Имя Александра Александровича Блока тесно связано в сознании читателей с символизмом. Это литературное течение, придя в Россию из Западной Европы на рубеже 19 и 20 веков, обогатившись достижениями русской стихотворной традиции, дало литературе множество замечательных произведений, среди которых поэзия Блока. Образы, созданные им, занимают особое место.
Своеобразие позиции поэта во многом уже отразилось в первые годы его творчества в образах лирического героя. Характерно в этом отношении стихотворение "Фабрика". С одной стороны, обращение поэта-символиста к реальности, к социальной тематике уже говорит само за себя. Но, с другой стороны, символическая философия, понимание своего места в жизни также весьма показательны. Стихотворение рисует три образа: собравшихся у ворот людей, кого-то недвижного, черного, считающего пришедших, и, наконец, лирического героя, говорящего: "Я вижу все с моей вершины..." Нахождение на вершине - это как бы начальная точка творчества самого поэта, из которой он шел вместе со своим лирическим героем к реализму.
Ранние стихотворения Блока пронизаны образом Прекрасной Дамы.
Его раскрытию и постижению поэт посвятил целый цикл стихов. Перед читателем открывается особый мир влюбленного человека, влюбленного поэта (ведь не секрет, что этот цикл был посвящен Любови Дмитриевне Менделеевой, жене поэта). Поэт преклоняется перед идеалом красоты и женственности и ощущает себя рыцарем, отдающим жизнь служению своей Даме. В стихотворении "Вхожу я в темные храмы...", поводом для создания которого стала встреча Блока сЛ. Д. Менделеевой в Исаакиевском соборе, перед лирическим героем появляется образ, который сравним с пушкинской Мадонной. Это "чистейшей прелести чистейший образец". Лирический герой этого периода творчества Блока - романтик, для которого любовь - высшая ценность.
Образ-символ получил другое освещение в стихотворении, ставшем символом самого поэта, "Незнакомке". Тему этого стихотворения можно определить следующей фразой: идеал, потребность красоты приходит в соприкосновение с отталкивающей реальностью. Эту двойственность поэт отразил и в композиции произведения: оно делится на две части. Первая часть пронизана настроением ожидания "друга единственного" - мечты, идеального образа Незнакомки. Но место встречи с ней - трактир. Умело нагнетая описанием пейзажа, использованием звукового ряда ощущение пошлости происходящего, автор мотивирует состояние лирического героя. Появление Незнакомки во второй части на время преображает действительность для героя, что в художественном плане выражается в перемене всех оценочных эпитетов, образов природы на противоположные. Они как бы освещены с другой стороны. Итог же - возврат в реальный мир, невозможность спрятаться в забытьи. Единственное возможное - продлевать его: "Ты право, пьяное чудовище, я знаю - истина в вине".
В этом стихотворении проявляется тонкий психологизм в раскрытии образа лирического героя, смена его состояний очень важна для Блока. Разработка подобных образов в малой стихотворной форме все же не давала возможности полно раскрыть их внутренний мир, эволюцию во времени. Это удалось сделать в поэме "Соловьиный сад". Основа сюжета этой поэмы - неизбежность возврата лирического героя из мира сладких грез и любви в реальность. Герой обретает новое, общечеловеческое значение. Так, многие образы поэмы имеют библейское звучание. На осле ехал Иисус, чтобы указать праведный путь, истину. Сад и его хозяйка - это Адам и Ева. Сад и остальной мир разделены только оградой, но, войдя в него, лирический герой теряет свое место в той жизни, куда он потом неизбежно должен вернуться.
В поэме решаются философские проблемы: выбора жизненного пути, любви. Герой обогащен новым знанием, но он и опустошен беззаботным счастьем.
Образ опустошенного жизнью, с нелегкой судьбой человека появляется в стихотворении "О доблестях, о подвигах, о славе". Это стихотворение автобиографично. Ведь незадолго до создания этого стихотворения Блока покинула жена. Поэтому становится ясна неразрывная связь лирического героя с самим поэтом. В каждом его стихотворении этот образ несет не только конкретную лирическую нагрузку, но и становится провозвестником общечеловеческих идей, вечных ценностей. Но Блок не уходит и от конкретных, реальных событий. В синтезе реального и идеального, в отражении внутреннего мира поэта во всей его глубине и состоит сущность лирического героя. Он полностью отразил эволюцию поэта, при этом сам многократно изменяясь.
Другие работы по теме:
Блок а. а. - Стихотворение а. блока вхожу я в темные храмы. ..
Символист А.А. Блок обесмертил свое имя созданием цикла стихов о "Прекрасной Даме". В них - чистая отроческая любовь к прекрасному, рыцарское смирение идеалу, мечта о возвышенной любви, которая являлась средством для проникновения в высшие миры, для слияния с совершенной вечной Женственностью. Цикл стихов о "Прекрасной Даме" посвящен возлюбленной А.А.
Тема любви в поэзии Серебряного века
Любовная лирика Б.Л. Пастернака, по-моему, является одной из составных частей глобального гуманизма творчества поэта. В стихах, посвященных любимым женщинам, как бы присутствует призыв всмотреться, вслушаться, вчувствоваться в мир его души, но ни в коем случае не вторгаться в него. И сам поэт никогда не вторгался в души любимых, но именно – вчувствовался и вслушивался.
Денискины рассказы
Так называется сборник рассказов В. Ю. Драгунского. Это очень весёлая книга. Главный герой её — Дениска — рассказывает разные случаи из своей жизни, делится с нами своими мыслями и наблюдениями. Мальчишка постоянно попадает в смешные ситуации. Особенно забавно бывает, когда герой и читатель по-разному оценивают рассказанное Дениской.
Анализ стихотворение Фета Ель рукавом мне тропинку завесила
Афанасий Фет – замечательный русский поэт, основатель поэтического жанра – лирической миниатюры. Тематика его поэзии ограничена. Его поэзия – «чистая поэзия», в ней нет социальных вопросов действительности, нет гражданских мотивов. Он избрал такой стилистический прием повествования, который позволил за внешним течением событий спрятать от читателя свою душу.
Лирический герой в поэзии Блока
Имя Александра Александровича Блока тесно связано в сознании читателей с символизмом. Это литературное течение, придя в Россию из Западной Европы на рубеже XIX и ХХ веков и обогатившись достижениями русской стихотворной традиции, дало множество замечательных произведений, среди которых поэзия Блока.
Лирический герой Александра Блока
Стихотворения великого поэта являются в первую очередь его дневником, отражающим мысли личности в момент создания очередного литературного шедевра. Ведь, на мой взгляд, любое стихотворение истинного поэта — это шедевр. Стихотворение очень трудно написать так, чтобы оно не соответствовало состоянию творца.
Стихотворение Блока Незнакомка
Цикл стихотворений А.А.Блока о Прекрасной Даме – является наивысшим достижением поэта в любовной лирике. Он творит некий миф о божественной Прекрасной Даме, неизменным поклонником которой становится лирический герой.
Стихотворение Маяковского Нате
Центральный композиционный прием в стихотворении «Нате!» – антитеза. Уже само броское название красноречиво свидетельствует об этом. Ранний лирический герой В. Маяковского романтически противопоставляет себя всему человечеству. Он пытается взглянуть на мир со стороны. И этот вид ужасает его. Противостояние романтически окрыленного лирического героя и обрюзгшего мира подчеркивают и местоимения «я» – «вы», контрастно противопоставленные в структуре стихотворения.
Стихотворение Блока О, я хочу безумно жить
Каждый поэт обращается в своем творчестве к различным темам: судьба родины, тема любви, образ природы, философские мотивы. Но творца волнует, безусловно, назначение и роль поэтического творчества. Роль поэта во все времена важна, но каждый по-своему понимает смысл лирики.
Лирический герой Есенина 2
Лирический герой Есенина Воедино слит с природой лирический герой Есенина, лишь в ней он ощущает свои корни, корни рода человеческого, лишь в ней он черпает свои силы. Природа у Есенина полна мифологических символов и языческих, и христианских. Но все персонажи у Есенина обитают в реальном мире.
Тема любви в лирике Блока
Тематика поэтических произведений А.А. Блока многообразна. Поэт пишет о России, ее судьбе, о природе, поднимает социальные проблемы. Но большое место в поэзии Александра Блока занимает тема любви. Ранний цикл стихотворений поэта на эту тему называется «Стихи о Прекрасной Даме». В основе поэтического цикла реальная, полная драматизма любовь Александра Блока к Любови Менделеевой.
Анализ стихотворения А. Блока Мне страшно с тобою встречаться
Автор: Блок А.А. Все в этом стихотворении робко и темно, зыбко и туманно… И все это — знаки "нездешних надежд" на вселенское "непостижимое чудо", на явление Вечной Девы, Прекрасной Дамы, в образе которой для Блока воплощалось некое всеединое божественное начало, долженствующее "спасти мир" и возродить человечество к новой, совершенной жизни.
Анализ стихотворений Как тяжко мертвецу среди людей, Ночь, улица, фонарь аптека, Поэты, Друзьям
» Блока Автор: Блок А.А. У Блока в стихотворении «Как тяжко мертвецу среди людей» появляется образ чиновника-мертвеца, винтика большой государственной машины, который не способен чувствовать, радоваться. Он ведет обычную внешнюю жизнь: ходит на службу, посещает балы, разговаривает, улыбается, но он мертв, потому что не испытывает никаких чувств.
Любовь в лирике Блока
Александр Блок – это гениальный лирический поэт. А лирическая поэзия в нашем сознании всегда будет связана, прежде всего, с темой любви. Любовь - определяющая тема в творчестве великого русского поэта.
Лирический герой поэзии Жуковского
Лирический герой в поэзии Жуковского. Прежде всего, следует отметить, что лирический герой - это лирическое «Я» героя произведения, переживания, мысли и чувства которого оно отражает. Образ этого героя не тождествен образу автора, хотя и охватывает весь круг лирических произведений, созданных поэтом.
Россия Александра Блока
Автор: Блок А.А. Тема родины относится к числу вечных в поэзии. К ней обращались художники слова во все времена. Но в творчестве Блока она обретает особое звучание.
Стихотворение А.А. Фета Поэтам, Восприятие, истолкование, оценка
Автор: Фет А.А. «Дарование Фета совершенно самобытное, особенное, до того особенное, что особенность переходит у него в причудливость, подчас самую странную неясность или в такого рода утонченность, которая кажется изысканностью». Так писал о творчестве А.А. Фета Аполлон Григорьев, который был советчиком в творческих делах поэта.
Образ Родины в творчестве Александра Блока
Рассохиной Насти, 11 А. Kozyavka@inbox Образ Родины в творчестве Александра Блока. «У меня все стихи о Родине» А. Блок Тема Родины относится к числу вечных в поэзии. К ней обращались писатели и поэты во все времена. Но в творчестве А.Блока, на мой взгляд, эта тема обретает особое звучание. Ведь поэт жил на рубеже веков, о себе и своих современниках он сказал: "Мы - дети страшных лет России".
"Страшный мир" в лирике А.А.Блока
Александр Блок был романтическим поэтом не только по системе отображения жизни, но и по духу ее восприятия. Он творил в порыве вдохновения, и эта способность осталась у него на всю жизнь. Через душу А.Блока прошли все потрясения его времени.
Лирический герой А. А. Блока
В конце XIX — начале XX века в русской литературе появляется направление, получившее название “символизм”. Теоретик символизма В. Соловьев так сформулировал его основные принципы. Во-первых, принцип Вечной Женственности.
Мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы
Автор: Пушкин А.С. Неволя была, кажется, музою-вдохновительницею нашего времени. А Вяземский Свобода — ключевое понятие творчества Пушкина. Для Александра Сергеевича свободная и честная Россия всегда была предметом его мечтаний. Поэтому эта общественная тема, тема народа и его судьбы, звучит во многих стихотворениях и произведениях Пушкина.
Анализ стихотворения А.Блока В ресторане
Анализ стихотворения А.Блока "В ресторане" Автор: Блок А.А. Сюжет вечен и прост: любимая женщина уходит, герой делает усилие удержать её, но всё тщетно. Несмотря на кажущуюся простоту, “В ресторане” — одно из сложнейших произведений Блока.
Анализ стихотворения А. Блока Незнакомка
Автор: Блок А.А. Это стихотворение Александра Блока принадлежит к периоду написания “Страшного мира”, когда главными в восприятии поэтом мира были ощущения тоски, отчаяния и неверия. Мрачные мотивы многих стихотворений данного периода выражали протест Блока против жестокости страшного мира, превращающего все самое высокое и ценное в предметы торга.
Анализ стихотворения А. Блока Незнакомка 2
Анализ стихотворения А. Блока «Незнакомка» Автор: Блок А.А. В стихотворении А.Блока «Незнакомка» даны два мира. Первый – реальный, в котором пьяные крики, «женский визг», «детский плач». Второй – две композиционные части в стихотворении, равные по количеству строф. Стихотворение основано на контрасте реальной пошлости, на беспросветности и высокой мечты о прекрасном, о счастье, о любви.
Анализ стихотворения А.Блока О, весна без конца и без краю...
Анализ стихотворения А. Блока «О, весна без конца и без краю…» Узнаю тебя, жизнь! Принимаю! И приветствую звоном щита! А. Блок А. Блок – замечательный русский поэт. В 1907 году он создал цикл из 11 стихотворений «Заклятие огнём и мраком». Исследователи творчества поэта отмечают, что для данного цикла характерна общая жизнеутверждающая идея.
Страшный мир в лирике А. А. Блока
Автор: Блок А.А. Александр Блок был поэтом, который не отделял свою жизнь от творчества. Он писал в порыве вдохновения, но через душу Блока прошли все потрясения его времени. Лирический герой его произведений заблуждался, радовался, отрицал, приветствовал. Это был путь поэта к людям, путь к воплощению в своем творчестве человеческих радостей и страданий, трагедия “вочеловечения”.
Лирический герой А. Блока
Наивный читатель склонен отождествлять автора с героями его произведений. Ему видится я автора всегда, когда речь идет от первого лица. Это не так. Вернее не всегда так.
Лирический герой Есенина
Лирический герой Есенина слит с природой, в ней он ощущает свои корни, корни рода человеческого. Природа, по Есенину, полна мифологических символов, как языческих, так и христианских. Мифологические персонажи у Есенина обитают в реальном мире.
Образ лирического героя в поэзии А. А. Блока
Поэзия Блока несколько раз претерпевала серьезные изменения, но сам поэт считал все свои произведения единым целым, своего рода романом в стихах. Всю свою поэзию поэт разделил на три тома, которые соответствовали различным этапам в жизни самого поэта.
Анализ стихотворения гумилёва "Волшебная скрипка"
Стихотворение “Волшебная скрипка”-ключевое для всего творчества Гумилёва. Стихотворение это-обращение искушённого поэта к юному, знающему лишь о счастье творчества, не видя оборотной стороны медали. Эту оборотную сторону и показывает искушённый поэт.
Генрих Гейне. Атта Троль
Эта поэма Генриха Гейне повествует о медведе по имени Атта Троль. Действие начинается в 1841 г. в небольшом курортном городке Котэрэ в Пиренеях, где лирический герой отдыхал вместе со своей женой Матильдой, которую он ласково называет Джульеттой.
Батюшков Константин Николаевич
В русской поэзии есть имена, которые не так известны, как имена Пушкина, Лермонтова, Блока... Но творчество этих поэтов внесло неоценимый вклад в отечественную литературу.