гаврил Романович написал стихотворение «Памятник», в котором высказывает свою точку зрения на поэта и поэзия. Свое творчество он уподобляет «чудесному , вечному» памятнику. В русской литературе Державин стал основоположником автобиографической поэзии и был первым русским автором, избравшим темой своих стихотворений собственную славу.
Образ Родины в творчестве Александра Блока
Рассохиной Насти, 11 А. Kozyavka@inbox Образ Родины в творчестве Александра Блока. «У меня все стихи о Родине» А. Блок Тема Родины относится к числу вечных в поэзии. К ней обращались писатели и поэты во все времена. Но в творчестве А.Блока, на мой взгляд, эта тема обретает особое звучание. Ведь поэт жил на рубеже веков, о себе и своих современниках он сказал: "Мы - дети страшных лет России".
К Чаадаеву
Анализ стихотворения А. С. Пушкина «». К Чаадаеву. Это стихотворение относится к 1818 году, а опубликовано в 1829 без ведома Пушкина, хотя до этого получило известность в рукописных списках. Посвящено Петру Яковлевичу Чаадаеву, одному из друзей Пушкина.
Стихотворение Н. Заболоцкого «Гроза идет»
Поэт мысли, философских раздумий, тонкий лирик — таким вошел в русскую поэзию XX века Николай Заболоцкий. В его жизни было многое: учеба на историко-филологическом факультете Московского университета, переписка с К. Циолковским, арест и ссылка.
Анализ стихотворения А. Блока Незнакомка 2
Анализ стихотворения А. Блока «Незнакомка» Автор: Блок А.А. В стихотворении А.Блока «Незнакомка» даны два мира. Первый – реальный, в котором пьяные крики, «женский визг», «детский плач». Второй – две композиционные части в стихотворении, равные по количеству строф. Стихотворение основано на контрасте реальной пошлости, на беспросветности и высокой мечты о прекрасном, о счастье, о любви.
Стихотворение Пушкина Бесы
В основе стихотворения А.С. Пушкина «Бесы» — диалог с ямщиком, хотя это сложно назвать диалогом, так как от лирического героя исходит только одна, причем стереотипная для путников, реплика: «Эй, пошел ямщик!..» Скорее это монолог ямщика, причем фактически без признаков стилизации простонародной речи.
Тема любви в поэзии А. Блока и С. Есенина
Автор: Есенин С.А. Большое место в художественной литературе занимают лирические произведения. Они, как правило, не посвящаются событиям и людям, а раскрывают эмоциональное состояние человека (тоску, грусть, печаль или радость). Лирика показывает красоту внешне незначительных предметов, ее нужно уловить и объяснить.
Исследование поэмы Э. По Ворон
Исследование поэмы Э. По «Ворон» Эдгар Алан По – поэт середины ΧΙΧ века, создатель символической поэзии, основанной на психологическом анализе. Ярким примером является поэма «Ворон», написанная в 1844 – 1849 годах.
Мелодией одной звучат печаль и радость Тема любви в лирике АБлока
Эпоха 1900-х годов – эпоха лирики, в которой по преимуществу отразились тревоги, упования времени, сулившего «неслыханные перемены, невиданные мятежи». Блок, бесспорно – первый лирик своего времени. Поэт вошёл в литературу как певец Прекрасной Дамы. Удивительное откровение юной души – высший взлёт, озарённость, романтический порыв, томление, восторг, душевная чиситота – это ранний Блок.